(2007) Элементарно, коллега!

{page_title}

{page_subtitle}



Перейти:


Рисунок сетки* определяется содержанием и смыслом проекта, но некоторые принципы являются общими для большинства задач. Простейшая сетка — это единообразная композиция из вертикальных и горизонтальных линий. Вертикальные линии контролируют внутренние и внешние поля, колонки набора и расстояния между ними, горизонтальные линии определяют верхние и нижние поля, высоту колонок, расположение заголовков и иллюстраций. В получающуюся систему квадратов и прямоугольников и вписываются все элементы конструкции страницы.
Вплоть до середины ХХ века страницы газет заполнялись шестью, а то и восемью плотно пригнанными колонками текста, втиснутыми между типографскими линейками. Заголовки ужимались до ширины колонок. Лист производил впечатление тесноты и скученности — как кварталы доходных домов старого Петербурга. В 1930-е годы в качестве эксперимента начали вводить заголовки, набранные размером в две и более колонки. Структура полосы усложнилась, потребовалась система, помогающая увязывать между собой разнородные элементы оформления. В 1971 году Массимо Виньелли, дизайнер с мировым именем, разработал для нью? йоркской воскресной газеты Herald модульную шестиколонную сетку, состо? ящую из 102 горизонтальных прямоугольников с соотношением сторон двойного квадрата. С ее помощью оказалось легко и удобно размещать на полосе газеты и большие материалы, и маленькие (новости, объявления)**.
И не надо бояться, что жесткий порядок убьет фантазию, а заданная схема помешает свободе творчества, ведь не жалуемся же мы на наличие скелета внутри тела. Сетка, как и скелет, внешне не видна, но никому не придет в голову назвать эти внутренние конструкции «лишними». Для чего создаются газеты? Если речь идет о «большой» прессе, то ответы могут быть различными: для информирования читателей о происходящих событиях, для пропаганды тех или иных идей, для получения прибыли, для борьбы с теми или иными идеями и т. д. Ни один из этих вариантов не подходит для газет, издающихся в школах.

На посторонний взгляд, школе и вовсе не нужна газета как средство
National Post. Канада, Дон Миллс, 2003. Легко заметить, что полоса сложена из отдельных блоков: колонки, заголовки, фотографии. Можно взять линейку и попробовать вычертить сетку, которой пользовался верстальщик. На следующей полосе та же сетка будет использована чуть по-другому, возможно, появится цветной фон  под третьей колонкой, переместятся заголовки, почти наверняка вместо одной крупной фотографии разместятся несколько небольших, но останутся неизменными основные характеристики: ширина полей, комплект используемых шрифтов, пропорциональные соотношения элементов
массовой информации. О чем сообщать? Расписание уроков висит на стене, и даже такая актуальная новость, как замена урока физики вторым уроком математики, становится всем известной без всяких газет — из записки завуча, прикрепленной к расписанию. Да и что в школе можно назвать событием, требующим немедленного освещения на газетных страницах? Двойка по рисованию у Светы из 6А? Родительское собрание в 9Б? Не печатать же, в самом деле, в качестве основной статьи на первой полосе речь учителя химии о структуре бензольного кольца.
Правительственный кризис, выступление президента, ход военных действий — со всеми новостями внешнего мира благополучно справляются «большие» СМИ. Высказывать суждения о перспективах развития экономики, имея за плечами «четверку с минусом» по обществоведе — нию, — несолидно. Переписывать чужие слова глупо. Кому нужно узнать — прочтет в Интернете. Получается, что у школьной газеты как будто и вовсе нет своей темы: сообщать о делах школы нет особой нужды, потому что они и так всем известны; писать о событиях внешнего мира нет возможности, потому что они происходят там, куда школьников обычно не пускают. Тупик? (Есть, кстати, серьезное подозрение, что те газеты, которые прекращают свое существование через месяц или год после первого выпуска, гибнут именно в таком тупике, не сумев понять собственного предназначения.)

Зачем нужна школе газета? Валентин Белецкий, главный эксперт Конкурса школьных изданий, отвечает на этот вопрос так: «Школьное издание, и газета прежде всего, возникло на месте исчезнувших детских организаций — пионерской, комсомольской — свято место пусто не бывает. Разница в том, что газетой заниматься никто не заставит — здесь инициатива исключительно „снизу”, и значит, необходимость. А задача у школьной газеты вполне педагогическая, даже если таковой и не осознается: раз уж судьба свела нас всех в одном месте, надо попытаться объясниться, кто мы, что нам интересно, чего хотим и как считаться с интересами других. Это, по сути, самодеятельная школа социального поведения. Другое дело, насколько школьная редакция использует потенциал своего издания. Наши победители — именно те, кто данную педагогическую миссию школьного издания чувствуют острее, относятся к ней ответственнее — влиятельные, азартные, умелые, знающие, чего хотят, и поэтому признанные центры школьного сообщества…» Газета «со своим лицом» — такая, которая осмысленно чего-то хочет. Можно назвать это идеей, концепцией, духом издания — как угодно. А дальше — важно, чего именно хочет газета. Допустим, «Московский комсомолец» и школьная газета из Краснодара «Know How» хотят совершенно разного… И в нашем Конкурсе краснодарская школьная газета неизменно в числе призеров, а «МК», если бы он, допустим, заявился на наш Конкурс, при всем своем бешеном ресурсе остался бы в отвалах аутсайдеров: по критериям нашего Конкурса, «МК» не является «хорошей» газетой.

Газета — средство диалога. Газета — форма общения учеников, учителей, родителей и всех тех людей, что попадают в орбиту школьного мира. Газета — возможность сформулировать мысль и получить ответ, высказать идею и узнать, что о ней думают окружающие.
Установка на диалог — важнейшая часть школьной газеты. Без диалога она, не имеющая возможности в каждом номере высыпать на читателя ворох свежих новостей (а мы помним, что вес и значение новостной информации в школьном издании не таково, что в «большой» прессе), превращается в развернутый отчет о происшедших событиях. Для истории, может быть, и представляет интерес информация о том, что в десятых классах прошла олимпиада по физике, а баскетбольная команда школы заняла второе место на городских соревнованиях. Но те, кого эти события касались напрямую, знают о них и без газеты; тех же, кто не интересуется ни физикой, ни баскетболом, не заинтересует и сообщение о них.

Die Zeit. Германия, Гамбург, 2003. Ровный набор, жесткая сетка, ни одной висячей строки, переносы, выключка по ширине — без строжайшего соблюдения этих установок дуги и окружности, образованные границей между набором и пустым пространством, не были бы такими четкими, а композиция — такой эффектной. «Одно пространство должно быть узким, чтобы другое могло быть широким; одно пространство надо освободить, чтобы другое можно было наполнить» (Р. Брингхерст)


* Хёрлберт А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. — М, 1984.

** Стоит отметить, что еще до работы Виньелли, в 1966 г., А. Троянкер предложил свою сетку для «Литературной газеты «, органа Союза Писателей СССР. Редакция сочла новаторство слишком дерзким и отклонила проект, упустив шанс мирового приоритета. См. примечания М. Аникста к русскому изданию книги А. Хёрлберта.



{sider}

https://lgo.ru/pochitat/elementarno/2007_12.htm