Как давно вы смотрели действительно качественное кино? Ни коммерческие блокбастеры от «марвел», ни восхваляющее, а, следовательно, предвзятое кино, ни комедии с юмором, нередко плоским и доступным большинству, стереотипные мелодрамы, хорроры, лишенные изюминки, похожей на почерка Хичкока,- всему, что делается ради заработка, славы, престижа, но не искусства. Кино, не рассчитанное на массовую аудиторию, возможно, не может похвастаться 3d и 4d технологиями съемки и голливудскими спец эффектами, но зато предполагает умственную работу, эмоциональное напряжение зрителей, энергетику, передающуюся актером через талантливого оператора на экран. Все это можно найти в десяти короткометражках недавно прошедшего по всему миру фестиваля Manhattan short
Режиссеры из десяти стран мира (для примера: Грузия, США, Италия, Испания, Англия, Австралия, Швейцария, Сирия и другие) сняли десять короткометражек, вышедших в финал. Десять коротких историй, совершенно не похожих по стилистике, жанру, эмоциям, вызываемым в зрителях, аспектам культуры и истории страны — автора. Ужасающе короткие, исторические или повествующие о повседневных проблемах, совершенно бытовые или фантастические — они совершенно различны, но их объединяет одно — действительно качественно сделанный сюжет, удивительная актерская игра (в некоторых роликах люди не произнесли ни слова на протяжении всего фильма; в некоторых просто не было людей), свои характерные особенности, восхищающие / ободряющие / вселяющие непонимание/ужас/благоговение. Все фильмы Manhattan short были представлены на языке оригинала с русскими субтитрами, что дало зрителям возможность наслаждаться прекрасным произношением английского, испанского, грузинского, фарси и др.
Перед каждым фильмом зрителям показывали режиссера, который говорил несколько слов напутствия, одобрения. Иногда ничего не говорил, подразумевая что «все сами увидите».
Несколько саркастичных, наполненных черным юмором комедий, с привкусом высмеивания истинно американского стиля жизни, испанский фильм ужасов, заставляющий вжаться в спинку кресла, нагнетающий обстановку до предела,
(Лицо главной героини в потеках туши, она только что вышла из душа и смотрит в зеркало, замечая за спиной длинную человекоподобную фигуру, протягивающую руки к ее годовалой дочери. Она пытается кричать, н не может издать ни звука, кроме свистящего хрипа и зажимает себе рот трясущимися от ужаса пальцам)
Фильм о концлагере времен Второй мировой войны (здесь не произнесли ни слова), поражающий удивительной съемкой и способности главного актера передать свои эмоции через пожатие плеч, через движение рук, шеи, мимику лица и выражение глаз.
(Представьте себе квадрат света — белый приглушенный, так любимый Вермеером и другими художниками того времени, удивительно снятая крупными планами предметика — кружки, бритвы, крем для бритья где-то на табуретке, само кресло, пока пустующее)
Грузинский фантастический фильм (8 минут), повествующий о взрыве солнца, и надвигающейся темноте, которая покроет землю чрез 8 минут (столько идет солнечный свет до нашей планеты). Что делают люди? Кто-то молится, кто-то взрывает автомобили, кто-то носится с тюками вещей вверх и вниз по лестницам, кто-то готовит еду, кто-то звонит семье, а старый фокусник надевает свой лучший костюм и включает любимую музыку.
А что бы делали вы, если бы вам сказали, что солнце погаснет через восемь минут?
Вот — три фильма из десяти. А сам проект напоминает дегустацию вин или коктейлей — когда отпиваешь немного из каждого бокала, успевая прочувствать мимолетный аромат, все шипящие пузырьки на дне, на десять минут пожить в той стране, подышать тем воздухом неважно каким он будет (формальным, одухотворяющим, удушающим, неповторимым) и вернуться обратно в зрительный зал, готовясь к новому фильму/напитку.
(мое фото — кинотеатр «Победа», г. Новосибирск)