Первая | < Предыдущая | Страница 13 из 30 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Следующая | Последняя
Всего записей 447 | | | Умывальник |
На Руси слово «умывальник» имеет и другие названия: рукомойник, рукомытник.
Крестьяне повсеместно знали такую пословицу: «Горбатый мужичок по сторонам плюет», это как раз-таки история про данный предмет. Емкость с водой, которая была в каждом доме, подвешивали на гвоздик или ставили на полочку, предназначалась для умывания верхней части туловища: лица, шеи, живота. Изготавливали сосуд из дерева, глины, алюминия и даже из чугуна. Слово «умывальник» упоминается впервые в 15 веке, в церковных письменах как инструкция по поведению монахов или священнослужителей. Там говорилось, чтобы приступить к трапезе, вначале следовало омыть руки и лицо из рукомойника.
Родиной приспособления, похожего на современный умывальник, можно считать Древнюю Грецию. Особо не мудрствуя, форму его взяли в виде раковины моллюсков, отсюда и современное название. Европейцам же было запрещено купаться по причине нехватки питьевой чистой воды, а также канализации, что приводило к появлению различных болезней и эпидемий.
Позже стали отливать не только сосуд, в котором находилась вода, но и сам предмет мебели, он состоял из деревянного шкафчика, опирающего на три или четыре ножки. Просуществовал этот предмет достаточное время, актуален он и сейчас в деревнях или на дачах, где стоят колодцы и отсутствует механическая подача воды.
Автор фото и статьи -Ирина Милованова
|
|
|
| | | Кувшин |
Кувшин- распространенное на Руси слово, отмечено было уже к 15–16 веку. Предполагается два варианта происхождения этого слова: один- из тюрского языка, «кумган». Это слово означает кувшин с узким горлом. Тюрские народы использовали его во времена походов или кочевий, наливали туда айран или верблюжье, также коровье молоко, которое хорошо хранилось в условиях жары.
Есть и другая версия происхождения этого слова- из литовского языка- «ендова», или кувшин, в котором хранились напитки, их подавали к столу.
Упомянуто данное слово было еще в описях Свияжского монастыря 1614 года у публициста Г. Котошихина: «Да в монастырской ж казне серебряных судов питьих: кубок, достоканец серебряной с кровлею, золочен, братена серебряная». На Руси использовали кувшины как из стекла, так и из дерева, меди, были и глиняные. Хранили в такой посудине мед, пиво, молоко, кисель, квас, алкогольные напитки.
Поскольку кувшины, или сосуды, или жбаны имели свое предназначение, то и размеров они были разных: от одного литра до 20–30 литров, последние же использовались для того, чтобы напоить скот: коров или овец. В русских деревнях долгое время использовали глиняные кувшины для хранения молока, которое подолгу не скисало. Крестьяне опускали в погреб масло и сметану в кувшине, которое хранилось там и не портилось. Известная русская притча, в которой две лягушки попали в кувшин со сливками: одна из них не переставала бить лапками и выбралась наружу из неудобного кувшина, сбив из сливок масло, другая же быстро сдалась на милость победителя.
Автор статьи и фото-Ирина Милованова
|
|
|
| | | Кадушка |
Названия бондарской посуды «кадка, или кадушка» произошли из греческого языка-«ведро, кружка».
Известно, что на Руси такую посуду бондари начали создавать давно, поскольку она пользовалась большой популярностью как в сельской, так и городской местности, актуальна и в наши дни. Деревянные кадки- это емкости, сделанные из дощечек, соединенные железными обручами.
На Руси крестьяне и горожане хранили в данных емкостях крупу, муку, зерно, соленые огурцы или квашеную капусту. Летом же, во избежание пожара, в них накапливали дождевую воду, поскольку в каждом дворе кадушек было от 2 до 5 штук. Бондари на деревне получали славу мастеров в случае изготовления добротных кадок. А проверялись они на качество просто: если со временем набранная вода не просачивалась сквозь стенки кадушки, то изделие добротное, хотя вначале доски бывают неразбухшими. Качество кадки проверяется путём наливания внутрь неё воды. Сначала жидкость может просачиваться, но вскоре дерево разбухает, и течь исчезает. Многие бондари делали к кадушкам крышки, которые необходимы были при хранении круп, или засолки овощей, а также запарки банных веников. Крестьяне также использовали кадушки для замешивания теста. Также в этой посуде, поскольку она дышащая, могли хранить хлеб и ставили ее в теплый угол, под иконы. А чтобы кадушка со временем не рассохлась, смазывали ее время от времени подсолнечным маслом. Такая посуда символизировала достаток в доме.
Автор фото и статьи- Ирина Милованова
|
|
|
| | | Фольклор |
Фольклор — это традиционное искусство, включающее в себя устные предания, песни, танцы, обряды, мифы, легенды и другие выражения культуры, которые передаются из поколения в поколение в рамках определенной этнической или социокультурной группы. Фольклор является важной частью культурного наследия различных народов и обычно отражает их историю, обычаи, верования и ценности. Он может быть выражен в различных формах, таких как устное народное творчество, народная музыка и танцы, народные ремесла и традиционные обряды. Фольклор играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия и помогает людям узнавать и понимать свою историю и традиции.
Автор текста и изображения: Лусине Хуршудян
|
|
|
| | | Самовар |
Самовар уже традиционно считают одним из символов русского народа, олицетворяя его хлебосольное гостеприимство. Однако чай появился на российских просторах примерно в первой половине XVII века, и только к концу этого столетия наладили его регулярные поставки из Китая в Москву.
Кроме того, самовар никак нельзя назвать русским изобретением. Устройства для подогрева или кипячения воды были известны с давних пор. Примерно два тысячелетия назад их уже применяли в Египте и других регионах мира. Русский самовар родился где-то в первой половине XVIII века, когда в Англии уже широко использовали «чайные вазы» или «чайные урны».
Самым древним в мире пока считается самовар, которому более трёх с половиной тысячелетий. Он найден в 1989 году при исследовании могильного кургана в Шекинском районе Азербайджана. Среди различных горшков, обнаруженных в захоронении, один имел цилиндрическую трубку посередине. Трубка оказалась покрытой сажей, как и внешние стенки горшка. В Суксуне делали самовары вплоть до 2007 года, но сейчас о былом производстве напоминает лишь огромный, высотой 3,2 метра, памятник самовару.
Автор текста и изображения: Екатерина Иванова
|
|
|
| | | Кокошник | Кокошник — в древней Руси так называли головной убор который носили женщины. Произошло от слова «кокошь», что означает «курица» или «наседка».
Кокошник бывает разных форм например в виде опахала, полумесяца или округлого щита вокруг головы. Он является частью традиционного русского костюма. Раньше его носили в повседневной жизни, а сейчас он используется во время выступлений или в танцах, как аксессуар.
Автор текста и фото: Александра Семёнова
|
|
|
| | | Цирюльник. | Цирюльник — что же это может быть? Ещё и слово такое странное. Ответ неожиданный, но это парикмахер. Точнее так называли парикмахеров около двухсот лет назад.
Заведения в к которых работали цирюльники назывались почти также — цирюльни. В основном там стриглись богатые люди — купцы, иностранные гости и другая знать, а иногда даже правители.
Цирюльник считалась по-настоящему престижной профессией. Однако, цирюльник мог не только играть роль парикмахера и брадобрея, но ещё и осматривать раны, лечить зубы и многое другое.
Так как цирюлен было немного, ценилась и профессия бродячего цирюльника. Его приходу очень радовался город, и вокруг быстро собиралась толпа желающих получить услуги цирюльника.
Автор фото: Екатерина Романова.
|
|
|
| | | Гай |
«Гай» — это древнерусское слово, которое имеет несколько значений в различных контекстах. В древнерусском языке «гай» мог означать лес, рощу, участок земли с деревьями или кустарниками. Это слово использовалось для обозначения природных участков земли, покрытых растительностью.
Также слово «гай» могло обозначать небольшой лесной массив или рощу, которая служила укрытием для животных или местом для охоты. В русской поэзии и литературе «гай» часто упоминается как символ природы, уединения, спокойствия и гармонии с окружающим миром.
Таким образом, это слово имеет глубокие корни в русской культуре и традициях, связанных с природой и окружающей средой.
Автор текста и картинки: Лусине Хуршудян
|
|
|
| | | Поговорка |
Поговорка — это образное или буквальное значение. Оно может нести поучительный характер «Красна птица пером, а человек умением». Пословицы отнесены к фольклорному жанру и считаются малым жанром народного творчества. Иногда поговорки могут стать частью пословиц (Поговорка: Воду в ступе толочь, пословица: воду в ступе толочь — вода и будет). Фольклористика относит этот жанр малого народного творчества к фразеологизмам. Родители мне очень часто говорили поговорку — «Терпение и труд всё перетрут». И это меня мотивирует на какое-либо дело.
Автор текста и картинки: Никита Пьянков
|
|
|
| | | Соха |
Соха- это орудие, которое использовали крестьяне во время вспашки земли. В отличие от плуга соха не переворачивала землю, а переваливала ее на бок. Делали его из дерева, эту часть называли рассохой, прикрепляя два железных сошника, а также соединяя лопаткой, которую называли палицей, она крепилась в верхней части с оглоблями. В них запрягали лошадь. Соха требовала от пахаря больших физических усилий и меньших- от лошади.
Глубина перекопки сохой составляла 12 см. Соха требовала от крестьянина большого мастерства, так как лошадь только тянула ее вперед, а пахарь должен быть внимательным в данное время: нужно было приподнять соху, которая могла наехать на камни или корни, наоборот, надавить на нее, чтобы задел глубины был одинаковый и сохранялся на всем протяжении пашенного участка. Она как бы черкала почву по поверхности, глубоко не опускаясь.
В русских письменах слово соха упоминается со второй половины 13 века, крестьяне раньше называли это орудие колом или палкой с развилкой. Благодаря универсальности и доступности, данный предмет прочно войдет в жизнь крестьян до начала 20 века. Соха- орудие индивидуальное, у каждого мастера были свои задумки относительно его качества, поскольку именно им бороздили пашню. Соха нужна для перепашки земли, прополки междурядий, ее используют также при посадке картофеля- основного продукта средней полосы России.
Автор статья -Ирина Милованова, автор фото- Диана Иерускул
|
|
|
| | | Рушник |
Славянский народ богат своими обычаями и традициями. Замечательна история слова «рушник». Данный предмет имеет место как в обрядовой практике, так и в повседневной. Что же обозначает данное слово?
Казалось бы оно состоит из корня «руш», что означает «рука», то есть этот предмет для вытирания рук? Однако на Руси были такие вещи, которыми пользовались с этой целью и назывались они рукотеркой, полотенцем или утиркой. Рушник же был иного свойства: он украшался вышивкой, лентами или кружевами, и его использовали для обрядов и ритуалов. Чаще всего это была ткань шириною 35–40 см, а в длину от трех до 5 метров. Рушник- это изделие не простое, оно имело символическое значение и олицетворяло некую связь с предками. Поскольку вышитые знаки- это особый язык зашифрованной истории предков, живущих на этой Земле. Поэтому рушников было разное множество, в зависимости от той информации, которую вложили туда вышивальщицы, хранительницы очага, праматери своих родов. Для обычной жизни рушники могли вышиваться незатейливо, в течение одного-двух световых дней, их защитная сила и состояла как раз — таки в этом. Другие же вышивались непременно в день какой-то проблемы: мора, пожара, голода, вышивать такие рушники заранее было нельзя. В качестве оберега использовались разные рушники: для похорон-»похоронные», на свадьбу-»праздничные», при рождении ребенка-свои рушники, которыми укутывали ребенка, а во время похорон данный рушник вешали на погребальный крест.
Основные цвета-это разные оттенки красных цветов: вишневый, бордовый, алый. Каждая девочка, начиная с пятилетнего возраста, до своего взросления должна наткать и вышить 42 рушника разных смыслов, по искусству которого и судили, мастерица или лентяйка перед ними, поскольку разводов на Руси не было, то к данному процессу подходили основательно и серьезно.
Автор фото и статьи -Ирина Милованова
|
|
|
| | | Прялка |
Жизнь простой крестьянки достаточна сурова, она приучена к ней с малолетства, один из видов деятельности-это умение прясть. «Прялка не Бог, а рубаху даёт», — на Руси говаривали.
Прялка-это инструмент, сделанный из березы, осины или сосны. Главное в прядении- это скрутить непрерывную длинную нить, которую можно будет использовать для вязания носков, кофт, юбок. Донце прялки вырезали из липы, верхнюю часть из клена, к ней крепили кудель. Из березы делали веретена. Каждый мастер мог разукрасить прялку для хозяйки красивой надписью или росписью. Прялки бывали будничными, а также праздничными. Прялку можно было получить в подарок как один из самых лучших значимых подарков на Руси. Иногда были прялки цельнокроеные: они были из ели или сосны. Каждая прялка была неповторима, так как передавала всю любовь и нежность к той, для кого ее делали, такого мастера хвалили на деревне, к нему обращались за помощью.
Каждая пряха должна была подготовить себе приданое: приготовить себе свадебное платье, а будущему избраннику- рубаху, родственникам разные вещи, для своей семьи и будущих детей- выткать постельное и детское белье. Девочка с пяти-шести лет садилась за прялку, а будучи девушкой, носила ее и на разные посиделки, на которых молодые люди могли оценить ее по достоинству. Иногда по традиции родственники сжигали у маленькой девочки первую нить, которую она спряла, чтобы жизнь «горела» и «била ключом». Если девушка парню понравится, то он около нее ставил подожженную свечу.
Процесс прядения был таков: мастерица левой рукой тянула кудель, а правой — веретено, так скручивалась нить. Веретено- это длинная, с утолщением палочка, с заостренными концами, примерно, от двадцати до восьмидесяти сантиметров. Во время прядения ели кислые ягоды, например, клюкву или калину, чтобы не переставал вырабатываться процесс слюны. Пряха должна уметь ткать длинную, нервущуюся нить, которую наматывали на веретено, а потом такую нить сматывали в клубки. Самые искусные мастерицы в течения дня могли наткать не более трехсот метров за день. Таковы реальные будни крестьянок в течение пяти осенних-зимних буден.
Автор фото и статьи -Ирина Милованова.
|
|
|
| | | Самовар |
Это традиционное русское устройство для кипячения воды, которое используется для приготовления чая. Обычно самовар состоит из большого металлического сосуда, в который помещается вода, и топки, где горит топливо (чаще всего дрова), чтобы нагревать воду.
Верхняя часть самовара обычно служит для заваривания чая. Самовары часто украшены различными узорами и орнаментами, что делает их не только функциональными, но и красивыми предметами интерьера.
Автор текста: Алёна Сизых
Автор фото: Константин Разуванов
|
|
|
| | | Лапти |
Простые крестьяне, живущие на Руси, прославили этот вид обуви, который стал символом НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Лапти- это сплетенная из лыка обувь. В качестве лыка использовали кору разных деревьев, которые росли на Руси, например, кору липы вымачивали в соляном растворе, чтобы удобно было сгибать ее или брали тоную щепу этого же дерева, такие лапти были более долговечные. Другая кора, например, березы, имела короткий срок службы.
Разновидностей лаптей большое множество: в каждом регионе они свои, например, для прочности основы могли добавлять конский волос или корни растений, волокна травы. Для праздников лапти украшали, для этого брали кору липы или березы, расписывали узорами. Для таких лаптей важно сделать самое тонкое волокно, могли в него добавить шерстяную тесьму, для удобства во время носки.
Во время тяжелой работы носили «рачки» - удобные лапти с отверстиями, которые не пропускали воду. Во дворе — «ступни, современнные галоши, а в доме использовали «чуни», связанные из веревок лапти.
Говорят, что первые лапти появились еще в каменном веке. Поскольку они были просты в изготовлении и удобны в носке, то такая обувь достаточно быстро распространилась повсеместно, однако есть районы Руси, например, сибиряки, которые делали ее с неохотой, поскольку там в холодное время требовалась более серьезная защита нижних конечностей.
Бедные люди не могли позволить себе кожаную обувь, летом ходили босяком или в лаптях, а зимой у некоторых тоже были лапти, в которых было больше полос из лыка, такие лапти называли «семиряком», а чтобы нога была в тепле, надевали зимой теплые шерстяные двойные носки.
Автор фото и статьи -Ирина Милованова
|
|
|
| | | Душегрея |
Одежда, которая надевалась поверх сарафана называлась душегрея. Это женская одежда, или кацавейка, телогрейка, телогрея, она напоминает кофту.
Крестьянки ее берегли для особых случаев или праздников, поскольку шилась она из дорогих, плотных тканей, в основном- это из бархата или парчи. Женщины из боярских или купеческих семей носили душегрею постоянно, то есть в качестве повседневной одежды. Крестьянки же могли сшить для этих целей телогрейку из простых и дешевых тканей: из льна, шелка или связать из шерсти.
Покрой в разных областях России имел свои отличия: полочки всегда были прямыми, а спинка с защипами, передние части имели фигурный мысик, который крепился на лямки. Душегрею носить любили женщины всех сословий за свою универсальность, только крестьянки вряд ли могли позволить себе излишества, а вот дворянские, купеческие дочери и женщины надевали душегрею, отороченную бисером, жемчугом или соболиным мехом.
В литературе немало стихотворений, сложенных про эту деталь женского гардероба, например, замечательные слова Анатолия Кофмана, которые с теплотой и нежностью повторяют все выше сказанное:
Ах, зима, ты — чародейка,
Нас морозить не спеши.
На милашке душегрейка
Греет тело от души!
Автор фото и статьи -Ирина Милованова
|
|
|
Первая | < Предыдущая | Страница 13 из 30 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Следующая | Последняя
Всего записей 447 Все в обратном порядке
Загрузка...
|