Самореализация и социализация личности
через словесное творчество и выпуск литературной газеты для детей и молодежи «ЖиРаФа» (типографским
способом).
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
I.
Общие сведения
Топольницкая Любовь
Сергеевна
МОУДОД «Тихвинский
центр детского творчества»,
187553
Ленинградская обл., г. Тихвин, 1 микрорайон, дом № 30;
литературная студия «ЖиРаФа», педагог дополнительного образования, заслуженный учитель России.
II.Сущностные характеристики опыта
1. Цель проекта
Самореализация и социализация личности через словесное
творчество и выпуск литературной газеты
для детей и молодежи «ЖиРаФа» (типографским способом).
2. Источник изменений — новые условия
образовательной деятельности
Задача:
не только дать знания и сформировать умения и навыки в области языка и словесного творчества, но и помочь ребенку психологически и социально адаптироваться в окружающем
мире. Общество нуждается в личности, которая умеет поставить жизненную, профессиональную цель
и сумеет добиться результата, проявить инициативу, принять решение, обладает достаточно высоким уровнем общей и национальной
культуры, образованности, его самоутверждением, самореализацией.
3. .Концепция инноваций в педагогической
деятельности
Задача педагога
— раскрыть перед детьми живой, многообразный, интересный мир, вызвать желание
постичь его тайны. А для этого ребенок должен себя вообразить любой частичкой
этого мира: яблоней, капелькой, воробышком. Умение
видеть мир в образах — главнейшее в данной
методической системе.
Произведения
школьников — авторская модель мира, основанная на свободном выражении духовно-нравственных ценностей. Радует оптимизм
мироощущения авторов. Добро, понимание, гуманность — главное в сказках. Верой
в победу добра, любовь и разум проникнуты произведения юношества.
Выбор жанра очень важен для самореализации автора.
Он свидетельствует о духовном росте личности, так как требует начитанности,
знания и понимания композиции, языковых особенностей (легенда, рассказ в стиле «фэнтези» должны быть выдержаны в романтическом духе; описание героев,
места действия; особенности конфликта, сюжета; средства выразительности
языка).
Звук, слово — главный «строительный материал»
словесного творчества. Огромное внимание в работе уделяется овладению
лексическими, изобразительными ресурсами, синтаксическими средствами языка.
Удовлетворение
коммуникативных запросов — важная
составляющая работы. Обмен мнениями, участие в беседах, дискуссиях, ролевых
играх, пресс-конференциях, выступления перед
аудиториями разного возраста способствуют накоплению социального опыта,
самоутверждению.
Школьники
самоутверждаются через литературное творчество, выпуск газеты, выступления,
например, 9 июля в День города, участие
в конкурсах на уровне города,
области, России, публикацию своих работ в местной прессе, областных и российских изданиях.
Создание высокого уровня мотивации в творчестве способствует выявлению и работе с одаренными детьми любого возраста.
4. Результат изменений
-
ежегодный выпуск газеты «ЖиРаФа»;
-
личностный рост учащихся, их победы в творческих
конкурсах районного, областного уровня, включая престижные российские. Публикации в региональных и российских изданиях.
-
подготовка лауреатов премии по поддержке талантливой молодежи;
-
коммуникабельность, толерантность, адекватность
окружающему миру;
-
способность к самосовершенствованию (умение понять
себя и других, критически оценить, принять верное решение);
-
повышение самооценки и статуса; развитие воли и мужества, способности
поставить цель и выполнить ее;
- интеллектуальное
и нравственное развитие личности;
-
умение работать с диктофоном, вести компьютерный набор,
оформлять материалы в нужном жанре и стиле.
III. Описание инновационного опыта учителя
Фрагмент
работы с детьми начальной школы.
-
Попробуйте
создать собственную модель мира.
Где будут происходить события?
Допустим, на дороге. На дороге
встретятся ваши герои. Кто? Решите сами.
Итак, герои встретились, они разговаривают. О чем? Просто здороваются. Что из этого может получиться?
Вежливый осел
Шел осел по дороге. Видит — идет черепаха. Осел здоровается:
Здравствуй, черепаха.
Привет, осел, — отвечает черепаха. — Чего тебе надо?
Ничего мне не надо, — говорит осел.
А зачем ты меня остановил, безобразник! — закричала на осла
черепаха.
Осел удивился, что черепаха не знает, что такое вежливость, и очень сильно закричал:
И-а-а-а!
Черепаха испугалась, да так сильно побежала, что через час дома оказалась. А осел посмеялся и пошел дальше по дороге.
Тебя волнует проблема вежливости — и слово «вежливость» стало в сказке главным, это ты подчеркнул заголовком.