Первое. Рассказывая о чем-либо, всегда нужно следовать принципу «от частного к общему». Многие начинающие журналисты делают такую ошибку: сначала выскажут главную мысль, затем ее конкретизируют. Все должно быть наоборот: сначала излагаются факты, приводятся примеры, затем делаются выводы.
Второе. В каждом сюжете должна присутствовать хотя бы одна human story (человеческая история). Герой сюжета, о котором рассказывает журналист, делает тему нагляднее, ему верят зрители.
Третье. Чем больше конкретики и чем меньше обобщений, тем ярче сюжет смотрится на экране. Деталь (с нее можно начать сюжет) изюминка, привлекающая внимание зрителей.
Четвертое. В телевизионном сюжете не должно быть повторов. Каждая мысль, каждое высказывание, каждый план может использоваться только один раз. Повтор это проявление непрофессионализма автора.
Пятое. Текст всегда дополняет видео. Слова не должны дублировать то, что происходит на экране. Журналист излагает то, что неочевидно из просмотра.
Шестое. Любое движение камеры должно быть обосновано. Бессмысленные наезды-отъезды сбивают зрителя с толку.
Седьмое. Максимальное количество слов в одном телевизионном предложении 13. Если получается длиннее, нужно делить предложение на два.
Восьмое. При озвучке нужно рассказывать, а не зачитывать. Главный способ донести информацию интонировать: повышать, понижать голос согласно логике изложения. Не «экать», не чмокать, не шмыгать носом, не вздыхать.
Уважаемые команды, работающие в телеформате! Наверняка у вас есть свои профессиональные секреты присылайте их на дежурную линию Телегазета. Мы их с довольствием опубликуем.
Дежурная линия: Телегазета