Интерактивный словарь Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Какое интересное словечко и интересный аксессуар, который в последнее время зимой обретает невероятную
популярность, и взят на вооружение многими модницами для создания стильных
образов. Вообще Митенки, по фр. mitaines — перчатки без пальцев, удерживающиеся на руке с помощью
перемычек между пальцами или за счёт пластических свойств материала, из которого они сделаны. А следуя истории появились они ещё в эпоху Средневековья
как атрибут рабочих людей, или стрелков. Часто они использовались для защиты от холода при выполнении работ, требующих подвижности пальцев. Но позднее стали
модным женским аксессуаром: дамы носили такие митенки даже в помещениях.
Молодухой, молодицей или молодкой называли молодую замужнюю женщину, а также мать, родившую мальчика. «Бабы» — матери девочек. Впрочем, у наших предков славян слово «баба » совершенно другое значение, чем у нас сейчас.
«Ба» — это буквально «жить», «быть», «существовать». А более древнее значение «ба» — «врата жизни». Вспомните хотя бы название Вавилона — Бабелон, Бабель, что значит «Врата Бога».
Так что Юлия Владимировна Друнина была абсолютно права, когда писала:
Мороз — это один из самых важных персонажей в русских народных сказках.
Основные черты образа Мороза в русских сказках:
Мороз как олицетворение зимы: он часто предстаёт нам как владыка зимы, приносящий холод, снег и морозные ветры. Поэтому такой персонаж может быть как добрым, так и злым, в зависимости от сюжета сказки.
В некоторых сказках Мороз становится символом испытаний, которые герои должны преодолеть. Например, он может ставить перед персонажами задачи, требующие сообразительности и силы духа.
Мороз иногда выступает как судья, который вознаграждает добрых и трудолюбивых персонажей, а наказывает ленивых или злых. Это подчёркивает моральные уроки, которые часто встречаются в народных сказках.
В некоторых историях Мороз обладает магическими силами, способными превращать предметы или людей, создавать снежные пейзажи или вызывать метели. Это добавляет элемент волшебства и чудесности в сказки.
В русских сказках данный герой часто противопоставляется теплу домашнего очага, что усиливает атмосферу уюта и защищённости в сказках.
Данные персонажи могут также символизировать циклы природы — зиму как время покоя, когда природа отдыхает, и весну как время возрождения. В этом контексте он представляет собой важный аспект жизненного цикла.
Примеры таких сказок включают «Морозко», где главный герой сталкивается с испытаниями, связанными с Морозом, и в конце концов получает награду за свою доброту и трудолюбие.
Образ Мороза в русских сказках служит не только для создания волшебной атмосферы, но и помогает читателю освоить уроки добра и зла, а потом помогает совершить свой собственный путь.
Мошна — это устаревшее название небольшого мешочка-кошелечка с завязкой вместо застежки. Такой мешок часто носили мужчины на поясе. Иногда, случалось так, что нехорошие люди срезали мешки с пояса и присваивали себе все содержимое. Таких людей называли мошенниками. (Кстати, их и сейчас так называют). Еще, мошной называли карман или маленькую сумку.
А вот как использует свое слово Некрасов Н. А в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «Весь день с мошной раскрытою ходил Ермил, допытывал, чей рубль?»
Мухомор- это гриб, который растет везде и повсеместно на территории России, кроме Антарктиды. В простонародье этот гриб назван как «смерть мухам» из-за его определенных ядовитых свойств, латинское происхожение определяет как «любящий мух», Пришвин считает этот гриб как «не приносящий добра».
В русской литературе есть случаи употребления крестьянскими ребятишками этого ядовитого гриба, например, у И. Бунина, которые смеялись и говорили, что они чистая курятина. Официально-задокументированные факты подтверждают употребление мухоморов, возможно, они связаны с отравлениями, только в середине XIII века.
Мухомор-ядовитый гриб, имеющий волнующе-красную шляпку в белом в горошек вкраплением, часто попадается грибникам в лесу, поскольку он своим видом кричит: «Вот он я, сорвите меня!» Несмотря на его ядовите свойства, человечество его использует в народной медицине: делает из него настойки от ушибов, от мух.
В сказках в качестве персонажа Мухомора появляется дедушка, который оказывает добрую услугу-подает совет или волшебный клубочек-тем самым помогает герою справиться с предложенным испытанием.
Возможно, боязнь отравиться от этих грибов, которые могут попасть в лукошко незатейливым грибникам, население Руси придумывают сказания, сказки, в которых этот ядовитый гриб является символом добра, однако он реально понимает, насколько опасны такие заигрывания.
Например, у В. Иванова в стихотворении звучит уверенная мысль в опасности этого предмета:
Дед Тарас сказал сердито
Ты, поганка, ядовита
Значит, ты и мухомор
Не грибы, а просто сор.
Вас ни в суп, ни в маринад
Вам в лесу никто не рад.
Автор статьи-Ирина Милованова, автор фото-Ксения Зенцова.
Наличник — слово деревенское, к дому привязанное. Украшение, которое находится на «личине» дома. Задумывался наличник как способ утепления дома, чтоб тепло из избы не выходило, а мороз сквозь щели между стеной и рубленым окном в дом не проникал. Но! Люди всегда одушевляют и украшают то, что находится рядом с ними, что окружает, радует глаз, отвлекает от работы.
Каких только узоров, геометрических фигур, орнаментов и символов мы не увидела на фасадах домов: волнистые линии, изображающие воду; ромбы и прямоугольники, квадраты и круги, фестоны, сережки, башенки, знаки солнца (посолонь) как обереги жилища и символы плодородия.
Были и наличники с так называемым навершием, как будто с полкой. Были и окна особенно красивые, глаз не отвести: растительные орнаменты, узоры, напоминающие лебединые шеи, змеек и лепестки цветов. На фотографии окно с наличником на доме, который находится в селе Лая Свердловской области.
На этом наличнике бросается в глаза полукруг. Наши предки делили сутки на светлое и тёмно время, этот полукруг показывает дневное время. Есть круги с точечками внутри, они обозначали семена — знак плодородия.
Конечно, в старину не каждый мужчина мог изготовить наличники. С такой просьбой обращались к мастерам-резчикам по дереву. В век деревянных домов это ремесло процветало.
Наперсток. Этот странный предмет похожий на маленькое ведёрко необходим вышивальщицам. Его надевают на палец, чтобы не уколоться при ручном шитье и протолкнуть иглу через толстую ткань. Наперстки начали использовать еще в древние времена. С появлением швейной машины наперстки вышли из употребления. Они могут стать предметом коллекционирования.
Напёрсток долгое время считался символом достатка. Он выступал в качестве обручального кольца в странах Индокитая. В Первую мировую империалистическую войну жёны солдат сдали примерно полмиллиона наперстков из чистейшего серебра на нужды фронта. Наперстки долгое время носили как обереги на теле, использовали в гаданиях, а защитный колпачок, увиденный во сне, расценивался как предзнаменование удачи. И сегодня у разных народов, в различных странах наперсток считается символом трудолюбия, семейной жизни и женственности.
Уже в конце XVII века металлический колпачок на палец появился и на Руси. Прижился он здесь быстро. За ним закрепилось старинное слово — наперсток, то есть надеваемый на перст (палец).
Чтобы вырасти социально-адаптированным в этом мире, человечество изобрело игрушку. Игрушки бывают для мальчиков и девочек, для грудничков, подросткового возраста и взрослых.
Для того чтобы новорожденный не плакал, мамочки давали детям погремушки, они же и отпугивали ребятишек от злых духов. Чем больше шума и звона, тем сильнее защита. Маленькие беригини, которые дарились девочкам и мальчикам в год их рождения сопровождали их до взросления, а потом оставлялись на память как символ семьи, света и добра.
Куклы изготавливались из подручного материала: полена, бутылки, обернутой в материю, картона и ткани, соломы и ткани.
Куклы сопровождали людей всю их сознательную жизнь: помогали преодолеть страх темноты или одиночества, выбрать себе жениха или подвенечное платье, также принимали участие в обрядовой культуре.
Взрослые тоже любят играть! В деревне Мамонтово на большой праздник, посвященный 100 летию районного центра Мамонтово были привезены Иван да Марья, которые являются символами-оберегами любой русской семьи, подобно куклам Барби, они стоят в сельском клубе или любой семье, украшая лучшие комнаты.
Чаще всего куклы шьются своими руками, такая радость приносит больше радости и счастья, потому что сделана как индивидуальный проект. Ее не стыдно подарить или принести на сцену, разыграв небольшой спектакль.
«Пока мы удивляемся и играем, мы живем!-так говорят долгожители, которые открыли для себя эту житейскую мудрость и пронесли ее через века!
Автор статьи Архип Ордин. Автор фото-Ирина Милованова
Невеста в русском народном фольклоре — это фигура, окутанная романтикой, надеждой и традициями. Центральный персонаж многих сказок, она олицетворяет мечты о любви и счастье. Её образ сочетает в себе нежность и силу духа.
Сказочные невесты часто предстают идеалом красоты и доброты, преодолевающими испытания на пути к своему счастью. Эти персонажи разнообразны — от пассивных жертв до смелых героинь, готовых сражаться за свою любовь.
Невеста также символизирует связь с природой и циклом жизни. Ее выход замуж ассоциируется с весной — временем возрождения. Удачная свадьба является залогом не только её счастья, но и благополучия всей семьи и даже целого села.
В многих сказках невеста становится источником мудрости и умиротворения, помогая разрешить конфликты и споры. Даже столкнувшись с трудностями, её внутренний свет и доброта преодолевают все преграды.
Ритуалы, связанные со свадьбой, также подчеркивают значимость невесты. В день свадьбы она облачается в красивое платье, украшенное символами счастья.
Таким образом, невеста в фольклоре — это многослойный образ надежды и стремления к любви, вдохновляющий нас на поиски счастья и преданности.
В Англии — англичане, в Турции — турки, а вот в Германии — немцы. Странно. Когда изучал немецкий язык, всё удивлялся этому факту. Может страна Немеция? Ан нет. Оказывается на Руси немец — немой или неговорящий по-русски. Все иностранцы тогда немцами были.
Вот и третья часть об удивительных штучках для коней!
Вы когда-нибудь спотыкались о собственные ноги? Нет? А кони — да.
Так и хочется рассказать вам о том, как с этой проблемой справляются лошади.
Ногавки — Специальные гольфы для коней, чтобы предотвратить засекание подковами друг об друга. Они бывают даже с пластиковыми накладками. Так же форма зависит от ног. лошади. На любой вкус и цвет. Часто на соревнованиях делают ногавки, вальтрап и шапочку одного цвета и получается завораживающая красота.
Это древний Славянский праздник покровителя огненной и водной стихий — Купалы, проходящий в ночь с 21 по 22 июня. Воспевает летнее солнцестояние и расцвет природы.
Обряды такие как: разведение большого костра, через который прыгают, вокруг водят хороводы и танцуют; плетение, бросание венков на воду, а также купание в реке. В лесу же смельчаки пытаются найти цветок папоротника.
Обло, ударение на первую букву о. Это важно, так как Обло устаревшее, а облО временами можно встретить.
Объяснять я буду первый вариант (устаревший). Обло произошло от слова облый, его значение круглый, толстый, это довольно близко по смыслу разбираемого слова. Тучный, тяжелый, так на данный момент заменяют это слово.
Образ девицы в русских сказках. На Руси девицами называли представительниц женского пола от 13 до 22 лет, если она не вышла замуж. А после таких, не вышедших замуж девушек называли очень обидным словом-старая дева, кторое, к сачастью, в наше время отсутствует. Чвсто девушки проживали вместе с родителями, в некоторых сказках, например, в сказке «Морозко»- с отцом, мачехой и сводными сестрами.
Одни ждут помощи от мужчины-спасителя, а другие могут постоять за себя сами. Так же девиц можно поделить на две группы: первая — бедные девицы-падчерицы. Вторая группа — дочки знатных людей, жёны князей, красавицы и умницы, которых оберегают.
Девушки первой группы более приспособлены к жизни, как например, Настенька из сказки «Морозко». А вот девицы второй группы вовсе не умеют жить взрослой жизнью, они ждут, пока им подадут все на блюдечке.
Есть ещё более интересная тема. Тема иного и реального мира. Обычно принято считать, что в ином мире находятся ведьмы, колдуньи, лихо. А что вообще такое «иной» мир? Это такой мир, в котором происходят волшебные события. Например, колдовство, ведь в настоящем мире его нет, а значит, это действие иного мира. Так же за иной мир можно взять путешествие во времени, стирание границ. В русских народных сказках герои настоящего мира — дочки князей, падчерицы. Обычно они отличаются умом, мудростью, сдержанностью, это подтверждает образ Елены Премудрой.
Всем известное животное из рода парнокопытных баран на старославянском гордо назывался овен. Иногда мы слышим, что бараном называют глупого, упрямого человека, а стадом баранов — тех, кто слепо идет за кем-то или чем-то и не имеет своего мнения. Звучит достаточно грубо и пренебрежительно. А слово овен не имело раньше и не имеет в наши дни такого негативного значения.
Сейчас мы обычно слышим про овна, когда говорят о зодиакальном круге, в котором овен занимает первое место, и о людях, родившихся под этим знаком. Их сильными чертами характера считаются амбициозность, независимость и целеустремленность. Слабой же стороной представителей этого знака зодиака является упрямство и нетерпеливость, вследствие чего овны часто попадают в затруднительные ситуации. Среди моих родственников и знакомых много овнов, и они полностью согласны с вышесказанным об их характере.
Также овен встречается в Библии, когда речь идет о жертвоприношении взрослого барана, не ягненка.
Огненная лошадь — это мифологический образ, который часто встречается в фольклоре различных народов. Она символизирует силу, скорость и магическую природу. В сказках и легендах такая лошадь может обладать уникальными способностями, например, способностью летать или производить огненные вспышки. Эти качества делают её не только мощным помощником для главного героя, но и объектом желания, ведь обладание такой лошадью может означать власть и удачу.
В русских народных сказках огненная лошадь часто выступает в роли волшебного существа, которое помогает героям преодолевать трудности и достигать своих целей. Например, она может появиться в критический момент, когда герою требуется поддержка или дополнительная сила для борьбы с врагами. Лошадь может быть как другом, так и испытанием для персонажа, проверяя его смелость и доброту. Взаимоотношения между человеком и огненной лошадью часто отражают темы дружбы, доверия и взаимопомощи.
Кроме того, огненная лошадь может символизировать внутреннюю силу человека и его стремление к свободе. Она олицетворяет не только физическую мощь, но и духовные качества, такие как решимость и стремление к справедливости. В различных интерпретациях этот образ вдохновляет на подвиги и наполняет сказания глубоким смыслом, показывая, что настоящая сила заключается не только в мощи, но и в мудрости, смелости и благородстве.
Огниво — это инструмент, используемый для разжигания огня и состоящий из куска кремня и металла.
Я впервые узнал об этом слове, прочитав сказку Ганса Христиана Андерсена о солдате, который обещал ведьме взамен на золото принести из подземелья огниво.
«Достал из поясной сумки кресало и пучок мха, опустился на колени, несколько раз чиркнул огнивом» (Александр Прозоров)
Окрест, в принципе легко догадаться, что от этого слова произошло слово окрестности, значит это пространство. Окрест — вокруг. Ничего сложного
В произведении Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» употребляется это слово, предложение звучит так: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала»
Нам нужно как можно больше орать на МБИ! Нет, мы не собираемся
на вас кричать, это всего лишь древнерусское слово, которое означает — пахать.
Да-да, нам нужно как можно усерднее пахать-орать 29 генваря…
Оригами — бумажное искусство Востока на Дону. Из одного обычного листа бумаги складываются тысячи разнообразнейших фигур и форм. В России об оригами узнали сравнительно недавно. Но страницы его истории пишутся ярко и стремительно. В 2002 году педагоги дополнительного образования Центра детского технического творчества города Ростова-на-Дону, увлечённые искусством складывания бумаги, создали Ростовское Общество любителей Оригами — РОЛОр. Символом этого общества стала маленькая изящная бабочка РОЛОРА, выполненная в технике оригами.
Как правильно заметила москвичка Наталия Киселёва:
Ох домики расписные да ворота красивые, а что брасается в глаза когда смотришь на старую избу? Кочечно же конёк, да не простой канёк а Охлупень! Охлупень — деталь кровли в традиционном русском жилище. Обычно изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении, а еще конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня отсюда и пошло называть пик крыши — коньком.
Очи — то же, что и глаза. Это слово онтосится к архаизмам. Является органом зрения человека. Глазами мы видим и получаем информацию из окружающего мира. Благодаря очам мы можем видеть всю красоту нашей необъятной планеты. И совсем не важно какого цвета глаза — карие или голубые, главное, чтобы они были добрые и лучистые!
А еще, глаза — зеркало души. В некоторых глазах можно увидеть целую вселенную, а в некоторых мы видим только пустоту.
Всем нам известен романс «Очи черные». Его исполняли и знаменитый Ф. Шаляпин, и В. Высоцкий, и И. Кобзон, и Д. Хворостовский. В каждой интерпретации эта музыка и песня звучит по-особенному. Слушая ее, мы не чувствуем разницы между словами, которые обозначают орган зрения. «Очи» в этой песни для нас становятся привычным повседневным словом.
Еще одним словом, которым можно назвать глаза — око. Существует выражение из Библии: «Око за око, зуб за зуб», оно означает месть за обиду.
Если по-научному, то павой называют самку павлина.
А вот, еще одно значение слова, возможно от его первоначального толкования — это женщина исполненная величия, с гордой и плавной походкой, важная грациозная, величественная.
Павлины очень красивые птицы, Возможно они об этом знают, поэтому, когда они ходят по двору — то ведут себя весьма надменно, степенно и гордо, но при этом очень достойно, чинно и величаво.
В художественной литературе это слово довольно часто встречается, например у
А.С. Пушкина из сказки О царе Салтане, о сыне его славном и могучем юогатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди: «А сама то величава, выступает будто пава»
А вот, как изыскано употребляет Тургенев в «Отрывки из воспоминаний — своих и чужих»:
«Она обыкновенно входила… нет! вплывала, мерно двигая головою, как пава, в комнату, становилась посередине, как-то странно вывернув одну ногу и придерживая двумя пальцами конец спущенного рукава»
Любил это слово и А. П Чехов: «Свою будущую супругу Мишенька рисовал в воображении не иначе, как в виде высокой, полной, солидной и благочестивой женщины с походкой как у павы и почему-то непременно с длинною шалью на плечах» Из произведения «Бабье царство».
Падчерица в русских народных сказках: символ надежды и преодоления
Образ падчерицы в русских народных сказках олицетворяет надежду, стойкость и силу духа. Чаще всего она сталкивается с жестокостью мачехи, что делает её страдания особенно трогательными. Несмотря на унижения, падчерица сохраняет веру в лучшее, и её доброта привлекает помощь добрых сил.
Падчерица — не просто жертва, а активная участница событий, преодолевающая трудности с помощью находчивости и мудрости. Её трансформация символизирует внутреннюю силу женщины, способной справиться с любыми вызовами.
В конце сказок падчерица находит любовь и признание, что подтверждает истину о том, что истинная красота и доброта всегда будут вознаграждены. Образ падчерицы вдохновляет нас верить в себя и не терять надежды, передавая важные жизненные уроки о любви и стойкости.
Пазушка — это мужская украинская рубашка с разрезом спереди. Чаще всего пазушки украшены разной вышивкой. Слышали, наверное, выражение за пазухой? Пазуха (углубление, ложбинка, полость, лунка, ямка), ну а пазушка — уменьшительно-ласкательное образование слова.
Посмотрите, как это слово звучит в пословице: «Укуся пирожка, да в пазушку; помяни Бог бабушку».
«Отрастила патлы» — часто говорила мне бабушка, когда я была маленькой. Что же это такое?
Патлы — слово, которое сейчас редко услышишь, означающее длинные неухоженные волосы. Подразумевается, что они спутаны, не расчёсаны и торчат в разные стороны. Чаще всего это слово употребляли к неопрятным людям, не следящим за своим внешним видом.
Пашня — это поле, которое каждый год обрабатывается и засеивается полезными культурами. Это понятие занимает центральное место в русской культуре, символизируя не только труд и заботу о земле, но и связь человека с природой и его корнями.
В традиционном крестьянском быту пашня была основным источником жизни, обеспечивая семью всем необходимым: хлебом, овощами и другими продуктами. Сельское население всегда относилось к земле с уважением и почтением, считая её живым существом, которое требует заботы и внимания. Пашня также часто упоминается в русских народных сказках и песнях. Она служит фоном для множества сюжетов, где трудолюбивые герои получают вознаграждение за свои усилия. Например, в сказках можно встретить мотивы о том, как герой, заботясь о своей пашне, получает помощь от добрых сил или даже волшебных существ. Это подчеркивает идею о том, что честный труд всегда вознаграждается. Кроме того, пашня в народной культуре символизирует цикличность жизни: весной начинается посев, летом — уход за растениями, осенью — сбор урожая, а зимой — отдых и подготовка к следующему году. Этот круговорот отражает не только сельскохозяйственные циклы, но и жизненные циклы человека.
Таким образом, пашня является важным элементом русской народной культуры, олицетворяя труд, надежду и гармонию с природой. Она напоминает о том, что человек — часть природы и его благополучие зависит от его отношения к земле и окружающему миру.
Перловая каша — блюдо из перловой крупы, очень популярно в русской кухне. Многие готовят этот продукт на молоке и на воде. Отличается от других каш длительным приготовлением: обычные рецепты предусматривают вымачивание в течение 10–12 часов. Перловая каша содержит белки, витамины различных групп, железо и фосфор, это очень полезно для организма. Точный год создания перловой каши неизвестен, но есть мнение, что предки начали варить эту кашу ещё около 10 тысяч лет назад. Интересные факты про блюдо: 1) Название «перловка» происходит от слова «перл» — «жемчуг». Её так называют, потому что они похожи с жемчугом. 2) Ранее, в старые времена, перловая каша считалась царским блюдом, так как готовить её было непросто. 3) Исследования показали, что люди, каждый день употребляющие блюда из перловки, на 30% снижают риск сердечных заболеваний. 4) Перловка содержит большое количество клетчатки, которая выводит из организма токсичные и вредные для человека вещества.
Перловую кашу можно подавать с абсолютно разными продуктами, подойдут и зразы, и грибы, и овощи и даже различные шоколадные конфеты и батончики.
В заключение нашей работы хочется сказать, что перловая каша — безумно вкусное блюдо, которое любит почти каждый человек.
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Ирина Милованова.
Перст — название указательного пальца руки. Русский перст был шириной около 2 сантиметров.
«Но я замолчал и вскорости из города совсем выбыл, а через пять месяцев
удостоился Господом Богом стать на путь твердый и благолепный,
благословляя перст невидимый, мне столь явно сей путь указавший»
Петушок- золотой гребешок- это персонаж из русских народных сказок, символизирующий смелость, ловкость и мудрость. Он представляет собой яркого, нарядного петуха с золотым гребешком, который поражает своей красотой и обладает особыми способностями. В сказках петушок часто становится героем, помогающим другим животным или людям в беде.
Его храбрость и находчивость помогают преодолевать препятствия, а уверенность в себе вдохновляет тех, кто рядом. Петушок может предупреждать об опасности, извещая всех своим громким криком, и обычно дружит с другими персонажами — лисой, зайцем или волком, показывая, что даже маленькие и, казалось бы, слабые создания могут достигать больших успехов.
Сегодня я обращу ваше внимание на один из самых колоритных и знаковых элементов русской культуры — печку. Печка занимает особое место в русских сказках, являясь не просто предметом интерьера, но и важным символом домашнего очага, тепла и уюта.
Печка в русских сказках часто выступает как самостоятельный персонаж, наделенный волшебными свойствами. Вспомним, например, знаменитого Емелю из сказки «По щучьему велению». Лежащий на печи Емеля управлял ею с помощью волшебных слов, заставляя печь передвигаться самостоятельно и помогать ему в делах.
Также печка была местом обитания Бабы-Яги, известной злой ведьмы из русских сказаний. Её избушка стояла на курьих ножках и имела печку внутри, которая служила Бабе-Яге средством передвижения через леса и поля.
Однако печка не всегда была связана с негативными персонажами. В сказке «Колобок» печка упоминается как место, откуда начинает свое путешествие главный герой — круглый хлебец Колобок. Здесь печка выступает как начало пути, стартовая точка приключений.
В целом, печка в русских сказках олицетворяет тепло, уют и защиту. Она символизирует домашний очаг, вокруг которого собирается семья, обсуждаются важные вопросы и принимаются решения. Печка также ассоциируется с традициями и культурой, передаваемыми из поколения в поколение.
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Дарья Пышкина.
Печь — это сердце дома, обычно изготовлена из кирпича, она обогревает, она кормит, без нее нельзя.
До конца XIX века на Руси топили дровами, ни один дом не обходился без печи. Данное сооружение всегда ассоциировалось с домашним уютом, теплом, сытой жизнью. На печи обычно любили лежать и ребята, и котята. Без преувеличения можно сказать, что печь являлась местом притяжения для всех членов семьи.
Печь занимает особое место в русских народных сказках и фольклоре. В сказке «Гуси-лебеди» печка помогает главной героине, она защищает ее от зла, поддерживает добрым словом. Данное сооружение занимает центральное место и в сказке «По щучьему велению»: главный герой Емеля настолько любил свою «кормилицу», что никогда с нее не слазил, даже к царю ездил верхом на печи (не без помощи волшебства конечно же).
Народная мудрость отражена в пословицах и поговорках о печи: «У холодной печи не согреешься», «Иного хлебом не корми, только с печи не гони», «Лежебока хочет есть, да не хочет с печи слезть». Все эти крылатые выражения таят в себе глубокий смысл, говорят о том, что как бы хорошо не было на печи, не нужно лениться, а следует находить время и для работы, и для отдыха.
Таким образом, печь в русском народном творчестве является неотъемлемой частью повествования, отражая традиционные ценности и представления о доме, семье и защите.
Пиит (Пиита) — устаревшее слово пришло к нам из Греции. Означает «Поэт» и сейчас употребляется только в шуточном или ироничном смысле. «Пиитом» называли человека, который создавал свои произведения в стихах. Другими словами — это писатель, одаренный поэтическим талантом, который может тонко, изящно, изыскано передавать в стихотворной форме свое видение мира, очаровывая читателя, заставляя его представлять воображаемые картины. Это некий фантазер и мечтатель, живущий в своей необыкновенной вселенной и виртуозно владеющий словом.
Это слово любили употреблять в своей речи русские классики: А.С. Пушкин, Н.А. Добролюбов, И.С. Тургенев, С. Есенин и другие. Вот некоторые из них.
«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит» — отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
А вот, как это слово звучит у моего любимого поэта С. А. Есенина:
«И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита»
отрывок из «Русь советская»
Пищаль — это общее название, которое относится к ранним образцам огнестрельного оружия, которое использовала Россия. Оно предназначено для точной стрельбы. Пищаль имела несколько прозвищ, Инрог» и Соловей.
Самая первая пищаль была отлита в 1485 году. В музее Санкт-Петербурга хранится первый образей ртиллерийского оружия. Слово «пищаль» впервые упоминается в XI веке, оно обозначает — «пищать», указывая на трубчатую форму этого оружия. Интересно, что международный термин «пистолет» произошёл от чешского слова «píšť ala», что демонстрирует, как языки и культуры переплетаются через историю оружия.
Пищаль оказала значительное влияние на развитие военного дела и охоты, что, безусловно, было важным аспектом жизни того времени. Конструкция пищали постепенно улучшалась, что позволяло увеличивать дальность и точность стрельбы, и это действительно важно для понимания эволюции огнестрельного оружия.
С эпохи Ренессанса пищали начали использовать не только в армии, но и для охоты, что, в свою очередь, способствовало распространению огнестрельного оружия и изменению тактики боевых действий. Пищаль стала символом перехода от холодного оружия к огнестрельному, что является значительным моментом в истории военного дела. В целом, это оружие не только меняло тактику, но и оказывало влияние на общество в целом, формируя новые подходы к ведению войны и охоте.
Древнее искусство плетения известно столько, сколько существует человеческий род. Представляете, в гробнице Тутанхамона нашли плетеные стулья! Перед нашими предками не стоял вопрос: плести или нет? Это было жизненной необходимостью. Каждый крестьянин мог легко сплести корзину из лозы. Различные предметы быта, посуда, стены и крыши жилищ, украшения и многое другое создавалось своими руками. Ну а в наши дни плетеные изделия — это прежде всего интересные украшнения, мебель, корзины, которые изготавливают народные умельцы. Что характерно, до нас плетение, даже спустя тысячи лет, дошло практически в первозданном виде: те же принципы и приемы. Просто мистика какая-то, оно существует вне времени и пространства!
Автор текста — Кирилл Бойко. Автор фото — Лариса Боброва
Плоскодонка — тип лодки с плоским дном. На проотяжении столетий такие лодки использовалась для перевозки людей и грузов по мелким рекам. Чтобы управлять ею, нужноо стать на корму и, упершись шестом в дно, оттолкнуться от него. Можно передвигаться на плоскодонке и при помощи весел. Классически вариант — деревянная, изготовленная из досок хвойных пород или фанеры. Благодаря большой площади соприкосновения с водой — плоскому дну, по сравнению с другими моделями такие лодки более устойчивы к боковой волне и ветру, имеют высокую проходимость и грузоподъемность. Изготовить ее можно самостотельно. Свою популярность плоскодонка не утратила и в наши дни. Их используют для отдыха на воде, для перевозки грузов, в спортивных соревнованиях.
К слову, латинское «ponto», от которого произошло названия лодки (в переводе — «лодка с плоским дном»), является корнем слова понтон: «pontoon».
Плуг представляет собой инструмент, предназначенный для обработки почвы, и его история восходит к появлению металлических моделей в конце XVIII века, а в России этот процесс начался в 1802 году.
Современные плуги классифицируются по нескольким критериям: типу тяги (конные и тракторные), методу агрегирования (навесные и прицепные), количеству корпусов (однокорпусные, двухкорпусные или многокорпусные) и конфигурации (лемешные и дисковые).
Лемешные плуги преимущественно используются для глубокого вспахивания и могут быть укомплектованы различными рабочими элементами в зависимости от состояния почвы. Плуг стал символом различных ритуалов и праздников, олицетворяя начало посевного сезона и надежды на будущий урожай.
С индустриальной революцией появились механические модели, которые упростили труд и повысили продуктивность. Инновационные технологии сделали плуг более доступным для сельскохозяйственных производителей, что способствовало прогрессу в аграрном секторе. В настоящее время плуг продолжает выполнять свои функции и вдохновляет новые поколения фермеров, поддерживая традиции устойчивого земледелия и охраны природных ресурсов.
Автор фото: Ирина Милованова. Автор текста: Иван Краснобаев.
Поговорка — это образное или буквальное значение. Оно может нести поучительный характер «Красна птица пером, а человек умением». Пословицы отнесены к фольклорному жанру и считаются малым жанром народного творчества. Иногда поговорки могут стать частью пословиц (Поговорка: Воду в ступе толочь, пословица: воду в ступе толочь — вода и будет). Фольклористика относит этот жанр малого народного творчества к фразеологизмам. Родители мне очень часто говорили поговорку — «Терпение и труд всё перетрут». И это меня мотивирует на какое-либо дело.
Часто ли вы считаете овечек перед сном? Лично я, когда сильно устаю, умудряюсь засыпать, как только моя голова коснётся подушки. Но я знаю человека, который просто обязан считать овец. Как вы могли догадаться, это пастух. А чтобы не сбиться со счёта и случайно не потерять овечку, у пастуха был помощник-подросток, которого называют подпасок.
Подпаски — это подростки, помогающие пастухам справляться с их работой: они следят за овцами, помогают перегнать стадо. Если бы у меня была возможность побыть в роли помощника пастуха, то я бы согласилась, ведь что может быть лучше, чем мягкие облака в виде овечек.
Подсвечник — это предмет, предназначенный для установки свечей и обеспечения безопасного и удобного их горения. Подсвечники могут быть выполнены из различных материалов, таких как металл, стекло, керамика, дерево или камень. Они часто используются для создания уютной атмосферы и декорирования интерьера.
Подсвечники бывают разных форм, размеров и стилей. Они могут быть одиночными или многорамочными, с различными декоративными элементами, резьбой, рисунками или узорами. Подсвечники могут использоваться как на повседневной основе, так и для особенных случаев, включая праздники, романтические ужины или вечеринки.
Помимо своей декоративной функции, подсвечники также помогают защитить поверхности от плавленого воска и капель свечи. Они создают приятное освещение и добавляют шарму и атмосферности в любое помещение.
Автор текста: Алена Сизых
Автор фото: Светлана Разуванова
Будучи школьником, после учёбы заходил в гости к бабушке. Она меня кормила вкусным обедом: щи, пирог с клюквой. Как наемся, говорит бабуля: «Иди в покои, сосни чуток». То есть: иди в спальню и поспи немного. В спальне — покоях — кровать со взбитой периной. Действительно тихо и спокойно. Ах, как сладко спалось в бабушкиных покоях!
Современные дома сейчас редко имеют печи, а особенно поленницы. Наверное, только в банях остались печи, которые топятся дровами.
Поленница — это ряды расколотых или распиленнных дров, сложенные аккуратно, правильными рядами, высотой с человеческий рост. В дальнейшем дрова из поленницы используются для обогрева жилища. Поленницы бывают разные: с навесом, без навеса, в помещении и т. д. Складывают поленницы вручную, такая работа даже детям доступна. В поленнице дрова разных пород: березовые, сосновые, осиновые и т. д. Чаще всего в одной поленнице находятся дрова разных пород деревьев.
Чаще всего поленницы складывают зимой, потому что
Во-первых, дрова колются легче
Во-вторых, зимой у людей, занятых сельским хозяйством, больше свободного времени.
С этим словом есть цитаты:
«Напилили, порубили…
Сейчас отдохнем, в поленницу сложим».
«Не ленится поленница: Зимой тепло — в поленнице».
Половик — это маленький коврик, служащий для вытирания обуви после улицы, обычно он лежит около входной двери. Большие половики были для красоты или для тепла в помещении. Половики ткались вручную.
Пол был сделан из широких вишнёвых досок, по обе стороны светлой сосновой кровати лежали вязаные половики, а сама кровать была застелена желто-голубым лоскутным одеялом. Мадлен Л»Энгл. «Острова во времени»
Каждый хоть раз в своей жизни слышал о национальной шотландской юбке — килте. А знали вы о том, что на Руси тоже была такая, а называлась она Понёва. Понёва — это один из элементов традиционной русской одежды. Переводится как «кусок ткани» или «полотенце». Историки, изучающих устройство жизни славян, существует мнение о том, что понева — это разновидность полушерстяной ткани. Чаще всего ткань из которой делали понёву состояла из клеток. Они говорили о месте, откуда приехала девушка: о губернии, уезде или деревне. Так, основным цветом понёв, хозяйками которых были жительницы границы Рязанской и Тульской губерний, был красный, а линии, разделяющие ткань на клетки, делались белыми и черными. А на территориях, находящихся на севере Рязанской губернии, носили темно-синие или черные поневы, с вышивкой из белых или цветных нитей.
Когда вы зимой выходите на улицу, что вы надеваете?
Как в самое холодное время года лошади борются с морозом?
Попона — это одеяло или плащ для лошади, предназначенное для сохранения тепла и защиты от ветра.
Они бывают разных материалов, форм и размеров. Например, для улицы (выглядит как плащ, укрывает от самой шеи до ног) или постоя (более мягкая, укрывает от лопаток до хвоста).
Летом попоны не используются.
После каждой тренировки я завожу коня в стойло, даю его любимые мюсли и укрываю уютной попоной.
Что не сделаешь для максимального комфорта любимых животных!
Мой папа по специальности строитель, и иногда он упоминал слово «поребрик». Я заинтересовалась этим словом и спросила у папы, что оно значит. Он сказал, что это практически то же самое что и бордюр, но немного отличается тем, что на стыке различных уровней полотна дороги возникает выступ. Это и есть поребрик.
Так называются движения в хороводе. Буквально «посолонь» —
обозначает движение по часовой стрелке, т. е. «по солнцу». «Противосолонь» — движение
против часовой стрелки, «против солнца»