Объединение юных журналистов «Школяр» на этой неделе «дежурит по городу»
Мы живем в маленьком городке Донецк Ростовской области. Его часто путают с Донецком — столицей Донецкой народной республики. К тому же наш город тоже шахтерский. И пришла пора о нем рассказать
Если забраться на террикон, то можно увидеть весь Донецк: девятиэтажки микрорайона, пятиэтажки на Королева, парк, где строится новый дворец культуры, стадион, дальние поселки с такими же терриконами.
Что такое терриконы? Это большие холмы, созданные из отработанной породы, которую доставали из шахт, помимо угля. Шахты закрылись в 90-е годы. И теперь зимой с терриконов на санках катаются дети, а летом молодежь забирается на них, чтобы сделать интересные фото и полюбоваться красивыми видами.
Донецк возник благодаря шахтам. И стал знаменит благодаря им. В 1790 году вблизи казачьей станица Гундоровская, рядом с которой через пару столетий появится наш город Донецк, обнаружили запасы угля. Узнав об этом, казаки начали выкапывать колодцы, чтобы доставать оттуда уголь и топить им печь.
Один богатый казак по фамилии Попов открыл первую шахту с наемными рабочими. Но тут началась революция и гражданская война, и казакам стало не до угля. И только перед Великой Отечественной войной в наших местах начали закладывать шахты, чтобы добывать уголь, нужный для металлургической промышленности.
Во время войны в 1942–1943 годах в наших местах хозяйничали фашисты. Все шахты после их ухода были разрушены, взорваны, затоплены. Надо было очистить забои и осушить лавы, снова отстроить копры («вышки» над шурфами, которые обеспечивали подъем и спуск в шахту), отремонтировать подъемно-спусковые лебедки и механизмы. На восстановлении шахт Донбасса отработало 250000 человек и 200000 из них женщины и дети.
В 1956 году вокруг шахт и стал расти наш Донецк. В городе работали 5 шахт, где добывали коксующиеся угли для металлургической промышленности. Люди шли работать в шахту, чтобы заработать много денег. Шахтеры старались добыть как можно больше угля, совершая трудовые подвиги. Многие из них награждены знаками «Шахтерская слава».
Двум донецким шахтерам Бурмистрову Александру Ивановичу и Мяктинову Петру Сергеевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В Советском Союзе это была самая высокая награда.
В шахте было опасно работать, потому что на людей могла обрушиться кровля, мог случиться выброс ядовитого газа. Закрылись шахты в 90-е годы из-за того, что запасы угля в них закончились, и они перестали приносить прибыль. Старые терриконы рекультивируют: разравнивают верхушки, завозят землю, чтобы росли трава и деревья.
В Донецке помнят, благодаря кому возник город. В городском краеведческом музее есть специальный зал «Угольная промышленность». Там можно узнать, как шахтеры работали, какими орудия труда и во что они были одеты.
В последнее воскресенье августа мы празднуем День шахтера и День города одновременно. 2 июня мы вспоминаем погибших шахтë ров у Обелиска Памяти, на котором 400 фамилий наших земляков. А богатыри-терриконы каждый день напоминают нам о славном прошлом шахтерского Донецка.