Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
ТЗ № 9
Все ТЗ Перейти к предыдущему


Перейти к следующему Последнее ТЗ






Елена Шепунова, газета «Тридцать восемь», Москва

Для тех, кто ищет простоты
Для тех, кто ищет научного объяснения сути явления с точки зрения коммуникативной дидактики
Для тех, кто хочет знать историю явления
Для пользователей
Для всех

Этому непереводимому на русский язык термину до сих пор не дают однозначного толкования, а определяют его с позиций разных психологических теорий!
Без него невозможно обойтись ни в одной форме виртуального общения. Он крайне прост в употреблении, информативен и, при всей своей простоте, дает широкий простор воображению и экспрессии. С помощью двух или трех таких простых знаков общепринято выражается радость, шутка, удовольствие и другие эмоции. Это действительно универсальный символ.








К явлению смайликов можно относиться как угодно. Можно не ценить их вклад в развитие письменного общения, можно считать, что они снижают интеллект, можно уважать их, но не пользоваться и так далее. Но как бы то ни было, их появление — немаловажное событие в искусстве и важный шаг в развитии коммуникации. Поэтому интересно узнать о том, как это случилось.

Если верить Интернет-журналу «Мембрана», происхождение смайлика связано с серьезным событием — возникновением в начале 1960-х в США крупной страховой компании State Mutual Life Assurance Cos. of America. Она была создана путем слияния двух компаний. Процесс слияния был довольно трудоемким, и руководство компании чувствовало, что сотрудникам не хватает развлечения. Было решено провести среди них нечто вроде рекламной акции, пропагандирующей хорошее настроение. Нарисовать символ для этой акции в декабре 1963 года предложили художнику Харви Бэллу. За 10 минут и 45 долларов Харви Бэлл создал простую желтую улыбающуюся рожицу. Из нее сделали значок, прикрепили сзади булавку и раздали сотрудникам и клиентам компании. Так начали свой путь первые смайлики, пока нарисованные от руки, а не электронные.
Логотип смайлика стал приносить доходы всем, кто его использовал, кроме самого создателя. Харви Бэлл не хотел регистрировать авторское право на изображение. Он бескорыстно радовался тому, что его творение «приносит людям радость».
Но нашлись и менее бескорыстные предприниматели. Одним из них был француз Франклин Лоуфрани, который в 1971 году сумел доказать, что это он создал смайлик в Париже в 1968 году, и зарегистрировал этот логотип как свою торговую марку более чем в 80 странах. Его корпорация называлась Smiley Licensing. Таких самозванцев становилось все больше и больше, пока в конце концов Бэлл не запатентовал свой авторский смайлик с собственными инициалами.
Теперь им владеет компания World Smile Corporation, которую возглавляет сын Харви Бэлла Чарльз. Прибыль компании было решено использовать исключительно в благотворительных целях.
Смайлик продолжал существовать «off-line» в рисованном виде и служил пока не единицей невербальной коммуникации в письменном общении, а напоминанием о «добре и свете».
Второй этап развития эмограмм начался в 1972 году, когда в образовательной компьютерной сети Plato в университете Иллинойса появились маленькие картинки с разными выражениями лица, вводимые с помощью определенных кодовых слов. Через четыре года создание таких смайликов превратилось в отдельное искусство.

Но ими нельзя было пользоваться в рамках других сетей, да и запоминать кодовые слова было не очень удобно. Все шло к созданию более простой и универсальной формы…

В феврале 2002 года сотрудник компании Microsoft Майк Джонс задался целью отыскать время и место появления, а также автора так называемого ASCII-смайлика, то есть электронного смайлика, составленного из двоеточия и скобки, которым повально пользовался весь Интернет.
В результате выяснилось, что придумал обозначения: -) и: -(в начале 80-х годов сотрудник университета Carnegie Mellon University по имени Скотт Фалман. В свое время он занимался проблемами искусственного интеллекта и первыми компьютерными сетями, которые тогда, в 1982 году, как вспоминает сам Фалман, только-только начинали входить в обращение. Они имелись только в университетах и военных учреждениях.
Созданная в университете «доска» — прототип нынешних форумов, где обсуждались самые разнообразные проблемы, — получала огромное количество писем и комментариев. Как и следовало ожидать, многие шутки оставались непонятыми, и, поскольку каждая непонятая шутка вызывала огромное количество ненужных комментариев, решено было придумать, как обозначать их, чтобы всем было все понятно.

Писать «Я пошутил» никто не хотел. Нужен был простой символ.

Предлагались значки *, %, &, (#), но в них было что-то не то. Один из участников доски предложил довольно успешный и некоторое время лидировавший по частоте употребления набор символов — __/, означавший усмешку. Но спустя некоторое время его вытеснило детище Фалмана, покорив пользователей сети своей элегантностью. Оно так и живет до сих пор, и не собирается отмирать.






Правильно составленное сообщение может передать смысл на сто процентов. Увидев короткую надпись «Не курить», мы точно знаем, что она значит для нас. Но дело в том, что, из-за отсутствия визуального и слухового каналов письменная коммуникация является «сухой»

Нам часто некогда, да и совершенно неестественно писать словами: «Я смеюсь», «Как грустно», «Я недоволен», «Озадачиваюсь». Продумывать построение фразы, чтобы грамматическими конструкциями донести смысл, у нас тоже «нет времени» — мы же не можем делать это в темпе обычного разговора, где нам помогают интонации и выражение лица.
А передавать чувства как-то надо, иначе многое будет неправильно понято.


Естественность — самый верный признак настоящего решения проблемы. Как только средства становятся нужны, они откуда-то появляются. Сами собой.

Так появились и они

Пришли они незаметно и ненавязчиво, как будто и впрямь сами по себе, и естественным образом прижились. Непонятно, что можно было придумать проще и лучше.


«Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос».

Так жаловался на неудобство языка в эмоциональном плане Владимир Набоков

Набоков, несомненно, был бы рад узнать, сколько таких типографических знаков уже придумано и как они функциональны.
Вы не совсем правы, если вы думаете, что смайлик — это знаменитое
То, что вы видите перед собой — это «предок» смайлика, графический эмотикон. Сегодняшний смайлик составлен из знаков препинания, это его основная характеристика и главное преимущество.


Смайлик — это графический символ, используемый для выражения эмоций. Удобство его в том, что он, во-первых, просто рисуется, что позволяет легко использовать его на письме, а во-вторых, легко вставляется в печатный текст без использования каких-либо дополнительных усилий. Почему? Потому что для них найдена гениально простая типографическая форма.

Самый первый классический смайлик — это улыбка, откуда и пошло его название. Он выглядит очень просто, двоеточие и скобка.
:)

Иногда к ним добавляют дефис:
:-)


Налицо решение как минимум двух проблем: требуемой скорости передачи информации и ограниченности объема сообщений. Неудивительно, что его переняли sms-коммуникация, реклама, дизайн, обычная почта и даже такие формы письменной коммуникации, как обмен записками на уроках.


Место смайлика в вербальном контексте жестко не зафиксировано, нет правил его постановки, хотя наблюдается тенденция ставить его либо после законченной фразы (тогда он дополняет ее), либо перед ней или вместо нее — в качестве отдельной логически законченной смысловой конструкции.

Примеры постановки смайликов:
• Привет:) Как все прошло?
• Звоню-звоню, а ты не отвечаешь >:/
• Спокойной ночи: *
• ~8-0! !! Я в шоке!!!
• :)))))))))
• :(Жаль.
• Нет, наверное, не смогу: (((


Удобно, что, даже не зная точного значения смайлика, его можно угадать, просто наклонив голову набок. Условие смайлика в том, что кодировка эмоции должна графически напоминать живую мимическую комбинацию.

Средств для этого среди знаков препинания и букв нашлось неожиданно много. В ход идут любые значки, которые можно ввести с помощью клавиатуры. Посмотрите на варианты символического кодирования разных эмоций при помощи пиктограмм глаз, носа и рта. Все это — не просто кем-то придуманные, а реально используемые обозначения:

:) :-) Улыбка, шутка
:(:-(Грусть, разочарование
=) =-) Открытая радость
:> :-> Усмешка, хихиканье
:] :-] Улыбка во весь рот
:} :-} Сарказм
;) ;-) Подмигивание, заигрывание
:Х: -Х Молчание
%) Радостное удивление
|-o Зевота
:S:- S Смущение
:/ :-/ Недоверие, сомнение
:-Ф Поцелуй


Что касается вспомогательных средств, они могут быть самыми неожиданными

:’) Трогательная радость (слезинка)
:-E Могу укусить (зубы)
>:(Злость (брови)
~:0 Ужас (волосы дыбом)


Бывают и «немимические» смайлики. Например:
@-->--- Роза
о>-< Руки вверх»
» ––(¯`• ´¯)––» Пронзенное сердце

Примеры правил языка смайликов

• Смайлики кодируют эмоции. Они кодируют их в такой форме, которую можно использовать вне зависимости от структуры предложения, как отдельную смысловую единицу.
• Принцип «отгадываемости» — визуальное сходства смайлика с мимическим выражением эмоции.
• Единообразие строения смайликов.
• Принцип совместного употребления: смайлики предпочитают не ставить рядом.
• Образование сравнительной степени: чем сильнее эмоция, которую призван передать смайлик, тем больше в нем скобок.

Полагаем, что у данной языковой системы есть перспективы развития:))))


Смайлик в искусстве

Существует широкий класс смайликов, которые не являются изображениями человеческого лица, не несут эмоциональной информации, а просто представляют собой миниатюрные произведения искусства: рисунки, которые, как и все смайлики, состоят из знаков препинания. Вот некоторые из них:

@(*0*)@ Коала (::::[]::::) Пластырь
<:3)~~~~ Мышь })i({ Бабочка
///(~_~) Маленькая девочка []xxxx)[::::::::::::::> Меч
())))))))))))))------* Динамит ()__)_____)}}~~~ Сигарета
(='_'=) Покемон ]---[''''I''''I''''I''''I'''']>-------- Шприц
/X(..)X Паук c(___)7  Чайник
…D--| Бокал шампанского >(///)< Конфета


Можно убедиться: как и везде, где для творчества есть ограничения, здесь получился интересный жанр

Подведем итоги
Надеемся, все вышесказанное наглядно продемонстрировало, что смайлик — необычное и интересное явление не для одной сферы жизни. Он интересен и лингвистике, и психологии эмоций, и типографии, и искусству. А самое главное, интересен он не постфактум, как отжившее явление, а как явление, только начинающее свое существование.


Он естественно и незаметно распространился среди тех, кому был необходим, и живет уже больше двадцати лет, даже не собираясь отмирать. Простой в обращении, но при этом нагруженный смыслом и способный передавать то, что с трудом передается словами, смайлик используется даже там, где без него можно обойтись.

И пускай пока к нему относятся не как к беспрецедентному социальному явлению, а всего лишь как к «символу радости». На самом деле это тоже любопытно. Ведь еще ни один знак, ни одно слово не было так интернационально и не обладало такой действенностью рекламного характера.



Самые распространенные смайлики, которые можно встретить на различных форумах, как правило, «улыбчивые»

Как и междометия, смайлики выражают чувства и состояния, не называя их. В этом смысле они — «коммуникационные интеграторы»

По своим размерам смайлики обычно не сильно отличаются от кегля прописных или строчных букв текста. «Катя, как я рад ! Я сегодня в первый раз в жизни получил четверку по русскому! Большое спасибо, что ты занималась со мной все лето».

А теперь, наконец, ТЗ
Оно должно представлять из себя графический файл со своей идеей.
Графический файл должен быть в векторном формате. Смайлик должен хорошо смотреться в растровом формате gif, размерами 10 на 10 пикселей.
Закачивайтесь cюда


Предлагается создать отдельное художественное направление по созданию рожиц, выражающих эмоции. С учетом того, что мы все — дети Школиздата, можно придумать и нечто по теме.

  • Просто бомба, Рыба, Вещь
  • Гиена пера, Виртуоз ротационных машин, Акробат слова
  • Верстай, Фотошопь, Вноси правку, Где ж корректор?


  • Все ТЗ Перейти к предыдущему



    Перейти к следующему Последнее ТЗ




    © Московский культурологический лицей № 1310
    5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
    Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
    Телефонировать: +7 495 309 1117
    Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
    Карта прохода, проезда, пролета