Отметки — это система оценивания и контроля знаний. Сейчас их важность часто преувеличивают. Нередко из-за этого ребенок начинает думать, что главное не знания, а цифра, стоящая в дневнике. Школа превращается в место, где любыми способами надо получить хорошие отметки, а знания не важны
Мария Измайлова, учащаяся седьмого класса, рассказывает: «Некоторые предметы я понимаю лучше, некоторые хуже. Но родители считают, что я должна учиться на пятерки, часто игнорируя успехи, но всегда акцентируя внимание на том, что у меня не получается. Если мне тяжело дается какой-то предмет, то меня наказывают и могут на все выходные посадить за книги. Это не вызывает желания учиться. Наоборот, хочется все бросить и остаться дома. Если бы мне терпеливо объясняли и поощряли любые успехи, было бы намного легче…»
Ксения Столярова, ученица восьмого класса, говорит:
«Оценки не всегда показатель знаний. Но судят человека именно по ним. Многие списывают и их хвалят, а тем, кто учится честно, очень обидно. Мы с детства привыкаем, что главное — добиться своих целей, и неважно какими способами. Более того, учителя не всегда объективны, а иногда просто нечестны. Но так как они учителя, приходится мириться с несправедливостью.
А самое главное, дети формируют мнение о себе на основе чужих слов, боятся осуждения и начинают думать, что если они плохо учатся по каким-то предметам, то они глупые. Нам говорят, чтобы мы задавали вопросы, так как мы приходим в школу учиться. Но за неправильный ответ нас „наказывают” плохой оценкой. Все боятся задавать вопросы чтобы учитель не подумал, что они чего-то не знают».
Психолог и бизнес-консультант Ольга Юрковская в своей книге «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих» пишет: «В первую очередь оценки серьезно вредят реальным достижениям во взрослой жизни… Я всегда смотрю не на других, а на то, какой была я полгода, год назад…. Почему же тогда мой ребенок должен сравнивать себя
с другим человеком, причем по каким-то довольно субъективным параметрам? … Когда родители слишком много внимания уделяют оценкам, ругают и критикуют, дети ощущают себя преданными. Им кажется, что для мамы мнение учительницы гораздо важнее, чем они сами…. Получается, что психологическое давление ребенок испытывает не только в школе, но и дома… Дети довольно быстро приклеивают ярлыки друг другу… «глупый», «неспособный», «не такой»… Да, каждому нужен результат в виде аттестата, в виде поступления в вуз, в виде баллов по тестированию. Субъективное мнение учителя не так уж важно, если результат достигнут. И это следует проговаривать все школьные годы».
Нужно помнить, что главное не отметки, а знания. Главное, чтобы ребенок хотел учиться. Ведь хорошие оценки — это результат учебы, а не ее цель. Если дети будут чувствовать поддержку как от учителей, так и от родителей, то они вырастут самодостаточными
и ответственными.