Проходят года, время утекает как вода между пальцев. И казалось бы, нельзя задержаться хоть на мгновение. Но искусство заявляет на это протест, предоставляя писателям, художникам и поэтам право сохранять память о себе на долгие годы. Это относится не только к творцам мирового масштаба, но и «певцам» небольших, но близких сердцу местечек
Пожалуй, в каждом уголке России найдется художник, писатель, поэт, который своим творческим потоком «пробил» широкое русло в сердцах местных жителей. И для родного городка он дороже, чем даже самые знаменитые, но далекие гении искусства. Таким человеком для нижнелимских «бурундуков» стал Георгий Иннокентьевич Замаратский, универсал в прямом смысле этого слова.
Изобразительное искусство и литература были для него одинаково близки на протяжении всей его жизни, но особое внимание хотелось бы обратить на Георгия Иннокентьевича именно как на поэта и прозаика.
Деревня Погодаево взрастила на своих просторах собственного Есенина, любовь к малой родине которого соизмерима с любовью Сергея Александровича к России в целом. Здесь, на Илимской пашне, прошло детство писателя, пришедшееся на годы Великой Отечественной Войны. Время нечеловеческих трудов и веры в победу дало Георгию Иннокентьевичу богатый материал для повести «Приглашение в память», написанной в год 60-летия. Книга автобиографичная, рассказывает о военном детстве, о каторжной работе подростков вместе со взрослыми, о детских радостях и печалях.
Будучи еще подростком он пробовал писать стихи, но никто не хотел печатать: утверждали, что такое не могло выйти из-под пера ребёнка. Это не повлияло на его дальнейший успех, ведь в будущем стихи и повести регулярно появлялись на страницах местных газет. Его выбрали руководителем литклуба. Ему было близко творчество иркутских прозаиков, таких как Вампилов, Распутин, Ст. Китайский, Шугаев, Василий Козлов, Михаил Трофимов, которые нет-нет, да заезжали в Железногорск. Георгий Иннокентьевич смог найти и собственный путь в литературный мир: в 1979 году в областном журнале «Сибирь» вышла повесть «Ехин фарт», в коллективных сборниках повести «Грибное воскресенье», «Пора туманов», «Дедушка Тирдачка». В 1998 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве выходит роман «Твой ход, Яверя!», а через год роман «Пыхуны», за которые Замаратского Г.И. приняли в Союз писателей России.
О чем же он писал? Да все о той малой родине, такой близкой и милой. Огромным личным горем для него стало затопление Илимских деревень в 1973 году. Ведь для него они были не просто местом, где прошло детство, а хранилищем дорогих сердцу воспоминаний. Что может быть обиднее, что может быть оскорбительнее того, когда человека лишают родины? Малой родины!» эти слова Г.И. Замаратского могут выразить главную тему самого пронзительного периода его творчества.
Его произведения проводники в те далекие времена процветания Илимской пашни. Поэтому творчество Георгия Иннокентьевича всегда находило отклик в сердцах местных жителей. Под давлением тех же настроений он написал поэтический сборник «Пою Илим», который называют Илимской пасторалью. Здесь каждое стихотворение проникнуто сыновьей любовью, тоской по земле отцов и меланхолией по невозвратным временам:
Рву душу чуть не в клочья я,
Любовью к Родине томим,
Молю и днем и ночью я:
«Верни, о Господи, Илим!»
В благодарность за терпеливую многолетнюю работу, требующую не только полной самоотдачи, постоянного душевного самосовершенствования, но и способности мысленно переживать настроения людей, для которых поэт и писатель творит, Георгий Иннокентьевич удостоен звания «Почетный гражданин Железногорска-Илимского». Его имя носит Центр развития творчества детей и юношества г. Железногорска, где и находится наша медиа студия.
Таким образом, Георгия Иннокентьевича Замаратского можно смело именовать «певцом земли Илимской». Он оставил нам в наследие не только результаты бессонных ночей сборники стихотворений, рассказов, повестей, но и ещё одну причину гордиться своей малой Родиной.