19 октября в Московском Культурологическом Лицее № 1310 в рамках конференции «Лицейское образование: вчера, сегодня, завтра», посвященной 200-летию со дня открытия первого лицея в России, работала секция «Гуманитарное направление в лицейском образовании»
Как известно, 19 октября 1811 года считается датой основания Императорского Царскосельского лицея, что говорит о начале истории лицейского образования в России. Со времен появления таких учебных заведений в нашей стране многое изменилось, и сейчас особенно важно понимать истоки формирования лицеев, их происхождение, базовые принципы и классические идеи, которые вкладывались основателями этих культурных учреждений.
На сегодня только в Москве 35 действующих государственных лицеев, поэтому тема лицейского образования остается не только интересной, но и по-особенному актуальной и значимой для нашей страны. Важно осознавать уникальность каждого такого учреждения, увидеть его высокую роль в развитии отечественного образования.
Есть ли будущее у лицея как отдельного культуроформирующего института? Возможно ли существование лицейского образования в ситуации модернизации России? В каких изменениях оно нуждается, а что должно принципиально сохранить? Каким будет лицей завтра?
Эти и другие вопросы были выдвинуты на повестку мероприятия. В программе состоялись интересные выступления кандидатов филологических, педагогических, психологических, исторических наук МГУ, РУДН, МПГУ, научных деятелей и профильных учителей столичных школ и лицеев.
Московскому лицею № 1310 было назначено провести секцию «Гуманитарное направление в лицейском образовании», которая открылась вступительным словом директора Татьяны Борисовны Михайловой. В первой части мероприятия состоялось пленарное заседание под руководством А.Ю. Сергеевой-Клятис (к. ф. н., МГУ).
В сессии прозвучали доклады Ю.Н. Гостевой (к. п. н., доцент к. р. я. РУДН; «Содержание гуманитарного образования на современном этапе»), Абрамова Д.М. (к. и. н.; «Изучение истории в контексте истории культуры мировых религий»), Обухова А.С. (к. п. н., профессор МПГУ; «Гуманитарные исследования лицеистов в условиях экспедиций»), Грикова Г.Г. (педагог доп. Образования, член ТС Художников России; «Культура восприятия изображения в гуманитарном образовании»), Ченцовой И.М. (член Союза переводчиков России; «Интеграция основного дополнительного образования в условиях гуманитарного лицея»).
В целом, на секции живо обсуждались проблемы профильной и предпрофильной подготовки школьников, темы взаимодействия лицея и науки, способы формирования личности в системе лицейского образования. Особенное внимание было отдано вопросу места гуманитарного образования в процессе модернизации общества: собравшимися специалистами выдвигались идеи, мнения, взгляды на будущее отечественной науки.
Во второй части мероприятия прошли «круглые столы» по темам «Проект как форма обучения» и «Методика преподавания гуманитарных дисциплин в современных лицеях».
Ведущий первой сессии, Чудаева Л.В. (зав. к. историко-обществоведческих дисциплин, лицей № с 1310) выступила с докладом «Учебный выезд как форма организации образовательной и просветительской работы», вопросы музейной педагогики были затронуты Москалёвой С.Г. (зав. к. эстетических дисциплин, лицей № с 1310). Основным вопросом круглого стола стала проблема информационных технологий в лицейском образовании. Особая роль инноваций подчеркнута в преподавательской деятельности современных учреждений. Волобуева М.В. (рук. ресурсного центра «Школьная пресса», лицей № с 1310) представила научное сообщение «Сетевые проекты Лицея № 1310: смотрим в будущее», что вновь подтвердило важную позицию новых технологий в развитии школьного обучения. Ушаков К.В. (зам. дир. по воспит. работе, лицей № 1533) также поделился своими предложениями и идеями в докладе «Проекты Лицея ИТ как форма учебной деятельности».
Круглый стол «Методика преподавания гуманитарных дисциплин в современных лицеях» отмечен выступлениями Добротиной И.Г. (сотрудник лаборатории дидактики ИСМО РАО), Кармаковой О.Е. (учитель русского языка, лицей № 1525), Болдак М.М. (учитель русского языка и литературы, лицей № 1525), Вишняковой О.В. (зам. дир. лицея № 1580). Дискуссия по вопросу формирования культурологических понятий при изучении русского языка и теме особенностей преподавания гуманитарных дисциплин в физико-математическом лицее явилась очень живой, небезынтересной, ориентированной на текущее положение дел и будущее таких заведений.
В работе конференции также приняли участие: ведущая мировая компания-разработчик программного обеспечения ABBYY, всероссийская газета «Пионерская правда», Международный благотворительный фонд «Мир к лучшему».
Компания ABBYY, ставшая спонсором секции «Гуманитарное направление в лицейском образовании», поставщик услуг в области распознавания и ввода документов, лингвистики и перевода. Профессионалы в области информационных технологий представили участникам конференции свои электронные разработки, показали презентации новых проектов, посвятили выдающихся деятелей науки в мир инноваций и преподнесли всем заинтересовавшимся приятные подарки.
Стоит отметить успешность прошедшей секции «Гуманитарное направление в лицейском образовании» в программе городской научно-практической конференции «Лицейское образование: вчера, сегодня, завтра». В значительной степени, на мероприятии удалось осветить вопросы, требующие осмысления прошлого, проанализировать современную ситуацию и спроектировать возможности будущего.
Конференция явилась качественно новым импульсом в осмыслении лучших образцов лицейского образования прошлого и настоящего для их устойчивого развития в будущем.