Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народной культуры
big


Первая | < Предыдущая | Страница 13 из 31 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Следующая | Последняя

Всего записей 453

Светлана Разуванова #2313 Медиацентр «Апрель»; Школа 3, Апрелевка, Московская обл.1:04 17.02.2024 | № 166082
  
Картуз
Картуз — это русско-народный мужской головной убор, который имеет форму кубка с плоским верхом и небольшими полями. Обычно его изготавливается из фетра и может быть украшен различными декоративными элементами, такими как кисточки, ленты и эмблемы.
 
Этот головной уборные был популярен в 19–20 века, особенно среди военных и высшего общества. В настоящее время картуз используется в качестве элемента костюма в некоторых театральных постановках или исторических реконструкциях.
 
Автор текста: Света Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.

Светлана Разуванова #2313 Медиацентр «Апрель»; Школа 3, Апрелевка, Московская обл.0:42 17.02.2024 | № 166081
  
Кокошник
Кокошник — это традиционный русский женский головной убор. Обычно он представляет собой высокий орнаментальный ободок, украшенный различными узорами, вышивкой, бисером или другими декоративными элементами. Кокошники носились женщинами в России с древних времен и были популярны в различных регионах страны. В настоящее время они ассоциируются с русскими народными костюмами.
 
Автор текста: Света Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.

Светлана Разуванова #2313 Медиацентр «Апрель»; Школа 3, Апрелевка, Московская обл.0:29 17.02.2024 | № 166080
 
 0 
 
Хомут
Хомут или оголовок — это часть конского снаряжения, которая надевается на шею лошади и служит для контроля ее движения. Он используется вместе с уздечкой и поводом. И позволяет всаднику управлять направлением движения лошади и ее поведением. А также используется для распределения нагрузки на шею лошади.
 
Автор текста: Света Разуванова.
Автор изображения: Константин Разуванов.

Тамара Спиридонова, рук. #2168 ДТО «ТЕЛЕ-КИНО»; КИНОкомпания, Москва5:17 16.02.2024 | № 166019
 
 0 
 
Гжель сказочная
А давайте мы вспомним сказку о гжельских мастерах. И так, в некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Там давным — давно живут очень веселые, смелые и умелые мастера. Как-то раз они собрались да стали думу- думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, и край свой прославить. Думали- думали и придумали — ремесло с названием Гжель.
 
Они в своей сторонушке нашли чудесную глину, белую- белую, и взялись из нее лепить посуду разную, и для красоты ее расписывать синей краской различных оттенков. Сами мастера — гжельцы любят повторять, что небо у них как нигде в России синее-синее. Вот и решили они перенести свою синеву на белый фарфор. А происходит изготовление фарфора в несколько этапов.
 
Первоначально мастера вручную изготавливают заготовку на специальных гончарных станках, это получается форма будущего гжельского изделия. Далее в эту заготовку заливается жидкая глина. И вот получается заготовка будущего изделия. Получившуюся заготовку которая обрела форму посуды, мастер отпраляют в печь с очень высокой температурой, именно под 100 градусов. Такой момент называется обжиг.
 
Следом после проведенного обжига изделие покрывают глазурью, которая похожа на тонкую стеклянную пленку. Это очень важый момент в работе, так как глазурь придает изделиям водонепроницаемость и конечно красоту. В завершении хочется отметить, Гжель, это известный керамический центр, расположеный к югу — востоку от Москвы.
Гжель называют родиной и сказочной колыбелью русской керамики.
Автор текста и картинки Тамара Спиридонова

Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:41 13.02.2024 | № 165870
 
 0 
 
 0 
Сундучок

Сундук-это предмет, который служит для хранения и транспортировки багажа.
 
 
Историки считают, что первые сундуки были найдены, примерно, в 3 веке до нашей эры. Происхождение этого слова удивительно, потому что оно имеет свою трансформацию, правда, трудно сейчас определить, что первично, а что вторично, но цепочка, примерно, была такова: сундук-баул-чемодан. Многие народы разных стран использовали, да и используют его по сегодняшнее время не только, как лари для хранения вещей, но и как удобную лежанку или скамью.
 
Как же изготавливали данные лари? Обычно это изделие делали из дерева, а позже стали ковать из железа. Внутри могли обтянуть дорогой бархатной тканью или оставить без декора, у дорогих сундуков внутренняя сторона была обшита кожей. В настоящее время есть много историй про занзибарские сундуки, они отличались по своему декору: изысканная резьба с африканским мотивом. Современные стилисты считают этот предмет необходимым и добавляют его в интерьер в качестве особой изысканности. Читая сказки или истории про путешественников, вы увидите на иллюстрации сундуки, в которых хранится золото, а в крестьянской семье — это атрибут достатка. Невеста, готовящаяся к замужеству с детства пряла, вышивала себе приданое, складывая свое богатство в сундучок. Ведь его можно взять, перенести, погрузить на телегу и уехать.
 
Вспомните также и такие слова в Святочную неделю:
Сею, вею, посеваю…
С новым годом поздравляю.
Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки…
 
У моих родственников также был такой сундучок, достаточно большого размера, примерно 130 в длину и 70 см в глубину, очень объемный, в детстве мы любили прятаться в него или спать на нем.
Автор фото и статьи-Ирина Милованова
 




Алена Сизых #2313 Медиацентр «Апрель»; Школа 3, Апрелевка, Московская обл.16:18 11.02.2024 | № 165671
 
 0 
 
 0 
Подсвечник
Подсвечник — это предмет, предназначенный для установки свечей и обеспечения безопасного и удобного их горения. Подсвечники могут быть выполнены из различных материалов, таких как металл, стекло, керамика, дерево или камень. Они часто используются для создания уютной атмосферы и декорирования интерьера.

Подсвечники бывают разных форм, размеров и стилей. Они могут быть одиночными или многорамочными, с различными декоративными элементами, резьбой, рисунками или узорами. Подсвечники могут использоваться как на повседневной основе, так и для особенных случаев, включая праздники, романтические ужины или вечеринки.

Помимо своей декоративной функции, подсвечники также помогают защитить поверхности от плавленого воска и капель свечи. Они создают приятное освещение и добавляют шарму и атмосферности в любое помещение.

Автор текста: Алена Сизых
Автор фото: Светлана Разуванова

Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва15:16 11.02.2024 | № 165660
 
 0 
 
 0 
Умывальник

На Руси слово «умывальник» имеет и другие названия: рукомойник, рукомытник.
 
Крестьяне повсеместно знали такую пословицу: «Горбатый мужичок по сторонам плюет», это как раз-таки история про данный предмет. Емкость с водой, которая была в каждом доме, подвешивали на гвоздик или ставили на полочку, предназначалась для умывания верхней части туловища: лица, шеи, живота. Изготавливали сосуд из дерева, глины, алюминия и даже из чугуна. Слово «умывальник» упоминается впервые в 15 веке, в церковных письменах как инструкция по поведению монахов или священнослужителей. Там говорилось, чтобы приступить к трапезе, вначале следовало омыть руки и лицо из рукомойника.
 
 
Родиной приспособления, похожего на современный умывальник, можно считать Древнюю Грецию. Особо не мудрствуя, форму его взяли в виде раковины моллюсков, отсюда и современное название. Европейцам же было запрещено купаться по причине нехватки питьевой чистой воды, а также канализации, что приводило к появлению различных болезней и эпидемий.
 
Позже стали отливать не только сосуд, в котором находилась вода, но и сам предмет мебели, он состоял из деревянного шкафчика, опирающего на три или четыре ножки. Просуществовал этот предмет достаточное время, актуален он и сейчас в деревнях или на дачах, где стоят колодцы и отсутствует механическая подача воды.

Автор фото и статьи -Ирина Милованова
 


Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва15:16 11.02.2024 | № 165659
 
 0 
 
 0 
Кувшин
 
Кувшин- распространенное на Руси слово, отмечено было уже к 15–16 веку. Предполагается два варианта происхождения этого слова: один- из тюрского языка, «кумган». Это слово означает кувшин с узким горлом. Тюрские народы использовали его во времена походов или кочевий, наливали туда айран или верблюжье, также коровье молоко, которое хорошо хранилось в условиях жары.
Есть и другая версия происхождения этого слова- из литовского языка- «ендова», или кувшин, в котором хранились напитки, их подавали к столу.
 
Упомянуто данное слово было еще в описях Свияжского монастыря 1614 года у публициста Г. Котошихина: «Да в монастырской ж казне серебряных судов питьих: кубок, достоканец серебряной с кровлею, золочен, братена серебряная». На Руси использовали кувшины как из стекла, так и из дерева, меди, были и глиняные. Хранили в такой посудине мед, пиво, молоко, кисель, квас, алкогольные напитки.
 
Поскольку кувшины, или сосуды, или жбаны имели свое предназначение, то и размеров они были разных: от одного литра до 20–30 литров, последние же использовались для того, чтобы напоить скот: коров или овец. В русских деревнях долгое время использовали глиняные кувшины для хранения молока, которое подолгу не скисало. Крестьяне опускали в погреб масло и сметану в кувшине, которое хранилось там и не портилось. Известная русская притча, в которой две лягушки попали в кувшин со сливками: одна из них не переставала бить лапками и выбралась наружу из неудобного кувшина, сбив из сливок масло, другая же быстро сдалась на милость победителя.
 
Автор статьи и фото-Ирина Милованова
 
 


Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва15:16 11.02.2024 | № 165658
 
 0 
 
 0 
Кадушка
Названия бондарской посуды «кадка, или кадушка» произошли из греческого языка-«ведро, кружка».
 
Известно, что на Руси такую посуду бондари начали создавать давно, поскольку она пользовалась большой популярностью как в сельской, так и городской местности, актуальна и в наши дни. Деревянные кадки- это емкости, сделанные из дощечек, соединенные железными обручами.
 
На Руси крестьяне и горожане хранили в данных емкостях крупу, муку, зерно, соленые огурцы или квашеную капусту. Летом же, во избежание пожара, в них накапливали дождевую воду, поскольку в каждом дворе кадушек было от 2 до 5 штук. Бондари на деревне получали славу мастеров в случае изготовления добротных кадок. А проверялись они на качество просто: если со временем набранная вода не просачивалась сквозь стенки кадушки, то изделие добротное, хотя вначале доски бывают неразбухшими. Качество кадки проверяется путём наливания внутрь неё воды. Сначала жидкость может просачиваться, но вскоре дерево разбухает, и течь исчезает. Многие бондари делали к кадушкам крышки, которые необходимы были при хранении круп, или засолки овощей, а также запарки банных веников. Крестьяне также использовали кадушки для замешивания теста. Также в этой посуде, поскольку она дышащая, могли хранить хлеб и ставили ее в теплый угол, под иконы. А чтобы кадушка со временем не рассохлась, смазывали ее время от времени подсолнечным маслом. Такая посуда символизировала достаток в доме.
 
Автор фото и статьи- Ирина Милованова

Лусине Хуршудян #2798 Медиацентр; Верейская школа 1, Верея, Московская обл.19:43 9.02.2024 | № 165566
 
 0 
 
Фольклор
Фольклор — это традиционное искусство, включающее в себя устные предания, песни, танцы, обряды, мифы, легенды и другие выражения культуры, которые передаются из поколения в поколение в рамках определенной этнической или социокультурной группы. Фольклор является важной частью культурного наследия различных народов и обычно отражает их историю, обычаи, верования и ценности. Он может быть выражен в различных формах, таких как устное народное творчество, народная музыка и танцы, народные ремесла и традиционные обряды. Фольклор играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия и помогает людям узнавать и понимать свою историю и традиции.
Автор текста и изображения: Лусине Хуршудян

Екатерина Иванова #2331 Про-нас; Алабинская школа им. Героя РФ С. А. Ашихмина, Калининец8:02 9.02.2024 | № 165489
 
 0 
 
Самовар
Самовар уже традиционно считают одним из символов русского народа, олицетворяя его хлебосольное гостеприимство. Однако чай появился на российских просторах примерно в первой половине XVII века, и только к концу этого столетия наладили его регулярные поставки из Китая в Москву.
 
Кроме того, самовар никак нельзя назвать русским изобретением. Устройства для подогрева или кипячения воды были известны с давних пор. Примерно два тысячелетия назад их уже применяли в Египте и других регионах мира. Русский самовар родился где-то в первой половине XVIII века, когда в Англии уже широко использовали «чайные вазы» или «чайные урны».
 
Самым древним в мире пока считается самовар, которому более трёх с половиной тысячелетий. Он найден в 1989 году при исследовании могильного кургана в Шекинском районе Азербайджана. Среди различных горшков, обнаруженных в захоронении, один имел цилиндрическую трубку посередине. Трубка оказалась покрытой сажей, как и внешние стенки горшка. В Суксуне делали самовары вплоть до 2007 года, но сейчас о былом производстве напоминает лишь огромный, высотой 3,2 метра, памятник самовару.
 
Автор текста и изображения: Екатерина Иванова

Александра Семенова #2798 Медиацентр; Верейская школа 1, Верея, Московская обл.21:29 8.02.2024 | № 165448
 
 0 
 
Кокошник
Кокошник — в древней Руси так называли головной убор который носили женщины. Произошло от слова «кокошь», что означает «курица» или «наседка».

Кокошник бывает разных форм например в виде опахала, полумесяца или округлого щита вокруг головы. Он является частью традиционного русского костюма. Раньше его носили в повседневной жизни, а сейчас он используется во время выступлений или в танцах, как аксессуар.

Автор текста и фото: Александра Семёнова

Екатерина Романова #2798 Медиацентр; Верейская школа 1, Верея, Московская обл.20:49 8.02.2024 | № 165443
  
Цирюльник.
Цирюльник — что же это может быть? Ещё и слово такое странное. Ответ неожиданный, но это парикмахер. Точнее так называли парикмахеров около двухсот лет назад.

Заведения в к которых работали цирюльники назывались почти также — цирюльни. В основном там стриглись богатые люди — купцы, иностранные гости и другая знать, а иногда даже правители.

Цирюльник считалась по-настоящему престижной профессией. Однако, цирюльник мог не только играть роль парикмахера и брадобрея, но ещё и осматривать раны, лечить зубы и многое другое.

Так как цирюлен было немного, ценилась и профессия бродячего цирюльника. Его приходу очень радовался город, и вокруг быстро собиралась толпа желающих получить услуги цирюльника.

Автор фото: Екатерина Романова.

Лусине Хуршудян #2798 Медиацентр; Верейская школа 1, Верея, Московская обл.19:36 8.02.2024 | № 165434
 
 0 
 
Гай
«Гай» — это древнерусское слово, которое имеет несколько значений в различных контекстах. В древнерусском языке «гай» мог означать лес, рощу, участок земли с деревьями или кустарниками. Это слово использовалось для обозначения природных участков земли, покрытых растительностью.

Также слово «гай» могло обозначать небольшой лесной массив или рощу, которая служила укрытием для животных или местом для охоты. В русской поэзии и литературе «гай» часто упоминается как символ природы, уединения, спокойствия и гармонии с окружающим миром.
Таким образом, это слово имеет глубокие корни в русской культуре и традициях, связанных с природой и окружающей средой.

Автор текста и картинки: Лусине Хуршудян

Никита Пьянков #4137 Телестудия «Супер100ТВ»; Школа 100, Нижний Тагил, Свердловская обл.15:16 6.02.2024 | № 165163
  
 0 
Поговорка
Поговорка — это образное или буквальное значение. Оно может нести поучительный характер «Красна птица пером, а человек умением». Пословицы отнесены к фольклорному жанру и считаются малым жанром народного творчества. Иногда поговорки могут стать частью пословиц (Поговорка: Воду в ступе толочь, пословица: воду в ступе толочь — вода и будет). Фольклористика относит этот жанр малого народного творчества к фразеологизмам. Родители мне очень часто говорили поговорку — «Терпение и труд всё перетрут». И это меня мотивирует на какое-либо дело.
 
Автор текста и картинки: Никита Пьянков

Первая | < Предыдущая | Страница 13 из 31 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Следующая | Последняя

Всего записей 453

Все в обратном порядке
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета