Обло, ударение на первую букву о. Это важно, так как Обло устаревшее, а облО временами можно встретить.
Объяснять я буду первый вариант (устаревший). Обло произошло от слова облый, его значение круглый, толстый, это довольно близко по смыслу разбираемого слова. Тучный, тяжелый, так на данный момент заменяют это слово.
Автор текста и картинки: Велина Выхристюк
Велина Выхристюк#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Бластиться — это глагол, означающий какие либо глюки, если проще, то это чудиться, мерещиться. Чаще используют в каких любо жутковатых моментах, например в стихотворении Сергея Александровича Есенина «Русь»:
В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей. И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей.
Сквозная, она же ажурная, резьба является одним из неофициальных символов России. Это ею украшены карнизы, балясины и наличники наших старинных городов и деревень, отделаны предметы внутреннего убранства. Она была знакома древнерусским мастерам уже с XI века. Удивительно, но созданные ими узоры не повторяются — каждый резчик сам придумывал, что вырезать. Как правило, вдохновением служили цветы и деревья местности, где проживал мастер. Сквозную резьбу от других видов отличают сквозные отверстия. По внешнему виду она напоминает кружево., отсюда и второе название — ажурная. Выполняют узоры с помощью острого инструмента — ножа и резцов. В зависимости от токо, как именно выполняется узор, подразделяется на подтипы: прорезную — сквозные части прорезаютс с помощью стамески и резца; и пропильную — сквозные участки пропиливаются пилой или лобзикомЭтот вид декоративно-прикладного искусства и сегодня очень популярен. видов декоративной и художественной отделки считается резьба по дереву.
Автор фото — Лариса Боброва. Автор текста — Кирилл Бойко
Женщины на Руси бельё не гладили, а разминали и раскатывали, делая его мягким. Для этого использовали рубель. Название произошло от слова «рубить». И появился этот важный и нужный для каждой деревенской семьи предмет более семисот лет назад. Состоит рубель из деревянной доски прямоугольной формы с рукоятками на концах. На нижней стороне — скругленные зарубки-зазубрины, а верхнюю украшали резьбой или орнаментом. Принцип работы прост: накрученное на специальный валик — каталку — белье «прокатывали» с максимально сильным нажимом. Раскатанное рубелем бельё становилось мягким, приобретало опрятный вид». Не мытьём, так катаньем!» — процесс нашел отражение в народной поговорке.
Автор фото — Лариса Боброва
Автор Текста — Ксения Бугаенко.
Диана Буторина, рук. #4137 Телестудия «Супер100ТВ»; Школа 100, Нижний Тагил, Свердловская обл.
В деревне, во дворе моего домика, стоит старая бордовая «четверка». Давно без колёс, с проржавевшим дном и замутневшими зеркалами. Уже как 5 лет машина не на ходу. Дедушка называет её колымагой. Мол, «сходи во двор, туда где колымага стоит», то есть старая разбитая повозка. Это слово в 21 веке несёт пренебрежительную окраску, хотя в 17 веке колымагой обладали только дворянские семьи. Колымага — карета, коляска, всякая барская повозка. Богатые люди украшали их золотом и серебром, а для уюта и тепла салон обивали дорогими мехами.
Приспособления для ручного прядения нитей из шерсти или волокон растительного происхождения, чтобы впоследствии получить из них ткань, появились на Руси в глубокой древности. Еще сто лет назад, что для истории — мгновение, такие прялки были в каждой крестьянской семье. В русском — «прялка», в украинском — «прядкка» — это слово произошло от праславянского глагола prę dti (прясть). Прялка была неизменной спутницей женщины на протяжении всей жизни. Трудолюбивую хозяйку изображали именно за прялкой. А сколько поговорок ей посвящено:
Какова пряха, такова и на ней рубаха.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.
Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Рано встала, да мало напряла.
Это удивительно, но несмотря на технический прогресс, прялки используются до сих пор.
Автор текста Кирилл Бойко. Автор фото Лариса Боброва
Мария Щекотина#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Плоскодонка — тип лодки с плоским дном. На проотяжении столетий такие лодки использовалась для перевозки людей и грузов по мелким рекам. Чтобы управлять ею, нужноо стать на корму и, упершись шестом в дно, оттолкнуться от него. Можно передвигаться на плоскодонке и при помощи весел. Классически вариант — деревянная, изготовленная из досок хвойных пород или фанеры. Благодаря большой площади соприкосновения с водой — плоскому дну, по сравнению с другими моделями такие лодки более устойчивы к боковой волне и ветру, имеют высокую проходимость и грузоподъемность. Изготовить ее можно самостотельно. Свою популярность плоскодонка не утратила и в наши дни. Их используют для отдыха на воде, для перевозки грузов, в спортивных соревнованиях.
К слову, латинское «ponto», от которого произошло названия лодки (в переводе — «лодка с плоским дном»), является корнем слова понтон: «pontoon».
Куренем на Дону называют двухэтажное жилище донского казака. Двухэтажный не случайно! Первый этаж строился из камня или кирпича, второй этаж деревянный. Как правилпервом этаже не жили, он предназначен для хозяйства. Считалось, что жить нужно в дереве, а папиросы хранить в камне. Центром называлась «холодная» комната, потому что в ней не было окон, но с маленькими отверстиями на стене, они позволяли проходить воздуху. Вокруг «холодной» комнаты коридор. Входить в курень можно было только по одному, согнувшись, так как входная дверь была узкая и низкая. Дверца обычно открывалась вовнутрь, чтобы можно было её попереть.
Интересно, в курене иногда встречалась яма для незваных гостей. Главный вход в курень располагался на втором этаже. Второй этаж был окружён террасой. Главная комната называлась «зало», от входной двери она ограждалась сенями. В главной комнате находился красный уголок — божница, предназначенная для молитвы. В божнице стол всегда был накрыт чистой белой скатертью. В этой же комнате располагалась печь. Из залы можно было попасть в спальню на женскую половину, а также на мужскую половину. В независимости от количества комнат в каждом курене строилась кухня, на которой готовили еду и ели.
КУРЕНЬ — отделение военного стана запорожцев; административное деление запорожского войска под управлением куренного атамана. (ист.). «Потом сели кругами все курени вечерять». Гоголь.
КУРЕНЬ — войсковое подразделение Запорожской Сечи, которое делилось на 38 куреней, называвшихся по местности, откуда происходили входившие в них казаки (Полтавский, Коневский и т. п.). Во главе стоял выборный куренной атаман. Казаки, входившие в курень, вели общее хозяйство и жили в большой постройке, также называвшейся куренем.
Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»
Такие курени были иногда не только в Сичи, но и в поселениях Гетманщины, где Запорожские Казаки проживали группами со своими атаманами, обособленные от другого населения. Запорожцы принесли с собой куренное устройство и на Кубань. В Положении «Об устройстве Черноморского Войска» (Полное Собрание Законов, т. XXVII, № 20508. 13.11.1802) говорится: «Ныне существующий внутренний сего Войска распорядок, основан будучи на правилах прежнего Запорожского, состоит из Войскового Коша который есть главный стан Войска, и под главным начальством Войскового (Кошевого) атамана составляют его 40 куреней, тех самых наименований, какие существовали в Войске Запорожском, с чинами и служителями по росписи с 1792 году июля в 30-й день означенными».
Это достаточно новый вид искусства появился он в 1972 году. Изделия пользуются огромной популярностью у кольлекционеров. Они имеют уникальный дизаин и никогда не потеряют актуальность. Материалы из которых выполнена посуда устойчивы к высоким температурам и механическим повреждениям. Приобретая семикаракорскую посуду, вы не только следуете модным новинкам, но и отдаёте дань истории и традициям.
Автор фото и текста: Кирилл Бойко
Мария Щекотина#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Курень — традиционное название дома у донских казаков. Глиняные, деревянные, полукаменные, они могли быть как одно-, так и двухэтажными. Но обязательно на высоком фундаменте — возводились с учетом весеннего разлива рек. Вокруг куреня — балясник (балкон), на котором «бабы лясы точили», хозяева пили чай, принимали гостей. Но главное для казаков — это «мой дом — моя крепость». В любо момент курень мог превратиться в оборонительное сооружение.
Вот как описывакт казачий курень В.А. Страховой:
В этом доме помнят дедов
И законы предков чтут:
Крестятся перед обедом,
Песни старые поют.
То есть не поют — «играют»,
С подголосками ведут,
Душу песней забирая,
Без врачей врачуют тут.
Автор текста и фото Мария Щекотина
Мария Щекотина#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Решетчатые», — рассказывает нам русская народная плясовая шуточная песня, А что же значит это давно забытое слово «сени»? В казачьих куренях, деревенских избах и старинных городских домах так называлось нежилое помещение, которое отделяло жилую часть от крыльца. Их делали в виде дощатой, бревенчатой или плетенной из прута трехстенной боковой пристройки. Сени, сенцы, сенница — они были неотъемлемой частью жилища. Само слово происходит от старославянского «сень» — навес, шатер, укрытие, дающие тень. Вошли в сени — оказались под защитой.
Автор текста и фото Мария Щекотина
Мария Щекотина#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Резьбой по дереву казаки занимались с давних времен. Помните, в известной песне Олега газманова: «А на окне наличники,
Гуляй да пой, станичники…» Элементами деревянного декора, выполненными прописной и рельефной резьбой, украшались казачьи курени. Сегодня широкое распространение получило выпиливание или резьба по дереву лобзиком. Овладев секретами этого ремесла можно выпиливать различные сувениры, даже целые картины.
Автор текста и фото Мария Щекотина
Мария Щекотина#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Оригами — бумажное искусство Востока на Дону. Из одного обычного листа бумаги складываются тысячи разнообразнейших фигур и форм. В России об оригами узнали сравнительно недавно. Но страницы его истории пишутся ярко и стремительно. В 2002 году педагоги дополнительного образования Центра детского технического творчества города Ростова-на-Дону, увлечённые искусством складывания бумаги, создали Ростовское Общество любителей Оригами — РОЛОр. Символом этого общества стала маленькая изящная бабочка РОЛОРА, выполненная в технике оригами.
Как правильно заметила москвичка Наталия Киселёва:
Давным — давно кустари-ремесленники умели делать ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы например вырезать ложку, надо сначала отколоть от дерева чурку-баклушу. Готовить баклуши поручалось подмастерьям, дело это было легкое, пустячное, не требующее особого умения. С этим мог справиться даже ребенок. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».
Каждый хоть раз в своей жизни слышал о национальной шотландской юбке — килте. А знали вы о том, что на Руси тоже была такая, а называлась она Понёва. Понёва — это один из элементов традиционной русской одежды. Переводится как «кусок ткани» или «полотенце». Историки, изучающих устройство жизни славян, существует мнение о том, что понева — это разновидность полушерстяной ткани. Чаще всего ткань из которой делали понёву состояла из клеток. Они говорили о месте, откуда приехала девушка: о губернии, уезде или деревне. Так, основным цветом понёв, хозяйками которых были жительницы границы Рязанской и Тульской губерний, был красный, а линии, разделяющие ткань на клетки, делались белыми и черными. А на территориях, находящихся на севере Рязанской губернии, носили темно-синие или черные поневы, с вышивкой из белых или цветных нитей.