|
Склад словарей
Всего статей – 3510
|
Интерактивный словарь
|
Сигнальный номер — это первый пробный напечатанный номер газеты или журнала. Перед тем как печатать тираж, надо посмотреть, что получилось, нет ли ошибок. Сигнальные номера очень важны для начинающего издания. Особено, если оно пишет официальную, важную информацию. Редактор шлёт сигнальный номер источнику информации, и он уже смотрит, всё ли верно написано.
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
// |  |
Заметка — жанр короткого журналистского материала. Заметка обычно отвечает на три вопроса — Что? Где? Когда? Право написать заметки предоставляется начинающим репортерам, так как это самое легкое.
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
//  | [ 1 ] | |
|  |
Подвал — журналистский термин обозначающий нижнюю часть газетной полосы, куда публикую чаще всего мало значащую информацию.
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
//  | [ 1 ] | |
|  |
Строкаж — количество строк в одной заметке. Термин придуман советскими журналистами, когда не было компьютеров. В те времена гонорары подсчитывали, исходя не из количества символов, как сейчас (спасибо компьютеру за это), а из числа строк. Из-за этого в те годы была популярна фраза «Вымучивать строкаж», то есть корреспондент «лил воды» в текст, чтобы получить больше гонорара.
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
// |  |
Лид — так журналисты называют подзаголовок либо первый абзац статьи. Это слово произошло от английского глагола lead, что означает возглавлять (от этого же глагола произошло слова лидер). Бытует мнения что читатель вначале читает заголовок и лид, и если ему они понравились, «зацепили», то он прочтет и всю заметку. Поэтому в редакциях существует целый отдел, который придумывает заголовки и лиды к текстам всех журналистов.
Автор Ульяна Выползова, 5 класс
Художник Яна Рожкованова, 5 класс
// |  |
Этимология слова восходит к двум его корням. Очевидно, греческим. Ведь «хроно» в переводе означает «время», а «графо» — пишу. Первое значение этого слова в нескольких словарях (по Ушакову, Ефремовой) определяется как «Памятник древней письменности, содержащий обзор всеобщей истории и хронику данной страны». А вот в энцеклопедическом словаре даётся такое толкование: «Хронограф — в Византии, Болгарии, Сербии сочинения по всемирной истории. На Руси в 11–18 вв. переводные хронографы дополнены русскими известиями. Использованы в «„Повести временных лет”» и других сочинениях».
Так, что если всё ещё задумываетесь над тем, откуда на портале появился новостной хронограф — читайте наш словогрыз. И верьте, что все вместе мы создаём новый современный памятник письменности.
// |  | Этот термин узнала на первом курсе факультета журналистики Уральского Федерального университета. Преподаватель нам рассказывал о советских газетах. И когда речь зашла о первых полосах, он поведал нам, что есть такое слово «передовица». Происходит оно от словосочетания «передовая статья», то есть статья, размещаемая на главной странице издания, её ещё можно назвать программной, установочной. Часто они были анонимными и, как правило, преследовали пропагандисткие цели. В ней корреспонденты газеты могли выразить своё мнение по каким-либо злободневным вопросам.
В словарях этот термин впервые встречается ещё в далёком 1915 году. Ух ты! Юбилей в этом году у передовицы! А вот возникло оно, оказывается, ещё раньше. В 1888 году оно употребляется в рассказе Лескова «Колыванский муж»: «У дяди всегда все выходило так хорошо и выспренно, как будто он Аксакову в газету передовицу пишет».
Сегодня термин «передовица» практически не употребляется в журналистком сообществе. Слово носит разговорный или профессионально-жаргонный окрас. Однако, в некоторыхсовременных редакциях передовицами называют все первополосные материалы. А как вам наша передовица?
Автор текста и картинки: Светлана Попырина
// |  |
Это верхняя одежда книги, журнала, тетради, предназначенная для объединения отдельных страниц в единый блок, их защиты от механических повреждений и просто для эстетического удовлетворения читателей.
Кожа— древнейший переплетный материал. Самым популярным сортом кожи была телячья, которая отличалась высокой прочностью, но почти не поддавалась окраске в другие цвета, поэтому большинство переплетов русских книг имеет естественный коричневый цвет разных оттенков.
Прототипом современного книжного переплета был диптих— скрепленные вместе костяные, деревянные или металлические пластины. Они тоже претендовали на роскошь, поэтому тщательно шлифовались и украшались резьбой и драгоценными камнями.
В древней Руси до конца 17 века все переплеты делались исключительно из дерева. К книжному блоку они прикреплялись с помощью кожаных ремней. Снаружи доски тоже часто обтягивались кожей — для долговечности.
Самым дорогим и изысканным переплетом на Руси был окладный. Он украшался декоративным металлическим покрытием — окладом, выполненным из золота, серебра, золоченой или посеребренной меди. Под оклад в качестве фона располагали дорогую ткань — бархат, парчу, атлас или тонко выделанную кожу. Элементами украшения были чеканка, скань — припаянный на переплет ажурный узор из тонкой проволоки, чаще всего серебряной, чернь, эмаль, драгоценные камни, жемчуг и т. д. Книгами в окладных переплетах владела, преимущественно, церковь, — даже знатным людям они часто были не по карману.
Да, печатные издания, покрытые позолотой, читать, возможно, и приятнее, но «Не судите книгу по обложке (переплету)», — гласит мудрая народная пословица. Поэтому простые недорогие книги переплетали грубым холстом и суровым полотном.
/-/ |  | «Желтая пресса» (бульварная пресса) — дешевая периодика, рассчитанная на невзыскательного читателя, который любит скандалы, сплетни, слухи, сенсации, сцены насилия.
Термин пришел к нам из-за океана. Два американских газетных магната (Пулитцер — владелец New York World и Херст — владелец New York Journal American) долго боролись за право печатать комиксы о похождениях «Желтого парня» — наглого и неопрятного.
Оба магната раньше других поняли, что информация может быть товаром для массового обывателя, и смело жертвовали достоверностью фактов, заменяя ее эмоциональной подачей материала в своих газетах.
К сожалению, их примеру последовали другие журналисты и владельцы периодики, и «желтая» журналистика стала распространенным явлением. Но только не на портале школьных СМИ.
Автор статьи Елена Городнова
Рисунок Натальи Смирновой
// |  | Астерикс (звездочка) — [*] типографский знак для обозначения сноски в виде звездочки.
Тремя звездочками [* * *] разделяются самостоятельные части текста при отсутствии заголовка или подзаголовка.
Никакого отношения к галлам Астериксу и Обеликсу, героям комедии Клода Зиди, звездочка не имеет.
Автор статьи Елена Городнова
Рисунок Натальи Смирновой
// |  |
Репродукция — воспроизведение и тиражирование изображения (обычно произведения искусства — картины, рисунка, художественной фотографии) типографским способом или копирование с помощью репродукционной техники (например, фотографирование).
Репродукцией называют и сам результат этого процесса — копию изображения (оригинала).
Автор статьи Елена Городнова
Рисунок Натальи Смирновой
//  | [ 1 ] | |
|  |
«Я мог бы описать ее толково,
Как это мне Тургенев объяснил,
Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил…» — Илья Сельвинский. «Блеснуть цитатой» — продемонстрировать свою эрудицию, осведомленность. Всего лишь короткая, яркая фраза, часть текста, взятые из художественного произведения или научного труда, сказанные к месту, помогут в любом обществе заслужить уважение. Удачное цитирование, подтверждение своих рассуждений цитатами из классиков считается признаком ума. Сказанное и написанное приобретает более глубокий смысл, убедительность, ведь латининское cito — «призываю в свидетели». Вот только при этом обязательно нужно указывать «призванных свидетелей» — авторов цитат. Иначе это уже нарушение их авторского права. Только при условии оформления границ цитаты (кавычки, знаки препинания) и ссылки на источник, цитирование не является плагиатом.
Автор: Софья Губернаторова
// |  |
Плох солдат, который не хочет стать генералом. Плох автор, который не мечтает написать бестселлер. Дословно с английского best seller переводится как «продаваемый лучше всех». Бестселлеры пользуются огромным спросом, поэтому издаются большими тиражами. Они рассчитаны на массового читателя. Составляются рейтинги книг-бестселлеров. В России за первую половину 2015 года тройка лидеров выглядит так:
1. «Ангелы на льду не выживают» — Александра Маринина.
2. «Жду тебя» — Дженнифер Ли Арментроут.
3. «Весь невидимый нам свет» — Энтони Дорр.
Автор: Софья Губернаторова
//  | [ 1 ] | |
|  |
Висит на заборе,
Колышется ветром,
Колышется ветром
Бумажный листок…
В знакомой детской песенке Владимира Шаинского речь не про афишу, бумажный листок — это объявление. Его, пожалуй, можно назвать старшим братом афиши. Слово «афиша» произошло от французского affiche — объявление. Оба они представляют собой односторонние бумажные листы, предназначенные для расклейки, вот только сестра несет информацию рекламного содержания, да и форматом обычно покрупнее. Она оповещает нас о публичном мероприятии или о расписании мероприятий: выставок, спектаклей, концертов, лекций, фильмов, спортивных и других событий.
Автор: Софья Губернаторова
// |  |
Одиночная колонка. Чаще всего на ней располагаются опросы. Встречается довольно-таки нередко она у сгиба, но может быть и с краю страницы.
Автор текста и картинки: Ирина Королева
//  | [ 1 ] | |
|  |
Опусанты
О юном поэте замолвите слово. Конкурсанты- курсанты+ опусы=- опусанты. Навеяно хождением по порталу, где немалое количество юных поэтов опубликовали свои поэтические опусы.
Автор текста и картинки: Галина Уткина
// |  | Гуси спасили Рим, а кавычки — авторские права
С кавычками у меня давние счеты. Капризные они. Разворачиваются как хотят. Потому они для меня стали закокрючками. Пошли по стопам Артема и обратились к этимологии понятия. Темная история. Скажем сразу. Даже великий Ломоносов не озаботился наличием этого знака в Русской грамматике. Более того, даже происхождение слова точно не установлено. Есть версия об их связи у тиными лапками. Сходство очевидно. Но утки тихо крякают в озерах, не заявляя об авторских правах на пунктационное изобретение и не требуя сертификата. История появления этих самых закокрючек уходит в конец xviii века. Жили без них и обходились. И вот на тебе! Кому-то потребовалось выстроить заборчик вокруг своих мыслей. Сначала появился Автор. Хозяин. Он — то и озаботился способом сохранности своего словесного хозяйства. И началось! Что ни мысль, то частная собтсвенность. Тут и пригодились утиные лапки. Когда я в сердах назвала их закокрючами, то, как оказалось, не зря. По форме своей кавычки очень похожи на крючочки, подцепляющие слова и не выпускающие их из своей власти.
Закокрючки. (это я все о кавычках). Давно на них у меня зуб заточен. Вот и направила художников школьных по следу моей мысли. Расстарались и создали несколько рисунков о судьбе кавычек. А если повтор? И кто-нибудь уже назвал их раньше меня закокрючками. Ну и ладно. Приятно и совпасть с кем-то. Правда среди ваших оккказиональных явлений не случилось пока оказии встретить закокрючки.) Тьфу тьфу. Если никто их так еще не обозвал. То я гений)) Обидно будет, если не одинокий)
Автор текста и картинки: Галина Уткина
// |  |
Закокрючки
//  | [ 1 ] | |
|  |
Фотокор — корреспондент, благодаря которому мы можем не только узнать о событии, но и увидеть, как все происходило. Ловкий, всюду успевающий и проникающий, зрящий в корень, улавливающий суть и своевременно умеющий эту суть запечатлеть, то есть нажать на курок своего оружия. Он всегда вооружен, по экипировке его и можно узнать. А вот лицо фотокора трудно запомнить — почти всегда оно закрыто объективом. В общем, агент 007, охотник, проныра и художник в одном флаконе.
Не путать с раритетным «Фотокор № 1», первым отечественным массовым фотоаппаратом, по отзывам — шедевром инженерной мысли, появившимся в двадцатые годы прошлого века.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
// |  |
Чернила — это красящая жидкость, появившаяся в древности, с возникновением письменности в Египте и Китае. Почти все изобретения на земле, связаны с удовлетворением каких-либо потребностей человечества. Так и появление чернил было вызвано сложностью удержать всю информацию в голове (приказы фараонов, количество налогов, рабов). В качестве материала для письма в Египте использовали заросли тростника — папируса, а золу от сжигания корней папируса, которую соединяли с раствором камеди — клейкого густого сока акации, вишни для изготовления чернил. Рисовали иероглифы кисточкой. так как чернила были очень густыми и пером сложно было писать.
В Европе чернила появились позже. В Риме со времен правления Августа были красные чернила. На Руси использовали » вареные» чернила (варились с добавлением коры дуба), «копченые» — сажа с вишневым клеем, использовали березовую сажу. А наши бабушки и дедушки писали в школе перьевыми ручками, обмакивая их в чернильницу, старательно и аккуратно выводили буквы. Отвлекся на уроке и вот тебе клякса в тетради.
В ХХI веке чернила используют в шариковых, гелевых. капиллярных ручках, для роллеров, для струйных принтеров, для штампов, используемых в скрапбукинге. Существуют электронные чернила, используемые в электронных книгах. А нам они нужны, чтобы писать статьи в газеты.
Автор текста и картинки: Максим Смирнов
// |  |
Абрис от немецкого Abrib — контур, очертание предмета. В песне «Перекаты» А.М. Городницкого:
Всё перекаты да перекаты —
Послать бы их по адресу!
На это место уж нету карты,-
Плыву вперёд по абрису…
Какое отношение абрис имеет к издательскому делу? Самое прямое. Он используется в одном из способов печати, который называется «литография». В основе литографии лежит физико-химический принцип: получение оттиска с совершенно гладкой поверхности. При соответствующей обработке эта поверхность приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
//  | [ 1 ] | |
|  | Обязательный экземпляр — это экземпляр любой книги или журнала, который передаётся бесплатно в главную библиотеку, где хранятся все экземпляры книг и журналов. Стоимость этого экземпляра учитывается заранее и закладывается в цену книги. Вы можете спросить, для чего? Чтобы собрать коллекцию всех книг России!
/-/  | [ 1 ] | |
|  |
Своеручное письмо, писание, подлинная рука, подлинник, своеручник — все это переводы с греческого привычного нам слова «автограф», αὐτός «сам» + γράφω «пишу». Более привычная для нас трактовка: собственноручная подпись или надпись. Это то, что коллекционируют, за чем охотятся фанаты и поклонники. Кстати, первое большое собрание автографов принадлежало секретарю Генриха IV, Ломени-де-Бриенну. В России коллекционирование автографов вошло в моду в конце XVIII века.
С 2006 года в России тиражом 250 экземпляров издается коллектор автографов «Автограф века». Каждый экземпляр содержит листы с подлинными оригинальными рукописными автографами деятелей российской культуры. Знание рукописей, почерков или рук, письма известных людей и искусство делать с них точные снимки — автография.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
Спасибо за работу!
//  | [ 1 ] | |
|  |
Копирайт — это знак, который используется при большом тиражировании печатной продкции.
Наличие этого знака указывает на то, что авторские права на данный текст защищены, если их нарушить, то можно и иметь дело с судом.
Автор текста и картинки: Екатерина Корабельникова
/-/  | [ 1 ] | |
|  |
Вода — это важнейшее благо, без неё человек не сможет существовать, а вот любой текст может.
Вода — не несущий смысла текст. Иногда бывает нужна, если информации не хватает «налей воды».
Помни, вода нужна в океане, в кране, в ванне, но не в тексте. Если для статьи не хватает информации, то лучше дополнить её фактами или статистикой.
Автор текста и картинки: Екатерина Корабельникова
//  | [ 2 ] | |
|  |
Брифинг — это обычно короткая встреча официальных лиц с представителями СМИ. Мероприятие похоже на пресс-конференцию, но посвящено одному вопросу, новости, событию, и длится не более получаса. На Брифинг также самый удобный формат для сообщения сенсационной информации.
Кстати, если вы уже с вашим изданием собрались «брифинговать», то знайте, что такие встречи носят закрытый характер, на него приглашают только определенные СМИ.
Автор текста и картинки: Екатерина Корабельникова
//  | [ 1 ] | |
|  |
Манипулирование — это такой способ воздействия на что-либо, которым часто пользуются СМИ и реклама. В наше время СМИ называют четвертой властью, потому что она влияет на умы людей, но нередко и они являются объектом манипуляции. Манипулятивные возможности состоят в том, что можно интерпретировать события в выгодную для человека или организации сторону. Есть три основных формы воздействия — манипулирование, сотрудничество и принуждение.
P.S детское манипулирование вроде: «Мама, купи машинку и я не буду плакать» не в счёт.
Автор текста и картинки: Екатерина Корабельникова
//  | [ 2 ] | |
|  |
Верстальщик — это человек, который занимается версткой. Разбивает текст на отдельные страницы, согласует его с иллюстрациями. В обязанности редактора входит размещение текста, изображений, заголовков и подзаголовков, подбирает шрифт, естественно, заранее согласовывавши все детали с редактором. Безусловно, работа верстальщик очень трудна. Ведь он должен знать и придерживаться многих правил. Например, на одной странице не должно быть использовано больше трех шрифтов, а один фрагмент текста может быть выполнен только одним способом. Так же важные и актуальные темы нужно размещать в правом верхнем углу, а развлекательные и рекламные материалы оставлять в нижней части страницы или переносить на другую страницу.
Автор текста и картинки: Александра Морозова
//  | [ 1 ] | |
|  |
Панорама — длинная фотография, которая иллюстрирует что вокруг тебя. Чтобы ее сделать, надо включить эффект «панорамы», нажать на кнопочку «сфотографировать» и смело крутануться, на сколько тебе надо градусов.
Автор текста и картинки: Кристина Наумова
//  | [ 1 ] | |
|  |
Соавторство — это факт создания произведения двумя или большим числом лиц.
Соавторство бывает двух видов: первый случай соавторства называют неделимым, второй — делимым (раздельным) соавторством. В первый случай относится к произведению, образующему одно неразрывное целое; в другом случае соавторство относится к произведению, которое состоит из нескольких частей созданных разными соавторами, которые имеют самостоятельное значение, то есть могут использоваться отдельно друг от друга.
Автор статьи: Чукичева Софья
Фотограф: Наумова Кристина
// |  | Дедлайн (от англ. deadline) — крайний срок, к которому должно быть выполнено задание. Не имеет ничего общего с дедушками.
Автор текста и картинки: Анастасия Диковицкая
//  | [ 1 ] | |
|  | Ежемесячник — периодическое тематическое издание, выпускающееся, как понятно из названия, каждый месяц. Издание может являться газетой, журналом, буклетом, да практически любой печатной продукцией, главное, чтобы это несло информацию и следовало парочке правил. Главные правила для ежемесячника просты: выпуск каждый месяц и максимум один раз в месяц, не больше и не меньше.
Автор текста и картинки: Олег Усов
Осветите интереснее
//  | [ 1 ] | |
|  | Аккредитация журналиста — возможность допуска представителя средств массовой информации на определенное мероприятие. Зачастую событие, требующее аккредитации, является серьезной пресс-конференцией. Для аккредитации посылается запрос либо от самого журналиста, либо от его редакции. После подтверждения журналист получает карточку особого образца, удостоверение или же просто вносится в списки на входе мероприятия.
Автор текста и картинки: Олег Усов
//  | [ 1 ] | |
|  |
Врез — важная текстовая часть газетной полосы. Как правило, выражает какую-то особенную мысль, что-то важное, что стоит особого внимания в статье. Врезом чаще всего является цитата, но иногда это может быть просто достойный кусочек текста. Что интересно, может также трактоваться как газетная «вырезка» или «врезка».
Согласно негласным правилам верстки: если врез разрывает статью, то текст должен продолжаться ровно под врезом, через некоторый отступ. Не очень приемлемо, чтобы при многоколонной верстке врез был обтекаем текстом, он должен быть размером как раз с колонку, чтобы все смотрелось правильно и прелестно.
Автор статьи Олег Усов, иллюстрация из газеты Горностай.
// |  |
Блокнот — неотъемлемая частичка истинного журналиста, в которой умещается всё, начиная с креативной идеи, внезапно пришедшей в голову, заканчивая вопросами для интервью для очередной важной персоны. Существует огромное количество разновидностей данного столь популярного предмета: большие и маленькие, в линейку и в клетку, с рисунками и без, кому какой по душе. Блокнот — это та вещь, которая всегда находится под рукой, в любой необходимый момент журналист достаёт заветную книжечку и увлечённо начинает делать какие-то записи, пометки, эскизы…
P.S: Часто блокнот наполняется особыми значками и словами, совсем непонятными обычному человеку. Но к этому пора привыкнуть, журналисты ведь люди творческие!
Автор текста и картинки: Анна Васильченко
// |  |
Дневник — любимая многими творческими и легко вдохновляющимися людьми вещь, которая молниеносно заполняется яркими эпитетами, восторженными отзывами и впечатлениями вперемешку с описанием событий, явлений, а порой даже рассуждений о природе, о погоде и прочих жизненно важных сведениях после или даже во время насыщенного дня. В начале каждой записи обязательно ставится дата, а дальше — полёт фантазий. Дневник приветствует цитаты, фотографии с места событий, а повествование идёт от первого лица. Нередко при его прочтении создаётся ощущение дружеской беседы с рассказчиком.
Автор текста и картинки: Анна Васильченко
// |  |
Слово «книга» происходит от церковно-славянского «кънигы», что означает «письмо, грамота». История книги непосредственно связана с историей развития письменности. «Книга — это великое чудо изо всех чудес, сотворённых человеком», — считал Максим Горький.
Самым древним материалом для изготовления книг была глина. Шумеры ещё в VII веке до нашей эры изготавливали из глины специальные пластинки, на которые острой палочкой при помощи клинописи наносили текст. После высушивания пластинки обжигались и укладывались в специальные ящики в определенном порядке — для чтения. В древнем Египте примерно с III тысячелетия до нашей эры для книг использовали папирус. Примерно с III века нашей эры папирус начинает вытеснять пергамент — тонко выделанная кожа животных. В древнем Китае, до изобретения бумаги, книги изготавливали из тонких бамбуковых пластинок, соединённых между собой скобками. Рунические письмена древних скандинавов наносились на памятные камни-менгиры. Наши предки славяне для книг использовали бересту. Все первые книги были рукописными, что делало каждую из них уникальной. Изобретение в ХV веке книгопечатания сделало книги более доступными.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
//  | [ 1 ] | |
|  | Титул (от лат. titulus — надпись, почётное звание) — заглавие. Титульный лист — основной титульный элемент книги, брошюры, другого печатного издания. Он содержит сведения об этом произведении печати. По своей структуре может быть ординарным — первая страница книжного блока с оборотом, разворотным — основной титул с авантитулом и контртитулом и распашным. По исполнению — наборным, рисованным и комбинированным. По полиграфическому воспроизведению — одноцветным и многокрасочным. На лицевой стороне титульного листа размещаются надзаголовочные данные, заглавие, подзаголовочные сведения о лицах, принимавших участие в работе над книгой, номера томов и выпусков, выходные данные. На обороте — библиотечные и книготорговые индексы, дополнительные сведения об участниках издания, знак охраны авторского права и друая информация.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
// |  | Суперобложка защищает обложку и переплетную крышку от повреждений и загрязнений. Она представляет собой покрышку из бумаги или синтетической пленки, которая удерживается на переплетной крышке за счет клапанов, загнутых внутрь под ее сторонки, или подклеивается по корешку. Кроме того, суперобложка выполняет художественные и рекламные функции.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
// |  | Шмуцтитул — правая страница разворота, на которой размещается название произведения, раздела, главя с изображением, эпиграфом или без них. Свое название получил от немецких Schmufz — грязь и Titel — заглавие. Объясняется это тем, что в старопечатных книгах добавочный титул, помещаемый перед титульным листом для предохранения его от загрязнений, порчи.
Современный шмуцтитул предворяет часть, главу издания, содержит краткое название этой части или главы, эпиграф и т. д. Располагается, как правило, на правой запечатанной полосе с пустым оборотом. Колонцифру, колонтитул, норму и сигнатуру на шмуцтитуле не ставят. Он может быть наборным, рисованным, комбинированным, декоративным и сюжетно-иллюстрированным в зависимости от типа издания. При экономном оформлении произведения шмуцтитул заменяют шапкой — кратким заголовком, помещаемым над текстом начальной полосы книги или ее части, главы и отделяемым от текста крупным пробелом.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
// |  | Колонтитул — (фр. colonne — столбец и лат. titulus — надпись, заголовок) — это строка, расположенная над или под текстом страницы, содержащая информацию, которая помогает ориентироваться или служит для идентификации. В зависимости от вида издания, колонтитул включает в себя: .имя автора, название произведения, части, главы, параграфа, другую информацию. Колонтитулы могут быть разными для разных страниц. Для четных и нечетных страниц, для титульного листа, для разделов можно задать свои колонтитулы. Колонтитул относится титульным элементам.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
// |  | Средник — пробел, разделяющий колонки. Он колеблется в пределах от 6 до 24 п. При малом среднике между колонками надо ставить линейку. Текст верстается в одну, а также в две, три и более колонок.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
// |  | Разворот — две странички-сестрички — форма подачи материала на двух внутренних смежных страницах. Разворот должен смотреться цельно, так как это две смежные страницы раскрытого издания, являющиеся единым композиционным целым. «Мыслить разворотами» — важное умение для верстальщика.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
// |  |
Календарь (от латинского calendae или kalendae, «календы» — название первого дня месяца у древних римлян), — способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Это система ритмов, через которые мы воспринимаем время.
Это интересно: Слово «календарь» происходит от латинских caleo («про-возглашать»), calendae («первый день месяца») и, собственно,
calendarium («долговая книга»). В Древнем Риме начало каждого месяца в новолуние про-возглашалось особо. И именно в этот день было принято платить проценты по долгам. 1 января, например, римляне называли Calendae Januariae (январские календы). Последний же день предыдущего месяца, декабря, отметим, назывался кануном январских календ.
Автор текста и картинки: Ольга Бабешко
// |  | Цифра — это символ, который обозначает значение числа. Цифры являются знаками чисел, так же как буквы — знаками звуков. Современная цивилизация использует модифицированную, так называемую «арабскую» запись символов цифр в принятой за основную десятиричной системе счисления. Слово «цифра» появилось от латинского «cifra» и от арабского «sifr», что означает — пустой или ноль.
Автор текста и картинки: Ольга Бабешко
// |  | Текст (от латинского textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — напечатанная или написанная связная речь, которую можно воспроизвести. Это несколько предложений, которые расположены в определённой логической последовательности, связаны между собой по смыслу и грамматически.
Автор текста и картинки: Ольга Бабешко
// |  | Экран (от французского é cran) — устройство с поверхностью, поглощающей, преобразующей или излучающей излучение различных видов энергии. В Толковом словаре Даля: щит, заслон на ножках к печи или камину. Экран (по-английски screen) — это термин, используемый для описания просмотра части дисплея.
Автор текста и картинки: Ольга Бабешко
// |  | 
Шрифт (от немецкого Schrift ← schreiben — писать) — графическое изображение букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В зависимости от техники воспроизведения различают рукописный, рисованный, гравированный, наборный и другие шрифты. Хорошее правило при создании макета — не привлекать излишнее внимание читателя к виду шрифта. Следует избегать шрифтовой разноголосицы, которая не только утомляет, но и отвлекает от содержания, мешает читател понять смысл текста. У каждого шрифта своя роль, четко определенная в типографической иерархии.
Это интересно: Нейробиологи экспериментальным путем выяснили, что тексты, набранные неподходящим шрифтом, запоминаются лучше. Мозг вынужден задействовать и вентральный (обрабатывает простые тексты, не требующие напряженного процессинга: мы видим буквы, конвертируем их в слово, затем определяем значение слова), и дорсальный (включается, когда мы видим незнакомое слово, сложную формулировку или просто неразборчивый текст) путь, благодаря этому информация усваивается глубже и осмысленнее.
Автор текста и картинки: Ольга Бабешко
//  | [ 1 ] | |
|  | Язык — система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. «Язык есть орган, образующий мысль. Умственная деятельность — совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая бесследно — посредством звука речи материализуется и становится доступной для чувственного восприятия. Деятельность мышления и язык представляют поэтому неразрывное единство… Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык — трудно себе представить что-либо более тождественное… Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли» (В. Гумбольдт).
Автор текста и картинки: Ольга Бабешко
// |  |
1)Строение часов неизвестно, попытки разобрать их не увенчались успехом.
2) Часы конструировались в секретной лаборатории. Разработавшие их учёные пропали без вести. Всё данные о них были уничтожены. Человек, испытывавший их, пропал вместе с часами. Позже часы были найдены археологами.
3) Данные о применении часов были получены в ходе долгих испытаний. Оказалось, что применение часов было очень простым. Чтобы переместиться во времени, нужно переключить тумблер для выбора времени, в которое хотите переместиться (будущее или прошлое).
4) Нужно соблюдать меры предосторожности. Надо рассчитать, что когда вы переместитесь, чтобы на этом месте не было зданий, деревьев, воды, гор, так как можно застрять внутри них. Когда вы будете находиться в прошлом, самое главное-ничего там не менять.
5)Побочных эффектов не наблюдается.
Автор текста и картинки: Дмитрий Власов
// |  |
Сезон |
Статей |
Авторов |
2024/25 |
602 |
123 |
2023/24 |
829 |
202 |
2022/23 |
585 |
179 |
2021/22 |
362 |
85 |
2020/21 |
32 |
17 |
2019/20 |
112 |
38 |
2018/19 |
52 |
13 |
2017/18 |
65 |
40 |
2016/17 |
33 |
12 |
2015/16 |
114 |
43 |
2014/15 |
58 |
13 |
2013/14 |
357 |
44 |
2012/13 |
115 |
29 |
2010/11 |
194 |
29 |
Итого |
3510 |
653 |
|
|