Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Театральный словарь
big


Первая | < Предыдущая | Страница 5 из 20 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Следующая | Последняя

Всего записей 287

Вероника Лосева #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск20:27 14.02.2023 | № 152833
Бис
Бис (лат. дважды) — требования публики к артистам «еще раз», «на бис» (сыграть, спеть, исполнить). Считается неуважительным по отношению к выступающим, хотя некоторые зрители из-за незнания все же выкрикивают «на бис», приравнивая слово к «браво»

Автор текста и картинки: Вероника Лосева
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Мария Бардина #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск20:09 14.02.2023 | № 152832
 
 0 
 
Балаган
«Что за балаган вы снова устроили?!»
Да-да, это мы балуемся и носимся на школьных переменах. А что за балаган то? Балаган — этот термин, который в народ пошел из театра. Изначально слово означало эмоциональное, даже слегка абсурдное действие на сцене (в театр попало из цирка). Шум, крики, беготня. Из-за суеты зритель теряется в происходящем и появляется ощущения хаоса и беспорядка.
Сейчас мы используем слово «балаган», описывая комедию, веселье и безответственность.
Например, так: «А военное училище вам не балаган, и привилегированные юнкера — вовсе не клоуны». Куприн А. И 

Автор текста: Мария Бардина
Автор картинки: Велина Выхристюк
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Анастасия Молчанова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск15:26 14.02.2023 | № 152791
 
 0 
 
Галерка
Галерка — самый верхний ярус зала, балкон, где сидят зрители. Обычно, это самые недорогие места в театре. Поэтому такие места очень популярны у людей, которые любят театр, но не могут себе позволить места рядом со сценой, а также у студентов и школьников. На таких местах неудобно смотреть представление, галерки расположены чаще всего по бокам, на невыгодном положении от самой сцены.
 
На сегодняшний день, слово «галерка» могут употреблять, когда говорят про людей, которые занимают верхние места (собирательное значение). А также когда говорят о дальних партах в аудиториях (физиологическое значение).

Если представить шумную молодежь, которая галдит, веселится и что-то жует — наверно, это и есть та самая галерка.
 
 
Автор текста и коллажа: Анастасия Молчанова
 
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск11:16 14.02.2023 | № 152774
 
 0 
 
Варьете
Варьете (фр. «разнообразие») — театральный развлекательный жанр, в котором сочетаются различные жанры искусства: музыка, цирк, танец; эстрадный театр с эффектным, пышным оформлением.
Спектакли театров-варьете — всегда легкие и жизнерадостные. Они наполнены юмором, иронией, элементами пародии. На сцене варьете выступают актеры и чтецы, певцы и танцоры, фокусники и акробаты.
Предшественниками театров-варьете считаются кафешантаны и кабаре. Свое название театр получил от «Варьете», который был основан в 1720 году в Париже.
Одним из наиболее ярких представителей эстетики варьете стал выдающийся русский актер и певец Александр Вертинский, который выступал в образе Пьеро.

В России в последние десятилетия варьете переживает новый расцвет. Все больше стираются границы между терминами «кабаре», «варьете», «бурлеск» и «мюзик-холл».

P.S. Не могу здесь не вспомнить роман Булгакова «Мастер и Маргарита», где есть вымышленный автором театр «Варьете» (именно в нем дали свое представление, «сеанс черной магии», Воланд и свита).
Текст и коллаж Нины Богдановой
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Дарья Кравченко #1470 Газета «СтильНО»; Лицей 64, Омск20:42 13.02.2023 | № 152710
 
 0 
 
 0 
Аллонже
Аллонже (Allonge, с французского — удлиненный, вытянутый) — это поза классического танца. К слову, Аллонже является основным и базовым движением в балете. Руки в Аллонже свободные, поэтому в данном элементе руки «отдыхают». Плавное движение рук балерины, придаёт «летящий» характер позе, которая очень сильно напоминает летящую ласточку. А также Аллонже служит препарасьоном — подготовительным движением — перед исполнением прыжков, поворотов и других сложных движений.

Автор текста и картинки: Дарья Кравченко
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Иван Хомяков, рук. #3784 Медиацентр «Внеуро4Kа»; Школа 1476, Москва12:31 13.02.2023 | № 152586
 
 0 
 
 0 
Маска
Театральная маска (происходит от фр. masque)-это такая специальная, обладающая визуально определённым характером накладка с вырезами для глаз, использующаяся в театральных постановках и скрывающая практически полностью лица актёров. Служит для передачи эмоций, усиливающая характер ролей, интригу в спектакле, а так же она может подчеркнуть богатство и роскошь обладателя в театральном действии на сцене.
 
Автор текста и рисунка: София Литвинова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Анастасия Молчанова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск11:28 13.02.2023 | № 152575
 
 0 
 
Фурка
Фурка — это специальное оборудование, с помощью которого перемещаются декорации на сцене театра. Она установлена на площадку, которая перемещается по кругу или вдоль, а при необходимости двигается по карманам сцены. Фурка состоит из каркаса, изготовленного из металла и деревянного настила. Перемещается она при помощи специальных роликов (ходовых). Часто в фурки устанавливают специальные датчики, чтобы они точно останавливались там, где это необходимо.
 
 
Автор текста и коллажа: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск11:07 13.02.2023 | № 152574
 
 0 
 
Фонограмма
Фонограмма (греч. «звук» + «запись») — звуковые сигналы, записанные в определенном файле.

Самая первая фонограмма появилась в Древнем Риме. Драматург Ливий Андроник любил не только писать, но и исполнять свои роли. Однажды он потерял голос, тогда сзади него поставили «говорящего» мальчика, а драматургу оставалось только открывать рот.

В нашем понятии фонограмма — это записанная заранее песня, под нее артист открывает рот, имитируя живое исполнение. Не стоит путать ее с «минус-фонограммой» (музыканты называют «минусовка»). Она используется артистами в концертахи в театрах, когда артист по каким-то причинам не может играть. Создается иллюзия живого исполнения. Это удобно, быстро и дешево.

Как же театр работает под фонограмму? В кукольных театрах по-другому сложно работать (мешает ширма). Часто идут под фонограмму детские спектакли (там, где голоса нужно сделать сказочными), новогодние елки, когда театр на гастролях (и нужно давать по 4 спектакля в день: у актеров элементарно может сесть голос! Уж как не знать об этом учителю, тому же «актеру»!)

Иногда в спектакле нужно изобразить различные звуковые эффекты: гул голосов на вокзале, в кафе… Кроме того, даже самый тихий шепот, записанный на диск, четко доносится до последних рядов зала. И это тоже фонограмма.

Текст и коллаж Нины Богдановой
Рисунок Киры Недайводиной, 10 класс
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Анастасия Молчанова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск9:18 11.02.2023 | № 152465
 
 0 
 
Котурны
Котурны — старинная обувь, на большой, необычной подошве, напоминающей платформу. Впервые такая обувь была найдена на археологических раскопках. Предположительный срок появления этой обуви — 500 года до нашей эры. Давным-давно такие сандалии носили только богатые люди, они были выше остальных не только по статусу и положению, но еще и по росту.
Позже, подобные туфли стали носить и актеры древнегреческих и древнеримских театров. Они использовали ее для увеличения роста, и придания фигуре величественности. А время спустя, такую обувь стали носить все модницы, просто для красоты.
Изначально это была открытая обувь, чем-то отдаленно напоминающая сапоги или сандалии на высоких подпорках, которая была изготовлена из дерева или пробки.
 
 
Высота у таких туфель была примерно тридцать сантиметров. Котурны часто надевали на обычную обувь. После, в Европе, в XIV век, появились «Чопины». Их носили уже как самостоятельный элемент, аксессуар. Подпорки под подошву достигали до 50 см в высоту. Сами сапоги были сшиты из мягкой кожи разных животных.

Такую обувь носили, как мужчины, так и женины. Для женщин это было особенно актуально, высокая платформа защищала подол платья от грязи и пыли. Котурны были исключительно ручной работы, и только из качественных материалов, иногда они украшались драгоценными камнями.
 
 
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск10:42 10.02.2023 | № 152397
 
 0 
 
Звездная болезнь
Звездная болезнь — явление неприятное. Этот термин знают все. Даже те, кто никогда на «живых» концертах не был. Артисты болеют почти поголовно этой «болезнью». Но зря думаете, что «звездная болезнь» — удел только театральных актеров, знаменитостей, но не людей других профессий.

Что же такое «звездная болезнь»? Это изменение личности и поведения под влиянием успехов в любом роде деятельности. Характеризуется искаженным восприятием действительности и убеждением окружающих в собственной исключительности. Возвеличивание себя проявляется в самых разных сферах профессиональной деятельности.

Просто артисту, постоянно находящемуся на виду у публики, справиться с популярностью сложнее. Не все и не всегда могут справиться со свалившейся на них славой. И люди слабые начинают сдаваться. У них появляются симптомы «звездности». Предрасположенность к ней может появляться с детства (если родители захваливали ребенка, исполняли все желания).

Второе название людей с синдромом «звезды» — нарциссизм — непомерно завышенная самооценка, нетерпимость, категоричность, обидчивость. У «нарцисса» постоянно прыгает настроение. Склонность к заболеванию заметна еще в школе. Их девиз: «Сделать все наилучшим образом». Причем часто этой целью они оправдывают любые средства. Этот человек уверен, что никто не выполнит задание лучше него.

Профессии, входящие в группу звездного риска, чаще публичные: актеры, писатели, педагоги, художники, политики.
Текст Нины Богдановой
Рисунок Лады Шуляк, 10 класс
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Анастасия Молчанова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск16:25 9.02.2023 | № 152347
Авансцена
Авансцена — Любите ли вы театр, как его люблю я? Тогда такое понятие, как авансцена — для вас известно. Как и многие театральные слова, этот термин пришел к нам из Франции. Это самое видимое место для зрителя, немного выдвинутое вперед. Авансцена начинается от площадки для игры актеров (просцениум), включая в себя рампу и уютное местечко суфлера. Территориально оно находится в серединке, разделяя оркестровую яму и занавес.
 
Говорят, что на этом месте могли находиться только режиссер и постановщик спектакля, никто больше не имел право этого делать. Вообще, артисты — очень чувствительные, нежные люди, у них много предрассудков и разных примет.

Авансцена может служить и площадкой для представления спектаклей балета и оперы. В театрах драмы она может стать местом для маленьких, коротких сцен, когда занавес плотно закрыт, таким образом связывая в одно целое все моменты спектакля.

Иногда на авансцене показывают главное действие спектакля. Делается это для того, чтобы расширить площадь всей сценической площадки, за границу арок портала.
 
 
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Анастасия Молчанова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск13:46 9.02.2023 | № 152328
 
 0 
 
Антрепренер
Антрепренер — слово пришло к нам из Франции, дословно обозначает предприниматель, арендатор. Оно было немного забыто и ушло из обихода. В советские времена государство решало почти все финансовые вопросы культурных учреждений, тогда практически все было общим, люди творили и не думали о денежных вопросах, поэтому профессия была невостребованной. Сейчас же, в современном мире, она нужна, как воздух.

Известными атрепренерами были Ф. Хенспо, а самым первым человеком, решившим заключить договор с актрисой М. Фере, стал — Л. Эпероньер.

Многие представители этой профессии относятся к театру, как источнику дохода, как к предпринимательской деятельности, ища выгоду, а некоторые — кроме финансов находят и творческую составляющую. В России этим занимались профессионалы театрального искусства. Например, Карл Книппер организавал Деревянный театр в Петербурге. Здесь трудились артисты под руководством И. Дмитриевского. В этом же помещении, впервые была сыграна пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Для того, чтобы содержать зрелищные предприятия искусства и культуры нужны большие финансовые вливания. Это могут быть такие предприятия, как цирк, театр и другие. Например, в Англии таких людей называют менеджерами, в Италии величают Импрессарио, а в США всем нам знакомое слово — продюсеры. Получается, что антрепренер — это и есть продюсер.
Получается, что данная профессия очень нужна труппе. В первую очередь для того, чтобы у актерам вовремя выдавали заработную плату, гонорары, чтобы были красивые костюмы и декорации, чтобы была реклама спектаклей и яркие афиши в СМИ. Они нужны и для того, чтобы знать расписание маршрута гастролей. От этого, если хотите, зависит и успех самого представления.
 
 
Аввтор теста и картинки: Анастасия Молчанова
 
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск14:23 8.02.2023 | № 152220
 
 0 
 
Хеппенинг
Хеппенинг (англ. «случающееся») — направление в современном авангардистском искусстве, где своеобразные микроспектакли сочетают элементы театра абсурда, музыки, живописи и вовлекают в импровизационное действо зрителей, которые порой испытывают шок.

Основные средства воздействия — световые вспышки, звуковые удары, эпатаж. Стремление любым путем вовлечь зрителя в действие, сделать его соучастником. С публикой может произойти все, что угодно.

Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария.

Каждый из участников события может влиять на результат, общими усилиями создавая сюжет, основанный на полной импровизации.

Одним из известных современных видов хеппенингов в России является Монстрация. Первое подобное мероприятие состоялось в 2004 году в Новосибирске, и теперь они ежегодно повторяются по всей России.
Текст и коллаж Нины Богдановой
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Нина Богданова, рук. #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск12:58 8.02.2023 | № 152208
 
 0 
 
Всадник без головы
Всадник без головы — актер, который играет в нескольких театрах одновременно.
Актер в штате (то есть в составе труппы театра) — это его постоянное место работы (службы, потому что актер в театре не работает — он там служит — так принято говорить). Но его могут задействовать в спектакле другого театра «приглашенной звездой», по соглашению с руководством на основном месте службы.
Существует репертуарный театр (привычная форма театральной организации с постоянным репертуаром, постоянной труппой).
Но есть и вторая форма — антреприза — форма театральной организации, при которой организатор приглашает актеров из других театров для участия в спектакле, тех самых «всадников без головы». Подобные выступления нерегулярны, порой это театр без собственной сцены и постоянного репертуара (сцена арендуется на время показа спектакля). Актерский состав часто меняется и работает на контрактной основе.
Но для актеров игра в антрепризе — бесценный опыт работы с разными режиссерами, знакомство с коллегами из других театров. И, конечно же, возможность заработать. Вот они и мечутся иногда в поисках заработка, «теряя» порой голову.
P.S. Один из моих любимых театров с приглашенными актерами — «Русская антреприза» Андрея Миронова в Санкт-Петербурге (первый в России театр с постоянным репертуаром, но без своей труппы. Есть здесь костяк актеров, задействованных во многих спектаклях).

P.P. S. И да не обидится на меня мой любимый Сергей Григорьевич Мигицко, народный артист России, который своей неиссякаемой энергией, выразительнейшей мимикой и многоликостью помог мне «изобразить» данную фразу

Текст и коллаж Нины Богдановой
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Анастасия Молчанова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск14:48 7.02.2023 | № 152033
 
 0 
 
Грандам
Грандам — это такое театральное, женское амплуа, когда актриса играет знатную, богатую даму в возрасте.
 
Она прекрасно играет свои роли, ее любят зрители — он прима театра. Многие ходят специально, чтобы посмотреть и восхититься ее блистательной игрой. Все люди разные и каждого человека свое личное отношение к артистом. В данном случае актриса, в роли знатной женщины, покоряет сердца всех. Кто-то ею восхищен, кто-то ее боготворит, кто-то довольно к ней критичен, но равнодушных нет. Ее талант покоряет и заставляет чаще биться сердца.

Безусловно раньше такого понятия в театре, как гранд дама (в прямом переводе- взрослая, большая женщина) не существовало. Были обычные женские роли, которые играли светских особ.

Сейчас, чтобы стать таковой — необходимо иметь незаурядный талант, яркую, запоминающую внешность, харизму.

Например, грандама театра и кино — Фаина Раневская.
 
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

Первая | < Предыдущая | Страница 5 из 20 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Следующая | Последняя

Всего записей 287

Все в обратном порядке
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета