Про то, как Николай Гоголь приехал в столицу, чтобы стать поэтом и чиновником, но стал писателем, и создал «Шинель», из которой вышла вся русская литература
Николай Васильевич Гоголь приехал в Петербург после окончания Нежинского лицея, ему было девятнадцать лет. Еще во время обучения в грезах являлся ему город на Неве. Но надежды и мечты юноши не оправдались — в актеры его не приняли, накопленных сбережений еле-еле хватало на жизнь, а карьера чиновника не предвещала никаких перспектив, так как к его рекомендательным письмам отнеслись скептически, либо отказывая, либо предлагая самые скромные места. Разочарование его еще более усугубила холодная и промозглая погода города на Неве. После яркой и щедрой на тепло и солнце Украины, Санкт-Петербург, с его серым небом и мрачными дворами, показался ему тяжелым и угрюмым, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей.
Но никакие трудности не заставили Гоголя уехать из города, который, словно по мановению волшебной палочки, стал самым успешным местом в биографии писателя. Именно здесь он начал свою карьеру и получил всенародную известность.
Поселился Николай не «в веселой комнатке окнами на Неву», как писал он матери, а на Гороховой улице вблизи Фонтанки. Ее в народе и называли Невским для народа. Еле сводя концы с концами, он делает первые пробы пера, считая, что его призвание — поэзия. Однако стихи оказались неудачными — критика разнесла в пух и прах его первую поэму («Ганс Кюхельгартен»), подкрепляя рецензии едкими насмешками и Гоголь, скупив все нераспроданные экземпляры, сжег их и посвятил себя прозе.
Выбирая между темами, будущий писатель замечает, что петербуржцам интересны рассказы про Малороссию. Его взгляд и мысли устремились к родному краю и он, ударившись в труды, придумывает идею для своего первого сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Первые рассказы Гоголь публикует в изданиях барона Дельвига «Литературная газета» и «Северные цветы». Именно Дельвиг познакомил молодого литератора с маститым Жуковским. У них нашлось много общего, и это не только не только любовь к искусству и чрезвычайная религиозность, но и склонность к мистицизму, очень тесно сблизившая их.
В.А. Жуковский, через свои связи с критиком Плетневым, пристроил Николая Гоголя на должность учителя истории в Патриотический институт, чему тот несказанно обрадовался, ведь у него появилась возможность нести учение в массы.
Но не только Жуковский повлиял на личность и творчество писателя. Однажды, в доме у Плетнева Гоголь познакомился с Пушкиным, который ввел его в свой круг общения, где вращался цвет столичного искусства: литераторы Крылов, Вяземский, художник Брюллов и многие другие. Отчасти благодаря своим новым знакомым, писатель заканчивает в 1831 году сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», Бог знает сколько он переписывал бы, шлифуя, и доводя до идеала свои опусы, если бы его не подталкивали к публикации его новые собратья по перу.
Рассказы молодого писателя очень полюбились публике, и в скором времени он выпускает два своих следующих сборника: «Арабески» и «Миргород». Его литературная слава взлетела до небес.
К 1833 году, оставив позади дешевые квартиры (с Гороховой он переезжает на Большую Мещанскую, от туда перебирается на набережную Екатерининского канала, последнее бюджетное жилице было на Офицерской улице), и несколько литературных псевдонимов (В. Алов, ОООО, П. Глечик, Г. Янов), на Малой Морской, в доме 17 поселяется уже знаменитый писатель Николай Гоголь. Уже позади служба в присутствии, где он успел подняться до очередного звания. Через год он оставит и место адъюнкт-профессора при Университете.
Одно за другим на свет появляются произведения Гоголя. Всего на его счету пять произведений о столице. Образ гоголевского Петербурга с полной ясностью явлен в самом первом питерском произведении — «Невский проспект» (1834). А из гоголевской «Шинели» выйдет уже вся русская литература от Достоевского, Толстого и Тургенева до Булгакова.
В 1835 за полтора месяца написан «Ревизор», (окончательный вариант в 1842 году). Цензура потирает руки, готовясь уничтожить пьесу, но ее самолично отодвигает в сторону царь и жалует автору бриллиантовый перстень. Постановки идут с аншлагами, хотя сам Гоголь не доволен. Современники рассказывали, что Николай Васильевич уходит из зрительного зала уже на сцене вранья Хлестакова.
Петербург с его серыми улицами и холодными ветрами, реками и каналами, а скорее с Пушкиным, Жуковским и другими его друзьями подарил Гоголю вдохновение, которое он не смог найти нигде больше… пока не переехал в Италию. Но это уже другая история.