По словарю С. Ожегова «вандал» разрушитель культуры, варвар. В полном соответствии с этим определением СМИ называют вандалами тех подростков, которые стреляют по уличным фонарям, пишут на стенах домов, на машинах
Я до сих пор думала, что вандализмом грешит неразумный ребенок, первоклассник, которого так и тянет на крышке только что покрашенной парты нарисовать что-нибудь и восхититься своим мастерством. Сошло с рук? А дальше больше: он достает маркер и уже не на парте, а в лифте или в подъезде пишет известную всем формулу «Саша+ Маша…». А потом он выходит на улицу с баллончиком аэрозольной краски и разрисовывает всё, что под руку попадется. Но то дети, у которых поступок, действие нередко опережает мысль, рассудок. Как говорят, дитя малое, неразумное. Иное дело пора взросления. Дитя малое, неразумное становится старшеклассником, погружается в мир трудных учебных дисциплин, взрослых занятий, умных разговоров, дискуссий. Казалось бы, старшекласснику уж как-то не то что бы несолидно или стыдно, но просто неинтересно предаваться такой явно неинтеллектуальной забаве. Она осталась в прошлом, как детская болезнь ветрянка. Но нет! Что мы видим? Оказывается, «детская» болезнь стойкая и вовсе не безопасная. И имя ей привычное варварство. Выходит, что в школах немало старшеклассников с детским сознанием, хуже усвоивших дремучий принцип: что общее то ничье, что не мое, того и не жалко. Не жалко и денег, которые каждый год придется вложить в ремонт школе. Ведь не приходит такому варвару в голову засорять батареи в собственной квартире или вырезать автограф на поверхности обеденного стола. Мы часто обращаемся к примеру Запада в рассуждениях о его преимуществах и о том, как необходимо жить. Однако те, кто побывал за границей, более всего поражаются царящей повсюду чистоте и порядку в общественных и жилых зданиях, на улицах. Почему же этот пример не берется на вооружение? Не надо ссылаться здесь на то, что там лучше поставлена уборка. Нет. Там просто другой менталитет. Он вполне согласуется с поговоркой: для того, чтобы было чисто, не нужно часто убирать, нужно не сорить. Когда мы станем жить по этой поговорке в широком смысле, то многое изменится не только в нашей собственной жизни, но и в школе, в городе, в стране. И еще мне кажется, каждому из нас чаще надо заглядывать внутрь себя и спрашивать, оценивая свои действия и поступки: «А я не варвар?» Ведь варварство постыдное понятие и явление. И именно на искоренение этого явления нацелено задание «Пришел, пометил, победил». Художники создали антивандальный плакат и проиллюстрировали главу «Гули-гули, щелк-щелк»
Виктория Голивец, выпускница, гимназия № 32, Калининград, #1187/Маргарита Гершкович
Глава «Гули-гули, щелк-щелк» (6 шт.) Для просмотра кликните на картинку