Интерактивный словарь Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Я, городской житель, не сразу поняла, что имела в виду бабушка. Обратилась за помощью к маме, она выросла в деревне и должна понимать, что имеет в виду бабушка. Оказалось, что сенцы — это коридор, а точнее неотапливаемое помещение, находящееся между жилыми помещениями. Сенцы раньше служили хозяйственным помещением и не пропускали холодный воздух в избу. В прежние времена сени (или, иначе, сенцы, сенница) были неотъемлемой частью дома. А представляли они собой проходное помещение, отделяющее крыльцо от жилых комнат. Происходит слово от старославянского «сень», что означает навес, шатер, укрытие, в общем смысле — сооружение или объект, дающие тень. Образно говоря, человек, ступающий с крыльца в сени, символически попадает под покров, защиту и попечение хозяев жилища.
Серп — орудие для срезания злаков и трав. Он состоит из закруглённого лезвия и деревянной рукоятки. Этот инструмент очень древний — появился в эпоху неолита, как орудие для собирания растений.
Серп известен тем, что изображен на флаге Союза Советских Социалистических республик, потому что он являлся символом крестьянства.
У нас дома есть серп, который достался нам от прабабушки. Иногда им пользуются дедушка или мама. Я бы тоже хотела летом попробовать им поработать. Надеюсь у меня получится.
Сирин — это мифическое существо, которое часто встречается в славянской мифологии и фольклоре. В сказках и легендах Сирин обычно изображается как птица с человеческим лицом, обладающая прекрасным голосом. Она символизирует красоту, гармонию и утонченность, но также может ассоциироваться с печалью и тоской.
В русских народных сказках Сирин часто выступает как некий проводник между мирами — миром людей и миром духов. Ее песни могут быть как волшебными, так и предостерегающими. Например, в некоторых историях ее мелодии завораживают слушателей, заставляя их забыть о реальности и погрузиться в мир грез.
Сирин также может символизировать потерю или недостижимую мечту. Ее образ часто связан с идеей о том, что за красотой может скрываться горечь или утрата. В некоторых версиях сказок Сирин может быть связана с темой любви и разлуки, когда ее песни напоминают о потерянных чувствах или о тех, кто ушел.
Таким образом, Сирин в сказках является многогранным образом, который сочетает в себе как радость, так и печаль, вдохновляя на размышления о жизни, любви и человеческих переживаниях
Автор текста- Евангелина Нефедычева, автор рисунка- Камилла Нуриманова
Сито — это предмет, который служит для просеивания муки. Он как обязательная часть домашней утвари любой хозяйки, им пользовались как в стародавние, так и современные времена. При помощи просеивания происходит насыщения муки кислородом. Чаще всего сито бывает круглой формы, реже квадратной. Это ящик или коробка, закрытая с одной стороны мелкозернистой сеткой. Тесто, изготовленное при помощи просеивания муки, называется ситным.
Сито также бывает из крупнозернистой сетки и предназначается оно для процеживания, например, массы томатной, чтобы отделить кожуры и семечки от мякоти для получения томатной пасты или сока. В сите могли сушить семечки, развеивая шелуху и мусор. Ободки или короба делались из коры ивы или сосны.
Сито в русской культуре, а также славянских народов имеет символическое значение: оно обозначает сытный год, поэтому хозяйки всегда вешали на первый план, не пряча от чужих глаз, а первый, выпеченный хлеб нового года сопровождался под добрым взглядом хозяевов под сито.
В некоторых семьях этот предмет представлял собой возможность спрятать от детей чего-нибудь вкусное, например, конфеты, поскольку висело высоко и ребенку было не достать его. Во время свадебной церемонии подходили к молодым и приговаривали: » Чтобы тебя столько хвори в жизни напиться, сколько ты сейчас воды выпил сквозь сито!». Когда заболевала скотина, проливали воду сквозь сито и поили больное животное.
У славян была также традиция-для призвания дождя лили сквозь него воду, а если воды были слишком много, то сито переворачивали вверх дном. Также у славян есть гадания, когда в сито высыпали чечвицу и фасоль, перемешивая, говаривали: «Чудеса при нас, выбери и загадай, сито волшебное…!»
Считается, что муку лучше просеивать в кругом сите, которое напоминает солнце и делать надо это в добром расположении духа, что не гневить небесные силы.
Автор статьи- Ниткита Сухин, автор фото-Ирина Милованова.
Скалка — это кухонная утварь, предназначенная в первую очередь для раскатывания теста. Она бывает цилиндрической и веретенообразной формы.
Скалка может раскатывать как песочное, так и пресное или даже дрожжевое тесто.
Нельзя не отметить и то, что история возникновения скалки возникла не тысячу, не две, а целых 3000 лет назад. Целых 30 веков назад этруски пользовались каменными скалками, жили они на территории современной Италии и были предшественниками римской культуры и цивилизации. После этого скалками начали пользоваться и другие народы. Ну, а в других частях света для раскатывания теста использовали цилиндры из глины и дерева.
Скалки не отличаются особой формой или ценностью, но ни одна кухонная хозяйка не обходится без скалки. В конце XIX века американец Джон Рид изобрел стандартную современную скалку с цилиндром из дерева в центре и ручками с обеих сторон и запатентовал ее.
Также в прошлом хозяйки нередко вместо скалки использовали стеклянную бутылку. В середине XVIII века в Англии появились полые стеклянные скалки. С их помощью не только раскатывали тесто, но и хранили внутри специи, кофе и уксус. Такие изделия часто дарили на свадьбу. На Руси такая утварь не получила распространения.
Раньше ими не только раскатывали тесто, но и гладили одежду вместо утюга. В этом случае ткань наматывали на скалку и разглаживали тяжелой деревянной доской с желобками(рубелем). В советских стиральных машинах механизм отжима был следующим: бельё отжимали между двух скалок, которые крутились в противоположном направлении по отношению друг к другу.
Скоморохи — это яркие колоритные персонажи русской народной культуры, которые играли важную роль в народных праздниках и развлечениях. Они были своего рода народными артистами, сочетая в себе элементы актерского мастерства, музыки, танца и шутовства. Скоморохи выступали на ярмарках, свадьбах и других общественных мероприятиях, привнося в жизнь людей радость и веселье.
Внешний вид скоморохов был весьма выразительным: они носили яркие, разноцветные костюмы, украшенные вышивкой и лоскутами. Лица у артистов были раскрашены, что добавляло им комического вида. В их репертуаре были шутки, песни, танцы, а также различные сценки и импровизации, глядя на которые публика хохотала от души.
Скоморохи часто высмеивали недостатки общества и человеческие пороки, их искусство было не только развлекательным, но и социальным: артисты могли задавать острые вопросы о жизни и морали, обличая несправедливость и лицемерие.
В настоящее время слово «скоморох» стало именем нарицательным, так часто называют человека, над которым смеются из-за нелепых поступков или неуместных шуток. Наследие скоморохов продолжает жить в русской культуре, найдя отражение в театре, музыке и фольклоре.
Таким образом, скоморохи — это важные носители народной мудрости и традиций, которые помогали людям справляться с трудностями жизни через смех и искусство.
Какие щетки вы используете в повседневной жизни? Зубная, обувная и обсчитайся… А лошади требуется целых четыре. Одна из них железная! Хотите подробнее?
Скребница — щетка для чистки лошадей (чаще всего железная, но бывает и пластмассовая). Это неотъемлемая часть процесса подготовки коня. Первым делом, берется скребница и ей очищаются вся грязь и мокрые места. Небольшое количество пыли тоже отправляется на стенки верной помощницы.
Скудельник — устаревшее слово. Так на Руси называли гончара, горшечника.
Древние люди поняли, что глина — это удивительный природный материал, который легко мнется в руках, принимая любые формы, а главное, он становится твердым при застывании после обжига. Ее легко добыть, с ней просто работать. Так возникло гончарное дело — древнее декоративно-прикладное искусство, которое требовало аккуратности и ловкости, художественного вкуса и усидчивости. Так почему же горшечника называли «скудельником»?
Дело в том, что «Скуда» на старославянском означало «глина», то есть созданная из земли. А «скудельниками» называли людей, занимающихся гончарным ремеслом. Скудельники создавали из природного материала посуду и домашнюю утварь: горшки, тарелки, кувшины. Гончаров уважали и с почтением относились к их труду. Чаще всего секреты ремесла передавались от отца к сыну. Это было семейное занятие, где тайны нахождения разных сортов глины хранились и оберегались. Места, где скудельники набирали глину назывались «копанцами».
Кроме того, «скудельницами» назывались места погребения. Во время приготовления могилы из ямы выбиралась вся глина, а потом этот ров отдавали для захоронений иногородних, нищих или тех, кто умер во время эпидемий людей.
«Но, заблудившись в протоках Дымного болота, и уходя, видимо, все дальше и дальше от скудельницы, он все равно чуял за болотным криволесьем колокольный звон» — Алексей Иванов «Сердце пармы»
Хорс — один из славянских богов, который ассоциируется с солнечным светом, днем и жизненной энергией. В славянской мифологии Хорс часто упоминается как божество, которое олицетворяет солнечное сияние и тепло. Его культ был распространен среди восточных славян, и он мог быть связан с различными природными явлениями, такими как восход и заход солнца.
Солнечный бог: Хорс считается одним из божеств, связанных с солнцем. Он мог быть представлен как солнечный диск или как воин, который борется с темными силами. Символы: Хорс часто ассоциировался с огнем и светом. Его символами могли быть солнце, огненные круги и другие солнечные знаки. Связь с другими богами: В некоторых источниках Хорс упоминается в связке с другими славянскими божествами, такими как Перун (бог грома и молнии) и Даждьбог (бог солнца и плодородия).
Обряды, связанные с культом Хорса, могли включать: Праздники: Славяне отмечали праздники в честь солнца, которые могли совпадать с летним солнцестоянием и другими солнечными циклами. Эти праздники часто сопровождались ритуальными танцами, песнями и жертвоприношениями. Жертвоприношения: В качестве жертвоприношений могли использоваться хлеб, мед, зерно и другие продукты, символизирующие плодородие и жизненную силу. Обряды очищения: Проводились обряды очищения, связанные с огнем и водой, чтобы привлечь благословение Хорса на урожай и защиту от злых духов. Заветы и молитвы: Славяне обращались к Хорсу с молитвами о здоровье, удаче и защите от несчастий.
Культ Хорса отражает важность солнечного света для жизни и сельского хозяйства славянских народов. Хотя информация о конкретных обрядах может варьироваться в зависимости от региона и времени, Хорс остается важной фигурой в славянской мифологии и культуре.
Сегодня мама и бабушка готовили пиццу. В ней и солёный огурец, и колбаса, и сыр. Вкуснятина! Как можно ещё сказать о том, что что-то получается вкусно? Можно сказать смачно. Смачно — слово, которое можно использовать, когда говоришь о вкусной еде. Смачный обед, смачные блинчики и ещё много всего смачного есть. Это слово я узнала от бабушки. Вот она знает толк в смачной еде, поэтому это слово она использует постоянно.
Смерть в русских народных сказках занимает особое место и часто представляется в различных формах и контекстах. Она может быть как физическим исчезновением персонажа, так и символом перехода, трансформации или испытания. Вот несколько аспектов, связанных со смертью в русских народных сказках:
В многих сказках смерть персонажа может служить испытанием для других героев. Например, герой может столкнуться с необходимостью преодолеть горе или найти способ вернуть умершего человека к жизни. Это часто связано с темой любви, преданности и жертвенности. Смерть в сказках нередко воспринимается как переход к новой жизни или возрождению. В некоторых историях персонажи могут возвращаться из мертвых или обретать новую силу и мудрость после смерти. Смерть может быть персонифицирована в виде персонажа, который приходит за душами. Например, это может быть образ Бабы Яги или других мифологических существ, которые выполняют роль проводника в мир мертвых. Смерть часто связана с различными обрядами и ритуалами, отражающими народные верования о загробной жизни и уважении к умершим. Эти элементы могут быть вплетены в сюжет сказки, подчеркивая важность памяти о предках.
Смерть в сказках также служит средством передачи моральных уроков. Она может напоминать о хрупкости жизни, необходимости ценить время с близкими, а также о последствиях плохих поступков. В некоторых сказках смерть может быть связана с темой судьбы и предопределенности. Персонажи могут сталкиваться с неизбежностью своей участи, что добавляет глубину и философский подтекст к сюжету. Таким образом, смерть в русских народных сказках является многогранным символом, который отражает не только страх и утрату, но и надежду, возрождение и глубокие философские размышления о жизни и смерти.
Смерть с косой в русской мифологии обычно ассоциируется с образом Смерти, который часто изображается как человек в черном плаще с косой. Этот образ стал популярным в культуре и фольклоре, но его корни уходят в более глубокие традиции.
В славянской мифологии существовали различные духи и божества, связанные со смертью и загробной жизнью. Например, Морок — это дух, который мог наводить страх и предвещать смерть. Также в фольклоре встречаются образы Водяного и Лешего, которые могли забирать души.
Коса как символ смерти может быть интерпретирована как орудие, которое «срезает» жизнь, и этот образ стал особенно ярким в литературе и искусстве. В христианской традиции Смерть часто изображается как ангел или демоническая сущность, что также повлияло на формирование образа Смерти в русской культуре.
Таким образом, смерть с косой в русской мифологии — это сложный и многогранный образ, который сочетает в себе элементы фольклора, религии и народных верований.
Снегирь — это небольшая птица, известная своим ярким эффектным окрасом. Снегирь занимает особое место в русской народной культуре и фольклоре. Эта птица ассоциируется с зимой, холодом, Новым годом и Рождеством. «Не будь снегиря, разве зима настанет» — говорится в русской пословице.
Снегирь считается символом зимнего пейзажа. Его яркий окрас выделяется на фоне белого снега, что делает его заметным, привлекает всеобщее внимание. В народных сказках и песнях это существо нередко упоминается как символ радости и надежды. Снегирь также связан с различными народными приметами. Например, появление этой птички весной может предвещать хороший урожай или удачу в делах. Поэты и писатели часто используют образ снегиря как символ природы, любви, красоты. В русской народной песне «Снегири» рассказывается о красоте природы зимой, о грусти человека по неудавшейся любви, о веселом свисте снегирей.
Таким образом, снегирь не только является частью природы, но и важным культурным символом, который находит отражение в русских традициях.
Снегурочка — одна из самых известных и любимых персонажей русских народных сказок. Она олицетворяет зиму, холод и красоту снежного покрова. В сказаниях Снегурочка часто изображается как молодая девушка, созданная из снега и льда, которая обладает особой невинностью и чистотой.
Согласно одной из популярных версий, Снегурочка была создана Дед Морозом и его супругой, чтобы принести радость и счастье детям. Её образ наполнен добротой, она всегда готова помочь и поддержать, особенно в трудные времена.
Снегурочка также является символом зимних праздников, особенно Нового года. Её образ часто ассоциируется с волшебством и чудесами, которые происходят в это время. В сказках она может быть как помощницей Деда Мороза, раздающего подарки, так и самостоятельным персонажем, преодолевающим трудности и находящим своё счастье.
В сказке «Снегурочка» главная героиня сталкивается с конфликтом: ей хочется быть ближе к людям, но она может существовать только при низких температурах, в итоге девушка погибает, что вносит элемент драматизма в историю.
Таким образом, Снегурочка является многогранным персонажем русских народных сказок, олицетворяющим не только зимнюю красоту, но и важные человеческие ценности — доброту, сострадание и стремление к счастью.
Как-то раз я услышал от своего дедушки одобрительное «Снедомые грибочки!», когда он рассматривал в корзинке результат моей тихой охоты. Что за странное название? Он мне разъяснил, что снедомые (еще иногда говорят «снедные») означает съедобные, неядовитые, а слово «снедь» — это любая еда, все, что можно употреблять в пищу.
Посев в новолунье — червям снедь (Народная примета)
Без снеди в путь не ходи (Пословица)
Собака в русских народных сказках занимает особое место. Это верный помощник и защитник человека, символ дружбы и преданности. Я хочу рассказать о том, как собака изображается в сказках и какую роль она играет в жизни героев.
Во-первых, собаки в народных сказках часто бывают очень умными и сообразительными. Например, в сказке «Собака и кошка» главные герои — это не просто животные, а настоящие персонажи с характерами. Собака, как правило, представляется доброй и преданной, готовой помочь своему хозяину в любой ситуации. Она всегда стоит на стороне добра и справедливости, что делает её образ особенно привлекательным для слушателей.
Во-вторых, собака нередко становится помощником главного героя. В таких случаях она помогает ему преодолеть трудности и находить выход из сложных ситуаций. В сказке «Каша из топора» собака помогает бойцу добыть пищу, показывая свою преданность и смекалку. Такие примеры учат нас, что дружба и взаимопомощь очень важны в жизни.
Напоследок, стоит отметить, что собака в русских народных сказках — это не только друг, но и символ верности. Она никогда не предает, остаётся с человеком даже в самые трудные времена. Это учит нас быть преданными своим друзьям и близким, ценить дружбу и поддержку.
Собака в русском народном фольклоре — это многогранный символ верности, дружбы и защиты. С древних времён этот четвероногий друг прочно вошёл в жизнь человека, охватывая его образ в сказках, пословицах и поговорках.
Собака олицетворяет преданность и часто выступает как защитник героя, готовый прийти на помощь. Примеры можно увидеть в историях о богатырях, где верная собака преодолевает опасности вместе со своим хозяином. Эти повествования учат важным жизненным урокам о дружбе и взаимопомощи.
Кроме того, собака символизирует связь с загробным миром. Некоторые легенды утверждают, что её дух может быть проводником между мирами, добавляя мистический элемент к её образу. Охотничья собака может присниться человеку в важный момент, напомнив о тех, кто ушёл.
Собаки также ассоциируются с добротой и заботой. Пословицы указывают на то, что собака — лучший друг человека. В традиционных семьях она была не только охранником, но и верным спутником, способным чувствовать настроение хозяев.
Таким образом, собака в русском фольклоре — это символ преданности и заботы, добавляющий элемент загадки. Образы верного спутника вдохновляют нас на важность взаимопомощи и дружбы в жизни.
Когда мы с братьями и сестрами ездили к бабушке в гости, она всегда из окна дома кричала нам: «Что за садом стоит! А ну тише!»
Тогда мы оборачивались и не понимали, кто стоит, где? Нет ведь никого. И только когда это слово увидела в произведении Николая Алексеевича Некрасова «Крестьянские дети»:
«Сокачий» в переводе со старославянского означает «Повар» — человек, профессией которого является приготовление пищи.
Для того, чтобы прокормить себя и свою семью древние люди жарили на костре мясо и рыбу. Возможно, что именно это и положило основу одной из самых вкусных профессий.
Позже, поварское искусство стало постепенно развиваться и лишь в 11в. стало особой специальностью. Свои истоки это ремесло берет из Монастырей. В Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. (Из Лаврентьевской летописи, 1074г). Именно там, монахи готовили нехитрые блюда по особым рецептам. Например, они создали рецепт хлеба, который долго не черствеет.
Во времена Киевской Руси повара трудились в богатых домах, у князей. Иногда в доме было несколько поваров. Есть свидетельство, в котором описывается дом богатого человека, где говорится о большом количестве «сокачий», т. е. поваров, «работающие и делающесъ потьмъ».
Соловей-разбойник: легендарный персонаж, уходящий корнями в русскую культуру
Соловей-разбойник является одним из самых знаменитых и ярких героев древнерусских былин, эпических народных песен. Этот мифологический персонаж отражает многогранные аспекты народного воображения и сочетает в себе элементы мистики.
Изображение Соловья-разбойника в былинах наполнено скрытыми смыслами и загадками. Он представлен в виде невероятного существа, наполовину человека, наполовину птицы, обитающего в лесах и на дорогах. Иногда его описывают с характерными для птиц чертами: крыльями, внимательным взглядом и невероятно громким свистом, который напоминает пение соловья. Этот пронзительный свист разбойника используется им для вызывания ужаса у путешественников.
Соловей-разбойник славится своим разбойничеством: он останавливает путников, грабит их и изображается как страшное зло, которое необходимо победить. В русских былинах его чаще всего побеждает богатырь Илья Муромец, который, являясь символом силы, справедливости и защиты народа, проходит через множество испытаний.
Наиболее известный эпизод можно увидеть в «Былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике», где Илья Муромец, направляющийся в Киев, сталкивается с Соловьем-разбойником на дороге. Несмотря на все преграды и угрозы, богатырь одолевает злодея и доставляет его князю Владимиру. Этот сюжет символизирует победу добра над злом, порядка над хаосом, а также является аллегорией укрепления государства и общественного порядка.
Сорока — интересный персонаж в фольклоре разных народов, который часто ассоциируется с хитростью, любопытством и жадностью. В русских народных сказках и пословицах она обычно изображается как птица, обладающая умом и ловкостью, но иногда ее действия могут быть и коварными.
Одной из характерных черт сороки является ее страсть к блестящим предметам. Эта особенность порождает множество сказок и басен, в которых она стремится заполучить что-то ценное, что может привести к забавным или поучительным ситуациям. Например, в басне И.А. Крылова «Сорока-воровка» рассказывается о том, как эта птица украла у других животных различные вещи, подчеркивая ее хитрость и жадность.
Данное существо также часто выступает в роли рассказчицы или информатора. Ее любопытство и способность собирать слухи делают ее важным персонажем в сказках, где она может передавать информацию или предупреждать о грядущих событиях. В некоторых народных сказках эта птица играет роль посредника между героями и высшими силами, помогая им найти выход из сложной ситуации.
Кроме того, в русской культуре существует множество пословиц и поговорок о сороке. Например, «Сорока на хвосте принесла» — это выражение, которое используется для обозначения слухов или сплетен. Данная птица символизирует не только хитрость, но и человеческие слабости, такие как зависть и жадность.
Таким образом, образ сороки в фольклоре многослоен и разнообразен. Она олицетворяет как положительные, так и отрицательные черты, делая ее интересным и поучительным персонажем в сказках и баснях. Эта птица продолжает оставаться актуальным символом в культуре, отражая человеческие качества и поведение.
Соха- это орудие, которое использовали крестьяне во время вспашки земли. В отличие от плуга соха не переворачивала землю, а переваливала ее на бок. Делали его из дерева, эту часть называли рассохой, прикрепляя два железных сошника, а также соединяя лопаткой, которую называли палицей, она крепилась в верхней части с оглоблями. В них запрягали лошадь. Соха требовала от пахаря больших физических усилий и меньших- от лошади.
Глубина перекопки сохой составляла 12 см. Соха требовала от крестьянина большого мастерства, так как лошадь только тянула ее вперед, а пахарь должен быть внимательным в данное время: нужно было приподнять соху, которая могла наехать на камни или корни, наоборот, надавить на нее, чтобы задел глубины был одинаковый и сохранялся на всем протяжении пашенного участка. Она как бы черкала почву по поверхности, глубоко не опускаясь.
В русских письменах слово соха упоминается со второй половины 13 века, крестьяне раньше называли это орудие колом или палкой с развилкой. Благодаря универсальности и доступности, данный предмет прочно войдет в жизнь крестьян до начала 20 века. Соха- орудие индивидуальное, у каждого мастера были свои задумки относительно его качества, поскольку именно им бороздили пашню. Соха нужна для перепашки земли, прополки междурядий, ее используют также при посадке картофеля- основного продукта средней полосы России.
Автор статья -Ирина Милованова, автор фото- Диана Иерускул
Так называют Лосей с ветвистыми рогами. Слово «сохатый», значит имеющий раздвоение, развилину. Употребляется часто для обозначения лосей с извилистыми рогами. Однокоренное слово «соха» — инструмент, сельскохозяйственное приспособление для вскапывания земли. Тоже выглядит как рогатина.
Сошник — наконечник у сохи. Он сделан из металла, треугольной формы, с помощью которого производится высеивание семян и высаживание растений. Во времена древней Руси это приспособление было очень востребовано, потому что земли было много, сеять нужно было много, а в ручную с этим не справится. Сошник прорывал углубления в земле, тем самым освобождая грядки от предыдущих растений.
Но, сошник — это не только наконечник, но и непарная кость в виде пластинки трапециевидной формы.
Это слово употребляется в произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»:
— Спасибо, барин, — говорил мне пхарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.
«Мы все живем по своему и у каждого должна быть своя стезя и своё место». В целом, высказывание понятно, но слово «стезя» вызывает много вопросов. Стезя — это путь, дорога или иными словами тропа. Как нестранно, но у этого слова есть второе значение — жизненный путь развития в различных сферах жизни.
В русском народном фольклоре строитель занимает важное место, символизируя труд и созидание. Его образ олицетворяет не только физическую силу, но и мудрость, ведь именно строители возводят дома, крепости и храмы, обеспечивая надежное жилье и защиту.
Сказания о строителе полны эмоций и приключений. Он не просто вбивает гвозди и возводит стены; его жизнь насыщена борьбой с природой и врагами. Строитель стал героем, умеющим справляться с трудностями, демонстрируя смекалку и изобретательность. Встречая злых духов, он защищает народ.
Эмоциональная связь строителя с землей и материалами, с которыми он работает, ярко выражена в фольклоре. Он уважает традиции и понимает, что каждый камень и доска несут душу природы. Строитель создает не только физическое пространство, но и закладывает в его стены надежды и мечты людей.
Темы дружбы и сообщества звучат в историях о строительстве. Он объединяет людей, вдохновляет их на совместные усилия, так как великое дело невозможно осуществить в одиночку. Строитель — это не только работник, но и символ единства, силы духа и творческого подхода, способный преодолевать преграды ради общего блага.
Ступа — выдолбленный из ствола дерева сосуд, использовавшийся для размола зерна. При толчении зерно освобождалось от оболочки и частично размельчалось. Ступа — одно из древнейших изобретений человека, известное за 8 000 лет до нашей эры.
Эта древняя вещь досталась нам от старых жильцов дома, но мы в ней никогда ничего не толкли. Я нашла ее на чердаке. Меня очень удивило то, что она была с выемочными боками. Оказалось, что из-за своей массивности ступы были очень тяжелы, и для облегчения веса иногда делались с «выемочными» боками.
В избе ступа стояла в куте — бабьем углу, и как всё, относившееся к этому месту, носила печать связи с нечистью. Не случайно ступа у нас всегда ассоциируется с Бабой-Ягой. Вот и у Пушкина: «Там ступа с Бабою-Ягой Идёт-бредёт сама собой»…
Когда в детстве ездила в деревню к родственникам зимой, сразу бежала гулять с друзьями, а тетя кричала, чтобы я не валялась в субоях. Я не понимала, что же это такое. Так вот, оказывается субои — это снежные сугробы.
А недавно увидела это слово в рассказе Льва Толстого «Русак»:
«Заяц поскакал к гумну по субоям; зайца держали субои, а собака на девятом прыжке завязла в снегу и остановилась».
Я бы ни за что без словаря не догадалась, что сугубый обозначает два, в два раза больше. Ощущение, что это означает плохой, бедственный, но на деле все совсем по-другому. Александр Николаевич Радищев употребил это слово в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»
«Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратии своей; кто в шествии моем меня подкрепит, — не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?…»
Сударь, сударыня — так обращались в Российской империи к собеседнику или собеседнице. Эти слова произошли от слова государь путём отбрасывания первого слога. Но мозг рисует еще и другие значения, когда читаешь эти слова. Это могут быть и люди, которые судили других. Или это как два сосуда, вмещающих многое в себе. Или, может быть, просто люди, у которых особая судьба?
Сундук-это предмет, который служит для хранения и транспортировки багажа.
Историки считают, что первые сундуки были найдены, примерно, в 3 веке до нашей эры. Происхождение этого слова удивительно, потому что оно имеет свою трансформацию, правда, трудно сейчас определить, что первично, а что вторично, но цепочка, примерно, была такова: сундук-баул-чемодан. Многие народы разных стран использовали, да и используют его по сегодняшнее время не только, как лари для хранения вещей, но и как удобную лежанку или скамью.
Как же изготавливали данные лари? Обычно это изделие делали из дерева, а позже стали ковать из железа. Внутри могли обтянуть дорогой бархатной тканью или оставить без декора, у дорогих сундуков внутренняя сторона была обшита кожей. В настоящее время есть много историй про занзибарские сундуки, они отличались по своему декору: изысканная резьба с африканским мотивом. Современные стилисты считают этот предмет необходимым и добавляют его в интерьер в качестве особой изысканности. Читая сказки или истории про путешественников, вы увидите на иллюстрации сундуки, в которых хранится золото, а в крестьянской семье — это атрибут достатка. Невеста, готовящаяся к замужеству с детства пряла, вышивала себе приданое, складывая свое богатство в сундучок. Ведь его можно взять, перенести, погрузить на телегу и уехать.
Вспомните также и такие слова в Святочную неделю:
Сею, вею, посеваю…
С новым годом поздравляю.
Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки…
У моих родственников также был такой сундучок, достаточно большого размера, примерно 130 в длину и 70 см в глубину, очень объемный, в детстве мы любили прятаться в него или спать на нем.
Сусек — это то же самое, что и закром (отгороженное место в амбаре для ссыпки зерна или муки).
Ученые спорят, от какого слова произошло слово «сусек», но однозначной версии так и нет. Важно то, что выражение «поскрести по сусекам» в прямом смысле означает собрать остатки муки.
Сейчас, благодаря русской сказке «Колобок», используется всеми поколениями и приобрело новый смысл — поискать тщательно, подобрать последнее, что осталось:
Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха. По амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберётся.
Тагильская роспись — вид росписи подносов зародившийся в городе Нижний Тагил. Она очень насыщенная по сравнению с другими видами росписи подносов. Она ярче по цветам и богаче по узорам на подносе.
Этот промысел зародился примерно 250 лет назад. После октябрьской революции изготовление подносов было временно преостоновлено. Но в 1957 г. в Нижнем Тагиле промысел продолжил развиваться. На данный момент в Нижнем Тагиле сущестует 5 компаний в Нижнем Тагиле и 1 в Екатеринбуре, которые расписывают подносы этой росписью.
Данный вид подносов используется в декоротивных целях, но не в бытовых. И их приподнсят в качестве подарка на большие праздники так как тагильские подносы очень дорогие. Эти подносы покупают не только тагильчане, но и гости города.
Тальянка — музыкальный инструмент, очень похожий на гармошку. Такое название получила благодаря бродячим музыкантам, все их называли итальянцами, а чаще тальянцами. Самое популярное время ее использования — это 18 век, а места, чаще всего использующие тальянку, были на севере России и в Поволжье.
Как я уже говорила, этот инструмент похож, но отличается от классической гармони. Кнопки, нажимаемо во время игры, издают звук, напоминающий звон колокольчиков. Под звуки тальянки в русских деревнях исполняли частушки, а в татарских — танцевали до упаду. Такие пляски упоминаются в стихотворении «Русь» Сергеевича Александровича Есенина:
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.
Ткацкий станок — это механизм, который позволяет превратить нити в удивительные и красивые ткани. Этот древний механизм является не только инструментом для создания материи, но и символом труда, терпения и мастерства. Это сложная конструкция, которая состоит из рамы, основы, нитей и различных механизмов.
С помощью этого устройства ткач может создавать разнообразные узоры, текстуры и цветовые комбинации. Каждый процесс работы на ткацком станке требует внимания, точности и определенных навыков. Ткани, созданные на ткацком станке, не только являются предметами одежды или предметами интерьера, но и носителями традиций и истории. Они могут рассказывать о жизни и обычаях различных народов, передавать символику и эмоции.
Автор текста: Алёна Сизых Автор фото: Константин Разуванов
Ткацкий станок — это инструмент, используемый для прядения волокна в нить, в качестве первых волокон использовались различные травы, лианы, полоски кожи. Ручное ткачество- древнее ремесло не только на Руси. По качеству определялось и качество жизни. Поскольку в каждой семье были предметы, сделанные при помощи ткацкого станка: полотенца, покрывала, рубашки, юбки. ковры, половики, даже обереги, то человечество создало ручные станки, дата изготовпения, примерно, 5–6 000 лет до н. зры.
Станок состоит из деревянных перекладин, продольных и попереречных, назвается такое ткачество-»на бедрышках, нити располагаются во время процесса крест-накрест, а внутрь зева прокладывается плотная основа, которая подбивается специальным инструментом-утяжелителем.
Самое обидное прозвище для девушек на Руси было «НЕ ТКАЧИХА». Ведь любая из них должна, прежде всего, наткать себе приданое: покрывала, простыни, юбки, скатерти. А во время праздников умелые мастерицы развешивали свои творения в качестве штор, занавесок на окна, и каждый из гостей мог оценить данное качество. Не у каждой рукодельницы мог быть данный предмет. Что характерно, что станки бывают разными, в зависимости от возраста: большие и маленькие, ручные, механические. Моя прабабушка, будучи пятилетним ребенком, села за ткацкий станок на свое пятилетие! С ним она не расставалась долгие годы, ведь для женщины станок- это ее хлеб!
Весь трудовой, особенно зимний день, состоял из количества пряжи, из которых она потом сошьет одежду или наткет ковров. Денег раньше не было, магазинов тоже. На деревне всегда были именитые мастера, которые умели качественно сделать станки. К ним стояла большая очередь, ведь от такого инструмента зависело благогосостояние семьи: изделие можно снести на ярмарку, выменять его или продать в обмен на нужный товар: соль, сахар, посуду.
Данный инструмент, несколько модернизированный, и поныне используется для бытовых нужд на территории России.
Все мы любим покушать. Уверена, что среди корреспондентов есть любители круп — риса, гречки, овсянки и т. д. А знали ли вы, что на Руси крупы были тоже популярны? Например, из ячменя и овса делали специальную муку, которая называлось толокно. Из него создавалось множество вкусных и питательных блюд.
Травка в хохломской росписи обычно изображается в виде длинных изогнутых линий, которые напоминают стебли и листья. Эти элементы могут быть как простыми, так и более сложными, с добавлением различных деталей и узоров. Чаще всего изображается в зеленых оттенках, но может также включать желтые и золотистые тона. Контрастные цвета делают рисунок ярким и выразительным.
Травка символизирует жизнь, природу и плодородие. В хохломской росписи она часто сочетается с другими природными мотивами, такими как цветы, ягоды и птицы, создавая гармоничный и насыщенный композиционный эффект. Она является одним из основных элементов хохломской росписи и используется на различных предметах, включая деревянные ложки, тарелки, кубки и другие утварные изделия. Эти изделия часто служат не только для практического использования, но и как элементы декора.
Роспись выполняется вручную с использованием специальных кистей и красок на основе натуральных пигментов. После нанесения рисунка изделия покрываются лаком, что придает им блеск и защищает от повреждений.
В городе есть много мест, где можно поесть. В ресторанах
посетители получают хороший сервис и возможность попробовать более изысканные и утонченные блюда.
Столовые существуют для тех, кто хочет сэкономить на обслуживании. Я же хочу обратить ваше внимание на трапезные. Они расположены на монастырских или церковных территориях. В них очень вкусная и в тоже время
весьма доступная еда. Обычно в меню трапезных преобладают традиционные русские
блюда:
пирожки, блины, супы и каши. Там также вам могут предложить
необычные чаи из трав и ягод по старорусским рецептам. И вы можете рассчитывать
на то, что блюда будут освещены.
Слова
трапеза, трапезная или трапезничать произошли от греческого слова стол.
Трапезная — это вкусное и доступное место, где можно приятно пообедать за накрытым
столом на территории монастыря.
Вот и вторая часть выпуска удивительных штучек для коней!
Знаете как всадники управляют лошадью? Все скажут, что с помощью уздечки. А если поподробнее?
Трензель — средство для управления лошадью. Чаще это три железных крепления (два больших, маленький посередине и два кольца по бокам), вставляются лошади в рот между четырьмя передними и двумя задними зубами. Они бывают абсолютно разных размеров и форм.
Тувалет. Ну здесь как бы все понятно сразу. Туалет, «WP» и так далее… В произведениях 18–19 века часто встречается-»Дамы в роскошных тувалетах (туалетах)». Сразу представляется мадам в уборной с дорогим ремонтом, позолоченной сантехникой. А вот нет… «Тувалет» — это изначально зеркало, причем в дамской комнате. Потом уже плавно трансформировалось в значение санузла.
Однажды, когда я слушала русскую народную песню про рябину, меня заинтересовало слово «тын». Что это такое, подумала я…
«Что стоишь, качаясь, тонкая рябина, головой склоняясь до самого тына» — поется в песне.
Так вот, кто еще не знал, «тын» — это частый деревянный забор. Раньше он служил в городах оборонительной оградой от врагов, делали такой забор частоколом или заплатом. Ставили вертикально бревна или жерди и скрепляли их между собой.
В произведении «Петр первый» это слово употребляет А.Н. Толстой: «Скит, огороженный тыном, был невелик».
Улитка — это обычный моллюск с раковиной, но в то же время это существо занимает интересное место в русской народной культуре. Она ассоциируется с медлительностью, терпением и мудростью.
С этим интересным существом связаны некоторые народные приметы и суеверия: ее считают символом удачи или предвестником дождя. Улитка часто становится персонажем детских сказок и стихотворений, где она изображается как добрый и мудрый герой, который учит детей важным жизненным урокам.
«Когда советуешься, будь улиткой, в деле будь птицей» — интересная пословица, которая намекает на то, что, прежде, чем начать какое-либо дело — нужно подумать и все хорошо взвесить, но, если же решение уже принято — следует дейстовать без промеделения.
В современном обществе слово «улитка» стало нарицательным, так обычно называют очень медлительного человека, который своей неторопливостью многих раздражает и становится объектом для насмешек.
Таким образом, улитка является многогранным символом в народной культуре, олицетворяя терпение, мудрость и связь с природой, а ее образ находит отражение в фольклоре и традициях русского народа.
На Руси слово «умывальник» имеет и другие названия: рукомойник, рукомытник.
Крестьяне повсеместно знали такую пословицу: «Горбатый мужичок по сторонам плюет», это как раз-таки история про данный предмет. Емкость с водой, которая была в каждом доме, подвешивали на гвоздик или ставили на полочку, предназначалась для умывания верхней части туловища: лица, шеи, живота. Изготавливали сосуд из дерева, глины, алюминия и даже из чугуна. Слово «умывальник» упоминается впервые в 15 веке, в церковных письменах как инструкция по поведению монахов или священнослужителей. Там говорилось, чтобы приступить к трапезе, вначале следовало омыть руки и лицо из рукомойника.
Родиной приспособления, похожего на современный умывальник, можно считать Древнюю Грецию. Особо не мудрствуя, форму его взяли в виде раковины моллюсков, отсюда и современное название. Европейцам же было запрещено купаться по причине нехватки питьевой чистой воды, а также канализации, что приводило к появлению различных болезней и эпидемий.
Позже стали отливать не только сосуд, в котором находилась вода, но и сам предмет мебели, он состоял из деревянного шкафчика, опирающего на три или четыре ножки. Просуществовал этот предмет достаточное время, актуален он и сейчас в деревнях или на дачах, где стоят колодцы и отсутствует механическая подача воды.
Урожай — это результат работы человека, который трудится на земле. Овощи, фрукты, зерновые, бобовые, зелень — все это является урожаем.
Слово «урожай» образовано от славянского корня urodjajъ, восходящего к rodъ (растет, множится). В русском языке имеет значение «количество выросших злаков, плодов, овощей и т. д».
В России всегда было развито сельское хозяйство, долгое время крестьяне составляли большую часть населения, они зарабатывали себе на жизнь именно за счет урожая.
Для того, чтобы добиться хорошего урожая, нужно много трудиться: вспахать землю, посеять семена, вовремя использовать удобрения, удалять сорняки и т. д. Не зря народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь», «Урожай не от божьей милости, а от дружной работы», «День прозевал — урожай потерял».
Утка — это небольшая водоплавающая птица, при этом она является одним из самых популярных персонажей в русской народной культуре. Она часто появляется в сказках, пословицах и поговорках, символизируя разные качества и черты.
В сказках утка может выступать как мудрая и хитрая птица, помогающая героям в трудных ситуациях, в некоторых сюжетах это существо может дать совет или указать путь, что подчеркивает её ум и сообразительность. В других случаях она может быть объектом охоты или желания, что отражает человеческие отношения к природе и животным. Утка также ассоциируется с темами семейности и заботы о потомстве: в народных сказках часто можно встретить сцены, где утка выводит утят, что символизирует материнскую любовь и защиту.
Кроме того, утка имеет свое место в пословицах и поговорках. Например, пословица «Как ворона не крякай — не станет ни уткой, ни цесаркой» намекает на то, что человеку нужно трезво оценивать свои возможности, так как прыгуть выше головы не получится. Поговорку «Разводи кур и уток — в доме будет масло и соль» можно интерпретировать как идею о том, что для того, чтобы жить в достатке, нужно приложить усилия, а потом уже пользоваться результатами своего труда.
В целом, утка в русской народной культуре является символом, отражающим как мудрость и хитрость, так и заботу о семье. Её образы продолжают жить в сказках и фольклоре, передавая важные жизненные уроки и традиции.
Этот вид искусства сегодня популярен во всем мире. А его история уходит в глубину веков. Еще в каменном веке люди наносили особые рисунки на кожу лица, чтобы подчеркнуть свой статус. В переводе с английского: face — лицо, art — искусство, то есть «искусство лица» или художественная роспись по лицу. Это разновидность боди-арта («body-art» — искусство тела), который предполагает роспись на всем теле, а здесь только в определенной зоне. Конечно, выполняются эти рисунки на лице специальными красками на водной основе. Они так и называются — аквагрим. По собственному опыту знаю, что они легко смываются обычной водой. С одной стороны обидно, что шедевр недолговечен, а с другой — всегда есть возможность сделать что-то новое, оздать уникальный образ для любого случая.
Автор фото — Лариса Боброва. Автор текста — Ксения Бугаенко
Феникс- удивительная мифическая птица, символ вечного возрождения и бессмертия. В древнегреческой мифологии его связывали с солнцем и круговоротом жизни: когда он сгорал в огне, на его месте рождалась новая жизнь. Представляют его обычно с ослепительно ярким оперением в красных и золотых оттенках- цвет переливается, словно языки пламени.
Согласно легенде, Феникс живёт сотни лет, а когда приходит его время- он отправляется в последний полёт. Перед этим он строит гнездо из ароматных трав, зажигает его и сгорает сам. Но из пепла неизменно рождается новое существо- молодой, полный сил Феникс, готовый начать всё заново. Эта история- о надежде, обновлении и способности преодолевать трудности. Феникс стал мощным символом стойкости, возрождения и внутренней силы, напоминающим, что даже после самых тяжёлых испытаний всегда есть шанс начать новую главу.