Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Растолковый словарь народной культуры
big


Первая | < Предыдущая | Страница 14 из 31 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | Следующая | Последняя

Всего записей 453

Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва19:28 5.02.2024 | № 165110
 
 0 
 
 0 
Соха
 
Соха- это орудие, которое использовали крестьяне во время вспашки земли. В отличие от плуга соха не переворачивала землю, а переваливала ее на бок. Делали его из дерева, эту часть называли рассохой, прикрепляя два железных сошника, а также соединяя лопаткой, которую называли палицей, она крепилась в верхней части с оглоблями. В них запрягали лошадь. Соха требовала от пахаря больших физических усилий и меньших- от лошади.
 
Глубина перекопки сохой составляла 12 см. Соха требовала от крестьянина большого мастерства, так как лошадь только тянула ее вперед, а пахарь должен быть внимательным в данное время: нужно было приподнять соху, которая могла наехать на камни или корни, наоборот, надавить на нее, чтобы задел глубины был одинаковый и сохранялся на всем протяжении пашенного участка. Она как бы черкала почву по поверхности, глубоко не опускаясь.
 
В русских письменах слово соха упоминается со второй половины 13 века, крестьяне раньше называли это орудие колом или палкой с развилкой. Благодаря универсальности и доступности, данный предмет прочно войдет в жизнь крестьян до начала 20 века. Соха- орудие индивидуальное, у каждого мастера были свои задумки относительно его качества, поскольку именно им бороздили пашню. Соха нужна для перепашки земли, прополки междурядий, ее используют также при посадке картофеля- основного продукта средней полосы России.
 
 
Автор статья -Ирина Милованова, автор фото- Диана Иерускул

Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва19:28 4.02.2024 | № 165004
 
 0 
 
 0 
Рушник
Славянский народ богат своими обычаями и традициями. Замечательна история слова «рушник». Данный предмет имеет место как в обрядовой практике, так и в повседневной. Что же обозначает данное слово?
 
Казалось бы оно состоит из корня «руш», что означает «рука», то есть этот предмет для вытирания рук? Однако на Руси были такие вещи, которыми пользовались с этой целью и назывались они рукотеркой, полотенцем или утиркой. Рушник же был иного свойства: он украшался вышивкой, лентами или кружевами, и его использовали для обрядов и ритуалов. Чаще всего это была ткань шириною 35–40 см, а в длину от трех до 5 метров. Рушник- это изделие не простое, оно имело символическое значение и олицетворяло некую связь с предками. Поскольку вышитые знаки- это особый язык зашифрованной истории предков, живущих на этой Земле. Поэтому рушников было разное множество, в зависимости от той информации, которую вложили туда вышивальщицы, хранительницы очага, праматери своих родов. Для обычной жизни рушники могли вышиваться незатейливо, в течение одного-двух световых дней, их защитная сила и состояла как раз — таки в этом. Другие же вышивались непременно в день какой-то проблемы: мора, пожара, голода, вышивать такие рушники заранее было нельзя. В качестве оберега использовались разные рушники: для похорон-»похоронные», на свадьбу-»праздничные», при рождении ребенка-свои рушники, которыми укутывали ребенка, а во время похорон данный рушник вешали на погребальный крест.
 
Основные цвета-это разные оттенки красных цветов: вишневый, бордовый, алый. Каждая девочка, начиная с пятилетнего возраста, до своего взросления должна наткать и вышить 42 рушника разных смыслов, по искусству которого и судили, мастерица или лентяйка перед ними, поскольку разводов на Руси не было, то к данному процессу подходили основательно и серьезно.
 
Автор фото и статьи -Ирина Милованова
 
 
 
 
 
 

Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва19:27 4.02.2024 | № 165003
 
 0 
 
 0 
Прялка
Жизнь простой крестьянки достаточна сурова, она приучена к ней с малолетства, один из видов деятельности-это умение прясть. «Прялка не Бог, а рубаху даёт», — на Руси говаривали.
Прялка-это инструмент, сделанный из березы, осины или сосны. Главное в прядении- это скрутить непрерывную длинную нить, которую можно будет использовать для вязания носков, кофт, юбок. Донце прялки вырезали из липы, верхнюю часть из клена, к ней крепили кудель. Из березы делали веретена. Каждый мастер мог разукрасить прялку для хозяйки красивой надписью или росписью. Прялки бывали будничными, а также праздничными. Прялку можно было получить в подарок как один из самых лучших значимых подарков на Руси. Иногда были прялки цельнокроеные: они были из ели или сосны. Каждая прялка была неповторима, так как передавала всю любовь и нежность к той, для кого ее делали, такого мастера хвалили на деревне, к нему обращались за помощью.
 
 
Каждая пряха должна была подготовить себе приданое: приготовить себе свадебное платье, а будущему избраннику- рубаху, родственникам разные вещи, для своей семьи и будущих детей- выткать постельное и детское белье. Девочка с пяти-шести лет садилась за прялку, а будучи девушкой, носила ее и на разные посиделки, на которых молодые люди могли оценить ее по достоинству. Иногда по традиции родственники сжигали у маленькой девочки первую нить, которую она спряла, чтобы жизнь «горела» и «била ключом». Если девушка парню понравится, то он около нее ставил подожженную свечу.
 
Процесс прядения был таков: мастерица левой рукой тянула кудель, а правой — веретено, так скручивалась нить. Веретено- это длинная, с утолщением палочка, с заостренными концами, примерно, от двадцати до восьмидесяти сантиметров. Во время прядения ели кислые ягоды, например, клюкву или калину, чтобы не переставал вырабатываться процесс слюны. Пряха должна уметь ткать длинную, нервущуюся нить, которую наматывали на веретено, а потом такую нить сматывали в клубки. Самые искусные мастерицы в течения дня могли наткать не более трехсот метров за день. Таковы реальные будни крестьянок в течение пяти осенних-зимних буден.
 
 
Автор фото и статьи -Ирина Милованова.
 
 
 
 
 
 

Алена Сизых #2313 Медиацентр «Апрель»; Школа 3, Апрелевка, Московская обл.16:06 4.02.2024 | № 164984
 
 0 
 
 0 
Самовар
Это традиционное русское устройство для кипячения воды, которое используется для приготовления чая. Обычно самовар состоит из большого металлического сосуда, в который помещается вода, и топки, где горит топливо (чаще всего дрова), чтобы нагревать воду.

Верхняя часть самовара обычно служит для заваривания чая. Самовары часто украшены различными узорами и орнаментами, что делает их не только функциональными, но и красивыми предметами интерьера.

Автор текста: Алёна Сизых
Автор фото: Константин Разуванов

Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва13:32 4.02.2024 | № 164977
 
 0 
 
 0 
Лапти
 
Простые крестьяне, живущие на Руси, прославили этот вид обуви, который стал символом НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Лапти- это сплетенная из лыка обувь. В качестве лыка использовали кору разных деревьев, которые росли на Руси, например, кору липы вымачивали в соляном растворе, чтобы удобно было сгибать ее или брали тоную щепу этого же дерева, такие лапти были более долговечные. Другая кора, например, березы, имела короткий срок службы.
 
Разновидностей лаптей большое множество: в каждом регионе они свои, например, для прочности основы могли добавлять конский волос или корни растений, волокна травы. Для праздников лапти украшали, для этого брали кору липы или березы, расписывали узорами. Для таких лаптей важно сделать самое тонкое волокно, могли в него добавить шерстяную тесьму, для удобства во время носки.
Во время тяжелой работы носили «рачки» - удобные лапти с отверстиями, которые не пропускали воду. Во дворе — «ступни, современнные галоши, а в доме использовали «чуни», связанные из веревок лапти.
Говорят, что первые лапти появились еще в каменном веке. Поскольку они были просты в изготовлении и удобны в носке, то такая обувь достаточно быстро распространилась повсеместно, однако есть районы Руси, например, сибиряки, которые делали ее с неохотой, поскольку там в холодное время требовалась более серьезная защита нижних конечностей.
Бедные люди не могли позволить себе кожаную обувь, летом ходили босяком или в лаптях, а зимой у некоторых тоже были лапти, в которых было больше полос из лыка, такие лапти называли «семиряком», а чтобы нога была в тепле, надевали зимой теплые шерстяные двойные носки.
 
 
Автор фото и статьи -Ирина Милованова
 
 
 

Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва13:14 4.02.2024 | № 164972
 
 0 
 
 0 
Душегрея
 
Одежда, которая надевалась поверх сарафана называлась душегрея. Это женская одежда, или кацавейка, телогрейка, телогрея, она напоминает кофту.
 
Крестьянки ее берегли для особых случаев или праздников, поскольку шилась она из дорогих, плотных тканей, в основном- это из бархата или парчи. Женщины из боярских или купеческих семей носили душегрею постоянно, то есть в качестве повседневной одежды. Крестьянки же могли сшить для этих целей телогрейку из простых и дешевых тканей: из льна, шелка или связать из шерсти.
 
Покрой в разных областях России имел свои отличия: полочки всегда были прямыми, а спинка с защипами, передние части имели фигурный мысик, который крепился на лямки. Душегрею носить любили женщины всех сословий за свою универсальность, только крестьянки вряд ли могли позволить себе излишества, а вот дворянские, купеческие дочери и женщины надевали душегрею, отороченную бисером, жемчугом или соболиным мехом.
В литературе немало стихотворений, сложенных про эту деталь женского гардероба, например, замечательные слова Анатолия Кофмана, которые с теплотой и нежностью повторяют все выше сказанное:
 
Ах, зима, ты — чародейка,
Нас морозить не спеши.
На милашке душегрейка
Греет тело от души!
 
Автор фото и статьи -Ирина Милованова
 
 
 

Алена Сизых #2313 Медиацентр «Апрель»; Школа 3, Апрелевка, Московская обл.11:01 4.02.2024 | № 164955
 
 0 
 
 0 
Ткацкий станок

Ткацкий станок — это механизм, который позволяет превратить нити в удивительные и красивые ткани. Этот древний механизм является не только инструментом для создания материи, но и символом труда, терпения и мастерства. Это сложная конструкция, которая состоит из рамы, основы, нитей и различных механизмов.

С помощью этого устройства ткач может создавать разнообразные узоры, текстуры и цветовые комбинации. Каждый процесс работы на ткацком станке требует внимания, точности и определенных навыков. Ткани, созданные на ткацком станке, не только являются предметами одежды или предметами интерьера, но и носителями традиций и истории. Они могут рассказывать о жизни и обычаях различных народов, передавать символику и эмоции.

Автор текста: Алёна Сизых Автор фото: Константин Разуванов
 Комментариев 1 
•   
Алена Сизых #2313 Медиацентр «Апрель»; Школа 3, Апрелевка, Московская обл.8:23 10.02.2024 | № 165602
 
 0 
 
 0 
Re: Ткацкий станок
Здравствуйте, спасибо за замечания ошибки исправлены.

Алена Сизых #2313 Медиацентр «Апрель»; Школа 3, Апрелевка, Московская обл.10:42 4.02.2024 | № 164952
 
 0 
 
 0 
Рушник
Рушник — это домотканое полотенце, С древних времен рушник сопровождал человека на всех этапах жизни — от рождения до смерти, от радости до горя. Он был неотъемлемой частью обрядов и праздников, свадеб и похорон, был символом чистоты и домашнего уюта.

Рушник украшал храмы и дома, он служил не только для утирания рук, но и для защиты от злых сил, для призыва благословения и защиты. Вышивка на рушнике передавала образы и символы, которые несли в себе глубокий смысл и мудрость предков.

Рушник является символом русского народа, его традиций и истории. Символ единства и целостности, который соединяет нас с нашим прошлым и напоминает о важности сохранения своих корней.

Автор текста: Алёна Сизых Автор фото Константин Разуванов
 
 
 Комментариев 1 
•   
Алена Сизых #2313 Медиацентр «Апрель»; Школа 3, Апрелевка, Московская обл.8:59 11.02.2024 | № 165637
 
 0 
 
 0 
Re: Рушник
Здравствуйте, спасибо за замечание текст поправлен через типограф.

Иван Краснобаев #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва20:52 3.02.2024 | № 164915
 
 0 
 
 0 
Катушка
Катушка — это цилиндр для хранения ниток, полос бумаги, проволоки, струн и других протяжённых предметов. Катушка представляет собой ось, на концах которой находятся ограничители, при этом плоскость основания ограничителя обычно перпендикулярна её оси. Она применяется как для бытовых, так и для промышленных целей.
Катушки используются рыболовами в удочках. Например, они бывают различных видов: инерционные, мультипликаторные и безынерционные.
В 1905 году революцию в рыболовном мире спровоцировало появление безынерционной катушки или «мясорубки». Ее автором стал англичанин А.Х. Иллингворт, увлекавшийся рыбалкой, но его профессиональная деятельность была связана с текстильным производством. Катушку с нитками для швейной машинки называют шпулькой.

Алена Сизых #2313 Медиацентр «Апрель»; Школа 3, Апрелевка, Московская обл.13:55 3.02.2024 | № 164859
  
Епанечка
Епанечка представляет собой нагрудную женскую одежду. Это короткий, до талии, жилет без рукавов. Он распространен на Русском Севере Архангельской, Вологодской губерниях. Шилась из шёлка и парчи, была украшена кружевом из золотых нитей, металлической бахромой. Являлась дополнением сарафана.
Епанча не имела пуговиц, завязывалась на шее длинными шёлковыми лентами.

Автор текста: Алёна Сизых.
Автор изображения: Света Разуванова.

Никита Пьянков #4137 Телестудия «Супер100ТВ»; Школа 100, Нижний Тагил, Свердловская обл.12:34 2.02.2024 | № 164732
  
 0 
Тагильская роспись подносов
Тагильская роспись — вид росписи подносов зародившийся в городе Нижний Тагил. Она очень насыщенная по сравнению с другими видами росписи подносов. Она ярче по цветам и богаче по узорам на подносе.
Этот промысел зародился примерно 250 лет назад. После октябрьской революции изготовление подносов было временно преостоновлено. Но в 1957 г. в Нижнем Тагиле промысел продолжил развиваться. На данный момент в Нижнем Тагиле сущестует 5 компаний в Нижнем Тагиле и 1 в Екатеринбуре, которые расписывают подносы этой росписью.
Данный вид подносов используется в декоротивных целях, но не в бытовых. И их приподнсят в качестве подарка на большие праздники так как тагильские подносы очень дорогие. Эти подносы покупают не только тагильчане, но и гости города.
 
Автор картинки и текста: Никита Пьянков, 5 класс.

Светлана Разуванова #2313 Медиацентр «Апрель»; Школа 3, Апрелевка, Московская обл.22:58 1.02.2024 | № 164669
 
 0 
 
 0 
Гутарить (гуторят)
В Забайкальском крае это означает разговаривать, болтать. Вечерами собираясь на завалинках гуторили женщины и мужчины. В Забайкалье поселенцы прибыли из северных Российских губерний Новгородской, Вологодской, Архангельской, Вятской, Пермской губерний и местного населения Бурят и Эвенков. Отсюда диалект был перемешен и появились отличительные особенности Забайкальского говора. Основу речи составляет северорусский говор. До сих пор можно услышать такие выражения «Казаки на завалинке сидят речи, гуторят», «Долго гуторили и гомонили казаки» Это слово можно услышать у Воронежских и Кубанских казаков.

Автор текста
Светлана Разуванова
Автор фото Алёна Сизых

Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва21:08 31.01.2024 | № 164430
 
 0 
 
 0 
Сарафан
Впервые слово сарафан упоминается в 14 веке в Никоновской летописи, образовано оно от персидского языка и означает «через голову». На Руси этот элемент гардероба называли по-другому: кумачник, синяк, косоклинник. Сарафан на ту пору был элементом мужского гардероба, который надевался через голову и шился из дорогих таканей: парчи, замши или шелка. Мужское одеяние носили князья, оно было с длинными откидными рукавами, только спустя десятилетие духовенство позволило носить похожую одежду, а позже и женщины добавили в свой гардероб сарафаны. Крепились сарафаны на лямках или пуговицах и были разными: глухими, распашными.
На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула этот предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. История русского костюма (по воспоминаниям англичанин) называет такой факт: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».
Сарафаны- актуальный гардероб, который используют и сегодня современные модницы.
Автор фото и статьи -Ирина Милованова
 

Ирина Милованова, рук. #3050 Газета «Колючка»; Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова, Москва20:21 31.01.2024 | № 164416
 
 0 
 
 0 
Рубаха
Как говорят в народе, что встречают по одежке!
 
Национальный костюм в России отличался в зависимости от расположения губерний, он начал складываться к 12 веку. Крестьянки зимой отдыхали от трудовых летних и осенних денечков, много ткали и вышивали. И как писал художник Билибин: «Русский народный костюм- это красота покоя». Он состоит из нескольких элементов: например, рубахи. Это слово происходит от старославянского слова «рубь» — рубеж, край.
 
Полотно, сшитое с рубцами, поскольку раньше говаривали крестьяне не «подшить вещь, а подрубить». Рубаха, как главный элемент русского костюма, была длинной, до щиколоток. Шили ее из хлопка, льна, очень редко из шелка, а чаще всего она была простая, немного грубоватая, холщовая. Ворот рубахи мастерицы украшали вышивкой или тесьмой. Цвета в Российской империи различались от области в губернии, например, в Воронеже девушки предпочитали строгий черный цвет, в Тульской и Курских губерниях- красный, синий, черный и золотой цвета. Многие женщины часто на рубахах вышивали молитвенные обереги. Рукодельницу всегда можно было увидеть по ее особенному оберегу или вышивке.
 
Рубах было несколько, в зависимости от того, какую работу нужно выполнять: например, «покосные», «пожнивные», «праздничные».

Автор статьи и фото -Ирина Милованова

 

Ксения Салтанова #1260 Пресс-центр «Переплет»; Школа 24, Горноуральский, Свердловская обл.12:13 28.01.2024 | № 163282
 
 0 
 
Фольклор
Что такое фольклор?
Фольклор — русское народное творчество. Он включает в себя русские народные праздники, песни, колядки, сказки и другое.

Если говорить о сказках, то сразу вспоминается Баба Яга, если про колядки, то рождественские.
В наше время фольклор продолжает развиваться, люди организовывают различные мероприятия, да и на урокох литературы мы читаем фольклор. На уроках музыки учим песни, которые тоже связаны с фольклором, а также пользуемся пословицами и поговорками. Кроме этого, русское творчество богато множеством обрядов. Например, сжигание
чучело на Масленице, на некоторых свадьбах тоже присутствуют обряды.

Детям, взрослые часто задают загадки, на которые с интересом отвечают и это тоже русское творчество!
Также стоит отметить, что автор всех фольклорных песен, сказок и традиций неизвестен. Ведь создавал народ, который в любой момент мог что — то изменить.

Многое время, фольклору бы уделяем на литературе. Читаем былины или песни, например: «Песнь о вещем Олеге», изучаем творчество самых разных русских писателей.

Фольклор — очень интересное творчество, которое будет актуально всегда. Также, это творчество многому учит, читая фольклор, мы узнаём много историй о русском народе.
Исправлено

Первая | < Предыдущая | Страница 14 из 31 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | Следующая | Последняя

Всего записей 453

Все в обратном порядке
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета