Интерактивный словарь Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Дрова — это деревянные отрезы различных размеров, используемые в качестве топлива.
Дрова изготавливают из древесины, чаще всего — из березы. Самыми дорогими и качественными на данный момент считаются дрова из дуба.
Слово «дрова» общеславянского происхождения, исторически родственно слову «дерево».
Ранее на Руси без дров не обходилось ни одно хозяйство, так как топили дома печью. Дрова для зимы изготавливали заранее, для этого ходили в лес, производили вырубку. Заготовка дров — тяжелая физическая работа, занимались ей в основном мужчины.
Несмотря на появление альтернативных видов топлива, дрова актуальны и в наше время.
Так как дрова стали неотъемлемой частью повседневной жизни, они часто встречаются в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках: «Без топора по дрова не ходят», «Дальше в лес — больше дров», «Муж по дрова, а жена со двора», «Где дрова рубят — там не без щепок».
Известная русская народная песня — «Хорошо дрова рубить», где парни и девушки шуточно обращаются друг к другу, используя присказку про дрова.
Одежда, которая надевалась поверх сарафана называлась душегрея.Это женская одежда, или кацавейка, телогрейка, телогрея, она напоминает кофту.
Крестьянки ее берегли для особых случаев или праздников, поскольку шилась она из дорогих, плотных тканей, в основном- это из бархата или парчи. Женщины из боярских или купеческих семей носили душегрею постоянно, то есть в качестве повседневной одежды. Крестьянки же могли сшить для этих целей телогрейку из простых и дешевых тканей: из льна, шелка или связать из шерсти.
Покрой в разных областях России имел свои отличия: полочки всегда были прямыми, а спинка с защипами, передние части имели фигурный мысик, который крепился на лямки. Душегрею носить любили женщины всех сословий за свою универсальность, только крестьянки вряд ли могли позволить себе излишества, а вот дворянские, купеческие дочери и женщины надевали душегрею, отороченную бисером, жемчугом или соболиным мехом.
В литературе немало стихотворений, сложенных про эту деталь женского гардероба, например, замечательные слова Анатолия Кофмана, которые с теплотой и нежностью повторяют все выше сказанное:
Ах, зима, ты — чародейка,
Нас морозить не спеши.
На милашке душегрейка
Греет тело от души!
Душегрея — это традиционная русская одежда, которая была особа популярна в 17 веке. Она представляет собой длинный, свободная женская одежда, наподобие кофты.
Обычно душегрея шилась из шерсти, сукна или другого теплого материала. Часто использовались яркие и насыщенные цвета.
Она имела свободный крой, что обеспечивало комфорт и свободу движений. Она могла быть как короткой, так и длинной, иногда доходила до щиколоток.
Часто душегрея украшалась вышивкой, аппликациями или другими декоративными элементами, что придавало ей праздничный вид.
Для пошива использовались различные ткани: от простых льняных до более дорогих шелковых и бархатных, особенно для праздничных моделей.
Душегрею носили как в повседневной жизни, так и на праздниках. Она служила не только для защиты от холода, но и как элемент народного костюма.
Душегрея является важной частью русской культурной традиции и фольклора, символизируя тепло и уют домашнего очага.
Дымковская игрушка — это традиционное русское народное искусство, представляющее собой керамические фигурки, которые изготавливаются в деревне Дымково. Эта игрушка имеет глубокие корни и является одним из ярких примеров народного художественного промысла.
Она начала формироваться в XVIII веке. Возникла как детская игрушка, но с течением времени стала также предметом декоративного искусства. Изготовление дымковских игрушек связано с многовековыми традициями русской культуры. В прошлом игрушки создавались преимущественно женщинами и детьми, что делало их частью семейного ремесла.
Игрушки изготавливаются из глины, которая обжигается и затем покрывается яркими глазурями. Основные цвета — красный, синий, зеленый, желтый и белый.
Часто изображают животных, людей, сказочных персонажей и сцены из повседневной жизни. Они отличаются простотой форм и яркостью расцветки.
Игрушки создаются вручную, что делает каждую фигурку уникальной. Мастера используют традиционные техники лепки и росписи.
Дымковская игрушка является важной частью русской культурной идентичности и традиционного искусства. Она отражает народные обычаи, верования и образ жизни.
В последние десятилетия дымковская игрушка привлекла внимание художников и дизайнеров, что способствовало ее возрождению и популяризации как элемента современного искусства. Она активно представляется на различных выставках, ярмарках и фестивалях, что помогает сохранить традиции и привлечь интерес к этому ремеслу.
Это не только красивый предмет искусства, но и важный элемент русской культуры, который продолжает жить и развиваться.
Дюжий — слово, которое скорее всего ассоциируется с весом равным двенадцати килограмм, но это не совсем так. Дюжий мужчина означает, что человек здоровый и сильный.
Это слово не совсем известно, но оно встречается в пословицах и произведении Тургенева и М. Горький.
Пословица: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Она означает, что прежде, чем браться за дело, надо проанализировать свою возможности, а если уже взялся, то делать до конца.
«Встретил нас староста ---, дюжий и рыжий мужик в косую сажень ростом». Из произведения Тургенева, Бурмистр.
«[Дед] как волчок завертелся в руках двух дюжих молодцов». Из произведения М. Горький, Дед Архип и Ленька.
Сегодня я бы хотела поговорить о знаменитом персонаже русской народной сказки — Емеле. Этот герой стал символом находчивости и удачи, хотя многие знают его прежде всего как ленивца, проводящего дни напролет на печи.
История Емели полна чудес и неожиданных поворотов судьбы. Однажды, когда его братья и родители были заняты делами, Емеля отправился за водой. Именно там, у реки, он поймал волшебную щуку, которая пообещала исполнить любое его желание, если он отпустит её на свободу.
С тех пор жизнь Емели кардинально изменилась. Ему достаточно было произнести заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению», и его желания исполнялись мгновенно. Ведра сами наполнялись водой, печь двигалась следом за ним, а вскоре он оказался в роскошном дворце, женившись на царевне.
Несмотря на своё новое положение, Емеля оставался верен себе: он продолжал лежать на печи, наслаждаясь жизнью и не утруждая себя заботами. Этот образ символизирует веру в удачу и лёгкость бытия, которую ценят многие люди.
Сказка о Емеле учит нас тому, что даже самые обычные вещи могут привести к великим переменам, если подходить к жизни с открытым сердцем и готовностью к новым возможностям. Она напоминает нам о важности доброты и доверия к судь
бе.
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Дарья Пышкина.
Епанечка представляет собой нагрудную женскую одежду. Это короткий, до талии, жилет без рукавов. Он распространен на Русском Севере Архангельской, Вологодской губерниях. Шилась из шёлка и парчи, была украшена кружевом из золотых нитей, металлической бахромой. Являлась дополнением сарафана.
Епанча не имела пуговиц, завязывалась на шее длинными шёлковыми лентами.
Ёра — это…Ой! Всем жителям портала давно известно, как здесь относятся к букве Ё. Однако, сейчас мы не будем ее обижать и напишем значение слова на эту букву. Ведь, как ни крути — она живет в нашем алфавите, и без нее было бы очень трудно. Итак, ёра — это озорник, боловник, который насмехается, или издевается над чем или кем-нибудь. Это слово давно устарело, и чаще мы слышим — «не ёрничай», что означает — не издевайся.
А.П. Чехов в своем произведении «Степь», так употребил это слово: «Егорушка увидел его лицо и кудрявую голову. Лицо было бледно, утомлено и серьезно, но уже не выражало злобы. — Ёра! — сказал он тихо. — На, бей!»
Жар-птица — это один из удивительных персонажей русского фольклора, который символизирует волшебное и удивительное. Жар-птица живет на высокой горе, в золотой клетке, пьет живую воду и питается молодильными яблоками. Выпавшее перо хранит тепло, а когда оно остынет, то превратится в золото. А когда птица поет, то из клюва сыплется жемчуг. Днем она спит, а ночью бодроствует. Человек мечтал обогатиться или выздороветь, для этого ему нужно было подойти к птице, которая может испепелить все вокруг.
Встретиться с жар-птицей сложно, и такая встреча не случайна-это благостный знак свыше дает сама судьба как знак милости и благости, и такого человека удача осыплет материальноми щедротами. Золотые перья, которые сбрасывает птица, волшебные, они могут исполнить любые желания. Жар-птица прекрасна не только своим ярким видом, но и пением, которое завораживает человека.
Согласно преданием, жар-птицу трудно увидеть, а тем более поймать. Для этого человеку даются испытания. Жар-птица, как считают славяне, связана с культом солнца и огня, поэтому и называется так. Герой, отправляясь в другой мир, за предел человеческого бытия, должен встретить эту птицу и принести в качестве подарка ее яйцо или перо. Обычно героя ждет много трудностей и приключений и достоин лучшего будет только тот, кто выдержит с успехом все, что ему положено, в награду он получает желаемое.
Люди в реальности никогда не встречались с вымышленным персонажем русского фольклора, но всегда надеялись на лучшее, на чудо, которое вознаградит их за терпение, труд и многочисленные и нескончаемые проблемы.
Жар-птица — это мифологическое существо, часто встречающееся в славянском фольклоре и русских народных сказках.
Жар-птица обычно изображается как крупная птица с ярким, огненным оперением, переливающимся всеми цветами радуги. Её перья могут светиться или искриться, создавая впечатление, что она окружена огненным светом.
Она символизирует счастье, удачу, красоту и волшебство. Часто ассоциируется с желанием, мечтами и поиском чего-то недостижимого.
В различных сказках она может быть как помощником, так и испытанием для героев. Поймать ее- значит обрести несметные богатства или выполнить сложную задачу. Однако её ловля часто приводит к непредсказуемым последствиям.
Одной из самых известных сказок с её участием является «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, где Жар-птица играет важную роль в судьбе главных героев.
Жар-птица — это не только красивый образ, но и глубокий символ, который продолжает вдохновлять художников, писателей и музыкантов по всему миру.
Жостовская роспись — русский народный художественный промысел. Это роспись кованых металлических (жестяных) подносов. Существует промысел с 1825 года. Своё название получил по месту происхождения — деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Эта небольшая деревушка знаменита на весь мир своими подносами, которые украшает великолепная роспись: причудливые яркие цвета, лаковый блеск и затейливые узоры
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас.
Жупан — украинский старинный костюм у дворянинов, часто ношеный под контишом, теплая верхняя одежда. На народном языке жупан называют зипуном.
«Пан Данило стал вглядываться и не заметил уже на нем красного жупана; вместо того показались на нем широкие шаровары, какие носят турки; за поясом пистолеты; на голове какая-то чудная шапка, исписанная вся не русскою и не польскою грамотою».
Гоголь Н.В., «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1832
Автор картинки: Дарья Титова, 6 класс
Автор текста: Артем Дивинов
Я живу в своём доме не так давно. Наш дом большой, высокий и в скором времени будет красивый. Как любой дом в сельской местности он обнесён забором.
Забор — (то, что защищает) — это ограждение земельного участка от дороги, незваных гостей, от гуляющей по улицам разной живности. Первые заборы люди делали из соломы, веток, досок. В наше время материал для заборов более разнообразный: железо, профлист, бетон. Тем не менее до сих пор встречаются заборы из горбыля.
Любой забор состоит из перекладин и столбиков. Синонимы: ограда, изгородь, палисадник. На нашей улице почти все дома с традиционными деревянными заборами.
Сказка «Заюшкина избушка» — яркий пример русской народной мудрости, наполненный глубокими жизненными уроками. В центре сюжета — заяц, который строит уютный домик в лесу. Однако его мир нарушает лиса, сначала просящая о приюте, а затем прогоняющая зайца.
Основные темы сказки включают важность дома как места безопасности и уюта. Заяц создает избушку для комфорта, и это становится важной идеей в повествовании.
Другой важный момент — обращение за помощью в трудные времена. Заяц, вместо того чтобы замыкаться в себе, ищет поддержку у других животных, и его слезы подчеркивают необходимость общения и готовности открыть свои чувства.
Также значима тема взаимопомощи и дружбы. Заяц находит друзей, которые помогают ему противостоять лисе, показывая, что сотрудничество и поддержка важны для преодоления трудностей. Проблема не решается сразу, но в конце концов один из новых друзей оказывается способным запугать лису.
Кроме того, сказка подчеркивает уважение к чужой собственности, демонстрируя, что каждый имеет право на своё.
Таким образом, «Заюшкина избушка» учит важности дома, уважения к чужому имуществу и необходимости обращаться за поддержкой. Даже в сложных ситуациях можно найти что-то хорошее, если этого захотеть!
Захухря. Звучит довольно смешно). Сразу представляется персонаж из советского мультфильма «Дядюшка АУ». И в общем, так и есть. В деревенских семьях очень далеко от Москвы бабушки могут ласково так называть своих внучков и внучек, которые испачкались на улице. «Захухря» — означает неопрятный человек (любого возраста), который мягко говоря не очень заботится о своем внешнем виде. Хотя, так может выглядеть и художник в творческом порыве…
Оберегать как зеницу ока… Часто слышали такое выражение? В детстве я никак не могла понять значение этой фразы, но со временем стали попадаться слова «око» или «очи» в рассказах, сказках и стихах. Око — это глаз, очи — глаза. Что насчет зеницы? Слово «зеница» тоже можно перевести как глаз, зрачок.
Совсем недавно с классом мы прочли произведение«Капитанская дочка», приведу пример от туда: «Это Швабрин», — сказал я Гриневу. «Швабрин! Очень рад! Гусары! возьмите его! Да сказать нашему лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока».
Зипун — это традиционный русский народный костюм, который играл важную роль в быту и культуре крестьянского населения. Он представляет собой верхнюю одежду, обычно сшитую из плотной ткани, такой как шерсть или холст, и часто украшенную вышивкой или другими декоративными элементами.
В русской народной культуре зипун был не только практичным предметом одежды, но и символом определённого социального статуса. У бедняков зипуны были попроще, из дешевой грубой ткани, с поясом, у зажиточных крестьян — яркие, из тафты или шелка, с пуговицами. В зависимости от региона, зипуны могли различаться по фасону, цвету и орнаменту. Например, в северных районах России зипуны часто имели более тёплый и плотный покрой, тогда как в южных областях они могли быть легче и ярче. Известная казачья пословица «Зипуны-то у нас серые, да умы-то бархатные» намекает на то, что не стоит судить о людях только по одежде, ведь и у бедного человека могут быть и ум, и талант, и богатый внутренний мир.
Зипун также использовался в различных обрядах и праздниках. На свадьбах, например, молодожены могли носить специальные зипуны, символизирующие их новый статус в обществе. В народных праздниках, таких как Масленица или Иван Купала, зипуны также играли важную роль, служа частью традиционного костюма.
В настоящее время зипун используются во время фольклорных праздников и тетрализованных представлений. Он остаётся важным символом русской культуры и наследия, отражая богатство традиций и обычаев русского народа.
Змей Горыныч — один из самых известных персонажей славянских сказок и мифов. Он изображается как многоголовый дракон, обычно с тремя головами, хотя в некоторых версиях может быть и больше. Змей Горыныч ассоциируется с силой, могуществом и злом, часто выступая в роли антагониста, который похищает princess или угрожает мирному населению.
В сказках Змей Горыныч обычно обладает огнедышащими способностями и может летать. Его часто изображают как хранителя богатств или защитника недоступных мест. Главные герои, такие как богатырь или воин, должны сразиться с ним, чтобы спасти свою землю или любимую.
Сражение с Змеем Горынычем символизирует борьбу добра со злом, а победа над ним — это достижение героя и восстановление справедливости. Этот персонаж также часто используется для передачи моральных уроков о храбрости, мужестве и самопожертвовании.
Змей Горыныч стал не только героем народных сказок, но и популярным символом в культуре.
Змей Горыныч — это мифологический персонаж русских народных сказок, обычно изображаемый как многоголовый дракон. Он часто имеет три головы (хотя в некоторых версиях их может быть больше), и каждая голова может дышать огнем. Змей Горыныч традиционно является антагонистом, который похищает принцесс или угрожает царству, и его образ олицетворяет зло и разрушение.
Сказки о Змее Горыныче часто включают в себя героя, который должен победить его, чтобы спасти принцессу или восстановить порядок в царстве. Обычно этот герой — богатырь, такой как Илья Муромец или Добрыня Никитич. В процессе борьбы с Змеем Горынычем герой проявляет храбрость, силу и смекалку.
Змей Горыныч стал символом борьбы добра со злом и часто появляется в различных произведениях искусства, литературе и даже играх.
Золотая рыбка — один из самых известных персонажей русской народной культуры, символизирующий исполнение желаний и волшебство.
Этот образ стал особенно популярным благодаря сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», которая была написана в 1833 году и основана на устных народных преданиях. В сказке рассказывается о бедном рыбаке, который поймал золотую рыбку, способную исполнять желания. Рыбка просит отпустить её на свободу и обещает выполнить три желания. Сначала рыбак, скромный и добродушный, заказывает себе простые вещи: корыто и дом. Однако его жена, жадная и недовольная, заставляет его требовать всё больше и больше — от богатства до власти. В итоге, из-за жадности они теряют всё, включая саму рыбку. Эта сказка иллюстрирует важные темы, такие как жадность, последствия необдуманных желаний и ценность скромности.
«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» — народная мудрость, которая подчеркивает идею о том, что для получения жизненных благ нужно много работать, на голову мешок денег сам не упадет, если только не случится чудо.
Золотая рыбка стала символом не только волшебства, но и предостережением о том, что чрезмерные амбиции могут привести к потере всего. В русской культуре образ золотой рыбки также встречается в народных песнях, пословицах и поговорках, подчеркивая её значимость как символа надежды и возможности изменить свою судьбу.
Золотой петушок — удивительный символ русского народного фольклора, олицетворяющий бдительность и надежду. Этот яркий персонаж часто связывается с защитой дома от злых духов и неблагоприятных сил. Утреннее пение петуха ассоциируется с началом нового дня, пробуждением и очищением, принося свет и радость.
В народных сказках золотой петушок выступает как помощник героев, наделённый необычными способностями. Его образ пропитан теплом и добротой, он является символом верности и мужества, готовым прийти на помощь в трудную минуту. В некоторых легендах этот петушок служит предвестником счастья и удачи, напоминая о важности мечт и надежд.
Золотой цвет символизирует не только богатство, но и священность. Образ петушка часто встречается на вышивках и народных коврах, что подчеркивает его значимость в культуре. Он призывает людей ценить простые радости и красоту окружающего мира.
Таким образом, золотой петушок остаётся символом любви и света, являясь постоянным напоминанием о вечных ценностях и духовной глубине в русском фольклоре. Этот персонаж продолжает жить в сердцах людей, мгновенно пробуждая надежду и чудо.
Зорить — это слово очень похоже на слово сорить. Сорить можно где? В машине, а ещё на столе. Сорить можно чем? Едой, песком да и просто чем то рассыпчатым. Тогда возникает вопрос: зачем слово зорить, если есть слово сорить? Не подходит, что же ещё можно придумать? Я люблю зарю. В школе на уроках русского языка мы изучали правила написания зар и зор. Так что, вполне себе логично что зорить-это наблюдать за зарёй. Зачем тогда зорить если есть словосочетание наблюдать за зарёй? Для того, чтобы не говорить много? Получается какой-то бред. Какие древнерусские слова очень похожи на слово зорить? Если попробовать разобрать это слово по частям, скорее всего я найду ответ на этот вопрос. Возьмём начальную часть зор. Первое что приходит на ум — это зорко. Тогда можно предположить, будет одной из частей слова смотреть. В сказах Бажова есть нужный ответ на данную задачку. Зорить — зорко смотреть, всматриваться. Видимо в древнерусском языке присутствовал лимит на буквы, поэтому они решили так совместить два слова в одно.
Зыбка — колыбель, прикрепленная к потолку крестьянского домика. Это слово часто встречается в разных произведениях.
«В зыбке, чуть заметно дыша и закрыв глазёнки, раскинувшись, дремал грудной ребенок; другая, плотная, краснощекая баба, хозяйка Карпа, засучив выше локтя сильные, загорелые выше кисти руки, перед печью крошила лук в деревянной чашке». Л.Н. Толстой, «Утро помещика»
«В избе было душно, жужжало множество мух и пахло чем-то противно кислым. В зыбке верещал без умолка ребенок. Авдотья захлопотала».А.И. Куприн, «Черная молния».
Иван-дурак — один из самых ярких и запоминающихся персонажей русских народных сказок, который олицетворяет наивность, простоту и доброту. Этот образ стал символом того, что истинная мудрость может скрываться за внешней простотой.
Сюжеты о Иване-дураке обычно начинаются с того, что его старшие братья, обладая большей хитростью и умом, пытаются добиться успеха и богатства, но их планы часто терпят крах. В отличие от них, Иван не стремится к материальному благополучию или власти. Его жизненный путь полон испытаний, которые он проходит с легкостью и добротой.
Одним из характерных моментов в сказках является то, что Иван-дурак иногда получает помощь от волшебных существ или животных. Эти встречи подчеркивают важность доброты и честности. Например, Иван может спасти животное от гибели, и в ответ на это оно помогает ему в трудную минуту. Такой подход к жизни показывает, что добрые дела всегда вознаграждаются, а зло и хитрость в конечном итоге приводят к поражению.
Образ Ивана-дурака продолжает жить в культуре и искусстве. Он вдохновляет писателей, художников на создание новых интерпретаций и адаптаций. Сказки об Иване-дураке учат нас тому, что доброта и искренность могут преодолеть любые преграды и что даже самый наивный человек может стать настоящим героем благодаря своим поступкам.
Народная культура игры занимает особое место в жизни каждого человека, независимо от возраста и социального статуса. Игры — это не просто развлечение, это важный элемент культурного наследия, который передается из поколения в поколение. Они отражают традиции, обычаи и мировоззрение народа, воспитывают уважение к прошлому и помогают сохранить связь с корнями.
Одной из особенностей народной культуры игры является ее коллективный характер. Многие традиционные игры предполагают участие большого количества людей, что способствует укреплению социальных связей и созданию атмосферы единства. Например, такие игры, как лапта, городки или хороводы, требуют взаимодействия и сотрудничества участников, учат работать в команде и поддерживать друг друга.
Кроме того, народные игры часто связаны с природными циклами и праздниками. Так, зимние забавы, такие как катание на санках или лыжах, символизируют преодоление холодов и ожидание весны. Летние игры, такие как прыжки через костер или плетение венков, ассоциируются с плодородием и радостью от теплого времени года.
Еще одной важной чертой народной культуры игры является ее доступность и простота. Для участия в большинстве традиционных игр не требуется специального оборудования или подготовки. Все, что нужно, — это желание играть и готовность следовать правилам. Это делает народные игры универсальными и подходящими для любого возраста и уровня физической подготовки.
Таким образом, народная культура игры играет важную роль в формировании культурной идентичности и сохранении традиций. Она помогает нам оставаться связанными с нашим прошлым, учит уважать природу и друг друга, а также дарит радость и удовольствие от совместного времяпрепровождения.
Автор статьи Артем Хрупов. Автор фотоИрина Милованова
Происхождение этого слова восходит к древнеславянскому слову «истьба», что означает «отапливаемый жилой сруб». В других же языках (чешский, польский) бытует следующее значение: помещение без очага или печи, предназначенное для хранения имущества и продовольствия.
Русской «избой» к началу 18 века называли не только отапливаемую и жилую часть дома, но и целый комплекс пристроек, например: амбары, сараи, бани, птичники, погреба, качество которых зависело от дохода семьи. Сегодня под термином «изба» представляют жилище срубной конструкции.
Строили избу двумя способами: «в лапу», это бревна, которые укладывались горизонтально, врубались на углах без остатка, а также с остатком, или «в обло».
Изба в русских народных сказках — это не просто жилище, а волшебное пространство, наполненное тайнами и чудесами. Чаще всего она изображается как небольшое, но уютное строение, стоящее в глухом лесу или на опушке. Одной из самых известных изб является избушка на курьих ножках, которая может двигаться и поворачиваться, чтобы встретить путника.
В сказках избушка часто служит местом встречи героев с волшебными существами, такими как баба Яга. Эта загадочная старушка может быть как доброй, так и злой, и её избушка становится отражением её характера. Внутри избы всегда полно удивительных вещей: магических предметов, заклинаний и секретов. Это место, где происходят важные события, испытания и превращения.
Изба символизирует связь человека с природой и миром магии. Она является не только физическим пространством, но и метафорой внутреннего мира героев. В ней могут происходить как радостные, так и страшные события, что делает её важным элементом сказочного повествования. Изба в сказках — это не просто фон, а активный участник сюжета, который влияет на судьбы героев и помогает раскрывать основные темы: борьбу добра со злом, поиск себя и преодоление трудностей.
Таким образом, изба в русских сказках — это многогранный символ, который объединяет элементы волшебства, мудрости и человеческой судьбы.
Избушка на курьих ножках — это яркий и запоминающийся элемент русских народных сказок, символизирующий волшебство и загадочность. Эта избушка, как правило, изображается как небольшое деревянное строение, которое стоит на куриных ногах и может передвигаться, что придаёт ей особую магическую природу.
В сказках избушка часто ассоциируется с бабой Ягой — одной из самых известных и загадочных персонажей славянского фольклора. Баба Яга может быть как злой, так и доброй, и её избушка служит домом для различных чудес и испытаний. Избушка обычно поворачивается к посетителям дверью только тогда, когда они произносят определённые слова или заклинания, что подчеркивает её волшебные свойства.
Избушка на курьих ножках также символизирует переход в другой мир — мир магии и чудес, где действуют иные законы. Она может быть местом испытаний для героев сказок, которые приходят за помощью или знаниями. В некоторых историях избушка становится защитницей, а в других — ловушкой, что делает её многозначным символом.
Элемент куриных ножек добавляет комичности и необычности, что характерно для народного творчества. Это сочетание простоты и волшебства делает избушку на курьих ножках одним из самых запоминающихся образов в русских сказках, отражая богатство и разнообразие славянского фольклора.
Избушка на курьих ножках- загадочное жилище, знакомое каждому, кто хоть раз слышал русские народные сказки. Представьте себе маленький деревянный домик, стоящий на высоких куриных ножках, которые могут двигаться, разворачиваться и даже менять местоположение! Эта необычная постройка словно живая: если сказать нужные слова, она повернётся к вам лицом, открывая дверь, а если нет- останется недоступной, охраняя свои тайны.
Чаще всего избушка связана с бабой Ягой- таинственной и могущественной старушкой, которая живёт в глухом лесу. Она может быть как доброй помощницей, так и грозной испытательницей, в зависимости от того, с какими намерениями к ней пришли. В сказках избушка на курьих ножках- не просто необычное жилище, а хранительница волшебства и древней мудрости.
Этот сказочный домик- часть русской культуры, символ неизвестного, магического мира, где любое чудо может стать реальностью. Он напоминает нам, что в каждом из нас живёт вера в сказку, стоит лишь позволить себе заглянуть за поворот тропинки, ведущей в волшебный лес.
Вы слышали, когда ни будь фразу «Пришёл, нагулялся, а ну Испотки на печь клади что бы высохли» Нет? А вот в Псковской области
Куньинском районе такое можно услышать очень часто. Испотками называют всем
привычные варежки из шерсти или вязанные рукавицы, на которые надевали Мохнатки
— рукавицы мехом наружу, известные кстати и очень распространённые среди
крестьян на Руси с 13 века.
— Наташа, почему ты не можешь просто сказать: «Есть хочу»?
Слово «исти» я узнала от бабушки. Она провела всё своё детство в Покровск-Уральском посёлке и слово «исти» пришло в её речь именно оттуда. Слово «исти» имеет такое же значение, что и слово «есть»: употребить что-то в пищу, поесть, что-то съесть. Бабушка много рассказывала о том, что в Североуральске, куда она переехала жить, её коллеги не понимали «зачем использовать это странное слово, когда есть обычное «кушать». Со временем бабушка реже стала употреблять слово «исти», но и сейчас она иногда может сказать: «Все к столу, будем исти!»
Кто сегодня не любит носить носки, да это такая вещь нашего гардероба, без которой невозможно обойтись.
Когда же появились первые носки и кто их изобрел? Наши бабушки и тетушки до сих пор вяжут носки и дарят их своим внукам.
История носков уходит корнями в древние времена. Первые носки появились около 500 года до нашей эры. Древние греки и римляне использовали тканевые полоски, чтобы обматывать ноги для защиты и тепла. В средние века носки стали более популярными, и в Европе начали использовать шерсть и другие материалы для их изготовления. К 16 веку носки стали модным аксессуаром. В это время появились первые вязаные носки, которые обеспечивали лучшую посадку и комфорт. В 19 веке носки стали частью повседневной одежды, и появились различные стили и цвета.
В советское время принято было носить портянки, например, в армии, во время Великой Отечественной войны. Но теперь и в армии носят носки.
В 20 веке носки стали делать из разных тканей и на любой вкус. Сегодня носки бывают самых разных форм, цветов и стилей, от спортивных до модных, и остаются важным элементом гардероба.
Автор статьи Алексей Алесеев. Автор фото-Ирина Милованова
Названия бондарской посуды «кадка, или кадушка» произошли из греческого языка-«ведро, кружка».
Известно, что на Руси такую посуду бондари начали создавать давно, поскольку она пользовалась большой популярностью как в сельской, так и городской местности, актуальна и в наши дни. Деревянныекадки- это емкости, сделанные из дощечек, соединенные железными обручами.
На Руси крестьяне и горожане хранили в данных емкостях крупу, муку, зерно, соленые огурцы или квашеную капусту. Летом же, во избежание пожара, в них накапливали дождевую воду, поскольку в каждом дворе кадушек было от 2 до 5 штук. Бондари на деревне получали славу мастеров в случае изготовления добротных кадок. А проверялись они на качество просто: если со временем набранная вода не просачивалась сквозь стенки кадушки, то изделие добротное, хотя вначале доски бывают неразбухшими. Качество кадки проверяется путём наливания внутрь неё воды. Сначала жидкость может просачиваться, но вскоре дерево разбухает, и течь исчезает. Многие бондари делали к кадушкам крышки, которые необходимы были при хранении круп, или засолки овощей, а также запарки банных веников. Крестьяне также использовали кадушки для замешивания теста. Также в этой посуде, поскольку она дышащая, могли хранить хлеб и ставили ее в теплый угол, под иконы. А чтобы кадушка со временем не рассохлась, смазывали ее время от времени подсолнечным маслом. Такая посуда символизировала достаток в доме.
Казак — свободный воин. Казаки это объединение военных крестьян. Они жили в степях на юге Украины, России около крупных рек Дон, Днепр. Казаки оберегали рубежи страны от врагов. Например: Днепровские казаки защищали людей от набегов татар. Казаки больше всего любили свободу. Поэтому они были аполитичны, но служили императору за особые привилегии. Самым главным у казаков был атаман. Это был самый сильный и умный воин за которым все следовали.
Куренем на Дону называют двухэтажное жилище донского казака. Двухэтажный не случайно! Первый этаж строился из камня или кирпича, второй этаж деревянный. Как правилпервом этаже не жили, он предназначен для хозяйства. Считалось, что жить нужно в дереве, а папиросы хранить в камне. Центром называлась «холодная» комната, потому что в ней не было окон, но с маленькими отверстиями на стене, они позволяли проходить воздуху. Вокруг «холодной» комнаты коридор. Входить в курень можно было только по одному, согнувшись, так как входная дверь была узкая и низкая. Дверца обычно открывалась вовнутрь, чтобы можно было её попереть.
Интересно, в курене иногда встречалась яма для незваных гостей. Главный вход в курень располагался на втором этаже. Второй этаж был окружён террасой. Главная комната называлась «зало», от входной двери она ограждалась сенями. В главной комнате находился красный уголок — божница, предназначенная для молитвы. В божнице стол всегда был накрыт чистой белой скатертью. В этой же комнате располагалась печь. Из залы можно было попасть в спальню на женскую половину, а также на мужскую половину. В независимости от количества комнат в каждом курене строилась кухня, на которой готовили еду и ели.
Удивительно богат и разнообразен
русский язык! Особенно в его диалектах
прослеживается различие между регионами
нашей необьятной. Сегодня вы узнаете
о таком многоликом и коварном слове —
«Калун».
Так например слово «Калун/Колун» содержит
в себе несколько различных и похожих
значений. Первое значение этого слова связано
с непосредственным крестьянским бытом
южных регионов нашей страны — Калун —
это арбуз.
Вторая вариация толкования диалектизма
свойственна для жителей средней полосы
России и земель севернее её — Тыква и другие
бахчевые культуры.
Поговорив о привычных толкованиях,
приступим к другим более неожиданным
— Калун — человек сделавщий нищенство
своей профессией, нищий, бродяга. Особенно
распространено значение было в Пензе
и ближайщих городах.
Третье толкование было найдено вследствие
орфографической ошибки — «кОлун»». Колун» — это тяжёлый дровосечный
топор на долгом топорище, в основном предназначается
для колки дров. Вот так, простое на первый раз слово
открывается для нас, словогрызущих, в своём многообразии.
ККаменка это такое место, где много камней? Определённо да. Оно расположено около посёлка Покровск-Уральский, недалеко от гор. Но самое главное это то, что в том месте расположено кладбище. Каменка — это местное кладбище в Покровск-Уральском, расположенное около нагорной местности. Ещё бабушка моей бабушки называла местное кладбище «каменкой» и жители посёлка понимали, о какой «каменке» шла речь.
Канва — это та самая ткань для вышивания крестиком. Наверняка, каждый хоть раз пробовал! Её используют и по сей день, а вот её название мало кому известно. Используется в произведении А.С. Пушкина «Пиковая Дама»:
«Румянец покрыл её щёки: она принялась опять за работу и наклонила голову над самой канвою».
Карга (корга) — это слово в толковых словарях имеет разное
значение.
Если мы слышим подобное слово — то сразу возникает
ассоциация с бранным словом. Часто так называли (называют) старую, недобрую
женщину — «старая карга». Это самое распространенное толкование слова.
Но, у этого слова есть и другие значения. Например, изначально
слово «карга» на тюрском языке обозначало черную ворону. В народе, этой птице
всегда приписывали отрицательное и мистическое значение.
А, еще, карга — это специальная железная скобка, которую
используют в строительстве.Ее забивают
в дерево для скрепления бревен.
Кроме того, карга — означает старое вырубленное дерево,
поросшее мхом. Возможно, неприглядный и искореженный вид бревна, навел мысль о стареющей женщине.
В литературе это слово часто встречается в сказках про Бабу-Ягу.
Картуз — это головной убор, кторый выглядит как колпак с козырьком. Летняя шапка. Когда мы с семьей ездили в деревню, заметила, что многие до сих пор его носят.
Употребляется в произведение И.А. Бунина «Тёмные аллеи»: На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…
Картуз — это русско-народный мужской головной убор, который имеет форму кубка с плоским верхом и небольшими полями. Обычно его изготавливается из фетра и может быть украшен различными декоративными элементами, такими как кисточки, ленты и эмблемы.
Этот головной уборные был популярен в 19–20 века, особенно среди военных и высшего общества. В настоящее время картуз используется в качестве элемента костюма в некоторых театральных постановках или исторических реконструкциях.
Катанки, валены, самокатки, чесанки, валенухи, валежки — как только не называют обувь из овечьей шерсти в России!
Первые валенки на Руси.
Наиболее ранние свидетельства об использовании войлока на территории страны относят к IV веку до н. э. Остатки валяной шерсти археологи нашли в условиях вечной мерзлоты в Пазырыкских курганах Горного Алтая . Народы, живущие здесь, обтягивали ею юрты, из шерсти делали головные уборы и одежду. Историки костюма считают, что кочевые народы изобрели и валяную обувь. А вместе с ними — в годы монголо-татарского ига — валенки появились в русских деревнях и городах.
Мода из царского дворца.
До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I: он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки». Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног. Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями: в зимние стужи камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах.
Катушка — это цилиндр для хранения ниток, полос бумаги, проволоки, струн и других протяжённых предметов. Катушка представляет собой ось, на концах которой находятся ограничители, при этом плоскость основания ограничителя обычно перпендикулярна её оси. Она применяется как для бытовых, так и для промышленных целей.
Катушки используются рыболовами в удочках. Например, они бывают различных видов: инерционные, мультипликаторные и безынерционные.
В 1905 году революцию в рыболовном мире спровоцировало появление безынерционной катушки или «мясорубки». Ее автором стал англичанин А.Х. Иллингворт, увлекавшийся рыбалкой, но его профессиональная деятельность была связана с текстильным производством. Катушку с нитками для швейной машинки называют шпулькой.
«Качками», а также «корячками» называют домашних уток. Такое прозвище зверьки получили за свою походку — покачиваясь и переваливаясь из стороны в сторону, прямо как вода в море. Раньше качкой уменьшительно-ласкательно называли женщин. «Моя ты качечка!».
Каша занимает важное место в русских народных сказках и фольклоре. Она символизирует простую, но сытную пищу, ассоциируется с домашним уютом и благополучием. В сказках каша часто выступает как волшебное блюдо, способное решать проблемы или приносить удачу.
Символ достатка: Каша часто упоминается как основное блюдо, которое обеспечивает семью. Она олицетворяет простоту и трудолюбие крестьянского быт. Волшебные свойства: В некоторых сказках каша может обладать магическими свойствами. Например, она может нарастать в кастрюле, когда кто-то говорит заклинания, или же превращаться в что-то другое. Сказочные сюжеты: В некоторых историях каша играет ключевую роль в разрешении конфликта или испытания. Например, герой может найти волшебную кашу, которая поможет ему победить врагов или справиться с трудностями.
Образ мудрости и доброты: Каша может символизировать заботу, тепло и любовь, которые передаются через приготовление пищи. Часто в сказках добрые персонажи делятся кашей с бедными или нуждающимися. Каша как испытание: В некоторых случаях каша становится испытанием для героев. Например, им нужно приготовить идеальную кашу или угостить ею важного гостя. Таким образом, каша в русских народных сказках — это не просто еда, а многозначный символ, который отражает культуру, традиции и мировосприятие русского народа.
Каша занимает особое место в русских народных сказках, символизируя не только простоту и изобилие, но и важные жизненные ценности, такие как труд, забота о близких и взаимопомощь. В сказках каша часто становится центральным элементом сюжета, вокруг которого разворачиваются события и взаимодействия персонажей.
Каша в русских народных сказках символизирует достаток и благополучие. Она ассоциируется с домашним уютом и теплом, а также с материнской заботой. Часто герои сказок, сталкиваясь с трудностями, находят решение в том, что могут приготовить кашу. Этот процесс становится не только физическим актом, но и символом единства и сплоченности семьи.
Таким образом, каша в русских народных сказках — это не просто еда, а глубокий символ жизни, труда и заботы о близких. Она объединяет людей и служит напоминанием о том, что даже в самых сложных обстоятельствах можно найти выход, если работать вместе и делиться тем, что у нас есть. Эти уроки остаются актуальными и по сей день, передаваясь из поколения в поколение через сказки и народные традиции.