Первая | < Предыдущая | Страница 28 из 30 | 29 | 30 | Следующая | Последняя
Всего записей 447 | ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/Bardinamv.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Щедровки |
Щедровки — народные песни, которые пелись под Новый год, призывали хороший урожай, благосостояние и крепкое здаровье. Это слово я узнала от тети, когда была ещё совсем маленькой, она пела мне и моим сестрам и братьям маленькие рождественские песенки. Они призывали удачу и счастье. Это осталось теплым воспоминанием в моей памяти.
Вот такие строчки я нашла в произведение Вечера на хуторе близ Диканьки, Ночь перед Рождеством:
«То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку, ревел во все горло:
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кiльце ковбаски!»
Автор текста: Мария Бардина
Автор картинки: Велина Выхристюк
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@L@u@ch@i@k@S=@o@l@n@c=@a.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Веретено | Для того, чтобы спрясть пряжу из хлопка, шерсти или льна, наши предки использовали особое приспособление — веретено.
Корень слова «веретено» относится к индоевропейской группе и означает — «нечто вращающееся».
Сделать такое изделие не составляло труда. Обычно его изготавливали из простого, сухого дерева — березы.
Веретено похоже на тоненькую, круглую в сечении палочку, которая утолщается к низу. С помощью него можно было намотать из отдельных волокон прочную и длинную нить при прядении.
Существует много пословиц про веретено. Например, одна из них: «Знай, баба, свое кривое веретено», означает, что в своем деле каждый человек должен быть профессионалом,
А еще веретено мы можем встретить в русских народных сказках. В
«Спящей красавице» девушка укололась веретеном и уснула крепким сном. Разбудить ее смог только поцелуй.
Кроме того, веретено во все времена рассматривалось символично. Оно было, как атрибут матери, которая прядет нить судьбы.
Веретено применяют до сих пор. Сейчас его усовершенствовали, фактически теперь оно является основой для наматывания будущей нити.
Автор текста и рисунка: Анастасия Молчанова
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@G@o@l@o@l@o@b@o@v@a_@D@a@sh@a.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Леля |
Леля — одна из самых древнейших и почитаемых славянами богинь. Она символизировала весну, красоту и девичью любовь. Чаще всего ее изображали как русую молодую девушку, едва достигшую возраста, когда можно выходить замуж. Ее мать, богиня Лада, и сестры: богиня Марена и богиня Жива — зачастую ассоциируются с домашними делами, бытом. Однако Лель изображают на фоне дикой природы. Из этого можно сделать вывод, что Лель — вольная, молодая девушка, не отягощенная заботами и переживаниями.
Автор текста и иллюстрации — Дарья Гололобова.
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@A@r@s=@e@n@i@j_C.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Чехвостить |
Ругать, чехвостить. Это буквально означает чесать хвост. Попробуйте например почесать хвост коту и он сразу даст понять что, он на вас обижен. Так и повелось на Руси говорить чехваостить — значит ругать. По крайней мере любая бабушка в деревне вам так и скажет
Атор текста: Арсений Савицкий
Автор фото: Михаил Шинко
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@A@K@o@n@o@v@a@l@o@v@a.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Амбар |
Летом в деревне, бабушка рассказывала много увлекательных историй из своего детства. Раньше, когда она была еще совсем маленькой и ее мама готовила вкусности, то ей приходилось часто слышать: «Поля, сходи в амбар, принеси муки, пожалуйста». Еще в тот момент это слово вызвало у меня интерес.
Сейчас же я решила узнать, что же это за слово и какое оно несёт значение. Амбар — чаще всего это небольшое здание, пристроенное к дому. Раньше, когда люди ещё жили в деревнях почти у всех были амбары. Там хранили зерно, муку, разные запасы и товары.
Автор картинки: Софья Шестакова, 5 класс
Автор текста: Алина Коновалова, 8 класс
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@S=@u@p@e@r100@T@V.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Робить |
Все мы хоть раз в жизни робили. В школе, дома с коллегами. Не поробишь, не поешь. Если подумать, то даже младенцы робят. Они же двигаются, для них это тоже огромный труд. Странный состав слова, причём тут бить? Возможно в древней Руси люди были жестоки и вместо того чтобы робить, били кого попало. На самом деле можно было с самого начала понять значение этого слова. Робить — работать. Основное слово для обозначения этого действия. Где робил? Куда робить? Ушёл робить. Любая работа имеет большое значение, но для чего посвящать работе два слова, для меня остаётся загадкой.
Автор рисунка: Анна Гаврилова, 5 класс
Автор текста: Дарья Ветошкина, 7 класс
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@S=@u@p@e@r100@T@V.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Зорить |
Зорить — это слово очень похоже на слово сорить. Сорить можно где? В машине, а ещё на столе. Сорить можно чем? Едой, песком да и просто чем то рассыпчатым. Тогда возникает вопрос: зачем слово зорить, если есть слово сорить? Не подходит, что же ещё можно придумать? Я люблю зарю. В школе на уроках русского языка мы изучали правила написания зар и зор. Так что, вполне себе логично что зорить-это наблюдать за зарёй. Зачем тогда зорить если есть словосочетание наблюдать за зарёй? Для того, чтобы не говорить много? Получается какой-то бред. Какие древнерусские слова очень похожи на слово зорить? Если попробовать разобрать это слово по частям, скорее всего я найду ответ на этот вопрос. Возьмём начальную часть зор. Первое что приходит на ум — это зорко. Тогда можно предположить, будет одной из частей слова смотреть. В сказах Бажова есть нужный ответ на данную задачку. Зорить — зорко смотреть, всматриваться. Видимо в древнерусском языке присутствовал лимит на буквы, поэтому они решили так совместить два слова в одно.
Автор картинки: Виктория Беспоместных, 5 класс
Автор текста: Дарья Ветошкина, 7 класс
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@S=@u@p@e@r100@T@V.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Квашня |
У «квашни» много значений.
Первое, это глиняная или деревянная кадушка для замешивания теста. У хозяюшек эта посудина была в почёте, ведь как мы все помним «хлеб всему голова». Именно в квашне замешивалась опара из которой получались разные вкусности от булок до пирогов.
В современное время можно услышать: «пойду квашню поставлю», уже подразумевая саму опару, то есть закваску. Обычно опару заводили из воды, закваски и муки. Замешивали рукой и оставляли побродить на пару часов либо на ночь.
А ещё так говорят на вялого человека, который не может внутренне собраться и выполнить дело — «квашня-квашнёй».
Автор картинки: Анастасия Бережнова, 5 класс
Автор текста: Дина Буторина
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@S=@u@p@e@r100@T@V.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Бельмень или Бельмес |
«Сколько можно повторять: нельзя так долго играть в приставку. Учёба и ужин превыше всего! А он не бельмеса», — жалуется мама папе. Или наоборот.
«Не бельмеса» — обычно говорят о тех, кто не понимает сказанных слов, или игнорирует услышанное. В давние времена на Урале в народной речи звучало «бельмень», употребляясь как «балбес».
В толковом словаре В.И. Даля есть пояснения о том, что у слова «бельмес» татарские корни.
Автор картинки: Таисия Вотякова, 7 класс
Автор текста: Дина Буторина
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@S=@u@p@e@r100@T@V.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Расхорохориться |
Отдыхая в деревне, по утрам слышу, как бабушка по-доброму ворчит на своё хозяйство. Главный герой — красавец петух. «Ишь ты, расхорохорился!» Это значит, что вновь хозяин курятника порядки наводит, невест выбирает, да с пернатыми соседями куриное шоу вокализов устроил.
Расхорохорился — разошелся, развыделывался.
А в юности, так и родители говорили мне в моменты, когда я пыталась «гнуть свою линию»: дискотеки и нарядное лицо, каблучки и пара дерзких слов. «Расхорохорилась-то куда так?»
Автор картинки: Маргарита Торбенко, 5 класс
Автор текста: Дина Буторина
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/milovanova_ira.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Изба |
Происхождение этого слова восходит к древнеславянскому слову «истьба», что означает «отапливаемый жилой сруб». В других же языках (чешский, польский) бытует следующее значение: помещение без очага или печи, предназначенное для хранения имущества и продовольствия.
Русской «избой» к началу 18 века называли не только отапливаемую и жилую часть дома, но и целый комплекс пристроек, например: амбары, сараи, бани, птичники, погреба, качество которых зависело от дохода семьи. Сегодня под термином «изба» представляют жилище срубной конструкции.
Строили избу двумя способами: «в лапу», это бревна, которые укладывались горизонтально, врубались на углах без остатка, а также с остатком, или «в обло».
Автор статьи и фото — Ирина Милованова
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@E@f@r@e@m@o@v@a@K@s=@e@n@i@ya.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Семиракорская керамика |
Семикаракорскую художественную керамику неслучайно называют жемчужиной Дона. Этот народный промысел несет в себе богатые традиции донского казачества.
Ещё в Vlll-IX веках нашей эры, простейшие керамические изделия изготавливались в поселении Хазарского каганата, который находился всего в 5 километрах от современного города Семикаракорска. А Семикаракорск в свою очередь принадлежит территории Ростовской области. Название этого города в переводе с тюркского языка звучит как «Большая чёрная крепость».
Технология изготовления Семикаракорской фаянсовой посуды на удивление проста. В специальные гипсовые формы заливали специальный жидкий раствор, который в дальнейшем затвердевал. Готовая посуда застывала естественным путём. Затем её дважды придавали обжигу в печах.
В 30-х годах XX века множество кустарных мастерских объединились в отдельную отрасль, образовав семикаракорский райпромкомбинат. В 1972 году приступили к изготовлению художественной керамики. В 1975 году завод стал выпускать изделия для дома и керамические статуэтки.
Семикарокорский завод — единственное предприятие на донской земле, которое занимается изготовлением керамической посуды. Эта посуда стала популярна во многих городах Советского Союза. Она и сегодня дарит радость многим ее обладателям. Кстати, у ростовчан никогда не болит голова, что подарить в качестве сувенира. Для этого у нас есть специализированный магазин ««Аксинья», где всегда можно приобрести семикаракорский фаянс.
Автор статьи и фото: Ксения Ефремова
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@P@r@o@s=@t@o_@M@a@r@i@ya.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Кокошник |
Кокошник — один из символов нашего русского национального костюма. Название этого старинного головного убора происходит от древнерусского слова «кокошь», что значит… «курица», «наседка». Потому что главное в кокошнике — гребень. В разных областях он имел разную форму: напоминал и наконечник стрелы, и полумесяц, и веер. Делали кокошники на заказ профессиональные мастерицы-кокошницы, украшали бархатом, парчой, бисером, жемчугом, золотым и серебряным шитьем., бусинами и даже драгоценными камнями. Неслучайно это произведение искусства в семье передавалось по наследству.
Носили кокошники только замужние женщины, так как на Руси, выйдя замуж, нужно было покрывать голову и прятать волосы. Прада, точно неизвестно, когда появились первые кокошники, но головные уборы древнерусских женщин уже в X веке их напоминают. А само слово встречается в документах XVII века. Если честно, немного жаль, что русские красавицы сегодня не носят кокошники, они ведь так напоминают корону!
Автор: Мария Щекотина
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@E@f@r@e@m@o@v@a@K@s=@e@n@i@ya.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Гжель |
Гжель — один из исконно русских народных промыслов, это роспись керамической посуды в синих и белых цветах. Так называлась деревня, расположенная в шестидесяти километрах от Москвы. В XIV веке она была в списке владений князя Ивана Калиты. Здесь с древности занимались гончарным искусством. Ну а само слово «гжель», по мнению некоторых ученых, произошло от глагола «жечь». Со временем промыслом стали заниматься уже не в одной деревне, а почти в 30 населенных пунктах. Так в Российской империи образовалаь в Гжельская волость,
К 1821 в Гжели насчитывалось 25 заводов, где делали глиняную посуду, а также игрушки и статуэтки. Изделия красили лиловой, жёлтой, коричневой и синей краской в своеобразном народном стиле. Краска наносилась тонкой кистью. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья и травы. В 20-х годах 19 века многие изделия расписывают исключительно синей краской. Именно это придаёт гжели собственную уникальность.
Гжельский фарфор популярен и сегодня. Наверняка во многих домах есть посуда или фигурки, расписанные синей краской.
Автор текста Ксения Ефремова
Автор фото Лариса Боброва
|
|
|
| ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/avatars/@G@o@l@o@l@o@b@o@v@a_@D@a@sh@a.jpg&max_x=98&max_y=54) | | Бродня |
Уверена, что каждый из вас, лазая по шкафам и темнушкам, натыкался на странного вида резиновые сапоги. Огромные, болотно-зеленые и немного страшные. Оказывается, даже у них есть свое название: бродня. Чаще всего это слово используют рыбаки, подразумевая большие резиновые сапоги, предназначенные для ходьбы по болотам и лесам.
Пример: «Отец громко кашлял в ответ и, хлопая широкими голенищами бродней, как крыльями, неторопливо спускался к лодке» (Виктор Астафьев «Конь с розовой гривой»).
Автор картинки и текста: Дарья Гололобова
|
|
|
Первая | < Предыдущая | Страница 28 из 30 | 29 | 30 | Следующая | Последняя
Всего записей 447 Все в обратном порядке
Загрузка...
|