Гришанкова Соня — особенная девочка, ее называют солнечным ребенком (люди с синдромом Дауна — солнечные). Семья долго искала учебное заведение, где примут ребенка с инвалидностью, в итоге решили отдать в инклюзивную школу — в центр образования № 1447 (сейчас это ОП3 школы № 1574). Здесь Соня имеет возможность ежедневно общаться с «обычными» детьми или другими особенными
В Москве более 180 школ с инклюзивным образованием, а это значит, что дети-инвалиды могут взаимодействовать со всеми ребятами. Эта форма обучения, при которой каждому человеку, не зависимо от его особенностей, дается образование.
В ОПЗ школы № 1574, как и в других инклюзивных учебных заведениях, детей с особенностями немало. И у каждого свои радости и приоритеты. Одному мальчику нравится ходить на уроки по физической культуре и качать там пресс на его любимом матрасе, другой носит с собой плюшевого мишку и не расстается с ним ни на минуту. Вот девочка ходит по школе и старается помогать своим друзьям. Для этих ребят приятно и важно общение.
Как на практике происходит обучение особенных детей в среде «обычных»?
«В нашей школе таким детям помогают тьюторы. В основном они штатные сотрудники, специалисты, прошедшие соответствующее обучение и имеющие педагогическое образование. Но наш опыт показывает, что наилучшим образом в этой профессии проявляют себя дефектологи. Все эти годы я сама подбирала кандидатов на должность тьютора и поняла, что самое главное — индивидуальные качества человека и готовность работать с особенными детьми в таком режиме, который предлагает школа», — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 1429 А.А. Трафлялина (выдержка из статьи журнала «Сделай шаг», сайт «Даунасайд Ап»).
Некоторые родители считают, что их ребенку будет лучше учиться в частной школе, а какие-то мамы и папы придерживаются мнения, что для дальнейшей социализации деткам-инвалидам нужно с раннего возраста общаться со школьниками, не похожими на них. Это помогает не только особенным, но и «обычным» детям. Они будут готовы с детства встретить отличающихся людей: знать о том, как выглядят, как себя ведут и при долгом контакте с особенными научиться понимать, не смеяться, а иногда и заступаться за них.