Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народной культуры
big


Первая | < Предыдущая | Страница 15 из 31 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Следующая | Последняя

Всего записей 454

Ксения Салтанова #1260 Пресс-центр «Переплет»; Школа 24, Горноуральский, Свердловская обл.12:13 28.01.2024 | № 163282
 
 0 
 
Фольклор
Что такое фольклор?
Фольклор — русское народное творчество. Он включает в себя русские народные праздники, песни, колядки, сказки и другое.

Если говорить о сказках, то сразу вспоминается Баба Яга, если про колядки, то рождественские.
В наше время фольклор продолжает развиваться, люди организовывают различные мероприятия, да и на урокох литературы мы читаем фольклор. На уроках музыки учим песни, которые тоже связаны с фольклором, а также пользуемся пословицами и поговорками. Кроме этого, русское творчество богато множеством обрядов. Например, сжигание
чучело на Масленице, на некоторых свадьбах тоже присутствуют обряды.

Детям, взрослые часто задают загадки, на которые с интересом отвечают и это тоже русское творчество!
Также стоит отметить, что автор всех фольклорных песен, сказок и традиций неизвестен. Ведь создавал народ, который в любой момент мог что — то изменить.

Многое время, фольклору бы уделяем на литературе. Читаем былины или песни, например: «Песнь о вещем Олеге», изучаем творчество самых разных русских писателей.

Фольклор — очень интересное творчество, которое будет актуально всегда. Также, это творчество многому учит, читая фольклор, мы узнаём много историй о русском народе.
Исправлено

Алина Дергачева #2331 Про-нас; Алабинская школа им. Героя РФ С. А. Ашихмина, Калининец17:19 27.01.2024 | № 163134
  
Матрёшка
Матрёшка — это истинно — русская расписная деревянная игрушка. Внутри матрёшки находятся ещё три такие же куколки. Издавна матрёшку разукрашивали разными красками, одевали в национальные платки и костюмы. В каждой избе была такая матрёшка. Считалось что она приносит в дом удачу, добро, радость.

Матрёшка — это русская красавица, которая известна во всем мире. Сейчас она не просто народная игрушка. Матрешка стала сувениром России и хранительницей исконно — русской культуры.
 
Автор текста и фото: Алина Дергачева

Иван Краснобаев #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва0:08 18.01.2024 | № 162413
  
Напёрсток
Наперсток. Этот странный предмет похожий на маленькое ведёрко необходим вышивальщицам. Его надевают на палец, чтобы не уколоться при ручном шитье и протолкнуть иглу через толстую ткань. Наперстки начали использовать еще в древние времена. С появлением швейной машины наперстки вышли из употребления. Они могут стать предметом коллекционирования.
 
Напёрсток долгое время считался символом достатка. Он выступал в качестве обручального кольца в странах Индокитая. В Первую мировую империалистическую войну жёны солдат сдали примерно полмиллиона наперстков из чистейшего серебра на нужды фронта. Наперстки долгое время носили как обереги на теле, использовали в гаданиях, а защитный колпачок, увиденный во сне, расценивался как предзнаменование удачи. И сегодня у разных народов, в различных странах наперсток считается символом трудолюбия, семейной жизни и женственности.

Уже в конце XVII века металлический колпачок на палец появился и на Руси. Прижился он здесь быстро. За ним закрепилось старинное слово — наперсток, то есть надеваемый на перст (палец).
 
Автор текста и фото: Иван Краснобаев

Иван Краснобаев #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва23:28 17.01.2024 | № 162410
  
Скалка
Скалка — это кухонная утварь, предназначенная в первую очередь для раскатывания теста. Она бывает цилиндрической и веретенообразной формы.

Скалка может раскатывать как песочное, так и пресное или даже дрожжевое тесто.
Нельзя не отметить и то, что история возникновения скалки возникла не тысячу, не две, а целых 3000 лет назад. Целых 30 веков назад этруски пользовались каменными скалками, жили они на территории современной Италии и были предшественниками римской культуры и цивилизации. После этого скалками начали пользоваться и другие народы. Ну, а в других частях света для раскатывания теста использовали цилиндры из глины и дерева.

Скалки не отличаются особой формой или ценностью, но ни одна кухонная хозяйка не обходится без скалки. В конце XIX века американец Джон Рид изобрел стандартную современную скалку с цилиндром из дерева в центре и ручками с обеих сторон и запатентовал ее.

Также в прошлом хозяйки нередко вместо скалки использовали стеклянную бутылку. В середине XVIII века в Англии появились полые стеклянные скалки. С их помощью не только раскатывали тесто, но и хранили внутри специи, кофе и уксус. Такие изделия часто дарили на свадьбу. На Руси такая утварь не получила распространения.

Раньше ими не только раскатывали тесто, но и гладили одежду вместо утюга. В этом случае ткань наматывали на скалку и разглаживали тяжелой деревянной доской с желобками(рубелем). В советских стиральных машинах механизм отжима был следующим: бельё отжимали между двух скалок, которые крутились в противоположном направлении по отношению друг к другу.

Автор текста и фото: Иван Краснобаев

Виктория Зенцова #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва19:16 27.12.2023 | № 161735
 
 0 
 
 0 
Катанки
Катанки, валены, самокатки, чесанки, валенухи, валежки — как только не называют обувь из овечьей шерсти в России!
 
Первые валенки на Руси.
Наиболее ранние свидетельства об использовании войлока на территории страны относят к IV веку до н. э. Остатки валяной шерсти археологи нашли в условиях вечной мерзлоты в Пазырыкских курганах Горного Алтая​ . Народы, живущие здесь, обтягивали ею юрты, из шерсти делали головные уборы и одежду. Историки костюма считают, что кочевые народы изобрели и валяную обувь. А вместе с ними — в годы монголо-татарского ига — валенки появились в русских деревнях и городах.

Мода из царского дворца.
До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I​: он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки». Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног. Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями: в зимние стужи камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах.
 
Пример песни :
Валенки да валенки,
Ой, да не подшиты стареньки.
Нельзя валенки носить,
Не в чем к миленькой сходить.
 
Автор статьи и фото: Виктория Зенцова

Иван Краснобаев #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:11 20.12.2023 | № 160843
  
Деревня
Деревняэто маленький населённый пункт. Там чистый воздух, тишина, роса по утрам, ночью звёздное небо над головой. Под крышами домов можно увидеть ласточкины гнёзда, вечером в чаще за домами слышно ухающую сову.
 
В деревне не заскучаешь, всегда есть чем заняться: cходить на рыбалку, прополоть грядки или, быть-может, прогуляться по ягоды али по грибы. Зима в деревне славится огромными сугробами. Дороги не посыпают реагентами. В давние времена отличительным признаком села была церковь, a в деревне её не было. Люди часто строили дома возле реки.
 
Раньше в деревнях были общие колодцы, которые строились возле дороги, и все жители могли ими пользоваться. Сейчас многие предпочитают скважины на собственном участке. Опять же какие-то 20 лет назад в деревенских домах не было автоматических стиральных машин. Хозяйки после стирки собирали белье в ведро и везли на велосипеде к плоту у реки и полоскали в проточной воде.
 
В советские годы были колхозы, в которые входило несколько деревень. Главным в колхозе был председатель. Жители колхозов развивали сельское хозяйство. В деревнях были фермы, конюшни, курятники, свинарники.
Люди работали доярками, пастухами, трактористами, лесниками. Все трудились в поле на благо всего колхоза. В каждой семье около дома был свой огород, также колхозникам полагался участок в поле под посадку картошки. В 90-е годы многие колхозы пришли в упадок и развалились.
 
Каждому городскому жителю хоть раз в жизни стоит отдохнуть в деревне!
На фотографии изображена деревня Фомиха Владимирской области, которая раньше была огромным селом.
 
Автор текста и фото: Иван Краснобаев

Архип Ордин #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:39 19.12.2023 | № 160812
 
 0 
 
 0 
Керамика
Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины. Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовой. Из приготовленного глиняного теста раскатывали длинную ленту, клали ее спирально виток на виток по форме будущего горшка, затем заглаживали, просушивали на воздухе и обжигали. На некоторых горшках обнаружены отпечатки пальцев. По величине отпечатков можно предположить, что эту посуду делали женщины. Первые керамические сосуды изготовлялись из глины без применения гончарного круга и имитировали формы кожаных мехов, тыквенных калебасов или корзин, послуживших образцами для первых декоративных узоров.
Пища, приготовленная в керамической посуде не только вкусна, она лучше усваивается организмом.

Автор статьи — Архип Ордин
Автор фото — Н. Ордин
 

Архип Ордин #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва19:04 14.12.2023 | № 160478
 
 0 
 
 0 
Гжель
Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.

Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.

Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько — «гжельский куст», который объединил около тридцати населенных пунктов. В Российской империи их включили в Гжельскую волость.

В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия.
Бело-голубая роспись появилась на гжельских предприятиях в начале XIX века. Раньше местные изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах технология изменилась. На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры.

Фаянсовые изделия с синей росписью экспортировали в страны Ближнего Востока и Средней Азии. В это время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Еще в Гжели создавали скульптуры, предметы интерьера, рукомойники и подсвечники. Все предметы лепили и расписывали только вручную. Изделия мастера обычно украшали растительными орнаментами и рисунками цветов.

В XIX веке в деревнях «гжельского куста» возникли многочисленные фарфоровые предприятия — заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых. Посуду на них производили на новом оборудовании большими партиями. Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись.

Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия Бессарабова.

Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.
 
Автор текста — Архип Ордин
 
 

Иван Краснобаев #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва20:23 12.12.2023 | № 160435
  
Валенки
Зимой мы задаемся вопросом: какую обувь выбрать?
 
Жители больших городов чаще покупают зимние сапоги или ботинки из современных материалов, но ни одна семья в деревне не обойдется зимой без традиционных русских валенок.
Валенки - это обувь, в которой удобно и тепло даже в самые лютые морозы. Их так называют потому, что создаются они при помощи обвалки шерсти. Цвет валенок может быть разным и зависит от шерсти, из которой они созданы. Иногда валенки украшают вышивкой ручной работы.
 
Рыбаки даже в больших городах преимущественно выбирают валенки для зимней рыбалки. Таким образом, валенки не потеряли своей актуальности по сей день.
 
Автор статьи и фото - Иван Краснобаев.

См. Редактор-арбитр Ульяна Буравлева

Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва19:19 9.12.2023 | № 160365
 
 0 
 
 0 
Шут гороховый

Как возник фразеологизм »шут гороховый»? И почему именно гороховый, а не кукурузный или ячменный?

Есть несколько версий появления этого выражения: например, одежда шутов была ярко-желтого или зеленого цвета, под горох. Русская поговорка:» Дурак любит красное и зеленое», -возникла не просто так. У всех царей и королей были шуты, они носили забавные колпаки с бубенчиками; жезл с бычьем пузырем, которым могли ударить кого-нибудь при случае. Шуты, создавая ситуацию вседозволенности, игры и веселья, однако глупыми и дураками не были. Все они слыли людьми образованными, смелыми и острыми на язычок! У них, единственных при дворе, была особая привилегия : говорить правду в глаза всем, даже царю, не опасаясь за это.
 
На Руси во времена царствования Петра I были известны два шута: дворянин Иван Балакирев и португальский крещенный еврей Ян Лакоста. Однако и они поплатились за »превышение своих властных полномочий», были отправлены Петром Великим в ссылку. А после его кончины Екатерина , воцарившаяся после царя, одарила их царской милостью- богатыми поместьями - и вернула их из- за точения.
 
Григорий Горин »Шут Балакирев, или Придворная комедия»
Шапский:
Учись, Иван! Чуть опустил себя человек - и всего добился. Большие деньги на курях зашибает. А может, вам на пару петь? Так-то сможешь?
Балакирев:
Смогу, но не буду! Не обучен на колени становиться…
 
Автор статьи и фото- Ирина Милованова
 
 
 

Никита Пьянков #4137 Телестудия «Супер100ТВ»; Школа 100, Нижний Тагил, Свердловская обл.12:57 5.12.2023 | № 160197
  
Летопись
Летописи подробно повествуют о событиях в древней Руси. Они писались пером (чаще всего гусиным) чернилами, которые были сделаны из красной охры или свинцового сурика на бумаге или пергамене по годам или как тогда говорили «из лета в лето» от этого и произошло название «летопись». При помощи летописей мы можем узнать как жили люди на Руси. Ведь если не знаешь, прошлого не спланируешь будущего: для нас это очень важно. Летописи очень важны для общества до сих пор так-как они, как учебник истории помогут найти информацию о прошлом.
 
Текст и рисунок Никиты Пьянкова, 5 класс

Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва17:33 2.12.2023 | № 160129
 
 0 
 
 0 
Кладезь, колодезь, колодец


И колодезь причерпывается
Владимир Даль

Человеку для нормального поддержания жизнедеятельности, а также различных бытовых нужд требуется от 50 до 100 литров чистой воды, крупные животные также нуждаются в питье, им необходимо до 30 литров воды в день. Поэтому с древнейших времен люди селились в таких местах, где близко была питьевая вода или ее можно было легко достать, здоровье жителей напрямую зависело от качества питьевой воды.
 

Водоносный слой земли, который был защищен от обвалов деревянным срубом, называли колодцом. Вода находилась в глубокой яме, или шахте, которую можно было достать при помощи деревянного шеста, или журавля, а также на веревке. Чаще всего для подъема воды использовали цепь, или ворот. На конце цепи прикрепляли ведро, закрепляли небольшое грузило, чтобы ведро не скользило по поверхности и быстро набиралось.
Там, где грунтовые воды находились неглубоко, близко у поверхности, поднимали воду при помощи журавля. Это толстая жердь, палка, имеющая раздвоенный конец, с бадьей на одном конце и грузом на другом. А из глубоких колодцев вода поднималась при помощи ведра или ворота с веревкой. Деревянные ведра, это обычно 10–12 литров воды, служили сосудами для черпания вплоть до XX века.
 

Вода- это основная и необходимая жидкость для поддержания жизнедеятельности человека, поэтому в России более 15 населенных пунктов носят названия Колодезь, Колодезное, Колодезный.
Например, есть деревня в Калужской области, которая называется Колодези, она расположена в верховьях водного потока ручья Сушка и реки Лужа.
 
Колодец в мифологии большинства народов мира является не только местом, где можно утолить жажду, но и гранью, разделяющей параллельные миры. При этом, как ни странно, мистические свойства колодцев обладают глубокими корнями в фольклоре как жителей России, так и Европы.
 
В славянской мифологии рассказывали, что, оказывается, на Руси существовало одно строгое правило: в деревнях рыли, как минимум, два колодца. Один в центре селения для потребления воды жителями, а другой — на опушке леса, подальше от населения, который предназначался для духов и леших. Как правило, в очень редких ситуациях селяне пользовались данной водой. Нельзя было также смотреть в воду лесного колодца, вспомним русские народные сказки, потому что можно было провалиться в иной мир. Но некоторые смельчаки утверждали, что он, как зеркало, предсказывал будущее. А чтобы черт или леший тебя не утянул в глубину колодца, необходимо бросить в него какую-нибудь свою вещь.
Также по традиции славян, уходя на войну, солдату необходимо омыть оружие колодезною водой, родная земля, родная вода служит в данном случае оберегом.

Автор статьи и фото — Ирина Милованова.


 

Никита Пьянков #4137 Телестудия «Супер100ТВ»; Школа 100, Нижний Тагил, Свердловская обл.11:38 1.12.2023 | № 160063
  
Русская печь
Русская печь — место в русской избе в котором можно готовить еду использовалась для отопления помещения. Печь строилась из глины или кирпичей. Её обычно топят берестой и дровами. До появления бань мылись в печке. На ней можно было спать. В русских народных сказка всегда была печь: Емеля ездил на печи, а Илья муромец лежал на печи 33 года 3 месяца и 3 дня. Я сам видел русскую печь и считаю, что это самое важное место в избе, ведь это тепло, еда и чистота.

Автор текста и рисунка Никита Пьянков, 5 класс

Екатерина Пашикова, рук. #4599 Газета «Отражение»; Школа 1420, Москва15:04 4.01.2023 | № 145827
  
Кудель
Кудель — это не порода собак, созвучная со всем знакомым пуделем, как некоторые могли подумать. На самом деле это волокно льна, конопли или шерсти, приготовленное для прядения и используемое для изготовления толстой пряжи.

На Руси кудель ассоциировалась с волосами и использовалась в «обрядах перехода». Из нее невесте изготавливали красоту (похожую на косу), перед свадьбой ее сжигали и гадали по форме пепла. Косу из кудели привязывали на могильный крест, а человека, обмывающего покойников, звали скудельником.

При посвящении («переходе») девочек (5–6 лет) в пряхи полагалось, выпряв первую нить из кудели, эту нить сжечь, а пепел съесть с хлебом или выпить с водой. Из-за прочной связи кудели с волосами даже возникло слово «куделить», означающее «драть за волосы».

Автор текста — Алина Махмутова

Тамара Спиридонова, рук. #2168 ДТО «ТЕЛЕ-КИНО»; КИНОкомпания, Москва5:40 26.12.2022 | № 145673
 
 0 
 
 0 
Митенка — mitaine, т. е. рукавица, варежка
Какое интересное словечко и интересный аксессуар, который в последнее время зимой обретает невероятную популярность, и взят на вооружение многими модницами для создания стильных образов. Вообще Митенки, по фр. mitaines — перчатки без пальцев, удерживающиеся на руке с помощью перемычек между пальцами или за счёт пластических свойств материала, из которого они сделаны. А следуя истории появились они ещё в эпоху Средневековья как атрибут рабочих людей, или стрелков. Часто они использовались для защиты от холода при выполнении работ, требующих подвижности пальцев. Но позднее стали модным женским аксессуаром: дамы носили такие митенки даже в помещениях.

Автор статьи и фото Тамара Спиридонова

Первая | < Предыдущая | Страница 15 из 31 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Следующая | Последняя

Всего записей 454

Все в обратном порядке
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета