Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Азбука петровской эпохи
big


Первая | < Предыдущая | Страница 18 из 30 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Следующая | Последняя

Всего записей 448

Лидия Девицына #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград13:11 23.01.2013 | № 55806
 
 0 
 
 0 
Константиновский дворец
Константиновский дворец — это не просто какой-нибудь замок, это целый мир, взрослый Диснейленд восемнадцатого века. Это дворец, утопающий в зелени, мягких цветах, причудливых линиях фонтанов, строгих и прекрасных линиях зданий. Дворец был построен, точнее начал строиться в 1720 году. Автором этого рая был Микетти, итальянский архитектор, а основателем дворца был сам царь. Название дворцу было дано вчесть сына Петра — Константина Павловича — которому Петр и подарил эти сады.
Иллюстрация взята с сайта «Википедия»

Илия Зиневич #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград13:08 23.01.2013 | № 55802
 
 0 
 
 0 
Зубов Алексей Фёдорович
С 1714 года Зубов работал в Санкт-Петербурге. Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии. После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А.Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д.М. и М.А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Художник пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получил. К 1730 г. он возвращается в Москву.
В старой столице Зубов по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 году он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок ещё был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны ещё были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство — известный «Вид Соловецкого монастыря» — огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 году. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 годом, а последнее упоминание о нем — 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности.
Последний лист, выгравированный Зубовым, отмечен в 1741 году. Лучшие его портреты чёрной манерой: «Екатерины I», «Петра I», двух княгинь «Дарьи и Марьи Меншиковых» — чрезвычайно редки; резцом — «Екатерины I», «Головина» и «Стефана Яворского». У Ровинского («Русские граверы», М. 1870) приведён список 110 досок работы Зубова. Некоторые доски сохранились до настоящего времени и даже способны давать ещё хорошие отпечатки.
На иллюстрации Летний дворец Петра I и Летний сад в Санкт-Петербурге, 1716 год
 Комментариев 1 
•   
Помощник (Оргкомитет)13:12 23.01.2013 | № 55807
 
 0 
 
 0 
Re: Зубов Алексей Фёдорович
Очень маленькая картинка. Можешь найти покрупнее?

Виктория Чебоненко13:01 23.01.2013 | № 55797
 
 0 
 
 0 
Нарышкина Наталья Кирилловна
Наталья Кирилловна — мать Петра I.  Воспитывалась в московском доме боярина Артамона Матвеева. В доме отца её и увидел Алексей Михайлович. Наталья Кирилловна была призвана на собранный со всей страны смотр невест и повенчана с царём 22 января 1671 года, когда ей было 19 лет. От этого брака родились две дочери и сын, в живых остались двое — сын Пётр — будущий царь Пётр I и дочь Наталья.

Виктория Голивец #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград2:06 23.01.2013 | № 55686
 
 0 
 
 0 
Лопухина Евдокия
Лопухина Евдокия Федоровна (30.6.1670–27.8.1731), последняя русская царица (с 1689), первая жена Петра I.  Урожденная Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина (позже — стольник и  окольничий царя Алексея Михайловича). Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу (имя отцу дали по Федоровскому образу Божией Матери — святыни дома Романовых). Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна сама выбрала Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в  стрелецких войсках. Лопухина, воспитанная в строгих традициях православия и  Домостроя, была умна и хороша собой. Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27.1.1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. В феврале 1690 у  Лопухиной родился первый сын — царевич Алексей Петрович, в октябре 1691 — второй сын, царевич Александр Петрович, вскоре умерший. Охлаждение между супругами началось с 1692, когда Петр I познакомился в московской Немецкой слободе с дочерью торговца Анной Монс. Окончательно Петр I оставил жену после смерти в 1694 своей матери. Лопухину еще называли царицей, она жила с  сыном во дворце в Кремле, но ее родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. После возвращения Петра I из-за границы в 1698 Лопухина была сослана Петром I в Суздальский Покровский монастырь и насильно пострижена в монахини под именем Елена (в Манифесте, изданном в связи с «делом царевича Алексея» (3.2.1718), Петр I сформулировал обвинения против бывшей царицы: «…за некоторые ее противности и  подозрения»). Лопухиной не было назначено содержание от казны; все  необходимое она получала от родственников. В 1718 Лопухину допрашивали «с пристрастием» по «делу царевича Алексея», вынуждали давать показания и  признания в тайной связи с генералом С. Глебовым, который после жестоких пыток был казнен. Саму же старицу Елену сослали под надзор в Староладожский Успенский монастырь, где она провела 7 лет. В 1725, после смерти Петра I, Лопухину перевели в Шлиссельбургскую крепость. После вступления на престол ее внука, императора Петра II, Лопухина жила в Московском Кремле; ей было назначено годовое содержание в 60 тыс. руб. Никакой роли при дворе Петра II Лопухина не играла. Кандидатура Лопухиной рассматривалась Верховным тайным советом в качестве возможной претендентки на престол в связи с кончиной Петра II и пресечением прямой линии Романовых (Лопухина от короны отказалась). Последние годы жизни провела в Новодевичьем монастыре.
Иллюстрация:
Парсуна с изображением Евдокии Фёдоровны Лопухиной (1669–1731)

Виктория Голивец #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград1:52 23.01.2013 | № 55679
 
 0 
 
 0 
Гендерик ван Брумкорст
Задумывая строительство Петербурга, Петр I мечтал увидеть на берегах Невы новый Амстердам. В молодую столицу активно приглашались голландские специалисты. Создавая новую столицу, Петр I, внимательно следил за строительством и убранством зданий города. Известный в Европе мастер лакировального дела и знаток «мраморного, золотарного и оконнишного дела» Гендерик ван Брумкорст прибыл в Петербург в 1703 году и занялся обучением «команды» будущих лакирных мастеров. Брумкорст участвовал в создании убранства Летнего и Зимнего дворцов, опыт мастера использовался и в работах на верфях — строящиеся корабли внутри украшались лаковой отделкой и резьбой. Но главным произведением Брумкорста было убранство дворца Монплезир в Петергофе. За долгие годы работы в Петербурге голландский мастер подготовил много учеников.
На фото «Фонтан Китовый», расписанный мастером

Виктория Голивец #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград1:34 23.01.2013 | № 55670
 
 0 
 
 0 
Гравюра
Петровская гравюра — оригинальное и самобытное явление в истории русского изобразительного искусства. Познавательная ценность ее  сочетается со значительными художественными достоинствами, а традиции русского искусства органично переплелись в ней с достижениями западноевропейской гравюры.
Среди русских граверов XVIII века ведущая роль принадлежит мастеру Алексею Федоровичу Зубову. Многие его работы стали шедеврами искусства петровского времени, и без них сейчас невозможно представить себе русскую культуру первой четверти XVIII века,— это «Свадьба Петра I», «Васильевский остров», «Панорама Петербурга», «Баталия при Грейнгаме» и  многие другие.
Пропагандистско-просветительный характер гравюры на металле, внимание к ней самого Петра I определили быстрое развитие и небывалый расцвет этого вида изобразительного искусства.
Ненасытная любознательность Петра I привела и к знакомству с  западноевропейской гравюрой на металле. В Голландии Петр I оценил культурные достоинства и возможности этого вида искусства. В те времена в Россию приглашаются мастера-иностранцы для работы и для обучения русских граверному мастерству.
Иллюстрация:
Алексей Зубов
«Васильевский остров»
1714 г. Офорт, резец.
Государственный Русский музей

Виктория Голивец #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград1:25 23.01.2013 | № 55667
 
 0 
 
 0 
Иов
Иов — замечательный иерарх петровского времени. Происхождение, год и  место рождения неизвестны. В 1697 г. посвящен из настоятелей Троице-Сергиевой лавры в митрополиты новгородские. Иов шел далеко впереди своего века и был одним из ревностнейших сподвижников Петра; основал в Новгороде образцовую духовную школу, где преподавали освобожденные по его ходатайству из заточения братья Лихуды, мечтал о  типографии, переводе богословских сочинений и святоотеческих творений, новом переводе Библии. Иов устроил три больницы, два странноприимных дома и, первый в России, приют для незаконнорожденных и подкидышей. Иов  пользовался неизменным расположением Петра Великого. Умер в 1716 г. .

Любовь Чудаева22:24 14.02.2011 | № 42634
 
 0 
 
 0 
Медицинская академия
В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия.

Любовь Чудаева22:16 14.02.2011 | № 42631
 
 0 
 
 0 
Академия наук
Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. «В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии», — писал академик С.И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.

Любовь Чудаева21:55 14.02.2011 | № 42630
 
 0 
 
 0 
Салтыков Федор Степанович
Федор Степанович Салтыков (?–1715) — представитель древнего боярского рода, сподвижник Петра. Во время поездки в Англию в 1713—1714 гг. предложил использовать некоторые формы английского государственного и социального устройства в России. Свои соображения он изложил в двух донесениях: «Пропозиции» и «Изъявлениях, прибыточных государству». Салтыков писал об укреплении положения дворянства, о распространении образования, о развитии промышленности и торговли. Некоторые из его предложений были претворены в жизнь. Так, на основании рекомендаций Салтыкова был издан в 1714 г. указ о единонаследии.

Любовь Чудаева21:48 14.02.2011 | № 42627
 
 0 
 
 0 
Посошков Иван Тихонович
Выдающимся представителем экономической мысли петровской эпохи был Иван Тихонович Посошков (1652–1726). Будучи купцом, сыном ремесленника-ювелира, он выступал идеологом торгового сословия. В отличие от Прокоповича и Салтыкова, Посошков был самоучкой и никогда не бывал за границей. Тем не менее главный его труд «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.), предназначавшаяся Петру, содержит много оригинальных и вполне зрелых идей. Взгляды Посошкова близки концепции меркантилизма. По его мнению, государство должно всячески опекать купечество, обеспечивать его ссудами, жаловать казенными заводами, обеспечивать рабочей силой, набранной из бродяг и нищих. Большое внимание уделял Посошков и внешней торговле. Он выступал за создание компании, которая бы объединила всех русских купцов, ведущих заграничную торговлю. Тем самым можно было устранить конкуренцию и избежать понижения цен на товары, пользующиеся спросом у иностранных покупателей.

Наталья Котельникова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск10:10 10.02.2011 | № 42572
 
 0 
 
 0 
ер и ерь
ЕР (ъ), тридцатая буква в церковной азбуке, двадцать седьмая в русской; некогда полугласная, ныне твердый знак, тупая или безгласная буква.
Еры (ы), в церковной азбуке тридцать первая, в русской двадцать осьмая; дебелое и. Ер да еры упали с горы, ерь да ять некому поднять. Ер Егорко, упал в озерко: сам не потонул и воды не всколебал? лист.
Ерь (ь), в церковной азбуке тридцать вторая, в русской двадцать девятая; некогда полугласная, а ныне безгласная буква, мягкий знак. Ерик, знак церковной грамоты, заменяющий букву ь; зовут так и самую букву эту.ЁРА, ерник м. беспутный, тунеядный человек, плут и мошенник, развратный шатун. Ерник или ёрка — мелкий, малорослый, уродливый лес, особ. по тундрам и по безлесыо; замореный, кустовой лес; есть и особые виды ёрника, нерастущего в пень, напр. березовый, ветляный ёрник, Betula nana; | еще мельче и низменнее ерника сланец или сланка, которая стелется по моховине. Растение Empetrum также назыв. ерником. Тор, да ёр (вместо ёра), да третий вор, о селе на большой дороге, на тору. От ёрника балда, от балды шишка, от шишки ком — а черт ли в нем? говор. о кривом, негодном лесе. Ерничать, быть ёрой. Ёрничанье или ёрничество ср. занятие ерника, Еромыжник, ера, распутный шатун. Еромыжничать, шаромыжничать, ерничать. Ерить вят. хлопотать, суетиться. Ериться сиб. ереститься, упрямиться.(Толковый словарь В.И. Даля)

Маргарита Амосова #121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск10:03 10.02.2011 | № 42571
 
 0 
 
 0 
Малый юс (Ѧ, ѧ)
 
Эта буква исторической кириллицы выглядит, как  Ѧ и занимает 36-ю позицию. Числового значения она не имеет, в ранней кириллице использовалась как знак числа 900. Из древности пришло только слово «юс», но что оно значит — неясно (ус? узы, вязь?). В гражданском шрифте Петра I малый юс присутствовал только в первом экспериментальном варианте (1707 или 1708 года), но почти сразу (в 1708 году) был заменён формой нынешней буквы Я, происходящей от скорописной формы малого юса XVII веке.
Юс — название церковнославянских письменных знаков для носовых гласных ǫ и ę: юс  большой (ѫ) и юс малый (ѧ). Его произношение эволюционировало в русский, так как уже в Х веке ǫ дало У, а из ę образовалось А. Соболевский (РФВ 71, 436 и сл.) пытается связать название буквы с ус, церковнославянским ѫ съ, ссылаясь при этом н а русско-церковнославянский. юсѣ ница «гусеница».
(Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М.Р. Фасмер. 1964—1973.)
 
 

Любовь Чудаева20:55 9.02.2011 | № 42547
 
 0 
 
 0 
Юности честное зерцало
Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов как утверждают, было переведено из ряда подобного рода наставлений с немецкого языка, дополнено самим Петром I и стало на долгие годы специальным руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. В нём предписывалось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в светском обществе. Юности честное зерцало пользовалось большим спросом у населения и четырежды переиздавалось вплоть да конца XIX века, вызвав множество подражаний.

Любовь Чудаева22:38 8.02.2011 | № 42516
 
 0 
 
 0 
Меркантилизм
экономическое учение и экономическая политика раннего периода становления индустриального общества.
Предполагает активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, основанное на преобладании вывоза товаров над ввозом. Предусматривает также поощрение развития национальной промышленности, защиту ее от иностранной конкуренции, расширение зоны влияния отечественного капитала за границей. В России политика меркантилизма впервые широко внедрялась в XVIII веке Петром I, руководствовавшемся принципом: «покупать дешевле, продавать дороже». Чтобы наполнить казну, государство объявляло производство и продажу того или иного товара монополией государства. Монополия государства была объявлена чуть ли не на все товары: зерно, щетину, пеньку, мачтовый лес, табак, воск, железо, парусину и т. д. Поэтому в начале правления Петра ситуация была нелёгкой для русского купечества. Но в конце царствования Петра I ситуация резко меняется. Пётр I стал проводить политику протекционизма, т. е. покровительства отечественной промышленности — поощрение экспорта и ограничение импорта. Это давало возможность развития молодой российской промышленности. Политика Петра I в области торговли способствовала развитию отечественной торговли

Первая | < Предыдущая | Страница 18 из 30 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Следующая | Последняя

Всего записей 448

Все в обратном порядке
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета