В зависимости от поступления кусманов и по моему авторскому произволу эта неглава будет постепенно вырастать. Все это пока заготовки! Отсюда можно БРАТЬ, сюда можно ДАВАТЬ! Никаких ограничений! Все, кто сюда попадут, будут мной особо поблагодарены. 1 часть — мысли о повести в целом, 2 часть — кусманы для будущей главы (может и не одной)
Точных свидетельств нет, но по отзвукам документов, по косвенным сведениям о той эпохе (которой ГГР посвящал все свободное и несвободное время), он смутно догадывался, что петровская реформа алфавита прошла вовсе не так гладко, как кажется. Было сопротивление.
Среди печатников и грамотеев имелся один «диссидент» (возможно, последователь Аввакума), который увидел в этой очередной реформе Петра-антихриста катастрофический знак, предсказанный мятежным печатником. Этот диссидент, пока дадим ему прозвище Карара (просто чтобы удобней было ссылаться, но к расшифровке этого прозвища еще надо вернуться, а в какой-то главе придумать историю как Карара его заработал), отказывался печатать книги новым шрифтом, писал «возмутительные грамоты», в которых толковал о проклятии, которое падет на всех, кто посягнет на наследие святых Кирилла и Мефодия. Он же оставил завещание, где пророчествовал, что такой произвол человека (пусть и монарха) над богоданным даром сулит большие беды народу… Под богоданностью (по реконструкции Круглова) Карара понимал старую азбуку, в которой не было ничего случайного и каждый знак ее имел свою великую силу. ГГР не просто подозревал, что где-то есть такой документ, который содержит нечто важное для объяснения многих последующих событий в истории страны, — он и сам был уверен, что язык народа и все, что с ним связано, имеет сакральный смысл, и люди, произвольно обращаясь с языком, роковым образом влияют на свою историю, даже не догадываясь об этом.
Поначалу наш Круглов, у которого тогда усы только намечались, предположил, что это предсказание состоит из перечисления букв, исчезнувших из алфавита, с пространным комментарием к каждой (какие у нее сакральные функции и что произойдет, если эта буква исчезнет). Если этот документ разыскать, вычитать из него сакральные функции исчезнувших букв, а потом попытаться «вмонтировать» эти сакральные смыслы тем буквам, которые есть сейчас, то…
… вот что будет в этом случае, он в ту пору еще не решил, и ограничился мыслью, что по крайней мере, документ этот обнажит причины сотрясших Россиию бед. Несколько лучших лет он потратил на то, чтобы навести справки про репрессированные буквы и вникнуть в их значения. Но это ничего не дало: он только увязал в материале, и в конце концов пришел к выводу, что Петр поступил рационально: убрал из азбуки буквы-дублеры, только затруднявшие путь простого народа к грамоте. Вдобавок они были заимствованы из греческого, <Вот тут нам нужен кусман про смысл реформы Петра с тем, чтобы читатель, пройдя этот ликбез, смог составить свое, желательно, противоречивое мнение. На самом деле этот познавательный материал может обладать для повести еще таким потенциалом: Петрова реформа имела решающеее значение для отечественной культуры, позволила народу освоить грамоту, дала толчок для книгопечатания и др. Наряду с этим имеется и мощное «если бы». Т. е. чтобы повесть не была примитивной, нужно ввести в нее споры. Давайте кусман!> Но идея найти завещание Карары только укрепилась. В нем, был уверен ГГР, он обязательно обнаружит какое-то объяснение всех «нападающих» на него противоречий. Подобно тому как дождь шумит за окном и только подтверждает твои мысли, так и гипотеза Круглова постоянно звучала за окном его жизни, чем бы он не занимался. А то и гудела как трансформаторская будка.
Для редакционных разговоров:
Вот ер и ерь и ять исчезли, так может быть через сто лет грозит исчезновение еще одной букве, какой? А наверняка «Ъ», ведь очень часто в рукописном шрифте ее заменяют на апостроф. В иностранных языках такой значок имеет широкое обозначение, а учитывая, что Петр ориентировался на Европу, очень даже логично, что его идея с преобразованиями букв не была воплощена до конца.
Или есть другая аутсайдерица, о которой часто спорят — Ё. Какая судьба ее ждет? А может быть, есть буква в алфавите, которая, если ее угадать, выполнит все функции упраздненных букв, но для этого надо ее «активировать».
Развитие повести (прикидки) Главное, что Круглов с помощью своих посланцев добывает:
Свидетельства очевидцев (тут пригодятся печатники из 2 главы и статуя из 3)
Предметы-улики, которые могут помочь (функция улики должна быть объяснена в следующей главе).
Карту (каждая глава дорисовывает карту, начатую в 3 и 4 главе).
Шифровку в «Ведомостях» (каждая глава добавляет строчку-две в расшифровку, начатую в 4 главе).
Пространство кафе За дверями — звуки всякие, в том числе и пыточных камер.
Возможно, у ГГР возникнет необходимость (ближе к концу повести) спасти, снять с дыбы того самого печатника-диссидента, и ради этого ГГР даже преодолеет свою аллергию и в последней главе сам (а не Леха) с собакой проникнет туда, и печатник договорит ему сам, что не успел допечатать в том завещании…
Чем все кончить (Пусть это будет кругловской медитацией — в конце концов, какая разница, каким образом и в каком образе приходит к человеку прозрение, откровение и желание об этом сказать миру, если он считает свое откровение судьбоносным). В итоге он сам записывает, переложив смысл завещания этого печатника, — о тайнах и значении языка, речи… … и садится за диссертацию…
А Леха пишет в «Полундре» переложение этого завещания — некоторый кодекс современного грамотея — для своих читателей (пусть это будет «моралью нашей басни» для всех наших «пысателей»). Это, конечно, уже совсем другой Леха…
Кусман для финальной главы
Кстати, ГГР после этой истории избавился от своей аллергии на собак. А кафе… осталось именно кафе, самое обычное, в негои сейчас сможет зайти любой. <здесь ожидается кусман от КН> На стенах буквы кириллицы, а меню оформлено под «Ведомости», вместо хлеба подают бублики, вроде того, что притащил Чарли (правда, посыпанные маком). А сам Чарли, кстати, (что?)
Исчезли таинственные комнаты, загадки, только вот хозяин кафе подозрительно смахивает на Него… А официанты напоминают Лехе печатников… Ну и так далее.
В общем, все фактические, реальные следы нашей детективной истории исчезли. И никому нет дела, действительно ли все это было, или «аварийный ген» героев сработал, или вообще этого ничего не было… Вот только Чарли с тех пор при виде… (чего?) … (как себя ведет?)
*** Когда через десять лет доктор исторических наук, светило современной прогностики НикНик Круглов на одной международной конференции историков-славистов встретился со своим бывшим университетским профессором (уже в больших годах), тот его спросил…(о чем?) Это косвенно как-то могло бы объяснить появление того письма с документами… Но так и не объяснило… (Догадка читателя: профессор помнил о какой-то уникальной гипотезе Круглова и, считая, что сейчас для нее самое время, решил подтолкнуть Круглова к исследованию, для чего и мог «прислать» это письмо, зная также и впечатлительность и азартность ГГР.) Так что Круглов мог всю эту историю с приключениями и «смедитировать» и Леху «включить» так, что всем казалось, будто все было на самом деле — так бурно они все прожили в этом поле взаимного замыкания… Но, повторяю, никаких достоверных доказательств.
Здесь надо, чтобы какая-нить проникновенная женская рука написала проникновенный текст прощания с героями
Кусманы с уроками, заседаниями редакции, со школой и «Лекциями потом»
Как-то Леха, тогда еще пятиклассник, весь растрепанный и возмущенный, с красными ушами, влетел в кабинет Главного Редактора: — Я ей вопрос. А она ответить не может и двойку мне сразу в журнал и в дневник! — За что? — затеребил пышный ус ГГР. — За вопрос. — Какой? — Я ее спрашиваю: «Если бы финикийцы не изобрели алфавит, кто бы его изобрел?» — А она? — «Не умничай» — А ты? — Неужели непонятно? Я просил эту историчку по-человечески объяснить, как финикийцы изобретали алфавит! — шмыгнул носом Леха — Они что, все вместе на корабле собрались и придумывали букву за буквой? — А что тебе эти финикийцы сдались? — Да ничего. Я говорю: во всех документах все испорчено. А она… <…> А я ведь пятерки всю неделю наскребал, чтобы в воскресенье отдохнуть. Отдохнул.
<…>
— Почему бегущая глиста назвала меня остолопом, а нашу газету — бездарной? — Знаете, ребята, я начну издалека. У каждого свое представление об истории. Даже если сидели все в одном классе и слушали рассказы одного учителя, читали одни и те же книжки и смотрели одни и те же фильмы — ход истории выглядел бы совершенно по-разному в глазах разных людей. Для одних история состоит из сплошных войн, а периоды между сражениями выглядят как страничка скучного текста, и неважно, что в эти мирные годы люди что-то строили, изобретали, любили, ненавидели. Для других этапами в жизни общества это как раз изобретения, а третьих художественные драмы с героями.
Сам ГГР представлял историю через развитие письменности. — Начнем с того, что сама история без возможности зафиксировать ее на бумаге — неистория. — А легенды, сказания, предания? — То ли было, то ли нет. А бумага — уже документ: «написано пером — не вырубишь топором». — Особенно это справедливо для русской письменности. Святая вера в написанное слово — вот что отличало наш народ с глубины веков. Первая литература была вся очень серьезная, говорила о самом важном: как жить? Летописи, жития, поучения… Не развлекали книги, а учили. И поэтому им верили. Потом, правда, этим воспользовались люди недобрые, внушали через печатное слово свои черные идеи, которые приводили к бедам: переворотам, революциям, несправедливостям, а потом и вообще сделали печатное слово лживым… — Ну да, ведь до сих пор старые люди искренне верят всему, что написано в газетах… — Как сделать, чтобы зафиксированное слово было правдивым и чтобы несло добро? Может, это имела в виду бегущая …
То есть я хочу построить эпизод с объяснением Лехе, почему отличная, с его точки зрения, газета Полундра, названа отстойной? Почему бегущая ее ругала?
Может, поэтому и не бросал ГГР свое занятие, несерьезное, по мнению его друзей и, что греха таить, родственников, учил детей основам журналистики, втайне мечтая воспитать в них такое отношение к печатному слову.
Кусман «Споры об истории» (заготовки) Есть мнение, что история не имеет сослагательного наклонения. Дудки. Чтобы повернуть крупное событие в русло «сбытия», требуется огромное напряжение сил. И когда это усилие доходит до крайности, все может пойти по совершенно иному пути, чем замышлялось
— Ну ты и загнул, Пусякин! Твое волшебное «если бы» уместно в театре, в работе актера над ролью! Что касается хода истории, то он, Пусякин, подчиняется определенным законам! И странно, что ты, Степа, этого не знаешь! А еще говоришь что у тебя гуманитарное образование! Я вот что скажу: по сути, историей управляет Время, а оно идет в определенном ритме. Туда «если бы» туда трудно засунуть.
— Трудно? А кому легко? Покажите пальцем. Я утверждал и утверждаю — все могло быть иначе, чем есть! Доказательства? Их нет. Но есть очевидное: декабристы могли победить (по крайней мере, такая вероятность не исключена и именно потому их так круто наказали). Войну шведам Петр мог проиграть (иначе бы он не бросал бы столько сил и воли на рубку «балтийского окна»). Владимир мог выбрать и не христианство (в ином случае не потребовалось бы столько «расходного материала» при проведении в жизнь этого проекта). Кириллица, животворная капельница русского языка могла бы (тут нужен мощный кусман) Все в истории делается огромным напряжением чьей-то воли, и именно это, а не какие-то там закономерности являются решающим фактом при свершении событий!
— Ну да, закон Ньютона еще никто не отменял: чем большая сила прилагается, тем большее противодействие ей оказывается (и есть еще обратный закон кошки: чем ласковее поглаживание, тем громче урчание).
— Известная личность Стивен Фрай уже накатал книженцию «Как творить историю», где предложил альтернативный вариант истории XX века без Гитлера. — И что? — Переписал историю человечества — Вот примерная логика исторического процесса: накопление энергии (1 фаза), насильственные реформы (2 фаза), бюрократизация, вовлечение всего населения в новое дело (3 фаза), освобождение (4 фаза). Можно еще сказать, что вторая фаза дарит монстров, титанов, демонов, третья делает сереньких людишек, а четвертая склоняет к интеллектуальному взлету.
— Только не смешите мое гуманитарное образование! Ни война, ни история, ни любой другой проект (включая главный проект Господа — нашу жизнь) не направлены, как полагают апологеты закономерностей — на инертную материю. Все это живет и реагирует, и ускользает от всякого, даже великого плана. При всем разнообразии форм, управляющих миром действия — самая строгая из них, форма закона — оказывается неприемлемой для «ведения» жизни по причине постоянной изменчивости явлений.
— Здесь надо реплику
— Любой закон опирается на среднестатистическую вероятность «аналогичных случаев». Но перед лицом жизни любой формализм (повторение уже известного) представляет величайшую опасность.
— Какую еще опасность? Приведи пример.
— «Ход истории подчиняется определенным законам»…»Время идет в определенном ритме»… Кем определенном? Кто определил эти определения?
— Да здравствует великое и могучее «если бы»! — воскликнул не Игорь. — Не могу согласиться с тем, что время творит историю. Зачастую ее творит человек, и так, как ему хочется, как ему надо, как выгодно. Нет никакой уверенности, что в истории все так и есть, как пишется в учебниках. А вдруг все это вранье? Вдруг мы просто повторяем то, что нам внушают? Если бы это было не так, историки не оспаривали бы летописцев, которые были почти современниками событий, о которых пишут. Вообще, как вам фраза: «Летописец заблуждается»?
Здесь будет кусман про финикийцев от Надежды А потом кусман от Карины Ж.
— Точно. Историки! Вот кто во всем виноват! — погрозил пальцем портретам на стене (ИМЯ ГЕРОЯ). — Они анализируют многочисленные источники, и приходят к каким-то выводам и версиям. Поскольку данные проверить невозможно, версий бывает множество. Не существует практически никаких исторических источников, на которые можно было бы опираться со 100% уверенностью. Яркий пример — «Слово о полку Игореве», которое все же оказалось подделкой. Поэтому учить историю нужно, но лишь для того, чтоб на основе богатейшего материала источников, археологических исследований и выводов, сделанных историками, выдвигать свои собственные гипотезы.
— А на мой личный взгляд: история склонна развиваться по правилам естественной эволюции. Сейчас эволюция рулит в сторону развития ума, технологий быта и общения, глобализации всех сфер жизни. Иногда в нее вмешиваются. Причем чем сильнее историческая личность, и чем больше ее реформаторское влияние, тем дольше длится восстановительный период. Я к тому, что всякого рода революционные преобразования рано или поздно сменяются спокойной фазой развития, которая сглаживает всплески, приближая ход истории к эволюционному.
— Весь мир слишком большой, чтобы влияние личности сместило мышление у всего человечества. И если реформа, произведенная этой личностью противоречит естественному ходу Истории, то весь мир ополчается на это государство и терроризирует его до тех пор, пока не навяжет общемировой ход Истории. Сейчас в период глобализации эта всеобщая «уравниловка» особенно заметна.
Так что на мой взгляд в «ЕСЛИ БЫ» поиграть интересно и увлекательно, а также полезно для понимания неизбежности того, что произошло.
Все могло быть иначе, чем есть! Вот проблема проблем, которая по-настоящему волновала нашего героя. ГГР не верил в ни предопределения, ни в рок судьбы, ни даже в роль личности, но он верил в «если бы» истории.Вернее не то что бы верил, скорее не доверял обратному.
Если бы…Эту мысленную игру он придумал еще в детстве, и правила сформировал сам. Сюжеты, и действующие лица в этой игре менялись, но неизменным оставалось одно: вам вопрос. По натуре спокойный и добродушный человек, наш Круглов просто входил в ярость (если, конечно, слово «ярость» возможно к нему применить), когда кто-то сходу и запросто начинал рассуждать на эту тему с заумным видом.
<сюда давате свой кусман!> Но самое интересное в этих мысленных экспериментах то, что возможные линии продолжения истории часто смыкают прошлое с настоящим. Только с большой задержкой во времени.
Например, многие древние азбуки с большим набором сложных иероглифов при распространении книгопечатания сократились до малого количества простых в начертании букв. <сюда кусман> Это рационально. Подобно тому: первый компьютер был размером в комнату, а последние модели умещаются на ладони.
А если бы книгопечатники не ленились и использовали традиционные наборы сложных литер с титлами и силами, как в первых русских печатных книгах? Читатели наверняка приспособились бы к чтению таких штукенций. При этом алфавит, используемый в скорописи, вероятно, стал бы другим: в целях экономии использовалось бы малое количество скругленных букв. При появлении компьютерной клавиатуры наверняка взяли бы скорописный алфавит. Только скругления были бы заострены, чтобы было удобно пробегать глазом вдоль горизонтальных направляющих на буквах. Вот это непонятно. Нужен рисунок И что в итоге? А то, что петровская реформа в такой раскладке оказывается преждевременной, насильственно ломающей естественное развитие традиционной русской культуры, одним из носителей которой было полууставное письмо.
Ему самому уже было неясно — толи он играет в «Если бы», толи это «Если бы» играет с ним. Сюжеты для своей игры он выбирал произвольно, но те вели себя очень прихотливо — например, выруливали в такие дебри, о которых автор предприятия даже не помышлял в начале своего замысла.
Как пошла бы история развития азбуки, если бы Петр I не вмешался в ее естественное развитие? В свободное время ГГР часто представлял, какие буквы из кириллицы остались бы на клавиатуре компьютера. Или как бы выглядела современная книга с красивыми титлами и силами. Поэтому, когда Леха и Чарли скрылись в кафе, перед глазами Главного Редактора сразу поплыли картины возможного использования в алфавите странного бублика.
Наверное, Главный Редактор сильно проголодался от волнения. Или соскучился по своему уютному кабинету с запахом выпечки. Так или иначе, как он не старался, никаких ассоциаций с алфавитом слегка погрызенный бублик не навевал. Кроме одной: а что, если сделать букву — «Бублик»? Название круглое, запоминается легко, осталось придумать назначение…
Конечно, звучит немного абсурдно: ни с того ни с сего — новая буква алфавита. Но ведь и Петр I не все продумал, начиная свою реформу. Вот навыкидывал всего, не глядя, а многих букв теперь не хватает. Например, в современном языке совсем не помешала бы буква…