Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народнойкультуры
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
Растолковый словарь народной культуры
Всего статей – 456
Интерактивный словарь
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком.
Укажите авторов текста и иллюстрации.
Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Отражены термины за все годы. Показать только термины с августа 2024 года. Сортировка по алфавиту. Поставить новые сверху..
Архаизмы 1
 
Божества 2
 
Быт 17
 
Внешность
 
Верования 4
 
Вышивка 1
 
Дом_двор 3
 
Еда 6
 
Живопись
 
Животные 20
 
Занятия_Профессии 2
 
Игрушки 1
 
Имена
 
Искусство 3
 
Лес 3
 
Музыка
 
Одежда_обувь 2
 
Оружие
 
Праздники 3
 
Поделки 2
 
Посуда 3
 
Прозвища
 
Промысел 1
 
Ремесло 3
 
Сказки 27
 
Стекло 1
 
Страницы_истории 3
 
Строения 2
 
Суеверия 2
 
Танцы
 
Театр 1
 
Текстиль
 
ТемныеСилы 1
 
Традиции 6
 
Фразеологизмы
 
Украшения 1
 
Утварь 4
 
Фольклор 22
 
Эксклюзив
 
АБВГДЕЁЖЗИ • Й • КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ • Ы • Э • ЮЯ

Первая | < Предыдущая | Страница 9 из 10 | 10 | Следующая

Всего статей 456

«Фигурное дело» стекольного завода села Измайлова

Стекольный завод в селе Измайлова — это не просто предприятие, это настоящая живая история, начавшаяся в 1669 году по приказу царя Алексея Михайловича. Он зародился в сердце России и на протяжении веков стал символом не только местной культуры, но и известен за пределами страны. С каждым годом завод все больше укреплял свои корни в традициях и идентичности жителей этого региона.
 
Особое внимание стоит уделить удивительному «фигурному делу» — древнегреческому мастерству стеклодувов, которое, несмотря на свою долгую историю, активно развивается и по сей день. С момента появления стеклодувов в начале XX века, фигурное стекло стало основным символом завода, представляя собой идеальное сочетание мастерства и творческой энергии его мастеров. Это искусство вызывает интерес как у профессионалов, так и у любителей, ведь каждое изделие — это результат тщательной работы и преданности делу.
 
На заводе в Измайлове фигурное дело превращается в настоящую магию. Мастера создают не просто стекло, а эмоциональные произведения искусства, которые отражают богатую историю и культурное наследие региона. Их творения варьируются от изысканных ваз до сложных фигурок и декоративных элементов. Каждый этап — от выдувания до ручной обработки — пропитан духом творчества. Использование цветного стекла добавляет изделиям особый шарм, превращая каждое творение в уникальное произведение искусства.
 
Уникальные стеклянные изделия, созданные мастерами, не просто восхищают — они вдохновляют! Они сохраняют живую память о традициях и мастерстве стекольного дела. Завод в Измайлове по-прежнему занимает важное место в культурном ландшафте, и его вклад в искусство фигурного стекла не просто значим, а поистине несравнен!
 
Автор текста и картинки: Павел Аллилуев
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Что такое фольклор?
Фольклор — русское народное творчество. Он включает в себя русские народные праздники, песни, колядки, сказки и другое.

Если говорить о сказках, то сразу вспоминается Баба Яга, если про колядки, то рождественские.
В наше время фольклор продолжает развиваться, люди организовывают различные мероприятия, да и на урокох литературы мы читаем фольклор. На уроках музыки учим песни, которые тоже связаны с фольклором, а также пользуемся пословицами и поговорками. Кроме этого, русское творчество богато множеством обрядов. Например, сжигание
чучело на Масленице, на некоторых свадьбах тоже присутствуют обряды.

Детям, взрослые часто задают загадки, на которые с интересом отвечают и это тоже русское творчество!
Также стоит отметить, что автор всех фольклорных песен, сказок и традиций неизвестен. Ведь создавал народ, который в любой момент мог что — то изменить.

Многое время, фольклору бы уделяем на литературе. Читаем былины или песни, например: «Песнь о вещем Олеге», изучаем творчество самых разных русских писателей.

Фольклор — очень интересное творчество, которое будет актуально всегда. Также, это творчество многому учит, читая фольклор, мы узнаём много историй о русском народе.
Исправлено
18.0
 0 
 
Фольклор — это традиционное искусство, включающее в себя устные предания, песни, танцы, обряды, мифы, легенды и другие выражения культуры, которые передаются из поколения в поколение в рамках определенной этнической или социокультурной группы. Фольклор является важной частью культурного наследия различных народов и обычно отражает их историю, обычаи, верования и ценности. Он может быть выражен в различных формах, таких как устное народное творчество, народная музыка и танцы, народные ремесла и традиционные обряды. Фольклор играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия и помогает людям узнавать и понимать свою историю и традиции.
Автор текста и изображения: Лусине Хуршудян
10.0
 0 
 
Слово Хмара имеет два значения. Первое — туча, второе — могла, темнота.
 
А дождик с неба — хмара и темень на земле.
А.Н. Толстой, Ведьмак
 
Автор текста и картинки: Лина Рыль
Лина Рыль   29.01.2022   № 136207
 0 
 
Есть такое выражение: «Ходить гоголем», то есть ходить важно, задрав нос. Я думала, что оно означает ходить с достоинством, как знаменитый писатель Николай Васильевич Гоголь. А оказалось — нет. На самом деле гоголь — это толстая утка. Она ходит, выпятив грудь и задрав голову. Кажется, что она важничает. Так что выражение «ходить гоголем» связано вовсе не с писателем, а с толстой уткой.

Автор текста и картинки: Екатерина Пашикова
 
 0 
 
 0 
Холоп — человек не имеющий прав. Вне зависимости, где они жил: в городе или в деревне. Это были люди не имеющие полной свободы. Рабы из местного населения. Хочется отметить, что холопы из города выполняли более «ответственную» работу, нежели, чем холопы из деревни. Такие холопы назывались домашней прислугой. Они работали прачками, пекарями, столярами.
 
Иногда, во время войны, в холопство обращали насильно. Причем, если пленников было слишком много их продавали, как товар, за копейки. Дети холопов тоже становились рабами и являлись имуществом хозяина. Иногда, если человек не мог уплатить налоги, он продавал сам себя. Холопом можно было стать женившись на челяди.
Хочется сказать и о «боевых» холопах, которые пользовались большими привилегиями, чем обычные бесправные люди. Чаще всего это были выходцы из бедного дворянства. Они несли военную службу и подчинялись богатым князьям и боярам.
 
Автор текста и фото: Анастасия Молчанова
 
1 ] 
Хомут или оголовок — это часть конского снаряжения, которая надевается на шею лошади и служит для контроля ее движения. Он используется вместе с уздечкой и поводом. И позволяет всаднику управлять направлением движения лошади и ее поведением. А также используется для распределения нагрузки на шею лошади.
 
Автор текста: Света Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.
10.0
 0 
 
 
 
Хоровод — это обрядовый танец. Исполняют его взявшись за руки и медленно двигаясь по кругу. Иногда, не расцепляя рук, танцующие сходятся к центру круга, затем вновь расходятся. Трацидия водить хороводы берет свое начало из старинных языческих обрядов славян, поклонявшихся могущественному богу солнца, весны, плодородия и любви Яриле. Круг танца олицетворяет солнце. Хоровод водили только по праздникам. Первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В июле славили Купалу и просили созревания плодов. Хоровод водили с венками вокруг огня. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.
 
Автор фото и текста: Георгий Хачатрян
 0 
 
Хоровол, харагод, курагод, коло… Этот групповой народный танец известен нам с детства. . В нем объединены и танец, и песня, и игра. Хороводы распространены у многих народов с древнейших времён. У нас на Руси в хороводах парни и девушки присматривали себе вторую полоинку. Едва ли становясь в хоровод кто-то теперь задумывается о том, что этот красивый танец тесно связан с ритуальной стороной жизни древних славян., а его круговая композиция подобна солнцу. . У самого слова много версий происхождения, мне нравится самая простая — слияние составных частей: хором водить.
Кстати, учёныме утверждают, что правильно исполненный хоровод влияет на состояние человека. Участники отмечают невероятный подъём сил и улучшение настроения. Так что почаще становитесь в хоровод:
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку,
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему.
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин

Автор текста и картинки: Ксения Бугаенко
 0 
 
Наверняка многие слышали слово «хоромы», употребляли в речи, но не знали, что же это значит?
Хоромы — жилые здания, дома. Чаще всего в речи это слово используют, когда говорят о большом красивом строении, скорее всего, богато обустроенном.
Достаточно часто хоромами называют белый дом, состоящий из нескольких пристроек, а у нас в Академгородке так смело можно назвать Технопарк!
Слово «хоромы» можно заменить выражением «царская ложа».
 
«Кто в хоромах? Кто в высоких?» — Михаил Ларионович Михайлов «Лесные хоромы».
 
Автор текста и фото: Ника Пикаревская
 
Какие сейчас узорчики можно встретить в магазинах на посуде и мебели? Скорее всего, они были напечатаны машиной. Бездушно и без какой-либо теплоты… А раньше расписывали деревянные тарелочки, кружечки, стулья, столы, элементы одежды (предварительно покрыв тонким слоем глины) вручную! Чаще всего брали красные и черные цвета (очень редко зеленый) и красили их поверх золотого фона.
Все не так просто, как кажется! Изначально наносили серебряный оловянный порошок в несколько слоев, обрабатывали в печи и только потом делали золотой фон. .Он придавал массивности мебели и посуде.
На узорах можно было встретить рябинку, птичек. В общем, как обычно!
Это было занимательно, но времязатратно! Ну и как можно понять, хохлома — декоративная роспись.
Как писала Олька Шарко (отрывок):

Полюбуйтесь, что за чудо
Золотая Хохлома!
Деревянная посуда -
Ярко-красная кайма.

Автор текста и фото: Ирина Васенёва
 0 
 
Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома на левом берегу Волги. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет.

При изготовлении изделий мастера вытачивают предметы из дерева, грунтуют их раствором глины и покрывают олифой и порошком олова. Затем выполняют растительный узор, лакируют и обжигают при высокой температуре в печи.

Во второй половине XIX века проявился интерес к хохломе как к искусству, и в наше время изделия из Хохломы пользуются популярностью.

Автор статьи и фото — Степан Павлов.
 0 
 
Хусточка. Из той же оперы, что и ширинка, как оказалось. «Повяжи хусточку уходя из дома». Современный человек сразу подумает- что это и на какое место повязать. Но это женский атрибут одежды-маленький платочек, и носить его надо когда тепло. Косынка другим словом. Кстати, очень модно последние сезоны повязывать «хусточки» на шею…

Автор текста: Ирина Рюмина
Автор рисунка: Инесса Касьянова
 0 
 
Это слово пришло к нам из Украины. Предметы женской одежды, головные уборы там называют «Хустка». Возможно, что «Хусточка» — это уменьшительно ласкательное от этих слов.

Это слово означает — кусочек ткани или холста, чаще всего сшитый или вязанный, который имеет квадратную форму. Его можно использовать в виде накидки или салфетки. А еще, «хусточка» на древнерусском означает — «белье». Хусточка чаще всего была изготовлена из шелка, хлопка или льна.

Но, скорее всего, «хусточка» — это маленький платочек, лоскуток ткани, который можно использовать в гигиенических целях (носовой платочек) или слюнявчик.
 
«Белая „хусточка”, которую она держала в руках, как-то странно дрожала»
Мордовцев Даниил Лукич «Тень Ирода. Идеалисты и реалисты»
 
 
 
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
 0 
 
Царевна-лягушка — это один из наиболее ярких персонажей славянского фольклора, особенно в русских народных сказках. Её образ представляет собой многогранный и глубокий смысл, что делает его особенно интересным для исследования.
 
Царевна-лягушка часто выступает в роли символа трансформации. Она может казаться обычной лягушкой, но на самом деле скрывает свою истинную сущность — благородное происхождение. Этот образ отражает идею о внутренней красоте и ценности, которые не всегда видны с первого взгляда. В некоторых интерпретациях сказок Царевна-лягушка олицетворяет архетип женщины, обладающей силой и мудростью, которые скрыты под её внешним обликом. Она может быть более мудрой и могущественной, чем кажется, что подчёркивает важность внутреннего мира и интеллекта. В сказках о Царевне-лягушке часто присутствует мотив испытаний, которые должен пройти главный герой (обычно это принц). Эти испытания символизируют не только внешние трудности, но и внутренние изменения, необходимые для достижения гармонии и понимания.
 
Царевна-лягушка — это не просто сказочный персонаж, а сложный символ, который отражает множество аспектов человеческой природы, социальных норм и культурных ценностей. Её образ продолжает вдохновлять и вызывать интерес в современных интерпретациях, оставаясь актуальным в контексте обсуждения гендерных ролей и внутренней силы.
 
Автор статьи-Алина Талюсова, автор фото- Дарья Пышкина
19.0
20
 0 
 
 0 
Царевна-лягушка- это персонаж русских народных сказок, который становится символом необычного и загадочного. По сюжету сказки, она привычно предстаёт как обычная лягушка, но на самом деле скрывает в себе принцессу. Этот контраст делает её образ интересным и многогранным, ведь она кажется простой, но на самом деле обладает важными качествами и тайнами.
 
Сказка о царевне-лягушке обычно начинается с того, что царевич, в поисках невесты, совершает множество подвигов. Он находит свою любовь в не самой привычной форме- в виде лягушки. Это внезапное превращение придаёт истории волшебный оттенок и подчеркивает, что внешность не всегда отражает внутреннее содержание.
 
Царевна-лягушка символизирует мудрость и терпение. Чаще всего она оказывается той, кто помогает главному герою преодолеть трудности и избавиться от предрассудков. В конце концов, добро всегда побеждает, и лягушка вновь становится прекрасной принцессой.
 
Эта сказка учит нас ценить искренность отношений и видеть внутреннюю красоту в каждом. Царевна-лягушка напоминает, что важно смотреть глубже, чем кажется на первый взгляд.
 
Автор текста- Илья Леваков
Автор картинки- Мила Сленченко
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Животные
18.0
20
 
Царевна-Змея — один из ярких и загадочных персонажей русских народных сказок. Она часто изображается как прекрасная девушка, обладающая сверхъестественными способностями и змеиной природой. Этот образ сочетает в себе элементы как женской красоты, так и опасности, что делает её одной из самых интересных фигур в славянском фольклоре.
 
Сказания о Царевне-Змее обычно начинаются с того, что она похищает царевича или другого героя, который отправляется на её поиски. В некоторых версиях сказок Царевна-Змея является дочерью злого колдуна или дракона и обладает магическими силами, которые позволяют ей превращаться из змеи в человека. Эта двойственность символизирует борьбу между добром и злом, а также внутренние конфликты героев.
 
В ходе своих приключений царевич сталкивается с различными испытаниями и трудностями, но часто находит способ освободить Царевну-Змею от её проклятия или злых чар. В некоторых версиях сказок она оказывается не просто злодейкой, а жертвой обстоятельств, что добавляет глубину её характеру.
 
Царевна-Змея также может символизировать природу, женскую силу и мудрость. В некоторых интерпретациях она выступает в роли защитницы, которая помогает героям преодолевать трудности. Сказки о ней часто содержат моральные уроки о любви, верности и искуплении.
 
Таким образом, Царевна-Змея — это многослойный образ, который продолжает вдохновлять художников, писателей и кинематографистов, оставаясь актуальным и в современном искусстве.
 
 
 
Автор: Евангелина Нефедычева
Автор фото: Камила Нуриманова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
19.0
20
 0 
 
Царевна-Лебедь — одна из самых известных и загадочных фигур в русской народной культуре и фольклоре. Она часто встречается в сказках, где представляет собой образ прекрасной и таинственной женщины, обладающей магическими способностями.
 
Согласно большинству сюжетов, Царевна-Лебедь является дочерью царя или богатыря, которая была заколдована и превратилась в лебедя. В этом образе она может появляться только ночью или в определённые моменты, когда её заклятие ослабляется. Лебедь символизирует чистоту, красоту и недоступность, а её превращение связано с темой любви, жертвы и испытаний. Обычно герой освобождает Царевну-Лебедь от колдовства, преодолевая при этом различные трудности, проявляя смелость и решимость, и они вместе обретают счастье.
 
«Красота пустыни — вода, красота воды — лебедь» — старая русская пословица, которая подчеркивает связь этой прекрасной птицы с водой, лебедь — это украшение природы.
 
В целом, Царевна-Лебедь — это не только символ красоты и таинственности, но и воплощение борьбы за любовь и верность. Её истории передаются из поколения в поколение, оставаясь актуальными и вдохновляющими.
 
 
Автор текста — Александр Тихонов
Автор иллюстрации — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
12.0
20
 0 
 
 0 
Царский стул-трон, на котором восседал только царь Алексей Михайлович. Во дворце Алексея Михайловича несколько этажей, есть также и подвальные помещения. На мужской половине есть комната, примерно, 8 метров на 6, которую царь использовал для государственных дел летом, на своей летней даче в Коломенской усадьбе.
 
У окна стояли лавки, на которые после разрешения царя, садились его служащие, государственные деятели, а сам он сидел подалее их и возвышаясь над ними на стуле, который отличался от скамей-царском троне. Данный предмет был выполнен их крепкого и прочного массива лиственницы или дуба (сиденье), а подлокотники и остальные части облицованы сандаловым деревом.
 
Царский трон- это необычное кресло, это символ власти. Чаще всего в качестве наград или приношений дарились троны, например, Алексею Михайловичу подарили армяне (по другой версии- персы) трон из сандалового дерева, украшенный алмазами.
У разных царей были свои троны, которые могли украшаться резьбой, подчеркивая неповторимую красоту и мастекрство его творца.
 
Автор статьи и фото-Ирина Милованова
 

См. редактор-арбитр Илона Денисова
 
 
20.0
20
2 ] 
В русских народных сказках образ царя часто восходит к древним родоплеменным представлениям о вожде. В этих представлениях вождь воспринимался как сакральная фигура, способная общаться с потусторонним миром, богами и духами. Он был способен договариваться о благополучии племени, удаче в военных походах, охоте, урожае и даже о прекращении эпидемий. Также в русских сказках царь предстаёт перед нами как персонаж «второго плана», лишённый биографии и представляющий собой скорее социальную роль, нежели личность.
 
В народном сознании царь и царевич часто выступают как единый образ, выполняющий функции героя-воина и мудрого правителя. Они могут быть представлены как защитники своего народа, борцы со злом и хранители справедливости. Образ царя в сказках имеет патриархальные черты. Он может быть неутомимым воином-героем или мудрым, но суровым судьёй, который жестоко карает виновных ради торжества справедливости и поддержания порядка. Роль царя в сказках всегда одна и та же — он испытывает главного героя. Независимо от характера царя, будь то справедливость и мудрость или глупость и жадность, его личные цели не имеют значения, поскольку он всегда выступает в роли испытателя героя.
 
Образ царя в разных сказках может быть неоднозначным. Например, царь Берендей из сказки «Снегурочка» — мудрый старик, добрый и справедливый, в то время как царь Горох в большинстве сказок изображён как добрый и незадачливый правитель, который иногда попадает в сложные ситуации из-за своей природной простоты. А в сказке «Иван царевич и серый волк» прототипами царя и царевичей могут быть реальные исторические фигуры, такие как царь Алексей Михайлович Тишайший и его три сына: Фёдор, Иван и Пётр. Эта версия придаёт сказке историческую достоверность и позволяет увидеть в сказочных персонажах отражение реальных исторических событий и личност ей.
 
Автор рисунка: Дарья Пышкина
Автор текста: Виктория Зенцова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
 
Тэги:  Сказки
16.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Вам когда-нибудь приходилось молоть муку или вы покупаете уже готовую в магазине? Вот раньше девушкам приходилось делась это в ручную, а работа не простая.
 
Цеп — обычное орудие для обмолота зерна, состоящее из двух связанных палок: длинной рукоятки и более короткой рабочей части, ударяющей по зернам. Еще цеп — это оружие (изображено на картинке).
 
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
(Н. Некрасов, «Крестьянские дети»).
 
Автор статьи и картинки: Мария Артюх
 0 
 
Церковь Покрова на Нерли.
 
На северо-востоке от столицы под Владимиром около Боголюбово на пригорке окрестного луга на берегу старицы Нерли сохранился уникальный храм Древней Руси, как величественный белокаменный лебедь — Покрова на Нерли.
 
История этого храма таинственна. Доподлинно известно, что построен он был в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в память о его погибшем в боях сыне, но кто именно был архитектором не ясно. Есть несколько теорий выбора места строительства храма, а стоит он на искусственной возвышенности на лугу, который каждый год весной затапливают разливы Клязьмы и Нерли. Для стойкости сооружения стены фундамента опускаются на 5 метров под землю.
 
Храм очень красив и грациозен. Вблизи кажется, что стены храма чуть наклонены внутрь, поднимаясь в небо, но это лишь оптический обман зрения. Стены храма построены из белого известняка, теплого и чуть пористого на ощупь камня. Снаружи на стенах выполнены украшения из печальных женских лиц, обрамлённых заплетенными в косы волосами. Лица женщин похожи как у близнецов и их взоры печально опущены. Храм украшен изображениями львов и птиц. Своды здания поднимаются в небо и будто заканчиваются кружевной каймой.
 
Церковь совсем небольшая с одним куполом. Изначально купол был необычной шлемовидной формы, но был утрачен и заменен. Церковь пережила много столетий и сейчас признана памятником ЮНЕСКО, но в ней и сейчас проходят богослужения.
 
Автор текста и фото: Иван Краснобаев.
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Тэги:  Строения
10.0
20
 0 
 
 0 
Цирюльник — что же это может быть? Ещё и слово такое странное. Ответ неожиданный, но это парикмахер. Точнее так называли парикмахеров около двухсот лет назад.

Заведения в к которых работали цирюльники назывались почти также — цирюльни. В основном там стриглись богатые люди — купцы, иностранные гости и другая знать, а иногда даже правители.

Цирюльник считалась по-настоящему престижной профессией. Однако, цирюльник мог не только играть роль парикмахера и брадобрея, но ещё и осматривать раны, лечить зубы и многое другое.

Так как цирюлен было немного, ценилась и профессия бродячего цирюльника. Его приходу очень радовался город, и вокруг быстро собиралась толпа желающих получить услуги цирюльника.

Автор фото: Екатерина Романова.
10.0
 
Предыстория:
Недавно в каком-то фильме(сериале) услышал фразу, мол кто-то кого-то чапельником «стукнул»… Мне стало интересно, поэтому я залез в интернет разузнать что это. А когда узнал, то мне стало жалко того человека, которого им «стукнули». Поэтому я решил рассказать об этом вам, чтобы вы разделили эти эмоции со мной.
Определение:
Чапельник (сковородник) — кухонная принадлежность. Он представляет собой крюк с упором на деревянном черенке, предназначенный для захватывания чапелы — сковороды, не имеющей ручки и потому пригодной для установки в печь или духовку.
Происхождение слова:
Согласно Словарю Даля слово чапельник употреблялось в Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Калужской, Тверской, Смоленской (чепела) и Нижегородской (чапляник) губерниях России, и происходит от диалектного слова чапать, означающего «цапать, хватать, брать».
 
Автор текста: Аллилуев Павел
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
 
P.S.
Благодарю вас за прочтение. Надеюсь, что эта информация была вам хоть немного полезна или хотябы интересна. Ещё увидимся!..
 0 
 
 0 
Однажды я читала сборник русских народных сказок, и там мне попалось слово чванный, цитирую:
«Встречает его богатый да чванный».
Ну, мне тогда подумалось, что чванный — это чиновник. Согласитесь, похоже? Но сейчас я решила посмотреть, что это значит, и оказалось:
Чванный — это тщеславный, спесивый, заносчивый.
Сейчас это слово не актуально, но, думаю, тогда оно было в обиходе.
 
Рисунок Арина Аристакесян
 0 
 
Рыбацкий челнок — инструмент, который сейчас крайне редко встретишь. Я узнала о нем благодарю художественной школе, нам сказали, что в третьей четверти на уроке ДПК мы будем делать гобелены, для этого нужен рыбацкий челнок, а то руками долго и неудобно.

По названию можно понять, что это что-то связанное с рыбалкой, раньше этими челноками плели рыбацкие сети. Те, что на фотографии довольно мелкие, они бывают и побольше.

Для их покупки нужно постараться, их невероятно сложно найти, так как спрос на них упал. Приобрести можно в рыбацком или охотничьем магазине.
 
Кстати, у этого слова есть ещё одно значение, оно встречается чаще. Челнок — маленькая и узкая лодка.
 
Автор текста и фото: Велина Выхристюк
 0 
 
Чело- знакомое слово, не правда ли? Вы его скорее всего много раз слышали в литературных произведениях, а также в фразеологизме «челом бить». Но что же оно означает? Это лоб! Но вы могли слышать выражение «подать челобитную», оно означает, что проситель так сильно просит, что ударяет лбом о землю (бьёт челом).

Автор текста и картинки: Анита Литвинова
 0 
 
Черевички (черевики, чивирики) — так в России называли женскую кожаную обувь с острым носом. Раньше такие сапожки завязывались на шнурки, позже в них стали вшивать молнии и разные застежки из металла. Слово «черевики» употребляется на Украине до сих пор и означает оно — «ботинки». Возможно, что это слово происходит от корня «чрево» (кишка, живот), а возможно — от слова «черевить», что означает вычищать или чистить.
 
Знаменитыми черевички стали благодаря произведению Н. В Гоголя «Ночь перед Рождеством».
«Оксана: …Ну, вот тебе моё слово: если ты, кузнец Вакула, принесёшь мне черевички, которые носит царица, то даю слово… тут же выйду за тебя замуж! (Смеётся). Достань царицыны черевички, выйду замуж!
Вакула: А вот чтоб она не смеялась, я специально для неё эти черевички достану! Поймёт тогда Оксана, что кузнец Вакула горазд не только языком чесать!»

Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
 0 
 
Издревна, когда люди поклонялись идолам, существовал миф про аистов. Люди верили, что это именно та птица, которая защищает детей и покровительствует матерям. На Украине эту птицу называли «Черногуз». Скорее всего, это название появилось из-за цвета оперения. Цвет у этих пернатых — белый, только на концах крыльев — черный. Когда птица летит, и крылья у нее сложены, то складывается ощущение, что вся задняя часть тела аиста черная.

«Черно» — от слова черный
«Гузка» — это задняя часть птицы (часть хвоста)

Кстати, интересно, что «черногузами» называли еще и ласточек. Действительно, по цвету оперения они тоже подходят под это определение.

В литературе это слово тоже встречается: «С утра до вечера там вышагивают длинноногие черногузы, привольно живущие на липах возле домов любителей этой экзотики» — Александр Идоленков, Подвиг бессмертия. Книга первая. Откровение.

Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
 
 0 
 
Ругать, чехвостить. Это буквально означает чесать хвост. Попробуйте например почесать хвост коту и он сразу даст понять что, он на вас обижен. Так и повелось на Руси говорить чехваостить — значит ругать. По крайней мере любая бабушка в деревне вам так и скажет

Атор текста: Арсений Савицкий
Автор фото: Михаил Шинко
 
 
Чугунный утюг — это старинный вид утюга, который изготавливался из чугуна. Чугунные утюги использовались для глажения тканей до появления электрических утюгов. Они имели хорошую теплопроводность и могли долго сохранять тепло, что делало их эффективными в использовании.
 
Чугунные утюги обычно нагревались на печи, затем использовались для глажения белья. Из-за своего веса и особенностей конструкции, чугунные утюги требовали некоторого мастерства и силы для использования.
 
С появлением электрических утюгов чугунные утюги постепенно вышли из употребления, но остались популярными среди коллекционеров и любителей антиквариата. Их тяжелый и прочный дизайн делает их привлекательными для тех, кто ценит старинные вещи и хочет добавить элемент истории в свою коллекцию.
 
Автор текста: Светлана Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.
10.0
 0 
 
 0 
В русских народных сказаниях и фольклоре есть образ, который поражает воображение своей необычностью — Чудо-Юдо. Его внешний вид может варьироваться, но обычно это огромное мифическое существо, наделённое магическими способностями.
 
В некоторых интерпретациях Чудо-Юдо ассоциируется с древними мифами и легендами, где оно символизирует силы природы, хаос или даже зло. В других версиях оно связано с водной стихией, что подчёркивает его связь с реками и морями.
 
В сказках Чудо-Юдо обычно выступает в роли антагониста, противостоящего главному герою. Это противостояние символизирует борьбу добра со злом, а также преодоление страха и трудностей. Чудо-Юдо часто обладает магическими способностями, такими как превращение, управление стихиями или создание иллюзий. Эти способности делают его опасным противником, требующим от героя смекалки и храбрости для победы.
Чудо-Юдо может служить символом внутренних страхов и конфликтов человека. Победа над ним может означать преодоление трудностей и личностный рост. В зависимости от конкретной сказки и культурного контекста, Чудо-Юдо может быть изображено по-разному — от злого и коварного существа до более нейтрального персонажа, который лишь выполняет свою роль в космическом порядке. Сказки с участием Чудо-Юдо часто содержат важные моральные уроки о смелости, честности и справедливости. Герой, победивший чудовище, не только защищает себя и своих близких, но и учит других важным жизненным истинам.
 
Таким образом, Чудо-Юдо представляет собой не просто страшное существо, а сложный персонаж с глубокими символическими значениями и важной ролью в русской мифологии и фольклоре.
 
Автор статьи — Алина Талюсова, Автор фото — Камилла Нуриманова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
18.0
20
 0 
 
 0 
Как много раз мы слышали от старших: «Хватит бездельничать, иди лучше делом займись». Вы когда-нибудь задумывались, как раньше звучало это слово?

Читая книгу Мамина-Сибиряка, я наткнулась на слово «шалыганить». Мне стало очень интересно, какое же у него значение. Итак, шалыганить — это бездельничать, проводить время без пользы. Могу предположить, что раньше, когда люди ничем не занимались, то часто слышали в свой адрес: «Не шалыгань!»

Автор текста: Алина Коновалова, 8 класс
Автор рисунка: Анастасия Бережнова, 5 класс
 
Шандал — подсвечник с несколькими вставками. Был во всех дворянских домах. Эту форму слова можно увидеть у Пушкина в произведение «Пиковая дама»: «Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате, где стояли ширмы, оклеенные обоями, комод, зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале!»

Автор текста и фото: Анастасия Лынова
 0 
 
Шаровары это очень широкие в бедрах штаны со сборками на талии и сужающиеся в голени. Мужчины их носят, заправляя в голенища. Женщины тоже носят их, но не заправляя в обувь. Есть казацкие шаровары (считаются символом свободы, силы и духа), есть татарские шаровары, которые собираются у щиколоток. А военные носят такие штаны поверх сапог.
 
Слово пришло в русский язык из персидского языка.
Очень распространен это вид одежды у народов Востока.
 
«У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением». (встречаем в «Старосветских помещиках», Н. Гоголья)

Автор картинки и текста Дарья Титова, 6 класс
 0 
 
Это сушенные на солнце персики или абрикосы. Фрукты собирали и без термической обработки, не отчищая от косточек отправляли на сушку. Их часто заготавливали на зиму для компотов и как десерт. Ещё шепталоми иногда называли сами персиковые деревья.

Это слово я услышала, когда была маленькой в рассказе Льва Толстого «Кавказкий пленник» и оно показалось мне очень забавным:

Сошел по дорожке, видит — садик, ограда каменная; из-за ограды — черешни, шепталы и избушка с плоской крышкой.
 
Автор текста и картинки: Мария Барина
 0 
 
Ширинка. Термин, известный как мужскому, так и женскому полу. «Застегни ширинку» — сыночков учат с раннего детства. Но, возможно, это слово когда — то ввели портные, которые стали использовать пуговицы, а потом «молнии» в брюках. Но! Значение этого слова совершенно другое. Это короткое полотенце или платок. В наше время и не услышишь: «Иди и возьми ширинку»).

Автор текста: Ирина Рюмина
Автор рисунка: Валентин Касьянов
 0 
 
Ширинка — это небольшое полотенце из льняной ткани, украшенное вышивкой. Ширинка считалась необходимой частью праздничного костюма девушки в браке. Отправляясь гулять, девушка держала украшенную ширинку в руке или застёгивала ее за пояс.
 
Автор текста и картинки: Полина Лазарева
 0 
 
Шкатулка — это деревянная(в большинстве случаев) коробочка с крышкой. Ее используют в разных целях. Чаще всего для хранения украшений, денег, драгоценностей. Такие шатулки изготавливались с давних времен и внешне очень походи на сундуки, в которых хранили одежду. Скорее всего шкатулки — это мленькая копия тех сундуков. У школтулки как и у сундука есть замок, чтобы предотвратить свободный доступ к хранимым драгоценностям. Шкатулки сами по себе могут являться драгоценностями, так как они могут покрываться слоновой костью, кожей, а также серебром или даже золотом. Такие шкатулки очень дорогого стоят и зачастую равны по цене с содержимым. Другое название шкатулки — ларец, ларчик.
 
Автор текста и фото Даниил Новиков
 0 
 
Штоф — русская единица измерения объёма жидкости. В литрах составляет 1,23. Измеряли в них обычно алкоголь. А раньше даже производились бутыли ровно 1 штоф.

Пример употребления можно найти в произведении Н.В. Гоголя «Портрет»:
«В комнате их не много добра; иногда просто штоф русской водки, которую они однообразно сосут весь день…»

Автор текста и фото: Анастасия Лынова
 0 
 
Читая художественные произведения классиков, мы часто встречаем лексемы, которые в современной речи не употребляются.
«Первый пришёл в себя архиерей, и первый же нашёлся, что делать: и шуйцею и десницею он привлёк к себе виновника происшествия за волосы» — Н.С. Лесков «Случай у Спаса в Наливках».

Из данной цитаты становится очевидным, что шуйца и десница — это руки. Десница — правая, а «шуйца» — устаревшее слово, которое означает часть тела — левую руку.

Существительное «шуйца» возможно образовано суффиксальным способом от прилагательного шуй (шуий) — левый. Скорее всего, с помощью суффикса -ИЦ-. Позже, под влиянием произношения буква «И», (чтобы ускорить) могла быть заменена на «Й».

«Седой воин упал, выкликая свою отрубленную в битве руку. — Ой шуйца! Шуйца моя, и где ты? И где ты лежишь, родимая?» С. Бородин, Дмитрий Донской.
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
 0 
 

Как возник фразеологизм »шут гороховый»? И почему именно гороховый, а не кукурузный или ячменный?

Есть несколько версий появления этого выражения: например, одежда шутов была ярко-желтого или зеленого цвета, под горох. Русская поговорка:» Дурак любит красное и зеленое», -возникла не просто так. У всех царей и королей были шуты, они носили забавные колпаки с бубенчиками; жезл с бычьем пузырем, которым могли ударить кого-нибудь при случае. Шуты, создавая ситуацию вседозволенности, игры и веселья, однако глупыми и дураками не были. Все они слыли людьми образованными, смелыми и острыми на язычок! У них, единственных при дворе, была особая привилегия : говорить правду в глаза всем, даже царю, не опасаясь за это.
 
На Руси во времена царствования Петра I были известны два шута: дворянин Иван Балакирев и португальский крещенный еврей Ян Лакоста. Однако и они поплатились за »превышение своих властных полномочий», были отправлены Петром Великим в ссылку. А после его кончины Екатерина , воцарившаяся после царя, одарила их царской милостью- богатыми поместьями - и вернула их из- за точения.
 
Григорий Горин »Шут Балакирев, или Придворная комедия»
Шапский:
Учись, Иван! Чуть опустил себя человек - и всего добился. Большие деньги на курях зашибает. А может, вам на пару петь? Так-то сможешь?
Балакирев:
Смогу, но не буду! Не обучен на колени становиться…
 
Автор статьи и фото- Ирина Милованова
 
 
 
10.0
 0 
 
 0 
Щедровки — народные песни, которые пелись под Новый год, призывали хороший урожай, благосостояние и крепкое здаровье. Это слово я узнала от тети, когда была ещё совсем маленькой, она пела мне и моим сестрам и братьям маленькие рождественские песенки. Они призывали удачу и счастье. Это осталось теплым воспоминанием в моей памяти.

Вот такие строчки я нашла в произведение Вечера на хуторе близ Диканьки, Ночь перед Рождеством:

«То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку, ревел во все горло:
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кiльце ковбаски!»
 
Автор текста: Мария Бардина
Автор картинки: Велина Выхристюк
 0 
 
Щёлок — это натуральное мыло, которое готовили наши предки.
 
Этим средством многие поколения мыли посуду, стирали белье. Кроме того, использовали в качестве шампуня и геля для душа.
Самое название щёлок произошло от того, что содержит в своем составе едкую щелочь.

Чтобы приготовить такое мыло делался специальный раствор: после того, как прогорят дрова в печи, золу собирали в ведро, убирали оттуда мусор и крупные угли. При необходимости просеивали. Затем заливали золу водой и оставляли на трое суток. Через три-четыре дня происходило расслаивание содержимого ведра: зола оседала на дно, а сверху оставался мутный, мыльный раствор — щёлок, который обладал сильнощелочной реакцией. Его собирали, разбавляли водой и использовали по назначению.
 
Есть и другие способы приготовления щёлка, но это был самым простым и популярным. Моя прабабушка именно так готовила это средство.
 
Кроме того после того, как щёлок использовали им часто поливали огород или замачивали в этом растворе семена, для того, чтобы они быстрее прорастали.
 
Кстати, слово «щёлочь» в химии произошло именно от этого слова. В слове «щёлок» ударение падает на первый слог. В этом слове без буквы «ё», не обойтись.
 
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
 
В русских народных сказках щука выступает как олицетворение мудрости и таинственности, это персонаж, который может исполнять ваши заветные желания. Это царица подводного мира, которая балансирует между двумя мирами: Навью и Явью. Щука- покровительница семьи и беременных женщин.
Почему именно щука является царицей пресноводных вод?
 
В русских сказках щуку ассоциируют вместе с водяным, уповая на ее рстрые зубы и только ей свойственную чешую. Это рыба во многих семьях Древней Руси служила оберегом семьи от сглаза, а рыболовы всегда брали пасть щуки в качестве амулета на хорошую рыбалку.
 
Так, например, в русской народной сказке «По щучьему велению» героиня исполняет все желания простачка Емели в обмен на свободу, так был составлен их договор. Щука выполняет все пожелания своего хозяина, в этом проявляется ее честность и принципиальность. Вспомним также и сказку ««Сказка о рыбаке и рыбке», в которой золотая рыбка-пресноводная щука-помогает старику выполнить три желания, которые, однако, закончатся для него как исполнением пожеланий, так и разочарованием.
 
Тогда хочется спросить, а почему Емеля поймал именно щуку голыби руками, а не, скажем, осетра или сазана? Действительно, щука-это распространенный вид рыб, который распространен на всей территории Руси и в таком количестве, что можно ловить было в те времена голыми руками. В сказке она может говорить « человеческим голосом», Щука в воде может развивать большую скорость, она хищница и сама преследует свою добычу, затаившись где-нибудь в засаде.
 
Таким образом, образ щуки в русском фольклоре многогранен, это символ мудрости и опыта, а в реальности замечательный и полезный продукт, который использовало человечество многие века!
 
Автор статьи- Ирина Милованова
Автор фото-Никита Сорокин
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
 0 
 
 0 
В русских народных сказках и легендах щука предстаёт в образе волшебного существа, которое может быть как помощником, так и противником.
Щука часто ассоциируется с мудростью и силой, она считается хранительницей водоёмов и обладает знаниями о тайнах природы и человеческой судьбы. В некоторых историях щука помогает героям, давая им возможность изменить свою судьбу.
 
В знаменитой сказке о щуке герой ловит волшебную рыбу, способную исполнять желания. Однако исполнение желаний не всегда приносит счастье, и иногда они могут обернуться против героя, что подчёркивает важность ответственности за свои поступки.
Щука также служит предостережением о том, что чрезмерная жадность или эгоизм могут привести к негативным последствиям. В этом контексте она становится символом того, что нужно быть осторожным с желаниями и их последствиями.
 
В некоторых версиях сказок щука проявляет хитрость или даже злые намерения, что делает её неоднозначным персонажем. Она может манипулировать героями, заставляя их принимать неверные решения или сталкиваться с трудностями.
Как обитательница водоёмов, щука ассоциируется с водой, которая в фольклоре часто символизирует жизнь, перемены и тайны. Вода может быть как источником жизни, так и разрушительной силой, что отражает двойственность образа щуки.
 
Таким образом, щука в фольклоре — это не просто персонаж, а сложный символ, который отражает различные аспекты человеческой жизни, включая мудрость, жадность, последствия желаний и взаимодействие с природой.
Автор статьи- Алина Талюсова. Автор фото-Камилла Нуриманова.
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
20.0
20
1 ]
 0 
 
 0 
Слово «Юнота» — очень близко к словам: «юность», «юноша». На старославянском языке, все эти слова имеют один корень «унъ», что в переводе означает — «молодой, юный». Если понятие «Юнота» перевести с церковнославянского на русский язык оно будет означать — «отрок или дитя».

Отрокоми или отроковицами в Церквах называют детей в возрасте от 7 до 15 лет, а значит и «юноты» — это молодые люди, в самой ранней поре жизни.

Юность — прекрасная пора, самая беззаботная и светлая в жизни каждого человека. В этом возрасте идет становление личности, тело набирает крепость, происходят важные жизненные осмысления. В этом возрасте формируется фундамент для дальнейшей жизни.

Важно не путать понятия «юноты» с «юннатами». «Юннаты» — это молодые натуралисты, которые изучают природу и ее явления, а так же естественные науки.

Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
 0 
 
Многие не знают, но мы очень часто употребляем в пищу юшечку. Так что же это такое?
 
Слово обозначает какую-либо похлебку или отвар. А ещё бульон от заварной лапши, пельменей и супа. Чаще всего именно рыбного супа.
 
Есть две формы слова: юшка и юшечка. Но чаще всего используется именно вторая, более ласковая форма.
На удивление, слово часто используют. Например, в песне «Вдоль по питерской» поется про то, как люди варят уху. Там есть такие строчки:
 
Ой, кумушка, да ты, голубушка,
Свари куму судака, чтобы юшка была.
Ой, юшечка да с петрушечкой,
Поцелуй ты меня, кума-душечка!
 
Автор текста: Анастасия Лынова
Автор фото: Мария Бардина
 
 0 
 
Яблоня в русской народной культуре символизирует жизнь, плодородие и уют. С древних времён она олицетворяла связь человека с природой. В сказках яблоня часто выступает как волшебное дерево, а её плоды дарят здоровье и исполняют желания.
 
Яблоки ассоциировались с любовью и счастьем, их дарили на свадьбах как символ благополучия. Яблоня также была важна в крестьянском быту: её ветви использовались для изготовления предметов, а плоды — для заготовок на зиму.
 
Таким образом, яблоня — это значимый элемент русской культуры, соединяющий людей с традициями и мудростью предков.
 
Автор статьи — Камилла Нуриманова
Автор рисунка — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
18.0
20
 0 
 
 0 
  • Ярило (Ярила) — олицетворение одного из летних праздников в славянском народном календаре. Образ Ярилы схож с образами Костромы или чучела Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне. Так, в Костромской деревне такое чучело под названием Ярило клали в гроб и давали носить по деревне старику, которого одевали в лохмотья, а вместо песен было оплакивание. После этого Ярило зарывали в поле. Автор фото и текста: Виталий Галай
Ярило (Ярила) — олицетворение одного из летних праздников в славянском народном календаре.
 
Образ Ярилы схож с образами Костромы или чучела Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне.
 
Так, в Костромской деревне такое чучело под названием Ярило клали в гроб и давали носить по деревне старику, которого одевали в лохмотья, а вместо песен было оплакивание. После этого Ярило зарывали в поле.
 
Автор фото и текста: Виталий Галай
 0 
 

Первая | < Предыдущая | Страница 9 из 10 | 10 | Следующая

Всего статей 456

Сезон Статей Авторов
2024/25 169 24
2023/24 56 16
2022/23 5 5
2021/22 226 63
Итого 456 97
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета