Интерактивный словарь Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Самое близкое родственное слово к слову «агнец» — ягненок, маленький барашек. Образовано от латинского — agnus.
В переносном смысле означает — спокойный, робкий и кроткий человек. Он не может постоять за себя, покорно принимая удары судьбы и разные обиды. От этого он не становится злым, а наоборот, готов простить обидчика и прийти к нему на помощь в случае необходимости. Агнец — это символ жертвенного смирения.
Кроме того, агнец — на церковнославянском языке означает часть просфоры, которой причащаются верующие люди и духовенство на таинстве Евхаристии.
А еще, во время жертвоприношения (когда это было распространено) в качестве жертвы был белый ягненок. Его тоже называли агнцем.
Сквозная, она же ажурная, резьба является одним из неофициальных символов России. Это ею украшены карнизы, балясины и наличники наших старинных городов и деревень, отделаны предметы внутреннего убранства. Она была знакома древнерусским мастерам уже с XI века. Удивительно, но созданные ими узоры не повторяются — каждый резчик сам придумывал, что вырезать. Как правило, вдохновением служили цветы и деревья местности, где проживал мастер. Сквозную резьбу от других видов отличают сквозные отверстия. По внешнему виду она напоминает кружево., отсюда и второе название — ажурная. Выполняют узоры с помощью острого инструмента — ножа и резцов. В зависимости от токо, как именно выполняется узор, подразделяется на подтипы: прорезную — сквозные части прорезаютс с помощью стамески и резца; и пропильную — сквозные участки пропиливаются пилой или лобзикомЭтот вид декоративно-прикладного искусства и сегодня очень популярен. видов декоративной и художественной отделки считается резьба по дереву.
Автор фото — Лариса Боброва. Автор текста — Кирилл Бойко
Летом, в деревне я постоянно гуляла: утром, днём, вечером. Мне зачастую приходилось слышать от бабушки: «Алина, айда домой». Для меня эта фраза стала привычной и уже не вызывала удивлений.
Осенью, в школе я подругам как-то сказала: «Айда на урок». Я была поражена, когда узнала, что они никогда не слышали это слово.
Вообще айда — это междометие и корни лежат в Татарском языке. Используют это слово в фразах, со значением «пойдем» или «давай».
В древних церковных книгах часто упоминалось название дорогой шелковой или атласной ткани, похожей на бархат. Она была прошита золотыми или серебряными нитями, отчего имела большой вес. Из нее шили дорогие одежды для царей, князей и знатных бояр, для священников и духовенства, а так же для украшения дворцовых покоев. Такую ткань называли — «аксамит».
Само название «аксамит» пришло к нам из Греции. В переводе дословно это означает «шестинитка» (hex — «шесть», mitos — «нити»), так как данная ткань ткется из шести нитей. Этот способ сложного переплетения был применим к этому виду тканей, потому что такой пошив выдерживал металлические нити. Чтобы изготовить метр такой ткани требовалось не меньше месяца. До 19 века такая ткань на Руси была весьма популярна.
Узоры, которые присутствовали на ткани, создавали необыкновенную игру светотеней. Изделия из этой ткани были изысканные, красивые, прочные и оригинальные.
Аксамит — гениальное произведение искусства, обладающее эстетической и материальной ценностью.
Это слово упоминается у А.К. Толстого «Князь Серебряный»: «Они заменили парчовые доломаны летними кунтушами из белого аксамита с серебряным шитьём и собольею опушкой. Эта одежда была ещё красивее и богаче двух первых».
Аленушка — один из самых известных персонажей русских народных сказок. Эта героиня всегда ассоциируется с добротой и сестринской люблвью. Ее образ таков: девушка с длинными светлыми волосами как образ чистоты, любви и невинности.
Данный персонаж встречается в различных версиях народных сказок, но наиболее известна в сказке «Аленушка и братец Иванушка», там она изображается как преданная сестра, готовая на всё ради своего младшего брата.
Сюжет сказки прост: рассказывается о том, как Аленушка заботится о своём Иванушке. Они живут в деревне, и их жизнь полна простых радостей и трудностей. Однажды, играя на лугу, братец решает попробовать молоко у козы, но в результате неосторожности превращается в козленка. Аленушка, не оставляя Иванушку в беде, берёт его под свою защиту и начинает искать способ вернуть его в человеческий облик.
На протяжении всей сказки героиня сталкивается с различными испытаниями: она встречает волшебных существ, проходит через леса и поля, преодолевает трудности и опасности. Однако её доброта и любовь к брату помогают ей находить решения и выходы из сложных ситуаций. В этом проявляется ее смелость, мудрость и решимость. Такие качества помогают преодолеть все преграды. В качестве подарка- воссоединение с семьей.
Аленушка — это персонаж русских народных сказок, часто изображаемый как добрая и наивная девушка. Она обычно ассоциируется с образом идеальной русской женщины, символизирующей красоту, доброту и заботу. В сказках Аленушка часто попадает в различные приключения, сталкивается с трудностями, но всегда сохраняет свою доброту и веру в лучшее.
Один из самых известных сюжетов с Аленушкой связан с её братом Иванушкой-дурачком. В этой сказке Аленушка помогает своему брату преодолевать трудности, а также сталкивается с различными злодеями и волшебными существами.
Летом в деревне, бабушка рассказывала много увлекательных историй из своего детства. Раньше, когда она была еще совсем маленькой и ее мама готовила вкусности, то ей приходилось часто слышать: «Поля, сходи в амбар, принеси муки, пожалуйста». Еще в тот момент это слово вызвало у меня интерес.
Сейчас же я решила узнать, что же это за слово и какое оно несёт значение. Амбар — чаще всего это небольшое здание, пристроенное к дому. Раньше, когда люди ещё жили в деревнях почти у всех были амбары. Там хранили зерно, муку, разные запасы и товары.
Анчутка — самое древнее название черта. Анчутки бывают банные и полевые. Они мгновенно отзываются на упоминание своего имени как и всякая другая нечисть. Лучше о них не говорить, не то беспятый, беспалый появится тут как тут.
Говорят что банные анчутки лысые мохнатые и помрачают наш разум. Они хорошо умеют изменять свой облик в прочем как и основная нечисть. Полевые росточком очень маленькие и более добрые чем банные. Они живут в каждом растении и зовутся от того где проживаю например: картофельники, конопельники.
Раньше говорили что анчутка помощник водяного. Он ужасно опасен. Если у пловца неожиданно случиться судорога, то анчутка схватил его за ногу. По этому с давних времен говорят брать с собой железо: ведь нечистая сила очень сильно боится железа. А ещё если анчутка схватит за какую-нибудь часть тела пловца, то он хочет утащить его на дно.
Аспид — крылатый змей с птичьими лапами. В русских преданиях связывается с таким персонажем, как Змей Горыныч. Аспид крайне отрицательный персонаж мифологии, об этом свидетельствует то, что имя его стало нарицательныим, так называли злодеев.
Баба Яга — одна из самых известных персонажей русских народных сказок. Это представитель темной силы женского пола. Она изображается как старая женщина с магическими способностями. Героиня живет далеко от людей в дремучем лесу в избушке на курьих ножках. Удивительно, что человечество неоднозначно относится к этому персонажу, поэтому героиня может выступать в различных вариациях: как злое, так и доброе существо.
Современные исследователи считают, что слово «Яга» относится к праславянскому «Ega» — змея, гадюка, родственному литовскому слову «Angis» с тем же значением.
Баба Яга упоминается в следующих русских народных сказках: «Баба-Яга»; «Гуси-лебеди»; «Царевна-лягушка»; «Василиса Прекрасная»; «Марья Моревна»; «Избушка на курьих ножках»; «Пёрышко Финиста ясно сокола».
Если рассмотреть героиню поближе, то портрет ее почти одинаков: морщинистая женщина с крючкообразным орлиным носом, скрипучим голосом и костлявами руками. На вид Яге далеко за…90 иди 900, а может, она вообще без возраста. Она служитель темной силы и питается человечинкой: любит «покушать» маленьких детей, случайно затерявшихся в лесу.
А живет Яга в однокомнатной небольшой избушке на курях ножках, которая может поворачиваться «к лесу задом». Чтобы попасть внутрь, герою нужно произнести специальное заклинание. Баба Яга может быть как злой, так и доброй. Иногда она помогает героям, давая им советы или магические предметы, а иногда ставит перед ними трудные испытания.
Баба Яга- это олицетворение двух миров, живых и мертвых. В настоящее время выражение «Баба Яга» часто используется в повседневной жизни, так обычно называют неопрятного, плохо выглядящего человека, который не следит за собой.
Баба Яга — яркая и загадочная фигура русских народных сказок, олицетворяющая двойственность. С одной стороны, она страшная ведьма с костяной ногой, а с другой — мудрая хранительница древних знаний. Её образы полны контрастов: она может быть злобной, но часто помогает героям, если те проявляют смекалку и доброту.
Избушка на курьих ножках символизирует переменчивость. Она может повернуться к путнику лицом или спиной, как и сама Баба Яга. Этот образ подчеркивает, что добро и зло часто идут рука об руку, а истинная сила заключается в умении понимать сложную природу жизни. Баба Яга остается символом загадки и противоречия, вдохновляя поколения на поиски смысла в мире сказок.
Баба-Яга является одним из самых известных персонажей русского фольклора, и её образ многогранен. С одной стороны, она может показаться злодейкой, которая похищает детей и мешает героям. С другой стороны, она выполняет важную роль в сказках, выступая как хранительница знаний и проводник между мирами.
Исследователи фольклора отмечают, что Баба-Яга символизирует переходные состояния между жизнью и смертью. Даже в ее имени есть эта двойственность. Баба — символ чего-то живого, того, что порождает жизнь. И яга, что в переводе со старославянского — подземные гады.
Её образы часто отражают страхи и надежды людей, а также их представления о мире. Например, она может помочь герою в его путешествии, предоставляя ему необходимые советы или магические предметы, что подчеркивает её двойственную природу.
Таким образом, Баба-Яга не является однозначно отрицательным персонажем. Она представляет собой сложный символ, который может как угрожать, так и помогать, в зависимости от контекста сказки и намерений героя. Так что боятся ее не стоит. Если вы не в сказке «Гуси-лебеди», конечно.
Автор текста: Елизавета Останкова. Автор иллюстрации: Елизавета Останкова.
Бабайка — что-то нечто страшное. У многих в детстве был страх, что под кроватью у них живёт Бабайка. Страшный монстр — именно так я представляла Бабайку, но когда посмотрела в словарь, то поняла, что это слово имеет абсолютно другое значение. Оказалось, что бабайка — это большое весло, прикреплённое к лодке. Так что бояться здесь явно нечего!
Вот что я нашла в одной современной сказке: «Так лесной страшный Бабайка стал очень популярным, он и по сей день пугает детей, которые при виде его сразу же ложатся спать или вылизывают свои тарелки с кашей».
Бабайка? Казалось бы причем здесь детская страшилка, а ведь это привычное значение слова.
Чтобы непослушные дети не вставали с постели после того, как их уложили спать, родители говорили, что Бабай прячется под кроватью, и что он заберёт ребёнка, если тот встанет.
«Бери или разбирай бабайки!» — кричит капитан.
Если пока не понятно о чем речь, не страшно. В этой фразе имеется в виду совсем другое значение этого слова.
В Волжской области, в старину казаки называли бабайкой, руль, весло из целого бревна, для управления плотом или лодкой, бывает кормовая. носовая, сбоку, для поворотов. На ручном конце бабайки, подвешенной на железный штырь, торчит целый ряд креплений, за которые хватается экипаж. В русском языке есть много одинаковых слов, но с совершенно разным значением, очень здорово изучать такие слова. Никогда не знаешь, какое значение есть у самого простого и давно знакомого слова.
Осенью, когда идут тёплые дождички, я и моя семья выбираемся в лес за грибами. Когда я была помладше, мой отец как-то показал мне, как из обычной ветки сделать себе палку-опору, чтобы легче было передвигаться по лесу и в случае, если я найду гриб, проверить его «на подлинность» этой самой палкой, приподняв шляпку. Но буквально до сегодняшнего дня я не знала, что эта палка называется бадожок. Это слово я узнала из словаря Павла Петровича Бажова, который он составил к книге «Малахитовая шкатулка». Бадожок — неотъемлемая часть некоторых литературных героев. Например, с помощью бадожка передвигается лесовичок.
Наверное, многие из нас в детстве слышали выражение «травить байки». Что же это значит?
Впервые эту странную фразу я услышала, когда гуляла во дворе с друзьями. Позже узнала, что слово байки (истории), произошло от слова баять, которое раньше значило говорить, расссказывать. Сегодня это слово часто употребляют в значении юмористической или неправдивой истории. Часто байку путают с шуткой или анекдотом, но это не правильно, так как байка это большой рассказ, который слушатели могут принять за правду, хоть это и откравенная выдумка. А в детстве я на это велась.
Сейчас уже редко встретишь людей понимающих значения этого слова.
А.В. Кузьмин Андрей Владимирович. «Байки от Егорыча. Охотничьи рассказы»:
«Егорыч — весёлый, бесшабашный мужик… Вечером у костра, приняв стопочку, начинает травить байки, коих у него неисчислимое множество»
Казалось бы, байка — небольшая страшилка, чтобы напугать кого-то: «Что ты меня своими байками пугаешь?». Но на самом деле байка — это юмористический рассказ на основе реальных событий. Но Павел Петрович Бажов, написавший Малахитовую шкатулку, составил для книги свой словарик, в котором под словом «байка» подразумевает колыбельную песню. Байка также может означать ткань. Удивительно, что одно слово может иметь столько различных значений.
Наверняка все слышали выражение «бить баклуши» и знают его смысл. А что же такое «баклуши», и почему их нужно бить? Оказывается, баклуша — это кусок древесины, обработанный для дальнейшего изготовления деревянной посуды (чашек, ложек и другой утвари). И выражение «бить баклуши» означало раскалывание деревянных чурок на более мелкие поленья для дальнейшего их обтесывания.
Вторая версия происхождения этого выражения мне нравится больше, потому что она лучше отражает смысл безделья. Баклуши — это лужи, затянутые льдом, а битье баклуш — детская забава, когда малышня бьет палками по лужам, и льдинки разлетаются во все стороны.
Третья версия. Баклуши — мужские войлочные тапки, расшитые ярким узором, с толстой кожаной подошвой, на пяточной части которой крепились деревянные набойки. При ходьбе они издавали характерный стук — «бах», отсюда «бахлуши», со временем превратились в «баклуши». Новые тапки назывались «новуши». Новуши были добротные и крепкие, их носили по праздникам, надевали при встрече дорогих гостей и передавали по наследству от отца сыну. После передачи от старшего к младшему поколению новуши становились баклушами. Как вы уже догадались, это моя собственная юморная этимология.
В конце хочу добавить, что в Доволенском районе Новосибирской области есть небольшое село Баклуши (местное население ставит ударение на последний слог), где родилась и провела свое детство моя любимая бабушка. Доподлинно неизвестно, почему село так забавно называется и связано ли как-то с битьем баклуш.
Баклуши — обрубок древесины, oбработанный для выделки различных деревянных
изделий. В наше время слово баклуши связано больше с фразиологизмом «бить в баклуши», что обозначает бездельничать, ничего не делать.
Баня — это одно из самых сокровенных мест, в которых происходит очищение души и тела. В старину это место использовалось не только для очищения тела, но и в сакральном его применении: именно в данной комнате происходили сокровенные вещи, девушки гадали на женихов, а молодую пару отправляли вместе, для сокрытия от сглаза в уединенное от всех место.
Перед нами ванная комната, по современному, или баня-парная царя Алексея Михайловича Романова. Комната достаточна просторная, много полок. Справа стоит печь, которая жарко натапливалась, а в центре была большая кадушка, в которую можно нырнуть и погреться, бочка большого размера.
Полки разноуровненые, сделаны из сосны. Славяне любили использовать в бане разные веники: березовые, дубовые и липовые. Во время приема очищения на угли печи лился навар разных трав: из ромашки, шалфея, липы, медянника, который добавлял замечательный аромат.
Царь использовал эту замечательную особенность-омовения души и тела — по своему: например, сочетая полезное с приятным, приглашал послов или других высокопоставленных лиц. Известно из истории посла из Великобритании, который очень удивлялся данному приему и всему процессу: царь сидит в жаре, да еще просит себя нахлестывать разными ветками и вениками.
Обычно после такого приема всем, кто был в купальне, предлагается теплый медовый напиток или клюквенный морс, компот.
В древние времена на Руси существовали телесные наказания за провинности. Порой наказывали жестоко и бесчеловечно. До 18 в. это совершали без суда и следствия.
Наказывали разными способами: розгами, плетьми и батогами. Через одежду и без нее. Били даже детей, и это считалось нормой воспитания.
Батог — это палка или прут небольшого размера. Само слово образовано от существительного «батъ», что означает «прут или шест». Если буквально — «батог» — это то, чем бьют.
Еще одно определение этого слова — это тросточка для ходьбы, своеобразная опора, для помощи в передвижении. Раньше ее использовали, как аксесуар для завершения образа.
В художественной литературе это слово встречается довольно часто:
«Иванка знал, что, если его поймают, самое меньшее, что его ждет, — полсотни батогов, а не то — и кнут» Степан Павлович Злобин из произведения «Остров Буян».
А. Чаплыгин «Степан Разин»: «Старик вскинул волчьи глаза, прислушался к говору бояр и тихо заговорил: — Ежели ты, холоп, еще раз полезешь на царские очи, то будешь бит батогами, язык тебе вырежут воровской!»
Бедняком называли малоимущего человека, который не имел ничего или имел совсем мало и незначительно. У такого человека, как правило, была хлипкая изба и не было своего хозяйства. Чаще всего у таких людей не было ни семьи, ни детей.
Этимологическое значение слова бедняк: от общеславянского слова «беда» — «нужда». Несчастный человек, бедняга.
Бедняк [смотритель] занемог сильной горячкою; его свезли в С***. (А.С. Пушкин, «Станционный смотритель»)
Автор текста и фото: Софья Зубкова
Это слишком лаконично, попробуйте поработать с этимологией слова, привести примеры.
Ссылка на авторов текста и иллюстраций — обязательна. Ждем сообщения об исправлении
Белка — один из ярких и симпатичных персонажей русских народных сказок. Она часто изображается как ловкая, умная и хитрая, что делает её важным элементом многих сюжетов. В сказках белка может выполнять различные роли, от помощника главного героя до символа трудолюбия и находчивости.
В большинстве случаев белка ассоциируется с лесом и природой, что подчеркивает её связь с окружающим миром. Её образ часто наполнен положительными чертами: белка умело собирает орехи, строит гнездо и заботится о своих детенышах. Эти качества делают её символом трудолюбия и заботы о семье.
Кроме того, белка может быть изображена как объект восхищения или даже соперничества. В сказках о животных её часто ставят в противостояние с другими лесными обитателями, такими как волк или лиса. Эти конфликты могут иллюстрировать борьбу между добром и злом, где белка олицетворяет доброту и находчивость, а её противники — хитрость и коварство.
Таким образом, образ белки в русских народных сказках является многогранным. Она символизирует трудолюбие, умение находить выход из сложных ситуаций и заботу о близких. Белка продолжает оставаться любимым персонажем фольклора, вдохновляя на создание новых историй и адаптаций.
Белокаменный город в русской народной культуре — это символ идеального места, олицетворяющий красоту, благополучие и защищенность. Образ белокаменного города часто встречается в сказках, былинах и песнях, где он служит фоном для различных событий и приключений.
Каменное строительство на Руси стало развиваться с приходом Ярослава Мудрого (XI в.). Это был очень трудоемкий процесс, камни приходилось везти издалека, затем вручную поднимать их и обрабатывать. Часто здоровье рабочих подрывалось после таких работ. До наших дней сохранились многие произведения архитектуры из белого камня в таких городах как Суздаль, Владимир, Ярославль, Москва и т. д.
В народных сказках белокаменный город часто изображается как место, где живут цари, мудрые старцы или волшебные существа. Это город, полный чудес, где царит гармония и процветание. Он может быть окружен высокими стенами и крепостями, что символизирует защиту от внешних угроз и стабильность. Белокаменный город также ассоциируется с мечтой о лучшей жизни. Герои сказок часто стремятся попасть в этот город, преодолевая трудности и опасности на своем пути.
Таким образом, белокаменный город в русской народной культуре воплощает мечты о безопасности, счастье и гармонии, вдохновляя людей на поиски своего собственного «белокаменного» идеала в жизни.
Бельем — от слова «белая» называют еще не украшенную росписью посуду, без рисунков и изысков. Причем, это может быть как фарфор, керамика, так и неокрашенная деревянная заготовка. .А вы ведь наверняка о другом белье подумали! Так вот оно в старину называлось иначе — «исподнее». А белое, забеленное, неокрашенное белье — это посуда под роспись. Кстати, я с удивлением обнаружила, что слово используется и сегодня. «Белье под роспись» — такое объявление можно встретить в современных специальзированных магазинах. И надо понимать, о каком «белье» идет речь.
Напоследок совет от Владимира Владимировича Маяковского:
«Болезнь и грязь проникают всюду.
Держи в чистоте свою посуду!“
Автор текста — Ксения Бугаенко, автор фото — Лариса Боброва
«Сколько можно повторять: нельзя так долго играть в приставку. Учёба и ужин превыше всего! А он не бельмеса», — жалуется мама папе. Или наоборот.
«Не бельмеса» — обычно говорят о тех, кто не понимает сказанных слов, или игнорирует услышанное. В давние времена на Урале в народной речи звучало «бельмень», употребляясь как «балбес».
В толковом словаре В.И. Даля есть пояснения о том, что у слова «бельмес» татарские корни.
В русских сказках беркут часто выступает в роли символа силы, мудрости и могущества. Это величественная птица, которая может быть как положительным, так и отрицательным персонажем в зависимости от контекста сказки.
Например, беркут может быть защитником героев, помогая им в трудных ситуациях, или же он может служить испытанием на пути к достижению цели. В некоторых сказках беркут может олицетворять силу природы или духа, который охраняет леса и горы.
Также стоит отметить, что беркут как образ может быть связан с темой свободы и стремления к высоте, что делает его популярным мотивом в русской фольклорной традиции. Если вас интересует конкретная сказка или сюжет с беркутом, дайте знать!
Давным — давно кустари-ремесленники умели делать ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы например вырезать ложку, надо сначала отколоть от дерева чурку-баклушу. Готовить баклуши поручалось подмастерьям, дело это было легкое, пустячное, не требующее особого умения. С этим мог справиться даже ребенок. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».
Бластиться — это глагол, означающий какие либо глюки, если проще, то это чудиться, мерещиться. Чаще используют в каких любо жутковатых моментах, например в стихотворении Сергея Александровича Есенина «Русь»:
В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей. И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей.
Блины — это традиционное русское блюдо. Они пекутся на сковороде из жидкого теста, подаются на стол горячими. Блин имеет форму круга, поэтому ещё древние славяне ассоциировали его с солнцем.
В устном народном творчестве блины занимают особое место. Например, русская народная песня «Блины» описывает процесс их приготовления и радость от полученного результата. Всем известно крылатое выражение «Первый блин комом», которое означает, что с первого раза мало у кого получается всё сделать хорошо, нужно потрудиться, приобрести опыт, а затем попробовать ещё раз. Пословицу «Где блины, там и мы; где с маслом каша, там и место наше» можно интерпретировать как мысль о том, что человеку всегда хорошо в уютной домашней обстановке.
Для меня блины — это радость, праздник, веселье, хорошее настроение! Блины готовят с разными начинками: творог, варенье, мёд, сметана, грибы, фрукты. Я предпочитаю блинчики с мясом, ведь это не только очень вкусно, но и сытно!
Блины — блюдо русской национальной кухни, которое МОЖНО СДЕЛАТЬ из любой муки: пшеничной, гречневой, овсяной, манной, кукурузной, овсяной или ржаной, а также с добавлением молока или кефира к воде с содой или дрожами. Что характерно, то все население страны делятся на 2 группы: те, которые любят блины тоненькие, с дырочками, и на тех, кто любит толстенькие, дрожжевые.
В любом случае, это очень вкусное лакомство, которое можно вкушать с мёдом, вареньем, сметанкой или сгущенкой.
По сей день остаётся загадкой, кто же создал блины. Первые отмечания о блюде относятся к 5 веку до нашей эры. По одной из многочисленных версий, легенда гласит, что блины появились после того, как люди смогли перерабатывать зёрна в муку. В другой версии отмечается, что в 1005 году один из поваров забыл в печи молочный кисель, который поджарился до хрустящей корочки. После того, как другие это опробовали, десерт пришёлся всем по вкусу и это лакомство стали готовить постоянно, оно стало очень популярным.
Итак, в конце хочется отметить, что на свете довольно мало людей, которым бы не понравились блины. Каждому они нравятся по-своему, но все их любят и едят с удовольствием.
Автор текста: Ирина Пахомова. Автор фотографии: Ирина Милованова.
Бобыль — это холостой мужчина, без семьи и детей, ведет одинокую жизнь и часто становится объектом шуток и насмешек. В традиционном обществе человек, который не желает связывать свою жизнь с женщиной, считается странным.
Интересно, что на Руси в XV–XVIII вв. данный термин имел совсем другой смысл. Бобылями называли мужчин, которые не имели своего земельного надела и дома. Они работали за еду и кров на помещиков и не пользовались уважением в обществе. Не имея ничего за душой, трудно было создать семью, поэтому и были бобыли одинокими, никому не нужными.
В русских пословицах и поговорках можно встретить выражения, высмеивающие холостяков. Например: «У бабы на уме, у бабы на языке, а у бобыля — ни ума, ни языка». Это подчеркивает стереотип о том, что холостяки не способны на глубокие чувства и не понимают радостей семейной жизни. Пословица «Ни роду, ни племени. Бобыль бобылем. Круглый сирота и сверху и снизу» показывает то, что люди всегда относились к одиноким мужчинам как к не совсем полноценным, обделенным.
Несмотря на насмешки, бобыли иногда изображаются как мудрые и опытные люди, которые знают цену жизни и труда. Они могут быть хранителями народных традиций и обычаев, а их одиночество — это выбор, основанный на глубоком понимании жизни. В современном мире образ бобыля становится символом свободы и независимости, а также возможности выбора пути в жизни.
Таким образом, образ бобыля в русской народной культуре является многозначным и отражает различные аспекты человеческой жизни: от одиночества до мудрости и внутренней силы.
Сварог — один из наиболее значимых богов в славянской мифологии и русской народной культуре. Он ассоциируется с небом, огнем, солнцем и ремеслом, особенно кузнечным делом. Сварог считается творцом, который наделил людей знаниями и умениями, необходимыми для жизни.
Сварог рассматривается в славянской мифологии как бог — творец, который создал мир и все живое. В некоторых источниках его образ связывают с солнечным светом и теплом, что делает его символом жизни и плодородия. Сварог также отвечает за порядок и гармонию в мире.
Как покровитель кузнецов, Сварог олицетворяет мастерство и труд. В народных поверьях кузнецы считались особым сословием, а их работа была связана с магией и тайнами. Сварог даровал людям знания о том, как обрабатывать металл и создавать инструменты, которые были необходимы для сельского хозяйства и быта.
Сварога часто связывают с солнечным светом. В некоторых мифах он изображается как солнце или как его покровитель. Огненная стихия, которую он представляет, символизирует тепло, жизнь и очищение. В народных праздниках и ритуалах огонь играл важную роль, и Сварог почитался как защитник домашнего очага.
Сварог занимает важное место в русской народной культуре как символ творчества, мастерства и жизненной силы. Его образ отражает уважение к труду и ремеслу, а также связь человека с природой и космосом.
Богатырь — это сильный человек, герой, защитник родной земли.
Богатыри занимают особое место в русской народной культуре, символизируя силу, мужество и благородство. Эти героические персонажи способны противостоять любым врагам и преодолевать трудности.
Самые известные русские богатыри: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич» и «Алеша Попович». О них написаны былины, песни и сказания, в которых прославляется сила героев, а также их верность, честь, ум и смекалка. Богатыри часто сражаются со злодеями, защищая простых людей и государство от угроз.
Илья Муромец был реальным человеком, он родился в Муроме, согласно легенде 33 года богатырь лежал на печи, но затем, благодаря чуду, смог встать на ноги и совершил немало подвигов. В Муроме возведён памятник Илье Муромцу.
Современные русские люди являются потомками великих богатырей, думаю, именно поэтому так много героев сейчас живёт среди нас — это в первую очередь те, кто сражаются в рамках СВО на Украине. «Славна богатырями земля русская» — старая русская пословица, которая скорее всего никогда не потеряет свою актуальность, пока существует Россия и русский народ!
Богатырь — это один из самых значимых и ярких персонажей славянского фольклора, особенно в русских народных сказках и былинах. Он олицетворяет идеалы мужества, силы, доблести и благородства. Вот несколько ключевых аспектов, связанных с образом богатыря:
Сила и мужество: Богатыри известны своей физической силой и способностью преодолевать любые преграды. Они часто сражаются с чудовищами, врагами и другими опасностями, защищая свою землю и народ.
Защитники народа: Богатыри выступают в роли защитников Родины, часто сражаясь с иноземными захватчиками или злыми силами. Их подвиги служат примером для подражания и вдохновляют других.
Моральные качества: Богатыри не только сильны, но и мудры. Они обладают высоким чувством справедливости, честности и благородства, что делает их образцами для подражания.
Легендарные имена: Среди наиболее известных богатырей можно выделить Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Каждый из них имеет свои уникальные черты и истории, но все они объединены общей темой героизма.
Сказания и былины: Богатыри часто становятся главными героями былин эпических поэм, которые рассказывают о их подвигах, сражениях и приключениях. Эти произведения передавались устно из поколения в поколение и имели важную роль в образовании национальной идентичности.
Символы силы и справедливости: В культуре богатырь стал символом силы, мужества и защиты справедливости.
Таким образом, богатырь в славянском фольклоре это не просто герой, а целый символ, олицетворяющий лучшие качества человека и служащий примером для будущих поколений
Богатырь — это герой русских народных сказок и былин, обладающий выдающимися физическими и моральными качествами. Обычно богатырь изображается как сильный, смелый и доблестный воин, защищающий свою землю и народ от врагов и зла. В русской культуре богатырь символизирует силу, мужество и благородство.
Вот примеры самых известных богатырей. Илья Муромец — известный своей силой и благородством. Он часто сражается с чудовищами и защищает Русь от врагов. Добрыня Никитич — славится своей мудростью и храбростью. Он часто изображается как защитник женщин и слабых. Александр Невский — историческая фигура, также ставшая богатырем в народной памяти, известен своими победами над врагами Руси.
Богатыри часто сражаются с различными злодеями, такими как змей Горыныч или другие чудовища, и их подвиги становятся основой для множества сказок и былин.
Лада — одна из центральных фигур в славянской мифологии. Она олицетворяет любовь, красоту, семейное благополучие и плодородие. Лада часто ассоциируется с весной и возрождением природы, что делает её важной для земледельцев и тех, кто стремится к гармонии в семье.
Лада символизирует не только романтическую любовь, но и любовь как основу семейного счастья. Её культ был особенно важен для молодожёнов, которые просили её благословения на счастливую жизнь в браке. Богиня часто изображается как прекрасная женщина, олицетворяющая идеал женственности и материнства.
Лада также ассоциируется с плодородием и урожаем. Как богиня, дарующая жизнь, она заботится о земле и помогает растениям расти. Она также связана с весной и обновлением природы. Время её почитания совпадало с началом весенних работ, когда люди просили её о хорошей погоде и щедром урожае. Праздники, посвящённые Ладе, отмечались с песнями, танцами и ритуалами, направленными на привлечение её благословения.
Ладу почитали во время свадебных обрядов, когда молодые супруги обращались к ней с просьбой о счастье в семейной жизни. Также проводились ритуалы в честь этой богини во время весенних праздников, таких как Масленица или Купала, когда люди собирались вместе, чтобы отпраздновать приход тепла и света.
Богиня Лада занимает важное место в русской народной культуре как богиня любви, красоты и плодородия. Её образ отражает стремление людей к гармонии в семье и окружающем мире.
Болотник — это чудовище, живущее на болоте. Болотная нечисть занимает особое место в русской народной культуре и фольклоре. Этот персонаж ассоциируется с водными просторами, где по народным поверьям обитают различные духи и волшебные создания.
Болотник способен вводить людей в заблуждение, заманивать их в болота и затягивать в свои сети. В русских сказках и легендах это существо может выступать как злой дух, который наказывает тех, кто не уважает природу или нарушает её законы. Он также может быть связан с темой потери и заблуждения: люди, заблудившиеся в лесах или на болотах, часто встречаются с болотником, который может оказаться как другом, так и врагом.
Существует множество примет и суеверий, связанных с болотниками. Например, считалось, что если человек слышит странные звуки или видит мерцание огней на болоте, это может быть знаком того, что его пытается завлечь эта нечисть. В народной культуре существует множество обрядов и ритуалов, направленных на защиту от болотных духов.
Таким образом, болотник в русской народной культуре олицетворяет опасность и страхи, связанные с природой, напоминает людям о необходимости уважения к окружающему миру, ведь в нем еще так много загадочного и неизведанного.
Что вы надеваете когда приходите домой? Тапочки? А раньше надевали босовики.
Босовики — это домашние туфли без голенищ, которые обычно надевали на босую ногу. Поэтому они так и называются. Иногда они имели неглубокий разрез спереди или резинки по сторонам.
Бочка это не просто емкость, а настоящий символ хранения и выдержки, пропитанный многими веками традиций. Она часто ассоциируется с виноделием, пивоварением и бочковым хранением различных продуктов, даря нам богатство вкусов и ароматов. Строение и материал:
Бочки обычно изготавливаются из дуба, что придает им уникальные свойства. Древесина позволяет кислороду медленно проникать внутрь, гармонизируя вкусы и развивая сложные ароматы. Каждая бочка — это искусство, где мастер создает идеальные условия для созревания напитков.
Не только алкоголь, но и такие продукты, как мед, оливковое масло или уксус, могут храниться в бочках. Это придает им дополнительные оттенки вкуса, создавая неповторимые кулинарные шедевры. Бочки становятся неотъемлемой частью гастрономической культуры.
Бочка важный атрибут не только на кухне, но и в быту, ведь в ней хранится и вино для праздников, и ресурсы для повседневной жизни. Она олицетворяет комфорт, укрытие и традиции. Бочки, как и их содержимое, бережно передаются из поколения в поколение, объединяя людей и создавая уникальные образы для праздников и торжеств.
Бочка — это не просто предмет, а хранитель истории, культуры и радости на каждом столе!
Автор статьи Ринат Ягудин, автор фото Ирина Милованова
Слово купель- предмет бондарского происхождения. своими корнями уходит глубоко в древний Египет. Изначально там были из камня построены ванны, наполненные различными травами и снадобьями, в которые опускались до четырех раз в день привилегированные египтяне. Целебные свойства горячих ванн с добавлением эфирных масел было открыто людьми этой страны еще 4000 лет тому назад. Подобные ванночки вскоре появились в Риме и Японии, которые сопровождали отдыхающих массажем и упражнениями.
В России появили бочки-купели из твердой древесины, дубовые, которые не боятся воды и влаги, их использовали с целью окунуться после парной. Бани чаще всего строили на берегу озер или речек, чтобы можно было окунуться в них после парилки, люди выбегали на речку и принимали охдаждающие природные ванны.
Позже купель наполняли ледяной водой, в которую добавляли раскаленные угли. Перед нами образец купели царя Алексея Михайловича Романова (царский дворец в усадьбе Коломенское), которая стоит посредине его бани, в данной комнате он любил принимать гостей. Внутри купели стоял табурет, сзади небольшая лестница. Принимать купель можно сидя или стоя.
Для проведения этой церемонии всем участникам выдавались рубашки. За самочувствием принимавшим участие в купели строго следили, чтобы никому вдруг не стало плохо.
После посещения купели полагался охлаждающий напиток: чай с брусникой, медом или компот.
Братина — это традиционная посуда, изготовленная из дерева, предназначенная для хранения и подачи напитков. Братина имеет характерную форму: обычно она широкая и низкая, с толстыми стенками и иногда с ручками. Сосуд обычно имеет округлую или овальную форму, что позволяет удобно наливать напитки.
Бывают разных размеров, от небольших до довольно крупных, что делает их удобными для подачи напитков на стол.
Братина имеет глубокие корни в славянской культуре и часто ассоциируется с традиционными русскими застольями. Она использовалась в народных праздниках и обрядах, а также в повседневной жизни.
В современном мире братины могут использоваться как для практических целей, так и в качестве элемента декора. Они часто встречаются на народных праздниках, в ресторанах с национальной кухней или в качестве сувениров.
Уверена, что каждый из вас, лазая по шкафам и темнушкам, натыкался на странного вида резиновые сапоги. Огромные, болотно-зеленые и немного страшные. Оказывается, даже у них есть свое название: бродня. Чаще всего это слово используют рыбаки, подразумевая большие резиновые сапоги, предназначенные для ходьбы по болотам и лесам.
Пример: «Отец громко кашлял в ответ и, хлопая широкими голенищами бродней, как крыльями, неторопливо спускался к лодке» (Виктор Астафьев «Конь с розовой гривой»).
Булат. Наверно многие из нас читали сказки, в которых богатыри булатными клинками творили чудеса. Но, на самом деле, булат — это не волшебное изделие. Это древний вид особой узорчатой стали, полученной кузнечным или литейным способом. Такая сталь не подвержена коррозии, очень прочная и твёрдая. Узор появлялся благодаря уникальному способу изготовления. Такую сталь делали для клинков и холодного оружия.
А еще, Булатами называли мальчиков. Это делалось для того, что бы как можно сильнее подчеркнуть мощь и силу будущего мужчины. Само слово пришло к нам от тюрков и означало «сталь». Родители хотели, чтобы у их ребенка был закаленный характер и сильная воля.
Ну, посмотрите, как аппетитно смотрятся наши булочки, мимо которых нельзя так, равнодушно пройти. Так и потянешь носом, чтобы весь аромат вобрать в себя. ПОСКОЛЬ НЕЛЬЗЯ ПОПРОБОВАТЬ ФОТО. то можно представить. А ВЕДЬ НА Руси каждая хозяйка имеет свой, любимый рецепт, которым она славится как мастерица, как настоящая хозйка. К такой идут за рецептом, славят ее, восклицая: » Золотые ручки, у тебя, милая!»
Да, и это все о наших замечательных булочках! Откуда же стал известен рецепт и кто первый начал выпекать такое блюдо? Мелить зерно в муку и выпекать на Руси булочки стали давно, точное время истории неизвестно. Россия славятся широким разнообразием похожих изделий.
Рецепт их, примерно, одинаков: всегда готовится дрожжевой тесто, а потом в раскатанные отрезанные или аккуратно оторванные кусочки теста добавляется начинка: варенье, джем, прокрученный фарш или жареная печень. Булочки могут быть пустыми, если внутрь вы добавили изюм или мак.
Чтобы тесто было мягким и славилось своим подъемом, хозяйки выбирают уже проверенную муку и хорошие дрожжи.
Булочки-это сердце хозяйки
Автор статьи- Архип Ордин. Автор фото- Ирина Милованова
Это достаточно свободная обувь, похожая на носки. Выглядят как валенки, предназначены для холодного климата. Обычно их изготавливают из войлока или фетра на кожаной подошве.
«В задней комнате дома, сырой и темной, на убогой кровати, покрытой конскою попоной, с лохматой буркой вместо подушки, лежал Чертопханов, уже не бледный, а изжелта-зеленый, как бывают мертвецы, со ввалившимися глазами под глянцевитыми веками, с заостренным, но все еще красноватым носом над взъерошенными усами» — И.С. Тургенев, Записки охотника, 1852