Первая | < Предыдущая | Страница 15 из 30 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Следующая | Последняя
Всего записей 447 | | | Гжель |
Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.
Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.
Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько — «гжельский куст», который объединил около тридцати населенных пунктов. В Российской империи их включили в Гжельскую волость.
В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия.
Бело-голубая роспись появилась на гжельских предприятиях в начале XIX века. Раньше местные изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах технология изменилась. На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры.
Фаянсовые изделия с синей росписью экспортировали в страны Ближнего Востока и Средней Азии. В это время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Еще в Гжели создавали скульптуры, предметы интерьера, рукомойники и подсвечники. Все предметы лепили и расписывали только вручную. Изделия мастера обычно украшали растительными орнаментами и рисунками цветов.
В XIX веке в деревнях «гжельского куста» возникли многочисленные фарфоровые предприятия — заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых. Посуду на них производили на новом оборудовании большими партиями. Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись.
Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия Бессарабова.
Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.
Автор текста — Архип Ордин
|
|
|
| | | Валенки |
Зимой мы задаемся вопросом: какую обувь выбрать?
Жители больших городов чаще покупают зимние сапоги или ботинки из современных материалов, но ни одна семья в деревне не обойдется зимой без традиционных русских валенок.
Валенки - это обувь, в которой удобно и тепло даже в самые лютые морозы. Их так называют потому, что создаются они при помощи обвалки шерсти. Цвет валенок может быть разным и зависит от шерсти, из которой они созданы. Иногда валенки украшают вышивкой ручной работы.
Рыбаки даже в больших городах преимущественно выбирают валенки для зимней рыбалки. Таким образом, валенки не потеряли своей актуальности по сей день.
Автор статьи и фото - Иван Краснобаев.
См. Редактор-арбитр Ульяна Буравлева |
|
|
| | | Шут гороховый |
Как возник фразеологизм »шут гороховый»? И почему именно гороховый, а не кукурузный или ячменный?
Есть несколько версий появления этого выражения: например, одежда шутов была ярко-желтого или зеленого цвета, под горох. Русская поговорка:» Дурак любит красное и зеленое», -возникла не просто так. У всех царей и королей были шуты, они носили забавные колпаки с бубенчиками; жезл с бычьем пузырем, которым могли ударить кого-нибудь при случае. Шуты, создавая ситуацию вседозволенности, игры и веселья, однако глупыми и дураками не были. Все они слыли людьми образованными, смелыми и острыми на язычок! У них, единственных при дворе, была особая привилегия : говорить правду в глаза всем, даже царю, не опасаясь за это.
На Руси во времена царствования Петра I были известны два шута: дворянин Иван Балакирев и португальский крещенный еврей Ян Лакоста. Однако и они поплатились за »превышение своих властных полномочий», были отправлены Петром Великим в ссылку. А после его кончины Екатерина , воцарившаяся после царя, одарила их царской милостью- богатыми поместьями - и вернула их из- за точения.
Григорий Горин »Шут Балакирев, или Придворная комедия»
Шапский:
Учись, Иван! Чуть опустил себя человек - и всего добился. Большие деньги на курях зашибает. А может, вам на пару петь? Так-то сможешь?
Балакирев:
Смогу, но не буду! Не обучен на колени становиться…
Автор статьи и фото- Ирина Милованова
|
|
|
| | | Летопись |
Летописи подробно повествуют о событиях в древней Руси. Они писались пером (чаще всего гусиным) чернилами, которые были сделаны из красной охры или свинцового сурика на бумаге или пергамене по годам или как тогда говорили «из лета в лето» от этого и произошло название «летопись». При помощи летописей мы можем узнать как жили люди на Руси. Ведь если не знаешь, прошлого не спланируешь будущего: для нас это очень важно. Летописи очень важны для общества до сих пор так-как они, как учебник истории помогут найти информацию о прошлом.
Текст и рисунок Никиты Пьянкова, 5 класс
|
|
|
| | | Кладезь, колодезь, колодец |
И колодезь причерпывается
Владимир Даль
Человеку для нормального поддержания жизнедеятельности, а также различных бытовых нужд требуется от 50 до 100 литров чистой воды, крупные животные также нуждаются в питье, им необходимо до 30 литров воды в день. Поэтому с древнейших времен люди селились в таких местах, где близко была питьевая вода или ее можно было легко достать, здоровье жителей напрямую зависело от качества питьевой воды.
Водоносный слой земли, который был защищен от обвалов деревянным срубом, называли колодцом. Вода находилась в глубокой яме, или шахте, которую можно было достать при помощи деревянного шеста, или журавля, а также на веревке. Чаще всего для подъема воды использовали цепь, или ворот. На конце цепи прикрепляли ведро, закрепляли небольшое грузило, чтобы ведро не скользило по поверхности и быстро набиралось.
Там, где грунтовые воды находились неглубоко, близко у поверхности, поднимали воду при помощи журавля. Это толстая жердь, палка, имеющая раздвоенный конец, с бадьей на одном конце и грузом на другом. А из глубоких колодцев вода поднималась при помощи ведра или ворота с веревкой. Деревянные ведра, это обычно 10–12 литров воды, служили сосудами для черпания вплоть до XX века.
Вода- это основная и необходимая жидкость для поддержания жизнедеятельности человека, поэтому в России более 15 населенных пунктов носят названия Колодезь, Колодезное, Колодезный.
Например, есть деревня в Калужской области, которая называется Колодези, она расположена в верховьях водного потока ручья Сушка и реки Лужа.
Колодец в мифологии большинства народов мира является не только местом, где можно утолить жажду, но и гранью, разделяющей параллельные миры. При этом, как ни странно, мистические свойства колодцев обладают глубокими корнями в фольклоре как жителей России, так и Европы.
В славянской мифологии рассказывали, что, оказывается, на Руси существовало одно строгое правило: в деревнях рыли, как минимум, два колодца. Один в центре селения для потребления воды жителями, а другой — на опушке леса, подальше от населения, который предназначался для духов и леших. Как правило, в очень редких ситуациях селяне пользовались данной водой. Нельзя было также смотреть в воду лесного колодца, вспомним русские народные сказки, потому что можно было провалиться в иной мир. Но некоторые смельчаки утверждали, что он, как зеркало, предсказывал будущее. А чтобы черт или леший тебя не утянул в глубину колодца, необходимо бросить в него какую-нибудь свою вещь.
Также по традиции славян, уходя на войну, солдату необходимо омыть оружие колодезною водой, родная земля, родная вода служит в данном случае оберегом.
Автор статьи и фото — Ирина Милованова.
|
|
|
| | | Русская печь |
Русская печь — место в русской избе в котором можно готовить еду использовалась для отопления помещения. Печь строилась из глины или кирпичей. Её обычно топят берестой и дровами. До появления бань мылись в печке. На ней можно было спать. В русских народных сказка всегда была печь: Емеля ездил на печи, а Илья муромец лежал на печи 33 года 3 месяца и 3 дня. Я сам видел русскую печь и считаю, что это самое важное место в избе, ведь это тепло, еда и чистота.
Автор текста и рисунка Никита Пьянков, 5 класс
|
|
|
| | | Кудель | Кудель — это не порода собак, созвучная со всем знакомым пуделем, как некоторые могли подумать. На самом деле это волокно льна, конопли или шерсти, приготовленное для прядения и используемое для изготовления толстой пряжи.
На Руси кудель ассоциировалась с волосами и использовалась в «обрядах перехода». Из нее невесте изготавливали красоту (похожую на косу), перед свадьбой ее сжигали и гадали по форме пепла. Косу из кудели привязывали на могильный крест, а человека, обмывающего покойников, звали скудельником.
При посвящении («переходе») девочек (5–6 лет) в пряхи полагалось, выпряв первую нить из кудели, эту нить сжечь, а пепел съесть с хлебом или выпить с водой. Из-за прочной связи кудели с волосами даже возникло слово «куделить», означающее «драть за волосы».
Автор текста — Алина Махмутова
|
|
|
| | | Митенка — mitaine, т. е. рукавица, варежка |
Какое интересное словечко и интересный аксессуар, который в последнее время зимой обретает невероятную
популярность, и взят на вооружение многими модницами для создания стильных
образов. Вообще Митенки, по фр. mitaines — перчатки без пальцев, удерживающиеся на руке с помощью
перемычек между пальцами или за счёт пластических свойств материала, из которого они сделаны. А следуя истории появились они ещё в эпоху Средневековья
как атрибут рабочих людей, или стрелков. Часто они использовались для защиты от холода при выполнении работ, требующих подвижности пальцев. Но позднее стали
модным женским аксессуаром: дамы носили такие митенки даже в помещениях.
Автор статьи и фото Тамара Спиридонова
|
|
|
| | | Рундук | Русские народные сказки — одна из важнейших частей нашей культуры. Нередко, мы можем встретить в них уже давно позабытые слова. Так, в сказке «Кощей бессмертный» читатели могут обратить внимание на слово «рундук» и заинтересоваться его этимологией.
Значение его разнообразно, но к сожалению, в нынешнее время данное слово вышло из обихода.
Вышеуказанный термин имеет и другие значения, например: скамья, ларь, возвышение со ступеньками или прилавок с ящиками.
Однако, если мы вернемся во времена древней Руси, то это слово предстает в значении «крыльцо». Именно в этом толковании и используется слово «рундук» в сказке Афанасьева. А.
«Вышел царевич на рундук, поглядел на сине море».
Авторы иллюстрации: Егор Ушаков, Анна Грушина, Дарья Бездетнова
Автор текста: Юлия Золотарёва, Максим Кочетков
|
|
|
| | | Поребрик |
Мой папа по специальности строитель, и иногда он упоминал слово «поребрик». Я заинтересовалась этим словом и спросила у папы, что оно значит. Он сказал, что это практически то же самое что и бордюр, но немного отличается тем, что на стыке различных уровней полотна дороги возникает выступ. Это и есть поребрик.
Автор текста и рисунка: Мира Филатова
|
|
|
| | | Анчутка | Анчутка — самое древнее название черта. Анчутки бывают банные и полевые. Они мгновенно отзываются на упоминание своего имени как и всякая другая нечисть. Лучше о них не говорить, не то беспятый, беспалый появится тут как тут.
Говорят что банные анчутки лысые мохнатые и помрачают наш разум. Они хорошо умеют изменять свой облик в прочем как и основная нечисть. Полевые росточком очень маленькие и более добрые чем банные. Они живут в каждом растении и зовутся от того где проживаю например: картофельники, конопельники.
Раньше говорили что анчутка помощник водяного. Он ужасно опасен. Если у пловца неожиданно случиться судорога, то анчутка схватил его за ногу. По этому с давних времен говорят брать с собой железо: ведь нечистая сила очень сильно боится железа. А ещё если анчутка схватит за какую-нибудь часть тела пловца, то он хочет утащить его на дно.
Автор текста и картинки: Софья Хорова
|
|
|
| | | Кукла-оберег — домовой | Куклы — обереги оберегали людей, жилье; защищали от злых духов, смерти; принимали на себя болезни и несчастья; давали силу маленьким. Они использовались в магических ритуалах
В языческой Руси создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.
Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.
Одной из самых распространённых кукол-оберегов был домовой. У славянских народов это домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Обычно домовым считался умерший член семьи.
Облику домового обязательно придавалась лохматость и косматость, которые сулили богатство дому.
Автор текста: Анастасия Казакова
|
|
|
| | | Леший | Леший — дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Он заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Следит за людьми, посещающими лес. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, а к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Может проказничать и шутить, но делает это грубо и зло: пугает хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивает с пути, прячет предметы, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом.
Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила, и справедливый дух.
В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Бывает, что это полностью растительный объект: дерево (почитаемые сосна, ель, берёза, дуб, осина), куст, пень, лист, мох, гриб. В этих растительных объектах проявляются человеческие черты: ветви как волосы, толстая кора как кожа, сучок — торчащий нос, обросшее мхом лицо.
Считается, что слово «леший» произошло от слова лес: «лесной», «лесистый».
Автор текста и картинки: Анастасия Казакова
|
|
|
| | | Жостово | Жостовская роспись — русский народный художественный промысел. Это роспись кованых металлических (жестяных) подносов. Существует промысел с 1825 года. Своё название получил по месту происхождения — деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Эта небольшая деревушка знаменита на весь мир своими подносами, которые украшает великолепная роспись: причудливые яркие цвета, лаковый блеск и затейливые узоры
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас.
Автор текста и фото — Степан Павлов
|
|
|
| | | Хохлома | Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома на левом берегу Волги. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери
Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет.
При изготовлении изделий мастера вытачивают предметы из дерева, грунтуют их раствором глины и покрывают олифой и порошком олова. Затем выполняют растительный узор, лакируют и обжигают при высокой температуре в печи.
Во второй половине XIX века проявился интерес к хохломе как к искусству, и в наше время изделия из Хохломы пользуются популярностью.
Автор статьи и фото — Степан Павлов.
|
|
|
Первая | < Предыдущая | Страница 15 из 30 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Следующая | Последняя
Всего записей 447 Все в обратном порядке
Загрузка...
|