|
Склад словарей
Всего статей – 3473
|
Интерактивный словарь
|
Княжна Мария Дмитриевна Кантемир (1700–1757) — дочь молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен, бежавших в Россию, сестра известного русского поэта Антиоха Кантемира, любовница императора Петра Великого.
Зимой 1721 года начался роман царя с двадцатилетней Марией, который поощрял её отец. В первые месяцы 1722 года, будучи в Москве, Мария отказала в своей руке князю Ивану Григорьевичу Долгорукову. В 1722 году Петр отбывал в персидскую кампанию: из Москвы в Нижний Новгород, Казань и Астрахань. Царя сопровождала и Екатерина, и Мария (вместе с отцом). Мария была вынуждена остаться в Астрахани с мачехой и младшим братом Антиохом, так как была беременна. Но роды прошли неудачно, сын скончался.
| ![](/img/cab/trans.gif) | Графиня Авдотья (Евдокия) Ивановна Чернышёва, урождённая Ржевская, генеральша, по прозвищу — одна из любовниц Петра Великого, по словам Вильбоа, «беспорядочным поведением своим имела вредное влияние на здоровье Петра». В 1715 году, через 5 лет после своей свадьбы, Авдотья принимала участие в шутовской церемонии венчания своей матери с «князь-папой» Н.М. Зотовым, бывшим учителем Петра Великого.
Пользуясь большим расположением Петра I, Авдотья оказала влияние на возвышение мужа. Её сыновьям Пётр жаловал «на зубок» деньги и деревни. Более того, члены собственно царской семьи прибегали к её помощи, ходатайствуя перед царем. Совместные дети с Петром: Захар, Петр и Иван Чернышевы.
| ![](/img/cab/trans.gif) | Новое устройство, которое не позволит вам упасть на льду. Оно похоже на коньки. Внутри есть дополнительная подошва, которая заставляет вас все время держать колени в согнутом состоянии, и таким образом вы никогда не сможете упасть. Прибор имеет дополнительную кнопку и когда 2 ваших конька соприкасаются — вам больше не нужно придавать усилий, чтобы ехать по льду. Коньки-неупадайки — это самостоятельное средство передвижения, а именно усовершенствованная модель коньков. | ![](/img/cab/trans.gif) |
Наталья Алексеевна родилсь 21 июля 1714 года в Санкт-Петербург — умерла 22 ноября 1728 в Москве. Дочь царевича Алексея Петровича и Шарлотты-Софии Брауншвейгской, сестра императора Петра II, внучка Петра I.
Старший ребёнок царевича Алексея, Наталья долгое время оставалась как бы на окраине царского семейства. Только в 1719 году, после смерти сына Петра I, её вместе с братом Петром поселили в Зимнем дворце и определил им штат придворных и прислуги. Но отношение к внукам императора, в особенности со стороны Екатерины Алексеевны и А.Д. Меншикова, было более чем прохладным. Всё изменилось в 1727 году, когда её брат (не без помощи того же князя Меншикова) сделался наследником престола. Наталья также попала в поле зрения князя. Он, в частности, прочил выдать её замуж за своего сына Александра. Но планам Меншикова не суждено было сбыться. Наталья была не очень красивой, но доброй и разумной девочкой. Как старшая сестра, она оказывала некоторое влияние на Петра, но умерла всего 14 лет от роду. Перед смертью Пётр II (умерший в том же возрасте в январе 1730 года), по преданию, в бреду приказал запрягать сани и ехать к сестре Наталье.
Была похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского девичьего монастыря Московского Кремля, в 1920-е годы монастырь и собор были уничтожены, а могилы цариц и царевен перенесены в Архангельский собор.
На фото Наталья Алексеевна справа.
| ![](/img/cab/trans.gif) | ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/diary/69635.jpg&max_x=420&max_y=420)
iPrompts — прибор, исправляющий ошибки в текстах (сочинениях, ЭССЕ и т. д.) на русском, французском и других языках чернилами такого же цвета.
В комплект входит сканер, подставка с пультом, коврик для iPrompts (соединяющийся с iPrompts через «блютуз») с экраном, на котором показывается ошибка и правильное написание.
Как пользоваться iPrompts
1. Под лампу положить тетрадь или лист бумаги с уже написанным текстом.
2. на пульте управления (часть В) нажать ON (включение устройства)
3. Подождать 20 секунд, пока произойдет разогрев прибора.
4. iPrompts готов к работе!
5. На части В нажать кнопку START.
Составные части
1. Сканер (часть А) — главная часть iPrompts. На ручке расположены 3 фонарика для освещения. Основание сканера — желтая липкая резинка, предохраняющая прибор от падения. Возле основания расположена «рука», которая убирает тетрадь, лист в сторону.
Лампа сканера — «разум» iPrompts. В верхней части находится основной механизм, определяющий ошибки, нижняя часть — прозрачная — для наблюдения за процессом.
2. Пульт (часть В), на котором имеются все необходимые кнопки (ON, OFF, START …)управляет сканером. Он расположен на подставке.
На пульте есть 5 лампочек для оценивания работы. Если не допущено ни одной ошибки — загорается зеленая лампочка, одна ошибка — салатовая, и т. д.
Также как и на основной части А, на основной части В имеется желтая липкая резинка, не позволяющая упасть пульту.
3. Коврик (подставка под iPrompts соединяется с устройством при помощи «блютуза») с экраном, на котором показываются ошибки.
iPrompts считывает русский, английский, немецкий, французский, белорусский, и другие языки. В его «словаре» забито более 300 000 слов, он различает любые почерки (как отличника, так и самого худшего двоечника). iPrompts — мечта любого ученика!
Комментарий Максим Шиян Идея хорошая наверное, но ведь задача школы как раз научить и помочь стать лучше. а если будет такая программа, то преподаваталям нечего будет править:) Следующий этап — программа, которая сама решает задачи и пишет сочинения (отчасти уже есть такие). Это тупиковая ветвь по-моему. Можно использовать технику во благо и во зло. В данном случае боюсь. что не на пользу.
| ![](/img/cab/trans.gif) | Павел Петрович родился 2 января 1717, в городе Везель, Германия — умер 3 января 1717, так же в Германии. Сын Петра I от Екатерины Алексеевны, умерший в младенчестве.
В это время Пётр I находился отдельно от жены, в Амстердаме, и узнав о рождении сына, написал князю Голицыну, что Екатерина родила солдатченка Павла.
Погребён в Петропавловском соборе 12 марта 1717 года. Первый мужской представитель Романовых, погребённый в соборе.
| ![](/img/cab/trans.gif) | Петр Петрович родился 29 октября 1715 года — умер 25 апреля 1719) — считался официальным наследником престола с 1718 до смерти.
Был назван в честь отца. Прожил 3 года и 6 месяцев.
Первоначально 26 апреля 1719 года был погребён в церкви Воскресения Лазаря Александро-Невского монастыря. 24 октября 1723 года перезахоронен в Благовещенской церкви.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Марфа Алексеевна родилась 26 августа 1652 — умерла 19 июня 1707. Дочь царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны, единокровная сестра царя Петра I. Крещена 4 сентября 1652 года в Чудовом монастыре. Имя «Марфа» было для Романовых фамильным — так звались её прабабушка инокиня Марфа и рано умершая тетка Марфа Михайловна.
В 1698 году за сочувствие и помощь своей сестре царевне Софье была пострижена в Успенском монастыре в Александровой слободе под именем «Маргариты». Живя в монастыре, она продолжала переписываться с сёстрами. В 1706 году проездом к матери её тайно посетил племянник, царевич Алексей Петрович.
В 1708 году Марфа Алексеевна умирает. Её похоронили в общей могиле на монастырском кладбище, однако приехавшие в 1712 году ее сестры Мария и Феодосия распорядились перезахонить ее в особом склепе монастырской церкви Сретения Господня. До наших дней эта усыпальница не сохранилась.
| ![](/img/cab/trans.gif) | Нольсловик — новый вид, подстроенной к ноутбуку клавиатуры, которая огородит вас от нежелательной ссоры. Вы хотите написать то, о чем, в последствие будете жалеть — она просто перестает писать. Даже если вы станете от злости разбирать ее или просто ломать, вы не сможете написать сообщение до тех пор, пока ужасные мысли не покинут вас. Нольсловик — вам не нужно начинать с чистого листа. | ![](/img/cab/trans.gif) |
Маргарита Петровна родилась 3 сентября 1714 — умерла 27 июля 1715. Дочь Петра I от Екатерины Алексеевны, умершая во младенчестве.
Получила нетипичное для Романовых имя «Маргарита» (никогда не использовалось). Это имя в иночестве носила сестра Петра Марфа Алексеевна.
| ![](/img/cab/trans.gif) | Елизавета Петровна родилась 18 декабря 1709 в Москве — умерла 25 декабря 1761 в Санкт-Петербурге. Третий ребенок Петра и Екатерины, второй из выживших. Осталась незамужней.
Объявлена «царевной» 6 марта 1711 года и «цесаревной» 23 декабря 1721 года.
Похоронена 3 февраля 1762 в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Екатерина Петровна родилась 28 декабря 1706 в Москве — умерла 27 июля 1708 так же в Москве. Первая дочь Петра I от Екатерины I, родилась вне брака.
Получила имя «Екатерина» в честь своей матери.
Умела в возрасте один год и шесть месяцев. Погребена в Петропавловском соборе в Петербурге.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Александр Петрович родился в селе Преображенское под Москвой — умер 14 мая 1692 в Москве — второй сын Петра I от Евдокии Лопухиной, умерший во младенчестве.
Крещён 11 ноября 1691 года в Чудовом монастыре.
Погребён в Архангельском Соборе Московского кремля 14 мая 1692 года.
Конечно, картин с изображением Александра Петровича написать не успели, но я думаю, не менее выжен монастырь, в котором он был крещен — Чудов монастырь.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
В Вологде находится одно очень старое здание (в настоящее время музей) в две комнаты — Дом Петра 1.
В течение многих лет оно пустовало, а честь 200-летия Петра его отреставрировали.
Дом принадлежал к лучшим посадским местам города, но он не представляет никакого художественно-архитектурного интереса, тем более, что не так давно отделкой сметён налёт старины.
А вот для той поры, домик не типичен. Судя по сохранившимся наличникам с треугольными фронтонами и несколько изменённому карнизу — это сооружение строилось еще в русском стиле.
Источник: преподаватель МХК Елена Васильевна Чехович
| ![](/img/cab/trans.gif) | Звукообрабатывалка — современное устройство, в виде специальных батареек для беспроводного микрофона, которые не только имеют заряд, необходимый для работы микрофона, но также автоматически обрабатывает звук, по типу устройств, использующихся в студиях звукозаписи, но имеет значительно меньший размер и вид микрочипа.
Прибор не заметен окружающим, поэтому вы никогда не будете выглядеть нелепо в их глазах. Он создан для тех, кто хочет красиво петь, но не готов этому учиться. Вы поете, и ваш голос моментально отражается в пространстве уже в обработанном виде. Петь любит каждый, но с новой звукообрабатывалкой вы сможете делать это не только в душе и совершенно не стесняться своего голоса. | ![](/img/cab/trans.gif) |
На Подоле находится Дом Петра Великого, который когда-то здесь останавливался. На сегодняшний день функционирует как филиал Музея истории Киева — Музей истории благотворительности в Киеве.
Царь Пётр I проживал в этом доме во время своего приезда в Киев в 1706 году. Вообще, здание принадлежало гетману Ивану Мазепе, который лично и принял у себя царя. Однако украинские историки, например, Фёдор Эрнст не признают факта пребывания Петра I в этом доме. Местные жители гордятся этим, но в то же время многие говорят, что это всего лишь легенда и не было Петра в этом месте вообще.
Но сейчас уже трудно проверить эту информацию на подлинность, по этому остается только догадываться и предполагать.
Истчник: учитель истории Надежда Геннадьевна Скулкина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Слышал, что многие государственные деятели на Руси были неравнодушны к спорту. А вот о Петре I история умалчивает. Неужели реформатор по складу ума не понимал огромного значения физической культуры для народа?
Н. Сумлин, Таганрог
Понимал и очень даже хорошо. Но рассматривал физические упражнения через призму пользы для армии. Он, например, приказал в Петербурге и Москве построить манежи, для чего выписал из-за границы инструкторов для обучения офицеров и знати искусству верховой езды. При нем стали проводиться в Москве конные бега.
Не говоря уже о парусных и гребных гонках. Построенные на царских верфях суда Петр I раздавал дворянам в вечное пользование. Но при одном условии: с мая по октябрь хозяин судна обязан был каждое воскресенье участвовать в смотрах на способность к маневру. Это стало началом парусного спорта в России. Но самое интересное, что Петр I стал основоположником буерного спорта! Одним из любимых его зимних развлечений было катание на санях под парусом. Но это еще не все. В Школе математических и навигационных наук в Москве, созданной Петром, был оборудован зал для занятий фехтованием. А в начале XVIII века в военных и некоторых гражданских учебных заведениях стали проводиться занятия по военно-физической подготовке
| ![](/img/cab/trans.gif) |
До Петра порядок престолонаследия определялся традициями. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому монарх при жизни назначает себе наследника, причем он может сделать своим наследником кого угодно. Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался этим законом, а умер не оставив наследника.
| ![](/img/cab/trans.gif) | ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/diary/69558.jpg&max_x=420&max_y=420)
Гетман Мазепа переехал к Шведскому Королю И понеже Нам, яко Государю и Оборонителю Малороссийского края, надлежит отеческое попечение о вас имети, дабы в то порабощение и разорение Малой России, також и церквей Божиих во осквернение не отдать: того ради повелеваем всей Генеральной Старшине, Полковником и протчим вышеобъяавленным чинам войска Запорожского: дабы на прелесть и измену сего изменника, бывшего Гетмана, не смотрели, но при обороне Наших Великороссийских войск против тех неприятелей стояли; и для лучшего упреждения взякого зла и возмущения в Малороссийском народе от него бывшего Гетмана, вся Старшина Генеральная и полковая пребывающея при войске, съезжалась немедлинно в город Глухов, для обрания по правам и вольностям своим вольными голосами нового Гетмана, в чем крайняя нужда и спасение всея Малыя России состоит. При сем-же объявляем: что известно Нам, Великому Государю, учинилось, что бывший Гетман хитростию своею, без Нашего Указу, аренды и многие иные поборы наложил на Малороссийский народ, будто на плату войску, а в самом деле ради обогащения своего, и те тягости повелеем мы ныне с Малороссийского народа оставить. Дан сей Наш Царского Величества Указ в обозе, при Десне, за приписанием власныя Нашея руки и припечатанием печати, Октября в 28 день, 1708 года.
К сожалению, своими словами это передать я не смогла, уж больно красивым языком написан текст. Да и изменив его потеряеться смысл манифеста.
| ![](/img/cab/trans.gif) | ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/diary/69557.jpg&max_x=420&max_y=420) На протяжении всей жизни царь сохранял верность своим привычкам.
По свидетельствам современников, он вставал в пятом часу утра, принимал доклады и выезжал по разным делам.
В Петербурге возвращался домой около 10 часов дня и работал в токарне около часа.
Обычно в 11 часов подавался обед. Берхгольц пишет, что голштинский герцог поехал к Меншикову в 11 часов утра, потому что там хотел быть царь, который обыкновенно кушает в это время.
После обеда монарх ложился почивать. «Это был повсеместный и освящённый народным уважением обычай, — пишет Костомаров. — Спали, пообедавши и цари, спали бояре, спали купцы, затворив свои лавки; уличная чернь отдыхала на улице…». Отдых продолжался около двух часов, так как в три часа дня Пётр обычно снова был на ногах.
Ужинал Пётр около 7 вечера, но иногда и отказывался, довольствуясь обильным обедом.
Менее чётко источники фиксируют время отхода ко сну. Так, администратор Либуа, ответственный за быт царя во время его пребывания во Франции, отметил в письме, что Пётр I «удаляется в свои покои раньше девяти».
Источник: wiki-sibiriada.ru
| ![](/img/cab/trans.gif) | Петра I нередко называют «спешащим царем». Он и вправду резко «уплотнил» время. Царь очень торопился, стремился полностью изменить русское бытие. Его быстрая походка, о которой пишут все очевидцы, его летящая вперед мысль, значительно опережающая думы современников, его расписанный буквально по минутам и начинающийся в 03-04 часа утра трудовой день, все это стало символом Петровской эпохи. Царь «понапрасну времени не тратит; <…> он не позволяет себе медлить ни в какой работе», писали о Петре иностранные наблюдатели. Сам государь часто оставался недовольным скоростью происходящих перемен.
В состоявшемся в 1711 году разговоре с немецким ученым Г. Лейбницем, Петр сожалел, что изменения в России «не столь быстро идут, как его мысль». Лейбниц утешал русского царя, объясняя, что «крутые превращения непрочны». Но Петр ответил: «Для народа, столь твердого и непреклонного, как российский, одни крутые перемены действительны». И уже с конца XVII в. Петр начинает проведение «крутых» реформ во всех областях русской жизни, используя накопленный в промышленности, торговле, культуре опыт западноевропейских стран. Главной помехой на пути развития России государь видел «мрак невежества». Он считал, что «невежеством наших предков» европейские знания «были приостановлены и не проникли далее Польши», поэтому «доселе», т. е. до начала XVIII столетия, русские пребывали в «непроходимом мраке невежества», но теперь в усвоении «наук, искусств и образа жизни очередь, наконец, дошла и до России».
| ![](/img/cab/trans.gif) | Устройство состоит в маленькой черепашке, в глаз которой встроена камера, что совершенно не заметно. Это позволит родителям на некоторое время оставить своих малышей, за которыми будет наблюдать глаз черепашки. Они соединяют камеру с ноутбуков, планшетом или любым другим видом мобильных устройств, что позволяет воспроизвести изображение происходящего на экран. Разработано для молодых родителей. | ![](/img/cab/trans.gif) |
«Юность Петра» — художественный фильм, экранизация исторического романа «Пётр I», написанного советским писателем А.Н. Толстым в 1945 году.
Сюжет: Первая часть исторической кинодилогии (двусмысленности в кино), снятой режиссёром Сергеем Герасимовым по роману Алексея Толстого «Пётр I». Это рассказ о юности одного из величайших русских монархов, о становлении его характера и о ближайшем окружении. Царь решительно отказывается от ряда патриархальных ценностей и стремится вывести страну, которую любит и которой предан со всем юношеским пылом, в число самых просвещённых…
| ![](/img/cab/trans.gif) |
«Царевич Алексей» — художественный фильм, созданный Виталием Мельниковым в 1997 году, о драме взаимоотношений Петра I и его сына Алексея Петровича. По сюжету романа Д.С. Мережковского «Пётр и Алексей».
Сюжет: Алексей Петрович (Царевич Алексей) показан человеком, который стыдится своего венценосного отца и лишь хочет жить обычной жизнью. При этом он, согласно создателям фильма, был тихим и богобоязненным человеком, который не желал смерти Петру I и смены власти в России. Но в результате дворцовых интриг он был оклеветан (невинно осуждён), за что был замучен своим отцом, а его товарищи были казнены.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Всем известно, что бумажное дело начало развиваться в эпоху Петра 1 с появлением приказа о создании отечественных бумажных мануфактур.
Новый подъем в развитии бумажного производства наблюдается в России в XIX веков связи с началом машинного способа изготовления бумаги. К 1825 году в России насчитывалось 88 бумажных фабрик, на которых производилось свыше 700 тысяч стоп разной бумаги. Развитию отрасли способствовало и решение правительства полностью запретить ввоз бумаги из-за границы.
Источник: А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. Учебник «История России. XIX век».
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Табачный капитан — советская цветная музыкальная комедия на историческую тему, поставленная на Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1972 году режиссёром Игорем Усовым по мотивам одноименной пьесы Н.А. Адуева.
Фильм создан по заказу Государственного Комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.
Телевизионная премьера фильма в СССР состоялась 31 декабря 1972 года.
Сюжет: Музыкальная историческая комедия из эпохи Петра I. Нерадивого боярского сына царь посылает в Голландию учиться морскому делу. Но в науках преуспевает не знатный недоросль, а его крепостной холоп. Он-то и становится офицером по возвращении в Россию.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
«Слуга государев» — российский фильм плаща и шпаги 2007 года. Фильм снят за 100 дней, написание сценария и подготовка составила 2,5 года. Режиссёр Олег Рясков.
Сюжет: Действие фильма разворачивается на фоне Северной войны в 1709 году. Король Франции Людовик XIV отправляет двух дуэлянтов (графа Антуана де ля Буш — к Карлу XII, а его соперника шевалье Шарля де Брезе — к Петру Первому) с заданиями передать личные письма и быть наблюдателями при враждующих монархах. На пути к Петру де Брезе и его спутники брат и сестра фон Шомберг попадают в ловушку польских разбойников. Фон Шомберги и де Брезе сражаются с бандитами, многих убивают, но фон Шомберги погибают, француза спасает русский гвардеец сержант Григорий Воронов. Шведы, к которым примкнул де ля Буш, уже осведомлены о «лазутчике» и захватывают Воронова на хуторе. У них оказывается письмо, которое Людовик передал де Брезе. Ля Буш узнаёт из письма, что Людовик просит Петра поставить де Брезе, как дебошира, запятнавшего честь, в самое опасное место сражения и понимает, что у его письма к шведскому королю аналогичное содержание. Коварный король отправил двоих дворян на смерть, так как они поссорились из-за снискавшей симпатии Людовика Шарлотты де Монтерас. Де Брезе с помощью крестьянок отбивает Воронова, де ля Буш, спасаясь бегством, встречает «чёрного всадника» (польскую дворянку Анку, поклявшуюся с братом Энжи отомстить Петру за уничтожение её родственников, признанных виновными в антирусских настроениях) и передаёт ей письмо. Воронов и де Брезе переодеваются в шведскую форму и проезжают через мост на болоте, ведущий к осаждённой Полтаве, в этот момент появляется король Карл со свитой. Воронов стреляет в Карла, но де Брезе сбивает прицел, после чего герои чудом остаются в живых, перебравшись вплавь через трясину. Раненый в ногу Карл читает письмо де ля Буша, возмущается поведением собрата и решает послать де ля Буша к Людовику с вестью о разгроме русских. Пётр, недовольный, что ему послали «соглядатая», отправляет де Брезе и Воронова в передний редут — самое опасное место сражения. В русский лагерь прибывают Анка и Энжи, но покушение проваливается, Энжи получает смертельное ранение. На рассвете шведы идут в атаку и в кровопролитном бою берут приступом редут, но русская конница не даёт закрепить успех. Де Брезе и Воронов чудом спасаются из редута. Карл приказывает армии обойти русских слева, после залпов с обеих сторон происходит ожесточённый штыковой бой. Карл вводит в дело резерв, русские обращаются в бегство, но Пётр, бесстрашно ворвавшись в ряды отступающих, увлекает их в решающую атаку. Карла увозят с поля боя, всех шведских генералов берут в плен. Де Брезе берут под стражу. Воронов погибает, прикрывая Петра от пули Анки. Анку вешают по приказу Петра. Де ля Буш и де Брезе завершают свою дуэль (в этот раз побеждает де ля Буш). Де ля Буш отказывается от предложения Петра I служить ему и забирает раненого де Брезе во Францию. На границе де Брезе встречает Шарлотту, узнавшую о содержании письма, и влюблённые отплывают на корабле искать счастья на чужбине (вместе с детьми Воронова, которых де Брезе усыновил).
| ![](/img/cab/trans.gif) |
«Сказ про то, как царь Пётр ара́ па жени́ л» — советский художественный фильм-мелодрама, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1976 году режиссёром Александром Миттой по мотивам произведения А.С. Пушкина «Арап Петра Великого». Премьера фильма состоялась 6 декабря 1976 года.
Сюжет: Однажды Петру I был подарен маленький арап — «сын чернокожего царя». Однако при дворе он жил не рабом, а воспитанником: царь стал его крёстным, дав имя — Ибрагим Петрович Ганнибал. Смышленый мальчуган, быстро изучив науки на своей новой родине, был отправлен во Францию для получения более глубоких знаний и изысканных манер. Там, прославившись не только как подающий надежды молодой учёный, да ещё из «варварской России», но и как воин, раненный в бою с испанцами и награждённый герцогом Орлеанским за героизм, он стал известным при дворе человеком и вызвал интерес у дам. В итоге любовница Ганнибала, замужняя дама, родила чёрного ребёнка, имели место скандал, дуэль с мужем-рогоносцем, убийство последнего, высылка в Россию. Вернувшись из Парижа, на одном из балов арап влюбился в дочь боярина Гаврилы Ртищева — Наташу, которая побаивалась этого чёрного человека. Пётр решил женить своего крестника на Наташе, желая при этом «укоренить» Ибрагима на русской земле. Арап, зная об отвращении Наташи к себе, отказывался взять её в жены. Непокорность воле царя изменила отношение Петра к арапу, и царь запретил Ибрагиму показываться ему на глаза. Со временем Наташа поняла, что любит этого странного, но замечательного человека, и сама пришла к нему после того, как Ибрагим из благородства пытался устроить её свадьбу со своим соперником Мишкой Говоровым (пользовавшимся, по мнению Ганнибала, благосклонностью Наташи).Они попросили прощения у царя, однако даже в этот момент Ибрагим пытался доказать Петру правильность своих убеждений, но тот прервал его словами: «Молчи, молчи, а то опять поссоримся».
| ![](/img/cab/trans.gif) |
«Росси́ я молода́ я» (1981—1982) — 9-серийный телевизионный художественный фильм Ильи Гурина об эпохе Петра I. Экранизацияодноимённого романа Юрия Германа.
Сюжет: Действие фильма происходит в эпоху Петра I на Русском Севере. В центре сюжета судьбы трёх человек: капитана-командора Сильвестра Иевлева, поручика таможенного войска Афанасия Крыкова и кормщика-помора Ивана Рябова. Иван Рябов — реальный исторический персонаж. В 1701 году он вместе с церковным служкой Дмитрием Борисовым совершил подвиг, в качестве кормщика под видом предателей посадив головной корабль шведской эскадры на мель, под огонь береговой батареи. Иевлев Сильвестр Петрович — также реальный исторический персонаж. Стольник Петра Первого, участник строительства Новодвинской крепости, руководил действиями береговых батарей во время обороны Архангельска от шведской военной эскадры Карла XII в 1701 году. Фильм является точной экранизацией почти всего романа, за исключением последних глав. В трансляции каналом «Россия» 10 июня 2008 года без объяснения причин из 9-й серии фильма был вырезан кусок под названием «Государева дорога»[1].Часть фильма снимали под Архангельском, в Малых Корелах. Часть съемок проходила в Суздале (перенос шпаги Крыкова в церковь).
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Ян Фельтен был любимым поваром Петра I, его мунд-кохом. С начальником ему повезло Петр I ел мало, в еде был непревередлив, а гурманов откровенно высмеивал: “Какую пользу может принести тело отечеству, когда оно состоит из одного брюха!»
Царь любил щи, кашу, ветчину, сыр и жареную утку, с большим удовольствием ел молодой редис и особо отличал студень без этого блюда не обходилась ни одна царская трапеза. За верную службу Петр пожаловал мунд-коху Фельтену дом в Стрельне, но и за провинности взыскивал с него по полной.
После обеда Петр обычно ел сыр с маслом. Подавали новые сыры, а початые очень редко. Однажды царю подали лимбургский сыр, очень ему понравившийся. Закончив есть, государь достал из кармана инструмент, измерил остаток сыра и записал размеры на бумажку. Затем подозвал Фельтена, приказал ему убрать сыр и подавать его, пока не кончится. На следующий день за обедом Петр заметил, что кусок заметно уменьшился. Он опять достал инструмент и замерил сыр, а потом сравнил, что получилось, со исходной записью. Половины сыра недоставало. Тогда легко впадавший в гнев Петр Алексеевич поколотил Фельтена тростью. С тех пор с сыром проблем не возникало.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
«Пётр Первый. Завещание» — российский телесериал 2011 года, снятый режиссёром Владимиром Бортко по мотивам[1] романа Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». Производство: «Студия 2-Б-2 интертэйнмент» по заказу телеканала «Россия».
Сюжет: Сериал рассказывает о двух последних годах Петра I и содержит элементы художественного вымысла, не буквально соответствуя данным современной исторической науки[2][3].Пётр, давно утомлённый бременем власти и душевным одиночеством, увлекается молодой, красивой и образованной молдавской принцессой Марией Кантемир. Она становится его любовницей и, вероятно, самой большой в жизни любовью. Пётр готов пойти на развод с Екатериной I, однако от лишения её трона его останавливает князь Ромодановский. Мария ждёт ребёнка от императора, чего Екатерина не хочет допустить: Пётр может признать ребёнка своим наследником. Она идёт на сговор с врачом, и тот прерывает беременность. Романтическая линия сюжета развивается параллельно с текущими государственными делами самодержца. Он ведёт кровавую непримиримую борьбу с казнокрадством и мздоимством, продолжает укреплять армию и флот. Однажды, принимая участие в спасении моряков в ледяной воде, Пётр тяжело заболевает. Царедворцы осознают, что он находится при смерти. Они уже договорились о разделе власти и никого к умирающему не подпускают. После кончины Петра официально объявляется, что, начав писать завещание, он успел начертать только «Отдайте всё…». Императора начинают хоронить в XVIII веке, но проносят гроб уже по современному Невскому проспекту.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
«Пётр Первый» — советский двухсерийный историко-биографический художественный фильм, снятый на Лениградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» режиссёром Владимиром Петровым по одноимённой пьесе Алексея Толстого, посвящённый жизни и деятельности российского императора Петра I.
Сюжет: Исторический фильм по роману Алексея Толстого о жизни и государственной деятельности преобразователя России XVIII века царя Петра I, начиная от Нарвской битвы. Начало XVIII столетия. Период становления Великой Российской Империи, время крупных реформ и тайных заговоров, великих воинских побед и дворцовых переворотов, безудержного веселья ассамблей и жестокого кровопролития казней. В фильме отображен конфликт между царем и его сыном Алексеем.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
«Пётр Вели́ кий» (другое название — «Жизнь и смерть Петра Великого», 1910) — немой художественный короткометражный фильм Кая Ганзена и Василия Гончарова.
Сюжет: Фильм иллюстрирует основные этапы биографии Петра Первого. Сначала молодой Пётр командует одним из своих «потешных полков». Повзрослев, он изучает различные научные и инженерные приборы. Показан спуск на воду ботика Петра Первого («дедушки русского флота»). Софья бунтует против Петра стрельцов, он вынужден скрываться в Троице-Сергиевой Лавре. Туда к нему приходят верные ему «потешные полки», и с ними он идёт на Москву и заточает Софью в Новодевичий монастырь. Проходит несколько лет. Пётр начинает преобразование России и встречает сопротивление бояр. Против него начинаются заговоры. Он лично является в дом заговорщиков и арестовывает их. Затем он отправляется вГолландию изучать корабельное дело. Вернувшись в Россию, он строит флот и организует армию. От первых поражений в Северной войне он доходит до победы в Полтавской битве. ВСанкт-Петербурге Пётр устраивает грандиозные ассамблеи. Но его здоровье подорвано тяжким трудом, и вскоре он умирает.
| ![](/img/cab/trans.gif) | 1938 год. «Петр Первый». Легендарный фильм по роману Алексея Толстого. В роли царя — Николай Симонов, получивший за эту работу все мыслимые советские награды.
1972 год. «Табачный капитан». Первая комедия с участием Петра. Его сыграл Владлен Давыдов.
1976 год. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Алексей Петренко изобразил даже свойственный Петру нервный тик.
1980 год. «Юность Петра». Первая часть эпической трилогии. В главной роли — Дмитрий Золотухин.
1983 год. «Демидовы». Александр Лазарев сыграл царя дважды — первый раз в картине «Дмитрий Кантемир» (1974 год).
1997 год. «Царевич Алексей». Царя сыграл Виктор Степанов, ставший знаменитым после роли Михайло Ломоносова.
2000 год. «Тайны дворцовых переворотов. Завещание императора». Николай Караченцов.
Источник: http://www.kp.ru/
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Перед смертью, император составил завещание, содержащие 14 основных пунктов и начиналась оно словами: «Во имя святой и нераздельной Троицы, мы, Петр, император и самодержец всероссийский, всем нашим потомкам и преемникам на престоле и правительству русской нации».
Далее по пунктам перечислялись предписания:
1. Поддерживать русский народ в состоянии непрерывной войны, чтобы солдат был закален в бою и не знал отдыха. А оставлять его в покое только для улучшения финансов государства.
2. Вызывать всевозможными средствами из наиболее просвещенных стран военачальников во время войны и ученых во время мира.
3. При всяком случае вмешиваться в дела и распри Европы, особенно Германии, которая, как ближайшая, представляет более непосредственный интерес.
4. Разделять Польшу, поддерживая в ней смуты и постоянные раздоры, сильных привлекать на свою сторону золотом.
5. Делать возможно большие захваты у Швеции и провоцировать её на нападения, чтобы был повод для её захвата. Для этого разорвать все связи Дании и Швеции и постоянно стравливать их.
6. Всем российским императорам жениться только на германских принцессах.
7. Англия: добиваться всемерного союза.
8. Продвигаться на север к Балтике и на юг к Черному морю.
9. Как можно ближе придвигаться к Константинополю и Индии. Он объяснял это тем, что тот кто обладает этими странами, обладает всем миром.
10. Австрия: открыто поддерживать союз, но втайне провоцировать против неё недоброжелательство, конечная цель — установить над ней протекторат России.
11. Вместе с Австрией теснить турок.
12. Провозгласить себя защитником православных в Речи Посполитой, Венгрии и Оттоманской империи с целью дальнейшего подчинения этих держав.
13. Когда будут разбиты Швеция, Персия, Польша, Турция и Австрия, армии соединены, а Чёрное и Балтийское моря охраняемые флотом, тогда предлагается в особой секретности предложить сперва Франции, а затем Германии разделить сферы влияния в мире.
14. Если оба откажутся от предложения, то между ними надо развязать войну и истощить их обоих. После этого Россия должна отправить сухопутные войска в Германию, а флоты из Азовского моря и Архангельска в Средиземное море и Атлантику соответственно. Это изолирует Францию и Германию и ускорит их капитуляцию, а после этого Европа будет де-факто завоёвана.
Всеми этими пунктами он хотел увеличить влияние России и у него немного получилось.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Петр Первый страшился открытых пространств. Удостовериться в этом можно, если посетить домик Петра Первого и его летний дворец в Санкт-Петербурге. Вас наверняка поразит скромность самодержца, помещения с низкими потолками и маленькими комнатами. В летнем домике даже устроили так называемый «фальш-потолок»: подвешен более низкий к более высокому, что создает ощущение шкатулки.
Но дело вовсе не в скромности. Царь не мог ощущать себя комфортно в большом просторном помещении с высокими потолками. Это говорит об экофобии и спацеофобии боязни своего дома и пустого пространства. Но на этом перечень фобий Петра не ограничивается: царь всю свою жизнь страдал от акарофобии боязни насекомых.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
А.Н. Толстой шел к роману «Петр Первый» постепенно и издалека. Сначала, еще в 20-е годы, он пишет рассказы «Первые террористы», «Наваждение», «День Петра», а затем «Повесть смутного времени» и пьесу «На дыбе». И лишь в завершение всего этого принимается за работу над романом «Петр Первый». Сам писатель отмечал: «Работа над „Петром” для меня прежде всего — вхождение в историю через современность… Результат тот, что история стала раскрывать мне нетронутые богатства».
В своем романе А. Толстой создал целостную картину России — от императорского дворца до убогой крестьянской избы; нарисовал жизнь страны на широком европейском фоне. Но история выступает у писателя не как фон. Подлинные события русской истории в ее движении, борьбе образуют основу сюжета в романе. И это одно из больших завоеваний автора.
Центральным лицом, к которому сходятся нити исторического движения эпохи в романе, сюжетным центром всего повествования у А. Толстого является Петр I. Силу Петра, его заслугу и значение писатель видит в том, что он понял объективные закономерности и требования своей эпохи, подчинил им свою деятельность. Преобразование России, осуществление широких политических замыслов — дело всей жизни Петра. В изображении А. Толстого Петр прежде всего крупнейший государственный, национальный деятель. Он сын своего века, горячий патриот России и в то же время личность многогранная, наделенная всеми главными чертами переходной эпохи.
В основу композиции произведения наряду с движением «большой истории» положено развитие характера Петра, его мужание. Писатель показывает постепенное превращение непослушного, настойчивого, горячего, норовистого мальчика, «волчонка», по словам царевны Софьи, угловатого подростка, длинного беспокойного «вьюноши» в непреклонного правителя, гениального реформатора, грозного военачальника, мудрого дипломата, большого государственного и политического деятеля. А. Толстой наделил своего героя человеческими чувствами и страстями, создал живой образ Петра с его ненасытной любовью к жизни, бурным темпераментом, неукротимой дерзкой волей, «диким, жадным, встревоженным умом», острой любознательностью, жестким, крутым нравом.
Юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. В нем рано, с детских лет, заговорила непримиримая ненависть к консервативной, душной старине, к неподвижному укладу старой Москвы, к медлительной и утомительной скуке пышных дворцовых церемоний, к спесивым и чванливым боярам, способным только лениво дремать на своих лавках. Из личного чувства этой ненависти выросли со временем его принципы, давшие толчок его страстной деятельности, превратившиеся в неиссякаемый источник энергии, побуждающий уничтожать старое, неугодное, искать и круто проводить в жизнь новое.
Жадный и пытливый ум Петра, свойственная ему практическая хватка, дальновидность дают ему возможность раньше многих уловить и почувствовать задачи, стоящие перед Российским государством. Со всей силой своего характера и темперамента принимается Петр за ломку и искоренение отсталых порядков, за создание армии, флота. Он бреет боярские бороды, одевает боярских дочерей в платья «со шлепами» и учит их «политесу», а сыновей их посылает за границу обучаться разным наукам и одновременно с этим ведет упорную борьбу за выход России к морям, способствует развитию русской торговли с Западом, строит заводы, основывает новый город Петербург. Мысли Петра постоянно обращены к родине, к своей стране. Петр испытывает острую обиду и боль за нищету и скудость, которые он видит у себя на Руси: «Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?»
Он бросает боярам гневные слова: «Во всех христианских странах,— а есть и такие, что и уезда нашего не стоят,— жиреет торговля, народы богатеют, все ищут выгоды своей… Лишь мы одни дремлем непробудно. Скоро пустыней назовут русскую землю». С горечью он восклицает: «Черт привел родиться царем в такой стране!» Как современно звучат сегодня все эти слова!
Петр становится самодержавным правителем и, преодолевая сопротивление боярства, решительно вступает в борьбу с Русью старой за Русь новую. Многозначительными словами заканчивается первая книга романа: «Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».
Петр у А. Толстого — очень земной человек, сын своей эпохи. Своего Петра А. Толстой часто изображает с тачкой на стройке, с топором на верфи или с кувалдой в кузнице. Он прост, трудолюбив, деятелен, не чуждается людей «подлого звания». Чаще всего Петр показан не в царских одеждах, а либо в военном кафтане, либо в «холщовой запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть», либо в матросской куртке. Толстой подчеркивает и «мужицкие» манеры Петра, и его пристрастие к крепким словечкам. В гостях у немецких курфюрстин, дам и воспитанных, и образованных, он «вытирал руки о скатерть, чавкал громко, ввертывал матросские словечки, подмигивал круглым глазом и для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью-Шарлотту».
Проявляется и свойственная Петру насмешливость, лукавый юмор. Автор рисует своего героя-царя подчас в далеко не героические минуты: в состоянии панического страха и растерянности или неудержимого гнева, в моменты его внутреннего смятения, подавленности и горя, в смешных семейных ссорах с женой, в любовных сценах с Анной Монс. Но все это, однако, не заслоняет основного и главного в Петре — его государственной деятельности. Писатель стремится показать Петра в обстановке его дел, принимаемых решений, в гуще совершающихся событий.
В третьем томе романа перед нами Петр уже окончательно сформировавшийся: и как человек, ставший сдержанным и рассудительным, и как государственный муж, глубоко осознавший огромную ответственность за судьбу России. И не случайно автор называет его теперь не просто Петром, а Петром Алексеевичем.
Однако А. Толстой нигде не стремится представить Петра фигурой идеальной, сделать его более человечным и гуманным, чем он был на самом деле. Создавая образ Петра, писатель в то же время не забывал, что был он самодержец, крепостник. Петровские реформы часто носили характер крутой, решительной и жестокой ломки. Петр в романе задает себе нетерпеливый вопрос: «Какими силами растолкать людей, продрать им глаза?.. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать? Перепороть?» Он насильно отрезает боярам бороды, участвует в жестоких пытках своих врагов, «дубиной» гонит в науку дворянских недорослей, устраивает поругание княжеских и старых боярских фамилий на святках. Это при нем, царе-крепостнике, стонет народная, крестьянская Русь от непосильных поборов и оброков. Это при нем неимущих засекают насмерть батогами, загоняют крепостных на верфи, учат палками солдат, обманом заманивают вольных людей на суконные, полотняные, шелковые заводы и бумажные фабрики, воздвигаемые по приказу царя.
«Петр Первый» — это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого — идея мощи великого русского народа. Это делает книгу заметным явлением национального самосознания.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Из сказанного видно, что вопрос о музыкальности Петра I более сложен, не исчерпываясь однозначным и категоричным заявлением Финдейзена: «К музыке он не чувствовал склонности». Это совершенно не оправданно — император определенно любил все достаточно яркое, динамичное, шумное, громкое и незатейливое. Более сложные музыкальные формы им предпочитаемые (в частности, церковная музыка) относятся только к области родной культуры.
Можно утверждать, что Петр был равнодушен к сложной западноевропейской музыке, требующей иной, чем у него культурной подготовки, исключая, конечно, примитивный брутальный репертуар застолий, отлично способствующий усвоению изрядных доз алкоголя, обычно им принимаемых. В этом плане характерна запись в воспоминаниях бранденбургской курфюрстины: «Моя дочь заставила своих итальянцев петь; их пение ему понравилось, хотя он нам признался, что он не очень ценит музыку…, но что у него с юности настоящая страсть к мореплаванию и к фейерверкам».
Следует отметить ещё один известный случай пренебрежительного отношения императора к музыке, когда на одном из застолий он заставил «умолкнуть» оркестр императрицы, начавший «было играть недалеко от мужского стола», каковой случай послужил одному из очевидцев поводом заявить, что Петр I — «небольшой охотник до музыки» (Берхгольц). Такого же мнения придерживался, комментируя это событие, Финдейзен и, думается, напрасно, поскольку как раз в этом случае поведение царя вполне уместно. Он попросту, приказал оркестру придерживаться возложенной на него задачи — служить фоном, не мешая застольной беседе.
Подытоживая сказанное, отметим, что в целом музыкальные предпочтения Петра I включают те формы музицирования, которые, не вступая в противоречие с новым обликом России как европейской державы, уже успели утвердиться в её быту или были сравнительно элементарны и без затруднения входили в повседневность. Внимание его не распространяется на то старое, что противоречит новому этикету (обрядный «плач» на похоронах), и то новое, что для неподготовленного восприятия российского слушателя было ещё сложно и непривычно (европейская опера). При всем том, что особой склонности к музыке он, по его словам, не имел и, не принимая во внимание его явное пристрастие к «кунстштюкам», можно отметить действительный интерес Петра I к оркестровой музыке и к музыке православной.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
В отношении танцев и танцевальной музыки, напротив, заметен его устойчивый интерес. Петра часто видят танцующим на балах, маскарадах, ассамблеях Петербурга и за границей(Богословский). Встретилось даже утверждение, что и сам он изобрел «свой собственный весьма трудный и замысловатый «цепной“ танец (Kettentanz), в котором от 30 до 50 пар, бегая по зале, поднимали страшную кутерьму, толкотню, беготню и крик. Сам Петр и Екатерина, и вся царская фамилия не освобождали себя от этого: за ними бегали, гонялись, как и за всеми другими» (Либрович). В его распоряжении об ассамблеях самое серьёзное внимание уделяется балам, на них происходящим. Сообщений о каких-либо других музыкальных развлечениях на ассамблеях не встретилось — «машкарадов, камедей и опор [опер] не бывало…» (Кашин).
И здесь опять же отношение царя к балам зависило от многих факторов. Так что можно указать случаи, когда Петр избегал танцевальных увеселений, как это было в 1719 году в Берлине, когда проведя не мало времени в пути, он определенно устал и нуждался в отдыхе: «После ужина должен был состояться бал, но царь, как только встали из-за стола, тайком улизнул…» (Вильгельмина) Понятно, что подобные сему единичные случаи, в силу своей редкости и неординарности, весьма незначительно влияют на характеристику предпочтений императора в целом, но могут рассматриваться лишь как исключения.
Напротив, более показательным является его серьёзное внимание к европейским танцам, как одному из проявлений новой обрядности. К примеру, в Петербурге 7 ноября 1724 г., был отмечен следующий случай: «Император, вероятно мимоездом, услышав музыку и любопытствуя видеть, как справляются свадьбы у этого класса иностранцев, совершенно неожиданно вошел в дом булочника с некоторыми из своих людей, приказал накрыть там два особых стола, один для себя, другой для своей свиты, и более трех часов смотрел на свадебные церемонии и танцы. Во все это время он был необыкновенно весел» (Берхгольц).
Танцы являлись одним из важнейших структурных компонентов учрежденных им ассамблей: «…вечерними собраниями, которые установил Петр Великий в последние годы своего царствования с целию водворить в обществе людкость и смягчить народные нравы и обычаи, загрубевшие под сению невежества, зная, что от успехов общежития зависят успехи ума и вкуса. Ассамблеи, или вечерние собрания, состояли в том, что люди достаточные должны были в известное время принимать гостей званых и незваных, без лишних, впрочем, издержек; требовалось только, чтобы комнаты были освещены, чтобы хозяин и хозяйка были ласковы с гостями и угощали их одним чаем. Люди молодые танцовали: пожилые беседовали или играли в дозволенные игры. Каждый офицер статский и военный мог приходить в дом, где была ассамблея, и веселился, как ему было угодно, не нарушая только приличия» (Царский шут).
Естественно, что поначалу непривычное к «людскости» российское общество не испытывало ни малейшей потребности проводить досуг по-европейски. Петр, конечно же, подошел к решению проблемы самым тираническим образом — присутствовал сам, одушевляя унылое общество, и заставлял всех веселиться, причем под угрозой весьма серьёзного штрафа — «Великого Орла» — большого бокала (или ковша) вина, который обязан был выпить провинившийся.
Конечно, приобщение российской знати к европейской цивилизованности приходилось начинать с самых азов воспитания, и успехи императора в этой области даже к концу его жизни ещё очень далеки от идеальных, так что в составленных им в 1724 г. правилах поведения в Монплезире (Петергоф) он вынужден был повторяться, стремясь утвердить в сознании вверенного ему малокультурного дворянского контингента все те же сравнительно элементарные нормы, и, в частности, им настоятельно рекомендовалось «неразуфся ссапогами или башмаками не ложится на постели» (Гейрот).
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Среди прочего, первую очередь, подчеркнем интерес Петра I к православному пению. При всем том, что он предпринял ряд шагов направленных на ослабление власти церкви и влияния её на государство, и, более того, относился к старинным обрядам без должного почтения (Вебер), ему, видимо, нравился сам процесс церковных служб, в которых царь неоднократно принимал участие в качестве певчего. Можно упомянуть такие случаи, относящиеся к 14 и 15 августа 1701 г. в Соловецком монастыре (Финдейзен), празднованию Нового 1710 года в Москве (Юль), в Петербурге 26 апреля 1710 г. (Юль), 16 и 20 марта 1720 г. (Ливанова), в 1723 г. (Берхгольц) Он находился в числе певчих 30 августа 1724 г., участвуя в торжественной процессии переноса мощей святого Александра Невского в петербургский монастырь имени этого святого (Берхгольц). На службах в Петергофе, который он любил посещать в летнее время «во время литургии имел обыкновение читать апостол…» (Гейрот).
Финдейзен указывает на сохранившиеся рукописи ирмосов греческого распева с надписью: «Сии ирмосы его величество государь император Петр Великий в день тезоименитства своего на всенощном пении сам изволили на клиросе с певчими певать, ибо его величество до греческого напеву великую охоту имел, а голос содержал теноровый».
Царь предпочитал петь партии эксциллентирующего баса (Финдейзен). Имел «сильный голос и верный слух» (Бассевич), по другим свидетельствам — «громкий голос» (Юль),»порядочный голос» (Беляев), «голос приятный и звучный» (Со слов боярина В.И. Лопухина — Рассказы) или «голос сиповатый, не тонок и не громогласен» (Кашин). Так что, какой именно голос был у императора рассудить достаточно сложно — свидетельства уж слишком разнятся. Вероятно все же, царь имел обычный ничем особым не выдающийся довольно тусклый голос. Надо думать, если бы было наоборот, это бы нашло самое полное и однозначное отражение в заметках очевидцев.
Из разновидностей церковного партесного пения император предпочитал «типично русскую форму», состоящую в четырёхголосном аккордовом изложении обработанных мелодий распева (Феофан). Это подтверждается особенностями репертуара царского хора: именно в таком стиле написаны произведения уставщика хора С.И. Беляева и певчего А.М. Протопопова (Там же). Вероятно, с меньшим интересом относился Петр к украинскому партесному стилю, для которого характерно большее фактурное разнообразие. Эту особенность музыкальных пристрастий царя подчеркивают современники: «пение производит четвероголосное, партесу не жаловал» (Кашин).
| ![](/img/cab/trans.gif) | ![](/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/upload/diary/69477.jpg&max_x=420&max_y=420)
Вообще история создания Кунсткамеры Петра I начинается с 1704 года, когда Петр подписал указ, в котором оговаривалось то, что люди были обязаны приносить ему различные необычные вещи. Со всей России начали свозить всевозможные находки. Диковины, выкупленные за солидное вознаграждение, изначально хранились в Москве. Все предметы аккуратно переправили и расположили в Летнем дворце. Коллекция, которой обладала Кунсткамера Петра I, оказалось такой обширной, что пришлось отвести для нее специальное помещение. За сохранность коллекции отвечал лейб-медик Р. Арескин, являющийся главой Аптекарского ведомства. Впоследствии он получил должность «надсмотрщика за редкостями».
Кунсткамера Петра I обустраивалась тщательно, также как и все начинания государя. Этому дело было поистине государственного масштаба. В 1717 году государь велел губернатору Воронежа вылавливать диких зверьков и птиц. В 1718 году он подписал указ, в котором говорилось то, что если кто-либо найдет какие-то старые вещи (камни, кости, посуду, оружие), то их надо было обязательно принести царю. Несли находки со всех уголков России: из Выборга прислали овцу с четырьмя глазами и двумя языками, из Тобольска — барашков, одного — с тремя глазами, другого — восьмью глазами. Все путешественники обязаны были покупать различные диковинные предметы, как у отечественных, так и у иноземных торговцев. Приобретая предметы минералогические, зоологические, анатомические и прочие раритетные вещи, созданные искусством и натуральные, Петр I хотел с помощью их составить систематические исторические понятия, а также хотел, чтобы служили они средствами для продвижения науки и художества.
Во дворце государя коллекциям не хватало места. Такие ценные предметы нельзя было показывать широкой публике. В итоге было принято решение о перемещении экспонатов. В 1718 году Кунсткамера Петра I была перенесена во владения одного опального вельможи. Именно с того времени все предметы, хранившиеся в своеобразном музее, стали доступны для всех. Тогдашний музей совсем не похож на современную Кунсткамеру. В комнатах располагались препараты в стеклянных сосудах, которые когда-то составляли коллекцию голландца Фредерика Рюйша, профессора анатомии и ботаники. Он создал уникальную коллекцию по эмбриологии и анатомии. В тысяча семьсот семнадцатом году неравнодушный к удивительным вещам русский государь купил девятьсот тридцать семь экспонатов собрания. Рюйш, формировавший коллекцию около пятидесяти лет, продать ее согласился только русскому царю. Он верил в то, что этот человек сумеет сохранить для потомков это необычайнейшее Он был прав, ведь и по нынешнее время Кунсткамера Петра I существует и показывает людям действительно удивительные вещи. Количество предметов коллекций с каждым годом все росло и росло.
В 1719 Кунсткамера открылась для публики. Чтобы увеличить посещаемость музея, Петр отверг предложение о входной плате, наоборот, каждому при посещении выдавалось угощение — чашка кофе или рюмка водки, на что ежегодно ассигновалось по 400 рублей.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
«Записки экспедитора Тайной канцелярии» — российский фильм и телесериал 2011 года в авантюрном жанре плаща и шпаги. Режиссёр и автор сценария Олег Рясков, сценарий фильма написан по его роману «Записки экспедитора Тайной канцелярии».
Сюжет: В основе сюжета лежат приключения агентов Тайной канцелярии XVIII века. В первом сезоне — Ивана Самойлова (Илья Соколовский), сержанта драгунского полка, правдами и неправдами вынужденного служить в секретном ведомстве. Во втором — Семёна Плахова, который ради спасения любимой вынужден примкнуть к морской экспедиции и следовать указаниям начальника Тайной канцелярии А. Ушакова (Сергей Чонишвили). Герои из России — молодой морской офицер Плахов (Петр Красилов) и корабельный врач Бен Андерсен(Андрей Рыклин) и секретарь английского посольства Генри Анорвиль оказавшийся в лондонской тюрьме — направляются в Новый Свет и вынуждены сражаться с пиратами, побывать в плену у индейцев и спасти от позорного рабства красавицу и, даже, разыскать сокровища. В сериале несколько сюжетных линий, объединяющих разных героев, судьбы которых неожиданно пересекаются в одном и том же месте. География действий обширна — герои побывают и в Лондоне и Новом Свете, на пиратском острове Фрипорте. Пираты, индейцы, погони, абордажи — в фильме есть все составляющие жанра настоящих приключений рыцарей плаща и шпаги. Первый сезон представляет собой несколько детективных новелл. Второй сезон посвящен экспедиции по следам кораблей, направленных Петром Первым к мадагаскарским пиратам.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
«Демидовы» — советский исторический фильм 1983 года.
Сюжет: Историческая сага о династии первых промышленников в России. В основе сюжета первой серии лежит история взаимоотношений Демидовых с Петром I. В короткий срок по указанию Петра Акинфий Демидов наладил производство чугуна, пушек, что позволило России одержать ряд исторических побед. Действие второй серии развивается в период царствования Анны Иоанновны, когда Акинфий Демидов стал полновластным хозяином на Урале и сумел противопоставить себя жестокому и хитрому правителю Бирону.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Среди всего многообразия мнений и суждений о Петре I, эта сторона его многогранной натуры не избалована вниманием. Обыкновенное мнение таково, что император, будучи человеком деятельным и не то, чтобы вовсе загрубевшим, но довольно далёким от изящного, чуждым всякой сентиментальности, не любящим пышной праздности и неизменно погруженным в каждодневные заботы о благоустройстве государства, к музыке относился, попросту говоря, без малейшего интереса. Обсудим вопрос детальней.
Начиная рассказ о его музыкальных увлечениях, заметить следует, что Пётр I, ознакомившись с бытом сначала московского Кукуя, а затем и просвещённой Европы во время путешествия с Великим посольством в 1697—1698 гг. (Богословский) полюбил и всячески поощрял «людскость», предоставляя немало удивлённому своему приближению многочисленные и живописные примеры собственного весьма активного участия в публичной жизни общества. Примеры, требовавшие от лояльных подданных самого активного им подражания.
Он с охотой «танцовал» на балах, бывал на уличных увеселениях, которые часто сам же и инициировал, посещал приёмы в знатных и вовсе незнатных домах (Брюс). И, в целом, проявлял самый живой интерес к любым общественным увеселениям, очевидно, много больший, чем кто-либо в последующей генерации царской фамилии. Подобных случаев не счесть. Здесь же сориентируемся на одном только лишь персональном участии царя в музицировании и его личных музыкальных предпочтениях.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Среди всего многообразия мнений и суждений о Петре I, эта сторона его многогранной натуры не избалована вниманием. Обыкновенное мнение таково, что император, будучи человеком деятельным и не то, чтобы вовсе загрубевшим, но довольно далёким от изящного, чуждым всякой сентиментальности, не любящим пышной праздности и неизменно погруженным в каждодневные заботы о благоустройстве государства, к музыке относился, попросту говоря, без малейшего интереса. Обсудим вопрос детальней.
Начиная рассказ о его музыкальных увлечениях, заметить следует, что Пётр I, ознакомившись с бытом сначала московского Кукуя (Куракин), а затем и просвещённой Европы во время путешествия с Великим посольством в 1697—1698 гг. (Богословский) полюбил и всячески поощрял «людскость», предоставляя немало удивлённому своему приближению многочисленные и живописные примеры собственного весьма активного участия в публичной жизни общества. Примеры, требовавшие от лояльных подданных самого активного им подражания.
Он с охотой «танцовал» на балах, бывал на уличных увеселениях, которые часто сам же и инициировал, посещал приёмы в знатных и вовсе незнатных домах. И, в целом, проявлял самый живой интерес к любым общественным увеселениям, очевидно, много больший, чем кто-либо в последующей генерации царской фамилии. Подобных случаев не счесть. Здесь же сориентируемся на одном только лишь персональном участии царя в музицировании и его личных музыкальных предпочтениях.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Часы-шпаргалка предназначены для хранения шпаргалок, их устройство очень простое.
1. Шпаргалки хранятся на задней панели часов и на ремне.
2. Шпаргалки вытягиваются из потайных мест, и поэтому они не видны учителям.
3. Это изобретение поможет вам написать любую проверочную без проблем.
Автор текста и картинки: Илья Шмыков
![](/img/icons/balloon_left.gif) | [ 1 ] | |
| ![](/img/cab/trans.gif) |
1) Позволяет каждому человеку избежать колебаний на ровной поверхности.
2) Если расположить иглу и карандаш на одной направляющей, можно использовать рейсмус как циркуль.
3) Ученику помогает не «дрейфовать» во время самостоятельных и контрольных. Гланое — не забыть взять его с собой, сфокусировать на нем взгляд, и вперед!
4)Еще одно замечательное качество «недрейфуса» -»выпрямлять» характер, избавлять от трусости, лжи и лени. Смотришь на этот предмет, заклинаешь трижды: «Рейсмус-недрейфус, помоги трусливому, лживому, ленивому». И изобретение сработает Вам на пользу. Не зря ятак долго над ним трудился, защищал публично.
![](/img/icons/balloon_left.gif) | [ 1 ] | |
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Рост: 203 см Размер ноги: 38
Телосложение: не богатырское
Размер одежды: 48
Руки, плечи, голова: маленького размера
Цвет глаз: черный
Источник: конспект урока
| ![](/img/cab/trans.gif) | Прут — река на Украине, в Молдавии и Румынии, левый приток Дуная длиной в 953 км. Исток Прута находится в Ивано-Франковской области в восточных Карпатах. В июле, 1711 года Петр Первый потерпел поражение у реки Прут.
Текст — знание истории и географии.
Фото — река Прут возле горы Говерла. | ![](/img/cab/trans.gif) | Но широкое распространение в России кофе действительно получил с легкой руки Петра, и это истинная правда. Первый российский император, посетив в 1697 году Голландию и пожив в доме торговца и бургомистра Амстердама, пристрастился к кофе. И неплохо так пристрастился!
«Кофий» тогда продавали в аптеках и приписывали ему совершенно чудесные свойства: «…осушает любой насморк и излечивает простуду, избавляет от ветров, укрепляет печень, благодаря своим очищающим свойствам облегчает страдания больных водянкой; превосходное средство против чесотки и порчи крови; облегчает сердце и жизненно важное биение такового, приносит облегчение страдающим болями в желудке и отсутствием аппетита; и равным же образом хорош от мозговых недомоганий вследствие холода, сырости и тяжести. Пар, который от него исходит, хорош против слезящихся глаз и шума в ушах; он отличное средство от одышки, от мокроты, от болей в селезенке, против глистов и приносит чрезвычайное облегчение после того, как слишком много выпьешь или съешь».
Человек, который подарил России кофе
Не правда ли, напоминает эликсир вечной молодости и панацею от всего на свете? Специально цитирую полностью, чтобы объяснить, почему все члены Великого Посольства Петра в Европе и кавалеры свиты купили себе небольшие партии кофейных зерен.
Петр, вернувшийся «из европ» был так очарован этим напитком, что издал указ подавать кофе участникам своих ассамблей, приход на которые был обязателен для всех дворян и членов их семей. А чуть позже ароматный напиток в качестве рекламы стали предлагать всем желающим при входе в любимое петровское детище − Кунсткамеру. | ![](/img/cab/trans.gif) |
Сезон |
Статей |
Авторов |
2024/25 |
565 |
117 |
2023/24 |
829 |
202 |
2022/23 |
585 |
179 |
2021/22 |
362 |
85 |
2020/21 |
32 |
17 |
2019/20 |
112 |
38 |
2018/19 |
52 |
13 |
2017/18 |
65 |
40 |
2016/17 |
33 |
12 |
2015/16 |
114 |
43 |
2014/15 |
58 |
13 |
2013/14 |
357 |
44 |
2012/13 |
115 |
29 |
2010/11 |
194 |
29 |
Итого |
3473 |
648 |
|
|