Самое главное — никогда не переставать учиться, не останавливаться, не
успокаиваться. Даже если довольны читатели, даже если хвалят коллеги, даже если стены
редакции ломятся от наград и дипломов — всегда есть возможность сделать следующий шаг. Советы о том, как верстать газету, были в свое время даны начинающему верстальщику датским
дизайнером Фредриком Сандбергом.
Мастер, получивший образование и работающий в другой стране, естественно, видит ситуацию
в российской прессе под собственным углом зрения. И вполне вероятно, что его взгляд
обнаруживает то, что остается незамеченным для нас.
Стоит прислушаться.
Фредрик Сандберг
Рецепты от датского дизайнера: практика…высокая миссия верстальщика
…Принцип работы в команде прост и очевиден.
И, тем не менее, существуют вещи, о которых
должны помнить именно верстальщики. Ведь часть
проблем современной российской прессы — на их
совести. Газетная верстка — сложный и трудоемкий процесс, зачастую требующий нетривиальных
решений. Тем не менее можно попробовать выделить несколько вещей, на которые молодым верстальщикам стоит обратить внимание.
Искусство поставить фотографию
В юношеских и молодежных газетах не хватает хороших
фото — надо пытаться ставить их чаще и большего
размера. Но фотографии не должны разбивать «течение» текста на странице: разбивать колонки
или стоять в середине страницы. Идеальное положение для фото — вверху, над заголовком или подним. Такие снимки привлекают внимание.
Под каждой фотографией должна стоять подпись
Именно под фотографией: нет никакогосмысла ставить подпись вывороткой или черным
текстом на сером пятне внутри кадра. Фотография — не декоративный, а смысловой элемент, поэтому ставить подпись в поле фотографии — все
равно, что ставить один текст на другой. Если какая-то часть фото не несет очевидного значения,
ее лучше обрезать, чем ставить на нее текст.
Но может быть подписи не нужны вовсе?
Если подписи нет, читателю неоткуда узнать, что
происходит или кто человек, изображенный на
фото. В этом случае текст материала читатель
зачастую и вовсе не начинает читать. Кроме того,
если на фото изображены какие-то люди, то совершенно необходимо указать, кто это (тем более
что качество печати обычно не идеально). Даже
если на фотографии изображена футбольная команда, надо перечислить всех игроков. Понятно, что часто, когда фото небольшое,
а имен много, подпись может занимать чуть ли не
треть того пространства, которое занимает сам
снимок. Но в этом случае из-за качества фото, как правило, непонятно, кто изображен, а на каждого
человека в кадре всегда найдется 10–15 человек,
которые его знают и которым приятно будет знать,
что это именно он.

Первые полосы
Это, пожалуй, самая большая проблема в молодежном газетном дизайне.
Как правило, на них стоит один главный материал
номера, тысяч на семь знаков и с мутной фотографией шириной в две колонки из шести и два-три
материала поменьше. Между тем, первую полосу можно сделать
значительно более живой и интересной, если попытаться с ее помощью дать читателю представление обо всем, что может заинтересовать его
в номере. Более того, обилие текста и небольшое
фото делают первую полосу похожей на любую другую, чего стоит избегать.
Фото!
Первое, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию — использовать на первой странице одно большое новостное фото. Второе — использовать анонсы материалов. Их может быть три или четыре — в общем-то неважно, сколько.
Причем, даже если в газете только восемь страниц, использование анонсов все равно имеет смысл, ведь больше людей захотят купить газету,
если сразу дать им представление о том, что они
смогут прочитать.
Анонсы
Еще один хороший ход — печатать
на последней полосе анонсы материалов в следующем номере. Понятно, что планировать что-то
серьезное на неделю вперед непросто. С другой
стороны, такие анонсы могут заставить случайного покупателя купить и следующий номер, а заинтересованные в том или ином вопросе с нетерпением будут ждать выхода нового номера газеты.
Шрифт, и еще раз шрифт
Иногда кажется,
что многим молодым редакторам и верстальщикам не хватает элементарных знаний о правилах
использования шрифтов в газете.
К примеру, газетным стандартом является
использование одной гарнитуры для текста и максимум двух для заголовков. При этом главное — разработать правила использования шрифтов
и придерживаться их. Если в заданном стиле размер текстового шрифта 9, а интерлиньяж — 10,
тогда они всегда должны быть такими. Все это, в общем-то, мелочи, но хотя бы попы
тайтесь увидеть, что проблемы, с которыми сталкиваются все вокруг, действительно можно
решить. Это уже будет здорово…
|