Современные
стратегии развития образования и общества в целом меняют приоритеты, которые заключаются в том, что ученик
должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня
компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы
оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового
работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные
задачи.
Одним из важнейших средств самоутверждения юной личности является
предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному
мнению. К сожалению, сложившаяся система средств массовой информации не позволяет в полной мере осуществить эту потребность. Поэтому и возникла
необходимость издания школьной газеты «Ваш выбор». На ее страницах ученик может
представить на суд свое литературное творение, поделиться открытиями,
рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе и в классе,
призвать читателей к решению острых проблем. Газета в школе — это, прежде
всего, дополнительное средство общения. Школьные печатные средства массовой информации издаются
согласно Закону РФ от 27.12.91 № 2124–1 «О средствах массовой информации».
Образовательная область, в которой реализуется данная программа: журналистика,
психология, риторика.
Дополнительное
объединение «Пресс-экспресс»
предназначено для совершенствования литературного творчества и журналистской
работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических
навыков в работе с компьютером, проектирование индивидуальной траектории
обучающихся.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные
связи внутри школы. Участие обучающихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои
мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя,
открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между
представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания.
Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Цель: становление духовного мира человека,
создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном
совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Задачи:
— научить
учащихся ориентироваться в большом количестве предлагаемой информации;
— сформировать
умение работать с документами; проводить опросы; видеть речевые и стилистические ошибки в газетных публикациях; определять жанры публицистики;
— обучить
приемам верстки газеты;
— обучить
навыкам ораторского искусства.
—
выпуск общешкольной газеты «Ваш выбор»
Пресса в школе играет ту же роль, что и в обществе: развивает социальные навыки, гражданское
самосознание. Но, кроме того, она также выполняет образовательную функцию,
позволяя детям и подросткам приобретать навыки выражения собственных мыслей.
С учетом времени
мною были выделены следующие этапы работы:
*
На уроках по развитию речи ведем
повторение изученного материала по стилям и типам речи, создаем мини-проекты на разнообразные темы «Знакомство с частями речи», «Учим вместе», «Читаем с интересом», «Наш язык» и т. д., итогом
работы может быть письменное задание.
*
Учимся вместе отбирать нужную информацию, проводим исследования,
опираясь на современные СМИ.
*Пишем
сочинения, очерки, эссе, рецензии на разнообразные темы, волнующие ребят.
* Являемся авторами статей о работе
школы, организуем работу школьной газеты «Ваш выбор», публикуем свои заметки на уровне школы, местных организаций.
*
Сотрудничаем с районной газетой «Собеседник».
* Работаем над проектом «Юный
журналист», ценность данной работы в
профессиональном самоопределении детей, как учитель предметник практикую филологические профессии: учитель
русского языка и литературы, журналист, лингвист, филолог, библиотекарь.
*
В проекте мы большое внимание
уделяем профессиям села, важности специалистов на селе, предприятиям и организациям. Желаем рассказать с ребятами о замечательных людях нашего села,
их жизни, исследуем их профессиональное дело.
Технологичность опыта
Перечисленные выше этапы складываются
в определенную систему работы, в которой
стараюсь для достижения лучших результатов использовать разнообразные современные образовательные
технологии: конструирование текста,
лексическая осведомленность,
анализ средств выразительности,
комментированный пересказ исходного текста, самостоятельная работа, чтение и изучение
художественной литературы.
На
протяжении многих лет являюсь
руководителем дополнительного
объединения «Пресс-экспресс». Разработана программа работы кружка. Материал газеты 2016–2017 гг. мы сгруппировали на основе ряда мероприятий,
проведенных в школе, классах, с проектом
«Юный журналист» «Моя профессия». Вышло пять выпусков газеты, готовим шестой.
Ребята посещают занятия с интересом, увлеченно
собирают с информацией об образовательном учреждении, пишут
статьи, отзывы, сообщения. С сентября
2016 года началась работа над проектом «Предприятия и организации нашего
села… Жизнь замечательных людей». Мы с ребятами решили выстроить нашу работу
таким образом, чтобы суметь рассказать о предприятиях и организациях нашего села, очень интересное и сложное дело. В сентябре материал газеты был посвящен
профессии учителя. В октябре - посетили КНИИЗХ, рассказали о Лауреатах Мальцевской премии, о кандидате сельскохозяйственных наук —
Телегине В.А., в ноябре — декабре
спланировали рассказать о профессии библиотекаря (номер получился очень
интересный), а самое главное ребята представили информацию проекта одноклассникам, также выступили с сообщением
перед педагогами территориального школьного округа.
Школьная газета «Ваш выбор» была отмечена: Благодарственным письмом
Управления Роспотребнадзора по Курганской области за активное участие в областной информационной акции «Остановим СПИД вместе!» — в 2014году.
Грамотой УНО Администрации Кетовского района за победу в номинации
«Лучшее освещение жизни школы» — в 2014 году.
Грамотой УНО Администрации Кетовского района за победу в номинации
«Лучший дизайн» — в 2013году.
Благодарностью КРОО «Жизнь+» Курганской
области за участие в конкурсе стихов — в 2014году. Дипломом Администрации Кетовского района за 2 место в реализации
социальных проектов к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне — в 2015 году.
Сама
я часто пишу статьи о работе школы в районную газету «Собеседник», обучаю ребят.
Мои выпускники так же отправляют
свои материалы в газету «Собеседник», дочка стала участницей
конкурса, посвященному Дню матери, организованного районной газетой, где Даша
разместила стихи о маме.
В 2013 году под моим руководством
завершен огромный проект «Ветераны педагогического труда», в 2014 году школе
присвоено звание имени О.П. Кузнецова по итогам проекта «Вокруг имени
героя», также проведена огромнейшая
работа по реализации проекта «Краеведческий музей». Под моим руководством организовано
оформление и распределение материала, собранного за много лет, продуманы
названия экспозиций, назначены ответственные за работу музея. Сейчас этот богатейший материал могут посмотреть все желающие, односельчане, школьники, в 2016
году в музее побывали гости со всего района. Весь материал размещен сайте
учителя: stepanova45.ru
ссылка — http://stepanova45.ru/index.htm
Перспективы
развития:
Итоги проекта мы осветили на школьной конференции, проведенной в марте 2017 года,
ребята посетили ЗАО «Кургансемена», рассказали о профессии инженера, агронома. Проект
запланирован на 2016–2017 учебный год, итогом будет профориентация обучающихся школы
на профессии, востребованные в нашем
селе. Наша задача: убедить школьников в нужности сельских профессий, в нужности
специалистов на селе в наших
предприятиях. Организовать встречи с замечательными людьми нашего села, также
написать о них, взять интервью, разместить в рубрике «Жизнь замечательных людей».
|