|
Первая | < Предыдущая | Страница 8 из 30 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Следующая | Последняя
Всего записей 448 | | | Сказ про то, как царь Пётр арапа женил |
«Сказ про то, как царь Пётр ара́ па жени́ л» — советский художественный фильм-мелодрама, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1976 году режиссёром Александром Миттой по мотивам произведения А.С. Пушкина «Арап Петра Великого». Премьера фильма состоялась 6 декабря 1976 года.
Сюжет: Однажды Петру I был подарен маленький арап — «сын чернокожего царя». Однако при дворе он жил не рабом, а воспитанником: царь стал его крёстным, дав имя — Ибрагим Петрович Ганнибал. Смышленый мальчуган, быстро изучив науки на своей новой родине, был отправлен во Францию для получения более глубоких знаний и изысканных манер. Там, прославившись не только как подающий надежды молодой учёный, да ещё из «варварской России», но и как воин, раненный в бою с испанцами и награждённый герцогом Орлеанским за героизм, он стал известным при дворе человеком и вызвал интерес у дам. В итоге любовница Ганнибала, замужняя дама, родила чёрного ребёнка, имели место скандал, дуэль с мужем-рогоносцем, убийство последнего, высылка в Россию. Вернувшись из Парижа, на одном из балов арап влюбился в дочь боярина Гаврилы Ртищева — Наташу, которая побаивалась этого чёрного человека. Пётр решил женить своего крестника на Наташе, желая при этом «укоренить» Ибрагима на русской земле. Арап, зная об отвращении Наташи к себе, отказывался взять её в жены. Непокорность воле царя изменила отношение Петра к арапу, и царь запретил Ибрагиму показываться ему на глаза. Со временем Наташа поняла, что любит этого странного, но замечательного человека, и сама пришла к нему после того, как Ибрагим из благородства пытался устроить её свадьбу со своим соперником Мишкой Говоровым (пользовавшимся, по мнению Ганнибала, благосклонностью Наташи).Они попросили прощения у царя, однако даже в этот момент Ибрагим пытался доказать Петру правильность своих убеждений, но тот прервал его словами: «Молчи, молчи, а то опять поссоримся».
|
|
|
| | | Россия молодая (фильм) |
«Росси́ я молода́ я» (1981—1982) — 9-серийный телевизионный художественный фильм Ильи Гурина об эпохе Петра I. Экранизацияодноимённого романа Юрия Германа.
Сюжет: Действие фильма происходит в эпоху Петра I на Русском Севере. В центре сюжета судьбы трёх человек: капитана-командора Сильвестра Иевлева, поручика таможенного войска Афанасия Крыкова и кормщика-помора Ивана Рябова. Иван Рябов — реальный исторический персонаж. В 1701 году он вместе с церковным служкой Дмитрием Борисовым совершил подвиг, в качестве кормщика под видом предателей посадив головной корабль шведской эскадры на мель, под огонь береговой батареи. Иевлев Сильвестр Петрович — также реальный исторический персонаж. Стольник Петра Первого, участник строительства Новодвинской крепости, руководил действиями береговых батарей во время обороны Архангельска от шведской военной эскадры Карла XII в 1701 году. Фильм является точной экранизацией почти всего романа, за исключением последних глав. В трансляции каналом «Россия» 10 июня 2008 года без объяснения причин из 9-й серии фильма был вырезан кусок под названием «Государева дорога»[1].Часть фильма снимали под Архангельском, в Малых Корелах. Часть съемок проходила в Суздале (перенос шпаги Крыкова в церковь).
|
|
|
| | | Повар Царя |
Ян Фельтен был любимым поваром Петра I, его мунд-кохом. С начальником ему повезло Петр I ел мало, в еде был непревередлив, а гурманов откровенно высмеивал: “Какую пользу может принести тело отечеству, когда оно состоит из одного брюха!»
Царь любил щи, кашу, ветчину, сыр и жареную утку, с большим удовольствием ел молодой редис и особо отличал студень без этого блюда не обходилась ни одна царская трапеза. За верную службу Петр пожаловал мунд-коху Фельтену дом в Стрельне, но и за провинности взыскивал с него по полной.
После обеда Петр обычно ел сыр с маслом. Подавали новые сыры, а початые очень редко. Однажды царю подали лимбургский сыр, очень ему понравившийся. Закончив есть, государь достал из кармана инструмент, измерил остаток сыра и записал размеры на бумажку. Затем подозвал Фельтена, приказал ему убрать сыр и подавать его, пока не кончится. На следующий день за обедом Петр заметил, что кусок заметно уменьшился. Он опять достал инструмент и замерил сыр, а потом сравнил, что получилось, со исходной записью. Половины сыра недоставало. Тогда легко впадавший в гнев Петр Алексеевич поколотил Фельтена тростью. С тех пор с сыром проблем не возникало.
|
|
|
| | | Пётр Первый. Завещание |
«Пётр Первый. Завещание» — российский телесериал 2011 года, снятый режиссёром Владимиром Бортко по мотивам[1] романа Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». Производство: «Студия 2-Б-2 интертэйнмент» по заказу телеканала «Россия».
Сюжет: Сериал рассказывает о двух последних годах Петра I и содержит элементы художественного вымысла, не буквально соответствуя данным современной исторической науки[2][3].Пётр, давно утомлённый бременем власти и душевным одиночеством, увлекается молодой, красивой и образованной молдавской принцессой Марией Кантемир. Она становится его любовницей и, вероятно, самой большой в жизни любовью. Пётр готов пойти на развод с Екатериной I, однако от лишения её трона его останавливает князь Ромодановский. Мария ждёт ребёнка от императора, чего Екатерина не хочет допустить: Пётр может признать ребёнка своим наследником. Она идёт на сговор с врачом, и тот прерывает беременность. Романтическая линия сюжета развивается параллельно с текущими государственными делами самодержца. Он ведёт кровавую непримиримую борьбу с казнокрадством и мздоимством, продолжает укреплять армию и флот. Однажды, принимая участие в спасении моряков в ледяной воде, Пётр тяжело заболевает. Царедворцы осознают, что он находится при смерти. Они уже договорились о разделе власти и никого к умирающему не подпускают. После кончины Петра официально объявляется, что, начав писать завещание, он успел начертать только «Отдайте всё…». Императора начинают хоронить в XVIII веке, но проносят гроб уже по современному Невскому проспекту.
|
|
|
| | | Пётр Первый (фильм) |
«Пётр Первый» — советский двухсерийный историко-биографический художественный фильм, снятый на Лениградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» режиссёром Владимиром Петровым по одноимённой пьесе Алексея Толстого, посвящённый жизни и деятельности российского императора Петра I.
Сюжет: Исторический фильм по роману Алексея Толстого о жизни и государственной деятельности преобразователя России XVIII века царя Петра I, начиная от Нарвской битвы. Начало XVIII столетия. Период становления Великой Российской Империи, время крупных реформ и тайных заговоров, великих воинских побед и дворцовых переворотов, безудержного веселья ассамблей и жестокого кровопролития казней. В фильме отображен конфликт между царем и его сыном Алексеем.
|
|
|
| | | Пётр Вели́ кий (1910) |
«Пётр Вели́ кий» (другое название — «Жизнь и смерть Петра Великого», 1910) — немой художественный короткометражный фильм Кая Ганзена и Василия Гончарова.
Сюжет: Фильм иллюстрирует основные этапы биографии Петра Первого. Сначала молодой Пётр командует одним из своих «потешных полков». Повзрослев, он изучает различные научные и инженерные приборы. Показан спуск на воду ботика Петра Первого («дедушки русского флота»). Софья бунтует против Петра стрельцов, он вынужден скрываться в Троице-Сергиевой Лавре. Туда к нему приходят верные ему «потешные полки», и с ними он идёт на Москву и заточает Софью в Новодевичий монастырь. Проходит несколько лет. Пётр начинает преобразование России и встречает сопротивление бояр. Против него начинаются заговоры. Он лично является в дом заговорщиков и арестовывает их. Затем он отправляется вГолландию изучать корабельное дело. Вернувшись в Россию, он строит флот и организует армию. От первых поражений в Северной войне он доходит до победы в Полтавской битве. ВСанкт-Петербурге Пётр устраивает грандиозные ассамблеи. Но его здоровье подорвано тяжким трудом, и вскоре он умирает.
|
|
|
| | | Кинематограф | 1938 год. «Петр Первый». Легендарный фильм по роману Алексея Толстого. В роли царя — Николай Симонов, получивший за эту работу все мыслимые советские награды.
1972 год. «Табачный капитан». Первая комедия с участием Петра. Его сыграл Владлен Давыдов.
1976 год. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Алексей Петренко изобразил даже свойственный Петру нервный тик.
1980 год. «Юность Петра». Первая часть эпической трилогии. В главной роли — Дмитрий Золотухин.
1983 год. «Демидовы». Александр Лазарев сыграл царя дважды — первый раз в картине «Дмитрий Кантемир» (1974 год).
1997 год. «Царевич Алексей». Царя сыграл Виктор Степанов, ставший знаменитым после роли Михайло Ломоносова.
2000 год. «Тайны дворцовых переворотов. Завещание императора». Николай Караченцов.
Источник: http://www.kp.ru/
|
|
|
| | | Завещание Петра Великого |
Перед смертью, император составил завещание, содержащие 14 основных пунктов и начиналась оно словами: «Во имя святой и нераздельной Троицы, мы, Петр, император и самодержец всероссийский, всем нашим потомкам и преемникам на престоле и правительству русской нации».
Далее по пунктам перечислялись предписания:
1. Поддерживать русский народ в состоянии непрерывной войны, чтобы солдат был закален в бою и не знал отдыха. А оставлять его в покое только для улучшения финансов государства.
2. Вызывать всевозможными средствами из наиболее просвещенных стран военачальников во время войны и ученых во время мира.
3. При всяком случае вмешиваться в дела и распри Европы, особенно Германии, которая, как ближайшая, представляет более непосредственный интерес.
4. Разделять Польшу, поддерживая в ней смуты и постоянные раздоры, сильных привлекать на свою сторону золотом.
5. Делать возможно большие захваты у Швеции и провоцировать её на нападения, чтобы был повод для её захвата. Для этого разорвать все связи Дании и Швеции и постоянно стравливать их.
6. Всем российским императорам жениться только на германских принцессах.
7. Англия: добиваться всемерного союза.
8. Продвигаться на север к Балтике и на юг к Черному морю.
9. Как можно ближе придвигаться к Константинополю и Индии. Он объяснял это тем, что тот кто обладает этими странами, обладает всем миром.
10. Австрия: открыто поддерживать союз, но втайне провоцировать против неё недоброжелательство, конечная цель — установить над ней протекторат России.
11. Вместе с Австрией теснить турок.
12. Провозгласить себя защитником православных в Речи Посполитой, Венгрии и Оттоманской империи с целью дальнейшего подчинения этих держав.
13. Когда будут разбиты Швеция, Персия, Польша, Турция и Австрия, армии соединены, а Чёрное и Балтийское моря охраняемые флотом, тогда предлагается в особой секретности предложить сперва Франции, а затем Германии разделить сферы влияния в мире.
14. Если оба откажутся от предложения, то между ними надо развязать войну и истощить их обоих. После этого Россия должна отправить сухопутные войска в Германию, а флоты из Азовского моря и Архангельска в Средиземное море и Атлантику соответственно. Это изолирует Францию и Германию и ускорит их капитуляцию, а после этого Европа будет де-факто завоёвана.
Всеми этими пунктами он хотел увеличить влияние России и у него немного получилось.
|
|
|
| | | Фобии Петра |
Петр Первый страшился открытых пространств. Удостовериться в этом можно, если посетить домик Петра Первого и его летний дворец в Санкт-Петербурге. Вас наверняка поразит скромность самодержца, помещения с низкими потолками и маленькими комнатами. В летнем домике даже устроили так называемый «фальш-потолок»: подвешен более низкий к более высокому, что создает ощущение шкатулки.
Но дело вовсе не в скромности. Царь не мог ощущать себя комфортно в большом просторном помещении с высокими потолками. Это говорит об экофобии и спацеофобии боязни своего дома и пустого пространства. Но на этом перечень фобий Петра не ограничивается: царь всю свою жизнь страдал от акарофобии боязни насекомых.
|
|
|
| | | Образ Петра Первого |
А.Н. Толстой шел к роману «Петр Первый» постепенно и издалека. Сначала, еще в 20-е годы, он пишет рассказы «Первые террористы», «Наваждение», «День Петра», а затем «Повесть смутного времени» и пьесу «На дыбе». И лишь в завершение всего этого принимается за работу над романом «Петр Первый». Сам писатель отмечал: «Работа над „Петром” для меня прежде всего — вхождение в историю через современность… Результат тот, что история стала раскрывать мне нетронутые богатства».
В своем романе А. Толстой создал целостную картину России — от императорского дворца до убогой крестьянской избы; нарисовал жизнь страны на широком европейском фоне. Но история выступает у писателя не как фон. Подлинные события русской истории в ее движении, борьбе образуют основу сюжета в романе. И это одно из больших завоеваний автора.
Центральным лицом, к которому сходятся нити исторического движения эпохи в романе, сюжетным центром всего повествования у А. Толстого является Петр I. Силу Петра, его заслугу и значение писатель видит в том, что он понял объективные закономерности и требования своей эпохи, подчинил им свою деятельность. Преобразование России, осуществление широких политических замыслов — дело всей жизни Петра. В изображении А. Толстого Петр прежде всего крупнейший государственный, национальный деятель. Он сын своего века, горячий патриот России и в то же время личность многогранная, наделенная всеми главными чертами переходной эпохи.
В основу композиции произведения наряду с движением «большой истории» положено развитие характера Петра, его мужание. Писатель показывает постепенное превращение непослушного, настойчивого, горячего, норовистого мальчика, «волчонка», по словам царевны Софьи, угловатого подростка, длинного беспокойного «вьюноши» в непреклонного правителя, гениального реформатора, грозного военачальника, мудрого дипломата, большого государственного и политического деятеля. А. Толстой наделил своего героя человеческими чувствами и страстями, создал живой образ Петра с его ненасытной любовью к жизни, бурным темпераментом, неукротимой дерзкой волей, «диким, жадным, встревоженным умом», острой любознательностью, жестким, крутым нравом.
Юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. В нем рано, с детских лет, заговорила непримиримая ненависть к консервативной, душной старине, к неподвижному укладу старой Москвы, к медлительной и утомительной скуке пышных дворцовых церемоний, к спесивым и чванливым боярам, способным только лениво дремать на своих лавках. Из личного чувства этой ненависти выросли со временем его принципы, давшие толчок его страстной деятельности, превратившиеся в неиссякаемый источник энергии, побуждающий уничтожать старое, неугодное, искать и круто проводить в жизнь новое.
Жадный и пытливый ум Петра, свойственная ему практическая хватка, дальновидность дают ему возможность раньше многих уловить и почувствовать задачи, стоящие перед Российским государством. Со всей силой своего характера и темперамента принимается Петр за ломку и искоренение отсталых порядков, за создание армии, флота. Он бреет боярские бороды, одевает боярских дочерей в платья «со шлепами» и учит их «политесу», а сыновей их посылает за границу обучаться разным наукам и одновременно с этим ведет упорную борьбу за выход России к морям, способствует развитию русской торговли с Западом, строит заводы, основывает новый город Петербург. Мысли Петра постоянно обращены к родине, к своей стране. Петр испытывает острую обиду и боль за нищету и скудость, которые он видит у себя на Руси: «Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?»
Он бросает боярам гневные слова: «Во всех христианских странах,— а есть и такие, что и уезда нашего не стоят,— жиреет торговля, народы богатеют, все ищут выгоды своей… Лишь мы одни дремлем непробудно. Скоро пустыней назовут русскую землю». С горечью он восклицает: «Черт привел родиться царем в такой стране!» Как современно звучат сегодня все эти слова!
Петр становится самодержавным правителем и, преодолевая сопротивление боярства, решительно вступает в борьбу с Русью старой за Русь новую. Многозначительными словами заканчивается первая книга романа: «Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».
Петр у А. Толстого — очень земной человек, сын своей эпохи. Своего Петра А. Толстой часто изображает с тачкой на стройке, с топором на верфи или с кувалдой в кузнице. Он прост, трудолюбив, деятелен, не чуждается людей «подлого звания». Чаще всего Петр показан не в царских одеждах, а либо в военном кафтане, либо в «холщовой запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть», либо в матросской куртке. Толстой подчеркивает и «мужицкие» манеры Петра, и его пристрастие к крепким словечкам. В гостях у немецких курфюрстин, дам и воспитанных, и образованных, он «вытирал руки о скатерть, чавкал громко, ввертывал матросские словечки, подмигивал круглым глазом и для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью-Шарлотту».
Проявляется и свойственная Петру насмешливость, лукавый юмор. Автор рисует своего героя-царя подчас в далеко не героические минуты: в состоянии панического страха и растерянности или неудержимого гнева, в моменты его внутреннего смятения, подавленности и горя, в смешных семейных ссорах с женой, в любовных сценах с Анной Монс. Но все это, однако, не заслоняет основного и главного в Петре — его государственной деятельности. Писатель стремится показать Петра в обстановке его дел, принимаемых решений, в гуще совершающихся событий.
В третьем томе романа перед нами Петр уже окончательно сформировавшийся: и как человек, ставший сдержанным и рассудительным, и как государственный муж, глубоко осознавший огромную ответственность за судьбу России. И не случайно автор называет его теперь не просто Петром, а Петром Алексеевичем.
Однако А. Толстой нигде не стремится представить Петра фигурой идеальной, сделать его более человечным и гуманным, чем он был на самом деле. Создавая образ Петра, писатель в то же время не забывал, что был он самодержец, крепостник. Петровские реформы часто носили характер крутой, решительной и жестокой ломки. Петр в романе задает себе нетерпеливый вопрос: «Какими силами растолкать людей, продрать им глаза?.. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать? Перепороть?» Он насильно отрезает боярам бороды, участвует в жестоких пытках своих врагов, «дубиной» гонит в науку дворянских недорослей, устраивает поругание княжеских и старых боярских фамилий на святках. Это при нем, царе-крепостнике, стонет народная, крестьянская Русь от непосильных поборов и оброков. Это при нем неимущих засекают насмерть батогами, загоняют крепостных на верфи, учат палками солдат, обманом заманивают вольных людей на суконные, полотняные, шелковые заводы и бумажные фабрики, воздвигаемые по приказу царя.
«Петр Первый» — это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого — идея мощи великого русского народа. Это делает книгу заметным явлением национального самосознания.
|
|
|
| | | Специфика предпочтений |
Из сказанного видно, что вопрос о музыкальности Петра I более сложен, не исчерпываясь однозначным и категоричным заявлением Финдейзена: «К музыке он не чувствовал склонности». Это совершенно не оправданно — император определенно любил все достаточно яркое, динамичное, шумное, громкое и незатейливое. Более сложные музыкальные формы им предпочитаемые (в частности, церковная музыка) относятся только к области родной культуры.
Можно утверждать, что Петр был равнодушен к сложной западноевропейской музыке, требующей иной, чем у него культурной подготовки, исключая, конечно, примитивный брутальный репертуар застолий, отлично способствующий усвоению изрядных доз алкоголя, обычно им принимаемых. В этом плане характерна запись в воспоминаниях бранденбургской курфюрстины: «Моя дочь заставила своих итальянцев петь; их пение ему понравилось, хотя он нам признался, что он не очень ценит музыку…, но что у него с юности настоящая страсть к мореплаванию и к фейерверкам».
Следует отметить ещё один известный случай пренебрежительного отношения императора к музыке, когда на одном из застолий он заставил «умолкнуть» оркестр императрицы, начавший «было играть недалеко от мужского стола», каковой случай послужил одному из очевидцев поводом заявить, что Петр I — «небольшой охотник до музыки» (Берхгольц). Такого же мнения придерживался, комментируя это событие, Финдейзен и, думается, напрасно, поскольку как раз в этом случае поведение царя вполне уместно. Он попросту, приказал оркестру придерживаться возложенной на него задачи — служить фоном, не мешая застольной беседе.
Подытоживая сказанное, отметим, что в целом музыкальные предпочтения Петра I включают те формы музицирования, которые, не вступая в противоречие с новым обликом России как европейской державы, уже успели утвердиться в её быту или были сравнительно элементарны и без затруднения входили в повседневность. Внимание его не распространяется на то старое, что противоречит новому этикету (обрядный «плач» на похоронах), и то новое, что для неподготовленного восприятия российского слушателя было ещё сложно и непривычно (европейская опера). При всем том, что особой склонности к музыке он, по его словам, не имел и, не принимая во внимание его явное пристрастие к «кунстштюкам», можно отметить действительный интерес Петра I к оркестровой музыке и к музыке православной.
|
|
|
| | | Танцы |
В отношении танцев и танцевальной музыки, напротив, заметен его устойчивый интерес. Петра часто видят танцующим на балах, маскарадах, ассамблеях Петербурга и за границей(Богословский). Встретилось даже утверждение, что и сам он изобрел «свой собственный весьма трудный и замысловатый «цепной“ танец (Kettentanz), в котором от 30 до 50 пар, бегая по зале, поднимали страшную кутерьму, толкотню, беготню и крик. Сам Петр и Екатерина, и вся царская фамилия не освобождали себя от этого: за ними бегали, гонялись, как и за всеми другими» (Либрович). В его распоряжении об ассамблеях самое серьёзное внимание уделяется балам, на них происходящим. Сообщений о каких-либо других музыкальных развлечениях на ассамблеях не встретилось — «машкарадов, камедей и опор [опер] не бывало…» (Кашин).
И здесь опять же отношение царя к балам зависило от многих факторов. Так что можно указать случаи, когда Петр избегал танцевальных увеселений, как это было в 1719 году в Берлине, когда проведя не мало времени в пути, он определенно устал и нуждался в отдыхе: «После ужина должен был состояться бал, но царь, как только встали из-за стола, тайком улизнул…» (Вильгельмина) Понятно, что подобные сему единичные случаи, в силу своей редкости и неординарности, весьма незначительно влияют на характеристику предпочтений императора в целом, но могут рассматриваться лишь как исключения.
Напротив, более показательным является его серьёзное внимание к европейским танцам, как одному из проявлений новой обрядности. К примеру, в Петербурге 7 ноября 1724 г., был отмечен следующий случай: «Император, вероятно мимоездом, услышав музыку и любопытствуя видеть, как справляются свадьбы у этого класса иностранцев, совершенно неожиданно вошел в дом булочника с некоторыми из своих людей, приказал накрыть там два особых стола, один для себя, другой для своей свиты, и более трех часов смотрел на свадебные церемонии и танцы. Во все это время он был необыкновенно весел» (Берхгольц).
Танцы являлись одним из важнейших структурных компонентов учрежденных им ассамблей: «…вечерними собраниями, которые установил Петр Великий в последние годы своего царствования с целию водворить в обществе людкость и смягчить народные нравы и обычаи, загрубевшие под сению невежества, зная, что от успехов общежития зависят успехи ума и вкуса. Ассамблеи, или вечерние собрания, состояли в том, что люди достаточные должны были в известное время принимать гостей званых и незваных, без лишних, впрочем, издержек; требовалось только, чтобы комнаты были освещены, чтобы хозяин и хозяйка были ласковы с гостями и угощали их одним чаем. Люди молодые танцовали: пожилые беседовали или играли в дозволенные игры. Каждый офицер статский и военный мог приходить в дом, где была ассамблея, и веселился, как ему было угодно, не нарушая только приличия» (Царский шут).
Естественно, что поначалу непривычное к «людскости» российское общество не испытывало ни малейшей потребности проводить досуг по-европейски. Петр, конечно же, подошел к решению проблемы самым тираническим образом — присутствовал сам, одушевляя унылое общество, и заставлял всех веселиться, причем под угрозой весьма серьёзного штрафа — «Великого Орла» — большого бокала (или ковша) вина, который обязан был выпить провинившийся.
Конечно, приобщение российской знати к европейской цивилизованности приходилось начинать с самых азов воспитания, и успехи императора в этой области даже к концу его жизни ещё очень далеки от идеальных, так что в составленных им в 1724 г. правилах поведения в Монплезире (Петергоф) он вынужден был повторяться, стремясь утвердить в сознании вверенного ему малокультурного дворянского контингента все те же сравнительно элементарные нормы, и, в частности, им настоятельно рекомендовалось «неразуфся ссапогами или башмаками не ложится на постели» (Гейрот).
|
|
|
| | | Православное пение |
Среди прочего, первую очередь, подчеркнем интерес Петра I к православному пению. При всем том, что он предпринял ряд шагов направленных на ослабление власти церкви и влияния её на государство, и, более того, относился к старинным обрядам без должного почтения (Вебер), ему, видимо, нравился сам процесс церковных служб, в которых царь неоднократно принимал участие в качестве певчего. Можно упомянуть такие случаи, относящиеся к 14 и 15 августа 1701 г. в Соловецком монастыре (Финдейзен), празднованию Нового 1710 года в Москве (Юль), в Петербурге 26 апреля 1710 г. (Юль), 16 и 20 марта 1720 г. (Ливанова), в 1723 г. (Берхгольц) Он находился в числе певчих 30 августа 1724 г., участвуя в торжественной процессии переноса мощей святого Александра Невского в петербургский монастырь имени этого святого (Берхгольц). На службах в Петергофе, который он любил посещать в летнее время «во время литургии имел обыкновение читать апостол…» (Гейрот).
Финдейзен указывает на сохранившиеся рукописи ирмосов греческого распева с надписью: «Сии ирмосы его величество государь император Петр Великий в день тезоименитства своего на всенощном пении сам изволили на клиросе с певчими певать, ибо его величество до греческого напеву великую охоту имел, а голос содержал теноровый».
Царь предпочитал петь партии эксциллентирующего баса (Финдейзен). Имел «сильный голос и верный слух» (Бассевич), по другим свидетельствам — «громкий голос» (Юль),»порядочный голос» (Беляев), «голос приятный и звучный» (Со слов боярина В.И. Лопухина — Рассказы) или «голос сиповатый, не тонок и не громогласен» (Кашин). Так что, какой именно голос был у императора рассудить достаточно сложно — свидетельства уж слишком разнятся. Вероятно все же, царь имел обычный ничем особым не выдающийся довольно тусклый голос. Надо думать, если бы было наоборот, это бы нашло самое полное и однозначное отражение в заметках очевидцев.
Из разновидностей церковного партесного пения император предпочитал «типично русскую форму», состоящую в четырёхголосном аккордовом изложении обработанных мелодий распева (Феофан). Это подтверждается особенностями репертуара царского хора: именно в таком стиле написаны произведения уставщика хора С.И. Беляева и певчего А.М. Протопопова (Там же). Вероятно, с меньшим интересом относился Петр к украинскому партесному стилю, для которого характерно большее фактурное разнообразие. Эту особенность музыкальных пристрастий царя подчеркивают современники: «пение производит четвероголосное, партесу не жаловал» (Кашин).
|
|
|
| | | Кунцкамера |
Вообще история создания Кунсткамеры Петра I начинается с 1704 года, когда Петр подписал указ, в котором оговаривалось то, что люди были обязаны приносить ему различные необычные вещи. Со всей России начали свозить всевозможные находки. Диковины, выкупленные за солидное вознаграждение, изначально хранились в Москве. Все предметы аккуратно переправили и расположили в Летнем дворце. Коллекция, которой обладала Кунсткамера Петра I, оказалось такой обширной, что пришлось отвести для нее специальное помещение. За сохранность коллекции отвечал лейб-медик Р. Арескин, являющийся главой Аптекарского ведомства. Впоследствии он получил должность «надсмотрщика за редкостями».
Кунсткамера Петра I обустраивалась тщательно, также как и все начинания государя. Этому дело было поистине государственного масштаба. В 1717 году государь велел губернатору Воронежа вылавливать диких зверьков и птиц. В 1718 году он подписал указ, в котором говорилось то, что если кто-либо найдет какие-то старые вещи (камни, кости, посуду, оружие), то их надо было обязательно принести царю. Несли находки со всех уголков России: из Выборга прислали овцу с четырьмя глазами и двумя языками, из Тобольска — барашков, одного — с тремя глазами, другого — восьмью глазами. Все путешественники обязаны были покупать различные диковинные предметы, как у отечественных, так и у иноземных торговцев. Приобретая предметы минералогические, зоологические, анатомические и прочие раритетные вещи, созданные искусством и натуральные, Петр I хотел с помощью их составить систематические исторические понятия, а также хотел, чтобы служили они средствами для продвижения науки и художества.
Во дворце государя коллекциям не хватало места. Такие ценные предметы нельзя было показывать широкой публике. В итоге было принято решение о перемещении экспонатов. В 1718 году Кунсткамера Петра I была перенесена во владения одного опального вельможи. Именно с того времени все предметы, хранившиеся в своеобразном музее, стали доступны для всех. Тогдашний музей совсем не похож на современную Кунсткамеру. В комнатах располагались препараты в стеклянных сосудах, которые когда-то составляли коллекцию голландца Фредерика Рюйша, профессора анатомии и ботаники. Он создал уникальную коллекцию по эмбриологии и анатомии. В тысяча семьсот семнадцатом году неравнодушный к удивительным вещам русский государь купил девятьсот тридцать семь экспонатов собрания. Рюйш, формировавший коллекцию около пятидесяти лет, продать ее согласился только русскому царю. Он верил в то, что этот человек сумеет сохранить для потомков это необычайнейшее Он был прав, ведь и по нынешнее время Кунсткамера Петра I существует и показывает людям действительно удивительные вещи. Количество предметов коллекций с каждым годом все росло и росло.
В 1719 Кунсткамера открылась для публики. Чтобы увеличить посещаемость музея, Петр отверг предложение о входной плате, наоборот, каждому при посещении выдавалось угощение — чашка кофе или рюмка водки, на что ежегодно ассигновалось по 400 рублей.
|
|
|
| | | Записки экспедитора Тайной канцелярии |
«Записки экспедитора Тайной канцелярии» — российский фильм и телесериал 2011 года в авантюрном жанре плаща и шпаги. Режиссёр и автор сценария Олег Рясков, сценарий фильма написан по его роману «Записки экспедитора Тайной канцелярии».
Сюжет: В основе сюжета лежат приключения агентов Тайной канцелярии XVIII века. В первом сезоне — Ивана Самойлова (Илья Соколовский), сержанта драгунского полка, правдами и неправдами вынужденного служить в секретном ведомстве. Во втором — Семёна Плахова, который ради спасения любимой вынужден примкнуть к морской экспедиции и следовать указаниям начальника Тайной канцелярии А. Ушакова (Сергей Чонишвили). Герои из России — молодой морской офицер Плахов (Петр Красилов) и корабельный врач Бен Андерсен(Андрей Рыклин) и секретарь английского посольства Генри Анорвиль оказавшийся в лондонской тюрьме — направляются в Новый Свет и вынуждены сражаться с пиратами, побывать в плену у индейцев и спасти от позорного рабства красавицу и, даже, разыскать сокровища. В сериале несколько сюжетных линий, объединяющих разных героев, судьбы которых неожиданно пересекаются в одном и том же месте. География действий обширна — герои побывают и в Лондоне и Новом Свете, на пиратском острове Фрипорте. Пираты, индейцы, погони, абордажи — в фильме есть все составляющие жанра настоящих приключений рыцарей плаща и шпаги. Первый сезон представляет собой несколько детективных новелл. Второй сезон посвящен экспедиции по следам кораблей, направленных Петром Первым к мадагаскарским пиратам.
|
|
|
Первая | < Предыдущая | Страница 8 из 30 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Следующая | Последняя
Всего записей 448 Все в обратном порядке
Загрузка...
|
|