Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Глава 46. Вынос мозга

Глава 46. Вынос мозга
Пятница Когда люди чувствуют появление интриги, мысли их двигаются в одном направлении


История создания этой главы и пожелания к доработчикам

Перепуганные пятиклассники вжимались в стену, а девчонки на каблуках, высота которых вызывала бурчание Бормашины, поспешно отпрыгивали в сторону:
<…> .
Торпедируя бодро марширующую колонну первоклашек, не пойми откуда взявшуюся бабу Капу, <…>, Леха <…>
<…> , тормознув перед чердачной дверью. План действий был уже намечен: достав чудо-камень из кармана, Звонарев прижал его к замку. Секунду или две Леха провисел словно в вакууме, но то, чего он страстно ожидал, не произошло. Камень так и остался камнем, только игриво мигнул, как будто хотел чуток поиздеваться над незадачливым взломщиком.
— Ну и … <…>  [1]

Звонарев опустился на ступеньки и всунул лицо между прутьями. Холод железа немного его успокоил. Посидев с минут двадцать, он поплелся в редакцию с тайным желанием пасть на первое попавшееся горизонтальное место и заснуть мертвым сном…

Упадок сил наблюдался не только у Звонарева, а практически у всех: развалившись на диване, дрейфовал Даник; с выражением дофенизма на лице изучал заусенцы на своих пальцах Никита Маленко; даже энергичный Дубровский «сканировал» помещение, выискивая, куда бросить тело да немного пошланговать.

Представители лучшей половины человечества шушукались у окна, исподтишка прыская в сторону Едкого. Активное движение наблюдалось только у доски, с которой Старостин усердно оттирал какую-то надпись. Делал это очень странным способом — рукавами свитера. Через пару минут Вовик смахивал на большой пельмень. Похожесть стала разительней после того, как он вытер ладони о штаны.
— Ты бы лучше сразу штанами доску помыл, — подсказал Вадик.
И вызвал легкое движение в сонном царстве.

Глядя на это безобразие, Круглов понял, что, выражаясь морским языком, в его команде «конь не расцветал»: лень-матушка явилась на заседание раньше всех. Вот что значит пятница. «Надо их растрясти».
— Маша, а начнем с тебя. Придумала, что нарисовать?
— Да всю голову сломала, ужас, Николай Николаевич, ночью снился Петр I со своими реформами! — зеркало вернулось в портфель. — Лично я ничего не понимаю и никогда это не нарисую.

К тому, что Машкин барометр периодически зависает на «ничего и никогда», в «Полундре» знали все. Со времен первого редакционного задания (проиллюстрировать маленькую заметку о варварском отношении к школьному имуществу) за ней прочно закрепилась репутация девочки-катастрофы.
Было так. Некий неопознанный
субъект разгромил новый унитаз, оставив на месте преступления бредовую записку «сПосОбности не раз поДводили и УНИжали народ ТАкими способами как Занесение людей в черный список». И поехало! Следом пострадала раковина, за ней сушка. Самое интересное началось, когда Бормашине принесли черную перчатку, с новой странной запиской: «Палец — стрелка, ладонь — циферблат, укажут время, отпечатков нет». Через неделю злоумышленник зверски исколол ручкой обивку кожаного дивана в фойе возле учительской, а любители что-нибудь поковырять тут же превратили множественные точки в огромную дырищу. Дальше — больше: поролон, наполнявший угол дивана, был разметан по коридору. Через пару дней по новому дивано-содержимому запросто можно было писать исследование на тему «Чем питается среднестатистический школьник между уроками».
Обивку поменяли, но разговоров было столько, что не осветить эту историю в газете было просто невозможно.

 [ 49 ]




Греческий унциал IX–X века.
Славяне обзавелись собственной азбукой, которая во многом копировала азбуку греков. Устав характеризуется торжественностью, геометричностью, отсутствием наклона букв и промежутков между словами. Пропорции буквы приближены к квадрату. Каждая буква писалась отдельно, в несколько движений руки, тростью или пером (гусиным, лебединым, павлиньим). Но даже в этом строгом и геометрическом письме попадались мягкие, каллиграфические формы. Одной из таких форм была буква «Р», выглядевшая строчной среди прописных































То что серым — убираем за незавершенностью? Ваше мнение?




 [1] За заметку взялся Вадик, Маше поручили рисунки. «Я не готовила себя для туалетов, — верещала Машка, обливаясь слезами, — мое художественное кредоэстетичные вещи».
С горячим сочувствием выслушав вопль о настоящей драме настоящего художника, Вадик кивнул: «Как я тебя понимаю! Рисунки сдашь в понедельник».

Три дня Марья-краса бродила вокруг дивана, а на четвертый выловила Главного Редактора в коридоре:
— Николай Николаевич, я должна это видеть. Отведите меня в туалет мальчиков, — по обреченному Маниному голосу Круглов понял: образы в ее голове уже созрели и нужен лишь какой-то мелкий штрих, чтобы они выплеснулись на бумагу.



В понедельник на суд редколлегии были выложены карикатуры на мистера Икс, запихивающего голову в диван, и на мистера Игрек у двери туалета, забитой крест-накрест досками. По позе вандала можно было понять, что он ну очень стремится в это заведение. Подпись была в стиле РОСТА: «Ты можешь ломать унитазы до старости и делать другие ужасные пакости. Но каждое дело имеет последствия. И мокрые брюки — деяния следствие».

«Вот, — выложила Маша рисунки перед Старпомом. — И больше чтобы никаких унитазов!» Но потом были и унитазы, и пейзажи с заднего двора, и мусорные баки. А фраза «Лично я ничего не понимаю и никогда это не нарисую» стала визитной карточкой редакционного художника.
Тут можно рассказать о том, как родился номер о школьном вандализме, но это совсем другая история.

— Ну что, друзья по несчастью? По местам стоять, со швартовов сниматься. Начинаем вынос мозга?? — Вадим со вздохом встал и вышел к флипчарту, повертел в руках маркер и большими буквами изобразил на листе: «Полундра». — Николай Николаевич, прошу на капитанский мостик, — старпом широким жестом открыл главному редактору путь к доске.
Круглов обвел взглядом всех членов редколлегии.
— Может, сначала обсудим ваши мысли? А потом уже мои?

То, что отмечено серым цветом, планируется удалить из текста. Ваше мнение — удалять, нет?


— Мы с Вадей Азбуку уже набрали, — дал справку Вовик. — На все буквы, кроме твердого знака.
— Даже на «Ы»? — поинтересовалась Машка.
— Ыыы — это у них вопль лошади Петра Первого, — вставил Никита.
Никто не засмеялся, хотя Маля на это рассчитывал.
— А кто брался за шрифты? — спросил Вадик. — Узнали что-нибудь ценное?
— А какой шрифт тогда существовал? — напомнил о себе Вовка, вытряхивая мел из карманов.

Маша хмыкнула и снова потянулась за зеркалом. Этот предмет всегда выбивал ее из жизненной реальности минимум на десять минут.
— Шрифт под названием «полуустав». По истории проходили, — тускло прозвучал чей-то голос.
— А почему полуустав? Был еще устав? — не успев влиться в разговор, Никита, похоже, начинал запутываться.
Устав отличается торжественностью, геометричностью, отсутствием промежутков между словами. Полуустав…

Пауза. Все обернулись к Ритуле, которой и принадлежали прозвучавшие слова.
— Откуда таковые перцепции? — искренне поразился Вадик. Он отлично знал, что Носова спец в чем угодно, да только не в истории.
— Оттуда, — хмуро проинформировала его Ритуля.


Самой ранней из дошедших до наших дней объемных рукописей Древней Руси считается Остромирово Евангелие. Книга была написана дьяконом Григорием в 1056–1057 гг. для новгородского посадника Остромира, родственника киевского князя Владимира




— А как эти шрифты печатали? — хлопнул своими большими ресницами Никита.
— На компьютере, конечно, — съязвил Даниил. — Такой каменный, с топором вместо «клавы».
— Каждая буква писалась отдельно, в несколько движений руки, тростью или пером, — ни на минуту не задумавшись, выдала Ритуля.
— Чьим пером? — заинтересовался Никита.
— Гусиным, лебединым, павлиньим.
— Нифигась, павлиньим пером покарябать, — покатился Никита. — Звонарь, представляю тебя с пером. Во — умора!

— А вам никогда в Интернете картинки не попадались со старинными письменами? — улыбнулся Николай Николаевич. Он был уверен, что даже если кто из ребят и сталкивался во Всемирной паутине с такими изображениями, вряд ли обращал на них внимание. Поэтому был очередной раз удивлен, услышав голос Риты:
— Попадались, — и она выхватила из сумки несколько листков.

Ребята окружили ее плотным кольцом — все, кроме Лехи, слегка дернувшегося вперед, но быстро сделавшего вид, что сие ему неинтересно.
— Это 1600 год, — со знанием дела сказала Рита. — А вот 1686: пробуйте расшифровать что написано!
Звонарь — ноль внимания, фунт презрения. Копается в Данькином плеере.
— Слышь, Носова, а что это у тебя за красные глазики? — ткнул белым от мела пальцем Вовка. Задавать вопросы было его специальностью, и этому не мог помешать даже процесс мелоочищения.
Ритуля чуть скосилась на Леху. Тот демонстративно чесал шею.
— Ой, Вова! Не волнуйся! Это я букву «Р» исследовала. Николай Николаевич, помните? Вы поручали…




Минея-четья Чудовского монастыря, 1600 

Полуустав — более поздняя форма кириллицы, появившаяся впервые в конце XIII века в Болгарии, с конца XIV века употреблявшаяся для написания книг на Руси, окончательно сложилась в XV–XVII веках. В это время возрастает потребность в книгах, и профессиональные писцы, дорожа временем, пишут быстрее и убористей. Полуустав был мельче и проще устава, сохранилась торжественность, рисунок букв остался прежним, но приобрел наклон, пробелы между буквами уменьшились, а к XVII веку появились пробелы между словами. Формы букв в кириллических уставе и полууставе за 800 лет фактически не изменились. Наша буква «Р» также не поменялась, если не принимать во внимание различие почерков разных писцовых школ


«Молоток, Носова! — подбодрила себя Ритуля. — Такого великого конспиратора, как ты, еще поискать! Главное — не спугнуть Звонаря. Держаться как китайский мандарин: ни капли страсти на челе».

В Риткиной голове набатом зазвенели слова главного редактора, сказанные несколько дней назад возле кафе: «Когда Петр решил проводить свою реформу, он не учел, что найдется человек, который…»
Любой другой попустил бы эту невинную фразу мимо ушей, но только не Ритка! Теперь бы выяснить, кто этот человек, которого почему-то не учел Петр. Разузнать отдельные штрихи и неглавные детали, из которых потом составить фоторобот того, кто волнует ее оппонентов.

Промежуточная гипотеза: если НикНик и Леха — противники реформы (хотя зачем им это нужно?), то и тот, «неучтенный», — тоже противник.


Рита мысленно поблагодарила доброго Вовика за своевременный вопрос и тут же выдала заготовочку:
— Сейчас вы увидите фокус-покус: реформа реформой, а моя родная «Р-р-р» осталась прежней! Доказательства: ножка у «Р-р-р» свисает ниже строки. Видишь?
— «Йнаречеши», — прочитал Вова и шмыгнул носом. — Ну, вижу. И че?

— А вот здесь, Вова, она прямо ногой на строке стоит, — показала она на картинке.



— Ну стоит. Что с того?
— А то: никаких засечек! Только острая или тупая голова!
Ритуля так артистически спедалировала на «засечки», что все сразу уставились на ее примеры, хотя никто не разобрал, о чем, собственно, речь.


«Имя Новое» Кариона Истомина, 1686

Как правило, ножка у «Р» свисала под строкой, но нередко бывало и так, что буква стояла на строке или вообще находилась в каком-то состоянии левитации, выпирая и вверх, и вниз. Как бы то ни было, а на форме буквы это отражалось мало. Никаких засечек в ней так и не появилось



«Р» с острой и тупой головой (без засечек)

Если проанализировать допетровские книжные рукописи XVII века, то выявляется вполне четкая картина: буква Р писалась, как и в IX–X веке, в одно или два движения пера и была соответственно с круглой или остроконечной головкой.


От неведомого понятийного аппарата у Вовика зачесалось в ухе, потом в носу, снова в ухе, затем он на время впал в терминологический ступор и замер, упершись взглядом в текст.
— Засечки? А что ими засекают?
— Не сечешь? — выйдя из спячки, скаламбурил Даниил. — За это тебя надо высечь, — и автоматически бросил украдкой взгляд чуть левее («Маринку высматривает», — мельком подумала Ритка).
— Засечки, Вовуша, это такие то-о-о-нкие черточки на концах букв. Ученые выяснили, что с ними читается легче, знаешь, почему? Не знаешь? А я тебе скажу. Засечки помогают буквам не сливаться друг с другом. В общем, запомни: с ними читать легче, — отчеканила предусмотрительная Ритуля, изо всех энергетических сил целясь сквозь Старостина в Звонаря. Не зря она эту фразу все утро репетировала. И нежно уставилась на Вову: мол, что скажешь?
Но тот намеревался закругляться с расспросами: его порядком утомила носовская заумщина.

— Нет, ты только погляди сюда! — выложила Ритуля перед Вовкой, который чуть не задохнулся от прилива чувств, еще один лист. — Знаешь, что это такое?!
— Нет! И не хо…
— «Геометрия славянского землемерия»! Первая книга, набранная новым петровским шрифтом! Март! 1708!
— И чего теперь? — нахохлился Вовка.
— Как чего?! Откуда взялась эта уродливая бескозырка в букве «Р»?




Книга Торопецкой десятни, 1606 

Если так обстояли дела в полууставе, то что же говорить о разухабистой и удалой скорописи. И тут «Р» представляет собой простую петельку




«Геометрия славянского землемерия».
Первая книга, набранная гражданским шрифтом. Март 1708 

— Носова, ты че, опухла? Какая бескозырка? — на Вовку было страшно смотреть: мало того, что попытки привести себя в порядок практически ни к чему не привели, так еще эта «колбаса» давит его интеллектом.
— Смотри в картинку! — нежно рявкнула Ритуля.
— Ну, дальше что? — неохотно среагировал Вовик.
— А то, что по одной только «Р» из нового петровского шрифта можно понять, — строго заговорила Носова, — что реформировали нашу азбуку люди, которые вообще наплевали на русскую каллиграфию, не оставив буквам никакой красоты! Короче — дилетанты!

Тонкий психологический расчет состоял в том, что Звонарь (если реформа действительно играет свою роль в этом смутном деле) должен среагировать на «реформаторов-дилетантов». Но, как назло, в этот момент Вовка встал ровно между Лехой и Ритой, сузив обзор и скрыв от глаз Ритконосика реакцию главного фигуранта.
Зато Николай Николаевич так глянул на Ритку, что ее как током шибануло. И взгляд его выражал удивление вперемешку с какой-то тревожной радостью и теплотой.

— Засечки? А что ими засекают?
— Не сечешь? — скаламбурил Даниил. — За это тебя надо высечь.



Откуда взялась эта уродливая бескозырка в букве «Р»?


— Ты же только что, минуту назад, сама сказала, что твоя «Р» не изменилась, Носова, — хмыкнул Данька и подмигнул Звонареву, указывая на прокол вездесущей девчонки.
— Ну да. Логика — ее «сила», — поддержал Едкого Леха и наклонился к компьютеру, возле которого чистил крылья Вовик.
Ура! Один: ноль! Звонарев прорезался! Ее первая вспомогательная цель начала сбываться!

— Зато аргументы — моя «слабость»! Смотри! — Ритка всеми силами старалась завлечь Вову обратно в разговор, но так, чтобы вовлекся Звонарев, которого она старательно «не замечала». Вовка — ее сегодняшняя опора. На Даника она не рассчитывала, знала его переменчивый нрав. — Вот, Вова! Это первая книга, набранная гражданским шрифтом, — еще раз помахала она «Геометрией». — Погляди на «Р»! А это, Вова, подправленный гражданский шрифт, где «Р» уже без бескозырки! Срезали ее!

Главная картинка

Подправленный гражданский шрифт, 1708 

— Носо…
— Ну как ты не понимаешь. Вова! Это же важно!
— А я при чем? Ты меня уже достала своими бескозырками — от баранок дырками!


Только по одной букве «Р» из нового гражданского шрифта можно понять, что делали его дилетанты


Вадик, все это время пытающийся вычленить из диалога Ритконосика и Вовки хоть что-то, пригодное для Спецвыпуска, не выдержал:
— Как говорит наш друг Пусякин, ныне сраженный гриппом, дайте нам хоть один коренной вывод.
— Есть вывод, есть! — спохватилась Рита. — Но сначала я должна сообщить еще про одно важное открытие! — она перебежала к центру комнаты, туда, где волновался флагшток. — Я вчера смотрела исконные формы кириллических букв. Нашла кучу примеров. Стала их сравнивать с новыми, которые Петр ввел.
— Так. И что? — выждав минуту, запросил Вадим. И тут же пожалел.
Ритка бросилась к сумке и вытащила на свет помятый листок.

— Как вы думаете, что здесь написано? — разгладив, она передала его ребятам.

Старостин демонстративно закашлял.
— «Рита, Рита», — откликнулся Никита после непродолжительного молчания.
— А вот и нет! Смотрите! — девочка перевернула его другой стороной.

— А наша Рита, оказывается, Пума. Как она себе льстит. Хотя мне ADIDAS больше нравится! — Даник осмотрел свои новые кроссовки с тремя полосками, мимоходом кинув взгляд на Марину. Та, однако, в обсуждении не участвовала и молча теребила свою синюю ленточку. Даник тут же скис.


Но Носова, к удивлению общественности, даже не дунула на этот выпад. Вступить с Едким в перепалку — потерять Звонаря.
— Вова! — на этих словах тот, к кому обращалась Рита, вздрогнул и качнулся. — Ты никогда не думал, почему наша кириллическая Рэ копирует их латинскую Пэ? Хотя это совершенно разные звуки!
— Вот ночами не сплю, все мучаюсь, и что это Рэ так на Пэ похожа? — раздраженно отозвался мальчишка, которому хотелось одного: скорее избавиться от приставучей Носовой. — Мне что, больше думать не о чем? — бедолага был уже на грани нервных возможностей и, кажется, начал подозревать, что Ритка неспроста выбрала его в качестве тушки для битья. Или она его разыгрывает?
А мне кажется, все это очень интересно,
— внезапно подключилась Марина.

Но ее полузадумчивую реплику в общем шуме не заметил никто, кроме Даника, для которого мир снова стал обретать яркие краски.
— Николай Николаевич, а вы что скажете? — с отчаянием обратилась к Круглову Ритка. Она из последних сил пыталась удержать свои позиции.


— Ритина логика мне ясна. Рита пыталась понять, что претерпела ее «Р» по ходу истории. И дошла до момента, когда началась так называемая латинизация нашего алфавита, во время которой случилась подмена русской эР латинской Пэ, — спокойно «перевел» Риткины вопли Николай Николаевич.
— Да, да, — вмешался старпом, — я как раз хотел сказать, что суть Петровской реформы в том, что она разом перевела наш «корявый» полуустав на легкую и совершенную латиницу.
Ник Ник осекся и на мгновенье …

— Слухайте! Мабудь кто-нибудь объяснит мне про устав и полуустав? Это как «Полундра» и «Полуполунда», что ли? — ни с того ни с сего перебил всех Никита. — То есть полуустав — это как бы недоустав?

Вадик повернулся и постучал пальцем по голове, показывая, что вопрос идиотский.
— Нет-нет, это отличный вопрос. Молодец, что спросил! — заступился за Никитоса Главный Редактор и шагнул к Риткиным образцам. — Смотрите. Это устав. Начало X века. Буква к букве. А вот полуустав. Буквы с наклоном, пробелы уменьшились (писцы, дорожа своим временем, писали быстрее и убористей). Заметна разница?

— Да! Да! Да! — радостно воскликнула Ритка, так радостно, будто ее назначили придворным архитектором. — Хотя устав писался гусиным пером, засечки все равно присутствовали! Как вы не поймете! Даже в уставе моя родная «Р» единственная была с круглой головой и плавным хвостом!
— Тю. Опять засечки! Опять «Р» с хвостом! — выдавил Вовик. — Она маньяк! — и выскочил за дверь, как будто убегал от чумы.

Но Ритулю уже было не остановить. Она ринулась к доске, подняла листы и стала лихорадочно тыкать на «красные глазики»:
— Вот: Х век. Вот! Это XI. А туточки XVIII! Изменились буквы? Неужели не видите? Изменились! А «Р» — совершенно не поменялась! Вот что я хотела сказать! Нет в ней засечек!
— Это ты, Носова, ее заколдовала, — давясь от смеха, вставил Даник, примеряя очки Кати I и красуясь перед чайником.  [2] 

Буквица «Р» из Остромирова Евангелия, 1056–1057 гг.

Космография, 1669–70 г. г. (наверху — вязь, текст написан полууставом).

Буквицы, несмотря на свою монументальность, также повторяли конструкцию круглоголовой Р.


Он скорчил скорбную мину, потом вытянул губы в трубочку и коснулся оправы с кокетливым видом секретарши большого босса, потом предстал в образе подслеповатого растяпы.
«Мартышка и очки», — не удержалась взъерошенная Ритка.

Стоящий рядом Вадик склонил голову, чтобы спрятать смех. Маленко беззвучно прыснул, но глянул на Ритку, застывшую со своими листами против Едкого в скошенных очках, и разразился звонким «перепончатым» смехом, будто внутри него завелся игрушечный мотоциклик. Кати почти стонали. Не в силах справиться с приступом, они топали ногами и тыкали пальцами, показывая то на Даника, то на Риту. Даже серьезная Марина разулыбалась. Цепная реакция захватила всех, включая Николая Николаевича, который, сидя за столом, упал головой на руки. Последней точкой стало возвращение Вовки.

— Че ржем? — спросил он серьезно, что совсем не соответствовало содержанию момента и общему состоянию.
Взрыв смеха чуть не сбил Старостина с ног. Он закрыл уши руками и почти закричал:
— Перестаньте! Мои барабаньи перепонки скоро лопнут!

К тому времени Ритконосик более-менее пришла в себя
— Ну пожалуйста, прошу! Смотрите! — заметалась у флипчарта. — Это еще не все! Наступило петровское время и… — Носова на цыпочках приблизилась к рисунку изо со всех сил залупила по «Геометрии». — Это титул первой книги, напечатанной новой азбукой! Смотрите на «Р»!


Правила соединения «Р» с другими буквами в вязи, XVII век

Теперь, наконец, понятно. Засечки — это и есть бескозырка




Смотрите на «Р»!

Вовка, вновь попавший в эпицентр битвы, в ужасе обхватил себя руками.
— Бескозырка? — шепотом спросил Даник. — Теперь наконец понятно, да, Вовенька? Засечки — это и есть бескозырка. Все сказала, Носова?

— Не все! Ты только послушай, Вова, какая удивительная вещь! — делая вид, что плевать ей с высокой колокольни на Едкого, продолжала Ритка. — В том же 1708 году шрифт был подправлен и бескозырку у «Р» убрали!
— Достали вы меня: в бескозырке, в шляпе, в панаме! — пытался вырваться Вовка. Он жутко утомился от слов, смысл которых понимал плохо.
— Ладно, Ритуля, закругляйся, давай выводы! — Вадим заметил, что ребят больше занимают чудачества Даньки, который на этот раз надевал на голову берет Маши. После шести уроков рассуждения Носовой о судьбе бескозырки были довольно утомительными.


Последний стиль, вязь — своеобразное декоративное письмо, в котором строка связана в непрерывный равномерный орнамент. Чаще всего это письмо применялось для оформления заглавий. На Руси вязь стала применяться в художественном оформлении книги с конца XIV века. Буква «Р» в вязи встречается разной формы. Иногда с круглой головкой, иногда с прямой верхней крышкой и засечкой слева вверху. Получается, что это — единственный пример буквы «Р» с верхней засечкой.

С таким багажом пришла кириллица к петровской реформе…


Ритка устало кивнула. Она поняла что проиграла…
— Вывод такой…
— А где это ты все надыбала, Носова? В Интернете? Или скажешь, сама додумалась?

От Звонаревского (!) вопроса по Ритке побежали волнительные мурашки.
— У меня еще кое-что есть, — не веря ушам своим, выдохнула она. Неужели она все-таки смогла? Звонарь заговорил! Прорыть туннель до его дома с помощью авторучки ей было бы легче. — В общем, Р — это улика. По которой можно узнать очень важную вещь…

— Что она этим хочет сказать? — Леха почему-то обратился не к самой девушке, а к Круглову.
— Носова — психооккупант! — упал на стол Вовка. — 300 лет никаких улик, а она пришла, значит, и все рассекретила!
— Рита, — Вадик устал стоять и оседлал стул. — Объясни, наконец, какие улики-засечки ты имеешь в виду? Ты всех запутала.
Хотя слово «улика» выпало из нее случайно, именно эта оговорка произвела на Звонаря впечатление. Он мгновенно пересел к Круглову и стал тому что-то горячо объяснять, оглядываясь на флипчарт. Потом достал из портфеля какую-то доску, потыкал в нее пальцем и тут же убрал.

Но Ритка не стала ставить себе «три: ноль» — не поверила удаче. Без всякой надежды она передала Вадику свой последний листок: Типографский шрифт Академии наук. Санкт-Петербург, 1748.

— Что это?
— «Р». Без засечек. Без бескозырки, — сказала она и опустилась на стул рядом с Вовиком. — Все. Больше не могу.
— Носова, да тебе просто нечего сказать! — понимая, что Ритуля что-то недоговаривает, наконе-е-е-е-е-ец-то подал полноценный голос Леха. Если бы только он мог представить, как она ждала этого момента!

Девочка стала потихоньку собирать принесенные листы, делая вид, что ее интересуют только они.

Типографский шрифт Академии наук. Санкт-Петербург, 1748 г. (он же «Малый канон»)

Таким образом даже реформа Петра не стала для буквы «Р» роковой. Еще в середине XVIII века у буквы была круглая головка без всяких засечек


Убрать этот кусок?


Убрали





«Пробная книга всем азбукам…». Академия наук.
Санкт-Петербург, 1748 г.

Однако в той же середине XVIII века появляется вариант кириллической «Р», который полностью повторяет латинскую «Р». Далее происходит укрепление позиций латинизированного варианта

— Почему «нечего»? Очень даже есть чего, — грустно посмотрела на Звонаря, словно сигналя о своем одиночестве, о том, что ее тут никто не понимает и не поймет: вон — Машка позирует для своего отражения в чайнике, Вовик все мурыжит свой свитер, девичий ряд снова привял, и Маля притих, и никому здесь не нужны ни она, ни ее выстраданное знание. Она все грустнела и грустнела… Нет более сильного оружия против мужчины, чем грусть, причиненная им женщине. И Звонарь дрогнул…
— Дело в том, — очень тихо сказала Ритуля, — «Р» — это свидетель.
— Свидетель чего? — переспросил Леха.
— Того, что случилось с кириллицей.

Честно говоря, она так устала, что была готова к любому раскладу, лишь бы наступила хоть какая-то определенность.
— А чего с ней случилось? Петр — молодец! Повыбрасывал кракозябры из азбуки, — пробурчал Вовка, порядком утомившийся от Ритулиных бумерангов.
— Сам ты кракозябр в штанах! — вдруг вскочил и сжал кулаки Леха.— А ты в курсе, что твой любимый Петр грохнул нашу кириллицу, и это привело к необратимым последствиям? К «Р» это отношение не имеет, — чуть подумав, добавил он и отошел вглубь комнаты.
— Имеет! — твердо сказала Ритка. И еще раз повторила: — Имеет!

В кабинете запахло интригой. Когда люди чувствуют ее появление, мысли их мгновенно перенастраиваются. Несколько слов, брошенных Лехой, его выпад против Вовки подействовали на ребят, как лимонная кислота на соду. Звонарь с Ритконосиком в одной упряжке? Такого «союза» никто не ожидал.
— Ритуля, где твоя совесть? Я после твоих объяснений теперь умственно контужен! — прервал ее Даник. Но что-то в нем повернулось, и Едкий — было видно — постепенно расконтуживался.


Вовка неспокойно раскачивался на краешке стула, дожидаясь тишины.
— Да это не просто реформа, а прорыв настоящий в книгопечатании! Смотрите, что в Википедии пишут!
Вовка был горд: он наконец нарыл информацию, которая, как ему казалось, была не хуже Ритиной. Однако так думал только он. Ребята практически его не слушали. Все, и даже Звонарев, смотрели не на него, а на эту деловую колбасу Носову.  [2]


Если говорить о современных примерах, то круглая головка в букве «Р» есть только в исторических реконструкциях, например, в шрифте Академический, который сделан по мотивам того самого шрифта Академии наук XVIII века.

Из исторического экскурса видно, что, во-первых, кириллическая «Р» является прямым потомком финикийской буквы, а латинская «Р» имеет совершенно другие корни, и их сходство — следствие случайного стечения обстоятельств. На определенном историческом этапе этот факт был проигнорирован. В-третьих, историческая форма кириллической «Р» не так уж сильно отличается от ее современной формы, и если вернуться к ней, то читаемость не пострадает. То же самое касается и строчной р



Резерв иллюстраций




Начинаем вынос мозга?




Мутант божьей коровки в костюме «от Армани»



Вандализм — маска для труса






Рита знает все





Загадку разгадает, к решению подведет…
Оценить главу Средний балл
4,4
Оценили 15 чел.

 
Комментарии к Главе 46

 [ 49 ]

Страница 1 из 7 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая | Последняя

Всего комментариев 155

Карина Ибрагимова21:08 22.01.2017 | № 98780
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, глава мне очень понравилась. Очень познавательная. Сразу же меня заинтересовало название, и не подвело мое чутье, что глава будет не скучной.
Я к вам обращаюсь, товарищи:
Полезнее КП не вещи на свете! Пусть главы друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
2. Самое удачное место
— Дело в том, — очень тихо сказала Ритуля, — «Р» — это свидетель.
— Свидетель чего? — переспросил Леха.
— Того, что случилось с кириллицей.
Обсуждение насчет буквы «Р».
3. Самое неудачное место. Почему?
Так как мне глава очень понравилась, я даже не искала неудачные места. Мне кажется, эта глава получилась хорошей.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Я бы добавила в данную главу более ярких и живых иллюстраций. Все как-то черно и мрачно, хотя бы два-три рисунка или фотографии(было бы намного лучше).А в резерве иллюстрации мне больше нравятся.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Столько много тайн в Ритиной голове! Разоблачит ли она Звонарева?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Как я написала выше, что мне не хватило иллюстраций. И предложенные мне тоже не по вкусу.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомилась. Оцениваю на 5. Так интересно и подробно написано, просто замечательно. Автору спасибо.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Также можно оценит на пять, как и «Историю создания главы». Читать не мешают, здесь даже очень кстати.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хочется прочитать про Ритку и кафе. Что-нибудь удивительного узнать.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Помни, юный ********
КП-роста витамин!
Читая каждый год,
Корреспондент сказочно растет!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)

Олег Усов #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск10:02 6.02.2016 | № 89834
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
В разы лучше предыдущей. Почему? Тут мои любимые персонажи, а также хоть какое-то развитие сюжета (типа этой проверки Звонарева)
2. Самое удачное место
Чего-то сверх выделяющегося не нашёл. Ну, глава приятная вся, особенных хороших мест выделить не могу.
3. Самое неудачное место. Почему?
Про туалет мальчиков, как-то неприятно это для школьной Коллективной повести.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не то чтобы чего-то не хватило, но есть что хочется исправить.
Убрать бы эту шутку с подтекстом (извините, но прямо из повести вставлю, чтобы было понятно о чем я)
— Николай Николаевич, я должна это видеть. Отведите меня в туалет мальчиков, — по обреченному Маниному голосу Круглов понял: образы в ее голове уже созрели и нужен лишь какой-то мелкий штрих, чтобы они выплеснулись на бумагу.
Если тут имелось ввиду не это, то просто стоит исправить, чтобы не возникало подтекста.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Сможет ли Ритка разоблачить Звонарева?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Очень скучные, неинтересные. Нужно больше контраста, возможно фото ситуации или рисунков. Можно было бы хорошо обыграть кусок из начала (про бурчание Бормашины)
В резерве хранятся очень хорошие иллюстрации, лучше поставить их внутрь главы.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Отличная история к главе. Кратко, по делу и не очень скучно, такое нужно ко всем главам.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Совсем не мешают, но в сравнении с другими главами зеленых слов маловато. Не знаю даже хорошо или плохо.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Ритку и ее приключения. К чему приведет ее любопытство.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Стоит обыграть серые слова, не стоит их убирать. Как кораблик: «Постарайтесь не убирать серый текст, а обыграть его, чтобы он был оправдан. Приветствуется все: от иллюстраций до подходящих кусков текста»

А мне интересно читать повесть и следить за сюжетом, только и всего.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)
Редактор-арбитр Александр Ковко
 Комментариев 1 
•   
Мастер (Оргкомитет)13:11 6.02.2016 | № 89840
 
 0 
 
 0 
Re: Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
Интересно, как ты оценишь следующие главы, над которыми пришлось сидеть и сидеть. Особенно 22 тысячи ссылок, очень люблю ее.

Анна Димитренко #839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону16:19 24.01.2016 | № 88046
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава понравилась, но местами было скучно.
2. Самое удачное место
Школьный вандализм — тема распространенная, рада, что и здесь ее затронули.
3. Самое неудачное место. Почему?
Одно место назвать сложно, а вот некоторые, на мой взгляд, лишние предложения были.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило атмосферы, само объяснение Риты было не очень интересным для меня.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Куда выносят-то мозги?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации хорошие, но мне кажется их слишком много для этой главы.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Создание главы было интересным, но сама глава вышла не самой лучшей из всех, что были.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Зеленые слова здесь помогли, как никогда раньше. Особенно с «китайским мандарином».
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Интересно узнать, насколько сильно им поможет расследование Риты
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Все еще, мне хочется знать, чем заканчивается повесть, какой конкретный смысл в ней заложен.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)
Редактор-арбитр Юлия Забудряева

Галина Полонская, рук. #651 Газета «Словесенок»; Школа 199, Москва20:51 25.01.2015 | № 76570
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень хорош стиль.
2. Самое удачное место
Хорошая история с унитазом — рождение номера о школьном вандализме. Удачное выражение «Р — это свидетель». Очень полезное. Очень-очень.
3. Самое неудачное место. Почему?
Уже забили Бормашину и бабу Капу. Плохо «вынос мозга», «бросить тело да немного пошланговать». Это повесть, а не сборник уходящего сленга.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Куда надо «выносить мозги»? Вынос тела — это похороны. По ассоциации получаем похороны мозга? Как-то мрачновато.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Объединятся ли Звонарев и Носова?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Профессионально и с любовью.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Очень хорошо. Интересно и по делу.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Удачный момент, когда Рита оказывается Пумой. Не афоризм, но все же. А вот вынос мозга, заявленный как афоризм, мне совсем не нравится.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про общение детей, про школу. Про Марину и ее «врага»- защитника .
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Взаимодействие истории и литературы, детей и взрослых, читателей и писателей.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)
Редактор-арбитр Наталья Быкова             

Ирина Давыдова, рук. #4561 Медиацентр «МедиаСтар 2107»; Школа 2107, Москва20:07 25.01.2015 | № 76553
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень! После перечитанных 23 и 24 глав так и хочется сказать: «Ура! Наконец-то Ритуля такая, какой должна быть!» Без нелепых скачков и планов ловли на живца, а с тонким психологическим расчетом, приводящим к эффекту, которого она и добивалась. Наконец-то она говорит, не пересыпая речь непонятными словечками, присказками, Лешечками, рыбульками… Убедительная Носова — это мне нравится!
2. Самое удачное место
Оговорка про улику. Моментальная реакция Лехи на нее.
Интересно про Риту и Пуму.
Очень живое описание школьного коридора в самом начале главы.
Гениальная история про Машин дебют в газете. Особенно если его доработать.
3. Самое неудачное место. Почему?
Вяло-сонное начало заседания. В нем вязнешь, самой прилечь захотелось.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
В этот раз всего. Кроме, пожалуй иллюстраций с детьми. Стали сходиться темы Спецвыпуска и Кафе — это хорошо.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Возьмут ли Круглов и Леха Риту в свою кафейную компанию?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Мне очень понравились иллюстрации, они позволяют понять, что такое засечки, как менялись буквы. Как себя проявила реформа. Но хочется добавить к ним иллюстрации с ребятами редакции. Давно не видела НикНика на иллюстрациях.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да. И она очень понравилась: живо написанная, интересная, с реакцией первого читателя. Здорово, что снова жизненная школьная история попала на страницы КП.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Мое традиционное: не все афоризмы — афоризмы, зеленые слова не отвлекают. Честно говоря, уже привыкла и к афоризмам.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про кафе, про статую, про Чарлика, про Кругловых, про исход похода в кафе Степы-Лехи-Полины.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
То, что реформа азбуки может стать такой интересной и близкой темой.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)
Редактор-арбитр Наталья Быкова             

Владислав Зяблов #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново9:53 25.01.2015 | № 76454
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Качество главы заметно убывает к ее окончанию.
2. Самое удачное место
«Активное движение наблюдалось только у доски, с которой Старостин усердно оттирал какую-то надпись. Делал это очень странным способом — рукавами свитера. Через пару минут Вовик смахивал на большой пельмень. Похожесть стала разительней после того, как он вытер ладони о штаны.
— Ты бы лучше сразу штанами доску помыл, — подсказал Вадик.
И вызвал легкое движение в сонном царстве».
3. Самое неудачное место. Почему?
«От неведомого понятийного аппарата у Вовика зачесалось в ухе, потом в носу, снова в ухе, затем он на время впал в терминологический ступор и замер, упершись взглядом в текст». Заменим? Уж как-то не вписывается…
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
«Вставки» Даника не делают обсуждение изменений буквы Р веселее. Нужно что-то более убедительное.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Добьется ли Рита своей цели?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Буква Р в разные времена как единственный возможной вариант иллюстраций к главе — не идет. Должно быть разнообразие!
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Заинтересовался школьной газетой «Летучка»…
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Правильно, Рита должна уметь проигрывать.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Чем бы вы дополнили разговор о букве Р в редакции? Ответы на тему «как менялась буква Р» — изменить некоторые вопросы Вадика.
 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)
Редактор-арбитр Наталья Быкова             

Владислав Зяблов #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново8:36 25.01.2015 | № 76441
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 46, эпизод 01
Торпедируя бодро марширующую колонну первоклашек, не пойми откуда взявшуюся бабу Капу, списывающего какую-то домашнюю работу Белокопытова и трех активно обсуждающий какую-то самостоятельную работу пятиклашек, Леха направился к запасному выходу. Именно там находился требуемый ему объект — дверь на чердак.

Ксения Мартынова #1731 Кружок журналистики «Бронзовый век»; Школа 183, Москва17:55 24.01.2015 | № 76318
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Сложилось двоякое впечатление о главе. С одной стороны, переизбыток информации и тайн в Ритиной голове, а с другой стороны, сплошной исторический материал, который не всегда так просто понять.
2. Самое удачное место
«Тонкий психологический расчет состоял в том, что Звонарь (если реформа действительно играет свою роль в этом смутном деле) должен среагировать на „реформаторов-дилетантов”. Но, как назло, в этот момент Вовка встал ровно между Лехой и Ритой, сузив обзор и скрыв от глаз Ритконосика реакцию главного фигуранта.
Зато Николай Николаевич так глянул на Ритку, что ее как током шибануло. И взгляд его выражал удивление в смеси с тревожной какой-то радостью и теплотой» Именно в этом моменте раскрывается смысл данного концерта для одного зрителя.
3. Самое неудачное место. Почему?
Будь я на месте одного из слушателей Риты, а бы, наверное, стояла с «Че» — выражением на лице. Не всегда понятны рассуждения и объяснения Риты. Мысли переплетаются, действия переплетаются. Данька игрался, как маленький ребенок, не давая нормально ничего сказать Рите.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне показалось, что совсем нет яркости, пестроты ощущений. Да, материал исторически подобран не плох, но объяснения сложноваты.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Рита всеми силами пыталась вывести Звонарева на чистую воду. Удастся ли ей в конце концов добиться этого?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации подобраны к исторически важному рассказу Риты. Я бы предложила запечатлеть моменты непонимания рассказа, шалости мальчишек, усердный труд Риты, старания Даника привлечь внимание Марины. Сделать некий фотосет.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
После многих разочарований по поводу статистики заполнения «Истории создания» наконец-то меня порадовали. Все четко, ясно и понятно. Где, как, когда, что нужно знать для понимания.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Несмотря на сложность прочтения главы в целом, «зеленка» не отвлекала.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Мне хватило этой буквы «Р», идеи Риты мы поняли, теперь интересно что по этому всему поводу думает Звонарев. Догадался ли он, чего Рита добивалась?
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Людмила Ардышева #1260 Пресс-центр «Переплет»; Школа 24, Горноуральский, Свердловская обл.16:09 19.01.2015 | № 74731
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравился сосуд, то есть форма, в которую с избытком налили Ритулиных попыток добиться желаемого, а чего она желает и добилась ли в итоге — не совсем понятно. Когда читаю КП, считаю главу удачной, если в ней присутствует «живой» смех, рождённый в моменте здесь и сейчас. Такие моменты в главе есть. Юмор возвращает к вдумчивому, осознанному прочтению, а вот Ритулин план по «выносу мозга» отвлекает. Видимо, глава писалась с расчётом и на тотальное воздействие на мозг читателя.
2. Самое удачное место
1 » в стиле РОСТА: «Ты можешь ломать унитазы до старости и делать другие ужасные пакости. Но каждое дело имеет последствия. И мокрые брюки — деяния следствие».
2 » нежно рявкнула» — интересное сочетание.
3. Рита и Puma тоже понравилось.
Глава цепляет отдельными фразами, идеями.
3. Самое неудачное место. Почему?
Общее впечатление от сюжета — монотонность, статичность. Не хватает сочной развязки главы, динамики.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хочется сделать главу легче и ярче. Добавить «перца» в реплики мальчишек, может быть, кому-то из ребят дать роль искажающего Ритулю зеркала, которое бы «разгружало» читателя, не переставая «напрягать» адресата Носовой.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Вернулся ли на место мозг Вовика?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Если смотреть на иллюстрирование главы с точки зрения всей повести, возможно, этого достаточно, но мне не хватило выраженной эмоциональности. Я думаю, что карикатуры мозга, который выносят, героев без этого самого мозга, Риткиной путаницы, инструментов для хладнокровной оккупации центральной нервной системы, «оживят» главу.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
С историей не знакомилась. Если честно, жалко времени.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Зелёные слова не отвлекают, а наоборот — акцентируют внимание. Нашла один афоризм, отметила. На мой взгляд, озеленения достаточно, а устойчивые словосочетания спасают читателя от участи Вовки.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Ну, про букву «Р» точно не хочу. Мне бы хотелось «покопаться» в логике Носовой. Как она устроена? Складывается впечатление, что это отдельное государство.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Идеи для кораблика — иллюстрации эмоций. Я уже написала об этом в пункте «иллюстрирование».
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Елизавета Голякова #1310 Видеостудия «ТЕЛЕГАзета»; Школа 1310, Москва18:23 14.01.2015 | № 74286
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава какая-то странная. Периодически мне не очень нравились пререкательства между ребятами: «Ты бы лучше сразу штанами доску помыл», как Вовка от Риты хотел уже сбежать, это все как-то не соответствует с той атмосферой, которая всегда присутствует в Полундре.
2. Самое удачное место
Когда Ритка сначала разочаровалась, поняла, что все, у нее ничего не получилось, миссия провалена… И тут Звонарев! В общем, мне понравилось:)
3. Самое неудачное место. Почему?
Не смогу, пожалуй, выделить точного места и ткнуть в него условным пальцем. Скорее, в главе присутствует средних размеров минус: подзатянуто как-то вышло в этой буквой Р, долго-долго мучила ее Носова, а потом саму интригу не рассказала! А так, в целом, хорошо, глава не состоит из одной природы и диалогов — пища для ума присутствует, что, в общем-то, мне очень нравится.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
А вот что мне не нравится — так это, опять же, количество интересных, чем-то притягивающих к себе персонажей: Маринки мало, Едкого мало, Риткиной кружки и в помине нет… Жаль(
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Интрига буквы Р. Где?
Аквамарин, он что вообще за птица? Почему открыл дверь раздевалки, а потом не сработал?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации — в стиле. Так и надо, наверно, для главы о странном. Идей — ноль, разве что однажды я достану фотоаппарат, возьму кнут и пряник и пойду снимать иллюстрации-фотографии.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Нет, как всегда. Не читала. Главы повести для меня интереснее, чем она. А вот предварительной, но исправленной версии некоторых эпизодов нет, а?
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
По традиции, я предлагаю выделять афоризм с двух сторон. В какой-то другой главе я видела скрепочку после перла, иногда они — после, а вот сделать с двух сторон, как я на стенд бумажки прикалываю, почему-то не догадались: (
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Продолжение: аквамарин. Буква Р. И еще: очень, очень хотелось бы дождаться того момента, когда Машка окажется без своего волшебного зеркальца. Вдруг как-нибудь это свершится, и Машка, невольно активнее обычного участвуя в общем диспуте, предложит что-то действительно гениальное? Все может быть, все может быть…
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Само интересное и хорошее — это участие. Вот так вот.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)


Проверено.Редактор-арбитр Александр Ковко


Иннокентий Кресик, рук. #1536 Детский Медиа-Холдинг «Наше Всё»; Школа 17, Санкт-Петербург20:59 28.01.2014 | № 70380
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень!
2. Самое удачное место
— Николай Николаевич, отведите меня в туалет мальчиков. Я должна это видеть…

И вот это:
«Ты можешь ломать унитазы до старости и делать другие ужасные пакости. Но каждое дело имеет последствия. И мокрые брюки — деяния следствие»

И, о! счастье!!!! Ритка наконец-то говорит о том что придумывала столько глав!!!
3. Самое неудачное место. Почему?
Немного нудновато подведено к Риткиной затее.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
И что дальше?????
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Буквица из Остромирова евангелья. Спасибо Новгороду Великому, что сберег это чудо!!
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ну, про вынос мозга… хотя кому как.
Следствие про Р — очень качественное — мне здорово понравилось!
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
хорошо все.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хотелось бы чтоб они уже все собрались, без Копытиных, Калерий и прочих Квакиных-Хрюкиных и так же разобрались как с «Р».
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Дойти уже до конца!!!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Ирина Лепихова #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск9:53 27.01.2014 | № 70085
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
После прочтения этой главы я как и Даник «умственно контужена» после Риткиных объяснений, связанных с реформой буквы «Р». Название главы как нельзя лучше подходит для всех этих объяснений.
2. Самое удачное место
Мне понравился эпизод в начале главы, в котором рассказывается о дебюте новенькой Марины-художницы в «Полундре», связанном с художественным изображением акта вандализма над унитазом.
3. Самое неудачное место. Почему?
Глава сильно перегружена всеми научными метаморфозами вокруг буквы «Р». Мне кажется, что можно было бы и обойтись без некоторых подробностей.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне не хватило простоты в Риткиных рассуждениях. Хотя важен результат, и он достигнут. Она привлекла внимание Звонаря и четко показала ему что «петрит в реформе» и является «противником реформы». Общая «упряжка Звонаря и Ритконосика» должна дать положительный эффект в дальнейших событиях.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Предложит ли Леха Рите составить ему компанию, чтобы вместе сходить в кафе за новыми уликами?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации во многом помогают понять смысл исторических исследований алфавита. Но для данной главы, мне кажется, лучше подошли бы картинки с изображением ребят-героев главы.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
«История» на 5 баллов, очень хорошая.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
На фоне всех «сложностей» главы интерактив я практически вообще не замечала.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хотелось бы поблагодарить авторов за проделанную работу, связанную с реформой азбуки. Это, конечно же, колосссальный труд. Но читать так подробно об этом интересно, думаю, не всем.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Продолжить чтение КП до конца.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Мария Высотенко #1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград23:23 23.01.2014 | № 69350
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, понравилась.
Наконец-таки хоть одна глава, которая написана на историческую тему, не вгоняет меня в краску от ощущения тупости, которое ложится на мои хрупкие плечи.
Глава была буквально разжевана, поэтому усваивалась она очень легко. Жаль только, что я не поняла, к чему привела эта Риткина тирада. Я понимаю, конечно, что все это сыщица затеяла для того, чтобы выведать нужную информацию у Звонаря, но сам вывод из всего этого исторического доклада мне остался непонятен.
2. Самое удачное место
01 эпизод. Отлично передана полундровская атмосфера. Также мне нравится, что глава полна афоризмов и забавных сравнений. Например, Дубровский и мел, забавная история про Машку и ее «я никогда это не нарисую».
3. Самое неудачное место. Почему?
Глава написана ровно, без провалов, но и особых мест подъема не было.
Неудачных мест не обнаружила.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Может быть добавить больше иллюстраций того, как проходит заседание «Полундры», нарисовать персонажей.
Прочтя 44 главу, я увидела сноску в последних эпизодах «Это относится к главе 46». Я думала, что в непосредственно самой 45 главе продолжат развивать тему отношений Марины и Боди, но нет. Тогда к чему тот оставшийся кусок? Так и болтает там, в конце 44 главы. Давайте его разовьем и сделаем еще одну, полноценную главу.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Когда же ребята пойду в кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Хорошие. восхищаюсь создателями, они не ленились, находили эти книги Петровской Эпохи, выделяли.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Родная «Летучка». Могу похвастаться тем, что слышала историю, о создании главы, из уст автора: Р 
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают, удобно, понятно, очень полезно. Только вот слово «флипчарт» было озеленено два раза, а так, претензий больше нет.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Ой, если честно, то после этой главы стооолько вопросов возникло. Не буду ничего советовать, ведь верю, что следующая Я знаю, они справятся.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)

Ксения Марчук #1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград23:08 23.01.2014 | № 69339
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Название главы полностью отражает ее суть. Но! Главное вчитаться в главу, смотреть толкование всех непонятных слов, тогда глава полностью захватывает. И ты пытаешься уловить каждую мысль, которую несет Ритка. Глава меня впечатлила!
2. Самое удачное место
Дискуссия на счет буквы «Р». Возможно, я просто уловила эту ситуацию, напряженность каждого ученика, мысль Ритки. И все сразу встало на свои места. Глава стала читаться конечно не так легко, как предыдущие, но зато очень увлекательно!
3. Самое неудачное место. Почему?
Такого не нашла. Вся глава увлекательная, интересная, познавательная!
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Можно было бы облегчить речь Ритки, что бы легче воспринимать текст.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как обернется дальнейший диалог Ритки и Лехи?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Очень хорошо что есть картинки, поясняющие каждый факт о букве «Р». Думаю, без них я не поняла бы смысл некоторых фраз
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Очень хорошая история. Я не потому о ней хорошо отзываюсь, что нахожусь в команде «Летучки», а просто из-за того что история и в правду интересная. Необычен факт, как появилось название к главе
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Думаю, некоторые зеленые слова загромождали повесть. Но в целом, это не мешало прочтению.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Попадет ли Ритка в кафе?
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
В данный момент дочитываю повесть. Участие в МБИ 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)

Нина Богданова, рук. #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск17:47 20.01.2014 | № 68333
 
 0 
 
Примечание к истории главы 46
а, значит, и русский дизайн
а значит, и русский дизайн
Правка принимается

Горностаи #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск17:44 20.01.2014 | № 68332
 
 0 
 
Примечание к истории главы 46
как сложно работать с русскими буковками — это не ко мне.
Неловко комментировать Александра, но:
как сложно работать с русскими буковками, — это не ко мне.
Придаточное все-таки закрыть надо.

Дарья Виноградова #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново9:38 17.01.2014 | № 67251
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась. Интересна история буквы «р», правда, немного сложновата. А Ритуля молодец — ловко всё подстроила!
2. Самое удачное место
История про диван. А особенно вот это: «любители что-либо поковырять тут же превратили маленькую дырочку в огромную дырищу, и вскоре от поролона, наполнявшего когда-то угол дивана, не осталось и следа. Зато по новому дивано-содержимому запросто можно было писать исследование по теме: «Чем питается среднестатистический школьник между уроками».
3. Самое неудачное место. Почему?
Я считаю, что их нет. Правда, некоторым кажется, что текст сложен для восприятия. Его просто надо очень внимательно прочитать, а если непонятно (как в моём случае) — перечитать ещё раз.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Думаю, можно было бы немного разбавить Ритин рассказ, но это абсолютно необязательно.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Звонарёв с НикНикычем что-то заподозрили?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации хорошо поясняют смысл Ритиных слов, но скучноваты. Можно было бы изобразить Риту, окружённую буквами, про которые она говорила.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Хорошая история. Интересная.
8. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Интересно было бы узнать, что думает Лёха, слушая Ритины слова.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)
См. Редактор-арбитр Степан Пусякин

Юлия Скороходова #1514 Пресс-центр «Вместе»; Школа 2, Кисловодск, Ставропольский край18:51 15.01.2014 | № 66913
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, глава хорошая, но она сложна для восприятия. Но мне понравилось то, что в этой главе много полезной информации, например история создания буквы «Р»
2. Самое удачное место
Мне понравилось, когда была описана история Марии
3. Самое неудачное место. Почему?
Высказывания о реформе, было немного скучно(особенно Ритины)
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему Леха является противником реформы?
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да 
8. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Марину и Даника и про Марину и Леху
9. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Ваши советы организаторам проекта?
Чтение КП 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)

Ксения Седых #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново21:47 13.01.2014 | № 66450
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава очень интересная, но сложная, требующая повышенного внимания. Особого «детективного» вопроса у меня не возникло, но зато я узнала об истории буквы эР и о том, как «полундровцы» относятся к петровской реформе. Думаю, что это разногласие отразится и на их общении с кафе и его обитателями — с одними кафе будет вести себя совсем не так, как с другими.
2. Самое удачное место
Очень нравится, как описания характеров или забавных случаев героев «всплывают» в главах, всегда даруя общему тексту легкую юмористическую нотку. В данной главе это, конечно, Манины унитазы!
3. Самое неудачное место
Я бы не стала выделять неудачные места — сама по себе глава сложная, заставляющая думать, рассуждать и залезать в «великолепную и ужасную» Википедию за информацией в помощь.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Иллюстрации разбавить более яркими и живыми; может, рисунки/фотки Полундровцев, собравшихся вокруг Ритконосика и изучающих историю буквы эР.
Плюс сама глава, как я понимаю, находится на состоянии редактирования — много серых шрифтов. Думаю, когда они окончательно «отредачатся», глава будет просто великолепной!
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Хорошая история, самое то, что нужно)
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Марина/Бодя, Марина/Едкий, Рита/кафе: 3
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)
Редактор-арбитр Наталья Быкова

Дарья Сыроватко #1514 Пресс-центр «Вместе»; Школа 2, Кисловодск, Ставропольский край19:13 13.01.2014 | № 66338
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, Рита как всегда молодец.
2. Самое удачное место
Спор Лехи и Риты.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
У Риты тяжелая и непонятная речь. Её трудно переварить.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что сказал Звонарев Круглову? Что будет дальше?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Да 
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Про Даника и Марину
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
КП 
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)

Анастасия Голышева #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск17:29 12.01.2014 | № 65971
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 46. Вынос мозга
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Было немного сложно читать, но получилось интересно за счет новой информации о реформе. Да и Леха в конце главы высказал мнение, которого я не ожидала. Интрига.
2. Самое удачное место
Запомнилось два места: история художницы Маши и Риткин рассказ про букву «Р».
3. Самое неудачное место
Риткины речи о реформе интересные, но читаются кое-где тяжеловато.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Чуть-чуть разбавить Риткину речь, облегчить ее.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему Звонарев противник реформы?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Вот уж не думала, что могут быть реальными истории про унитаз и диван.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Теперь надо подробнее объяснить, почему Леха против реформы.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Интересно наконец-таки дойти до финала.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 46)

Анастасия Голышева #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск17:19 12.01.2014 | № 65962
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 46, эпизод 16
Несколько слов, брошенных Лехой, его выпад против Вовки подействовали на ребят, как лимонная кислота на соду.
Несколько слов, брошенных Лехой и его выпад против Вовки подействовали на ребят, как лимонная кислота на соду.

Анастасия Голышева #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск17:18 12.01.2014 | № 65961
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 46, эпизод 16
К «Р» это отношение не имеет, — чуть подумав, добавил он и отошел вглубь комнаты.
— Имеет! — твердо сказала Ритка. И еще раз повторила: — Имеет!
Последняя реплика Ритки предвещает начало нового спора, который совершенно не нужен. И так долго обсуждали эту букву «р». Серый фрагмент убрать.

Спасибо, учтем


Анастасия Голышева #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск17:12 12.01.2014 | № 65958
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 46, эпизод 15
Звонарев уже переключился на Вовкин свитер, еще минута — и наша следопытка потеряла бы все набранные баллы
Звонарев уже переключился на Вовкин свитер, еще минута — и наш спецагент потеряла бы все набранные баллы
Звонарев уже переключился на Вовкин свитер, еще минута — и наша сыщица потеряла бы все набранные баллы
 
 
Напишем «Спецагентка». Поищи еще варианты
Правка принимается

Анастасия Голышева #121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск17:09 12.01.2014 | № 65956
 
 0 
 
 0 
Примечание к главе 46, эпизод 15
Рита (четыре: ноль) с готовностью отозвалась:
— Николай Николаевич. Этим я хочу сказать, что если мы делаемальтернативный Спецвыпуск, в котором агитируем за альтернативный взгляд на историю, то надо предлагать везде, где это возможно, использовать кириллическую «Р». Без верхней левой засечки.Как это было до Петра! Так мы покажем ее отличие от латинской пэ! Так мы соблюдем историческую справедливость! Давайте призовем к этому все школы, которые записались в проект. Так все вместе мы сохраним «Р» в первозданном виде!
— Носова — психооккупант! — упал на стол Вовка.
Лишнее.

Спасибо, учтем


Страница 1 из 7 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая | Последняя

Всего комментариев 155

© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета