Первая | < Предыдущая | Страница 16 из 31 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | Следующая | Последняя
Всего записей 453 | | | Поребрик |
Мой папа по специальности строитель, и иногда он упоминал слово «поребрик». Я заинтересовалась этим словом и спросила у папы, что оно значит. Он сказал, что это практически то же самое что и бордюр, но немного отличается тем, что на стыке различных уровней полотна дороги возникает выступ. Это и есть поребрик.
Автор текста и рисунка: Мира Филатова
|
|
|
| | | Анчутка | Анчутка — самое древнее название черта. Анчутки бывают банные и полевые. Они мгновенно отзываются на упоминание своего имени как и всякая другая нечисть. Лучше о них не говорить, не то беспятый, беспалый появится тут как тут.
Говорят что банные анчутки лысые мохнатые и помрачают наш разум. Они хорошо умеют изменять свой облик в прочем как и основная нечисть. Полевые росточком очень маленькие и более добрые чем банные. Они живут в каждом растении и зовутся от того где проживаю например: картофельники, конопельники.
Раньше говорили что анчутка помощник водяного. Он ужасно опасен. Если у пловца неожиданно случиться судорога, то анчутка схватил его за ногу. По этому с давних времен говорят брать с собой железо: ведь нечистая сила очень сильно боится железа. А ещё если анчутка схватит за какую-нибудь часть тела пловца, то он хочет утащить его на дно.
Автор текста и картинки: Софья Хорова
|
|
|
| | | Кукла-оберег — домовой | Куклы — обереги оберегали людей, жилье; защищали от злых духов, смерти; принимали на себя болезни и несчастья; давали силу маленьким. Они использовались в магических ритуалах
В языческой Руси создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.
Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.
Одной из самых распространённых кукол-оберегов был домовой. У славянских народов это домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Обычно домовым считался умерший член семьи.
Облику домового обязательно придавалась лохматость и косматость, которые сулили богатство дому.
Автор текста: Анастасия Казакова
|
|
|
| | | Леший | Леший — дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Он заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Следит за людьми, посещающими лес. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, а к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Может проказничать и шутить, но делает это грубо и зло: пугает хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивает с пути, прячет предметы, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом.
Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила, и справедливый дух.
В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Бывает, что это полностью растительный объект: дерево (почитаемые сосна, ель, берёза, дуб, осина), куст, пень, лист, мох, гриб. В этих растительных объектах проявляются человеческие черты: ветви как волосы, толстая кора как кожа, сучок — торчащий нос, обросшее мхом лицо.
Считается, что слово «леший» произошло от слова лес: «лесной», «лесистый».
Автор текста и картинки: Анастасия Казакова
|
|
|
| | | Жостово | Жостовская роспись — русский народный художественный промысел. Это роспись кованых металлических (жестяных) подносов. Существует промысел с 1825 года. Своё название получил по месту происхождения — деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Эта небольшая деревушка знаменита на весь мир своими подносами, которые украшает великолепная роспись: причудливые яркие цвета, лаковый блеск и затейливые узоры
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас.
Автор текста и фото — Степан Павлов
|
|
|
| | | Хохлома | Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома на левом берегу Волги. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери
Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет.
При изготовлении изделий мастера вытачивают предметы из дерева, грунтуют их раствором глины и покрывают олифой и порошком олова. Затем выполняют растительный узор, лакируют и обжигают при высокой температуре в печи.
Во второй половине XIX века проявился интерес к хохломе как к искусству, и в наше время изделия из Хохломы пользуются популярностью.
Автор статьи и фото — Степан Павлов.
|
|
|
| | | Гжель | Гжель — русский народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Изделия относятся к бело-голубой керамике. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне.
Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.
История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву.
Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает свои особые черты: для нее теперь используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами, — новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла, но популярны изделия из Гжели и сегодня.
Автор текста и фото — Степан Павлов
|
|
|
| | | Матрёшка |
Матрёшка — один из символов России, русского народного творчества.
Матрёшка — русская деревянная разборная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно пять-шесть. Фигурки имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей — верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке.
Первая матрёшка изготовлена в 1890 году В. Звёздочкиным и С. Малютиным. Она состояла из восьми кукол и получила название «Матрёна». Имя Матрёна — одно из наиболее распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mater» означающее слово мать. Все фигурки в первой матрёшке отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Автор статьи и фото — Фёдор Казаков
|
|
|
| | | Сенцы (сени) |
Я, городской житель, не сразу поняла, что имела в виду бабушка. Обратилась за помощью к маме, она выросла в деревне и должна понимать, что имеет в виду бабушка. Оказалось, что сенцы — это коридор, а точнее неотапливаемое помещение, находящееся между жилыми помещениями. Сенцы раньше служили хозяйственным помещением и не пропускали холодный воздух в избу. В прежние времена сени (или, иначе, сенцы, сенница) были неотъемлемой частью дома. А представляли они собой проходное помещение, отделяющее крыльцо от жилых комнат. Происходит слово от старославянского «сень», что означает навес, шатер, укрытие, в общем смысле — сооружение или объект, дающие тень. Образно говоря, человек, ступающий с крыльца в сени, символически попадает под покров, защиту и попечение хозяев жилища.
Автор текста: Анна Шакурина
|
|
|
| | | Распуколки |
Раньше так называли бутоны на деревьях, цветочные почки, которые распускаются по весне. Иногда это слово употребляют в другом значении. Венок из первых после зимы цветов.
Заметила это на первый взгляд немного смешное слово, когда перечитывала произведение Льва Николаевича Толстого, Яблони:
«Кое-где уже лопнули распуколки и виднелись алые края цветовых листьев».
Автор текста и картинки: Мария Бардина
|
|
|
| | | Глазопялка |
«Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», а нечего глазами пялить!
Если человек крайне любопытен, то раньше его могли назвать глазопялкой. В отличии от других сложных старых слов все легко разбирается. Глаза и пялить соединили воедино и получилось звучное и забавное слово.
Автор текста и картинки: Велина Выхристюк
|
|
|
| | | Ширинка |
Ширинка — это небольшое полотенце из льняной ткани, украшенное вышивкой. Ширинка считалась необходимой частью праздничного костюма девушки в браке. Отправляясь гулять, девушка держала украшенную ширинку в руке или застёгивала ее за пояс.
Автор текста и картинки: Полина Лазарева
|
|
|
| | | Брадобрей |
Брадобрей — Парикмахер. Как для людей, так и для животных. «Изредка только попадалась лавка брадобрея с нарисованными лилиями над деревьями» — Гоголь.
Автор текста и картинки: Полина Лазарева
|
|
|
| | | Яства |
Яства — кушанья (обычно изобильные, разнообразные, изысканные).
Известный писатель Николай Васильевич Гоголь, путешествуя по Италии, пристрастился к макаронам. Он с удовольствием готовил их сам, добавляя соль, перец, сливочное масло и сыр. Это было его любимое яство.
Автор статьи и картинки: Полина Лазарева
|
|
|
| | | Батог |
В древние времена на Руси существовали телесные наказания за провинности. Порой наказывали жестоко и бесчеловечно. До 18 в. это совершали без суда и следствия.
Наказывали разными способами: розгами, плетьми и батогами. Через одежду и без нее. Били даже детей, и это считалось нормой воспитания.
Батог — это палка или прут небольшого размера. Само слово образовано от существительного «батъ», что означает «прут или шест». Если буквально — «батог» — это то, чем бьют.
Еще одно определение этого слова — это тросточка для ходьбы, своеобразная опора, для помощи в передвижении. Раньше ее использовали, как аксесуар для завершения образа.
В художественной литературе это слово встречается довольно часто:
«Иванка знал, что, если его поймают, самое меньшее, что его ждет, — полсотни батогов, а не то — и кнут» Степан Павлович Злобин из произведения «Остров Буян».
А. Чаплыгин «Степан Разин»: «Старик вскинул волчьи глаза, прислушался к говору бояр и тихо заговорил: — Ежели ты, холоп, еще раз полезешь на царские очи, то будешь бит батогами, язык тебе вырежут воровской!»
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
|
|
|
Первая | < Предыдущая | Страница 16 из 31 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | Следующая | Последняя
Всего записей 453 Все в обратном порядке
Загрузка...
|