Интерактивный словарь Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Жители больших городов чаще покупают зимние сапоги или ботинки из современных материалов, но ни одна семья в деревне не обойдется зимой без традиционных русских валенок.
Валенки - это обувь, в которой удобно и тепло даже в самые лютые морозы. Их так называют потому, что создаются они при помощи обвалки шерсти. Цвет валенок может быть разным и зависит от шерсти, из которой они созданы. Иногда валенки украшают вышивкой ручной работы.
Рыбаки даже в больших городах преимущественно выбирают валенки для зимней рыбалки. Таким образом, валенки не потеряли своей актуальности по сей день.
Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Они представляют собой тёплые войлочные сапоги из смеси валяной овечьей, коровьей, козьей, кроличьей, верблюжьей и шерсти других животных, или из искусственной шерсти.
Для замедления изнашивания валенкам делают резиновую или кожанную подошву или носят с галошами.
Прообразом валенок были традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии — «пимы». На Руси валенки появились во времена татаро-монгольского ига.
Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Изначально мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой. В XVI–XVII веках валенки делали в Сибири и нескольких северных областях.
До XIX века валенки изготавливали вручную, поэтому обувь была дорогой.
В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес. Затем на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году русские валенки получили золотые и серебряные медали. Традиционная российская обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции — в 1919 году в Париже. Однако сегодня традиционные валенки не так популярны, как раньше.(мода…)
Валенки — традиционные сапоги, сделанные из войлока, коровьей, овчинной, козьей, верблюжьей или кроличьей шерсти. Обувь используется для хождения по снегу в холодное время года. Валенки появились в России ещё в 18 веке. Их начали изготовления крестьяне, чтобы создать теплую и практичную обувь.
Раньше валенки были очень популярны, но сейчас эта известность исчезла. Почему?
1) Сейчас с каждым годом всё больше развиваются технологии, а вместе с ними становится всё больше качественных и удобных материалов, которые обеспечивают прекрасную теплоизоляцию, но при этом легче и красивее. 2) Производство валенок требует огромнейшее количество шерсти, поэтому они стоят довольно дорого. И конечно этой обуви нужен особый уход: валенки нельзя стирать, потому что как только они намокают, они теряют свои свойства. 3) В последнее время всё больше людей задумываются об экологии, о влиянии своих различных покупок на окружающую среду. Из-за того, что валенки производятся из натуральной шерсти, у многих людей встают вопросы о защите бедных животных. Но несмотря на утрату популярности валенок, есть люди, которые до сих пор пользуются этой обувью. Когда я писала эту работу, нашла очень интересный факт про валенки: считается, что обувь помогает при лечении некоторых заболеваний, таких как артрит и ревматизм. Это очень полезно, ведь к сожалению у нас есть люди с такими болезнями. В заключение нашей работы хочется сказать, что несмотря на все недостатки валенок, это не просто обувь, а часть культурного наследия нашей страны.
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Ирина Милованова.
Вы когда-нибудь видели вживую коней? А как другие на них катаются?
Я вот два года посветила этим милым, но достаточно сильным созданиям и с полной уверенностью могу сказать, что это время проведено не зря.
Хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по удивительному миру различных штучек для лошадей. Горю желанием создать целую серию народных слов о конях и их вещей.
Вальтрап — это некая подложка, покрывало (чаще из сукна), которое подкладывается под седло. Он находиться между лопатками и задней частью лошади. Вальтрап бывает разных цветов и размеров, с рюшечками и оборочками. Например, форма напрямую зависит от типа седла.
Варежки — это уютный и теплый аксессуар, который не только защищает руки от холода, но и добавляет стиль в зимний гардероб.
Доподлинно неизвестно, откуда возникло слово «варежки». По одной из версий, оно происходит от древнерусского глагола «варити» — защищать, оберегать, то есть, возможно, изначально этот аксессуар рассматривался как оберег. По другой версии варежки назвали так из-за особенностей процесса их изготовления: дело в том, что их обычно варили, чтобы материал был более плотный и тёплый.
Варежки-это предмет, без которого на Руси не обходится ни одна семья. Зимы у нас длинные и холодные. Любая хозяюшка-мастерица с малолетства училась прясть пряжу и вязать варежки. В каждой семье были особые «изюминки», рисунки, которые демонстрировали отличия одной продукции от другой. Варежки было принято заготавливать заранее, по многу пар, Так как зимой они непременно использовались. У ребят маленьких назывались рукавичками, постарше- варежками .
Таким образом, варежки — это не просто предмет одежды, а важный элемент народной культуры, который отражает традиции, искусство и ценности общества.
Василиса Прекрасная — одна из самых известных героинь русских народных сказок.
Она является олицетворением красоты, доброты и мудрости. Имя «Василиса» означает «жена царя» в переводе с греческого, появилось в Древней Руси в начале XIII века. Поскольку с данным именем связаны этапы преодоления жизненных трудностей, то героиня в русских сказках будет посылать молодых людей на различные испытания. Самые достойные будут награждены. Она предлагает молодому избраннику отрубить палец или прыгнуть в котел с кипящей водой.
Василиса проявляет доброту и готовность помогать другим, что делает её привлекательной не только для мужчин, но и для всех окружающих. Несмотря на трудности, с которыми она сталкивается, Васила Прекрасная-это всегда молодая девушка, которая замечательна своей не только внешней красотой, но и внутренней. Это светлый образ, который любим у славянского населения.
Василиса всегда найдет выход из трудной ситуации, ведь ее сила и мудрость передалась от покойной матери, в этом ее оберег. Василиса-это свет, добро и тепло. В разных сказках Василиса сама может пройти испытания: коварство мачехи или Бабы-Яги ее не сломляет, наоборот, на помощь приходит память о матушке, ее слова, заклинания и наставления.
Василиса в юности-это принципиальная и гордая девушка, которую надо победить умом или мудростью. Она хорошая хозяюшка, рукодельница и большая труженица. Завоевать такую престницу очень трудно, но оно стоит того.
Василиса Прекрасная — это не просто сказочная героиня, но и символ русского фольклора, воплощающий в себе мудрость, доброту и чистоту.
Автор статьи- Алина Талюсова. Автор фото- Камилла Нуриманова
Ведьма — это женщина, которая обладает сверхъестественными способностями, злая колдунья. Это слово в русских народных сказках в основном носит негативный характер. Интересно, что происходит «ведьма» от древнеславянского слова «ведь», которое означает «знать», то есть изначально это понятие не было отрицательным, оно означало мудрую женщину, которая много знает. «Ведьма понимает голос ветра» — старая русская поговорка.
В русской народной культуре ведьма является символом как страха, так и уважения. В фольклоре ведьмы часто изображаются как женщины с особыми магическими способностями, которые могут как помогать, так и вредить людям. Ведьмы в народных сказках часто ассоциируются с природой и ее силами. Они могут управлять погодой, вызывать бурю или, наоборот, приносить дождь в засушливые времена. В некоторых случаях ведьмы выступают как защитницы, оберегающие деревню от злых духов или страшных болезней. Ведьмы могли быть обвинены в колдовстве и преследованы, особенно в периоды социальной нестабильности.
Таким образом, ведьма в русской народной культуре является неоднозначным символом, отражающим как страх перед неизвестным, так и надежду на помощь в трудные времена.
Для того, чтобы спрясть пряжу из хлопка, шерсти или льна, наши предки использовали особое приспособление — веретено.
Корень слова «веретено» относится к индоевропейской группе и означает — «нечто вращающееся».
Сделать такое изделие не составляло труда. Обычно его изготавливали из простого, сухого дерева — березы.
Веретено похоже на тоненькую, круглую в сечении палочку, которая утолщается к низу. С помощью него можно было намотать из отдельных волокон прочную и длинную нить при прядении.
Существует много пословиц про веретено. Например, одна из них: «Знай, баба, свое кривое веретено», означает, что в своем деле каждый человек должен быть профессионалом,
А еще веретено мы можем встретить в русских народных сказках. В
«Спящей красавице» девушка укололась веретеном и уснула крепким сном. Разбудить ее смог только поцелуй.
Кроме того, веретено во все времена рассматривалось символично. Оно было, как атрибут матери, которая прядет нить судьбы.
Веретено применяют до сих пор. Сейчас его усовершенствовали, фактически теперь оно является основой для наматывания будущей нити.
ВЕРТЕП — это удивительное явление украинской культуры, которое представляет собой народный кукольный театр. Он стал особенно популярным в 17–19 веках. Обычно такие представления устраивались в Рождество, когда семьи собирались вместе, чтобы увидеть яркие и увлекательные истории, оживленные с помощью кукол.
Вертеп обычно состоит из двух ярусов. В верхнем ярусе разыгрывались сцены из Евангелия — настоящие рождественские драмы, которые погружали зрителей в библейские события. А в нижнем ярусе проходили веселые интермедии, которые добавляли в представления легкость и юмор, делая атмосферу еще более праздничной. Музыка, звучащая во время действия, дополняла картину — рождественские песнопения, создававшие ощущение настоящего торжества.
Интересно, что слово «вертеп» имеет еще одно значение: оно используется для обозначения мест, которые часто ассоциируются с бедностью, таких как трущобы или притоны.
Веснянки! Какое красивое слово! Точно о весне. А что происходит весной? Весной пробуждается природа, душа поет.
Так вот, веснянки — это старинные обрядовые песни у восточно-славянских народов, весенние игры и хороводы, зажигательные народные танцы вокруг костра, во время которых люди обращались не только к весне, но и к птицам, небу, просили Бога о хорошем урожае и здоровье детей.
Предлагаю вам свое (шуточное) значение этого слова. Веснянки — это первые весенние грибы в средней полосе России. Появляются с оттепелью, сразу после схода снега на лесных опушках. Найти веснянки — большая удача, так как их сразу съедают голодные медведи после зимней спячки.
«Вёдро» — считается устаревшим и редко употребляется в письменной и устной речи, но так называли и до сих пор называют ясную погоду, когда светит солнышко и очень тепло. «Вёдро на дворе» — означает, что установилась сухая и солнечная погода. Данное слово применимо только к летней поре.
Это общесловянское слово любимо многими писателями и поэтами. С этим словом много стихотворений и поговорок:
«В дождь избы не кроют, а в вёдро и сама не каплет», «Не все ненастье, будет и вёдро», «На Финогея молись солнышку — проси Бога о вёдрышке».
Вёдро — это просторечное слово, где ударение падает на первый слог. Первое упоминания об этом слове были найдены в средневековых документах:
«Во граде во Чернигове бысть в те четыре дни вёдро и воздух благорастворенъ, и кротко, и тихо, и светлость вельна зъло». (Никоновская летопись, XVI век)
Довольно распространены были на Руси производные слова — глаголы «ведреть», «ведренеть» и прилагательные: «ведерный», «ведряный», «ведрый». Их употребляли по отношению к наступлению теплой, ясной погоде.
Кроме того, В Смоленске и Пскове «вёдриной» называли хлеб, который убирали в ясную и солнечную погоду, называли вёдриной.
Водяной — это образ из славянского фольклора, который представляет темную силу. Люди боятся его и представляют обычно старого и злого старика, полного и неуклюжего. Тело напоминает чешую рыбы, которое покрыто водорослями. Глаза бесцветны, выпучены. Водяной имеет, как и русалка, хвост.
Поскольку слово «водяной» имеет корень «вод», то он является представитель водной стихии, поэтому любит обитать в реках, озерах. ..
Человек боится водяного еще и потому, что тот легко может превратиться, например, в любое животное, рыбу и даже человека, заманивает его в свое водяное логово. Известно людям также, что он любит играть с русалками, людьми, которые стали утопленниками. У водяного, на озерном или речном дне есть богатый дворец, в котором служат русалки, он нам перебирает свои драгоценности, а когда устанет это делать, то поднимается на соме на берег, чтобы поглядеть на луну и послушать, как
Есть поверие, что водяные-это ангелы, которых Господь изгнал из рая, когда они на суше, то у них могут появиться копыта, тем самым становится похож на дьявола.
У людей принято задаривать темные силы подарками, располагая их к себе. Рыболовы, как дань морским силам, дарят, оставляя на берегу какие-то подарочки, с целью хорошей рыбалки и счастливого окончания путешествия. Спасение от водяного одно: он не любят освещенной воды, православной молитвы и серебряного. креста.
Вожжа — длинный ремень (часть упряжи) служащий для управления
запряжённой лошадью. В переносном
значении, есть выражение «Вожжа под хвост попала». Когда вожжи попадают лошади
под хвост, ей это сильно мешает и раздражает. Она начинает вести себя нервно,
может даже бесконтрольно понести ездока. Фразиологизм обозначает что кто-то
вдруг стал вести себя неадекватно, взбалмошно.
Все дети знают такого персонажа, как волк, это самый яркий представитель животного мира русского фольклора.Потому что он олицетворение коварного и хитрого, однако положительные стороны в некоторых сказках также есть. Например, в сказке «Иван-царевич и Серый волк» герой говорит человеческим языком и помогает благополучно пройти испытания. В этом произведении в его образ вложена мысль — быть вершителем справедливости, и Волка все получилось. Получается, что человечество относится к нему двояко, наверное потому, что принято с сильным противником у народа заигрывать, опасения предстоящих встреч человека и волка всегда реальны, и это не вымышленный, а реальный персонаж.
Поскольку считатается, что волк-это дикая собака, которая опасна для человека. В жизни древних людей принято было охотиться на этого зверя, желание обезвредить себя и свою семью от злого и коварного волка. Результатом охоты была шкура убитого волка, из которой делали подстилку. Охота на волка-целый ритуал в реальной жизни, которая имела ряд особенностей: умение выследить волка, загнать в тупик матерого и победить в схватке-лучший козырь-это привезти тело убиенного на глазах изумленной публики. В русском фольклоре волк выступает как оплот сильного, но не всегда мудрого существа, он проигрывает в схватке перед жизненными быталиями с лисой. Она его всегда обходит на 2 шага вперед.
Чтобы выжить, волк прибегает к хитрости, например, в сказке «Семеро козлят» точит себе голос, чтобы походить на маму семерых козлят. В этом проявляется его мудрость, хитрость и коварство.
Несмотря на такие качества, мы понимаем, что в реальном мире животным приходится туго,
Его образ часто ассоциируется с дикой природой и инстинктами.
Встреча с зайцами, козлятами всегда опасна для последних, но сильный и кровожадный волк проигрывает в этой схватке, что так отрадно для читателя.
Зеркало в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является одним из ключевых символов, раскрывающих тему человеческой природы, особенно таких качеств, как тщеславие, зависть и стремление к власти. Этот предмет, казалось бы, простой и обыденный, становится мощным инструментом для выражения внутренних переживаний персонажей.
Царица-мачеха постоянно обращается к своему волшебному зеркалу с вопросом: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Это обращение отражает её глубокую потребность в подтверждении своей красоты и превосходства над всеми остальными женщинами. Она жаждет услышать от зеркала похвалу, чтобы укрепить своё чувство значимости и уверенности в себе.
Однако, когда царица узнаёт от зеркала, что есть кто-то красивее неё — молодая царевна, её реакция оказывается крайне негативной. Зависть и гнев овладевают ею, и она решает избавиться от соперницы любой ценой.
Интересно отметить, что зеркало в этой сказке обладает собственным голосом и способностью говорить правду, даже если эта правда неприятна или болезненна. В этом смысле оно символизирует объективность и честность, которые часто оказываются неудобными для тех, кто привык жить в мире иллюзий и самообмана.
Таким образом, зеркало в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» выполняет несколько функций. Во-первых, оно показывает внутреннюю борьбу царицы-мачехи, её стремление к идеальному образу себя и страх перед утратой этого образа. Во-вторых, оно становится источником конфликта и движущей силой сюжета, приводя к драматическому развитию событий. И конечно оно подчёркивает важность истины и необходимости принятия реальности такой, какая она есть, несмотря на все трудности и разоча
рования.
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Катя Иванова
Волшебное зеркало — это не просто отражающий предмет, а символ глубоких истин и внутреннего мира. В сказках и мифах оно часто используется как средство познания, позволяющее заглянуть в душу человека и увидеть его истинную суть.
Волшебное зеркало может выглядеть по-разному: от простого, украшенного резьбой, до величественного, обрамленного драгоценными камнями. Его поверхность может мерцать или переливаться, создавая ощущение магии.
Главное предназначение волшебного зеркала — показать не только внешность человека, но и его внутренние качества. При взгляде в такое зеркало можно увидеть свои страхи, желания, добродетели и недостатки. Оно может открывать скрытые тайны, показывая правду о себе и окружающих.
Зеркало символизирует истину, которая может быть неудобной или болезненной. Оно показывает, что иногда необходимо столкнуться с реальностью, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
В сказках волшебное зеркало часто связано с магией. Оно может быть охраняемым артефактом, обладающим особыми свойствами, и его поиск становится важной частью сюжета.
В литературе и кино волшебные зеркала встречаются довольно часто. Например, в сказке «Белоснежка» злой королеве принадлежит зеркало, которое говорит ей правду о ее красоте. Это зеркало становится катализатором её зависти и злобы.
Волшебное зеркало — это мощный символ, который помогает нам исследовать внутренние конфликты и стремления. Оно напоминает о том, что истинная красота и ценность заключаются не только во внешнем облике, но и в том, что мы носим внутри себя.
Яблоко в сказках часто несет глубокий символический смысл, связанный с различными аспектами человеческого бытия.
Здоровье и молодость: В русских народных сказках, этот плод символизирует вечную молодость и здоровье. Герои отправляются в далекие земли, чтобы достать такие яблоки и вернуть молодость себе или другим персонажам.
Красота и очарование: В различных сказках яблоко используется как инструмент, чтобы погрузить главную героиню в смертельный сон. Здесь яблоко связано с красотой и привлекательностью.
Искусство и знание: В некоторых сказках яблоко может представлять собой источник мудрости и знаний.
Любовь и спасение: иногда яблоко становится символом спасения, когда поцелуй возвращает героиню к жизни. Это показывает, что любовь способна преодолеть любые преграды и спасти даже от самой страшной беды.
Жизненная сила и энергия: В некоторых традициях яблоко ассоциируется с жизненным циклом и возрождением. Его круглая форма напоминает солнце, а семена внутри плода символизируют новую жизнь.
Таким образом, яблоко в сказках является универсальным символом, который может означать многое — от здоровья и молодости до греха и искушения. Его использование в разных контекстах позволяет авторам передавать глубокие идеи и уроки, делая сказки еще более значимыми и запоминающимися.
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Ирина Милованова.
Волшебный клубочек — это один из самых ярких и символичных предметов в русских народных сказках. Он олицетворяет собой надежду, помощь и волшебство, которое приходит в нужный момент. Клубочек часто встречается в историях о героях, которые сталкиваются с трудностями и испытаниями на своем пути.
Согласно легендам, волшебный клубочек может вести своего владельца по верному пути, указывая направление к цели или помогая найти выход из запутанной ситуации. Он может быть подарен доброй феей, мудрой старушкой или даже случайно найденным предметом, который оказывается магическим. В некоторых сказках клубочек может развертываться и образовывать тропинку, по которой герой идет к своей мечте или к спасению.
Волшебный клубочек также символизирует связь между миром людей и миром чудес. Он напоминает о том, что даже в самые трудные времена всегда есть надежда и возможность найти решение. Герои, обладающие клубочком, часто проявляют смекалку и доброту, что помогает им преодолевать преграды и находить друзей на своем пути.
Таким образом, волшебный клубочек — это не просто магический артефакт, а глубокий символ надежды, помощи и веры в лучшее будущее.
Когда вы зажигаете свечу, чем вы пользуетесь? Зажигалкой и готово, а раньше использовалась ворвань.
Ворвань — это жидкий жир, содержащийся в сале морских млекопитающих, а также рыб и белого медведя. Применялся для освещения в лампах и в уличных фонарях.
В 1707 году был популярным товаром на базарах и рынках.
Недавно у нас дома появились не совсем обычные свечи — из вощины. Они имеют еле уловимый медовый аромат и рифленую поверхность, имитирующую пчелиные соты.
Что же это такое — вощина? Если поверхность свечи похожа на соты, значит, вощина как-то связана с пчелами? И действительно, вощина — это изготовленная из пчелиного воска пластинка, которую пасечник вставляет в улей, тем самым облегчает пчелам процесс постройки новых сот и в конечном итоге получает больше меда.
В старину для изготовления вощины использовали только натуральный воск, а с развитием химии начали производить вощину с добавлением парафина и даже из пластика.
Свечи из натуральной вощины — экологически чистый продукт. Считается, что при горении таких свечей выделяются антимикробные ферменты, а легкий аромат меда положительно влияет на нервную систему и помогает расслабиться. Поэтому натуральную вощину можно назвать природным ингалятором с функцией аромотерапии.
Попить чайку с конфеткой или крендельком — милое дело. В наше время не удивительно, когда на столе в открытом доступе стоит вазочка с угощением. Но ещё лет 100–200 назад самым дефицитным лакомством считался сахар. Его покупали «головами», то есть большими булыжниками. Он был не рассыпчатый и совсем не в аккуратных кубиках. От сахарной «головы» откалывался маленький кусочек, его клали за щёку и запивали горячей водой, в лучшем случае чаем. Делали это для того, чтобы сахар медленней растворялся, тем дольше продлить сладкое удовольствие. Подобное чаепитие называлось «вприкуску». Ещё пили чай «вприглядку», просто любуясь на дорогостоящую сахарные кусочки лежащие на блюдечке и «вприсвистку» — это когда сахара в доме совсем нет.
Выворотень. Ассоциация либо с упырем и вурдалаком, либо с древним духом кишечного расстройства. Но вот нет, все намного «природнее». Когда крестьяне, либо сейчас дачники обрабатывают свой участок они иногда сталкиваются с выворотнями. Это корень многолетнего большого дерева, который упорно выковыривают из земли.
«Гай» — это древнерусское слово, которое имеет несколько значений в различных контекстах. В древнерусском языке «гай» мог означать лес, рощу, участок земли с деревьями или кустарниками. Это слово использовалось для обозначения природных участков земли, покрытых растительностью.
Также слово «гай» могло обозначать небольшой лесной массив или рощу, которая служила укрытием для животных или местом для охоты. В русской поэзии и литературе «гай» часто упоминается как символ природы, уединения, спокойствия и гармонии с окружающим миром.
Таким образом, это слово имеет глубокие корни в русской культуре и традициях, связанных с природой и окружающей средой.
Это клецка, которая состоит из муки, соли и яйца. Она варится в воде или бульоне.
Суп с галушками популярен на Украине. В нем нет ничего сверхъестественного, просто в обычный суп добавляются галушки.
Так как моя мама все свое детство прожила на Украине, она знает, как их готовить и поэтому часто кормит нас супом с галушками. У них обычный вкус, но некоторым они могут не понравится.
Ну что, поганаем? Сейчас такое слово вы врядли услышите, разве что у прабабушки. На современном языке ганать означает гадать. Кстати, загадка тоже произошла от этого слова.
К моему удивлению я не нашла ни одного примера с этим словом. Педпологаю, что слово быстро претекло из старого в сейчас нами привычное слово гадать. Зато я нашла стих с более новым словом, автор Евгений Онегин
Гжель — один из исконно русских народных промыслов, это роспись керамической посуды в синих и белых цветах. Так называлась деревня, расположенная в шестидесяти километрах от Москвы. В XIV веке она была в списке владений князя Ивана Калиты. Здесь с древности занимались гончарным искусством. Ну а само слово «гжель», по мнению некоторых ученых, произошло от глагола «жечь». Со временем промыслом стали заниматься уже не в одной деревне, а почти в 30 населенных пунктах. Так в Российской империи образовалаь в Гжельская волость,
К 1821 в Гжели насчитывалось 25 заводов, где делали глиняную посуду, а также игрушки и статуэтки. Изделия красили лиловой, жёлтой, коричневой и синей краской в своеобразном народном стиле. Краска наносилась тонкой кистью. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья и травы. В 20-х годах 19 века многие изделия расписывают исключительно синей краской. Именно это придаёт гжели собственную уникальность.
Гжельский фарфор популярен и сегодня. Наверняка во многих домах есть посуда или фигурки, расписанные синей краской.
Гжель — русский народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Изделия относятся к бело-голубой керамике. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне.
Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.
История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву.
Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает свои особые черты: для нее теперь используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами, — новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла, но популярны изделия из Гжели и сегодня.
Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.
Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.
Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько — «гжельский куст», который объединил около тридцати населенных пунктов. В Российской империи их включили в Гжельскую волость.
В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия.
Бело-голубая роспись появилась на гжельских предприятиях в начале XIX века. Раньше местные изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах технология изменилась. На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры.
Фаянсовые изделия с синей росписью экспортировали в страны Ближнего Востока и Средней Азии. В это время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Еще в Гжели создавали скульптуры, предметы интерьера, рукомойники и подсвечники. Все предметы лепили и расписывали только вручную. Изделия мастера обычно украшали растительными орнаментами и рисунками цветов.
В XIX веке в деревнях «гжельского куста» возникли многочисленные фарфоровые предприятия — заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых. Посуду на них производили на новом оборудовании большими партиями. Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись.
Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия Бессарабова.
Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.
А давайте мы вспомним сказку о гжельских мастерах. И так, в некотором царстве, в некотором
государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Там давным — давно живут
очень веселые, смелые и умелые мастера. Как-то раз они собрались да стали думу- думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, и край свой прославить. Думали-
думали и придумали — ремесло с названием Гжель.
Они в своей сторонушке нашли чудесную глину, белую- белую, и взялись из нее лепить посуду разную, и для красоты ее расписывать синей краской
различных оттенков. Сами мастера — гжельцы любят повторять, чтонебо у них как нигде в России синее-синее. Вот и решили они перенести свою синеву на белый фарфор. А происходит изготовление фарфора в несколько этапов.
Первоначально мастера вручную изготавливают заготовку на специальных гончарных станках, это получается форма будущего гжельского изделия. Далее в эту заготовку заливается жидкая
глина. И вот получается заготовка будущего изделия. Получившуюся заготовку
которая обрела форму посуды, мастер отпраляют в печьс очень высокой температурой, именно под 100
градусов. Такой момент называется обжиг.
Следом после проведенного обжига изделие покрывают глазурью,
которая похожа на тонкую стеклянную пленку. Это очень важый момент в работе,
так как глазурь придает изделиям водонепроницаемость и конечно красоту. В завершении хочется отметить, Гжель, это известный керамический центр,
расположеный к югу — востоку от Москвы.
Гжель называют родиной и сказочной колыбелью русской
керамики.
Гжельский цветок — это символ, который олицетворяет традиционное русское народное искусство, особенно в области керамики и росписи. Гжель, расположенная недалеко от Москвы, известна своими уникальными изделиями, которые часто украшены характерными узорами, изображающими цветы, в том числе и гжельский цветок.
Гжельские изделия обычно имеют белый фон с яркой синей росписью. Синие оттенки варьируются от светлых до насыщенных, что создает контраст с белой основой. Гжельский цветок часто изображается в виде стилизованных цветочных мотивов. Эти узоры могут включать как реалистичные, так и абстрактные формы, и обычно они изящные и плавные.
Символизирует красоту, любовь и гармонию. Он также стал символом русского народного искусства и культуры. Мотив цветов могут быть найдены на различных керамических изделиях, таких как тарелки, чашки, вазы и другие предметы быта. Они также используются в декоративных элементах интерьера.
Гжельский цветок не только радует глаз, но и является частью богатого культурного наследия России, отражая традиции и мастерство гончаров, передаваемое из поколения в поколение.
«Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», а нечего глазами пялить!
Если человек крайне любопытен, то раньше его могли назвать глазопялкой. В отличии от других сложных старых слов все легко разбирается. Глаза и пялить соединили воедино и получилось звучное и забавное слово.
Глиняные игрушки- это не просто детские забавы, а настоящая часть истории, уходящая корнями в глубокую древность. Они появились практически одновременно с керамикой, ведь люди использовали глину не только для изготовления посуды, но и для создания небольших фигурок, отражающих окружающий мир. Каждая такая игрушка лепилась вручную и зачастую передавала сцены из повседневной жизни, образы животных или людей.
В разных культурах у глиняных игрушек были свои роли. Они могли быть не только развлечением для детей, но и ритуальными предметами или даже своеобразными учебными пособиями. Например, в Древнем Египте и Месопотамии часто делали фигурки домашних животных- это символизировало важность сельского хозяйства. А в России, начиная с 12 века, мастера расписывали глиняные игрушки яркими узорами, превращая их в настоящие произведения народного искусства.
Сегодня интерес к глиняным игрушкам вновь растёт. Их ценят за экологичность, ручную работу и неповторимый дизайн, который сохраняет дух традиций и отражает культуру разных народов.
Гобелен — это тонкий настенный ковер. Ткание гобеленов — это один из видов декоративного искусства. Появились гобелены очень давно, на них часто изображали какие-то маленькие сюжеты.
Приведу небольшой пример из мультфильма «Моана». Там люди рисовали именно на гобеленах. Рисовали горы, морские пути маршруты и карты. Иногда с помощью гобеленов могли общаться. Но это ситуация только в мультике.
На самом деле гобелены всегда были частью искусства, люди могли неделями вышивать крестиком интересные сюжетные гобелены.
Когда-то неизвестный Жилль Гоббелен приехал в Париж и основал там свою ковровую ткацкую. Его ковры начали набирать большую популярность у богатых людей и даже у короля. Так Жилль Гобелен стал первым человеком, который придумал гобелен. Происхождения этого ковра очень интересна и очень далека. Еще в древнем Египте существовала техника вышивания гобеленов. А так же в древней Греции гобелены часто вещали на стены зданий. Но при этом всём родиной этой вещицы считается Франция. Именно тот город, в котором творил Жилль Гобелен.
В наше время сложно найти качественные гобелены, ведь сейчас очень много подделок. Если гобелены и есть, то они будут из полиэтилена, пластика или текстиля. Но часы понятные гобелены, сделанные своими руками из ниток и любви!
Слово «град» в русском языке имеет много значений и ассоциаций, унаследованных от древних времён. В первую очередь, «град» обозначает город или населённый пункт. Это слово берёт свои корни в славянском языке, когда люди от чего-то прятались, чаще всего от неприятеля. Теперь слово «град» как город-обозначает место где люди собираются, обмениваются новостями, работают.
С древних времён города были защитой от врагов, центрами торговли и культуры. Примером могут служить такие известные города, как Киев, Новгород и Москва.
В христианской традиции «град» имеет понятие — Небесный Иерусалим, где люди живут в радости.
Кроме того, «град» может означать метеорологическое явление — град, который падает с неба.
Вот такое богатое, на значение и толкование, слово!
Гречанка — котлеты с добавлением гречки. Это блюдо украинской и белоруской кухни. Гречанки готовятся из гречневой муки с молоком и яйцами на дрожжах, а выпекаются в духовке. Есть разные вариации этого блюда: с кашей, с мясом, с грибами и даже с фруктами. Также блюдо имеет разные аналоги в других странах:
Франция — галеты
Канада — плое
Германия — бауквейтер-яниннерк
«Экие странные мешки! Положим, что они набиты гречанками да коржами, и то добрее…» — Н. Гоголь, «Ночь перед рождеством»
Громовержец — это мифологический персонаж, олицетворяющий силу и мощь природы, особенно грозы и молний. В различных культурах он может иметь разные имена и образы, но во многих традициях он выступает как божество или герой, обладающий властью над стихиями.
В славянской мифологии громовержцем часто считался Перун — бог грома и молний, защитник народа и воин. Он изображался с молотом или топором, которые служили ему орудием для борьбы с врагами и злом. Перун был символом справедливости и мужества, его молнии могли поразить как врагов, так и нечисть. В народных сказаниях он часто выступал в роли защитника, который приходит на помощь в трудные времена.
В греческой мифологии аналогом громовержца является Зевс — верховный бог Олимпа, владыка неба и молний. Зевс также использовал молнии как оружие, чтобы наказывать тех, кто нарушал законы богов или поступал неправедно. Его мощь и авторитет были непреложными, а его гнев мог обрушиться на людей в виде бурь и ураганов.
Громовержцы часто ассоциируются с природными явлениями: грозами, бурями и ураганами. Они символизируют не только разрушительную силу природы, но и её красоту. Громовые раскаты и могут вызывать страх, но одновременно они завораживают своей величественностью.
Таким образом, громовержец — это не просто мифологический персонаж, а символ силы природы и человеческого духа. Его образ напоминает нам о том, что даже в самые бурные времена можно найти путь к победе и справедливости.
Гуси-лебеди — это персонажи славянского фольклора, особенно популярные в русских народных сказках. Они представляют собой волшебных существ, которые часто играют роль antagonists или испытаний для главного героя. Вот несколько ключевых аспектов, связанных с образом гусей-лебедей:
Гуси-лебеди обычно изображаются как птицы, обладающие магическими способностями. В некоторых сказках они могут превращаться в людей или выполнять различные чудеса.
В большинстве сказок гуси-лебеди являются символом угрозы или испытания для главного героя, часто похищая детей или угрожая им. Их появление может предвещать трудности и приключения.
Гуси-лебеди могут быть представлены как злые или коварные существа, которые мешают героям, создавая препятствия на их пути. Они могут быть связаны с колдовством и магией.
В сказках с участием гусей-лебедей часто происходит борьба между добром и злом, где главный герой должен преодолеть трудности и победить этих волшебных существ, чтобы достичь своей цели.
Одна из самых известных сказок о гусей-лебедях рассказывает о том, как мальчик спас свою сестру от похищения этими птицами, преодолевая различные преграды и получая помощь от добрых сил.
Гуси-лебеди в фольклоре олицетворяют как опасности, так и возможности для героев, подчеркивая важность смелости, хитрости и доброты в борьбе с злом.
Автор статьи- Алина Талюсова, автор фото-Варвара Чугаева
В Забайкальском крае это означает разговаривать, болтать. Вечерами собираясь на завалинках гуторили женщины и мужчины. В Забайкалье поселенцы прибыли из северных Российских губерний Новгородской, Вологодской, Архангельской, Вятской, Пермской губерний и местного населения Бурят и Эвенков. Отсюда диалект был перемешен и появились отличительные особенности Забайкальского говора. Основу речи составляет северорусский говор. До сих пор можно услышать такие выражения «Казаки на завалинке сидят речи, гуторят», «Долго гуторили и гомонили казаки» Это слово можно услышать у Воронежских и Кубанских казаков.
Автор текста Светлана Разуванова
Автор фото Алёна Сизых
Даждьбог — один из ключевых богов в славянской мифологии, особенно в русской народной культуре. Он ассоциируется с солнцем, светом, плодородием и изобилием. Даждьбог занимает важное место в пантеоне славянских божеств и олицетворяет жизненные силы природы.
Даждьбог рассматривается как бог солнца, который приносит свет и тепло на землю. Солнечные лучи символизируют жизнь, рост и развитие, поэтому Даждьбог ассоциируется с плодородием и хорошим урожаем. В народных поверьях его считали дарителем жизни, который помогает растениям расти и приносить плоды.
Даждьбог также считается покровителем богатства и изобилия. Его культ был особенно важен для земледельцев и скотоводов, которые полагались на солнечный свет для успешного урожая и процветания своего хозяйства.
Даждьбога почитали во время различных праздников, связанных с природными циклами, особенно в период весны и лета. Люди проводили обряды, чтобы задобрить бога и попросить его о хорошей погоде и щедром урожае. Солнечные символы, такие как круги и спирали, часто использовались в народных искусствах и ритуалах, чтобы выразить почитание Даждьбога.
Даждьбог является важной фигурой в русской народной культуре, олицетворяющей свет, жизнь и изобилие. Его образ отражает глубокую связь славян с природой и их стремление к гармонии с окружающим миром.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари, разбился об землю, поправший народы». В мифологии для слова денница есть обозначение — утренняя заря или же звезда, которая гласит о начале нового дня и в конце погасает.
Деревня — это маленький населённый пункт. Там чистый воздух, тишина, роса по утрам, ночью звёздное небо над головой. Под крышами домов можно увидеть ласточкины гнёзда, вечером в чаще за домами слышно ухающую сову.
В деревне не заскучаешь, всегда есть чем заняться: cходить на рыбалку, прополоть грядки или, быть-может, прогуляться по ягоды али по грибы. Зима в деревне славится огромными сугробами. Дороги не посыпают реагентами. В давние времена отличительным признаком села была церковь, a в деревне её не было. Люди часто строили дома возле реки.
Раньше в деревнях были общие колодцы, которые строились возле дороги, и все жители могли ими пользоваться. Сейчас многие предпочитают скважины на собственном участке. Опять же какие-то 20 лет назад в деревенских домах не было автоматических стиральных машин. Хозяйки после стирки собирали белье в ведро и везли на велосипеде к плоту у реки и полоскали в проточной воде.
В советские годы были колхозы, в которые входило несколько деревень. Главным в колхозе был председатель. Жители колхозов развивали сельское хозяйство. В деревнях были фермы, конюшни, курятники, свинарники. Люди работали доярками, пастухами, трактористами, лесниками. Все трудились в поле на благо всего колхоза. В каждой семье около дома был свой огород, также колхозникам полагался участок в поле под посадку картошки. В 90-е годы многие колхозы пришли в упадок и развалились.
Каждомугородскому жителюхоть раз в жизни стоит отдохнутьв деревне!
На фотографии изображена деревня Фомиха Владимирской области, которая раньше была огромным селом.
Деревянные ложки — это не только практичные предметы, но и настоящие произведения искусства, особенно когда речь идет о росписях. В различных культурах деревянные ложки часто украшены яркими и разнообразными росписями, которые не только придают им эстетический вид, но и несут в себе глубокий смысл.
В русской культуре, например, ложки часто расписываются в технике «хохлома», которая характеризуется яркими золотистыми и красными цветами и изображениями растительных мотивов. Эти росписи могут символизировать плодородие и изобилие.
Росписи на деревянных ложках могут содержать символику, связанную с защитой от злых духов или пожеланиями здоровья и счастья. Каждая деталь может иметь свое значение, что делает каждую ложку уникальной.
Домашняя утварь — это набор предметов домашнего обихода, включающий кухонную и столовую посуду. Утварь традиционно считалась продуктом деятельности ремесленника, ранее чаще всего изготавливалась вручную, имела индивидульные размеры и оформление.
В наше время кухонная утварь в основном является продуктом фабричного производства, но есть и умельцы, которые создают настоящие произведения искусства, которые являются штучным товаром и очень ценятся.
«Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной» (Сенека)
Домовой — покровитель дома. Он может быть как стареньким, так и совсем маленьким, как домовенок Кузя из мультфильма, снятого по одноименной сказке Татьяны Александровой. По старинным преданиям, это дух, который поселяется в доме и охраняет всех его обитателей от бед. Но только если они ведут себя хорошо. А если разозлят его — тогда держитессь! Он будет каждый день мстить: прятать вещи и даже портить их, бить посуду, мешать спать, щипать до синяков. Так что лучше с домовым дружить: поддерживать чистоту и порядок в доме, выкладывайтьна стол для него разные вкусности и сладости, не ссориться.
Конечно, вам решать, верить или нет в домового. А вот у нас на всякий случай его образ имеется.
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель! (А.С. Пушкин)
Кстати, 28 января, на праздник Зимние Кудесы, у Домового день рождения.
Домовой — один из самых известных персонажей русского фольклора, олицетворяющий дух домашнего очага. Он считается хранителем дома, семьи и благополучия, а также символом тепла и уюта. Образ домового имеет глубокие корни в славянской мифологии и продолжает оставаться актуальным в народной культуре.
Основные черты образа домового:
Хранитель дома. Домовой считается защитником жилища. Он заботится о благополучии семьи, следит за порядком и защищает от злых духов и негативных влияний.
Внешний вид. Обычно домового изображают как маленького старичка с бородой, одетого в простую, иногда поношенную одежду. В некоторых версиях он может выглядеть как маленький человек или даже как животное (например, кот).
Поведение. Домовой может проявлять как добрые, так и капризные черты. Он помогает по хозяйству, но может и шалить, если его не уважать или игнорировать. Например, он может прятать вещи или шуметь ночью.
Ритуалы и обряды. Чтобы задобрить домового, в народе существовали различные обряды и ритуалы. Люди оставляли ему угощения (например, молоко или хлеб) и старались не забывать о его присутствии в доме.
Семейные отношения. Домовой часто ассоциируется с семьёй и домашним уютом. Он может быть особенно привязан к детям, и считается, что он защищает их от бед.
Мифологические корни. Образ домового имеет древние славянские корни и восходит к представлениям о духах предков и природных силах, которые обитают в доме и вокруг него.
Сказания и легенды. В русских сказках и легендах домовой часто играет важную роль, помогая героям или наказывая тех, кто не уважает домашний очаг. Его действия могут быть как позитивными, так и негативными, в зависимости от отношения людей к нему.
Примеры фольклорных сюжетов:
В некоторых сказках домовой помогает хозяину в трудные времена, даруя удачу или материальные блага.
В других историях он может наказывать ленивых или недобрых людей, проявляя свою силу через шалости или даже более серьёз ные неприятности.
Домовой — это мифическое существо, которое в славянской мифологии считается защитником домашнего очага. Обычно его изображают в виде небольшого старичка с бородой, который живет в доме и заботится о его обитателях. Домовой охраняет семью от злых духов и приносит удачу, если к нему хорошо относиться. В народных поверьях существовали различные ритуалы, чтобы задобрить домового: например, оставляли для него угощение, такие как хлеб или молоко.
Согласно преданиям, домовой может проявлять как добрые, так и злые черты. Если его игнорировать или не уважать, он может начать шалить — прятать вещи, шуметь ночью или даже вызывать неприятности в доме. В то же время, если к нему обращаться с уважением, он может помочь в домашних делах и даже предостеречь от беды. Часто домового связывают с определенными местами в доме, например, с печью или углом, где он предпочитает обитать.
Интересно, что домовой является символом семейного уюта и благополучия. В разных регионах России и других славянских странах к нему относились по-разному, но везде его образ олицетворяет заботу о доме и семье. В современном обществе домовой продолжает оставаться частью фольклора и культурного наследия, вдохновляя художников, писателей и кинематографистов на создание новых произведений о жизни в гармонии с традициями и природой.
Прилагательное, обозначающее крупную фигуру у человека. Рослый, плотно сложенный. Часто употребляется в художественной литературе. Например, у Александра Сергеевича Пушкина в повести «Гробовщик»: «Над воротами возвысилась вывеска, изображающего дородного Амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью…» и романе «Евгений Онегин»: «Со своей супругою дородной приехал толстый Пустяков…»