От теории к практике: обзор «Журналистских каникул» на «Московском образовательном» интернет-телеканале [ 1 ]
За весь 2015/16 учебный год новостное агентство школьной прессы «НАШпресс» провело три серии журналистской практики в Москве — осенью и затем дважды в июне. Многие уже видели результаты работы — ток-шоу с известными личностями. Предлагаю глубже окунуться во внутреннюю составляющую «Интерактивных каникул» — узнать мнения участников по поводу данного события, а также о том, что происходило на площадке или осталось за кадром
22 сентября пройдет открытый сбор, посвященный будущему журналистской практики МИК (Московские интерактивные каникулы) новостного агентства «НАШпресс». Событие во многом решающее, так как проект скорее всего будет запущен в более скоростном режиме — практики станут проходить чаще, диапазон обсуждаемых тем увеличится, а проект сделается жарче и интереснее.
На сегодняшний день через практику МИК уже прошло более 200 участников, но лишь малая часть принимала участие в двух из них, и только несколько человек — во всех трех. Как человек, относящийся к последней группе, с уверенностью могу сказать — «Интерактивные каникулы» стремительно растут и развиваются с каждым разом.
Если первые каникулы на «МосОбре» («Московском образовательном интернет-телеканале») были не полностью сделаны детьми, то вторая и третья практики были максимально открыты и доступны для ребят.
«Конференция» (фото: Михаил Фролов)
Что же показывает статистика?
Если сравнивать первое и второе ток-шоу, можно заметить увеличение качества съемки и количества видеоматериала, большее разнообразие мнений и меньшее число снятых дублей.
Как результат, второе ток-шоу уже сейчас набрало больше 500 просмотров на официальном канале «НАШпресса» на YouTube, обогнав предыдущий пресс-клуб по данному показателю в 4,5 раза.
Но не обошлось и без трудностей. Для того, чтобы более точно их выявить, после окончания ток-шоу был проведен анонимный опрос, в котором респондентами выступили 18 участников второй и третьей практики.
По статистике, самые младшие участники обучались в 5-6 классах (по результатам первой практики), самые старшие — в 11 классе.
Наибольшую популярность проект набирает среди детей 13-14 лет (7-8 классы), меньше всего в проекте одиннадцатиклассников, что не удивительно, так как второй и третий МИКи проводились в июне — месяц, нагруженный ЕГЭ.
С каждой новой практикой наблюдается тенденция к многопрофильности проекта: если на первом ток-шоу людей, связывающих себя с журналистикой, было подавляющее большинство, то на июньской практике процент тех, кто готов связать себя с журналистикой, не превышает 40%.
Кто же занимает оставшуюся нишу? В основном, люди с техническим профилем (около 20%). Велико и количество неопределившихся — в последний раз таких было порядка 35%.
Большим плюсом интерактивных каникул является привлечение новых ребят в сферу СМИ: доля новичков (менее трех месяцев в школьных редакциях) составляет четверть от всех опрошенных.
Новостное агентство школьной прессы пошло на серьезный шаг, пригласив к участию не только школы, но и команды опытных дискуссионных клубов. Хоть таковых на практике и оказалось не более 5%, ребята смогли выложиться по максимуму, продемонстрировав свои умения в съемочной, сценарной и эфирной группах.
Пожалуй, самым главным недостатком последних, июньских практик являлось количество и качество ответной реакции в виде новостей — всего 6 статей, что в три раза меньше, чем за период ноябрьской пятидневки (при том, что количество участников увеличилось более, чем в четыре раза!).
Неутешительны и данные по фотоматериалам, количество которых хоть и не было в разы ниже, однако разнообразие планов и качество работ оставляет желать лучшего.
Более половины опрошенных заявили, что последние «Журканикулы» не во всем оправдали их ожидания. Во многом это было обусловлено низкой организованностью и слабой коммуникацией как внутри групп, так и между ними.
При всех спорах важно отметить, что структура ток-шоу устраивала большинство активных участников — меньше всего споров возникало в начальной и финальной части.
По мнению многих опрошенных, доработки требуют следующие тематические разделы ток-шоу: «100 вопросов к взрослому», «Эксперимент», «Фома», «Горячий микрофон» (с использованием карточек), «Словогрыз».
Нельзя не отметить тот факт, что «фишка» ток-шоу — съедение груши понравилась практически всем юнкорам. 82% опрошенных согласны с предложением создавать специальный раздел в юбилейных выпусках, посвященный истории традиции откусывания груши.
Вкусный символ НАШпресса (фото: Маргарита Бучина)
Кардинальному изменению, по мнению более половины опрошенных, должна быть подвергнута система оценивания работ. Респонденты считают, что систему начисления баллов необходимо выстроить таким образом, чтобы наибольшее преимущество имели активные участники, при этом не обязательно соревнование между группами — гораздо удобнее командам конкурировать внутри группы, увеличивая качество продукции. Главное условие, при котором качество не должно перескочить в количество — «потолок» (максимум баллов) и «зеленая черта» (количество баллов, при котором человек может считаться активным участником практики).
Новости на портал! Фото: Руслан Атауллин
Подведем итоги
Обсуждение (фото: Полина Гришина)
Журналистская практика от «НАШпресс», несомненно, имеет большой потенциал. Подавляющее число участвовавших юнкоров горят желанием еще раз погрузиться в интерактивные каникулы.
При этом многие отмечают, что проект нуждается в доработке. Выделим направления, на которые необходимо уделить внимание:
— тематическая составляющая как базис всего ток-шоу;
— лимит участников, разделение на группы в зависимости от необходимости;
— взаимодействие между группами, участие взрослых наставников в работе групп;
— система поощрения активных участников на основе балльной или иной системы;
— подготовительная часть практики — вступительные задания и предварительное обучение работе на портале школьной прессы России;
— вертикаль взаимодействия между организаторами, тьюторами и участниками;
— разработка уникального контента, работа над ошибками с прошлыми выпусками;
— feedback — система коммуникации между участниками «журканикул», организаторами и читателями портала школьной прессы, зрителями.
22 сентября перед нами встанет ответственная задача — выработать план, который сделает проект ярче, лучше и откроет новые возможности для практикантов.