|
|
Спецпроект: «Театральный словарь»
Всего статей – 293
|
|
Объясняйте слова, которыми пользуются на репетициях режиссеры театра и актуры, которые мы слышим, когда ходим в театр или читаем о нем.
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент! Требования и правила. Структура статьи: название (объясняемое слово), текст, разделенный на абзацы, иллюстрация, автор текста, автор иллюстрации.
|
Аксессуары 5
Актеры 25
Амплуа 3
Балет
Бутафория 5
Жанры_стили 3
Зал 3
Зрители 1
Имена
Музыка 7
Оборудование 3
Постановки 18
Профессии 5
Репертуар 1
Репетиция 1
Сленг
Страницы_истории
Сцена 29
Танец 1
Традиции 8
Цеха
Эксклюзив 3 А • Б • В • Г • Д • Е • Ё • Ж • З • И • Й • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Ы • Э • Ю • Я
Театралы, интересный и забавный социальный пласт. Очень часто привычные для нас фразы, для них оказываются совершенно не тем, чем кажется. Например, выражение: «А давайте пить чай» означает отмену спектакля или репетиции.
Автор текста и рисунка: Полина Маркелова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
В доработку! См. редактор-арбитр Илона Денисова //  | [ 1 ] | |
|  | Абсурд-тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды. Такого рода пьесы впервые появились в начале 1950-х годов во Франции, а затем распространились по Западной Европе и США. Представление об абсурдности удела человеческого во враждебном или безразличном мире впервые развил А. Камю (Миф о Сизифе), испытавший сильное влияние С. Кьеркегора, Ф. Кафки и Ф.М. Достоевского. Корни театра абсурда можно выявить в теоретической и практической деятельности представителей таких эстетических движений начала 20 в., как дадаизм и сюрреализм, а также в эпическом бурлеске А. Жарри Король Убю (1896), в Сосцах Тирезия (1903) Г. Аполлинера, где соединились фарс и водевиль, в пьесах Ф. Ведекинда с иррациональными устремлениями его героев. Театр абсурда впитал также элементы клоунады, мюзик-холла, комедий Ч. Чаплина.
Автор статьи и иллюстрации — Алина Тодерашко.
//  | [ 1 ] | |
|  |
Авансцена — Любите ли вы театр, как его люблю я? Тогда такое понятие, как авансцена — для вас известно. Как и многие театральные слова, этот термин пришел к нам из Франции. Это самое видимое место для зрителя, немного выдвинутое вперед. Авансцена начинается от площадки для игры актеров (просцениум), включая в себя рампу и уютное местечко суфлера. Территориально оно находится в серединке, разделяя оркестровую яму и занавес.
Говорят, что на этом месте могли находиться только режиссер и постановщик спектакля, никто больше не имел право этого делать. Вообще, артисты — очень чувствительные, нежные люди, у них много предрассудков и разных примет.
Авансцена может служить и площадкой для представления спектаклей балета и оперы. В театрах драмы она может стать местом для маленьких, коротких сцен, когда занавес плотно закрыт, таким образом связывая в одно целое все моменты спектакля.
Иногда на авансцене показывают главное действие спектакля. Делается это для того, чтобы расширить площадь всей сценической площадки, за границу арок портала.
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
// |  |
Наверное, этот термин можно отнести ко многим творческим профессиям, ведь речь идет о непонимании. Но начнем с истории, с театра. Авторская боль — это речи, постановки, выступления, которые на сцене звучат совсем иначе, чем задумывалось в сценарии. Артист говорит четко по тексту, и эмоции вроде те, и посыл… Но все совершенно иначе. В такие моменты, главное не опустить руки и найти свой подход к человеку, правильно объяснить и показать. А это бывает самым сложным в работе…
Автор текста: Мария Бардина
Автор рисунка: Велина Выхристюк
// |  |
Актёр — главное действующее лицо на театральной сцене. Отличительная особенность — умение перевоплощаться, изображать другие характеры по воле режиссёра. Для этого необходимы образование и природный талант.
Главная заповедь актёра — всегда быть в хорошей форме. Главное достижение, к которому стремиться актёр, — получить звание заслуженного и народного. Сложности профессии связаны с заучиванием и запоминанием больших литературных текстов. Приятная сторона жизни актёра — любовь зрителей, воплощённая в аплодисментах, возгласах «Браво!» и букетах цветов после спектакля.
Автор текста и иллюстрации — Софья Кислякова
//  | [ 1 ] | |
|  |
Человек играющий на сцене. Прежде всего он выполняет приказы режиссера. Действует четко по сценарию, но может и привносить собственные идеи. В общем, человек работающий на режиссера. Он пытается хорошо сыграть свою роль в будущей постановке, так, чтобы зрители поверили в происходящее на сцене и прониклись этим. Чтобы в итоге все остались довольными.
Автор текста и рисунка: Никита Чупраков, 7 класс
// |  |
Актёр — это профессиональный человек, исполняющий роли в театре или кино. Он изображает персонажа, его характер, внешность, манеру общения. На актёра учатся в специальных институтах. Для этого нужно знать предмет «литература» и при поступлении пройти три этапа на экзамене. В театр играть роли берут самых лучших, и даже в этом случае молодых актеров ставят на маленькие роли. Но с опытом можно получить главную роль. Актёры работают в разных театрах: драматическом, оперы и балета, театре кукол. За актёров всё решает режиссер: кто куда встанет, скажет и сделает. Но они любят пошутить друг над другом и импровизировать. Актёры есть и в телевидении — когда я смотрела сериал мне понравился герой Серкан Болат. Я подписалась на него в разных социальных сетях и посмотрела ещё несколько фильмов с ним.
Автор текста и рисунка: Карина Бушланова, 8 класс
// |  |
Актёр театра — это профессиональный исполнитель ролей. Он создает неповторимый художественный образ, используя свои навыки сценического перевоплощения. На первый взгляд может показаться, что эта специальность не требует никаких особых умений и навыков. Но это далеко не так. Чтобы создать определенный художественный образ, актеру надо очень хорошо постараться. При помощи интонаций, мимики, жестов и даже тембра голоса нужно донести до зрителя не только содержание любого произведения, но и всю его глубину. Это сделать очень трудно. В отличие от кино у театральных актеров всего один дубль, нельзя переснять ту или иную сцену, или по-новому прочитать монолог. Актер выходит на сцену и проживает на ней жизнь своего героя.
Автор текста и иллюстрации — Марина Четверикова
//  | [ 1 ] | |
|  |
Аллонже (Allonge, с французского — удлиненный, вытянутый) — это поза классического танца. К слову, Аллонже является основным и базовым движением в балете. Руки в Аллонже свободные, поэтому в данном элементе руки «отдыхают». Плавное движение рук балерины, придаёт «летящий» характер позе, которая очень сильно напоминает летящую ласточку. А также Аллонже служит препарасьоном — подготовительным движением — перед исполнением прыжков, поворотов и других сложных движений.
Автор текста и картинки: Дарья Кравченко
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
// |  |
У каждой роли есть свой характер, он индивидуален, как характер человека в реальной жизни. Амплуа — это и есть характер роли, которую играет актер. А также это соотношение ролей согласно возрасту. Не будет же не может ведь взрослая актриса сыграть роль например, Снегурочки или феи, в противном случае это будет выглядеть несуразно. Внешность тоже играет большое значение в разработке роли. Не может тяжёлый, грузный, вальяжный человек сыграть сказочного принца из «Золушки». А главное здесь — стиль игры. Зачастую актёры играют такие роли, какие им присущи в жизни, только тогда их игра выглядит натурально. Сценическая амплуа делится на несколько видов: комик, трагик, герой-любовник, героиня, комическая старуха, субретка, инженю, травести, простак и резонер. Кто-то не меняет свою амплуа и всю жизнь на сцене блистает в одном и том же образе, например, в образе Бабы Яги или Кощея Бессмертного.
Вот такие разные бывают сценические амплуа.
Автор текста и фото: Ксения Ефремова
// |  |
Амплуа (от франц. emploi «роль, должность, место, занятие») — образ героя, обладающего особенными чертами: это могут быть внешние данные, характер, манера речи и поведение. Это стереотипная роль, переходящая из постановки в постановку. За счет амплуа строятся сюжетные линии. Важно, чтобы амплуа подходило актеру, а иначе роль будет сыграна не так, как задумывалось изначально, и тогда герой может оказать неверное впечатление на зрителя.
Существует «система амплуа», в которую входят основные сценические персонажи: «идеальная героиня», «герой-любовник», «второй любовник» (неудачник), «служанка» (помощница героини), «обманутый отец» и «резонер» (высказывает мнение автора). Все они необходимы для создания классической системы образов, однако на сегодняшний день театральные тенденции меняются и, возможно, в скором времени мы увидим новые амплуа в современных постановках.
Автор текста: Виктория Косоурова
Автор иллюстрации: Александра Чаплыгина
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
В доработку!
Уникальность текста 73,48%
//  | [ 2 ] | |
|  |
Амфитеатр — античная здание для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши. В центре располагалась круглая сцена. Верх ступенями поднимались места для зрителей. Нижние места предназначались для знати; верхние, более удаленные от центра, — для простых горожан. Обычно их строили у подножия холма или горы.
Древнеримские амфитеатры сохранились до наших дней во Франции, Испании, Италии и других странах Европы. Самый известный и самый крупный из них — это римский Колизей. Был построен в первом веке нашей эры.
Автор текста и иллюстрации
Ксения Бугаенко
// |  | Амфитеатры служили не только для развлечения народа. Они играли важную роль в культурной жизни общества. Огромные толпы людей сходились в них, чтобы стать свидетелями доблести бойцов, воздать почести божествам и отметить значимые даты. Эти сооружения являлись олицетворением могущества и сплочённости социума, демонстрируя приоритеты и представления той поры. Их архитектура обычно включала овальную или круглую арену, вокруг которой ярусами располагались места для зрителей. Побывав в этих древних сооружениях, мы можем ощутить связь с минувшими временами, вообразить себе быт предков и проникнуться атмосферой выдающихся государств. //  | [ 1 ] | |
Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
5 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
5 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Очень много театральных слов к нам пришло из Франции. Вот и это, на мой взгляд, изысканное слово, не исключение. Хотя оно довольно устаревшее — появилось, когда в России еще существовало дворянство. Тогда было принято общаться на европейском языке, объясняясь на нем в любви и погружаясь в умные беседы. В переводе на русский язык ангажемент обозначает некий контракт, который заключает артист на какой либо срок с представителями культурного учреждения. Так может быть приглашена модель в модельное агентство, или актер для роли в спектакль. Простыми словами — это предложение для труппы актеров цирка или театра для представлений. Сроки, при этом, оговорены в договоре. Получается, что в этом случае артистическую труппу ангажировали, а актеры получали приглашения на работу, то есть ангажемент.
Еще оно толкование этого слова — обязательство или заем. Но они логично вытекают из первого.
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина // |  |
Анонс — это публичное оповещение людей о том или ином событии. Обычнов нем сообщают о точной дате, месте, времени мероприятия и о том, кто будет выступать. Он может быть как в бумажном виде (в виде афиши), так и в электронном (в виде статьи в различных СМИ). Анонс театров впервые появился в Греции и Риме, а затем начал развиваться, иметь большую популярность.
Автор текста и иллюстрации — Милана Авакян
// |  |
Личность, противостоящая главному герою на протяжении всего выступления. Антагонистов чаще всего выставляют не в самом лучшем свете, он постоянно мешает, портит, провоцирует главного героя. Но кто знает, для чего именно они это делают?..
Автор текста и рисунка: Кира Спорыхина, 7 класс
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
// |  |
Антигерой — это персонаж в театре вызывающий отрицательные эмоции. Антигерой, в отличие от злодея — это протагонист, то есть главный персонаж повествования, вокруг которого строится сюжет. Но его нельзя назвать героем, потому что геройские качества у него отсутствуют.
В пример можно привести Фею Кресную из «Золушки «Фея Крёстная считает, что она поступает правильно, даже если ей придётся пойти на злодеяния, как она сама это осознаёт. Широкое распространение «антигерой» получил в массовой культуре, например в журналах.
Автор текста и картинки: Алина Дергачева
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
2 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
0 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Антракт — это перерыв во время спектакля или концерта. В продолжении антракта зрители должны покинуть зал на 15 минут. В это время они могут сходить в буфет, позвонить близким или друзьям, обсудить сценку. В это же время на сцене делают перестановку декораций, а актёры отдыхают или повторяют сценарий в закулисье.
Впервые антракты появились в Древнем Риме. Тогда в пьесе было пять действий, соответственно и пять антрактов. Некоторые люди считают, что антракт появился в Древней Греции, но это суждение, как ни странно, ошибочно.
Автор текста и иллюстрации — Артём Исхаков
// |  |
Небольшой перерыв в театре между актами спектакля. Это время для зрителей сходить по своим делам, размяться. Во время антракта меняют декорации и актёры меняют костюмы, повторяют текст. Если он готов к следующему акту, то он отдыхает. Мы с друзьями в этот перерывчик делимся впечатлениями, фотографируемся, и конечно ходим в буфет. После 3 звонков люди собираются в зале и продолжают смотреть постановку.
Автор текста и рисунка: Карина Бушланова, 8 класс
// |  | Антракт — перерыв междудействиями на сцене. Объявляется он с помощью звукового сопровождения, а существует он для того, чтобы дать актерам и зрителям отдохнуть и поменять декорации на сцене театра.
Автор текста и фото: Татьяна Макова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
// |  |
Антракт (фр. между актами) — краткий перерыв между действиями спектакля или частями концерта. Он существует для отдыха выступающих и зрителей, смены декораций, внешнего вида героев.
Автор текста и картинки: Вероника Лосева
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина // |  |
Антракт — это перерыв между актами или сценами спектакля, когда зрители могут освободиться, отдохнуть и обсудить увиденное. Это традиционная и неотъемлемая часть театрального опыта. Во время антракта зрители могут пополнить запасы привычных товаров в буфете театра, пообщаться с друзьями или просто расслабиться и насладиться атмосферой театрального зала.
Антракт предоставляет возможность персоналу театра провести подготовительные работы для следующих актов спектакля. Это может включать перестановку декораций, смену костюмов или подготовку атрибутов для следующей сцены. А также антракт дает актерам возможность передохнуть, отдохнуть, освежить силы и сконцентрироваться перед продолжением выступления.
Антракт — это также время для критиков и зрителей обсудить первую часть спектакля или музыкального представления. В паузе можно поделиться впечатлениями, выразить свои эмоции и обсудить сюжет или музыку. Это создает дополнительную социальную атмосферу, где любители театра могут обмениваться мнениями и находиться в окружении единомышленников.
Длительность антракта может варьироваться в зависимости от спектакля и политики конкретного театра. Он может длиться от нескольких минут до половины часа или даже больше. В некоторых случаях, особенно при длинных спектаклях, может быть предусмотрен дополнительный антракт для того, чтобы зрителям было удобно отдохнуть и восстановить силы.
В современных театрах антракт также может быть организован с различными дополнительными мероприятиями. Например, могут предлагаться выставки художественных работ, мини-концерты, лекции или даже мастер-классы по различным театральным темам. Такие дополнительные мероприятия позволяют зрителям более глубоко погрузиться в атмосферу театра и расширить свои знания об искусстве.
В целом, антракт в театре является неотъемлемой частью театрального опыта. Он предоставляет возможность отдохнуть, обсудить показ и подготовиться к продолжению спектакля. Антракт также служит своего рода социальной площадкой, где зрители могут встретиться, пообщаться и делиться своими впечатлениями.
Автор текста и иллюстрации: Анастасия Молчанова
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
6,5 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Антракт — это пауза в театральном представлении. Он даёт возможность отдохнуть от длительного спектакля, обменяться впечатлениями, посетить театральный буфет.
Зачастую антракт бывает между актами. Кроме того, антракт нужен и артистам: он делается для того, чтобы можно было подготовить реквизит к следующему акту, а также отдохнуть и сменить костюмы.
Обычно антракт длится от нескольких минут до получаса.
Автор текста и картинки: Репникова Валерия.7 класс // Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
7 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
7 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Объясняю про антракт, как сама это понимаю.
Если просто, то антракт — это перерыв в середине спектакля, концерта или любого другого длинного действия. Само слово происходит от французского entracte, что дословно означает «между действием». Но для меня это не просто пауза. Это важная часть всего шоу, у которой есть несколько крутых функций.
Зачем он нужен?
1. Для зрителей: Это время, чтобы отдохнуть, сходить в буфет или туалет, обсудить с друзьями первые впечатления. Можно выдохнуть, переварить эмоции и подготовиться ко второй части.
2. Для артистов и команды: За кулисами в это время кипит работа! Актеры быстро переодеваются и готовятся к следующему акту, а техническая команда меняет декорации на сцене. Без антракта превращение замка в лесной пруд было бы невозможно.
Примеры антракта из жизни:
· В театре: Самый классический пример. После первого действия драмы зрители расходятся по фойе, а на сцене старый гостиную комнату превращают в сад. · В опере или на концерте симфонической музыки: Часто бывает один или даже два антракта между частями, потому что произведения очень длинные и требуют большой концентрации. · В кино? А вот в кино антрактов обычно нет. Современные фильмы идут без перерыва, потому что это непрерывный поток. Но раньше, в эпоху немого кино или очень длинных эпических лент (вроде советской «Войны и мира»), антракты были!
Антракт как театральная традиция возник во Франции в XVII веке, но сам термин и его концепция не имеют единственного создателя. Это понятие развивалось постепенно с появлением театра как публичного зрелища. . //  | [ 1 ] | |
Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
8 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Антрепренер — слово пришло к нам из Франции, дословно обозначает предприниматель, арендатор. Оно было немного забыто и ушло из обихода. В советские времена государство решало почти все финансовые вопросы культурных учреждений, тогда практически все было общим, люди творили и не думали о денежных вопросах, поэтому профессия была невостребованной. Сейчас же, в современном мире, она нужна, как воздух.
Известными атрепренерами были Ф. Хенспо, а самым первым человеком, решившим заключить договор с актрисой М. Фере, стал — Л. Эпероньер.
Многие представители этой профессии относятся к театру, как источнику дохода, как к предпринимательской деятельности, ища выгоду, а некоторые — кроме финансов находят и творческую составляющую. В России этим занимались профессионалы театрального искусства. Например, Карл Книппер организавал Деревянный театр в Петербурге. Здесь трудились артисты под руководством И. Дмитриевского. В этом же помещении, впервые была сыграна пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Для того, чтобы содержать зрелищные предприятия искусства и культуры нужны большие финансовые вливания. Это могут быть такие предприятия, как цирк, театр и другие. Например, в Англии таких людей называют менеджерами, в Италии величают Импрессарио, а в США всем нам знакомое слово — продюсеры. Получается, что антрепренер — это и есть продюсер.
Получается, что данная профессия очень нужна труппе. В первую очередь для того, чтобы у актерам вовремя выдавали заработную плату, гонорары, чтобы были красивые костюмы и декорации, чтобы была реклама спектаклей и яркие афиши в СМИ. Они нужны и для того, чтобы знать расписание маршрута гастролей. От этого, если хотите, зависит и успех самого представления.
Аввтор теста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
// |  |
Антрепренер — самый значимый человек в театре. В разных странах для таких людей существуют разные названия, например в Англии — это менеджер, а в США — продюсер. У нас таких людей называют антрепренерами.
Они содержат либо арендуют театр. Антрепренеры бывают разные. Первые в своем бизнесе видят только прибыль и деньги. Вторые же хотят понравиться зрителю и делают для этого всё возможное. Когда антрепренёр творческий и перспективный, то работать с ним легче.
Почему же антрепренер так важен в театре?
Потому что без него не смогли бы поставить спектакль или ограничивать мероприятие. Антрепренер это человек который любит театр и театральные постановки. Но при этом всегда остается в тени. Находясь за кулисами он не бездействует, а несет огромную ответственность за всё происходящее в театре.
В народе антрепренеров часто называют «карабасами-барабасами». А вы знаете почему?
Ведь он вкладывает все свои деньги в театр и по идеи деньги со спектаклей должны окупать эту сумму, но зачастую они уходят на реквизит или на постановку нового представление.
Такой человек должен быть энергичный и творческий, ведь он движет всем!
Автор текста и изображения: Ангелина Гензе.
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
5 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Слово заимствовано из немецкого языка (Anschlag), что дословно переводится как «афиша».
Аншлаг — объявление о том, что все билеты на одно или на все представления проданы. Может быть вывешено в виде таблички около входа в театр или на окошке театральной кассы.
Также слово употребляется в выражениях «спектакль прошёл с аншлагом», «в театре сегодня аншлаг», то есть было очень много зрителей, пришедших на представление.
Автор текста и иллюстрации — Софья Сафонова.
//  | [ 1 ] | |
|  |
Апарте Очень много театральных терминов к нам пришло из Франции. Вот и это не исключение. В переводе с французского оно означает — «в сторону».
Апарт использовали и в античном театре. Маски, скрывали эмоции и не показывали мимику. С помощью пластики и жестов, артисты спектакля показывали намерения и желания своих героев.
Простыми словами — это краткая речь артиста, реплика, его личное мнение, которое произносится не для собеседника, а для себя и для публики, сидящей в зрительном зале. Зрителю рассказываются внутренние переживания, состояния, намерения рассказывающего. Считается, что остальные артисты на сцене этих реплик не слышат, (по крайней мере, они делают вид, что артист говорит).
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина // Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Своеобразная похвала или даже подарок выступающему на сцене актёру от зрителя, который восторженно хлопает в ладоши. По аплодисментам можно легко понять насколько понравился концерт, и понравился ли он вообще.
Аплодисменты для выступающего это очень важно, ведь благодаря им актёры понимают, что их выступление приглянулось зрителям. Это как стимул творить дальше и удивлять общество.
Автор текста: Кира Спорыхина, 7 класс
Рисунок: Юлия Попова, учитель рисования
/-/ Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Аплодисменты — это слово пришло из латинского языка applaudo, что в переводе рукоплещу. Чтобы показать своё одобрение к происходящему на сцене, зрители используют аплодисменты. Это обычные хлопки в ладоши. Но сколько мотивации они дают артисту! По этому простому жесту актер понимает, нравится его выступление или нет.
Автор текста и картинки: Наталья Вольхина, 10 класс
// |  | Апофеоз в театре — это кульминационный момент спектакля, который подчеркивает величие и триумф главного героя или идеи. Этот термин происходит от греческого слова «апофеозис», что означает «возвышение» или «обожествление». В театральной практике апофеоз часто представлен в конце пьесы, когда персонаж достигает своего наивысшего успеха или реализует свои мечты. Он может быть выражен через монологи, торжественные действия или зрелищные элементы — например, яркие декорации, музыку и световые эффекты.
Апофеоз служит не только для завершения сюжета, но и для передачи глубоких эмоций зрителям. Он создает ощущение надежды, триумфа или даже печали, если герой, несмотря на свои достижения, сталкивается с неизбежным. Часто в апофеозе затрагиваются важные философские и моральные темы, что заставляет зрителей задуматься о смысле жизни и человеческих ценностях.
Таким образом, апофеоз в театре — это мощный инструмент, который помогает создать запоминающийся финал и оставить сильное впечатление на аудиторию.
Автор текста и картинки: Тихоновская Ксения
См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
5 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Арена, определенный участок, чаще всего круглой формы. На этом участке выступают актёры, дрессировщики, клоуны, гимнасты и другие люди. Обычно арену используют в цирке. Помимо этого арену используют в театре и театрализованных представлений.
В фильмах(чаще всего про цирк), довольно часто мы можем услышать такую фразу, как «Сейчас на арене появятся артисты»
Автор текста и иллюстрации — Елизавета Нашку
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
// |  |
Артикуляционная гимнастика — специальные упражнения которые помогают человеку говорить громче и чётче. Они направленные на укрепление мышц речевого аппарата.
Автор текста и рисунка — Алёна Артюшенко
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина // |  |
Арьерсцена — в театре так называют участок сцены, который находится далеко от зрителей.
Другими словами — это пространство, которое находится сзади главной сценической площадки. Чаще всего там создают декорации, сотрудники имеют возможность их быстро менять. Кроме того, арьерсцена служит для создания иллюзии пространства и глубины помещения. Арьерсцена закрыта с трех сторон, лишь одна сторона открыта. Эту часть называют «порталом».
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
// |  |
Это не просто листочек, висящий на столбе, а красочное визуальная реклама спектакля. Афиша — почти лицо будущего представления. Если бы не было афиш, то и зрители не узнали бы о спектакле. Обычно, информация о предстоящем событии печатается на большом плакате. Так же, на афише изображены главные герои, дата и время. Представьте: идёте вы по серому городу и видите яркую афишу. Скорее всего вы внимательно рассмотрите её и придёте на представление. Или просто полюбуетесь красивой вывеской.
Автор текста и кртинки: Любовь Ведерникова, 7 класс
//  | [ 1 ] | |
|  |
Афиша- это слово пришло из французского языка, affiche-atficher, что в переводе прибивать обьявление, вывесить обьявление о лекции, концерте, спектакле, фильме, представлении. Афиша-один из видов рекламы. Вешают обычно их в людных местах, в здании, в котором будет проводиться мероприятие. На афише представлена вся важная информация о представлении: дата, время начала, возрастные ограничения. Афииша имеет яркое оформление, чтобы привлечь внимание зрителя.
Автор текста и иллюстрации — Любовь Постникова.
//  | [ 1 ] | |
|  |
Афиша — это плакат с объявлением о каком-то мероприятии, спектакле, лекции, концерте, фильме. Афишу пишут крупными буквами, иногда сопровождают изображением, картинкой, фотографией. Она информирует о том, когда и где будет проходить указанное мероприятие. Кроме этого, в тексте афиши может содержаться информация о тех, кто его проводит, о режиссёре, актёрах, исполнителях и т. п. Текст афиши информативный и небольшой по объёму. Вывешивается она на видном месте.
Автор фото — Анастасия Казакова
Автор текста — Фёдор Казаков
// |  | Афиша — это яркий плакат, который не только дает информацию о предстоящей постановке, но и создает атмосферу ожидания. Благодаря ей мы знакомимся с постановкой, погружаемся в её концепцию и настроение, она служит не только рекламным инструментом, но и является частью представления.
Афиша — это как портал, который открывает другой мир культуры и искусства. Она может быть художественным произведением, которая отражает стиль и тематику спектакля, а также вызывает интерес и эмоциональный отклик у зрителя. Каждая деталь у афиши от шрифта до цвета, продумана так, чтобы привлечь внимание и передать суть предстоящего события.
Афиша — это часть культурной жизни, она объединяет зрителей и артистов в ожидании представления.
Текст и графика — Сафина Исянгулова Художник иллюстрации — Дарья Морозова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова //  | [ 1 ] | |
Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Афиша в театре- это как приглашение для зрителей. Она информирует о спектаклях, которые будут проходить в театре, и помогает людям выбрать, что посмотреть. Обычно афиша включает в себя название постановки, даты и время выступлений, информацию о режиссерах и актерах, а также краткое описание содержания.
Афиши могут быть яркими и красочными, чтобы привлечь внимание. Иногда они содержат изображения или фотографии сцен из спектаклей. Важно, чтобы афиша в театре передавала атмосферу спектакля и вызывала интерес у зрителей.
Современные театры также используют цифровые афиши, размещенные на веб-сайтах и в социальных сетях, что делает информацию более доступной. Афишу можно считать важной частью театральной жизни, ведь она помогает создать ожидание и подготовить зрителей к предстоящим событиям. Таким образом, афиша- это не просто листок бумаги, а ключ к миру искусства, способный привлечь внимание и вызвать любопытство.
Автор текста — Илья Леваков
Автор картинки — Арина Горбачева См. Редактор-арбитр Илона Денисова
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Эту фразу про обрыв актерского внимания любил повторять Зиновий Корогодский — человек-легенда театрального Санкт-Петербурга, многие годы возглавлявший работу ТЮЗа.
Мне довелось ее лично услышать из уст этого удивительного режиссера, педагога. Нас, студентов-первокурсников Ленинградского государственного пединститута им. А.И. Герцена, пригласили на генеральный прогон спектакля «Кошка, которая гуляла сама по себе» по Р. Киплингу с последующим обсуждением спектакля. Вот как раз во время такого разговора и досталось актерам на орехи! И за неправильно нанесенный грим, и за не вовремя произнесенную реплику. А в какой-то момент и «курица здесь пробежала»…
Актер должен видеть, слышать, осязать, обонять. Глаза и уши его должны на сцене жить так же, как они живут в действительной жизни.
Курицу не стала рисовать настоящую, а изобразила только ее образ, тень… Ведь это метафора, и никакие куры, конечно, по сцене не бегают. А вот почему именно курица? Почему-то считается, что курица — самая глупая птица на Земле (не умеет летать, не выживет без опеки человека, и держат ее только из-за способности нести яйца).
Текст и рисунок Нины Богдановой
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
5 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
«Что за балаган вы снова устроили?!»
Да-да, это мы балуемся и носимся на школьных переменах. А что за балаган то? Балаган — этот термин, который в народ пошел из театра. Изначально слово означало эмоциональное, даже слегка абсурдное действие на сцене (в театр попало из цирка). Шум, крики, беготня. Из-за суеты зритель теряется в происходящем и появляется ощущения хаоса и беспорядка.
Сейчас мы используем слово «балаган», описывая комедию, веселье и безответственность.
Например, так: «А военное училище вам не балаган, и привилегированные юнкера — вовсе не клоуны». Куприн А. И
Автор текста: Мария Бардина
Автор картинки: Велина Выхристюк
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина // Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
8 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Балерина — звездочка балетного театра. Арстистка, исполнительняющая классические танцы, выученные согласно балетным канонам и использующая в танце пальцевую технику. Итальянское слово ballerina произошло от латинского слова ballo- танцую. Сегодня балет несёт в себе дух элитарного вида искусства, которое будет понятно и востребовано далеко не всеми. Каждый знает, что балет выступает в роли легкости и изящества движений, а артисты воплощают в своём облике сплочение с духовной природой человека.
Автор текста и иллюстрации — Софья Шкред
// |  | Она парит над сценой, словно не касается пола. Лёгкость? Обман зрения. На самом деле, за каждым грациозным прыжком, за каждым идеально вытянутым носком скрываются годы труда, сотни мозолей и мышцы, натренированные так, что могут выдержать всё, кроме лености.
Балерина — это воин, только в пачке и с пучком на голове. Пока кто-то мечтает о сне, она репетирует фуэте. Пока другие отдыхают, она шнурует пуанты и делает бесконечные па-де-буре. И даже когда спектакль закончится, когда зрители встанут, аплодируя, она всё ещё будет слышать музыку, потому что балет — это не просто профессия, это жизнь, которой невозможно не дышать.
Автор текста и изображения: Виктория Шугурова См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
7 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Балет — театральные представления, сопровождаемые музыкой, в которых действующие лица выражают различные события не используя слов, а исключительно с помощью мимических движений и танца. Классический балет — сюжетный танец, где танцоры всегда рассказывают историю. Традиционно посвящённая мифам, сказкам, историческим темам.
Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения. Этот жанр рассцвëл во Франции и России. Мировые сцены видели множество балетных постановок по мотивам шедевров литературы на музыку гениальных композиторов. Петр Чайковский — самый великий композитор. Он написал музыку для балета «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Автор текста и иллюстрации Ксения Бугаенко
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
//  | [ 1 ] | |
|  |
Что такое балет? Балетом называют театральное представление, в котором сюжет и замысел автора передаются с помощьютанца и музыки. В балете нет слов, но сюжет становится понятным благодаря декорациям,костюмам, силе, музыке и, конечно же, танцам. Как правило, классический балет повествует об историях, посвящённыхсказкам, мифам или историческим событиям. Но существуют и бессюжетные создания, в главной роли которых отдана красота человеческого тела и танца.
Автор иллюстрации и текста: Ксения Бугаенко
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
8 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
«Щелкунчик» — это балет в двух действиях, созданный в 1892 году композитором Петром Ильичем Чайковским и хореографом Мариусом Петипа. Сюжет балета основан на сказке Э.Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Он рассказывает историю девочки по имени Клара, которая на Рождество получает в подарок щелкунчика — деревянного кукольного солдатика. Ночью Клара видит, как щелкунчик и другие игрушки оживают, и начинается удивительное путешествие в страну сладостей.
«Щелкунчик»считается одним из самых популярных и любимых балетов в мире. Музыка Чайковского к балету стала классикой и часто исполняется отдельно от постановки. Постановки «Щелкунчика» ставятся в театрах по всему миру в период Рождественских и новогодних праздников, и он остается одним из самых ярких и праздничных произведений в репертуаре балетных трупп.
Автор статьи: Алёна Сизых
Автор фото: Света Разуванова
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
5 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Баллон (с французского «ballon» — воздушный шар) — это особая техника прыжков, во время исполнения которых танцор на какое-то время как бы зависает в воздухе. Балетный термин имеет еще одно значение — умение эластично отталкиваться от пола перед высокими прыжками.
Баллон «поймать» могут не все танцоры и балерины. Есть так называемое чувство баллона, когда его исполнитель зависает в воздухе и время как бы замедляется на несколько секунд. Известно что, женщины владеют этим качеством гораздо реже мужчин, тем более баллон требует наличия сильных мышц, а современный женский танец уходит в сторону гибкости и растяжки.
Наталья Осипова — российская артистка балета, прима-балерина Лондонского Королевского балета. Она одна из немногих умеет чувствовать баллон и является лучшей балериной классического балета. Дважды принимала участие в Международном балетном фестивале «Мариинский», исполнив партии Китри в балете «Дон Кихот» и Жизели в одноименном балете. Балерину отличает безупречная техника исполнения балетных элементов.
Автор текста и картинки: Дарья Кравченко
/-/  | [ 1 ] | |
|  |
Банан — перерыв во время репетиции.
Так актёры Московского армянского театра под руководством Славы Степаняна между собой называют небольшой по времени перерывчик (успеть съесть банан).
Автор и илюстратор: Дарина Каменева
//  | [ 1 ] | |
|  |
Бард (от кельтск. bardos) — одиночный народный автор песен, поэт, исполнитель. История «бардского движения» очень размыта, считается, что барды были популярны у нескольких народов — кельтов и этруссков. У кельтских племен барды считались мудрецами, слагающими истину, несущими добро и вдохновляющими любить. Кельтские барды играли на лютнях, цитрах, арфах. У этруссков же «бард» — путешественник, сочиняющий свои баллады о природе, о людской жизни и смерти, о красоте мира. Барды считались святыми, и причинение им вреда считалось преступлением. Их инструментом была арфа, позже — кифара.
Часто барды были на службе у королей и сочиняли о них хвалебные песни, но постепенно отошли от этой роли, приобрели независимость и стали бродячими певцами-сказителями, странниками и путешественниками.
Пример для молодежи? Венти — персонаж Genshin Impact, который по сюжету тоже является бардом, сочиняющим баллады о свободе и родном городе. Когда я увидела в словаре «бард», в голове мелькнула мысль о нем. Думаю, он будет хорошим примером и «напоминалкой», какой интересной историей обладает искусство бардов.
Автор текста и картинки: Вероника Лосева
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Белочка — распечатанная для правок пьеса.
Слово-сленг у завсегдатаев театра возникло, конечно, от слова «белый» (чистый, без помарок и пометок) лист бумаги.
Как оформить пьесу? Ловите несколько лайфхаков — прочитайте перед тем, как отправить текст в распечатку.
1. Если с вашим произведением будут знакомиться не в электронном виде, а собираются распечатывать (а режиссер и актеры работают с бумагой), то требуются титульный лист, нумерация страниц, колонтитулы.
2. Имена героев — действующих лиц — пишем заглавными буквами; описание персонажей — обычными.
3. Если один и тот же актер должен играть двух персонажей или если в пьесе должны участвовать дети и животные, обязательно отметьте!
4. Текст пьесы разбейте на акты (действия) и сцены (явления).
5. Если нужно, чтобы актер сделал ударение на каком-либо слове, выделите данное слово курсивом.
6. С техническими требованиями — форматированием (отступы, шрифт, поля) — познакомьтесь заранее.
7. Не забудьте про ремарки.
А дальше — работа редактора: правка-обработка (правка-вычитка, правка-сокращение).
Процесс исправления рукописи во многом схож с корректурой текстов в школьных редакциях.
Текст и фото (коллаж) Нины Богдановой
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина // |  |
| Сезон |
Статей |
Авторов |
| 2025/26 |
3 |
3 |
| 2024/25 |
14 |
11 |
| 2023/24 |
21 |
15 |
| 2022/23 |
255 |
114 |
| Итого |
293 |
138 |
|
|