Три эти слова описывают сферу работы над внешним обликом газеты. На первый взгляд, значения их кажутся настолько близкими, что возникает желание использовать все три понятия в качестве синонимов. Но не все так просто!
Дизайн это стратегия. Дизайнер определяет стиль издания, его «физиономию»: будет ли газета выглядеть солидно и консервативно или, напротив, динамично и агрессивно, будет на полосе главенствовать симметрия или асимметрия, велик ли будет контраст между надписями самого крупного и самого маленького кегля, какие будут использоваться шрифты.
Макет, то есть схема, где прописаны места для каждого элемента газеты от колонтитула и подписи под фотографией до логотипа и заголовка, тоже дело его рук. Хороший макет должен быть достаточно гибким и разнообразным, предусматривать возможность использования
«Правда». СССР, Москва, 1975.
Как рассказывают старые полиграфисты, в прежние времена
в редакциях была особая должность человека, читавшего
подряд первые буквы строк в колонках
как бы не сложилось из них чего-нибудь антисоветского… и одной, и двух, и четырех колонок, больших и маленьких фотографий, крупных и мелких рисунков. Для каждой полосы создается модульная сетка, то есть набор базовых линий, образующих таблицу из отдельных ячеек.
Верстка размещение материалов по полосам издания в соответствии с макетом. Традиционные правила верстки газет были довольно жесткими: требовалось, чтобы все полосы имели одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе, а все колонки были одинаковой длины. Название газеты должно было быть отделено от текста жирной линейкой. Передовую статью предписывалось помещать в левой верхней части первой полосы, отбивая линейкой от другого материала или заключая в рамку. Так верстались газеты в советские годы. На сегодняшний день они выглядят очень однообразно, сухо и официально, что объясняется как особенностями технологии, так и представлением о газете как о носительнице истины, не подлежащей критическому анализу*. Впрочем, с тех пор многое изменилось.
Понятие «типографика» выглядит не столь привычным, как два первых, но активно используется в профессиональной среде и в специальной литературе следовательно, надо попробовать разобраться с его значением. Как пишет известный специалист по типографике Владимир Кричевский, сами типографы судят о своем деле по? разному: «то возводят ее в ранг точной науки, то возвышают до элитарного искусства, то гордятся своей скромной принадлежностью к цеху печатников**». Термины «дизайн» и «типографика» очень близки друг к другу. Но поскольку первое из этих слов имеет тенденцию к неудержимому распространению на самые разные сферы человеческой деятельности (уже вполне привычно звучит «дизайн штор» или «дизайн ногтей»), то для наименования дела, суть которого «служить передаче письменной информации***», и закрепился термин «типографика».
* «Авторитет
«Правды»
настолько
велик,
что каждая
строка
в этой газете
будет
прочитана
и воспринята
с доверием
миллионами
читателей.
Поэтому,
заботясь
о внешности
газеты,
редакция
«Правды»
не допускает
недостаточно
продуманных
изменений
в техническом
оформлении
материалов
и полосы
в целом
«. Шварц Л.И. Техника
выпуска
газеты.
М.: Изд-во «ГИЗЛЕГПРОМ
«, 1932.
** Кричевский В. Типографика
в терминах
и образах.
М., 2000; см.: http://www.gstudio.ru/design/index.php?name=p3.
*** Рудер Э. Типографика.
М., 1982. |