|
Склад словарей
Всего статей – 3473
|
Интерактивный словарь
|
На Большой игре (БИ) — капитан юнкоров одной из команд. Он направляет работу как всей команды, так и отдельных личностей. Основная задача тьютора — оптимальное распределение труда между юнкорами. При он необходимости пинает особоленивых, иногда проверяет тексты, часто раздает задания тем, кто не знает, что делать, и тем, кто вообще не представляет, что они тут делают.
Правая рука тьютора — главный редактор (в просторечии — главред, оранжевый галстук). Левая рука тьютора — пресс-секретарь.
Тьюторы на БИ бывают разные: шеф-тьюторы, тайм-тьюторы, бригад-тьютеры. Все они вместе наставляют команды юнкоров к победе.
Автор текста Ирина Родэ, фото Алина Гусева.
На фото: Ирина Давыдова — лучший тьютер!
| [ 1 ] | |
| |
Творческий отчет Большой игры, проводящийся два раза в день. Каждая команда конкурса готовит выступление на заданную тему или рассказывающее о ее работе. Отчет может быть представлен в виде сценки, видео, песни, стихов, презентации, прилета инопланетян, магии, вызова Ктулху, демонстрации крокодила(ов) — все, что угодно, лишь бы отражало суть работы. За каждое выступление жюри присуждают команде определенное количество баллов.
Автор текста Ирина Родэ, фото Алина Гусева
| [ 1 ] | |
| |
Королева портала школьной прессы, МБИ, Большой игры. марафона школьных СМИ, невероятного количества креативных и серьезных проектов — Татьяна Борисовна Михайлова, создавшая вместе со своей командой КШИ (конкурс школьных изданий) в 2000 году. Среди участников конкурса именуется ТБ.
Умеет все, а что не умеет — то придумает. Генератор идей, мастер, необыкновенно творческой энергии человек. Обладает эмоциональным, веселым и задорным характером. Умеет вызывать в других творческий порыв. «Правильный» диктатор.
У нее есть талант делать детей счастливыми, потому что она знает «секреты». Она включается в тебя как вилка в розетку, а не проходит мимо. С ней можно поговорить и о жизни и о работе. Она добрый человек. Если обещает — делает. Если говорит — лучше ее послушать, так как потом все равно окажется что она была права. Так все говорят, кто ее знает хорошо.
Автор текста Ирина Родэ, фото Алина Гусева
| |
…нет, это не пиратские корабли Джека Воробья, а значки-судна разных форм, цветов и мастей в Коллективной повести, обозначающий какое-либо задание. Например, синий кораблик с квадратным парусом — задание иллюстраторам. При нажатии появляется информация о нем и тема иллюстраций. Так, золотой парусник дает поручение на историческую тему, а космический корабль — на попытку изобрести какую-то вещь или полноценное изобретение.
За правильно выполненное задание бравым матросам начисляются баллы, количество которых зависит от качества проделанной работы.
Иллюстрация Дарьи Василенко
| |
Редактор — человек, который с чашкой кофе и дергающимся глазом проверяет тексты корреспондентов. Поправляет «косые предложения» и стилистику, выстраивает структуру текста. Работу редактора можно сравнить с расставлением вещей, взятых из одного мешка, по полочкам.
На фото: важные обсуждения с главным редактором (Анна Габица)
Автор текста Ирина Родэ, фото Дарья Кондаусова
| | Аббревиатура — сокращение, состоящее из первых букв словосочетания, которая образует звучное слово. Аббревиатура делится на: сложносокращенное слово (слово, составленное из начальных морфем словосочетания) и инициальная аббревиатура (составлена из алфавитных названий букв или просто из букв, читающихся как одно слово).
Инициальные аббревиатуры делятся на несколько подтипов, по которым они характерно различаются: аббревиатура буквенная (КГБ, отличие в том, что буквы произносим, как и в алфавите), аббревиатура звуковая (ТЭС, отличие в том, что читается все, как одно слово), бэкроним (составленная из уже существующего слова, КАСКО), рекурсивная аббревиатура (включенная в само словосочетание, Wine).
Слово аббревиатура произошло от латинского «brevis», что в переводе означает «сокращенный», синонимом слова является сокращение. Издавна аббревиатуры использовались во всех народах при письме. Сейчас аббревиатуры используются в частных случаях для скорости письма, аббревиатуры чаще всего допускаются в научных работах, технической документации, математике, информатике, астрономии, физике, денежной валюте, в литературных произведениях. Так же аббревиатуры используются в узких кругах, где понимают значение аббревиатур: КШИ, БИ, МБИ.
Автор текста и картинки: Анастасия Попова
| [ 1 ] | |
| | Шрифт — система знаков письма. Шрифты для каждого языка свои, в компьютерах можно автоматически выбрать шрифт. Для заголовков в газетах, журналах, сайтах выбирают крупный приятный для глаз и привлекающий внимание шрифт. Тексты статей в печатных изданиях в основном производятся в стандартном шрифте. При письме мы используют прописной шрифт.
Слово шрифт произошло от немецкого «schreiben», что в переводе означает «писать». Эволюция шрифта началась с пещерных времен, когда люди для передачи информации делали наскальные рисунки, после стали использовать узлы веревки, потом пошли идеограммы (небольшие рисунки, означающие задумку автора). Египетские иероглифы были первыми «буквами» шрифта. Первый алфавит создали финикийцы, где буквы были практически одинакового размера, что способствовало развитию шрифта, впоследствии из финикийского алфавита образовались латинский, греческий и славянский алфавиты. После греки принесли в шрифт линеры, то есть знаки, основанные на геометрических фигурах — кругах, квадратах, трапециях, прямоугольниках. Потом римляне придумали вариант письма, который сейчас называется курсивом. Жоффруа Тори и Альбрехт Дюрер разработали написание шрифта по квадратикам, где каждая буква вписывалась в свой, так называемый «домик». Уже в XV веке для книгопечатания был изобретен шрифт, который стал основой для многих современных шрифтов.
В современном мире есть основные характеристики шрифтов: начертание, насыщенность, ширина, размер, четкость, различимость, емкость. Так же есть художественный облик шрифтов: изящный, динамичный, декоративный, курсив, монументальный, свободный, строгий, фольклорный.
Еще шрифт зависит от начертания, мы их видим в компьютере (в word»е, например): прямой (произошел от надписей на Римских памятниках); курсивный (базируется на рукописном письме); полужирный (отличается большей шириной штриха); узкий (суженный вариант шрифта); широкий (более широкий вариант шрифта).
Автор текста и картинки: Анна Дмитриенко
| |
Выходные сведения — данные о печатном издании (книге, журнале, газете). Они предназначаются для читателей, библиотек и статистического учета.
Эти сведения располагают на последней странице или на обороте титульного листа. В их число входят выходные данные (они должны быть указаны обязательно). Это место и год выпуска; название издательства. С 2007 года в число выходных данных вошел 13-значный международный книжный номер ISBN.
Копирайт (знак охраны авторского права — ©) относится к выходным сведениям. Его помещают на обороте титула. Вопреки распространенному заблуждению, отсутствие копирайта не означает, что авторские права не будут защищены. Закон сурово покарает плагиатора независимо от того, есть © или нет.
Заглянув на последнюю страницу книги, мы узнаем также ее формат, объем, тираж, адрес издателя и типографии, фамилии редактора, корректора.
Выходные сведения помогают найти книгу на полках магазинов или библиотек, разыскать нужные издания в архивах.
Автор статьи Елена Городнова
Фото Ольги Крицкой
| [ 1 ] | |
| |
Бриллиант (кегль 3) — самый мелкий типографский шрифт, кегль (размер) которого равен всего трем пунктам.
Один пункт во французской системе измерения шрифтов, так называемой системе Дидо, которая принята в Европе и у нас в стране, составляет 0,3759 миллиметра.
Три мелких шрифта — бриллиант (кегль 3), диамант (кегль 4) и перл, то есть
жемчуг, (кегль) 5 — получили названия в честь драгоценных камней, возможно,
потому, что и те, и другие встречаются нечасто.
Бриллиантом набирают текст очень редко, в основном в миниатюрных книгах, да и то не основной текст, а вспомогательный (сноски, содержание, выходные данные). Кроме того кегль 3 иногда применяется в формулах — им набирают супериндексы (индексы индексов).
Сравните: вот таким шрифтом (кегль 11) набран этот текст. А ниже — тот самый бриллиант!
Вот, он, самый мелкий шрифт — кегль 3 (бриллиант)!
На фотографии — миниатюрная книга. Если в такой формат заверстать таблицу «Характеристика кварков» со стр. 899 «Физического энциклопедического словаря», то без бриллианта не обойтись.
Автор статьи Елена Городнова
Фото Ольги Крицкой
Источник данных: П. Г. Гиленсон. Справочник художественного и технического редактора. М, 1988. С.34
| [ 1 ] | |
| | Завод— часть тиража книги или брошюры.
Лет тридцать-сорок назад, когда тиражи по двести, пятьсот тысяч и даже по миллиону экземпляров не были редкостью, их иногда делили на несколько заводов и печатали в разных типографиях (особенно если нужно было успеть к определенному сроку, и одна типография с заданием не могла справиться).
Тиражами в несколько заводов печатались, например, учебники к 1 сентября. На фотографии вы видите учебник астрономии для 10 класса. Его общий тираж — 1 360 000 экземпляров (завод 600 000 экземпляров).
Может быть, один из начинающих авторов портала школьных СМИ станет популярным писателем, и тогда его книги будут печататься большими тиражами. Допустим, по триста тысяч экземпляров (каждый тираж — тремя заводами по сто тысяч).
К заводу — промышленному предприятию термин отношения не имеет.
Автор статьи Елена Городнова
Фото Ольги Крицкой
| | Кавычки — парный знак препинания. В полиграфии используются два вида кавычек для текстов на русском языке, «ёлочки» и «лапки». Обычно применяются «ёлочки», но как быть, если внутри, скажем, прямой речи попадаются слова в кавычках? Интересная ситуация — «кавычки в кавычках»! В этом случае внутри прямой речи используются «лапки»: «А вы читали нашу „Сильную Россию” на портале школьной прессы?».
Автор статьи Елена Городнова
| [ 1 ] | |
| |
Выключка — выравнивание текста при верстке влево, вправо или по ширине (правильно говорить — по формату) книги, журнала или газетной колонки. Выключка по ширине чаще всего применяется в печатных изданиях.
Выключка влево тоже применяется сравнительно часто, потому что обычно тексты читаются слева направо, и такое расположение строк на странице воспринимается как естественное. Посмотрите на иллюстрацию и убедитесь в сами. А в текстах, размещенных в интернете, выключка влево применяется по умолчанию.
Выключка вправо в русском и большинстве европейских языков применяется для дат, эпиграфов, данных в таблицах (то есть не для основного, а для вспомогательного текста), иногда для заголовков.
Однако в тех языках, в которых текст читается справа налево (например, в арабском), выключка вправо — обычное дело. Влево в таких случаях выключают вспомогательный текст. А нам основной текст, который выключен вправо, читать непривычно и неудобно. По центру обычно выключают заголовки.
Автор статьи Елена Городнова
| [ 1 ] | |
| |
Летучка — собрание команды журналистов, небольшое совещание. Термин «летучка» появился в период основания целинных земель. На совещания к руководству из разных участков, разбросанных на многие километры друг от друга приезжали (слетались) бригадиры. Вот и появился термин «летучка» от глагола «слетаться». Позднее термин «летучка» закрепился в русском языке. Летучка проходит кратко, ясно и по делу. В основном на ней обсуждают краткосрочные планы и неотложные дела. Но также ошибки и недоработки, способы их исправления.
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Фото Киры Наумовой
| [ 1 ] | |
| |
Сигнальный номер — это первый пробный напечатанный номер газеты или журнала. Перед тем как печатать тираж, надо посмотреть, что получилось, нет ли ошибок. Сигнальные номера очень важны для начинающего издания. Особено, если оно пишет официальную, важную информацию. Редактор шлёт сигнальный номер источнику информации, и он уже смотрит, всё ли верно написано.
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
| |
Заметка — жанр короткого журналистского материала. Заметка обычно отвечает на три вопроса — Что? Где? Когда? Право написать заметки предоставляется начинающим репортерам, так как это самое легкое.
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
| [ 1 ] | |
| |
Подвал — журналистский термин обозначающий нижнюю часть газетной полосы, куда публикую чаще всего мало значащую информацию.
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
| [ 1 ] | |
| |
Строкаж — количество строк в одной заметке. Термин придуман советскими журналистами, когда не было компьютеров. В те времена гонорары подсчитывали, исходя не из количества символов, как сейчас (спасибо компьютеру за это), а из числа строк. Из-за этого в те годы была популярна фраза «Вымучивать строкаж», то есть корреспондент «лил воды» в текст, чтобы получить больше гонорара.
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
| |
Лид — так журналисты называют подзаголовок либо первый абзац статьи. Это слово произошло от английского глагола lead, что означает возглавлять (от этого же глагола произошло слова лидер). Бытует мнения что читатель вначале читает заголовок и лид, и если ему они понравились, «зацепили», то он прочтет и всю заметку. Поэтому в редакциях существует целый отдел, который придумывает заголовки и лиды к текстам всех журналистов.
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
| |
Этимология слова восходит к двум его корням. Очевидно, греческим. Ведь «хроно» в переводе означает «время», а «графо» — пишу. Первое значение этого слова в нескольких словарях (по Ушакову, Ефремовой) определяется как «Памятник древней письменности, содержащий обзор всеобщей истории и хронику данной страны». А вот в энцеклопедическом словаре даётся такое толкование: «Хронограф — в Византии, Болгарии, Сербии сочинения по всемирной истории. На Руси в 11–18 вв. переводные хронографы дополнены русскими известиями. Использованы в «„Повести временных лет”» и других сочинениях».
Так, что если всё ещё задумываетесь над тем, откуда на портале появился новостной хронограф — читайте наш словогрыз. И верьте, что все вместе мы создаём новый современный памятник письменности.
| | Этот термин узнала на первом курсе факультета журналистики Уральского Федерального университета. Преподаватель нам рассказывал о советских газетах. И когда речь зашла о первых полосах, он поведал нам, что есть такое слово «передовица». Происходит оно от словосочетания «передовая статья», то есть статья, размещаемая на главной странице издания, её ещё можно назвать программной, установочной. Часто они были анонимными и, как правило, преследовали пропагандисткие цели. В ней корреспонденты газеты могли выразить своё мнение по каким-либо злободневным вопросам.
В словарях этот термин впервые встречается ещё в далёком 1915 году. Ух ты! Юбилей в этом году у передовицы! А вот возникло оно, оказывается, ещё раньше. В 1888 году оно употребляется в рассказе Лескова «Колыванский муж»: «У дяди всегда все выходило так хорошо и выспренно, как будто он Аксакову в газету передовицу пишет».
Сегодня термин «передовица» практически не употребляется в журналистком сообществе. Слово носит разговорный или профессионально-жаргонный окрас. Однако, в некоторыхсовременных редакциях передовицами называют все первополосные материалы. А как вам наша передовица?
Автор текста и картинки: Светлана Попырина
| |
Это верхняя одежда книги, журнала, тетради, предназначенная для объединения отдельных страниц в единый блок, их защиты от механических повреждений и просто для эстетического удовлетворения читателей.
Кожа— древнейший переплетный материал. Самым популярным сортом кожи была телячья, которая отличалась высокой прочностью, но почти не поддавалась окраске в другие цвета, поэтому большинство переплетов русских книг имеет естественный коричневый цвет разных оттенков.
Прототипом современного книжного переплета был диптих— скрепленные вместе костяные, деревянные или металлические пластины. Они тоже претендовали на роскошь, поэтому тщательно шлифовались и украшались резьбой и драгоценными камнями.
В древней Руси до конца 17 века все переплеты делались исключительно из дерева. К книжному блоку они прикреплялись с помощью кожаных ремней. Снаружи доски тоже часто обтягивались кожей — для долговечности.
Самым дорогим и изысканным переплетом на Руси был окладный. Он украшался декоративным металлическим покрытием — окладом, выполненным из золота, серебра, золоченой или посеребренной меди. Под оклад в качестве фона располагали дорогую ткань — бархат, парчу, атлас или тонко выделанную кожу. Элементами украшения были чеканка, скань — припаянный на переплет ажурный узор из тонкой проволоки, чаще всего серебряной, чернь, эмаль, драгоценные камни, жемчуг и т. д. Книгами в окладных переплетах владела, преимущественно, церковь, — даже знатным людям они часто были не по карману.
Да, печатные издания, покрытые позолотой, читать, возможно, и приятнее, но «Не судите книгу по обложке (переплету)», — гласит мудрая народная пословица. Поэтому простые недорогие книги переплетали грубым холстом и суровым полотном.
| | «Желтая пресса» (бульварная пресса) — дешевая периодика, рассчитанная на невзыскательного читателя, который любит скандалы, сплетни, слухи, сенсации, сцены насилия.
Термин пришел к нам из-за океана. Два американских газетных магната (Пулитцер — владелец New York World и Херст — владелец New York Journal American) долго боролись за право печатать комиксы о похождениях «Желтого парня» — наглого и неопрятного.
Оба магната раньше других поняли, что информация может быть товаром для массового обывателя, и смело жертвовали достоверностью фактов, заменяя ее эмоциональной подачей материала в своих газетах.
К сожалению, их примеру последовали другие журналисты и владельцы периодики, и «желтая» журналистика стала распространенным явлением. Но только не на портале школьных СМИ.
Автор статьи Елена Городнова
Рисунок Натальи Смирновой
| | Астерикс (звездочка) — [*] типографский знак для обозначения сноски в виде звездочки.
Тремя звездочками [* * *] разделяются самостоятельные части текста при отсутствии заголовка или подзаголовка.
Никакого отношения к галлам Астериксу и Обеликсу, героям комедии Клода Зиди, звездочка не имеет.
Автор статьи Елена Городнова
Рисунок Натальи Смирновой
| |
Репродукция — воспроизведение и тиражирование изображения (обычно произведения искусства — картины, рисунка, художественной фотографии) типографским способом или копирование с помощью репродукционной техники (например, фотографирование).
Репродукцией называют и сам результат этого процесса — копию изображения (оригинала).
Автор статьи Елена Городнова
Рисунок Натальи Смирновой
| [ 1 ] | |
| |
«Я мог бы описать ее толково,
Как это мне Тургенев объяснил,
Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил…» — Илья Сельвинский. «Блеснуть цитатой» — продемонстрировать свою эрудицию, осведомленность. Всего лишь короткая, яркая фраза, часть текста, взятые из художественного произведения или научного труда, сказанные к месту, помогут в любом обществе заслужить уважение. Удачное цитирование, подтверждение своих рассуждений цитатами из классиков считается признаком ума. Сказанное и написанное приобретает более глубокий смысл, убедительность, ведь латининское cito — «призываю в свидетели». Вот только при этом обязательно нужно указывать «призванных свидетелей» — авторов цитат. Иначе это уже нарушение их авторского права. Только при условии оформления границ цитаты (кавычки, знаки препинания) и ссылки на источник, цитирование не является плагиатом.
Автор: Софья Губернаторова
| |
Плох солдат, который не хочет стать генералом. Плох автор, который не мечтает написать бестселлер. Дословно с английского best seller переводится как «продаваемый лучше всех». Бестселлеры пользуются огромным спросом, поэтому издаются большими тиражами. Они рассчитаны на массового читателя. Составляются рейтинги книг-бестселлеров. В России за первую половину 2015 года тройка лидеров выглядит так:
1. «Ангелы на льду не выживают» — Александра Маринина.
2. «Жду тебя» — Дженнифер Ли Арментроут.
3. «Весь невидимый нам свет» — Энтони Дорр.
Автор: Софья Губернаторова
| [ 1 ] | |
| |
Висит на заборе,
Колышется ветром,
Колышется ветром
Бумажный листок…
В знакомой детской песенке Владимира Шаинского речь не про афишу, бумажный листок — это объявление. Его, пожалуй, можно назвать старшим братом афиши. Слово «афиша» произошло от французского affiche — объявление. Оба они представляют собой односторонние бумажные листы, предназначенные для расклейки, вот только сестра несет информацию рекламного содержания, да и форматом обычно покрупнее. Она оповещает нас о публичном мероприятии или о расписании мероприятий: выставок, спектаклей, концертов, лекций, фильмов, спортивных и других событий.
Автор: Софья Губернаторова
| |
Одиночная колонка. Чаще всего на ней располагаются опросы. Встречается довольно-таки нередко она у сгиба, но может быть и с краю страницы.
Автор текста и картинки: Ирина Королева
| [ 1 ] | |
| |
Опусанты
О юном поэте замолвите слово. Конкурсанты- курсанты+ опусы=- опусанты. Навеяно хождением по порталу, где немалое количество юных поэтов опубликовали свои поэтические опусы.
Автор текста и картинки: Галина Уткина
| | Гуси спасили Рим, а кавычки — авторские права
С кавычками у меня давние счеты. Капризные они. Разворачиваются как хотят. Потому они для меня стали закокрючками. Пошли по стопам Артема и обратились к этимологии понятия. Темная история. Скажем сразу. Даже великий Ломоносов не озаботился наличием этого знака в Русской грамматике. Более того, даже происхождение слова точно не установлено. Есть версия об их связи у тиными лапками. Сходство очевидно. Но утки тихо крякают в озерах, не заявляя об авторских правах на пунктационное изобретение и не требуя сертификата. История появления этих самых закокрючек уходит в конец xviii века. Жили без них и обходились. И вот на тебе! Кому-то потребовалось выстроить заборчик вокруг своих мыслей. Сначала появился Автор. Хозяин. Он — то и озаботился способом сохранности своего словесного хозяйства. И началось! Что ни мысль, то частная собтсвенность. Тут и пригодились утиные лапки. Когда я в сердах назвала их закокрючами, то, как оказалось, не зря. По форме своей кавычки очень похожи на крючочки, подцепляющие слова и не выпускающие их из своей власти.
Закокрючки. (это я все о кавычках). Давно на них у меня зуб заточен. Вот и направила художников школьных по следу моей мысли. Расстарались и создали несколько рисунков о судьбе кавычек. А если повтор? И кто-нибудь уже назвал их раньше меня закокрючками. Ну и ладно. Приятно и совпасть с кем-то. Правда среди ваших оккказиональных явлений не случилось пока оказии встретить закокрючки.) Тьфу тьфу. Если никто их так еще не обозвал. То я гений)) Обидно будет, если не одинокий)
Автор текста и картинки: Галина Уткина
| |
Закокрючки
| [ 1 ] | |
| |
Фотокор — корреспондент, благодаря которому мы можем не только узнать о событии, но и увидеть, как все происходило. Ловкий, всюду успевающий и проникающий, зрящий в корень, улавливающий суть и своевременно умеющий эту суть запечатлеть, то есть нажать на курок своего оружия. Он всегда вооружен, по экипировке его и можно узнать. А вот лицо фотокора трудно запомнить — почти всегда оно закрыто объективом. В общем, агент 007, охотник, проныра и художник в одном флаконе.
Не путать с раритетным «Фотокор № 1», первым отечественным массовым фотоаппаратом, по отзывам — шедевром инженерной мысли, появившимся в двадцатые годы прошлого века.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
| |
Чернила — это красящая жидкость, появившаяся в древности, с возникновением письменности в Египте и Китае. Почти все изобретения на земле, связаны с удовлетворением каких-либо потребностей человечества. Так и появление чернил было вызвано сложностью удержать всю информацию в голове (приказы фараонов, количество налогов, рабов). В качестве материала для письма в Египте использовали заросли тростника — папируса, а золу от сжигания корней папируса, которую соединяли с раствором камеди — клейкого густого сока акации, вишни для изготовления чернил. Рисовали иероглифы кисточкой. так как чернила были очень густыми и пером сложно было писать.
В Европе чернила появились позже. В Риме со времен правления Августа были красные чернила. На Руси использовали » вареные» чернила (варились с добавлением коры дуба), «копченые» — сажа с вишневым клеем, использовали березовую сажу. А наши бабушки и дедушки писали в школе перьевыми ручками, обмакивая их в чернильницу, старательно и аккуратно выводили буквы. Отвлекся на уроке и вот тебе клякса в тетради.
В ХХI веке чернила используют в шариковых, гелевых. капиллярных ручках, для роллеров, для струйных принтеров, для штампов, используемых в скрапбукинге. Существуют электронные чернила, используемые в электронных книгах. А нам они нужны, чтобы писать статьи в газеты.
Автор текста и картинки: Максим Смирнов
| |
Абрис от немецкого Abrib — контур, очертание предмета. В песне «Перекаты» А.М. Городницкого:
Всё перекаты да перекаты —
Послать бы их по адресу!
На это место уж нету карты,-
Плыву вперёд по абрису…
Какое отношение абрис имеет к издательскому делу? Самое прямое. Он используется в одном из способов печати, который называется «литография». В основе литографии лежит физико-химический принцип: получение оттиска с совершенно гладкой поверхности. При соответствующей обработке эта поверхность приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
| [ 1 ] | |
| | Обязательный экземпляр — это экземпляр любой книги или журнала, который передаётся бесплатно в главную библиотеку, где хранятся все экземпляры книг и журналов. Стоимость этого экземпляра учитывается заранее и закладывается в цену книги. Вы можете спросить, для чего? Чтобы собрать коллекцию всех книг России!
| [ 1 ] | |
| |
Своеручное письмо, писание, подлинная рука, подлинник, своеручник — все это переводы с греческого привычного нам слова «автограф», αὐτός «сам» + γράφω «пишу». Более привычная для нас трактовка: собственноручная подпись или надпись. Это то, что коллекционируют, за чем охотятся фанаты и поклонники. Кстати, первое большое собрание автографов принадлежало секретарю Генриха IV, Ломени-де-Бриенну. В России коллекционирование автографов вошло в моду в конце XVIII века.
С 2006 года в России тиражом 250 экземпляров издается коллектор автографов «Автограф века». Каждый экземпляр содержит листы с подлинными оригинальными рукописными автографами деятелей российской культуры. Знание рукописей, почерков или рук, письма известных людей и искусство делать с них точные снимки — автография.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
Спасибо за работу!
| [ 1 ] | |
| |
Копирайт — это знак, который используется при большом тиражировании печатной продкции.
Наличие этого знака указывает на то, что авторские права на данный текст защищены, если их нарушить, то можно и иметь дело с судом.
Автор текста и картинки: Екатерина Корабельникова
| [ 1 ] | |
| |
Вода — это важнейшее благо, без неё человек не сможет существовать, а вот любой текст может.
Вода — не несущий смысла текст. Иногда бывает нужна, если информации не хватает «налей воды».
Помни, вода нужна в океане, в кране, в ванне, но не в тексте. Если для статьи не хватает информации, то лучше дополнить её фактами или статистикой.
Автор текста и картинки: Екатерина Корабельникова
| [ 2 ] | |
| |
Брифинг — это обычно короткая встреча официальных лиц с представителями СМИ. Мероприятие похоже на пресс-конференцию, но посвящено одному вопросу, новости, событию, и длится не более получаса. На Брифинг также самый удобный формат для сообщения сенсационной информации.
Кстати, если вы уже с вашим изданием собрались «брифинговать», то знайте, что такие встречи носят закрытый характер, на него приглашают только определенные СМИ.
Автор текста и картинки: Екатерина Корабельникова
| [ 1 ] | |
| |
Манипулирование — это такой способ воздействия на что-либо, которым часто пользуются СМИ и реклама. В наше время СМИ называют четвертой властью, потому что она влияет на умы людей, но нередко и они являются объектом манипуляции. Манипулятивные возможности состоят в том, что можно интерпретировать события в выгодную для человека или организации сторону. Есть три основных формы воздействия — манипулирование, сотрудничество и принуждение.
P.S детское манипулирование вроде: «Мама, купи машинку и я не буду плакать» не в счёт.
Автор текста и картинки: Екатерина Корабельникова
| [ 2 ] | |
| |
Верстальщик — это человек, который занимается версткой. Разбивает текст на отдельные страницы, согласует его с иллюстрациями. В обязанности редактора входит размещение текста, изображений, заголовков и подзаголовков, подбирает шрифт, естественно, заранее согласовывавши все детали с редактором. Безусловно, работа верстальщик очень трудна. Ведь он должен знать и придерживаться многих правил. Например, на одной странице не должно быть использовано больше трех шрифтов, а один фрагмент текста может быть выполнен только одним способом. Так же важные и актуальные темы нужно размещать в правом верхнем углу, а развлекательные и рекламные материалы оставлять в нижней части страницы или переносить на другую страницу.
Автор текста и картинки: Александра Морозова
| [ 1 ] | |
| |
Панорама — длинная фотография, которая иллюстрирует что вокруг тебя. Чтобы ее сделать, надо включить эффект «панорамы», нажать на кнопочку «сфотографировать» и смело крутануться, на сколько тебе надо градусов.
Автор текста и картинки: Кристина Наумова
| [ 1 ] | |
| |
Соавторство — это факт создания произведения двумя или большим числом лиц.
Соавторство бывает двух видов: первый случай соавторства называют неделимым, второй — делимым (раздельным) соавторством. В первый случай относится к произведению, образующему одно неразрывное целое; в другом случае соавторство относится к произведению, которое состоит из нескольких частей созданных разными соавторами, которые имеют самостоятельное значение, то есть могут использоваться отдельно друг от друга.
Автор статьи: Чукичева Софья
Фотограф: Наумова Кристина
| | Дедлайн (от англ. deadline) — крайний срок, к которому должно быть выполнено задание. Не имеет ничего общего с дедушками.
Автор текста и картинки: Анастасия Диковицкая
| [ 1 ] | |
| | Ежемесячник — периодическое тематическое издание, выпускающееся, как понятно из названия, каждый месяц. Издание может являться газетой, журналом, буклетом, да практически любой печатной продукцией, главное, чтобы это несло информацию и следовало парочке правил. Главные правила для ежемесячника просты: выпуск каждый месяц и максимум один раз в месяц, не больше и не меньше.
Автор текста и картинки: Олег Усов
Осветите интереснее
| [ 1 ] | |
| | Аккредитация журналиста — возможность допуска представителя средств массовой информации на определенное мероприятие. Зачастую событие, требующее аккредитации, является серьезной пресс-конференцией. Для аккредитации посылается запрос либо от самого журналиста, либо от его редакции. После подтверждения журналист получает карточку особого образца, удостоверение или же просто вносится в списки на входе мероприятия.
Автор текста и картинки: Олег Усов
| [ 1 ] | |
| |
Врез — важная текстовая часть газетной полосы. Как правило, выражает какую-то особенную мысль, что-то важное, что стоит особого внимания в статье. Врезом чаще всего является цитата, но иногда это может быть просто достойный кусочек текста. Что интересно, может также трактоваться как газетная «вырезка» или «врезка».
Согласно негласным правилам верстки: если врез разрывает статью, то текст должен продолжаться ровно под врезом, через некоторый отступ. Не очень приемлемо, чтобы при многоколонной верстке врез был обтекаем текстом, он должен быть размером как раз с колонку, чтобы все смотрелось правильно и прелестно.
Автор статьи Олег Усов, иллюстрация из газеты Горностай.
| |
Блокнот — неотъемлемая частичка истинного журналиста, в которой умещается всё, начиная с креативной идеи, внезапно пришедшей в голову, заканчивая вопросами для интервью для очередной важной персоны. Существует огромное количество разновидностей данного столь популярного предмета: большие и маленькие, в линейку и в клетку, с рисунками и без, кому какой по душе. Блокнот — это та вещь, которая всегда находится под рукой, в любой необходимый момент журналист достаёт заветную книжечку и увлечённо начинает делать какие-то записи, пометки, эскизы…
P.S: Часто блокнот наполняется особыми значками и словами, совсем непонятными обычному человеку. Но к этому пора привыкнуть, журналисты ведь люди творческие!
Автор текста и картинки: Анна Васильченко
| |
Дневник — любимая многими творческими и легко вдохновляющимися людьми вещь, которая молниеносно заполняется яркими эпитетами, восторженными отзывами и впечатлениями вперемешку с описанием событий, явлений, а порой даже рассуждений о природе, о погоде и прочих жизненно важных сведениях после или даже во время насыщенного дня. В начале каждой записи обязательно ставится дата, а дальше — полёт фантазий. Дневник приветствует цитаты, фотографии с места событий, а повествование идёт от первого лица. Нередко при его прочтении создаётся ощущение дружеской беседы с рассказчиком.
Автор текста и картинки: Анна Васильченко
| |
Слово «книга» происходит от церковно-славянского «кънигы», что означает «письмо, грамота». История книги непосредственно связана с историей развития письменности. «Книга — это великое чудо изо всех чудес, сотворённых человеком», — считал Максим Горький.
Самым древним материалом для изготовления книг была глина. Шумеры ещё в VII веке до нашей эры изготавливали из глины специальные пластинки, на которые острой палочкой при помощи клинописи наносили текст. После высушивания пластинки обжигались и укладывались в специальные ящики в определенном порядке — для чтения. В древнем Египте примерно с III тысячелетия до нашей эры для книг использовали папирус. Примерно с III века нашей эры папирус начинает вытеснять пергамент — тонко выделанная кожа животных. В древнем Китае, до изобретения бумаги, книги изготавливали из тонких бамбуковых пластинок, соединённых между собой скобками. Рунические письмена древних скандинавов наносились на памятные камни-менгиры. Наши предки славяне для книг использовали бересту. Все первые книги были рукописными, что делало каждую из них уникальной. Изобретение в ХV веке книгопечатания сделало книги более доступными.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
| [ 1 ] | |
| |
Сезон |
Статей |
Авторов |
2024/25 |
565 |
117 |
2023/24 |
829 |
202 |
2022/23 |
585 |
179 |
2021/22 |
362 |
85 |
2020/21 |
32 |
17 |
2019/20 |
112 |
38 |
2018/19 |
52 |
13 |
2017/18 |
65 |
40 |
2016/17 |
33 |
12 |
2015/16 |
114 |
43 |
2014/15 |
58 |
13 |
2013/14 |
357 |
44 |
2012/13 |
115 |
29 |
2010/11 |
194 |
29 |
Итого |
3473 |
648 |
|
|