Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Обсуждалка новостей
Просмотров: 69        -1 +1
15
02.2020
№ 15900
За верстаком — отцы и дети    [ 1 ]




Удивляет, как из маленькой идеи рождаются большие перспективы. Поражает, что находятся молодые мужчины, готовые учить мальчишек совершенно бесплатно. Восхищает, как за одно занятие вырастают юные умельцы

Заходим в просторное помещение, обустроенное под мастерскую, в нос ударяет запах, словно я стою в глубине леса под покровом могучих деревьев. Пахнет чем-то теплым, таким, что нельзя передать словами, этот запах свежего дерева приятен, и не хочется, чтобы он пропадал. «Чувствуйте себя, как дома», — говорит высокий мужчина в камуфляжных штанах и темно-зеленой кофте.


В творческой мастерской «Отцы и дети», куда я пришла, все деревянное и необычайно уютное. Разнообразные изделия: чашки, шкатулки, мебель — создают атмосферу света и тепла.


«Отцы и дети» — это мастерская, где несколько талантливых мужчин обучают мальчишек от 7 до 12 лет работе с деревом и инструментами. Однако это не значит, что из девочки не может получиться хороший и добросовестный мастер по дереву. Сегодня я пришла в мастерскую «Отцы и дети», чтобы научиться чему-то новому.

Вступаю на путь мастера
Я и еще пять мальчиков помладше подходят к столу. За ним, в шеренгу, как в армии, с гордо поднятыми головами стоят пятеро мужчин. Эти мастера — лишь часть большой и дружной компании проекта «Отцы и дети». Мы знакомимся друг с другом и немного рассказываем о себе. У всех, кроме одного мальчика, это занятие первое. Волнению никуда не деться, ведь я не представляю, как и что нужно делать. Остается только молить о помощи всех богов мастерства!

Нам показывают инструменты и рассказывают о каждом из них. Удивленные взгляды мальчиков сопровождаются возгласами «Вау! Как круто!» Мне и самой очень любопытно: сколько этих сложных и непонятных названий: резцы, стамески, рашпиль, шуруповерты, коловорот, рубанок, киянка… И как тут можно запомнить что к чему?

Кое-как разобравшись в названиях инструментов, мы слушаем о материалах, из которых будем изготавливать изделия. Оказывается, самое распространенное дерево у нас на Урале и вообще в России — сосна. Сосна очень мягкая, легко обрабатывается, и ее очень много произрастает на нашей местности. А вот ясень — очень плотная и тяжелая древесина, из нее делают хорошую и дорогую мебель.

Дмитрий Тащилин, хозяин этой мастерской и один из организаторов проекта, показывает нам маленький деревянный квадратик темно-коричневого цвета.
— Это ДСП, а точнее ЛДСП,- рассказывает Дмитрий, поворачивая квадратик то одной, то другой стороной. — Как вы думаете, почему у него такое название?
— Потому что он квадратный! — восклицает Егор, в вязаном свитере болотного цвета и темными взъерошенными волосами.
— Не совсем, — улыбается мужчина.
— Д — древесно, С — стружечная, П- плита, — поясняет Стас, один из мастеров, — а ЛДСП, потому что плита ламинированная.
На столе образовался беспорядок, ведь нам показывали, как сверлить дерево и забивать гвозди. Мальчик Федя с коротко подстриженными волосами и в серой водолазке предлагает убрать опилки. Он берет веничек и смахивает все на пол, на столе будто ничего и не было. «Соблюдайте чистоту на рабочем месте»,- напоминают нам.

Не успели мы оправиться от шока после экспериментов с шуроповертом, уже показывают абразивный материал — шкурку. С ее помощью можно отполировать изделие. Прямо перед нами, наклоняющимися все ближе и ближе к столу от любопытства, Дмитрий разложил несколько разновидностей шкурок. Мы внимательно ощупываем каждую из них.

Делаем подсвечник
Объявляют задание — сегодня будем мастерить подсвечник. Мастера показывают образец — вытянутый прямоугольник с горизонтальными линиями.
Очень быстро у каждого из нас в руках оказывается вытянутый деревянный брусок, неотшлифованный и неокрашенный. Нужно с помощью шкурки сделать его гладким как шелк. Он должен быть ровным и без единой шероховатости.


Придется признаться, что для мальчиков эта работа куда легче, нежели для нас, девчонок. Тут нужны крепкие мышцы и правильная техника выполнения. А вообще эта работа для перфекционистов. Сколько твоей душе угодно — столько и шлифуй. Все на твое собственное усмотрение и вкус.


Внимательно следит за моей работой мастер Андрей — здесь принято к каждому ученику прикреплять наставника — и мы беседуем о жизни. Андрей, бывший участник игры «Одиссея разума», живет в своем доме, умеет работать с деревом и металлом. На вопрос, почему он участвует в проекте, рассуждает: «Когда мы станем старенькими, вот эти дети будут взрослыми. Нам надо с ними взаимодействовать. Мы передаём им свою энергию, а они передадут ее другим.
Разные ребята приходят: кто-то из мальчиков стоит в сторонке на первом занятии, берешь его за руку, подводишь к столу, а в следующий раз он уже сам включается в работу».


Я смотрю на свой брусок, поверхность которого лоснится в моих ладонях. Трогаю все его стороны и грани и прихожу к выводу, что можно демонстрировать свою работу. Показываю мастеру Стасу, он одобрительно кивает: «Не думал, что девчонкам тоже может быть интересно!»


Иду к Дмитрию, который при помощи хитрого станка должен вырезать посередине бруса отверстие для свечи. Дмитрий приступает к работе, а я, пользуясь случаем, завожу разговор:
— Как появилась идея создания мастерской?
— Идея пришла моему коллеге, Григорию Белому, несколько месяцев назад. На похожий проект он наткнулся в сети — энтузиаст с Украины устроил в гараже мастерскую, где проводил занятия для мальчишек без отцов. Тогда Григорий понял, что хотел бы видеть нечто подобное в Челябинске. А сам я попал в проект, когда мне прислали пост о том, что Григорий хочет открыть у нас в Челябинске такие мастерские. Я написал, что у меня есть мастерская и желание по выходным проводить занятия для детей.

— А что побудило вас на это?
— У меня давно было желание организовать место, куда люди могли бы приходить и что-то делать своими руками. Я видел проекты Григория и решил, что с этим человеком можно что-то сделать совместное. И еще тот факт, что у меня есть своя столярная мастерская, поэтому я решил поучаствовать.
— Много ли мужчин откликается на помощь в проведении занятий? Как вы отбираете наставников?
— Мы приглашаем заинтересовавшихся в нашей деятельности мужчин на занятия. Смотрим, как они себя ведут, какие у них интересы.

— Есть какой-то общий портрет наставника?
— Да, это мужчины от двадцати пяти до сорока лет. Друзья друзей, знакомые. У нас четыре организатора и двадцать наставников.
Как вы планируете развиваться?
— Хотим открыть мастерские в каждом районе Челябинска. Чтобы каждый желающий мальчик смог попасть на занятие (Сейчас ребята ждут своей очереди около двух месяцев — Прим. ред.).
— Что вы для себя получаете от этих занятий?
— Общение с людьми. Я тренируюсь выступать на публике, мне это интересно. У меня растет сын, ему уже два года. В будущем он тоже будет приходить общаться с ребятами, что-то мастерить. Раз в неделю я стараюсь прибрать в своей мастерской. Раньше сложно было организовать уют и порядок, а сейчас это необходимость.


Разговор заканчивается, а мой брусок уже готов. Я смотрю на него и вижу, что еще совсем недавно это была обычная деревяшка с шершавой поверхностью. А сейчас это идеально гладкий брусок, с отверстием для свечи.

Я показываю будущий подсвечник Стасу, и он предлагает напильником подровнять края. Для этого нужно зафиксировать брусок с помощью струбцины — зажима для работы с деревом. Стас тоненьким, но тяжелым металлическим напильником выравнивает края. Это работа ювелирная, важен каждый сантиметр. Стас — настоящий профессионал, как и все здесь присутствующие, поэтому у нас все быстро получается.


И теперь передо мной стоит выбор: обжечь подсвечник, чтобы он имел интересный рисунок, покрасить акрилом или оставить так, как есть. Я выбираю вариант — обжечь горелкой.

И вот мое изделие — интересного цвета: бурого с темными разводами. Стас принес воск, а я обтерла тряпочкой подсвечник, чтобы он стал долговечнее. Нужно подождать, когда воск высохнет, и пока я беседую с мальчиками, которые закончили работу раньше меня.

«Почему ты пришел в эту мастерскую?» — спрашиваю одиннадцатилетнего Федора. «Раньше я играл в Лего, строил всякие здания и танки. Моя мама привела меня сюда, чтобы я научился мастерить. Я научился делать чемодан, скворечник, подсвечник». А десятилетний Артем дополняет, что он хотел бы, чтобы еще и вместе в походы ходили.

Все подсвечники готовы, мальчики радостно демонстрируют их своим мамам. Все мы в стружке и пыли, но сколько пережито радостных моментов! Вскипятив чайник, накрываем на стол и пьем чай с вкусняшками. Такой уютной и доброй атмосферы я давно не видела!

#Акция Дежурный по городу Марафон школьных СМИ

Яна Антонова,8 кл., #128 Переменка, лицей № 11, Челябинск / фото: Алиса Плаксина

  Воспитание мастера (10 шт.)     Для просмотра кликните на картинку
   Комментарии (1)  
 
Александр Ковко, рук. #1115 Газета «Перемен-КА»; Молодежный клуб «Меридиан», Лунинец, Беларусь23:51 18.02.2020 | № 120747
 
 0 
 
 0 
Комментарий к новости 15900
Здорово!
Комментарий к новости За верстаком — отцы и дети
 
НАШпресс  |   Новость  |  Рубрика «Дежурный по городу»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/15900   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=14&id=15900
 
21.02.2025
№ 19123
Прокомментировать новость
Читая Чехова, я плачу
Величайший русский писатель Антон Павлович Чехов — мой земляк, он родился на Донской земле, в городе Таганроге. Мое первое знакомство с его тво...
Просмотров: 3    -1 +1
21.02.2025
№ 19122
Прокомментировать новость
Необычный театр в Москве
Недавно в Театре «Ромэн» прошло представление «Цыгане России». На сцене выступило множество актёров: все в красочных костюмах пели и танцевали, вне з...
Просмотров: 5    -1 +1
21.02.2025
№ 19121
Прокомментировать новость
Место, куда хочется возвращаться снова и снова
Лагерь «Артек» — уникальное явление, о котором хочется рассказывать и рассказывать. Дети, приезжающие в международный детский центр «Артек», ра...
Просмотров: 5    -1 +1
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета