(2007) Элементарно, коллега!

{page_title}

{page_subtitle}



Перейти:


Три эти слова описывают сферу работы над внешним обликом газеты. На первый взгляд, значения их кажутся настолько близкими, что возникает желание использовать все три понятия в качестве синонимов. Но не все так просто!
Дизайн — это стратегия. Дизайнер определяет стиль издания, его «физиономию»: будет ли газета выглядеть солидно и консервативно или, напротив, динамично и агрессивно, будет на полосе главенствовать симметрия или асимметрия, велик ли будет контраст между надписями самого крупного и самого маленького кегля, какие будут использоваться шрифты.
Макет, то есть схема, где прописаны места для каждого элемента газеты — от колонтитула и подписи под фотографией до логотипа и заголовка, — тоже дело его рук. Хороший макет должен быть достаточно гибким и разнообразным, предусматривать возможность использования
«Правда». СССР, Москва, 1975. Как рассказывают старые полиграфисты, в прежние времена в редакциях была особая должность человека, читавшего подряд первые буквы строк в колонках — как бы не сложилось из них чего-нибудь антисоветского…
и одной, и двух, и четырех колонок, больших и маленьких фотографий, крупных и мелких рисунков. Для каждой полосы создается модульная сетка, то есть набор базовых линий, образующих таблицу из отдельных ячеек.
Верстка — размещение материалов по полосам издания в соответствии с макетом. Традиционные правила верстки газет были довольно жесткими: требовалось, чтобы все полосы имели одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе, а все колонки были одинаковой длины. Название газеты должно было быть отделено от текста жирной линейкой. Передовую статью предписывалось помещать в левой верхней части первой полосы, отбивая линейкой от другого материала или заключая в рамку. Так верстались газеты в советские годы. На сегодняшний день они выглядят очень однообразно, сухо и официально, что объясняется как особенностями технологии, так и представлением о газете как о носительнице истины, не подлежащей критическому анализу*. Впрочем, с тех пор многое изменилось.
Понятие «типографика» выглядит не столь привычным, как два первых, но активно используется в профессиональной среде и в специальной литературе — следовательно, надо попробовать разобраться с его значением. Как пишет известный специалист по типографике Владимир Кричевский, сами типографы судят о своем деле по? разному: «то возводят ее в ранг точной науки, то возвышают до элитарного искусства, то гордятся своей скромной принадлежностью к цеху печатников**». Термины «дизайн» и «типографика» очень близки друг к другу. Но поскольку первое из этих слов имеет тенденцию к неудержимому распространению на самые разные сферы человеческой деятельности (уже вполне привычно звучит «дизайн штор» или «дизайн ногтей»), то для наименования дела, суть которого «служить передаче письменной информации***», и закрепился термин «типографика».

* «Авторитет «Правды» настолько велик, что каждая строка в этой газете будет прочитана и воспринята с доверием миллионами читателей. Поэтому, заботясь о внешности газеты, редакция «Правды» не допускает недостаточно продуманных изменений в техническом оформлении материалов и полосы в целом «. — Шварц Л.И. Техника выпуска газеты. М.: Изд-во «ГИЗЛЕГПРОМ «, 1932.

** Кричевский В. Типографика в терминах и образах. — М., 2000; см.: http://www.gstudio.ru/design/index.php?name=p3.

*** Рудер Э. Типографика. — М., 1982.



{sider}

https://lgo.ru/pochitat/elementarno/2007_11.htm