Интерактивный словарь Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Крошечка- Хаврошечка- это символ плодородия и достатка в доме, данный образ настолько закрепился и в современном мире, что означает «образ маленького, не защищенного в семье человека, которого нещадно наказывают и лишают внимания и заботы».
В русской сказке о Хаврошечке говорится, как тяжело выживать в семье, когда в ней живут жестокие и равнодушные люди. Мать героине заменила корова, которая внимательно слушала все беды юной Крошечки. Оставшись без жены, которая недавно умерла, отец девочки приводит в дом мачеху с дочерьми. И как случается не только в сказках, проблемы только усугубляются. Отец Хаврошечки, как принято в таких случаях, существо подневольное и подчиняемое, выполняет все указания своей новой жены: он соглашается зарезать корову.
В волшебных сказках всегда есть предметы, которые помогают героям преодолеть трудности или совершить подвиг. Так образ коровы наделен такими свойствами. Недаром и в реальной жизни он практически однозначен. Это кормилица семьи, остаться в Древней Руси без коровы, все равно, что лишиться кормильца: она дает молоко, значит, несмотря на неурожаи, семья выживет в трудные годины.
Мачехе не нравится союз Коровы и Хаврошечки, она приказывает ее убить. Хаврошечка выполняет все указания коровы, и в итоге судьба к ней благосклонна. На месте, где она закопала косточки коровы, вырастает красивое дерево, яблоня, чьи плоды понравились молодому красивому барину.
В итоге, героиня благополучно выходит замуж, она вознаграждена по справедливости: смерть коровы не напрасна, она ей помогла сделать правильный выбор и покинуть злых и расчетливых людей.
Автор статьи- Ирина Милованова. Автор фото- Любовь Догонова
Это глиняный сосуд для хранения молока. Они обычно 1–2 литровые, высота 18–20 см В таком сосуде молоко дольше сохраняеет свежесть, для этого сосуд был выполнен из пористого материала (глины) благодаря которому молоко могло дышать. Еще в крынке делали топленое молоко. Крынку ставили в печь и томили молоко, оно становилось карамельного цвета. Сверху появлялась коричневая пенка. Кажется вкуснее этой пенки с топленого молока ничего нет. Интересный факт: жирность молока у всех коров разная. и когда наливаешь кружку топленого молока, а сверху плавают лужицы растопленного масла — это блаженство.
«Крынка» — это старинный предмет быта, который использовался для хранения и переноски молока или других жидкостей. Крынка обычно имела форму круглого сосуда с узким горлышком и ручкой для удобства переноски. Она могла быть изготовлена из различных материалов, таких как дерево, керамика, металл или стекло.
Крынки использовались в домашнем хозяйстве для хранения свежего молока или других жидкостей, чтобы сохранить их прохладными и защищенными от загрязнений. Их удобно было брать с собой на пастбище или в поле для кормления животных.
С появлением новых технологий и удобств, использование крынок постепенно устарело, но они остаются популярными среди коллекционеров и любителей антиквариата. Крынки могут быть интересны не только как предметы быта, но и как элемент декора или аутентичного аксессуара в стиле ретро.
Кувшин- распространенное на Руси слово, отмечено было уже к 15–16 веку. Предполагается два варианта происхождения этого слова: один- из тюрского языка, «кумган». Это слово означает кувшин с узким горлом. Тюрские народы использовали его во времена походов или кочевий, наливали туда айран или верблюжье, также коровье молоко, которое хорошо хранилось в условиях жары.
Есть и другая версия происхождения этого слова- из литовского языка- «ендова», или кувшин, в котором хранились напитки, их подавали к столу.
Упомянуто данное слово было еще в описях Свияжского монастыря 1614 года у публициста Г. Котошихина: «Да в монастырской ж казне серебряных судов питьих: кубок, достоканец серебряной с кровлею, золочен, братена серебряная». На Руси использовали кувшины как из стекла, так и из дерева, меди, были и глиняные. Хранили в такой посудине мед, пиво, молоко, кисель, квас, алкогольные напитки.
Поскольку кувшины, или сосуды, или жбаны имели свое предназначение, то и размеров они были разных: от одного литра до 20–30 литров, последние же использовались для того, чтобы напоить скот: коров или овец. В русских деревнях долгое время использовали глиняные кувшины для хранения молока, которое подолгу не скисало. Крестьяне опускали в погреб масло и сметану в кувшине, которое хранилось там и не портилось. Известная русская притча, в которой две лягушки попали в кувшин со сливками: одна из них не переставала бить лапками и выбралась наружу из неудобного кувшина, сбив из сливок масло, другая же быстро сдалась на милость победителя.
Кувшины с носиком для удобного слива жидкости и ручкой с противоположной стороны появились в древние времена. Иногда их дополняли крышками. Эти сосуды играли значительную роль в повседневной жизни и ритуалах, особенно в погр*ьных обрядах.
Древние греки использовали специальные кувшины для вина, известные как ойнохои, которые позволяли наливать в три чаши одновременно. В Среднем Поднепровье были найдены высокие керамические кувшины с узким горлышком и ручкой, относящиеся к зарубинецкой культуре. Также в могильниках другой древней культуры обнаруживались чернолощёные кувшины с узким горлом и X-образными ручками.
В России кувшины из глины использовались для переноса воды вплоть до XVIII века. Они были меньше ведра и носились на плече. Археологи находили такие сосуды, украшенные орнаментами и надписями. Например, на одном из найденных кувшинов было указано имя владельца — Григория Афанасьева, торговца из Москвы.
Даже в XIX–XX веках кувшины продолжали пользоваться популярностью для транспортировки воды в странах Ближнего Востока и Средиземноморья. Кроме глиняных, существовали также металлические кувшины, которые использовались для подачи напитков на стол. В XVII веке популярная чернолощеная посуда начала уступать место более дорогим глазурованным кувшинам, особенно востребованным для праздничной сервировки.
В Германии кувшин (Kanne) служил мерой объёма. Например, баварский кувшин имел объём 1,07 литра. До конца XIX века термин «Kanne» даже использовался как официальное название литра.
Основная функция кувшина заключается в хранении и подаче жидкостей. Его форма зависела от назначения: широкие кувшины были предназначены для воды и вина, а узкие с крышкой — для пива. В России такие сосуды называли «питейной посудой», и слово «кувшин» вошло в обиход с XV века.
Кудель — это не порода собак, созвучная со всем знакомым пуделем, как некоторые могли подумать. На самом деле это волокно льна, конопли или шерсти, приготовленное для прядения и используемое для изготовления толстой пряжи.
На Руси кудель ассоциировалась с волосами и использовалась в «обрядах перехода». Из нее невесте изготавливали красоту (похожую на косу), перед свадьбой ее сжигали и гадали по форме пепла. Косу из кудели привязывали на могильный крест, а человека, обмывающего покойников, звали скудельником.
При посвящении («переходе») девочек (5–6 лет) в пряхи полагалось, выпряв первую нить из кудели, эту нить сжечь, а пепел съесть с хлебом или выпить с водой. Из-за прочной связи кудели с волосами даже возникло слово «куделить», означающее «драть за волосы».
Жил-был в одном далёком селе добрый молодец по имени Илья. Был он мастером на все руки, но больше всего любил работать молотом и клещами. Днём и ночью стоял он у раскалённого горна, выковывая мечи, топоры и подковы для коней. Слава о его мастерстве разнеслась далеко за пределы родного села, и вскоре стали стекаться к нему люди со всех уголков земли русской.
Однажды вечером, когда солнце уже спряталось за горизонт, а Илья заканчивал очередную работу, раздался стук в дверь. Открыв её, кузнец увидел перед собой старика с длинной седой бородой и глубокими морщинами на лице. Старик попросил Илью выковать ему меч, такой, какого ещё никто никогда не видел.
После этого старик исчез, словно растворившись в воздухе. А Илья понял, что перед ним был сам Дед Мороз, пришедший за оружием для борьбы с тёмными силами.
С тех пор Илья стал известен как самый великий кузнец на Руси. Люди приходили к нему за помощью, зная, что он всегда готов защитить их от беды. И где бы ни звучало имя Ильи, везде говорили о нём с уважением и благодарностью
В русских сказках кузнец — это сильный и мудрый человек, обладающий магическим мастерством. Он умеет ковать не только обычные предметы, но и волшебные орудия, такие как меч-кладенец или волшебные ключи
Кузнецы занимают важное место в русских народных сказках, представляя собой символ мастерства и силы. Они часто изображаются как мудрые и опытные мастера, обладающие уникальными знаниями о металлах и ремеслах. Эти персонажи не только создают оружие и инструменты, но и обладают волшебными способностями, что придаёт их образу особую значимость. Кузнецы могут быть как добрыми, так и злыми, но в большинстве случаев они выступают на стороне добра, помогая главным героям преодолевать трудности и сражаться со злом.
В сказках кузнецы часто становятся хранителями древних тайн и знаний, которые позволяют им создавать предметы с необычными свойствами. Например, они могут ковать мечи, способные разрубить любую преграду, или доспехи, защищающие от любых бед. Эти волшебные артефакты не только помогают героям в их приключениях, но и служат символом силы духа и мужества. Кузнецы также могут выступать в роли наставников, передавая свои умения и знания молодым героям, что подчеркивает важность традиций и ремесленного мастерства в культуре.
Кроме того, кузнецы в народных сказках часто ассоциируются с темой справедливости. Их трудолюбие и преданность делу делают их образцами для подражания. Они могут выступать как судьи в конфликтах между персонажами, решая споры и восстанавливая порядок. Таким образом, кузнецы становятся не только создателями, но и защитниками справедливости, что делает их важными фигурами в русской мифологии и фольклоре. Их образы продолжают вдохновлять современные интерпретации, сохраняя связь с традициями и культурным наследием.
Кузница — это место, где занимаются обработкой металла: изготавливают предметы домашнего обихода, подковывают лошадей. Кузница занимает важное место в русской народной культуре, являясь символом труда, мастерства и силы. Это не просто место, где создаются инструменты и предметы быта, но и пространство, наполненное магией и традициями.
В русских народных сказках кузнец часто изображается как умный и сильный человек, обладающий особыми знаниями и умениями. Он не только кует железо, но и творит чудеса, создавая мечи и доспехи для богатырей или магические предметы. Кузнецы считались хранителями древних знаний, их умения передавались из поколения в поколение.
Кузница на Руси была местом общения и сбора людей, здесь встречались соседи, обсуждали новости, делились опытом. В некоторых деревнях кузнецы даже выполняли роль судей и миротворцев, помогая разрешать споры между крестьянами. Это подчеркивало важность кузницы как центра общественной жизни. Кузница в русской культуре символизирует не только мастерство и трудолюбие, но и связь человека с природой и стихиями. Она олицетворяет гармонию между человеком и окружающим миром, где труд становится искусством, а создание вещей — актом творчества.
Таким образом, кузница является важным элементом культурного наследия России, отражая дух народа и его традиции.
Кукла мотанка — это традиционная народная игрушка, которая изготавливается путем обмотки нитками или лентами определенной формы, чтобы создать объемную фигуру. Куклы мотанки имеют долгую историю в различных культурах и странах, и они часто ассоциируются с талисманами, оберегами или символами удачи.
Изготовление кукол мотанок может быть разнообразным и зависеть от традиций и предпочтений каждого региона. Обычно для ее создания используются натуральные материалы, такие как деревянные стержни, солома, ткани, шерсть, ленты, нитки и другие подручные материалы.
Куклы мотанки могут иметь разные формы и стили: от простых и минималистичных до более сложных и детализированных. Они часто украшаются вышивкой, бисером, лентами или другими декоративными элементами. И могут представлять различных персонажей, животных, религиозные или символические фигур.
Куклы мотанки могут использоваться как декоративные элементы в интерьере, игрушки для детей или предметы коллекционирования. Они часто считаются уникальными и особенными из-за ручной работы и традиционного процесса изготовления. Создание куклы мотанки может быть увлекательным хобби, которое позволяет сочетать творчество с сохранением народных традиций.
В Древней Руси куклам-берегиням придавалось большое обрядовое значение. Согласно поверьями, они считались мощным талисманом, защищающим род.
Изготовление такой куклы было важным процессом, в котором не допускалось использование иголок, чтобы кукла не навредила своим хозяевам. Ткань рвали руками. Вышивать или рисовать берегиням глаза тоже было запрещено, это служило защитой от злых мыслей и духов.
Куклы — обереги оберегали людей, жилье; защищали от злых духов, смерти; принимали на себя болезни и несчастья; давали силу маленьким. Они использовались в магических ритуалах
В языческой Руси создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.
Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.
Одной из самых распространённых кукол-оберегов был домовой. У славянских народов это домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Обычно домовым считался умерший член семьи.
Облику домового обязательно придавалась лохматость и косматость, которые сулили богатство дому.
Курень — традиционное название дома у донских казаков. Глиняные, деревянные, полукаменные, они могли быть как одно-, так и двухэтажными. Но обязательно на высоком фундаменте — возводились с учетом весеннего разлива рек. Вокруг куреня — балясник (балкон), на котором «бабы лясы точили», хозяева пили чай, принимали гостей. Но главное для казаков — это «мой дом — моя крепость». В любо момент курень мог превратиться в оборонительное сооружение.
На Дону и Кубани курень — дом казаков. Курень совсем не похож на русскую избу или украинскую хату. Он двухэтажного типа. Для его постройки используют камень, глину, хворост. Курень имеет высокий фундамент который нужен для защиты от весенних паводков, наводнения. Обычно на первом этаже дома никто не жил. Фундамент и стены возводили из камня, потому что камень не боится воды. Но главный минус такой постройки из камня — в ней очень холодно.
Кушак — это пояс или широкая лента из ткани. Обычно его вышивали, украшали кистями, бахромой или другими декоративными элементами. Кушаки могли быть разных цветов и узоров, отражая региональные особенности и традиции. Кушаки могли быть выполнены из различных материалов, таких как шелк, хлопок и представляли собой яркий и красивый элемент одежды.
Лада — богиня весны, красоты и любви. Особым почетом она всегда пользовалась у девушек и женщин средних лет. Лада также ассоциировалась с материнством, домашним уютом и счастьем в браке. Она жена бога Сварога и мать многих богов: Леля, Лели, Живы, Морены, Полеля.
— Глупая вы баба! Фитилек у вас горит Чрезвычайно слабо.
Так сказала о Лампе Керосиновой Электрическая Лампочка в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Вчера и сегодня». Несмотря на то, что прошло со времени написания стихотворения почти 100 лет, у нас дома сохранились обе героини этого произведения.
Лампа керосиновая спасает нашу семью в деревне, когда отключают электричество. Очень романтично ужинать всей семьёй за столом освещённом керосиновой лампой. Единственный ее минус, то, что после ее гашения, во всём доме пахнет керосином.
Интересна история появления лампы. Одним из изобретателей считают одесского аптекаря Игнатия Лукасевича, а сделал он неё в 1853 году.
А вот интересные факты, связанные с ней:
1. Фармацевт сделал лампу для того, чтобы привлекать покупателей ярким светом.
2. Зех, один из создателей керосиновой лампы, не смог обогатиться на своем открытии, потому что во время производства каменного масла случился пожар, уничтоживший почти все его имущество.
3. Всемирная известность керосиновой лампы произошла из-за новости в газете о том, что в одной из Львовских больниц под свет этого изобретения была сделана операция.
Ланиты — это устаревшее слово, мы довольно редко слышим его, и так, что же это такое? Ланиты — это щеки, округлая часть лица. В своих стихах и рассказах поэты часто употребляли это слово, чтобы описать алые щеки мужчин или женщин.
Лапти- это один из самых древних видов обуви, который был в России до начала 20 века. Лапти считали обувью самой бедной части населения. В деревнях в латях ходили круглый год. А плели лапти из коры лиственных деревьев, в основном из липы, но в ход шли и березы, дуб и другие. Лапти плели и не толко из лыка, но и из других материалов, например коннских грив и хвостов и их называли волосянки. Интересно, что лапти были праздничными и повседневными и даже были плетеные сапоги. Очень много половиц и поговорок есть о лаптях: Мы тоже не лыком шиты. Ободрал как липку. Не учась и лаптя не сплетешь.
Простые крестьяне, живущие на Руси, прославили этот вид обуви, который стал символом НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. Лапти- это сплетенная из лыка обувь. В качестве лыка использовали кору разных деревьев, которые росли на Руси, например, кору липы вымачивали в соляном растворе, чтобы удобно было сгибать ее или брали тоную щепу этого же дерева, такие лапти были более долговечные. Другая кора, например, березы, имела короткий срок службы.
Разновидностей лаптей большое множество: в каждом регионе они свои, например, для прочности основы могли добавлять конский волос или корни растений, волокна травы. Для праздников лапти украшали, для этого брали кору липы или березы, расписывали узорами. Для таких лаптей важно сделать самое тонкое волокно, могли в него добавить шерстяную тесьму, для удобства во время носки.
Во время тяжелой работы носили «рачки» - удобные лапти с отверстиями, которые не пропускали воду. Во дворе — «ступни, современнные галоши, а в доме использовали «чуни», связанные из веревок лапти.
Говорят, что первые лапти появились еще в каменном веке. Поскольку они были просты в изготовлении и удобны в носке, то такая обувь достаточно быстро распространилась повсеместно, однако есть районы Руси, например, сибиряки, которые делали ее с неохотой, поскольку там в холодное время требовалась более серьезная защита нижних конечностей.
Бедные люди не могли позволить себе кожаную обувь, летом ходили босяком или в лаптях, а зимой у некоторых тоже были лапти, в которых было больше полос из лыка, такие лапти называли «семиряком», а чтобы нога была в тепле, надевали зимой теплые шерстяные двойные носки.
Лапти — это традиционная обувь, которая использовалась в России и некоторых других славянских странах. Они изготавливаются из тонкой древесной коры, обычно из березы или осины, и представляют собой плетеные туфли, которые были популярны до начала XX века.
Лапти имеют долгую историю и являются символом русской народной культуры. Их начали носить еще в древности, и с тех пор они стали неотъемлемой частью крестьянского быта. Лапти были легкими, удобными и хорошо пропускали воздух, что делало их идеальной обувью для работы на земле и в полевых условиях.
Лапти использовались как в повседневной жизни, так и в праздничных нарядах. В них ходили на работу в поле, на ярмарки и даже на праздники. С появлением фабричной обуви и изменений в моде лапти постепенно вышли из обихода, но до сих пор остаются символом русского народного творчества.
Сегодня лапти можно встретить в музеях, на народных праздниках и фестивалях. Они стали предметом интереса для коллекционеров и любителей народного искусства. Некоторые ремесленники продолжают традиции их изготовления, сохраняя старинные технологии и методы.
Лапти — это не просто обувь, а часть культурного наследия, отражающая образ жизни и традиции русского народа.
Лапти — это традиционная русская обувь, изготовленная из лыка или других растительных материалов. Они представляют собой плетеные сандалии, которые были популярны в России и некоторых других странах Восточной Европы до начала XX века. Лапти были легкими, удобными и позволяли ногам «дышать», что делало их особенно подходящими для работы на земле и в сельском хозяйстве.
Изготавливались лапти вручную, и процесс плетения требовал определенных навыков. В прошлом лапти носили как мужчины, так и женщины, особенно в деревнях. С течением времени, с развитием промышленности и появлением фабричной обуви, лапти стали менее популярными, но они остаются важным символом русской народной культуры.
Леля — одна из самых древнейших и почитаемых славянами богинь. Она символизировала весну, красоту и девичью любовь. Чаще всего ее изображали как русую молодую девушку, едва достигшую возраста, когда можно выходить замуж. Ее мать, богиня Лада, и сестры: богиня Марена и богиня Жива — зачастую ассоциируются с домашними делами, бытом. Однако Лель изображают на фоне дикой природы. Из этого можно сделать вывод, что Лель — вольная, молодая девушка, не отягощенная заботами и переживаниями.
Наверняка все помнят слова из замечательной кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», которые произносит Иван Грозный, когда с восхищением смотрит с балкона на Москву: «Ух, красота-то какая! Лепота!» И почти всем телезрителям слышится «ляпота».
Это старославянское слово имеет значение «великолепие», «красота». Образовалось оно от «лепый», что означало красивый, хороший. Поэтому при написании единственно верным вариантом является «лепота», а «ляпота» сохранилась до наших дней как шутливая манера произношения. Не делайте нелепых ошибок в письменной речи!
Употребляли «лепота», когда называли что-то изящное, живописное, величественное. В фильме Гайдая Иван Грозный был поражен столичной лепотой, а я предлагаю полюбоваться лепотой Сибири — на фото вид с хребта Кузнецкий Алатау (Кемеровская область).
Мы спрашиваем Сколько тебе лет?, выращиваем многолетние растения, желаем друг другу долголетия. Однако к лету в нашем привычном понимании этого слова все вышеперечисленное не относится.
Дело в том, что у древних славян была своя система исчисления времени, отличная от современной. Год у них назывался «лето», а новолетие начиналось (тут мнения этнографов и историков расходятся) в марте, в день весеннего равноденствия, или в сентябре, в день осеннего равноденствия. На протяжении веков в календари древних славян менялись — славянское лето имело от девяти до двенадцати месяцев.
И вот Петр I своим указом от 19 декабря 1699 года приказал началом года считать 1 января и вести летоисчисление не «от сотворения мира», а от Рождества Христова. В этом же документе было указание народу поздравлять друг друга с Новым годом, а не с новолетием.
Летописи подробно повествуют о событиях в древней Руси. Они писались пером (чаще всего гусиным) чернилами, которые были сделаны из красной охры или свинцового сурика на бумаге или пергамене по годам или как тогда говорили «из лета в лето» от этого и произошло название «летопись». При помощи летописей мы можем узнать как жили люди на Руси. Ведь если не знаешь, прошлого не спланируешь будущего: для нас это очень важно. Летописи очень важны для общества до сих пор так-как они, как учебник истории помогут найти информацию о прошлом.
Леший — дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Он заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Следит за людьми, посещающими лес. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, а к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Может проказничать и шутить, но делает это грубо и зло: пугает хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивает с пути, прячет предметы, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом.
Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила, и справедливый дух.
В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Бывает, что это полностью растительный объект: дерево (почитаемые сосна, ель, берёза, дуб, осина), куст, пень, лист, мох, гриб. В этих растительных объектах проявляются человеческие черты: ветви как волосы, толстая кора как кожа, сучок — торчащий нос, обросшее мхом лицо.
Считается, что слово «леший» произошло от слова лес: «лесной», «лесистый».
Леший — это существо славянской мифологии, которое обитает в лесах. Он считается духом леса, охраняющим природу от людей, особенно тех, кто нарушает правила поведения в лесу. Лешие часто изображаются как существа, обладающие способностью менять свой облик, превращаться в животных или даже в людей. Они могут обманывать путников, заводить их в чащу или сбивать с пути, но также иногда помогают тем, кто уважительно относится к природе и соблюдает её законы.
В разных легендах внешность леших может варьироваться:
иногда он представляется как высокий человек с длинными волосами и бородой, одетый в звериную шкуру. В других рассказах леший имеет черты животного, например, козлиные копыта или рога. Также встречаются описания, где леший выглядит как маленький старичок с хитрыми глазами.
Леший обладает многими необычными способностями… Может мгновенно перемещаться между деревьями и скрываться среди них.
Обладает голосом, который способен имитировать звуки природы, чтобы запутать путника. Знает все тайны леса и может предсказывать будущее.
Леший выполняет несколько важных функций в народных верованиях, например, охраняет лес, следит за порядком в своём владении, наказывает нарушителей и помогает добрым людям.
В разных скахках леший может помогать охотникам, которые находятся на охоте, помогает людям в данном процессе, указывая им путь поиска.
Люди боятся лешего, так как считается, что леший может забрать душу заблудшего человека, если тот слишком долго находится в лесу без разрешения духа.
Таким образом, леший является- это образ, который символизирует мудрость и силу природы, заявляет о себе как о персонаже, требущего почитания и уважения.
Леший — один из наиболее ярких персонажей славянской мифологии, олицетворяющий дух леса. Он выступает в роли покровителя лесных угодий и всех их обитателей, включая животных и растения. Его рисуют как худого и худощавого старика, который имеет рожки. Внешний вид легко меняется героя, в зависимости от настроения.
Леший обычно изображается в виде существа с зелёными или коричневыми волосами, он дух леса, поэтому одет в одежду из листьев, коры и мха.
Маскируясь под фон леса, леший- стражник и защитник этого пространства. Его цель охранять лес от людей и других существ, ведь они могут нанести ему вред. При этом он способен наказать тех, кто нарушает его правила, кто загрязняет природу. В народе говорят, когда человек сбивается со своей дороги или пути, что леший путает. Например, он может заставить заблудиться тех, кто заходит в лес, перемещая деревья.
Однако леший поступает по-справедливости, например, может быть добрым и отзывчивым к тем, кто уважает природу. В некоторых сказках он помогает героям, если они ведут себя правильно.
Леший часто упоминается в контексте других мифических персонажей славянской мифологии, таких как русалки, домовые и Баба Яга.
Леший- это символ уважительного отношения к природе, стражник всего сущего на определенной территори, который милует и карает «по законам» природы.
Автор статьи- Алина Талюсова, автор фото — Любовь Догонова.
Лиса — один из самых известных и ярких персонажей русских народных сказок. Она часто изображается как хитрая, умная и изворотливая. Её хитрость позволяет ей выходить из сложных ситуаций, а также обманывать других животных и людей. Данный образ двойственен: в некоторых произведениях она проявляет доброту, что бывает редко.
Лиса — ловкое животное с яркой рыжей шерстью, острыми ушами и длинным хвостом. Её внешний вид подчеркивает её ловкость и смекалку.
Она антагонист доброму, невинному ипростому. В некоторых сказках она обманывает других животных, чтобы добиться своих целей. Например, в сказке «Лиса и журавль» лиса пригласила журавля на ужин, но сама подала еду в плоской тарелке, из которой журавлю было трудно есть. В ответ журавль пригласил лису к себе и подал еду в узком сосуде, что заставило лису почувствовать себя неудобно.
Лиса- это сама хитрость и смекалка. На ее примерах читатель учится, как можно выйти из трудной ситуации.
Сказки о лисе учат тому, что зло рано или поздно будет наказано, а доброта и честность всегда вознаграждаются.
Русская народная сказка «Лиса и Волк» — это история, полная хитрости, юмора и народной мудрости. Её главная тема — умение обманывать и выходить из сложных ситуаций. Один из самых известных эпизодов этой сказки — когда лиса обманывает волка, чтобы тот поймал рыбу в проруби во льду: «Лови большую рыбу и маленькую рыбку!». Эта хитрая плутовка пользуется невинностью волка, а люди на примере этой сказки показывают, как важны находчивость и острый ум.
Волка часто изображают простаком, который слепо верит на слово лисе и из-за этого попадает в беду. В этой истории он преследует легкую добычу и теряет не только рыбу, но и свободу, когда его хвост, который он опустил в ледяную воду, замерзает. Этот образ — прекрасная иллюстрация к поговорке «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Сказка о Лисе и Волке ценна своей многослойностью. Она подходит как для детского восприятия, так и для взрослых, которые могут лучше понять аллегорию и скрытые уроки. Лиса в этой истории олицетворяет хитрость, а также находчивость и способность выжить в любой ситуации, в то время как Волк символизирует доверчивость и беспечность.
Интересно, что мотив обманутого Волка встречается не только в русском фольклоре, но и в народных сказках других славянских народов. Однако именно в России эта история приобрела особую популярность и стала неотъемлемой частью культурного наследия.
Автор текста: Иван Краснобаев. Автор картинки: Камила Нуриманова.
«Лохань» — это традиционная русская емкость, обычно имеющая круглую или овальную форму и чаще всего сделанная из дерева. В историческом контексте лохани использовались для различных бытовых нужд, таких как стирка, замачивание, а также для хранения продуктов и воды.
В деревенском быту лохани часто были неотъемлемой частью хозяйства. Их использовали для стирки одежды, приготовления пищи, а также в ритуалах и обрядах. Например, в некоторых регионах лохани применялись для замачивания льна или других материалов перед обработкой.
Лохань также может быть украшена резьбой или росписью, что придаёт ей эстетическую ценность. В современном контексте такие емкости могут использоваться в декоративных целях или как элементы интерьера в русском народном стиле.
Все мы носим различные луки. В наше время модно одевать рванную и будто грязную одежду. Мне стало интересно, как такую одежду называли в Древней Руси. Я порылся в книжках и интернете, и вот что нашел: ветхую, изношенную и рваную одежду называли лохмотьями. В такой одежде ходили по много лет простые рабочие люди.
Одежда на нем висела лохмотьями. Тургенев, «Милостыня».
Над подсохшей ботвой совершенно созревших, желто-красных степных помидоров торчало, раскинув лохмотья, пугало. Катаев, «Белеет парус одинокий».
Лысый дидько — фразеологизм, происходящий из украинского «дідька лисого», который, как и его русский вариант черта лысого, означает полное отрицание: ни за что, никогда. Николай Гоголь писал буквальный перевод: лысый черт.
«Разве один только лысый дидько, если не он. Тут приятели побрались за шапки, и пошло лобызание; наш Голопупенков сын, однако ж, не теряя времени, решился в ту же минуту осадить нового своего знакомого».
Н. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»
Автор картинки: Марат Расторопов, 6 класс
Автор Текста: Артём Дивинов
Многие из очень часто могут подолгу лытать. Что-что?
Лытать — избегать чего-то, часто использовалось по отношению к работе. Сейчас используется слово лениться, отлынивать. Кстати, именно от этого слова образована фамилия моей подруги и по совместительству одноклассницы, Насти Лыновой.
Раньше это слово часто использовалось в речи и образовалась поговорка: «Дело пытаем, а от дела лытаем»
Автор текста — Инна Ерошкина, автор иллюстрации — Велина Выхристюк
Семьи крестьянские редко обходились без детей, поэтому люлька была в каждой избе. Сделать детскую колыбельку доверяли только проверенному человеку с доброй душой.
Люлька, или колыбелька, или зыбка — это приспособление, которое применялось на Руси вплоть до 20 века, оно всегда находилось у хозяюшки под рукой. Подвешивалось вверху потолка, легко раскачивалось. Помогало укачивать малыша, практически, не вставая к нему. Делалось из деревьев твердых сортов, всегда находилось рядом с печкой, чтобы новорожденному было тепло и уютно. Выбор падал чаще всего сосну, дуб или липу, но не осину, которую почитали как дерево с тяжелой энергетикой.
МАСТЕРОМ на Руси всегда считали человека, который является профессионалом своего дела.
Слово «Мастер» происходит от французского «Meistre», от латинского «Majister» — «мастер, начальник, хозяин, учитель».
Мастерские: столярные, оружейные, гончарные, ювелирные, обувные, и т. д. — встречались повсеместно. Своим трудом мастер зарабатывал себе на жизнь, содержал семью. Таких людей всегда ценили и уважали. Навыки и умения чаще всего передавались по наследству: сын продолжал дело отца.
Из известных мастеров прошлого можно назвать: иконописца и реставратора В.П. Гурьянова; ювелира И. Губкина, который создавал традиционные русские узоры на золоте и серебре; специалиста по дымковской игрушке Е.А. Кошкину, много сделавшую для развития промысла; основателя школы хохломской росписи Г. П. Матвеева.
Пословицы и поговорки про мастеров: «Дело мастера боится», «Каков мастер — такова работа», «Мастерство везде у нас в почёте», «Работнику полтина — мастеру рубль», «Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство по искусству».
Матрешка, или расписная кукла, — это традиционная русская народная игрушка в виде набора кукол, вложенных одна в другую. Обычно матрешки имеют форму девушки в русском национальном костюме, но могут быть изображены различные персонажи, животные или сказочные герои.
Матрешки обычно изготавливаются из дерева (чаще всего березы), хотя существуют также варианты из пластика, фарфора или других материалов. Каждая матрешка состоит из нескольких частей, которые можно разделить и увидеть следующую, более маленькую куклу внутри. Обычно матрешки представляют набор из 5–10 кукол, но существуют и более крупные комплекты.
Традиционно матрешки росписываются вручную художниками с использованием ярких цветов и узоров. Роспись может быть выполнена в различных стилях: от традиционных русских орнаментов до современных иллюстраций. Матрешки часто становятся популярными сувенирами и предметами коллекционирования.
Игра с матрешками — это не только увлекательное занятие для детей, но и символическое действие, которое ассоциируется с понятием «внутренний мир». Поэтому матрешки часто рассматриваются как символ гармонии, единства и внутренней красоты.
Матрешка, или русская матрешка,- это традиционная русская деревянная игрушка, представляющая собой набор фигурок, каждая из которых помещается внутрь другой, меньшей по размеру. Она стала символом русской народной культуры и искусства.
Появлась в России в конце XIX века. Первые известные экземпляры были созданы в 1890-х годах в Сергиевом Посаде. Однако ее корни могут уходить в японскую традицию, где существовали подобные фигурки. Название «матрешка» происходит от русского имени «Матрона», что ассоциируется с материнством и домашним уютом.
Игрушка обычно изготавливаются из дерева, чаще всего из липы или березы. Дерево тщательно обрабатывается и покрывается лаком.
Внешняя матрешка часто изображает женщину в традиционном русском костюме, украшенном яркими узорами и цветами.
Набор может состоять из разного количества фигурок- от 2 до 30 и более. Самая большая матрешка содержит самую маленькую внутри.
Матрешка стала символом России и русской культуры, часто используется как сувенир для туристов.
Она олицетворяет идею семьи и материнства, так как каждая фигурка представляет собой «матрешку», которая содержит в себе других.
Современные художники продолжают экспериментировать с их дизайном, создавая необычные формы и стили, что делает их актуальными и востребованными.
Матрешка- это не только игрушка, но и произведение искусства, которое отражает богатую культуру и традиции России.
Матрёшка — один из символов России, русского народного творчества.
Матрёшка — русская деревянная разборная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно пять-шесть. Фигурки имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей — верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке.
Первая матрёшка изготовлена в 1890 году В. Звёздочкиным и С. Малютиным. Она состояла из восьми кукол и получила название «Матрёна». Имя Матрёна — одно из наиболее распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mater» означающее слово мать. Все фигурки в первой матрёшке отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Матрёшка — это истинно — русская расписная деревянная игрушка. Внутри матрёшки находятся ещё три такие же куколки. Издавна матрёшку разукрашивали разными красками, одевали в национальные платки и костюмы. В каждой избе была такая матрёшка. Считалось что она приносит в дом удачу, добро, радость.
Матрёшка — это русская красавица, которая известна во всем мире. Сейчас она не просто народная игрушка. Матрешка стала сувениром России и хранительницей исконно — русской культуры.
Медведь — яркий и символичный персонаж русских народных сказок. Он олицетворяет силу, мудрость и доброту, часто выступая как защитник леса и его обитателей. В некоторых сказках медведь помогает бедным крестьянам, наказывая злых и корыстных, а в других — дружит с зайцем, демонстрируя неприязнь между природой и жадностью.
Этот образ не только развлекает, но и учит важным жизненным урокам. Медведь показывает, что истинная сила заключается в доброте и готовности помочь другим. Он остается важной частью русской культуры, вдохновляя детей и взрослых ценить природу и взаимопомощь. Медведь — не только зверь, но и мудрый учитель, призывающий к справедливости и доброте в нашем мире.
«Медведь с балалайкой» — не просто весёлый персонаж, но и настоящий символ русской культуры и народных традиций. Его образ часто встречается на праздниках и гуляньях, где он олицетворяет силу и мужество, становясь настоящей звездой. А балалайка (это уникальный музыкальный инструмент) давно завоевала популярность своими яркими звуками, которые не только запоминаются, но и всегда вызывают улыбку.
В народных сказках и песнях медведь с балалайкой всегда предстает как добродушный и весёлый герой, который радует людей своей музыкой. Его образ- символ простоты, радости и умения наслаждаться жизнью, несмотря на все сложности. Такие персонажи напоминают нам, как важны общение, веселье и те моменты праздников, которые объединяют всех вокруг.
В конце концов, «Медведь с балалайкой» — это не просто элемент фольклора, а напоминание о том, как ценны наши традиции и культура, которые связывают поколения и дарят каждому радость.
Медведь-барабашка- загадочное существо из славянского фольклора, которое представляет собой духа природы. Он напоминает медведя, но наделён уникальными свойствами, которые отличают его от обычных животных. Этот персонаж является охранителем лесов и мстительным духом. У него часто появляются вышитые пелены из растительности, что символизирует его связь с природой.
Барабашка, как правило, живёт в лесах, в глубоких чащах или у водоёмов. Его трудно увидеть, но ночами и в сумерках он часто слышен- звучат его таинственные мелодии или стук, напоминающий барабан. Многие считали его защитником, который может приносить удачу или же наказывать тех, кто плохо обращается с природой.
Люди обычно старались не вмешиваться в мир барабашки, чтобы не вызвать его гнев. Он обладает магической силой и может заколдовать человека, если тот проявит неуважение. В некоторых легендах рассказывается о его добрых делах, когда он помогал потерянным путникам.
Несмотря на страх перед этим духом, медведь-барабашка также вызывает интерес и восхищение. Его образ стал важной частью народного творчества- песен, сказок и легенд. Он олицетворяет силу природы и мудрость.
Медведь-барабашка- это не просто персонаж сказок, а целая символика связи с природой, уважения к ней и понимания её тайных законов.
Мельница — это сооружение, с помощью которого перерабатывается зерно в муку, а также выполняются другие задачи, связанные с использованием энергии воды или ветра. Мельницы всегда играли большую роль в жизни человека, ведь именно с их помощью крестьяне превращали зерно в муку, что позволяло в дальнейшем выпекать хлеб, а значит жить сыто, быть уверенным в завтрашнем дне.
Современные мельницы часто оснащены высокотехнологичным оборудованием, однако даже в наши дни сохраняется интерес к традиционным мельницам, которые являются не только функциональными объектами, но и историческими памятниками.
Мельницы вне всяких сомнений имеют культурное значение. Они часто становятся символами сельской жизни и вдохновляют художников, писателей и музыкантов. Многие народные сказания и легенды связаны с этими сооружениями, что делает их важной частью культурного наследия различных народов.
«Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет» — известная русская пословица, которая намекает на то, что человеку не стоит заниматься пустой болтовнёй, сплетничать, а лучше молча делать своё дело, которое приносит пользу. Часто употребляемая в наши дни поговорка: «Мели Емеля — твоя неделя» — означает насмешливое отношение к людям, которые говорят неправду или сочиняют небылицы.
В заключение, мельницы — это не просто механизмы для переработки зерна — они олицетворяют связь человека с природой, его труд и творчество, а также служат напоминанием о том, как технологии эволюционировали на протяжении веков.
Метелица в русских народных сказках — это волшебный персонаж, олицетворяющий зиму и мороз. Она часто изображается как красивая, но строгая женщина, обладающая магическими способностями. В сказке «Метелица» она выступает как защитница главной героини, помогая ей преодолевать трудности и справляться с испытаниями.
Метелица обычно изображается в белом или серебристом одеянии, которое символизирует снег. Её волосы могут быть белыми или светлыми, как снег, а глаза — яркими и проницательными.
Она обладает сильным и независимым характером. Метелица может быть как доброй и заботливой, так и строгой и требовательной, что делает её сложным и многогранным персонажем. Её действия часто зависят от поведения людей: она помогает тем, кто добр и трудолюбив, и наказывает тех, кто злоупотребляет её щедростью.
Метелица может вызывать метели, снегопады и морозы. Она управляет зимней стихией и обладает силой изменять погоду. Благодаря своим магическим способностям, она может помогать или вредить людям, в зависимости от их поступков.
В сказке «Метелица» она становится опорой для главной героини, показывая, что доброта и искренность могут быть вознаграждены. Метелица помогает девушке справиться с трудностями, но также ставит перед ней моральные испытания, заставляя её выбирать между собственными желаниями и долгом.
Метелица символизирует не только зиму и холод, но и перемены в жизни. Она может быть метафорой очищения и нового начала, показывая, что даже в самые суровые времена можно найти поддержку и надежду.
Таким образом, Метелица — это не просто волшебное существо, а важный персонаж, который олицетворяет основные темы сказки: борьбу добра со злом, силу любви и важность выбора.
Автор статьи- Евангелина Нефедычева. Автор картинки-Екатерина Гусева
Меховушка — одна из основных составляющих конной амуниции. Она защищает спину лошади от растирания, амортизирует, впитывает пот, чтобы лошадь не перегревалась.
Меч-кладенец — это волшебное оружие, которое обычно используется главным героем в русских народных сказках для борьбы со злом. Он обладает необычными свойствами и способен решать сложные задачи. Волшебные мечи очень часто находили в кладах, среди сокровищ. Как знать, может поэтому такое оружие и получило название — меч-кладенец.
В сказках меч-кладенец обычно ассоциируется с силой, справедливостью и защитой. Он может принадлежать герою, который с его помощью побеждает злых врагов, защищает родину или освобождает пленников. Меч часто наделён магическими качествами: он может сам находить врагов, разрубать любые преграды или даже исполнять желания своего владельца. Чтобы овладеть этим оружием, персонажу почти всегда необходимо пройти испытания, проявить доблесть и мудрость. Достается меч-кладенец только самым достойным. Это подчеркивает важность не только физической силы, но и моральной устойчивости.
Таким образом, меч-кладенец в народных сказках — это не просто оружие, а глубокий символ, отражающий идею о том, что только мужественный, справедливый и морально сильный человек сможет преодолеть любые препятствия и выйти победителем из схватки со злом.