Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Склад словогрызов
Склад словарей
Всего статей – 3646
Интерактивный словарь

Отражены термины за все годы. Показать только термины с августа 2025 года. Сортировка новые сверху. Отсортировать по алфавиту.
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЭЮЯ

Первая | < Предыдущая | Страница 58 из 73 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Следующая | Последняя

Всего статей 3646

Экзо-скелет — это техника для тех людей, которые не любят спорт. Эта техника даёт силу десяти человек. Он лёгкий, безопасный, его не нужно заряжать, ведь он работает на солнечных батареях.
Принцип действия:
1. Наденьте физкультурную форму (к форме должен быть прикреплён экзо-скелет).
2. Поправьте экзо-скелет, чтобы он почувствовал и прикрепился к вашему телу (техника должна быть прикреплена к спине).
3. Сделайте одно упражнение на силу, например подтягивание, если вы не улучшили свой результат, то поправьте технику.
Механизмы:
1. Тонкий, очень крепкий, лёгкий корпус (корпус прозрачный, чтобы было не заметно).
2. Провода, проходящие вдоль корпуса, которые не причинят вам никакого вреда.
3. Зарядка не требуется, стоят солнечные батареи.
 
Редактор-арбитр Степан Пусякин
 
 
Коментарий Максим Шиян: Экзоскелет уже существует http://www.exoatlet.ru/ и служит он для помощи людям с ограниченными возможностями. Также подобные устройства применяются в военной индустрии насколько я знаю.
//
1 ] 
По приказу Петра Первого на реке Липовка, было начато строительство железоделательных заводов. Поэтому 1703 год принято считать годом основания Липецка. В 1779 году Липецк получил статус города. Сейчас в Липецке проживает 510 тыс человек.
 
Фото взято из интернета: Яндекс-картинки
Пожалуйста, соблюдайте инструкцию Зеленослова
//
 
Информация, которая является достоверной и которую мы получаем в ближайшее время после ее появления, называется новостью. Есть два вида новостей.
Первый — «строгая» новость, самое, возможно, краткое изложение информации и написанная по принципу: «сначала самая существенная информация, а потом второстепенная».
И «мягкая» новость. Содержит авторские вставки, его мнение, подробности и отступления.
Единственное правило для любого вида новости: она должна отвечать на вопросы: Что? Где? Когда? Как? Почему? С кем?
 
Автор Полина Гришина, 10 медиа
Художник Соня Кононова, 10 медиа
 
//
1 ] 
Допустим, вы журналист. А в каждой редакции, как известно, есть свои тайны. Если у вас есть доступ к этим секретам, то вы являетесь инсайдером — человеком, имеющим выход к закрытой информации. Например, знаете подробности о номере, которые не должны попасть к конкурентам или имеете эксклюзивные материалы. В любом случае быть инсайдером приятно, но очень ответственно.
 
Автор Полина Гришина, 10 медиа
Художник Соня Кононова, 10 медиа
 
 
//
1 ] 
 0 
Акценты — три надстрочных знака во французском языке.
Сирконфлекс (accent circonflexe) — в русскоязычном простонародье «домик» — ставится над гласными или их сочетаниями, меняя долготу и тембр произношения.
Мало того, что вольнолюбивые французы позволяют себе не читать половину написанных букв в конце слова, в 18 веке они придумали еще и S в середине слова убирать, ставя «домик» над гласной.
Так наравне со словом festival у них используется и fête.
Еще сирконфлекс используют для различия омонимов. Не будь его sûr (быть уверенным) превратилось бы в обычный предлог sur (на).
 
Второй акцент — Акут (accent aiqu). «Палочкой вправо» французские лингвисты, видимо, для собственного развлечения решили заставить Е в открытых слогах звучать, как в закрытых. Вот такое лето у них стало — été.
 
А с акцентом Гравис (accent grave) вообще весело. Как и в английском языке, у французов нечитающаяся Е в конце слова открывает предыдущий слог. Но поскольку они не читают кучу букв в конце, чтобы отметить, что здесь Е для дела, а не просто так, они над открывающейся гласной ставят акцент — «палочку влево». Le père — папа, конечно же.
 
 
Источник: упрощенное и переведенное на русский в улыбкой содержание любого подробного сайта по французской грамматике. Изучающие французский язык дети посмеялись и подтвердили, что все правильно.
 
Все это, как вы сами понимаете, только для того, чтобы показать, какие разные бывают акценты))
Тэги:  НАШпресс
//
1 ] 
Загон (вероятно от глагола загонять, сущ. гон) — материал для дальнейшей обработки. Не очень связан с шотландским сельским пейзажем, пастухом, мирными овцами и пастушьими колли. Не является также хлевом, загоном для скота, не подходит по консистенции и для охотничьего загона зверя.

В журналистике загон — не вошедший в издание набранный текст и его набор, оставленный для включения в следующий номер периодического или продолжающегося издания. Если у вас не взяли материал в печать и сказали, что возможно он будет в следующем номере — не расстраивайтесь: у вас получился целый загон.

Автор текста и картинки: Дина Бурсакова
//
1 ] 
Атрибуция (нет, не контрибуция) — в переводе с латинского attributio — приписывание, хотя некоторые источники утверждают, что сие понятие произошло от англ. attribute приписывать, наделять. Вообще этот термин используется в психологи. Это когда человек, пришедший на прием к психологу, рассказывает ему, почему другие резко начали ненавидеть (или любить) его.

Мы впрочем имеем дело не с психологией, поэтому Ницше и всех лжецов на кушетках опустим. В журналистике атрибуция означает указание на источник информации в материале. То есть если вы не сделали атрибуцию (обычно в квадратных скобках, с указанием сайта или номера тома из собрания сочинений, страницы и фамилии автора), то ваш текст, где вы ссылаетесь на другие источники, сочтут плагиатом. В противном случае вам придется платить критикам, редакторам, или своей собственной совести целую контрибуцию.

Автор текста и картинки: Дина Бурсакова
//
1 ] 
Шапка — верхняя часть газеты, которая содержит в себе иллюстрации (логотип), номер выпуска, заголовок и т. д.
Это слово происходит от французского «chape», что значит «крышка». А «крышка» в свою очередь это верхняя часть чего-либо.

Автор текста и картинки: Кристина Гунбина
//
1 ] 
Обычно в подвалах хранятся ненужные вещи, но в случае с газетой тут все совсем наоборот. В газетном подвале содержатся важные данные.

Подвал газеты — информация о издании (редколлегия, адреса, контактные номера, ссылки на интернет ресурсы и т. п.), тираже, цене, месте где отпечатана газета и т. д. То есть благодаря подвалу газеты любой читатель в чьи руки попала та или иная газета сможет узнать о ней дополнительную информацию и связаться с редакцией если это необходимо.
 
Автор текста и картинки: Кристина Гунбина
//
2 ] 
Корреспондент — лицо, доставляющее в СМИ сведения из другого города или страны или места, где не было читателя (фотокорреспондент, военный корреспондент, иностранный корреспондент, специальный корреспондент).
 
Корреспондент необыкновенный.
 
Тип: Хордовые.
 
Класс: Непродажные.
 
 
Отряд: Самоотверженные.
 
Семейство: Великое семейство Журналистов.
 
Род: Журналист
 
Вид: Журналист разумный.
 
Обидает везде, где интересно, питается событиями (и гонорарами с работ). Описание: всегда увлечен охотой за материалом, в таком состоянии сердцебиение обычно возрастает выше нормы, если добыча действительно интересует особь, то самоотверженность Корреспондента (или репортера) возрастает, открывая второе дыхание. Как правило, добыча не уходит живой от особей Журналиста разумного. Опытные особи подвида «Телевизионный корреспондент» способны выходить в эфир без подготовки, вести репортаж параллельно с другим действием в кадре.
 
На фото мы видим окаменелый скелет Корреспондента необыкновенного. Он замер в ожидании ответа на сложный вопрос во время интервью.

Автор текста и картинки: Юлия Афонина
//
1 ] 
Петит (кегль 8) — шрифт, кегль (размер) которого равен 8 пунктам, или 3,01 миллиметра в принятой в нашей стране и в Европе системе измерения шрифтов.
 
Его название произошло от французского слова «petit» — маленький. Да, если сравнивать его с корпусом (кегль 10), то петит меньше по размеру, и потому им обычно набирают сноски, аннотации, таблицы, выходные данные, а также приложения, примечания — словом, все, что относится к вспомогательному и дополнительному тексту.
 
Однако петитом часто набирают и основной текст в справочниках, энциклопедиях, а также в газетах и журналах.
 
Там, где формат набора узкий (пять и меньше квадратов, то есть примерно 9 сантиметров) или там, где текст на полосе верстается в несколько колонок, кегль 8 будет смотреться красиво, ровно.
 
А вот набор крупным кеглем на узкий формат — ошибка технического редактора, потому что в тексте могут образоваться «дыры» и «коридоры». Убедитесь сами: даже с переносами миттель (кегль 14) образовал «дыры», а петит лег ровно.
 
Автор статьи Елена Городнова
Источник данных: П. Г. Гиленсон. Справочник художественного и технического редактора. М, 1988. С.34 
 
//
 
Дедлайн (Dead-line) — своеобразный час икс. Крайний срок!
 
К этому времени нужно дописать текст! Ну, хотя бы половину… Ну, файл в ворде создать для приличия… После дедлайна сдача материалов заканчивается! Совсем… Ну, почти совсем! Кроме того РЕДКОГО случая, когда номер газеты так пока и не собран…
 
Автор определения и иллюстрации Юлия Мамаева
//
2 ] 
 0 
Заголовок — название материала.
Можно сравнить с указателем, он должен быть виден издалека, хорошо запоминаться. Те, кто заинтересуются пойдут дальше, следуя указателю, к лиду и, возможно, к тексту.
 
Автор определения и иллюстрации Юлия Мамаева
 

 
//
1 ] 
Альманах — это сборник литературных творений.
Например, альманах нашей редакции «Бронзовый век» (а мы верим, что выходцы «Бронзового…» будут ничуть не хуже серебряников или творцов Золотого века) объединяет в себе мысли-мечты учеников в каждом выпуске.
Альманахи могут рассматриваться как живые свидетели эпохи — прошедшей или настоящей.

Автор текста и картинки: Ксения Колюпанова
А чем альманах отличается от сборника? От журнала?
//
1 ] 
Лид — вступление, преамбула, начало всех начал для журналистского текста…
Он дает представление о статье. Сообщает мысль, не раскрывая ее до конца. Лид очень любит наводящие фразы и многоточия…Он завлекает читателя и старается побудить к чтению всего материала…

Автор определения и иллюстрации: Юлия Мамаева
//
 
Корректорские знаки — специальные обозначения, которые должен знать корректор, редактор и работник типографии. Эти знания нужны для того, чтобы в процессе вычитки оригинала и исправления допущенных опечаток, ошибок, а также прочих изменений, цель которых — доведение текста до совершенства, работники издательства и типографии могли понимать друг друга.

Корректорские знаки, внесенные в текст, обязательно дублируются на полях верстки или сигнального экземпляра, который вычитывают перед подписанием в печать. Ведь на полях места больше, чем между строк текста, и корректорские знаки там лучше видны.

В последние годы корректоры все чаще вычитывают текст на экране компьютера и не пользуются корректорскими знаками. Это экономит время, но ошибок проскакивает больше. Именно поэтому научные тексты, подарочные издания и другие книги, к которым издательства относятся с особой ответственностью, вычитываются с бумажного оригинала. Вот тут и вспоминают о корректорских знаках.
 
Автор статьи Елена Городнова
Фото Ольги Крицкой
 
Отлично!
 
//
1 ] 
Цицеро (кегль 12) — один из самых распространенных типографских шрифтов, кегль (размер) которого равен 12 пунктам (4,2333… мм).

Известен с XV века. Название этого шрифта происходит от имени древнегреческого оратора и философа Марка Туллия Цицерона. Именно его труд был написан шрифтом, размер которого примерно равен современному цицеро.

Что нужно знать труженику Школиздата об этом шрифте? Прежде всего то, что он широко применяется для печати детской литературы. Шрифт мельче цицеро не рекомендован для младших школьников по медицинским показаниям.

Однако и при наборе литературы для взрослых цицеро часто используется наряду с корпусом (кегль 10) — самым распространенным шрифтом для взрослых книг и периодики. Если основной текст в книге набран корпусом, то уж заголовки обязательно наберут 12-м кеглем — цицеро.

На фотографии — страница из известной детской книги писателя и следопыта Всеволода Сысоева «Золотая Ригма» о природе Приамурья с иллюстрациями Геннадия Павлишина (все рисунки в ней сделаны с натуры).
Текст этой книги набран шрифтом цицеро.
 
Автор статьи Елена Городнова
Фото Ольги Крицкой
Источник данных: П. Г. Гиленсон. Справочник художественного и технического редактора. М, 1988. С.34 
Отлично!
 
//
 
Тема
Направление, в котором идет журналист во время написания статьи. Причем во время разработки темы направление может измениться на прямо противоположное.

Тема номера для кого-то становится непреодолимым ограничением для творчества, а для кого-то, наоборот, месторождением идей. Ведь практически любой материал можно привязать к любой теме номера. Просто надо посмотреть на свой текст под другим углом, по-новому переставить акценты.

Автор определения и иллюстрации Юлия Мамаева
 
//
1 ] 

Редактор ̶ это человек,
Который видит все ошибки
И исправляет нам с улыбкой,
Все знаки вплоть до запятой.
Ночами тексты он читает,
Вручную знаки посчитает.
А завтра с новой головой
Всем даст идеи и ̶ домой!

Автор текста София Семирикова
Автор фото Алина Гусева, на фото главный редактор газеты «Планета 1519»
 
//
1 ] 
Раскрыта книга и тетрадь,
 
Но где нам новости узнать?
Что происходит в нашем мире?
 
Как жизнь в Литве, на Украине?
 
Об этом нам газета скажет,
 
Всю информацию покажет.
 
И в каждой новой полосе
 
Найдёте новость по душе.
 
Автор текста София Семирикова
Обложка газеты «Планета 1519»
 
//
 
Во время БИ (Большой игры) следит за соблюдением временных рамок. Его рацион весьма разнообразен. Днем он «питается» опаздывающими на различные мероприятия. А ночью, после полуночи, выходит на охоту за нарушителями ночного покоя. И тех, и других он жестоко карает лишением баллов. Но точных и пунктуальных людей Хронос, наоборот, поощряет дополнительными очками.
Автор текста Ирина Родэ, иллюстрации Юлия Мамаева
 
 
 
//
 
Это интернет-ресурс, обитель юнкоров, руководителей школиздата, наставников, организаторов и судей конкурса. Здесь юнкоры общаются, публикуют свои материалы и осваивают ремесло настоящего журналиста.
Автор текста Ирина Родэ.
 
 
Тэги:  НАШпресс
//
 0 
 
«Человек, который фотографирует все, что движется. А все, что не движется, он двигает и фотографирует» — эта цитата с одного из Подиумов Большой игры (2013 г., 13 игра, команда «Дичок») как нельзя лучше характеризует этот вид журналистики.
Фотограф делает иллюстрации к текстам, готовит фотоотчеты и «расцвечивает» газету плодами своего труда.
 
Автор текста Ирина Родэ, фото Алина Гусева
 
 
//
 
На Большой игре (БИ) — капитан юнкоров одной из команд. Он направляет работу как всей команды, так и отдельных личностей. Основная задача тьютора — оптимальное распределение труда между юнкорами. При он необходимости пинает особоленивых, иногда проверяет тексты, часто раздает задания тем, кто не знает, что делать, и тем, кто вообще не представляет, что они тут делают.
Правая рука тьютора — главный редактор (в просторечии — главред, оранжевый галстук). Левая рука тьютора — пресс-секретарь.
Тьюторы на БИ бывают разные: шеф-тьюторы, тайм-тьюторы, бригад-тьютеры. Все они вместе наставляют команды юнкоров к победе.
Автор текста Ирина Родэ, фото Алина Гусева.
На фото: Ирина Давыдова — лучший тьютер!
//
1 ] 
Творческий отчет Большой игры, проводящийся два раза в день. Каждая команда конкурса готовит выступление на заданную тему или рассказывающее о ее работе. Отчет может быть представлен в виде сценки, видео, песни, стихов, презентации, прилета инопланетян, магии, вызова Ктулху, демонстрации крокодила(ов) — все, что угодно, лишь бы отражало суть работы. За каждое выступление жюри присуждают команде определенное количество баллов.
 
Автор текста Ирина Родэ, фото Алина Гусева
Тэги:  НАШпресс
//
1 ] 
Королева портала школьной прессы, МБИ, Большой игры. марафона школьных СМИ, невероятного количества креативных и серьезных проектов — Татьяна Борисовна Михайлова, создавшая вместе со своей командой КШИ (конкурс школьных изданий) в 2000 году. Среди участников конкурса именуется ТБ.
Умеет все, а что не умеет — то придумает. Генератор идей, мастер, необыкновенно творческой энергии человек. Обладает эмоциональным, веселым и задорным характером. Умеет вызывать в других творческий порыв. «Правильный» диктатор.
У нее есть талант делать детей счастливыми, потому что она знает «секреты». Она включается в тебя как вилка в розетку, а не проходит мимо. С ней можно поговорить и о жизни и о работе. Она добрый человек. Если обещает — делает. Если говорит — лучше ее послушать, так как потом все равно окажется что она была права. Так все говорят, кто ее знает хорошо.
Автор текста Ирина Родэ, фото Алина Гусева
 
 
 
//
 
…нет, это не пиратские корабли Джека Воробья, а значки-судна разных форм, цветов и мастей в Коллективной повести, обозначающий какое-либо задание. Например, синий кораблик с квадратным парусом — задание иллюстраторам. При нажатии появляется информация о нем и тема иллюстраций. Так, золотой парусник дает поручение на историческую тему, а космический корабль — на попытку изобрести какую-то вещь или полноценное изобретение.
За правильно выполненное задание бравым матросам начисляются баллы, количество которых зависит от качества проделанной работы.
Иллюстрация Дарьи Василенко
 
 
Тэги:  НАШпресс
//
 
Редактор — человек, который с чашкой кофе и дергающимся глазом проверяет тексты корреспондентов. Поправляет «косые предложения» и стилистику, выстраивает структуру текста. Работу редактора можно сравнить с расставлением вещей, взятых из одного мешка, по полочкам.

На фото: важные обсуждения с главным редактором (Анна Габица)
Автор текста Ирина Родэ, фото Дарья Кондаусова
 
 
 
//
 
Аббревиатура — сокращение, состоящее из первых букв словосочетания, которая образует звучное слово. Аббревиатура делится на: сложносокращенное слово (слово, составленное из начальных морфем словосочетания) и инициальная аббревиатура (составлена из алфавитных названий букв или просто из букв, читающихся как одно слово).

Инициальные
аббревиатуры делятся на несколько подтипов, по которым они характерно различаются: аббревиатура буквенная (КГБ, отличие в том, что буквы произносим, как и в алфавите), аббревиатура звуковая (ТЭС, отличие в том, что читается все, как одно слово), бэкроним (составленная из уже существующего слова, КАСКО), рекурсивная аббревиатура (включенная в само словосочетание, Wine).

Слово аббревиатура произошло от латинского «brevis», что в переводе означает «сокращенный», синонимом слова является сокращение. Издавна аббревиатуры использовались во всех народах при письме. Сейчас аббревиатуры используются в частных случаях для скорости письма, аббревиатуры чаще всего допускаются в научных работах, технической документации, математике, информатике, астрономии, физике, денежной валюте, в литературных произведениях. Так же аббревиатуры используются в узких кругах, где понимают значение аббревиатур: КШИ, БИ, МБИ.

Автор текста и картинки: Анастасия Попова
 
//
1 ] 
Шрифт — система знаков письма. Шрифты для каждого языка свои, в компьютерах можно автоматически выбрать шрифт. Для заголовков в газетах, журналах, сайтах выбирают крупный приятный для глаз и привлекающий внимание шрифт. Тексты статей в печатных изданиях в основном производятся в стандартном шрифте. При письме мы используют прописной шрифт.

Слово шрифт произошло от немецкого «schreiben», что в переводе означает «писать». Эволюция шрифта началась с пещерных времен, когда люди для передачи информации делали наскальные рисунки, после стали использовать узлы веревки, потом пошли идеограммы (небольшие рисунки, означающие задумку автора). Египетские иероглифы были первыми «буквами» шрифта. Первый алфавит создали финикийцы, где буквы были практически одинакового размера, что способствовало развитию шрифта, впоследствии из финикийского алфавита образовались латинский, греческий и славянский алфавиты. После греки принесли в шрифт линеры, то есть знаки, основанные на геометрических фигурах — кругах, квадратах, трапециях, прямоугольниках. Потом римляне придумали вариант письма, который сейчас называется курсивом. Жоффруа Тори и Альбрехт Дюрер разработали написание шрифта по квадратикам, где каждая буква вписывалась в свой, так называемый «домик». Уже в XV веке для книгопечатания был изобретен шрифт, который стал основой для многих современных шрифтов.

В современном мире есть основные характеристики шрифтов: начертание, насыщенность, ширина, размер, четкость, различимость, емкость. Так же есть художественный облик шрифтов: изящный, динамичный, декоративный, курсив, монументальный, свободный, строгий, фольклорный.

Еще шрифт зависит от начертания, мы их видим в компьютере (в word»е, например): прямой (произошел от надписей на Римских памятниках); курсивный (базируется на рукописном письме); полужирный (отличается большей шириной штриха); узкий (суженный вариант шрифта); широкий (более широкий вариант шрифта).
 
Автор текста и картинки: Анна Дмитриенко
//
 
Выходные сведения — данные о печатном издании (книге, журнале, газете). Они предназначаются для читателей, библиотек и статистического учета.
Эти сведения располагают на последней странице или на обороте титульного листа. В их число входят выходные данные (они должны быть указаны обязательно). Это место и год выпуска; название издательства. С 2007 года в число выходных данных вошел 13-значный международный книжный номер ISBN.
Копирайт (знак охраны авторского права — ©) относится к выходным сведениям. Его помещают на обороте титула. Вопреки распространенному заблуждению, отсутствие копирайта не означает, что авторские права не будут защищены. Закон сурово покарает плагиатора независимо от того, есть © или нет.
Заглянув на последнюю страницу книги, мы узнаем также ее формат, объем, тираж, адрес издателя и типографии, фамилии редактора, корректора.
Выходные сведения помогают найти книгу на полках магазинов или библиотек, разыскать нужные издания в архивах.
 
 
Автор статьи Елена Городнова
Фото Ольги Крицкой

//
1 ] 
Бриллиант (кегль 3) — самый мелкий типографский шрифт, кегль (размер) которого равен всего трем пунктам.
 
Один пункт во французской системе измерения шрифтов, так называемой системе Дидо, которая принята в Европе и у нас в стране, составляет 0,3759 миллиметра.
 
Три мелких шрифта — бриллиант (кегль 3), диамант (кегль 4) и перл, то есть жемчуг, (кегль) 5 — получили названия в честь драгоценных камней, возможно, потому, что и те, и другие встречаются нечасто.
 
Бриллиантом набирают текст очень редко, в основном в миниатюрных книгах, да и то не основной текст, а вспомогательный (сноски, содержание, выходные данные). Кроме того кегль 3 иногда применяется в формулах — им набирают супериндексы (индексы индексов).
 
Сравните: вот таким шрифтом (кегль 11) набран этот текст. А ниже — тот самый бриллиант!
Вот, он, самый мелкий шрифт — кегль 3 (бриллиант)!
На фотографии — миниатюрная книга. Если в такой формат заверстать таблицу «Характеристика кварков» со стр. 899 «Физического энциклопедического словаря», то без бриллианта не обойтись.
 
Автор статьи Елена Городнова
Фото Ольги Крицкой
Источник данных: П. Г. Гиленсон. Справочник художественного и технического редактора. М, 1988. С.34 
 
//
1 ] 
Завод— часть тиража книги или брошюры.
Лет тридцать-сорок назад, когда тиражи по двести, пятьсот тысяч и даже по миллиону экземпляров не были редкостью, их иногда делили на несколько заводов и печатали в разных типографиях (особенно если нужно было успеть к определенному сроку, и одна типография с заданием не могла справиться).
Тиражами в несколько заводов печатались, например, учебники к 1 сентября. На фотографии вы видите учебник астрономии для 10 класса. Его общий тираж — 1 360 000 экземпляров (завод 600 000 экземпляров).
Может быть, один из начинающих авторов портала школьных СМИ станет популярным писателем, и тогда его книги будут печататься большими тиражами. Допустим, по триста тысяч экземпляров (каждый тираж — тремя заводами по сто тысяч).
К заводу — промышленному предприятию термин отношения не имеет.
 
Автор статьи Елена Городнова
Фото Ольги Крицкой
 
 
//
 
Кавычки — парный знак препинания. В полиграфии используются два вида кавычек для текстов на русском языке, «ёлочки» и «лапки». Обычно применяются «ёлочки», но как быть, если внутри, скажем, прямой речи попадаются слова в кавычках? Интересная ситуация — «кавычки в кавычках»! В этом случае внутри прямой речи используются «лапки»: «А вы читали нашу „Сильную Россию” на портале школьной прессы?».
 
Автор статьи Елена Городнова
 
//
1 ] 
Выключка — выравнивание текста при верстке влево, вправо или по ширине (правильно говорить — по формату) книги, журнала или газетной колонки. Выключка по ширине чаще всего применяется в печатных изданиях.

Выключка влево
тоже применяется сравнительно часто, потому что обычно тексты читаются слева направо, и такое расположение строк на странице воспринимается как естественное. Посмотрите на иллюстрацию и убедитесь в сами. А в текстах, размещенных в интернете, выключка влево применяется по умолчанию.

Выключка вправо
в русском и большинстве европейских языков применяется для дат, эпиграфов, данных в таблицах (то есть не для основного, а для вспомогательного текста), иногда для заголовков.

Однако в тех языках, в которых текст читается справа налево (например, в арабском), выключка вправо — обычное дело. Влево в таких случаях выключают вспомогательный текст. А нам основной текст, который выключен вправо, читать непривычно и неудобно. По центру обычно выключают заголовки.
 
Автор статьи Елена Городнова
//
1 ] 
Летучка — собрание команды журналистов, небольшое совещание. Термин «летучка» появился в период основания целинных земель. На совещания к руководству из разных участков, разбросанных на многие километры друг от друга приезжали (слетались) бригадиры. Вот и появился термин «летучка» от глагола «слетаться». Позднее термин «летучка» закрепился в русском языке. Летучка проходит кратко, ясно и по делу. В основном на ней обсуждают краткосрочные планы и неотложные дела. Но также ошибки и недоработки, способы их исправления.
 
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Фото Киры Наумовой
 
//
1 ] 
Сигнальный номер — это первый пробный напечатанный номер газеты или журнала. Перед тем как печатать тираж, надо посмотреть, что получилось, нет ли ошибок. Сигнальные номера очень важны для начинающего издания. Особено, если оно пишет официальную, важную информацию. Редактор шлёт сигнальный номер источнику информации, и он уже смотрит, всё ли верно написано.
 
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
//
 
Заметка — жанр короткого журналистского материала. Заметка обычно отвечает на три вопроса — Что? Где? Когда? Право написать заметки предоставляется начинающим репортерам, так как это самое легкое.
 
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
 
 
//
1 ] 
Подвал — журналистский термин обозначающий нижнюю часть газетной полосы, куда публикую чаще всего мало значащую информацию.
 
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
 
 
//
1 ] 
Строкаж — количество строк в одной заметке. Термин придуман советскими журналистами, когда не было компьютеров. В те времена гонорары подсчитывали, исходя не из количества символов, как сейчас (спасибо компьютеру за это), а из числа строк. Из-за этого в те годы была популярна фраза «Вымучивать строкаж», то есть корреспондент «лил воды» в текст, чтобы получить больше гонорара.
 
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
 
//
 
Лид — так журналисты называют подзаголовок либо первый абзац статьи. Это слово произошло от английского глагола lead, что означает возглавлять (от этого же глагола произошло слова лидер). Бытует мнения что читатель вначале читает заголовок и лид, и если ему они понравились, «зацепили», то он прочтет и всю заметку. Поэтому в редакциях существует целый отдел, который придумывает заголовки и лиды к текстам всех журналистов.
 
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
 
//
 
Этимология слова восходит к двум его корням. Очевидно, греческим. Ведь «хроно» в переводе означает «время», а «графо» — пишу. Первое значение этого слова в нескольких словарях (по Ушакову, Ефремовой) определяется как «Памятник древней письменности, содержащий обзор всеобщей истории и хронику данной страны». А вот в энцеклопедическом словаре даётся такое толкование: «Хронограф — в Византии, Болгарии, Сербии сочинения по всемирной истории. На Руси в 11–18 вв. переводные хронографы дополнены русскими известиями. Использованы в «„Повести временных лет”» и других сочинениях».
 
 
 
Так, что если всё ещё задумываетесь над тем, откуда на портале появился новостной хронограф — читайте наш словогрыз. И верьте, что все вместе мы создаём новый современный памятник письменности.
//
 
Этот термин узнала на первом курсе факультета журналистики Уральского Федерального университета. Преподаватель нам рассказывал о советских газетах. И когда речь зашла о первых полосах, он поведал нам, что есть такое слово «передовица». Происходит оно от словосочетания «передовая статья», то есть статья, размещаемая на главной странице издания, её ещё можно назвать программной, установочной. Часто они были анонимными и, как правило, преследовали пропагандисткие цели. В ней корреспонденты газеты могли выразить своё мнение по каким-либо злободневным вопросам.

В словарях этот термин впервые встречается ещё в далёком 1915 году. Ух ты! Юбилей в этом году у передовицы! А вот возникло оно, оказывается, ещё раньше. В 1888 году оно употребляется в рассказе Лескова «Колыванский муж»: «У дяди всегда все выходило так хорошо и выспренно, как будто он Аксакову в газету передовицу пишет».

Сегодня термин «передовица» практически не употребляется в журналистком сообществе. Слово носит разговорный или профессионально-жаргонный окрас. Однако, в некоторыхсовременных редакциях передовицами называют все первополосные материалы. А как вам наша передовица?

Автор текста и картинки: Светлана Попырина
//
 
Это верхняя одежда книги, журнала, тетради, предназначенная для объединения отдельных страниц в единый блок, их защиты от механических повреждений и просто для эстетического удовлетворения читателей.
Кожа— древнейший переплетный материал. Самым популярным сортом кожи была телячья, которая отличалась высокой прочностью, но почти не поддавалась окраске в другие цвета, поэтому большинство переплетов русских книг имеет естественный коричневый цвет разных оттенков.
Прототипом современного книжного переплета был диптих— скрепленные вместе костяные, деревянные или металлические пластины. Они тоже претендовали на роскошь, поэтому тщательно шлифовались и украшались резьбой и драгоценными камнями.
В древней Руси до конца 17 века все переплеты делались исключительно из дерева. К книжному блоку они прикреплялись с помощью кожаных ремней. Снаружи доски тоже часто обтягивались кожей — для долговечности.
Самым дорогим и изысканным переплетом на Руси был окладный. Он украшался декоративным металлическим покрытием — окладом, выполненным из золота, серебра, золоченой или посеребренной меди. Под оклад в качестве фона располагали дорогую ткань — бархат, парчу, атлас или тонко выделанную кожу. Элементами украшения были чеканка, скань — припаянный на переплет ажурный узор из тонкой проволоки, чаще всего серебряной, чернь, эмаль, драгоценные камни, жемчуг и т. д. Книгами в окладных переплетах владела, преимущественно, церковь, — даже знатным людям они часто были не по карману.
Да, печатные издания, покрытые позолотой, читать, возможно, и приятнее, но «Не судите книгу по обложке (переплету)», — гласит мудрая народная пословица. Поэтому простые недорогие книги переплетали грубым холстом и суровым полотном.
 
 
/-/
 
«Желтая пресса» (бульварная пресса) — дешевая периодика, рассчитанная на невзыскательного читателя, который любит скандалы, сплетни, слухи, сенсации, сцены насилия.
Термин пришел к нам из-за океана. Два американских газетных магната (Пулитцер — владелец New York World и Херст — владелец New York Journal American) долго боролись за право печатать комиксы о похождениях «Желтого парня» — наглого и неопрятного.
Оба магната раньше других поняли, что информация может быть товаром для массового обывателя, и смело жертвовали достоверностью фактов, заменяя ее эмоциональной подачей материала в своих газетах.
К сожалению, их примеру последовали другие журналисты и владельцы периодики, и «желтая» журналистика стала распространенным явлением. Но только не на портале школьных СМИ.
 
Автор статьи Елена Городнова
Рисунок Натальи Смирновой
 
//
 
Астерикс (звездочка) — [*] типографский знак для обозначения сноски в виде звездочки.
Тремя звездочками [* * *] разделяются самостоятельные части текста при отсутствии заголовка или подзаголовка.
Никакого отношения к галлам Астериксу и Обеликсу, героям комедии Клода Зиди, звездочка не имеет.
 
Автор статьи Елена Городнова
Рисунок Натальи Смирновой
 
//
 
Репродукция — воспроизведение и тиражирование изображения (обычно произведения искусства — картины, рисунка, художественной фотографии) типографским способом или копирование с помощью репродукционной техники (например, фотографирование).
Репродукцией называют и сам результат этого процесса — копию изображения (оригинала).
 
Автор статьи Елена Городнова
Рисунок Натальи Смирновой
 
 
//
1 ] 
«Я мог бы описать ее толково,
Как это мне Тургенев объяснил,
Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил…» — Илья Сельвинский. «Блеснуть цитатой» — продемонстрировать свою эрудицию, осведомленность. Всего лишь короткая, яркая фраза, часть текста, взятые из художественного произведения или научного труда, сказанные к месту, помогут в любом обществе заслужить уважение. Удачное цитирование, подтверждение своих рассуждений цитатами из классиков считается признаком ума. Сказанное и написанное приобретает более глубокий смысл, убедительность, ведь латининское cito — «призываю в свидетели». Вот только при этом обязательно нужно указывать «призванных свидетелей» — авторов цитат. Иначе это уже нарушение их авторского права. Только при условии оформления границ цитаты (кавычки, знаки препинания) и ссылки на источник, цитирование не является плагиатом.
Автор: Софья Губернаторова
 
//
 
Плох солдат, который не хочет стать генералом. Плох автор, который не мечтает написать бестселлер. Дословно с английского best seller переводится как «продаваемый лучше всех». Бестселлеры пользуются огромным спросом, поэтому издаются большими тиражами. Они рассчитаны на массового читателя. Составляются рейтинги книг-бестселлеров. В России за первую половину 2015 года тройка лидеров выглядит так:
1. «Ангелы на льду не выживают» — Александра Маринина.
2. «Жду тебя» — Дженнифер Ли Арментроут.
3. «Весь невидимый нам свет» — Энтони Дорр.

Автор: Софья Губернаторова
 
//
1 ] 
Висит на заборе,
Колышется ветром,
Колышется ветром
Бумажный листок…
В знакомой детской песенке Владимира Шаинского речь не про афишу, бумажный листок — это объявление. Его, пожалуй, можно назвать старшим братом афиши. Слово «афиша» произошло от французского affiche — объявление. Оба они представляют собой односторонние бумажные листы, предназначенные для расклейки, вот только сестра несет информацию рекламного содержания, да и форматом обычно покрупнее. Она оповещает нас о публичном мероприятии или о расписании мероприятий: выставок, спектаклей, концертов, лекций, фильмов, спортивных и других событий.

Автор: Софья Губернаторова
//
 

Первая | < Предыдущая | Страница 58 из 73 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Следующая | Последняя

Всего статей 3646

Сезон Статей Авторов
2025/26 93 49
2024/25 646 129
2023/24 829 202
2022/23 585 179
2021/22 362 85
2020/21 32 17
2019/20 112 38
2018/19 52 13
2017/18 64 40
2016/17 33 12
2015/16 114 43
2014/15 58 13
2013/14 357 44
2012/13 115 29
2010/11 194 29
Итого 3646 695
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета