Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Азбука петровской эпохи
big


Первая | < Предыдущая | Страница 19 из 30 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | Следующая | Последняя

Всего записей 448

Михаил Шабанов13:47 7.02.2011 | № 42361
 
 0 
 
 0 
Баркалон
Баркалон — парусно-гребное военное судно, схожее с галеасом. Было распространено в 17 — начале 19 веках. Изначально использовалось в испанском флоте, позже — в английском и французском. В России баркалоны строились на верфях Воронежского адмиралтейства для Азовского флота наравне с барбарскими и бомбардирскими кораблями и галерами.
На одной из мачт баркалона — большой косой парус.
Русский военный баркалон «Лев» был построен в Воронеже в 1696 году в эпоху Петра 1 для взятия турецкой крепости «Азов». Строили итальянские мастера из Венеции. Было построено 10 таких кораблей. Благодаря одновременному применению армии и флота для блокады крепостей, Азов сдался без боя через 2 месяца после начала осады. Этот корабль был парусно-гребным и служил в основном для абордажного боя.

Михаил Шабанов13:44 7.02.2011 | № 42360
 
 0 
 
 0 
Барк
Барк — большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косое парусное вооружение. Иными словами, все мачты барка, за исключением последней, из поперечного рангоута имеют только реи, тогда как последняя мачта рей не имеет. Число мачт барка — три и более.
Корабли этого типа активно использовались Петром I в сражениях. С середины 17 века до начала 19 века барком называли малые парусные суда, чей корпус был плоскодонным. В основном использовался для транспортировки грузов.

Михаил Шабанов13:42 7.02.2011 | № 42359
 
 0 
 
 0 
Бомбардирский корабль
Бомбардирский корабль — парусный двух-трёхмачтовый корабль конца 17 — начала 19 веков. Предназначался для обстрела береговых укреплений и приморских крепостей, и в меньшей степени для артиллерийского боя с кораблями противника.
В русском флоте первые бомбардирские корабли появились в 1699 году для действий против крепости Азов.
В 1771 в Санкт-Петербурге по указу Петра I, под руководством корабельного мастера А. Селянинова был построен трёхмачтовый бомбардирский корабль «Юпитер». На фок — и грот-мачтах он нёс прямые паруса, на бизань-мачте — косой гафельный. На корабле были установлены две 5-пудовые мортиры, две 3-пудовые гаубицы и десять 6-фунтовых пушек. В отечественном флоте бомбардирские корабли существовали до 1828 года.

Михаил Шабанов13:38 7.02.2011 | № 42358
 
 0 
 
 0 
Балтийский флот
Балтийский флот- один из старейших военно-морских флотов России.
В конце 17 века на Плещеевом озере Петром I создается потешная флотилия. В январе 1696 года при подготовке ко Второму Азовскому походу на верфях Воронежа и в Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Построенные в Преображенском галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, там собирались и спускались на воду. Кроме того, из Австрии были приглашены инженерные специалисты. Свыше 25 тысяч крестьян и посадских было мобилизовано с ближайшей округи на строительство флота. Были сооружены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и мелких судов. Во главе флота поставлен Лефорт. Флагманом флотилии определен 36-пушечный корабль «Апостол Пётр». В мае 1696 года русская флотилия блокировала Азов с моря. 19 июля 1696 года крепость сдалась. 20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает «Морским судам быть…» Эту дату можно считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. Утверждается обширная программа судостроения — 52 судов. Для финансирования строительства флота вводятся новые виды податей: землевладельцы были объединены в так называемые кумпанства по 10 тыс. дворов, каждое из которых на свои деньги должно было построить корабль. Летом 1699 года первый большой русский корабль «Крепость» отвёз русского посла в Константинополь для переговоров о мире. Само существование такого корабля склонило султана к заключению мира в июле 1700 года, который оставил за Россией крепость Азов. В 1697–1698 годах в составе Великого посольства в Голландии Пётр I поработал плотником на верфях Ост-Индийской компании, при участии царя был построен корабль «Пётр и Павел».

Михаил Шабанов13:28 7.02.2011 | № 42354
 
 0 
 
 0 
Алебарда
Алебарда — древковое холодное оружие с комбинированным наконечником, состоящим из игольчатого копейного острия и лезвия боевого топора с острым обухом. Находилась на вооружении пехоты ряда европейских стран с 13 по 15 век, получив наибольшее распространение в 15–17 веках как эффективное оружие против хорошо защищённой кавалерии. Так же использовалась и в русский армии 17 века.
Очевидно, что алебарды и протазаны являлись ориентиром в строю, обозначая место унтер-офицера и офицера. Несомненно, что в строю это декоративное оружие играло и практическую роль, но для боевых условий не годилось, сокращая число военнослужащих, могущих вести огонь. В 1711 году император Петр I оставляет алебарды только сержантам, а остальные унтер-офицеры вооружаются ружьями. Тогда же Петр I повелел пехотным офицерам иметь протазаны только в мирное время в строю, а в военное по необходимости.

Михаил Шабанов13:19 7.02.2011 | № 42351
 
 0 
 
 0 
Адмиралтейств-коллегия
Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления военно-морскими делами в России в 1718–1802 года.
Образована в ходе реформы центральных органов управления указом Петра I от 11 декабря 1717 года в числе первых 10 коллегий. Согласно указу явилялась главным органом управления Военно-морского флота. В коллегию были переданы функции нескольких существовавших до этого флотских организаций: Воинского морского приказа, Московской адмиралтейской канцелярии, Воинской морского флота канцелярии, Морского комиссариата, нескольких контор и канцелярий: Экипажеской, Провиантской, Мундирной, Обер-сарваерской, Лесных дел, Счетных дел.
23 декабря 1724 года Петр I дает указание Адмиралтейств-Коллегий отправить на Камчатку экспедицию под началом достойного морского офицера.
Адмиралтейств-Коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с кандидатурой Беринга.
6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Петр подписал инструкцию для Первой камчатской экспедиции. Витусу Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля. На этих судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно, является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой.

Михаил Шабанов13:16 7.02.2011 | № 42350
 
 0 
 
 0 
Адмиралтейский приказ
Адмиралтейский приказ — Центральное государственное учреждение России, в компетенцию которого входили строительство, вооружение и снабжение флота. Образован в Воронеже в 1700, во главе был поставлен Протасьев, а затем Ф.М. Апраксин. Петру нужна надежная система управления страной, для этого создается ряд структур, которые несут ответственность за разные отрасли. Первым морским учреждением стал созданный в 1698 году Приказ воинского морского флота, в ведении которого находились служившие на флоте иностранцы и Монетный двор. Собственно же адмиралтейскими делами ведал Владимирский судный приказ, преобразованный в 1700 году в Приказ адмиралтейских дел, в управлении которого были кораблестроение, снабжение флота, финансы, а также все адмиралтейские и морские чины «из русских».

Михаил Шабанов13:13 7.02.2011 | № 42349
 
 0 
 
 0 
Адмирал
Адмирал — воинское звание высшего офицерского состава в военно-морских флотах.
В Европе вошло в употребление в 12 веке, заместив используемые до того греческие и римские термины. По регламенту парусного флота адмирал командовал кордебаталией, вице-адмирал — авангардом, контр-адмирал — арьергардом.
Петр I ввел морские чины для адмиралов, штаб — и обер-офицеров флота Российской империи. Список морских чинов начинался с генерал-адмирала. Это был высший чин на флоте. По «Табели о рангах», Петр I поставил его наравне с генерал-фельдмаршалом, как особу первого класса. Однако вначале границы власти и влияния этого чина точно в зако-нах определены не были, а в зависимости от обстоятельств генерал-адмирал являлся или действительным начальником флота, или же носил это звание как почетное.
Петр Великий, как известно, не был прирожденным моряком, но он прекрас-но понимал, какое значение имеет море в жизни государства. Добиться доступа к этому новому источнику развития страны приходилось силой оружия. Для завоева-ния и удержания выхода к морю прежде всего был нужен флот. Для создания же флота требовались преданные, энергичные люди, которые бы в точности исполняли все требования царя, знали все нужды но-вого морского дела и могли благоустроить жизнь флота. Одним из таких, и притом лучших, помощников царя-моряка был граф Федор Матвеевич Апраксин, с име-нем которого неразрывно связана, так же как и с именем Петра Великого, вся исто-рия русского флота, история его генерал-адмиралов.

Михаил Шабанов13:06 7.02.2011 | № 42346
 
 0 
 
 0 
Абордаж
Абордаж — способ ведения морского боя во времена гребного и парусного флотов, а также способ сцепления кораблей для передачи грузов или людей.
Абордаж в военных целях применялся для захвата корабля противника и находившихся на нём ценностей. Атакующий корабль сходился вплотную борт к борту с кораблём противника, сцеплялся с ним абордажными баграми, кошками и дреками, чтобы корабли не разошлись во время боя. Затем бойцы абордажной команды высаживались на палубу корабля противника с помощью мостков и вступали с экипажем неприятеля в рукопашную схватку с использованием огнестрельного и холодного оружия, например, абордажных топоров.
Аборжад сильно повлиял на исход боя в устье Невы, когда шведские корабли открыли сильный заградительный артиллерийский огонь. Несмотря на это, а также полное отсутствие своей артиллерии русские лодки бросились в атаку на шведские суда. Миновав зону обстрела корабельных пушек, лодки достигли бортов кораблей и начался жестокий абордажный бой. При помощи только мушкетной стрельбы и гранат русские солдаты взяли оба шведских судна на абордаж. Свершилось небывалое — с  лодок, не имевших артиллерийского вооружения, были захвачены в  абордажном бою два военных корабля, оснащенных восемнадцатью пушками. Царь, «не щадя своей монаршей милости», одним из первых влетел на палубу «Астрели» с топором и гранатою в руках.

Михаил Шабанов1:29 7.02.2011 | № 42265
 
 0 
 
 0 
Эскадра
Эскадра- оперативно-тактическое формирование в военно-морском флоте, предназначенное для решения боевых задач на морских и океанских театрах военных действий.

В середине 18 века основным соединением военно-морского флота была дивизия. Эскадра состояла из трёх дивизий: 1-я дивизия — кордебаталия — находилась в центре боевого порядка, возглавлялась адмиралом; 2-я — авангард — располагалась в голове боевого порядка, возглавлялась вице-адмиралом; 3-я — арьергард — завершала боевой порядок, возглавлялась контр-адмиралом. Количество кораблей в эскадре зависело от наличия линейных кораблей во флоте. Кроме линейных кораблей в зависимости от поставленных задач эскадре придавались фрегаты, галеры, пинки, гекботы, шнявы, бомбардирские корабли, брандеры и другие военные суда.

В период царствования Павла I в 1797 году был издан новый морской устав, согласно которого были внесены изменения в организационную структуру флотов,

Михаил Шабанов1:24 7.02.2011 | № 42263
 
 0 
 
 0 
Штык
Штык — холодное колющее оружие, примыкаемое к стволу ружья для штыкового боя; может также носиться на ремне.
Штык появился как средство самообороны бойца, вооруженного огнестрельным ружием. С распространением огнестрельного оружия в Европе, сложилась ситуация, когда некоторые подразделения были вооружены огнестрельным оружием, а другие — холодным древковым.
В России в гвардии штыки были введены в 1702 году, в армии переход на них завершился к 1709 году. С появлением штыков нового типа, а также с увеличением скорости заряжания, нужда в пикинерах постепенно отпала — в 18 веке они исчезли из европейских армий.

Михаил Шабанов1:21 7.02.2011 | № 42262
 
 0 
 
 0 
Штабс-капитан
Штабс-капитан — обер-офицерский чин в русской армии, а также в армиях других стран. Термин введён Петром I в ТАбель о рангах.
В российской армии введён в 1798 году, до того назывался капитан-поручик. До 1884 года относился к 10 классу, а с 1884-го — к 9 классу Табели о рангах. По должности штабс-капитан обычно был командиром роты. В дореволюционной Русской императорской армии штабс-капитан следует после капитана.

Михаил Шабанов1:17 7.02.2011 | № 42260
 
 0 
 
 0 
Шнява
Шнява — небольшое парусное торговое или военное судно, распространённое со второй половины XVII века до конца XIX века в северных странах Европы и в России.

Шнявы имели две мачты с прямыми парусами и бушприт, стаксель и кливер. Также шнявы имели третью мачту стоящую непосредственно вплотную за грот-мачтой с небольшим зазором, на которой несли трисель с гиком, пришнурованный передней шкаториной к этой мачте. Иногда эта мачта заменялась специальным тросом, к которому кольцами присоединялась шкаторина паруса. Военные шнявы вооружались 12–18 пушками малого калибра. Среднее водоизмещение шнявы было около 150 тонн, длина 25–30 метров, ширина 6–8 метров, экипаж до 80 человек.

Первые русские шнявы «Мункер» и «Лизета» были построены на Азовском море в конце 17 века. Первой шнявой Балтийского флота была «Астрильд», захваченная в мае 1703 года в абордажном бою на Неве. В составе шхерного флота Петра I шнявы использовались для разведки и посыльной службы.

Михаил Шабанов1:15 7.02.2011 | № 42259
 
 0 
 
 0 
Шляхта
Шляхта — привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1569 года, в Речи Посполитой. Польская шляхта изначально была исключительно воинским сословием, сумевшим со временем утвердить право на выборную монархию. Сложные отношения между монархией и шляхтой, а также далекоидущие привилегии шляхты стали одной из главных причин упадка Речи Посполитой в 18 веке. Официально отменена в 1921 году.
В России во времена Петра I дворянство иногда называлось шляхтой.

Михаил Шабанов1:11 7.02.2011 | № 42257
 
 0 
 
 0 
Шлиссельбург
Шлиссельбург — город в России, в Кировском районе Ленинградской области. Административный центр и единственный населённый пункт Шлиссельбургского городского поселения. Город расположен в центральной части района на левом берегу Невы у Ладожского озера, в 55 км к востоку от Санкт-Петербурга, в 8 км к северу от Кировска. Население — 12,9 тыс. человек.
В 1702 году отвоёван у шведов Петром I, который дал городу его нынешнее название. Местность возле крепости, на левом берегу Невы, была заселена почти одновременно с Орешком. Здесь был Спасо-Городецкий погост, или Спас-на-Неве, позднее превратившийся в посад. А в 1780 году посад был преобразован в уездный город Шлиссельбург Санкт-Петербургской губернии.

Первая | < Предыдущая | Страница 19 из 30 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | Следующая | Последняя

Всего записей 448

Все в обратном порядке
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета