«Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука», — очень точно охарактеризовал Тигран Петросян, легендарный советский шахматист, международный гроссмейстер, IX чемпион мира, четырехкратный победитель первенств СССР. На сегодняшний день в шахматы играют 605 миллионов людей, эта игра одна из самых популярных в мире. Она развивает логику, память, пространственное мышление и не имеет возрастных ограничений. Название пришло из персидского языка и дословно обозначает: «шах умер».
Соперники играют 16 белыми и 16 черными фигурами на 64-клеточной доске, где у каждой фигуры строго установленные правила передвижения. Цель — поставить мат королю противника. Правила игры регулируются Международной шахматной федерацией. Как вид спорта игра официально признана более чем в 100 странах мира, в Великобритании — в 2006 году.
Появившись в Индии в V–VI веках, шахматы получили признание самой интеллектуальной игры, в которой работает исключительно голова и не имеет значения «ловкость рук». Интересно, что проходят соревнования, где человек играет с компьютером. Впервые вызов искусственному интеллекту бросил в 1978 году Дэвид Леви и — выиграл. Но уже 1989 году он был побеждён. Дважды обыграть умную машину удалось в 1991 году Гарри Каспарову, но в 1996 проиграл и он. Компьютеры побеждают всё чаще.
Автор статьи: Татьяна Самсонова, автор фото: Дмитрий Казьмин
Мемы — с этим понятием прочно ассоциируются социальные сети. Впервые термин «мем» был употреблен в 1976 году в книге «Эгоистичный ген» профессора Докинза из Оксфорда. В общепринятом понимании это популярная смешная картинка с «говорящей» надписью. Но если смотреть глубже, мем — важный инструмент массовой информации, и уже неотъемлемая часть современной культуры. Мемом может быть любой символ, звук, фраза, фотография или картинка, которые переходят от одного человека к другому. Когда все вышеперечисленное начинает использоваться в различных ситуациях, оно и превращается в мем. То есть это единица культурной информации, которая имеет способность распространяться.
Главная цель ее создания — поднять настроение, вызвать у людей улыбку, смех, спровоцировать обсуждение и… желание поделиться с другими. Используйте этот инструмент для развлечения, общения и творчества!
Автор статьи: Татьяна самсонова, автор фото: Анна Резниченко
Не стоит ассоциировать напузник (он же набрюшник) с предметом одежды или каким-то приспособлением, если не хотите, чтобы в журналистской среде вас подняли на смех. На профессиональном сленге телевизионщиков так называется титр — надпись, которая появляется внизу экрана. Да, да, та самая надпись, содержащая пояснительный текст или передающая слова действующих лиц в кино. Титр, он же напузник, представляет человека в кадре: имя, отчество фамилия, должность… Если на экране видите указание города или страны, которую в этот момент показывают, то это уже геотитр.
Если кто-то подумает, что это означает встать в анфас или профиль в кадре или «включиться» в работу полностью или наперекосяк, то он ошибется!
Для журналиста прямое и кривое включение — профессиональные термины, обозначающие его выход в эфир.
Кривое включение — это репортаж с места событий в данную минуту. В обиходе, если корреспондент выезжает на такую работу, его могут спросить: «Ты сегодня будешь «прямиться»?»
Прямое включение — это когда якобы «прямой репортаж» записывается заранее и ведущим приходится делать вид, как будто они на самом деле говорят с корреспондетом в эту минуту.
«Кривиться» легче, так как запись можно переделать в случе ошибки, но настоящий профессиональный журналист должен уметь делать прямые включения, ведь именно в такие моменты видно его мастерство.
Кто и когда придумал употреблять слово «консервы» в журналистике, это уже вряд ли кому-то удастся узнать. Но аналогия с настоящими консервами точно есть.
В обычном понимании КОНСЕРВЫ (от лат. conservo «сохраняю») — пищевые продукты, которые были подвергнуты консервированию и упаковке с целью длительного хранения без порчи.
В широком смысле, под определение консервов подходят любые продукты, приготовленные или обработанные так, чтобы обрели свойство не портиться длительное время
У журналистов есть свои КОНСЕРВЫ: так называют старые сюжеты, которые могут долго не потерять своей актуальности. Пустить их в теле- или радиоэфир, опубликовать на сайте или в газете можно когда угодно!
В таких сюжетах обычно затрагиваются вечные темы.
Для любого журналиста хорошо бы иметь в запасе несколько таких «консервов», ведь их всегда можно использоват в моменты, когда материала для публикации может по какой-то причине не хватить!
Частенько бывает, что нужно срочно передать какую-либо информацию в здании офиса медиастудии, или же вам нужно срочно передать сообщение в администрацию, располагающуюся в другом крыле школе. Если мы будем просто нестись, вас могут остановить или вы просто собьете кого-нибудь. Задумавшись над решением этой проблемы, я придумал маленькую мигалку со световым и звуковым эффектом, как у машин экстренных служб. Такая вещь очень полезна «гонцам» в школе, которых просят срочно передать какую-либо информацию. Он маленький и компактный, использует энергию маленьких батареек (таблеток).
Воздух — пустое, ничем не запечатанное пространство, «белые пятна» на странице между газетными материалами. Вечная проблема верстальщика — разместить на странице большой материал и оставить при этом достаточно воздуха. А как иначе? Без воздуха человек не может не только дышать, но и читать. Слепленные друг с другом тексты и изображения без свободного пространства между ними воспринимать очень трудно. Глазу должно быть, где развернуться, остановиться и отдохнуть. С другой стороны, при верстке всегда важно чувствовать ту грань, за которой воздух перестает быть воздухом и становится просто пустотой. Иными словами, на странице должно располагаться достаточно материалов — не много и не мало.
Это волшебная палочка, которой пользуются фотографы и монтажеры, чтобы сделать фотографию или картинку в нужной стилистике. Или просто откорректировать недочеты. Цветокоррекция помогает создавать должные настроение и ощущение у зрителя от ваших кадров, а также просто сделать их более приятными глазу.
Если говорить более научныйм языком, то цветокоррекция — это регулировка цветовых составляющих R (красный), G (зеленый) и B (синий) с целью изменения общей цветности и визуального стиля изображения.
Немного истории
Изначально, когда обработка изображения выполнялась на кинопленке с использованием так называемых мокрых процессов (проявка, фиксация), цветоустановка осуществлялась путем регулировки световых потоков R, G и B при печати на пленку. Таким способом корректировалось время экспозиции при печати негатива. Этот процесс носил название цветовой синхронизации (Color timing). Она применяется во время копирования негатива на интерпозитив и призвана обеспечить совпадение по цветопередаче от кадра к кадру и от сцены к сцене, то есть добиться общего цветового баланса.
Необходимость цветоустановки объясняется тем, что материал, снятый на пленку разного типа или в различных условиях освещенности, имеет различный вид по цветопередаче. Кроме того, цветоустановка позволяет частично исправить недочеты, имевшие место во время съемки.
Восьмёрка — это одно из главных операторских правил: в сцене, где два персонажа общаются друг с другом, направление их взглядов должно сохраняться и не должно пересекать воображаемую линию взаимодействия этих лиц. При съемке стандартной «восьмерки» один из героев всегда занимает левую часть экрана, а другой — правую. Расположение камер и персонажей в такой схеме напоминает цифру «восемь», отсюда и название.
Автор статьи и фотографии Мария Крицкая, модель — Владислав Воронин.
Пионер — это знаменитость средней величины. Чаще всего, таких людей зовут на различные шоу на телевидение. Их приглашают для того, чтобы заполнить студию, так называемыми, «экспертами». А они, как правило, не отказываются, соглашаются без особых трудностей.
Ухо — наушник, через который сценарист или шеф-редактор передает нужную информацию ведущему программы. «Осталась пара минут» или «Пора прощаться». Соответственно, «дать в ухо» — сообщить информацию через наушник.
Колотушка — ручной микрофон корреспондента. Вещь первой необходимости для репортёра на съёмках. Именно с ней вы можете быть уверены в том, что звук на стендапе или синхроне будет отличным, так как этот микрофон — направленный, то есть не записывет все звуки вокруг, а «фокусируется» именно на человека, который говорит.
У вас, наверное, возник вопрос, а почему «колотушка»? Да всё просто, людям, которые работают в медиа, ообщаться на сленге быстрее и проще. Пока ты произнесёшь слова РЕПОРТЁРСКИЙ МИКРОФОН, спикер уже успеет уехать, приехать обратно, забрать вещи, которые оставил, и уехать снова. А вы так и не запишите с ним интервью. Или если просто сказать микрофон, то возникает вопрос «А какой?»: петличка, удочка или колотушка. Так что берите себе на вооружение новое слово, если вы его еще не знали!
Интересный факт! А вы знали, что первым устройством, использующимся только в качестве микрофона, стал «угольный микрофон Эдисона» 1878 года? Уже после Эдуард Вент в 1916-ом изобрёл конденсаторный микрофон. А более привычный для нашего глаза электрический микрофон появился в 1920 году. Ими и сегодня пользуется каждый человек, ведь он есть даже у вас в телефоне. Данный тип микрофонов является наиболее лёгким и эффективным. Даже на такой, казалось бы, непрофессиональный микрофон, некоторые артисты записывают свои песни и становятся знаменитыми.
«Инфа», как коротко называют ее между собой журналисты, она же информация — это сообщение, некоторые сведения или данные о происходящих в обществе и в мире событиях.
Если задуматься, по сути своей, информация — это что-то неосязаемое, неуловимое, но находящееся в пространстве. Это то, с чем журналисты работают! Ежедневно они в поиске информации — самой важной, значимой, полезной, ценной — для широкой аудитории людей.
Журналист занимается тем, что отыскивает, запрашивает, собирает информацию, обязательно проверяет ее достоверность, объясняет читателям, распространяет, публикуя подготовленную информацию или выпуская в эфир в том СМИ, в котором он работает. Журналист стремится к тому, что добытая им — подчас нелегким трудом! — информация, должна заинтересовать как можно больше людей.
При этом у каждого из нас свои потребности в информации, свой круг интересов — очень разных. Представьте, насколько сложна работа журналиста с информацией! Ему нужно не просто найти какую-то информацию. Добытые сведения должны быть полезны большинству людей в обществе.
Насколько ответственна работа журналиста с информацией! Понимаете? Ведь он в ответе за правдивость и достоверность того, о чем пишет в своих статьях или рассказывает в эфире. В узком смысле «инфой» журналисты называют между собой любую короткую новость. В широком понимании — информация — это все те сведения, которые несет журналистика своим читателям, зрителям, слушателям.
Автор текста: Софья Кислякова
Иллюстрация: Екатерина Королева
Читаем в словаре: «Макет — модель чего-либо. Предназначен для представления объекта». Какие объекты представляют с помощью макета в журналистике? Чаще всего будущие газеты, журналы. Пользуясь планом номера, дизайнер и ответственный секретарь создают из подготовленных журналистами статей и иллюстраций макет издания, чтобы потом обсудить на летучке конкретное расположение фотографий, рекламных блоков, текстов, а также распределение материалов по полосам (страницам) с другие детали. То есть «макет» в профессиональном понятии журналистов означает подготовленную в электронном виде модель будущей страницы (полосы) или всего издания.
Автор статьи Александр Шаховской, 5 «Д»,#4140 «Газета «Стрекоза», #школа2086
С английского вuild — значит «строить». Получается, это редактор, который строит? Но что именно? Логично предположить, что он создает костяк номера или часть такого костяка. Порывшись в интернете, узнаем, что он бильд-редактор это человек, ответственный за поиск и выбор иллюстративного материала для издания (газеты, журнала, интернет-сайта). Бильд-редактор подбирает фотографии, заказывая их фотографу или работая с фотобазами и фотостоками. Также он может заказывать рисунки художнику или инфографику дизайнеру. Специальный бильд-редактор есть не везде, а только в крупных изданиях. В изданиях поменьше его обязанности выполняет ответственный секретарь или главный редактор.
Автор статьи Александр Шаховской, 5 «Д»,#4140 «Газета «Стрекоза», #школа2086
На журналистском сленге «собака» это табличка, где указаны данные статьи, которая готовится к публикации: название, автор, рубрика, количество знаков, прилагаемые иллюстрации и т. д. Такую табличку располагают вверху первой страницы текста. Часто в собаке указывают и страницу (или как говорят журналисту «полосу»,) на которой предполагается разместить материал.
Пресс-центр — это место, где журналисты, освещающие мероприятие или событие, беседуют со спикерами и ньюсмекерами, готовят свои материалы, взаимодействуют с коллегами, обмениваясь последними новостями и другой актуальной информацией.
В пресс-центре всегда многолюдно и немного суетно, работа там кипит постоянно. Многие журналисты прямо из пресс-центра выходят в эфир или пересылают свои статьи и фотографии в редакции. Каждому нужно все успеть и все учесть. И хотя всем понятно, что происходит этот термин от слова «пресса», иногда кажется, что и такой механизм как «пресс» имеет к нему отношение.
Автор статьи Ольга Лютова, 5 «И»,#4140 «Газета «Стрекоза», #школа2086
Редакция — это по сути муравейник. Ведь там каждый журналист-муравей знает что ему надо делать. Кто-то пишет статью, кто-то её редактирует, кто-то печатает. Если в муравейнике — редакции нет порядка, она превратится в кучу песка. Поэтому каждый журналист должен делать свое дело и свои обязанности, иначе редакция не сможет работать.
Автор статьи Кира Маслякова, 4»Е»,#4140 «Газета «Стрекоза», #школа2086
Для того, чтобы разобраться в значении слова «спикер» в профессиональном языке журналистов, надо узнать, что слово «спикер» означает на других языках. Итак, в переводе с английского на русский Speaker означает оратор, а, как известно, оратор это человек, выступающий перед публикой, умеющий хорошо говорить, обладающий умением убеждать.
После попадания в язык журналистов значение этого слова немного трансформировалось. Для журналистов спикер это не просто тот, кто умеет хорошо говорить, а в первую очередь тот, кто может нам что-то рассказать! Вот, мы и подобрались к сути: «спикер» в журналистике это человек, который может быть полезен при подготовке материала, кто может принять участие в опросе или интервью, выступить в качестве эксперта и т. д. И ораторское искусство тоже лишним не будет. Хороший спикер, то есть человек, умеющий грамотно, связно и образно отвечать на поставленные вопросы — находка для журналиста!
Автор статьи Александр Шаховской, 5 «Д»,#4140 «Газета «Стрекоза», #школа2086
В огромных Васюганских болотах, лежащих на территории Западной Сибири, берут начало две небольшие речки — Кёнга и Чузик. При их слиянии рождается река с красивым, почти эльфийским именем — Парабель. На самом деле, конечно, это слово не эльфийское, а селькупское, и означает оно «хороший», «большой», «много». Река протекает по северу Томской области и впадает в Обь.
Парабель невелика, но судоходна — в летнее время на ней часто можно увидеть не только моторные лодки, но и небольшие катерки. Зимой река полностью скована льдом и засыпана снегом, а весной оживает и разливается, затапливая большие территории. Вода тёмная, цветом даже напоминает чай — неудивительно, ведь река, как и все её многочисленные притоки, течёт с болот! Когда вода уходит, на удобренных ею землях растут богатые, чудесно цветущие травы, которые не только радуют глаз, но и пригодны на корм скоту. А сколько в реке рыбы! И ельцы, и щуки, и судаки, и окуни!
Неудивительно, что при таких богатствах на Парабели находится довольно много населённых пунктов, хотя в основном это небольшие деревни. Крупное село Парабель, тёзка реки, существует с 1600 года и является центром Парабельского района Томской области, который, кстати, относится к районам Крайнего Севера.
Со времен покорения Сибири на берегах Парабели жили чалдоны. А в 30-е годы здесь появились так называемые спецпереселенцы. Это отдельная трагическая страница в истории не только Парабели, но и всей России. Вместе с тайгой река спасала ссыльных от голода. Люди занимались охотой, рыболовством, позднее работали на лесосплаве, который осуществлялся на Парабели примерно в 40–80 годы XX века. Потомки ссыльных живут в этой местности и сейчас.
Будучи небольшой рекой, Парабель не всегда бывает подписана на карте России, и может быть, это даже ей на пользу. Зато она очень красива. Но об этом я лучше скажу в стихах.
На голубых берегах Парабели
Тянутся к небу высокие ели,
Ивы склоняются к самой воде.
Самые светлые в жизни недели
В этих краях для меня пролетели —
Больше такого не будет нигде.
Веки закрою, и слышится снова:
Громко мычит возле речки корова,
Тонко над ухом звенят комары.
В небо взгляну и увижу: всё те же
Стайки стрижей быстрокрылые режут
Воздух, туманно-густой от жары.
А за рекою какие просторы!
Солнце лучами рисует узоры
На заливных многоцветных лугах.
Ходят в озёрах степенные утки,
Слышатся смех на покосе и шутки,
Ветер притих, заблудившись в стогах.
Ночью прохлада ложится на травы,
Лес молчаливый стоит величаво
В свете огромной и круглой луны.
А в деревеньке с рекой по соседству
Дремлет моё мимолётное детство,
Видит волшебные летние сны.
Это первая строка абзаца, расположенная в конце полосы, или концевая строка абзаца, расположенная в начале полосы. По правилам верстки такие строки недопустимы и, если уж появились, должны быть устранены. Как? Есть несколько способов, но самый простой — уменьшение или увеличение межбуквенного интервала (трекинга). В первом случае мы делаем вгонку строки, а во втором — выгонку.
Закончили верстку полосы — обязательно проверьте ее на наличие висячих строк! Внимательность — лучший друг верстальщика.
Это мероприятие, которое проводится, когда какая-либо организация или отдельная личность желает поделиться с прессой общественно важной новостью и/или своим мнением по некоторому вопросу, с которым непосредственно связана. На пресс-конференцию приглашаются представители разных СМИ, каждый из которых может задавать спикерам свои вопросы. Обязательное условие — информационный повод для пресс-конференции должен быть важным и значимым для всех заинтересованных сторон.
Плюсы такой встречи с журналистами очевидны: представители прессы получают информацию от непосредственного её источника, что, конечно, увеличивает степень ее достоверности. К тому же и поступление информации в СМИ значительно ускоряется.
Инфографика — это графический способ подачи информации. Её огромная
ценность заключается в том, что она позволяет передавать объемную
информацию быстро, четко, а главное — интересно и увлекательно. Это
замечательный способ, который используется не только в журналистике, но и в статистике, в образовании… да много где еще!
Видов инфографики
множество. Если в печати она статична, то в интернете может быть
динамической (с анимированными элементами) и даже интерактивной — когда
пользователь сам выбирает, что именно хочет посмотреть. Инфографика
может включать рисунки, диаграммы, таблицы, графики, таймлинии, а в
интернете — звук и видео. Вообще можно применять все, что угодно,
никаких ограничений, кроме фантазии! В интернете можно найти много
отличных бесплатных ресурсов для создания собственной инфографики. А
можно просто нарисовать её на тетрадном листочке, и это тоже будет
смотреться очень интересно, гораздо интереснее, чем сплошные полосы
текста. Так что инфографика — друг и помощник журналиста.
Ты кормилец наш, Дон Иванович,
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая,
Как бывало ты все быстер бежишь,
Ты быстер бежишь, все чистехонек,
А теперь ты, Дон, все мутен течешь,
Помутился весь сверху донизу.
Старинная казачья песня
Блеща средь полей широких,
Вон он льётся!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далёких
Я привёз тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привёз тебе поклон.
А.С. Пушкин
Дон протекает в европейской части России, беря своё начало на Среднерусской возвышенности. Истоком Дона считается ручей Урванка в одном из парков города Новомосковска Тульской области. Раньше за начало реки принимали место выхода из озера Иван — и отсюда поэтическое называние Дон Иванович. Дон несёт свои воды спокойно и величественно, поэтому его прозвали Тихим, а также Батюшкой-Доном.
Впадает Дон, делясь на многочисленные рукава и протоки, в Таганрогский залив Азовского моря. В древности Азовского моря не существовало, тогда Дон впадал в Чёрное море в районе современного Керченского пролива.
О существовании Дона известно с античных времён. Тогда его именовали то Танаисом, то Гиргисом, а Геродот считал «восьмою скифскою рекою».
По Дону спускался Святослав со своею дружиною в походе на хазар. С XIII века по берегам реки работали рыбные ватаги, за рыбные богатства Дон считался святым. Через реку издавна строили переправы, которые были частью Великого шёлкового пути. Русские купцы отправляли свои товары по Дону в Азов и Кафу (сейчас Феодосия). Посольские дела Русского государства с Крымом и Царьградом также справлялись главным образом по Дону.
Река является колыбелью южных флотов России — военного, возникшего здесь при Петре в 1696 году, и торгового, начало которому положено Екатериною II в 1772 году по случаю учреждения донского торгового общества (на акциях) для хлебной торговли с Крымом.
Сейчас Дон судоходен на протяжении 1590 километров вверх от устья до Воронежа, регулярное судоходство действует до города Лиски.
Испокон веков Дон богат талантами. Здесь родились многие люди, внесшие большой вклад в сокровищницу не только российской, но и мировой культуры. Донская область дала миру великого русского писателя Антона Павловича Чехова. С Дона вышли два лауреата Нобелевской премии по литературе — Михаил Шолохов и Александр Солженицын. На донской земле жили и работали Максим Горький и Александр Серафимович, Александр Фадеев и Николай Погодин, Виктор Некрасов и Вера Панова. Широкой известностью пользуются имена донских писателей — Виталия Закруткина, Анатолия Калинина, Даниила Корецкого. На Дону родились и выросли выдающийся Митрофан Греков, всемирно известный музыкант Юрий Башмет, великая русская актриса Фаина Раневская, классик русского джаза Ким Назаретов. Ростовское художественное училище окончил знаменитый скульптор Евгений Вучетич, а Ростовское училище искусств — кинорежиссер Сергей Бондарчук.
Благодатные просторы тихого Дона — сокровище и великое наследие, которым мы гордимся.
Красивым словом французского происхождения «интерлиньяж» называют междустрочный интервал. Выбор интерлиньяжа — дело серьёзное: неправильно заданное верстальщиком расстояние между строками может, без преувеличения, загубить все труды автора. Если строки окажутся слишком далеко друг от друга, читателю придётся прикладывать лишние усилия, чтобы найти продолжение текста, и он быстро устанет. Если же строки будут расположены слишком близко, глаза читателя будут захватывать обе сразу, вводя в заблуждение его мозг. А вот текст, у которого интерлиньяж подобран правильно, — просто заглядение: не разваливается, не слипается, читать его легко и приятно.
Так как же его выбрать, этот самый правильный интерлиньяж? Единого рецепта нет, потому что на интерлиньяж влияют практически все параметры набора: шрифт и его кегль, начертание и даже цвет, длина строки и размер всего текста. Однако есть несколько правил, которые могут помочь. Во-первых, интерлиньяж обычно больше кегля. Зависит он и от размера строк: чем длиннее строки, тем расстояние между ними должно быть больше. А вот с размером текста обычно обратная пропорция: чем меньше текст, тем больше интерлиньяж.
Опытный верстальщик может на глаз определить, правильно подобран интерлиньяж или нет. Так что практика, практика и ещё раз практика!
Консервы — материалы, которые никогда не теряют своей актуальности. Очень полезная вещь на случай информационного дефицита (во время каникул и прочего отдыха).
Как часто шутят журналисты: «Когда необходима горячая новость — пойди соверши преступление и напиши про это». Вот именно во избежание вышеуказанного и существуют консервы.
Репортаж — информационный жанр журналистики. Его главная задача заключается в том, чтобы оперативно и в яркой форме сообщить о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор. Конечно, это не значит, что необходимо писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-либо приятное событие в жизни (городской праздник, выставка).
Логотип — это индивидуальный графический знак, шрифтовое написание марки или сочетание графического знака и шрифтового написания. Вам может показаться, что создание такой причуды — элементарное дело. Однако это не так, ибо в такой маленький символ вам нужно внести очень много смысла (суть компании). Главная задача логотипа — донести до целевой аудитории компании ее идею и привлечь внимание именно к своему продукту (будь то газеты и книги, ручки или вовсе продукты питания).
Вы до сих пор не знаете, что такое «Горячий микрофон»?! О-о-о, это вы по адресу.
Горячий микрофон — рубрика на сайте, в которой вы можете не только набраться вдохновения от других людей, но и вдохновить самостоятельно кого-либо своими ответами на вопросы. Какие вопросы? Разные! От таких, где вам нужно выбрать, какая вы птица, до вопросов о том, какое вы облако или настроение. Нужно лишь включить свое воображение на максимум и нафантазировать от души. (Также, за это вам дадут дополнительные баллы, только тсс, никому не говорите)
Дедлайн — это предельный срок, к которому необходимо сделать задание. Если перевести с английского языка (откуда это слово к нам и пришло), то можно расшифровать это понятие, как «dead line» — мертвая линия.
В редакции вас, конечно же, никто не убьет, но по головке не погладят за невыполнение дедлайна. На самом деле, это очень даже полезная вещь, ведь человек, зная срок, будет здраво оценивать свои возможности и не откладывать все на последний день. С другой стороны, если срок дедлайна выставлен некорректно (сделать все, все, все и даже больше за три часа, например), то это, наоборот навредит тем, кто не успевает в данные временные рамки.
Трекинг — расстояние между всеми буквами в слове, предложении или абзаце (в отличие от кернинга, который задает расстояние между двумя конкретными буквами).
При увеличении трекинга текст становится разреженным, при уменьшении — уплотненным. Этим можно эффективно пользоваться для графического (и вместе с тем смыслового) выделения отдельных слов в тексте. А ещё трекинг — отличное средство от «висячих» строк: порой совсем незначительное его изменение способно поставить отбившуюся от абзаца строку на своё место. Трекинг даже помогает при лёгких формах авторской графомании (немного уплотняем текст, чтобы влез на полосу) или, наоборот, при нехватке вдохновения (делаем небольшую разрядку, если на полосе осталось пустое место). Но злоупотреблять этим, конечно, ни в коем случае нельзя. Трекинг ведь можно сделать и таким, что буквы вовсе расползутся или, напротив, сольются в сплошное пятно. Тогда текст, может быть, и поместится на полосу, да только вот прочитать его никто не сможет.
Автор текста и картинки: Евгения Кашкова
Редактор-арбитр Александр Ковко
Кернинг — расстояние, заданное для двух конкретных букв в печатном тексте (в отличие от трекинга — общего расстояния для всех символов в тексте). Дело в том, что форма букв влияет на восприятие расстояния между ними, поэтому, если все буквы в тексте находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, его плотность кажется неравномерной. Вот, например, слово «улица» на рисунке сверху. Кажется, что между буквами У и Л расстояние больше, чем между остальными, не так ли? На самом деле все межбуквенные расстояния совершенно одинаковы, а глаз обманут формой именно этих двух букв. Слово в итоге выглядит некрасивым, и это оно ещё одно, а если таким будет весь текст? Читать его будет не очень удобно и приятно, а местами даже непонятно — расстояние между буквами может показаться пробелом, и та же «улица» в сознании читателя превратится в «у лица». Тут-то на помощь и приходит кернинг. Сравните, то же слово на рисунке снизу — уже с ним. Буква У немного нависает над Л, расстояние между ними меньше, чем между другими символами, а кажется оно совершенно одинаковым! Вот и ура, этого-то мы и хотели.
В каждом файле шрифта уже настроен нужный кернинг символов. А если нужно, его всегда можно настроить вручную, например, в заголовке.
Крокодил — это человек, берущий всю инициативу интервью на себя. Он старается максимально привлечь все внимание,
ставя в неловкое положение, как интервьюера, так и других респондентов. Ассоциация
довольно проста: крокодил хищное, толстокожее животное, слово «заглатывать», «похищать»
стоит с ним бок о бок, вот вам и журналистский термин.
Автор текста и картинки: Полина Приблудова
Редактор-арбитр Алена Бузькевич
Данетки — это люди, отвечающие
односложно, словами «да» и «нет». Таких респондентов практически нельзя вывести
на нормальное интервью, так как полноценных и интересных ответов от них просто
не дождешься. Коммуникативные навыки у таких людей, скорее всего снижены, так же возможна боязнь камер, или неумение раскрыться
в нужный момент.
Автор текста и картинки: Полина Приблудова
Редактор-арбитр Алена Бузькевич
Грустный филин — это тип интервьюера, который на высказывания респондента, стараясь поддержать диалог, отвечает такими звуками, как: «ага», «угу». «хм» и т. д. Подобная речь, не только слышаться на записи гнусно и нечетко, но и очень напоминает звуки, издаваемы филином. Именно этот факт послужил причиной образования подобного высказывания.
Горби — это тип респондентов, которые говорят очень много, но без информативно, в простонародий: «льют воду». Такой жаргонизм появился после выступлений М.С. Горбачева,
тот был известен своими умением говорить очень долго, но общими фразами, не придавая конкретики делу. Вскоре имя собственное стало нарицательным и появилось
в журналистском сленге.
Синька — это однотонный фон, полотно или выкрашенная стена, которая ставится позади ведущего для дальнейшего накладывания спецэфектов. Цвет «синьки» может быть абсолютно разный, но так как изначально ткань имела синий оттенок, за ней прочно закрепилось данное название.
«Переменка». Школьных газет с таким названием — сотни в России. Но наше издание — бренд лицея № 11 города Челябинска — существует уже почти 20 лет. Главный редактор на протяжении 15 лет — Светлана Викторовна Коржук.
Создана была газета в сентябре 1999 года учителями информатики как практическая работа школьников, изучавших программу Corel Draw. Первые номера «Переменки» выходили на четырех страничках, были бедны новостями, верстались на занятиях по информатике, выпускались от праздника к празднику.
С 2001 года «Переменку» стали делать школьники-лингвисты, тираж вырос до 150–200 экземпляров. Сначала газета носила новостной характер, рассказывала о событиях месяца, с 2014 года выпуски стали тематическими. Сейчас выходит тиражом 300 экземпляров, 9 раз в год, ежемесячно, кроме летних каникул. В редакции ребята разных возрастов, с 5–11 классы, около 30 человек. Цель нашей работы — рассказывать о новостях школы, пробуждать активность, радовать творчеством. Вот уже три года подряд редакция совершает журналистские десанты в небольшие города Челябинской области, выходят тематические выпуски «Погружения в …» Ездим на журналистские фестивали и конкурсы, участвуем в Конкурсе Всероссийского Портала школьной прессы мы с 2003 года.
Всей редакцией мы проводим вместе праздники, организуем благотворительные ярмарки и городские фотокроссы.
Верстальщик, или метранпаж — специалист вёрстки, который разбивает текст на отдельные страницы, компонует его с иллюстрациями, подготавливает оригинал-макет издания.
Тревеллинг, или проезд — съёмка движущейся камерой, при которой угол между осью объектива и плоскостью снимаемого предмета остаётся неизменным. Тревеллинг бывает горизонтальным (например, проезд камеры вдоль улицы) или вертикальным (проезд камеры от земли до крыши дома), что позволяет показать всё пространство места действия.
Читательскими анкетами называют «рецензии» на главы Коллективной Повести. В такой анкете вы можете поделиться с авторами и другими читателями своими мыслями насчет главы: что понравилось, что не понравилось, что стоит улучшить, что — оставить как есть. Там же всегда можно сказать пару слов о «Зеленых словах» и афоризмах.
Написать читательскую анкету можно к любой главе Коллективной Повести, для этого можно нажать кнопку «Читательская анкета» в самом начале главы или наоборот — в самом конце.
Техника безопасности — система организационных мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
Техника безопасности (ТБ) — устаревший термин, обозначавший часть функции «охраны труда» — управления производственной деятельностью, направленной на предотвращение травм и заболеваний, связанных с производством. В настоящее время практически не применяется и не встречается в официальных документах. Современное название функции в России и странах СНГ — «охрана труда (ОТ)», в международных компаниях — «Health & Safety (H&S)»/»Здоровье и Безопасность».
Сфера «охраны труда» только в незначительной мере совпадает со сферой «техники безопасности» («здоровья и безопасности»). «Охрана труда» включает в себя, прежде всего, юридические вопросы — права и обязанности работников и работодателей, обеспечивающие соблюдение требований Трудового Кодекса. «Техника безопасности», напротив, означает набор требований к поведению работников и выполнению ими своей рабочей функции, направленных на предотвращение опасных ситуаций для жизни и здоровья как самих работников, так и их окружения.
В терминологии Трудового кодекса РФ аналогом понятия «техника безопасности» является понятие «безопасные методы и приемы работы». Однако, содержание этого словосочетания в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах не раскрыто.
Ролик создан Владиславом Плотниковым в рамках своего мастер-класса «Оператор видеокамеры»
Что такое «пушка», «мохнатка», «петля», «говорящий фон», «ноги», «голова», «площадка», «горизонт» и «баланс».
№ 1 «Пушка» — микрофон,
который устанавливается на саму камеру. Он необходим для того, чтобы
записывать во время съемки интершум.
№ 2 «Петля» — маленький микрофон, который
крепится на одежду.
№ 3 «Мохнатка» — меховая насадка, которая защищает микрофон от ветра.
№ 4 «Говорящий фон» — фон для записи стендапа, он должен иметь отношение к теме
сюжета и быть нескучным.
№ 5 У штатива есть три «ноги» и одна «голова».
Чтобы установить на штатив камеру, необходима «площадка».
№ 6 Чтобы выставить «горизонт», на штативе
есть специальное приспособление — пузырьковый уровень. Он встроен в
основание «головы» штатива и помогает держать горизонт горизонтально. № 7 Перед съемкой нужно обязательно брать баланс. Для этого
необходимо показать оператору белую бумагу. Это помогает камере
правильно распознавать цвета.