|
Спецпроект: «Театральный словарь»
Всего статей – 287
|
Объясняйте слова, которыми пользуются на репетициях режиссеры театра и актуры, которые мы слышим, когда ходим в театр или читаем о нем.
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
|
Аксессуары 3
Актеры 24
Амплуа 3
Балет
Бутафория 5
Жанры_стили 3
Зал 3
Зрители 3
Имена
Музыка 5
Оборудование
Постановки 16
Профессии 3
Репертуар 1
Репетиция 1
Сленг
Страницы_истории
Сцена 26
Танец
Традиции 9
Цеха
Эксклюзив 2 А • Б • В • Г • Д • Е • Ё • Ж • З • И • Й • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Ы • Э • Ю • Я
Театралы, интересный и забавный социальный пласт. Очень часто привычные для нас фразы, для них оказываются совершенно не тем, чем кажется. Например, выражение: «А давайте пить чай» означает отмену спектакля или репетиции.
Автор текста и рисунка: Полина Маркелова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
В доработку! См. редактор-арбитр Илона Денисова | [ 1 ] | |
| | Абсурд-тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды. Такого рода пьесы впервые появились в начале 1950-х годов во Франции, а затем распространились по Западной Европе и США. Представление об абсурдности удела человеческого во враждебном или безразличном мире впервые развил А. Камю (Миф о Сизифе), испытавший сильное влияние С. Кьеркегора, Ф. Кафки и Ф.М. Достоевского. Корни театра абсурда можно выявить в теоретической и практической деятельности представителей таких эстетических движений начала 20 в., как дадаизм и сюрреализм, а также в эпическом бурлеске А. Жарри Король Убю (1896), в Сосцах Тирезия (1903) Г. Аполлинера, где соединились фарс и водевиль, в пьесах Ф. Ведекинда с иррациональными устремлениями его героев. Театр абсурда впитал также элементы клоунады, мюзик-холла, комедий Ч. Чаплина.
Автор статьи и иллюстрации — Алина Тодерашко.
| [ 1 ] | |
| |
Авансцена — Любите ли вы театр, как его люблю я? Тогда такое понятие, как авансцена — для вас известно. Как и многие театральные слова, этот термин пришел к нам из Франции. Это самое видимое место для зрителя, немного выдвинутое вперед. Авансцена начинается от площадки для игры актеров (просцениум), включая в себя рампу и уютное местечко суфлера. Территориально оно находится в серединке, разделяя оркестровую яму и занавес.
Говорят, что на этом месте могли находиться только режиссер и постановщик спектакля, никто больше не имел право этого делать. Вообще, артисты — очень чувствительные, нежные люди, у них много предрассудков и разных примет.
Авансцена может служить и площадкой для представления спектаклей балета и оперы. В театрах драмы она может стать местом для маленьких, коротких сцен, когда занавес плотно закрыт, таким образом связывая в одно целое все моменты спектакля.
Иногда на авансцене показывают главное действие спектакля. Делается это для того, чтобы расширить площадь всей сценической площадки, за границу арок портала.
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| |
Наверное, этот термин можно отнести ко многим творческим профессиям, ведь речь идет о непонимании. Но начнем с истории, с театра. Авторская боль — это речи, постановки, выступления, которые на сцене звучат совсем иначе, чем задумывалось в сценарии. Артист говорит четко по тексту, и эмоции вроде те, и посыл… Но все совершенно иначе. В такие моменты, главное не опустить руки и найти свой подход к человеку, правильно объяснить и показать. А это бывает самым сложным в работе…
Автор текста: Мария Бардина
Автор рисунка: Велина Выхристюк
| |
Актёр — главное действующее лицо на театральной сцене. Отличительная особенность — умение перевоплощаться, изображать другие характеры по воле режиссёра. Для этого необходимы образование и природный талант.
Главная заповедь актёра — всегда быть в хорошей форме. Главное достижение, к которому стремиться актёр, — получить звание заслуженного и народного. Сложности профессии связаны с заучиванием и запоминанием больших литературных текстов. Приятная сторона жизни актёра — любовь зрителей, воплощённая в аплодисментах, возгласах «Браво!» и букетах цветов после спектакля.
Автор текста и иллюстрации — Софья Кислякова
| [ 1 ] | |
| |
Человек играющий на сцене. Прежде всего он выполняет приказы режиссера. Действует четко по сценарию, но может и привносить собственные идеи. В общем, человек работающий на режиссера. Он пытается хорошо сыграть свою роль в будущей постановке, так, чтобы зрители поверили в происходящее на сцене и прониклись этим. Чтобы в итоге все остались довольными.
Автор текста и рисунка: Никита Чупраков, 7 класс
| |
Актёр — это профессиональный человек, исполняющий роли в театре или кино. Он изображает персонажа, его характер, внешность, манеру общения. На актёра учатся в специальных институтах. Для этого нужно знать предмет «литература» и при поступлении пройти три этапа на экзамене. В театр играть роли берут самых лучших, и даже в этом случае молодых актеров ставят на маленькие роли. Но с опытом можно получить главную роль. Актёры работают в разных театрах: драматическом, оперы и балета, театре кукол. За актёров всё решает режиссер: кто куда встанет, скажет и сделает. Но они любят пошутить друг над другом и импровизировать. Актёры есть и в телевидении — когда я смотрела сериал мне понравился герой Серкан Болат. Я подписалась на него в разных социальных сетях и посмотрела ещё несколько фильмов с ним.
Автор текста и рисунка: Карина Бушланова, 8 класс
| |
Актёр театра — это профессиональный исполнитель ролей. Он создает неповторимый художественный образ, используя свои навыки сценического перевоплощения. На первый взгляд может показаться, что эта специальность не требует никаких особых умений и навыков. Но это далеко не так. Чтобы создать определенный художественный образ, актеру надо очень хорошо постараться. При помощи интонаций, мимики, жестов и даже тембра голоса нужно донести до зрителя не только содержание любого произведения, но и всю его глубину. Это сделать очень трудно. В отличие от кино у театральных актеров всего один дубль, нельзя переснять ту или иную сцену, или по-новому прочитать монолог. Актер выходит на сцену и проживает на ней жизнь своего героя.
Автор текста и иллюстрации — Марина Четверикова
| [ 1 ] | |
| |
Аллонже (Allonge, с французского — удлиненный, вытянутый) — это поза классического танца. К слову, Аллонже является основным и базовым движением в балете. Руки в Аллонже свободные, поэтому в данном элементе руки «отдыхают». Плавное движение рук балерины, придаёт «летящий» характер позе, которая очень сильно напоминает летящую ласточку. А также Аллонже служит препарасьоном — подготовительным движением — перед исполнением прыжков, поворотов и других сложных движений.
Автор текста и картинки: Дарья Кравченко
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| |
У каждой роли есть свой характер, он индивидуален, как характер человека в реальной жизни. Амплуа — это и есть характер роли, которую играет актер. А также это соотношение ролей согласно возрасту. Не будет же не может ведь взрослая актриса сыграть роль например, Снегурочки или феи, в противном случае это будет выглядеть несуразно. Внешность тоже играет большое значение в разработке роли. Не может тяжёлый, грузный, вальяжный человек сыграть сказочного принца из «Золушки». А главное здесь — стиль игры. Зачастую актёры играют такие роли, какие им присущи в жизни, только тогда их игра выглядит натурально. Сценическая амплуа делится на несколько видов: комик, трагик, герой-любовник, героиня, комическая старуха, субретка, инженю, травести, простак и резонер. Кто-то не меняет свою амплуа и всю жизнь на сцене блистает в одном и том же образе, например, в образе Бабы Яги или Кощея Бессмертного.
Вот такие разные бывают сценические амплуа.
Автор текста и фото: Ксения Ефремова
| |
Амплуа (от франц. emploi «роль, должность, место, занятие») — образ героя, обладающего особенными чертами: это могут быть внешние данные, характер, манера речи и поведение. Это стереотипная роль, переходящая из постановки в постановку. За счет амплуа строятся сюжетные линии. Важно, чтобы амплуа подходило актеру, а иначе роль будет сыграна не так, как задумывалось изначально, и тогда герой может оказать неверное впечатление на зрителя.
Существует «система амплуа», в которую входят основные сценические персонажи: «идеальная героиня», «герой-любовник», «второй любовник» (неудачник), «служанка» (помощница героини), «обманутый отец» и «резонер» (высказывает мнение автора). Все они необходимы для создания классической системы образов, однако на сегодняшний день театральные тенденции меняются и, возможно, в скором времени мы увидим новые амплуа в современных постановках.
Автор текста: Виктория Косоурова
Автор иллюстрации: Александра Чаплыгина
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
В доработку!
Уникальность текста 73,48%
| [ 2 ] | |
| |
Амфитеатр — античная здание для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши. В центре располагалась круглая сцена. Верх ступенями поднимались места для зрителей. Нижние места предназначались для знати; верхние, более удаленные от центра, — для простых горожан. Обычно их строили у подножия холма или горы.
Древнеримские амфитеатры сохранились до наших дней во Франции, Испании, Италии и других странах Европы. Самый известный и самый крупный из них — это римский Колизей. Был построен в первом веке нашей эры.
Автор текста и иллюстрации
Ксения Бугаенко
| |
Очень много театральных слов к нам пришло из Франции. Вот и это, на мой взгляд, изысканное слово, не исключение. Хотя оно довольно устаревшее — появилось, когда в России еще существовало дворянство. Тогда было принято общаться на европейском языке, объясняясь на нем в любви и погружаясь в умные беседы. В переводе на русский язык ангажемент обозначает некий контракт, который заключает артист на какой либо срок с представителями культурного учреждения. Так может быть приглашена модель в модельное агентство, или актер для роли в спектакль. Простыми словами — это предложение для труппы актеров цирка или театра для представлений. Сроки, при этом, оговорены в договоре. Получается, что в этом случае артистическую труппу ангажировали, а актеры получали приглашения на работу, то есть ангажемент.
Еще оно толкование этого слова — обязательство или заем. Но они логично вытекают из первого.
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина | |
Анонс — это публичное оповещение людей о том или ином событии. Обычнов нем сообщают о точной дате, месте, времени мероприятия и о том, кто будет выступать. Он может быть как в бумажном виде (в виде афиши), так и в электронном (в виде статьи в различных СМИ). Анонс театров впервые появился в Греции и Риме, а затем начал развиваться, иметь большую популярность.
Автор текста и иллюстрации — Милана Авакян
| |
Личность, противостоящая главному герою на протяжении всего выступления. Антагонистов чаще всего выставляют не в самом лучшем свете, он постоянно мешает, портит, провоцирует главного героя. Но кто знает, для чего именно они это делают?..
Автор текста и рисунка: Кира Спорыхина, 7 класс
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| |
Антигерой — это персонаж в театре вызывающий отрицательные эмоции. Антигерой, в отличие от злодея — это протагонист, то есть главный персонаж повествования, вокруг которого строится сюжет. Но его нельзя назвать героем, потому что геройские качества у него отсутствуют.
В пример можно привести Фею Кресную из «Золушки «Фея Крёстная считает, что она поступает правильно, даже если ей придётся пойти на злодеяния, как она сама это осознаёт. Широкое распространение «антигерой» получил в массовой культуре, например в журналах.
Автор текста и картинки: Алина Дергачева
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
2 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
0 |
|
Итого: |
20 |
|
| |
Антракт — это перерыв во время спектакля или концерта. В продолжении антракта зрители должны покинуть зал на 15 минут. В это время они могут сходить в буфет, позвонить близким или друзьям, обсудить сценку. В это же время на сцене делают перестановку декораций, а актёры отдыхают или повторяют сценарий в закулисье.
Впервые антракты появились в Древнем Риме. Тогда в пьесе было пять действий, соответственно и пять антрактов. Некоторые люди считают, что антракт появился в Древней Греции, но это суждение, как ни странно, ошибочно.
Автор текста и иллюстрации — Артём Исхаков
| |
Небольшой перерыв в театре между актами спектакля. Это время для зрителей сходить по своим делам, размяться. Во время антракта меняют декорации и актёры меняют костюмы, повторяют текст. Если он готов к следующему акту, то он отдыхает. Мы с друзьями в этот перерывчик делимся впечатлениями, фотографируемся, и конечно ходим в буфет. После 3 звонков люди собираются в зале и продолжают смотреть постановку.
Автор текста и рисунка: Карина Бушланова, 8 класс
| | Антракт — перерыв междудействиями на сцене. Объявляется он с помощью звукового сопровождения, а существует он для того, чтобы дать актерам и зрителям отдохнуть и поменять декорации на сцене театра.
Автор текста и фото: Татьяна Макова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| |
Антракт (фр. между актами) — краткий перерыв между действиями спектакля или частями концерта. Он существует для отдыха выступающих и зрителей, смены декораций, внешнего вида героев.
Автор текста и картинки: Вероника Лосева
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина | |
Антракт — это перерыв между актами или сценами спектакля, когда зрители могут освободиться, отдохнуть и обсудить увиденное. Это традиционная и неотъемлемая часть театрального опыта. Во время антракта зрители могут пополнить запасы привычных товаров в буфете театра, пообщаться с друзьями или просто расслабиться и насладиться атмосферой театрального зала.
Антракт предоставляет возможность персоналу театра провести подготовительные работы для следующих актов спектакля. Это может включать перестановку декораций, смену костюмов или подготовку атрибутов для следующей сцены. А также антракт дает актерам возможность передохнуть, отдохнуть, освежить силы и сконцентрироваться перед продолжением выступления.
Антракт — это также время для критиков и зрителей обсудить первую часть спектакля или музыкального представления. В паузе можно поделиться впечатлениями, выразить свои эмоции и обсудить сюжет или музыку. Это создает дополнительную социальную атмосферу, где любители театра могут обмениваться мнениями и находиться в окружении единомышленников.
Длительность антракта может варьироваться в зависимости от спектакля и политики конкретного театра. Он может длиться от нескольких минут до половины часа или даже больше. В некоторых случаях, особенно при длинных спектаклях, может быть предусмотрен дополнительный антракт для того, чтобы зрителям было удобно отдохнуть и восстановить силы.
В современных театрах антракт также может быть организован с различными дополнительными мероприятиями. Например, могут предлагаться выставки художественных работ, мини-концерты, лекции или даже мастер-классы по различным театральным темам. Такие дополнительные мероприятия позволяют зрителям более глубоко погрузиться в атмосферу театра и расширить свои знания об искусстве.
В целом, антракт в театре является неотъемлемой частью театрального опыта. Он предоставляет возможность отдохнуть, обсудить показ и подготовиться к продолжению спектакля. Антракт также служит своего рода социальной площадкой, где зрители могут встретиться, пообщаться и делиться своими впечатлениями.
Автор текста и иллюстрации: Анастасия Молчанова
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
10 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
6,5 |
|
Итого: |
20 |
|
| | Антракт — это пауза в театральном представлении. Он даёт возможность отдохнуть от длительного спектакля, обменяться впечатлениями, посетить театральный буфет.
Зачастую антракт бывает между актами. Кроме того, антракт нужен и артистам: он делается для того, чтобы можно было подготовить реквизит к следующему акту, а также отдохнуть и сменить костюмы.
Обычно антракт длится от нескольких минут до получаса.
Автор текста и картинки: Репникова Валерия.7 класс Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
7 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
7 |
|
Итого: |
20 |
|
| |
Антрепренер — слово пришло к нам из Франции, дословно обозначает предприниматель, арендатор. Оно было немного забыто и ушло из обихода. В советские времена государство решало почти все финансовые вопросы культурных учреждений, тогда практически все было общим, люди творили и не думали о денежных вопросах, поэтому профессия была невостребованной. Сейчас же, в современном мире, она нужна, как воздух.
Известными атрепренерами были Ф. Хенспо, а самым первым человеком, решившим заключить договор с актрисой М. Фере, стал — Л. Эпероньер.
Многие представители этой профессии относятся к театру, как источнику дохода, как к предпринимательской деятельности, ища выгоду, а некоторые — кроме финансов находят и творческую составляющую. В России этим занимались профессионалы театрального искусства. Например, Карл Книппер организавал Деревянный театр в Петербурге. Здесь трудились артисты под руководством И. Дмитриевского. В этом же помещении, впервые была сыграна пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Для того, чтобы содержать зрелищные предприятия искусства и культуры нужны большие финансовые вливания. Это могут быть такие предприятия, как цирк, театр и другие. Например, в Англии таких людей называют менеджерами, в Италии величают Импрессарио, а в США всем нам знакомое слово — продюсеры. Получается, что антрепренер — это и есть продюсер.
Получается, что данная профессия очень нужна труппе. В первую очередь для того, чтобы у актерам вовремя выдавали заработную плату, гонорары, чтобы были красивые костюмы и декорации, чтобы была реклама спектаклей и яркие афиши в СМИ. Они нужны и для того, чтобы знать расписание маршрута гастролей. От этого, если хотите, зависит и успех самого представления.
Аввтор теста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| |
Антрепренер — самый значимый человек в театре. В разных странах для таких людей существуют разные названия, например в Англии — это менеджер, а в США — продюсер. У нас таких людей называют антрепренерами.
Они содержат либо арендуют театр. Антрепренеры бывают разные. Первые в своем бизнесе видят только прибыль и деньги. Вторые же хотят понравиться зрителю и делают для этого всё возможное. Когда антрепренёр творческий и перспективный, то работать с ним легче.
Почему же антрепренер так важен в театре?
Потому что без него не смогли бы поставить спектакль или ограничивать мероприятие. Антрепренер это человек который любит театр и театральные постановки. Но при этом всегда остается в тени. Находясь за кулисами он не бездействует, а несет огромную ответственность за всё происходящее в театре.
В народе антрепренеров часто называют «карабасами-барабасами». А вы знаете почему?
Ведь он вкладывает все свои деньги в театр и по идеи деньги со спектаклей должны окупать эту сумму, но зачастую они уходят на реквизит или на постановку нового представление.
Такой человек должен быть энергичный и творческий, ведь он движет всем!
Автор текста и изображения: Ангелина Гензе.
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
5 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
| |
Слово заимствовано из немецкого языка (Anschlag), что дословно переводится как «афиша».
Аншлаг — объявление о том, что все билеты на одно или на все представления проданы. Может быть вывешено в виде таблички около входа в театр или на окошке театральной кассы.
Также слово употребляется в выражениях «спектакль прошёл с аншлагом», «в театре сегодня аншлаг», то есть было очень много зрителей, пришедших на представление.
Автор текста и иллюстрации — Софья Сафонова.
| [ 1 ] | |
| |
Апарте Очень много театральных терминов к нам пришло из Франции. Вот и это не исключение. В переводе с французского оно означает — «в сторону».
Апарт использовали и в античном театре. Маски, скрывали эмоции и не показывали мимику. С помощью пластики и жестов, артисты спектакля показывали намерения и желания своих героев.
Простыми словами — это краткая речь артиста, реплика, его личное мнение, которое произносится не для собеседника, а для себя и для публики, сидящей в зрительном зале. Зрителю рассказываются внутренние переживания, состояния, намерения рассказывающего. Считается, что остальные артисты на сцене этих реплик не слышат, (по крайней мере, они делают вид, что артист говорит).
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
10 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
| |
Своеобразная похвала или даже подарок выступающему на сцене актёру от зрителя, который восторженно хлопает в ладоши. По аплодисментам можно легко понять насколько понравился концерт, и понравился ли он вообще. Аплодисменты для выступающего это очень важно, ведь благодаря им актёры понимают, что их выступление приглянулось зрителям. Это как стимул творить дальше и удивлять общество.
Автор текста: Кира Спорыхина, 7 класс
Рисунок: Юлия Попова, учитель рисования
| |
Аплодисменты — это слово пришло из латинского языка applaudo, что в переводе рукоплещу. Чтобы показать своё одобрение к происходящему на сцене, зрители используют аплодисменты. Это обычные хлопки в ладоши. Но сколько мотивации они дают артисту! По этому простому жесту актер понимает, нравится его выступление или нет.
Автор текста и картинки: Наталья Вольхина, 10 класс
| |
Арена, определенный участок, чаще всего круглой формы. На этом участке выступают актёры, дрессировщики, клоуны, гимнасты и другие люди. Обычно арену используют в цирке. Помимо этого арену используют в театре и театрализованных представлений.
В фильмах(чаще всего про цирк), довольно часто мы можем услышать такую фразу, как «Сейчас на арене появятся артисты»
Автор текста и иллюстрации — Елизавета Нашку
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| |
Артикуляционная гимнастика — специальные упражнения которые помогают человеку говорить громче и чётче. Они направленные на укрепление мышц речевого аппарата.
Автор текста и рисунка — Алёна Артюшенко
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина | |
Арьерсцена — в театре так называют участок сцены, который находится далеко от зрителей.
Другими словами — это пространство, которое находится сзади главной сценической площадки. Чаще всего там создают декорации, сотрудники имеют возможность их быстро менять. Кроме того, арьерсцена служит для создания иллюзии пространства и глубины помещения. Арьерсцена закрыта с трех сторон, лишь одна сторона открыта. Эту часть называют «порталом».
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| |
Это не просто листочек, висящий на столбе, а красочное визуальная реклама спектакля. Афиша — почти лицо будущего представления. Если бы не было афиш, то и зрители не узнали бы о спектакле. Обычно, информация о предстоящем событии печатается на большом плакате. Так же, на афише изображены главные герои, дата и время. Представьте: идёте вы по серому городу и видите яркую афишу. Скорее всего вы внимательно рассмотрите её и придёте на представление. Или просто полюбуетесь красивой вывеской.
Автор текста и кртинки: Любовь Ведерникова, 7 класс
| [ 1 ] | |
| |
Афиша- это слово пришло из французского языка, affiche-atficher, что в переводе прибивать обьявление, вывесить обьявление о лекции, концерте, спектакле, фильме, представлении. Афиша-один из видов рекламы. Вешают обычно их в людных местах, в здании, в котором будет проводиться мероприятие. На афише представлена вся важная информация о представлении: дата, время начала, возрастные ограничения. Афииша имеет яркое оформление, чтобы привлечь внимание зрителя.
Автор текста и иллюстрации — Любовь Постникова.
| [ 1 ] | |
| |
Афиша — это плакат с объявлением о каком-то мероприятии, спектакле, лекции, концерте, фильме. Афишу пишут крупными буквами, иногда сопровождают изображением, картинкой, фотографией. Она информирует о том, когда и где будет проходить указанное мероприятие. Кроме этого, в тексте афиши может содержаться информация о тех, кто его проводит, о режиссёре, актёрах, исполнителях и т. п. Текст афиши информативный и небольшой по объёму. Вывешивается она на видном месте.
Автор фото — Анастасия Казакова
Автор текста — Фёдор Казаков
| | Афиша — это яркий плакат, который не только дает информацию о предстоящей постановке, но и создает атмосферу ожидания. Благодаря ей мы знакомимся с постановкой, погружаемся в её концепцию и настроение, она служит не только рекламным инструментом, но и является частью представления.
Афиша — это как портал, который открывает другой мир культуры и искусства. Она может быть художественным произведением, которая отражает стиль и тематику спектакля, а также вызывает интерес и эмоциональный отклик у зрителя. Каждая деталь у афиши от шрифта до цвета, продумана так, чтобы привлечь внимание и передать суть предстоящего события.
Афиша — это часть культурной жизни, она объединяет зрителей и артистов в ожидании представления.
Текст и графика — Сафина Исянгулова Художник иллюстрации — Дарья Морозова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова | [ 1 ] | |
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
10 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
| | Афиша в театре- это как приглашение для зрителей. Она информирует о спектаклях, которые будут проходить в театре, и помогает людям выбрать, что посмотреть. Обычно афиша включает в себя название постановки, даты и время выступлений, информацию о режиссерах и актерах, а также краткое описание содержания.
Афиши могут быть яркими и красочными, чтобы привлечь внимание. Иногда они содержат изображения или фотографии сцен из спектаклей. Важно, чтобы афиша в театре передавала атмосферу спектакля и вызывала интерес у зрителей.
Современные театры также используют цифровые афиши, размещенные на веб-сайтах и в социальных сетях, что делает информацию более доступной. Афишу можно считать важной частью театральной жизни, ведь она помогает создать ожидание и подготовить зрителей к предстоящим событиям. Таким образом, афиша- это не просто листок бумаги, а ключ к миру искусства, способный привлечь внимание и вызвать любопытство.
Автор текста — Илья Леваков
Автор картинки — Арина Горбачева См. Редактор-арбитр Илона Денисова
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
10 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
| |
Эту фразу про обрыв актерского внимания любил повторять Зиновий Корогодский — человек-легенда театрального Санкт-Петербурга, многие годы возглавлявший работу ТЮЗа.
Мне довелось ее лично услышать из уст этого удивительного режиссера, педагога. Нас, студентов-первокурсников Ленинградского государственного пединститута им. А.И. Герцена, пригласили на генеральный прогон спектакля «Кошка, которая гуляла сама по себе» по Р. Киплингу с последующим обсуждением спектакля. Вот как раз во время такого разговора и досталось актерам на орехи! И за неправильно нанесенный грим, и за не вовремя произнесенную реплику. А в какой-то момент и «курица здесь пробежала»…
Актер должен видеть, слышать, осязать, обонять. Глаза и уши его должны на сцене жить так же, как они живут в действительной жизни.
Курицу не стала рисовать настоящую, а изобразила только ее образ, тень… Ведь это метафора, и никакие куры, конечно, по сцене не бегают. А вот почему именно курица? Почему-то считается, что курица — самая глупая птица на Земле (не умеет летать, не выживет без опеки человека, и держат ее только из-за способности нести яйца).
Текст и рисунок Нины Богдановой
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
10 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
5 |
|
Итого: |
20 |
|
| |
«Что за балаган вы снова устроили?!»
Да-да, это мы балуемся и носимся на школьных переменах. А что за балаган то? Балаган — этот термин, который в народ пошел из театра. Изначально слово означало эмоциональное, даже слегка абсурдное действие на сцене (в театр попало из цирка). Шум, крики, беготня. Из-за суеты зритель теряется в происходящем и появляется ощущения хаоса и беспорядка.
Сейчас мы используем слово «балаган», описывая комедию, веселье и безответственность.
Например, так: «А военное училище вам не балаган, и привилегированные юнкера — вовсе не клоуны». Куприн А. И
Автор текста: Мария Бардина
Автор картинки: Велина Выхристюк
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
10 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
8 |
|
Итого: |
20 |
|
| |
Балерина — звездочка балетного театра. Арстистка, исполнительняющая классические танцы, выученные согласно балетным канонам и использующая в танце пальцевую технику. Итальянское слово ballerina произошло от латинского слова ballo- танцую. Сегодня балет несёт в себе дух элитарного вида искусства, которое будет понятно и востребовано далеко не всеми. Каждый знает, что балет выступает в роли легкости и изящества движений, а артисты воплощают в своём облике сплочение с духовной природой человека.
Автор текста и иллюстрации — Софья Шкред
| | Она парит над сценой, словно не касается пола. Лёгкость? Обман зрения. На самом деле, за каждым грациозным прыжком, за каждым идеально вытянутым носком скрываются годы труда, сотни мозолей и мышцы, натренированные так, что могут выдержать всё, кроме лености.
Балерина — это воин, только в пачке и с пучком на голове. Пока кто-то мечтает о сне, она репетирует фуэте. Пока другие отдыхают, она шнурует пуанты и делает бесконечные па-де-буре. И даже когда спектакль закончится, когда зрители встанут, аплодируя, она всё ещё будет слышать музыку, потому что балет — это не просто профессия, это жизнь, которой невозможно не дышать.
Автор текста и изображения: Виктория Шугурова См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
7 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
| |
Балет — театральные представления, сопровождаемые музыкой, в которых действующие лица выражают различные события не используя слов, а исключительно с помощью мимических движений и танца. Классический балет — сюжетный танец, где танцоры всегда рассказывают историю. Традиционно посвящённая мифам, сказкам, историческим темам.
Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения. Этот жанр рассцвëл во Франции и России. Мировые сцены видели множество балетных постановок по мотивам шедевров литературы на музыку гениальных композиторов. Петр Чайковский — самый великий композитор. Он написал музыку для балета «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Автор текста и иллюстрации Ксения Бугаенко
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| [ 1 ] | |
| |
Что такое балет? Балетом называют театральное представление, в котором сюжет и замысел автора передаются с помощьютанца и музыки. В балете нет слов, но сюжет становится понятным благодаря декорациям,костюмам, силе, музыке и, конечно же, танцам. Как правило, классический балет повествует об историях, посвящённыхсказкам, мифам или историческим событиям. Но существуют и бессюжетные создания, в главной роли которых отдана красота человеческого тела и танца.
Автор иллюстрации и текста: Ксения Бугаенко
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
8 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
| |
«Щелкунчик» — это балет в двух действиях, созданный в 1892 году композитором Петром Ильичем Чайковским и хореографом Мариусом Петипа. Сюжет балета основан на сказке Э.Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Он рассказывает историю девочки по имени Клара, которая на Рождество получает в подарок щелкунчика — деревянного кукольного солдатика. Ночью Клара видит, как щелкунчик и другие игрушки оживают, и начинается удивительное путешествие в страну сладостей.
«Щелкунчик»считается одним из самых популярных и любимых балетов в мире. Музыка Чайковского к балету стала классикой и часто исполняется отдельно от постановки. Постановки «Щелкунчика» ставятся в театрах по всему миру в период Рождественских и новогодних праздников, и он остается одним из самых ярких и праздничных произведений в репертуаре балетных трупп.
Автор статьи: Алёна Сизых
Автор фото: Света Разуванова
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
5 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
| | Баллон (с французского «ballon» — воздушный шар) — это особая техника прыжков, во время исполнения которых танцор на какое-то время как бы зависает в воздухе. Балетный термин имеет еще одно значение — умение эластично отталкиваться от пола перед высокими прыжками.
Баллон «поймать» могут не все танцоры и балерины. Есть так называемое чувство баллона, когда его исполнитель зависает в воздухе и время как бы замедляется на несколько секунд. Известно что, женщины владеют этим качеством гораздо реже мужчин, тем более баллон требует наличия сильных мышц, а современный женский танец уходит в сторону гибкости и растяжки.
Наталья Осипова — российская артистка балета, прима-балерина Лондонского Королевского балета. Она одна из немногих умеет чувствовать баллон и является лучшей балериной классического балета. Дважды принимала участие в Международном балетном фестивале «Мариинский», исполнив партии Китри в балете «Дон Кихот» и Жизели в одноименном балете. Балерину отличает безупречная техника исполнения балетных элементов.
Автор текста и картинки: Дарья Кравченко
| [ 1 ] | |
| |
Банан — перерыв во время репетиции.
Так актёры Московского армянского театра под руководством Славы Степаняна между собой называют небольшой по времени перерывчик (успеть съесть банан).
Автор и илюстратор: Дарина Каменева
| [ 1 ] | |
| |
Бард (от кельтск. bardos) — одиночный народный автор песен, поэт, исполнитель. История «бардского движения» очень размыта, считается, что барды были популярны у нескольких народов — кельтов и этруссков. У кельтских племен барды считались мудрецами, слагающими истину, несущими добро и вдохновляющими любить. Кельтские барды играли на лютнях, цитрах, арфах. У этруссков же «бард» — путешественник, сочиняющий свои баллады о природе, о людской жизни и смерти, о красоте мира. Барды считались святыми, и причинение им вреда считалось преступлением. Их инструментом была арфа, позже — кифара.
Часто барды были на службе у королей и сочиняли о них хвалебные песни, но постепенно отошли от этой роли, приобрели независимость и стали бродячими певцами-сказителями, странниками и путешественниками.
Пример для молодежи? Венти — персонаж Genshin Impact, который по сюжету тоже является бардом, сочиняющим баллады о свободе и родном городе. Когда я увидела в словаре «бард», в голове мелькнула мысль о нем. Думаю, он будет хорошим примером и «напоминалкой», какой интересной историей обладает искусство бардов.
Автор текста и картинки: Вероника Лосева
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
10 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
| |
Белочка — распечатанная для правок пьеса.
Слово-сленг у завсегдатаев театра возникло, конечно, от слова «белый» (чистый, без помарок и пометок) лист бумаги.
Как оформить пьесу? Ловите несколько лайфхаков — прочитайте перед тем, как отправить текст в распечатку.
1. Если с вашим произведением будут знакомиться не в электронном виде, а собираются распечатывать (а режиссер и актеры работают с бумагой), то требуются титульный лист, нумерация страниц, колонтитулы.
2. Имена героев — действующих лиц — пишем заглавными буквами; описание персонажей — обычными.
3. Если один и тот же актер должен играть двух персонажей или если в пьесе должны участвовать дети и животные, обязательно отметьте!
4. Текст пьесы разбейте на акты (действия) и сцены (явления).
5. Если нужно, чтобы актер сделал ударение на каком-либо слове, выделите данное слово курсивом.
6. С техническими требованиями — форматированием (отступы, шрифт, поля) — познакомьтесь заранее.
7. Не забудьте про ремарки.
А дальше — работа редактора: правка-обработка (правка-вычитка, правка-сокращение).
Процесс исправления рукописи во многом схож с корректурой текстов в школьных редакциях.
Текст и фото (коллаж) Нины Богдановой
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина | |
Бенефис — это спектакль в честь актера. Бенефисы раньше организовывались в честь известных артистов или для того, чтобы поддержать какого-либо коллегу материально. Например, у актера сгорел дом и он потерял все свое имущество. И в его честь устраивают бенефис. Большинство или даже все деньги от сборов отдают тому самому пострадавшему, чтобы его поддержать.
В основном в бенефисе играет лишь тот, в честь кого организовали мероприятие. Как правило, человек показывает на сцене свои самые яркие роли и самые интересные эпизоды.
Бенефис может организовать далеко не каждый актер, так как зрителям в большинстве случаев будет неинтересно смотреть на одно и то же лицо на протяжении всего спектакля. Актеру нужно уметь удерживать внимание аудитории всё представление. Ну и, конечно, у него должно быть внушительное количество интересных ролей и спектаклей, чтобы сделать бенефис действительно хорошим.
Автор текста — Андрей Шиенков
Автор иллюстрации — Александра Чаплыгина
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| | Бенефис — это спектакль, который посвящен одному работнику театра или актёру. Если вычесть все расходы на спектакль, то доход от такого представления поступает в пользу работника иил актера, которому посвящено представление.
Автор текста и иллюстрации: Ева Токторова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| [ 1 ] | |
| |
Билет — документ, который вы покупаете в кассе, чтобы вас пропустили на театральное, цирковое представлении, спектакль или кино. Самые первые билеты появились в древнем Риме в 18 веке. До появления билетов, для входа в театр нужно было платить деньги человеку, стоящему при входе. Но в те времена, театр был дорогим видом отдыха, многим на билет не хватало, поэтому они узнавали о спектаклях от людей, которым посчастливилось туда попасть. Обладание входным билетом на представление было настоящим счастьем.
Автор текста и иллюстрации — Владислав Алексеев
| [ 2 ] | |
| |
Сезон |
Статей |
Авторов |
2024/25 |
11 |
10 |
2023/24 |
21 |
15 |
2022/23 |
255 |
114 |
Итого |
287 |
134 |
|
|