Многие молодые люди в наше время при упоминании о Льве Толстом начинают морщиться и вспоминать, как в школе их заставляли читать какой-нибудь его роман, например «Войну и мир», что называется, из-под палки. Однако, при мало–мальски внимательном прочтении его произведений, можно «выкопать» столько, что по сравнению с этим, Клондайк — это месторождение пыли. Но сегодня речь не только об этом
9 ноября 1910 года в Санкт-Петербурге произошло «богопротивное» событие. Священник Николай Кюрдян совершил отпевание графа Льва Николаевича Толстого. Богопротивность события заключалась в том, что оный граф был отлучен от Русской православной церкви Святейшим Синодом.
На отпевание, по свидетельствам современников, пришла значительная часть петербуржского населения, среди которых находились также и прихожане РПЦ. Явившееся на отпевание полицейские, потребовали «прекратить безобразия», но дело в том, что священник Николай Кюрдян был клириком не Русской, а Армянской православной церкви. Он ответил, что Святейший Синод РПЦ ему «не указ» так как он подчиняется Католикосу (который как известно проживает в Армении), а отпевание идет по обрядам Армянской апостольской церкви. И полицейским пришлось ретироваться.
За что же его отринула Русская православная церковь? В сторону Толстого за долго до его смерти, неслись возгласы «Еретик!», «Предатель!», «Антихрист!». Неприятие церковью и верующими «толстовства» доходило порой до подлинного абсурда. Так на стенной росписи Знаменской церкви, что в Курской губернии, писатель был изображен в объятьях Сатаны, горящим в геенне огненной.
Но откуда же берет начало столь неоправданная и трудновообразимая неприязнь? Начать повествование следует со знакового романа Льва Николаевича «Анна Каренина». Мысль, выраженная в этом романе и проложившая череду изменений в жизни писателя, была до смешного проста: «…если главное доказательство божества есть его откровение о том, что есть добро, то почему это откровение ограничивается одною христианскою церковью? Какое отношение к этому откровению имеют верования буддистов, магометан, тоже исповедующих и делающих добро?». Эта мысль послужила своего рода искрой.
После написания романа Толстой осознает, что фундамент, на котором он стоял всю жизнь, обрушился. Писатель начинает менять взгляд на мир, задаваться вопросами. Одним из таких вопросов был вопрос о Боге и церкви. Более десяти лет Толстой провел за изучением древнегреческого и древнееврейского языков, апокрифов и Евангелия в оригинале. Первыми письменными результатами, где автор устанавливает основу своего мировоззрения, стали автобиография «Исповедь» и философский трактат «В чем моя вера?». Однако, до XX века, эти произведения так и не увидели свет в России, что неудивительно, ведь в этих трудах писатель открыто называет церковь, государство и науку «ложными кумирами».
Но на этом поиски Толстого не оканчиваются. В 1899 году выходит роман «Воскресение», в котором автор, устами главного героя, князя Нехлюдова (который, безусловно, как и в остальных работах Толстого перекликается с личностью и жизнью писателя), излагает мысли о чистоплотности церкви и государства (за что роман и был подвергнут жесточайшей цензуре), а также подводит итог своих размышлений о Боге. Основная мысль Льва Николаевича чрезвычайно проста, но вместе с тем она представляет собой результат громадной работы, проделанной не только Толстым, но и почти всеми русскими писателями XIX века. И действительно, можно ли найти среди идей того времени более всеобъемлющей и важной? Ведь к чему стремится человек, как не к счастью? А идея Толстого и состоит именно в обретении счастья через всепрощение, любовь к ближнему и непротивление злу. Знакомо, правда? Нагорная проповедь Христа, как она есть.
Но, стоит вспомнить, что Толстой отвергал исковерканное церковью понимание Священных Писаний и ранее. Еще в романе «Война и мир» Наташу Ростову посетила мысль: «А почему, собственно, нам говорят молиться за смерть наших врагов (французов). Разве не противоречит это заповедям Христовым?». Стоит ли говорить, что «любовь к ближнему своему» и молитвы за смерть врагов государства — две вещи несовместные.
Так к какой же мысли, этими извилистыми и зачастую сбивчивыми путями пытаюсь я прийти и привести за собой читателя? В последнее время стали слышны упреки в сторону Толстого, порицания и обвинения его в богохульстве, но если посмотреть на ситуацию трезво, то можно прийти к выводу, что «толстовство», в самом деле, есть самый простой способ обретения счастья.
![Топ5 (50 баллов)](/img/marafon/top-5-90.png)
Все, разумеется, зависит от приоритетов и жизненных ценностей отдельного человека, но задумайтесь на секунду, хотели ли бы вы, уважаемый читатель, жить в мире без предрассудков, ненависти, войн? Одни отвернутся и промолчат. Другие скажут: «Это все бесполезно!». Третьи воскликнут: «Мечтатель!».
А вдруг получится? А вдруг…