|
< Предыдущая | Страница 2 из 30 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая | Последняя
Всего записей 448 | | | Кружево |
Мода на западноевропейские костюмы, введенная Петром I в России в начале XVIII века, способствовала развитию искусства плетения кружева. Привозимые морем традиционные заморские кружева стоили очень дорого. Вот и появился новый вид рукоделия — плетение узора из нитей на коклюшках. Петр I, как гласит предание, выписал из брабантских монастырей 250 кружевниц. Поселившись в Новодевичьем монастыре, они обучали плетению кружев детей-сирот. С тех пор в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (брабантскую) нитку». Распространяясь по России, кружево приобретало в каждой местности свои отличительные черты. Всему миру известны вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева. В историю мировой культуры кружево, созданное руками наших мастериц и вошло под названием русского.
На фото старинное кружево с крылышками бабочек
|
|
|
| | | Петенька | Петенька — именно так назывались пятисотрублёвые купюры с изображением Петра Первого в России с конца XIX века. Это название купюры номиналом 500 рублей можно услышать и сейчас, но крайне редко. Купюра посвящена Архангельску. На лицевой стороне купюры на фоне морского и речного вокзалов изображен памятник Петру Великому работы скульптора Марка Матвеевича Антокольского (1843–1902). На обратной стороне — панорама Соловецкого монастыря. |
|
|
| | | Антокольский Марк Матвеевич |
Памятник российскому императору Петру Великому работы скульптора Марка Матвеевича Антокольского (настоящее имя — Мордух Матысович, годы жизни: 1843–1902) установлен в Таганроге в 1903 году. Это единственный сохранившийся до настоящего времени полноразмерный экземпляр, отлитый под непосредственным руководством автора. Высота бронзовой фигуры Петра I — 3,44 метра, вес — 1232 килограмма. Пьедестал высотой 5,4 метра и весом около 13 тонн выполнен из гранита.
М.М. Антокольский начал работать над статуей Петра I в Риме, хотя задумал ее ещё в России. О том, как происходили работы, подробных сведений не сохранилось. Из переписки Марка Матвеевич со Владимиром Васильевичем Стасовым, русским музыкальным и художественным критиком известно, что эскизы не удавались, и вскоре скульптор перешел к лепке статуи сразу в большом размере. Он трудился, превозмогая усталость и болезнь. Только голову статуи лепил, ломал и заново лепил несколько раз. Работа была закончена и переведена в гипс в июне 1872 года, к Всероссийской политехнической выставке, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I.
Кстати, несмотря на то, что статуя получила похвальные отзывы за границей, в России она успеха не имела. Где сейчас находится гипсовая статуя Петра, неизвестно. В канун 200-летия Таганрога, основанного в 1698 году, городская общественность решила увековечить память основателя Таганрога императора Петра I в бронзе. Вопрос о сооружении памятника А.П. Чехов постоянно обсуждал в переписке с членом городской управы П.Ф. Иордановым. Именно Иорданов в письме к Чехову обратил внимание нато, что существует готовая статуя Петра I работы М.М. Антокольского: «Мне кажется, что никакой конкурс не даст нам такой удивительной фигуры Петра… Мне кажется, что если это дело нам удастся, мы будем иметь лучший памятник Петру». Антон Павлович встретился в Париже с двумя скульпторами, Леопольдом Бернштамом и Марком Антокольским, а затем прислал в таганрогский комитет фотографии их скульптур. Бронзовая фигура императора была отлита в Париже, в бронзолитейной мастерской А. Грюе. Торжественное открытие состоялось 14 мая 1903 года. Памятник был установлен на улице Петровской, напротив входа в городской парк. Сам Антон Павлович Чехов не смог прибыть на церемонию открытия памятника
|
|
|
| | | Ученые через силу |
Все дворяне и духовенство отныне должны были получать образование. Успех дворянской карьеры зависел теперь от этого напрямую. При Петре создавались новые школы: гарнизонные для детей солдат, духовные для детей священников. Более того, в каждой губернии должны были быть цифирные школы с бесплатным обучением для всех сословий. Такие школы обязательно снабжались букварями на славянском и латинском языках, а также азбуками, псалтирями, часословами и арифметиками. Обучение духовенства было принудительным, противившимся ему грозила военная служба и налоги, а тем, кто не окончил обучения, нельзя было вступить в брак. Но из-за принудительного характера и жестких методов обучения (битье батогами и сажание на цепь) такие школы просуществовали недолго.
Редактор-арбитр Наталья Быкова
|
|
|
| | | Страшное деяние Петра 1 |
Самое страшное деяние Петра — указ, запрещающий выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, который раньше был основной пищей русского человека. Судя по этимологии, амрита — это нектар бессмертия. По преданиям, старцы на Руси жили очень долго — упоминается даже цифра 300 лет. Те, кто верит в эти сообщения, обвиняют Петра в том, что он своим запретом уничтожил долгожительство россиян.
Источник: учитель биологии Ирина Викторовна Соломенникова
|
|
|
| | | Петр 1 дал больше свободы |
Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Запретили насильственную выдачу девушки замуж. Стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.
|
|
|
| | | Летоисчисление |
Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января.
Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми буквами славянской азбуки и ввел вместо них современные арабские цифры. Буквы стали проще, а следовательно и читать их стало легче, поэтому литературный спрос вырос.
|
|
|
| | | Указ «О неделании дубовых гробов» | Указ «О неделании дубовых гробов» строго предписывал, чтобы «нигде, никого в дубовых гробах не погребали». Гробы-колоды в те времена долбили из целого дуба. Петр сначала обложил долбленные гробы большой пошлиной, а потом и совсем запретил их изготовление. Вот что писал по этому поводу известный дореволюционный историк Н.И. Костомаров: «Во всем государстве приказано переписать дубовые гробы, отобрать их у гробовщиков, свезти в монастыри и к поповским старостам и продавать вчетверо против покупной цены». Рубить запрещалось не только дубы, но и корабельные сосновые леса. Это способствовало развитию лесопильных заводов и строительству одного из мощнейших флотов в мире.
Источник иллюстрации: яндекс картинки
|
|
|
| | | Что любил говорить Петр 1 |
Пётр 1 любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках». Действительно, безделья он не терпел и день царя был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3–4 часа уже был на совете министров. Обсудив со свойственным ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там он следил за постройкой судов, а иногда и сам брался за топор, ведь корабельное дело он знал очень до тонкостей. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое очень любил (сегодня в музее хранятся 12 токарных станков принадлежащих Петру 1, а было их всего 50. За свою жизнь Пётр 1 освоил 14 ремёсел. В 11 часов Пётр садился обедал. За столом Пётр 1 долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд, среди которых непременно подавали любимый Петром студень. Иногда перед обедом великий царь заходил в трактир и выпивал рюмку анисовой водки. Так как это было после занятий в Адмиралтействе, он говорил что «пробил адмиральский час». После обеда Пётр некоторое время отдыхал, а потом шёл на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли. Вечером Пётр 1 обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. «Делу время, потехе — час», — часто напоминал Пётр 1 своим поддонным.
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник-
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник»,-
так представлял себе Петра великого Александр Сергеевич Пушкин.
Источник иллюстрации: гугл картинки
|
|
|
| | | Тайна имени жены Петра |
От греческого «чистота, незапятнанность».
В представлении большинства людей «царское» имя. Кажется, даже в его звучании заключены определенная величавость и властность. Увы, характеры обычных женщин, названных этим именем, ничего общего с этим представлением не имеют. Екатерина уже ребенком — себе на уме. Она запаслива и чуть жадновата. Если Катенька побывала в гостях, в ее карманах по возвращении домой обязательно окажутся конфеты или яблоко — наверняка найдется кто-то, кто умилится умом и смышленостью Катеньки. Катя самолюбива, болезненно переносит чье-то превосходство, в классе она одна из лучших учениц и стремится дружить с теми, кто составляет «элиту» класса, пользуется силой или авторитетом. Обладает нерешительным характером. Сказанное в особенности касается рожденных весной Екатерин. Бравада, экстравагантность в поведении и одежде — не такое уж редкое явление у Кати, особенно это проявляется в экстремальных ситуациях.
Екатерина долго не выходит замуж, хотя поклонников у нее хоть отбавляй. Свое внимание она остановит на том, кто близок ей по психологическому складу. Тревожность Екатерины, ее внутреннее беспокойство усиливаются по самым незначительным поводам, что может послужить причиной импульсивных, на первый взгляд, поступков. Екатерине нужен муж, который помог бы ей чувствовать себя в жизни уверенно.
Екатерины — фантазерки, у них хорошо развито воображение. Они обычно неплохо устраиваются в жизни, правда, хозяйки они далеко не образцовые. Им также не всегда удается правильно воспитывать своих детей. Достаточно хорошо успевают в любом виде деятельности, предпочтения в выборе профессии чему-то не отдают. Верят предсказаниям астрологов и хиромантов, могут обращаться к экстрасенсам. Предрасположены к легочным заболеваниям.
Источник иллюстрации: яндекс картинки
|
|
|
| | | Тайна имени |
От греческого «крепкий как камень», «скала».
Петя растет любознательным мальчиком. Ничто не проходит мимо его детского ума, ко всему он приглядывается и все хочет знать: как строят гнездышко ласточки, где спит сова и как устроен подшипник. В нем сильно чувство солидарности, и, если мальчишки во дворе набедокурили, Петя скорее всего будет с ними. Маленький Петя, как правило, музыкально одарен и обладает неплохим голосом. Родители правильно сделают, если отведут сына в музыкальную школу. В юности часто коллекционирует фотографии и пластинки любимых артистов. С учебой проблем почти не бывает. Петя тянется к знаниям и, окончив школу, стремится продолжить свое образование.
Профессию выбирает по призванию, к своей профессиональной подготовке относится основательно, стремится быть одним из лучших. У него есть склонность к анализу и систематизации, поэтому среди Петров часто встречаются следователи, ученые и писатели.
Петр долго ищет жену и, встретив наконец ту, которая соответствует его идеалу, действует быстро и решительно. Если при этом он ошибается, то никого, кроме себя, в происшедшем не винит. Жена, по мнению Петра, должна быть прежде всего верной. Все остальные ее качества для него не столь важны. Любит заботиться о беспомощных животных, маленьких детях, помогает старым людям. Очень привязан к матери, и жене придется смириться с ведущей ролью свекрови в поступках мужа. Домашним хозяйством занимается по настроению. Ревнив, в ревности несдержан. Измены могут возникнуть только на почве конфликтных отношений с женой — как способ самоутверждения. Пьет мало.
|
|
|
| | | Вторая сестра Петра 1 |
Царевна Феодора Алексеевна (Москва, 11/24 июля 1674 — Москва, 28 ноября/11 декабря 1677). Дочь Царя Алексея I Михайловича и Царицы Наталии Кирилловны (урожд. Нарышкиной). Скончалась в раннем детстве. Была погребена в Вознесенском монастыре Московского Кремля. В 1929, при разрушении Вознесенского монастыря, ее останки были перенесены в подвал Архангельского собора Московского Кремля.
Источник: А.А. Данилов, Л. Г. Косулина, «История России. XIX век»
|
|
|
| | | Театральная деятельность царевны |
В 17061707 гг. усилиями царевны в Преображенском дворце начались театральные представления. Пьесы ставились на современные темы, инсценировки житий святых, переводных романов. Специальным указом императора труппе были переданы все «уборство» из «комедийной храмины», прежде помещавшейся на Красной площади в Москве, «комедиальное и танцевальное платье», привезённое несколькими годами раньше немецкими театрами в Москву, а в 1709 г. — их декорации и тексты пьес. Актёрами были приближённые и слуги царевны и её невестки царицы Прасковьи.
В 1710 г., с переездом в Санкт-Петербург, Наталья Алексеевна продолжила трудиться на этом поприще, устроив «комедийную хоромину» для всех «прилично одетых людей», то есть дворянской публики. Для этого театра уже специально писались пьесы, в том числе самой царевной, Ф. Журовским.
До исследований Забелина активность царевны в театре во многом приписывалась царевне Софье, её сестре.
Источник иллюстрации: яндекс картинки
|
|
|
| | | Имущество сестры Петра Великого |
Под Петербургом царь в 1712 подарил сестре мызу Гатчина. Для неё там построили на одном из прибрежных холмов Белого озера трёхэтажный дом. Также ей принадлежали земли по Петергофской дороге, на которых позднее возникла усадьба Александрино.
В год смерти царевны ей планировался дом на Васильевском острове, в котором она не успела поселиться. Один её дом Пётр определил под приют для подкидышей, в другом поселился вместе с императрицей 28 апреля 1722 г. Ещё при жизни царевны в её доме была устроена первая в Петербурге богадельня, куда принимались старые и убогие женщины — на Воскресенском проспекте, названном так по построенной ею церкви Вознесения Христова. На средства царевны построена также Смоленско-Корнилиевская церковь в Переяславле-Залесском.
Библиотека царевны Натальи находится в составе рукописных фондов Библиотеки Академии Наук.
|
|
|
| | | Смерть сестры Петра 1 |
Скончалась Наталья Алексеевна в возрасте 43 лет от катара (гастрита) желудка.
Была похоронена в Александро-Невской лавре на Лазаревском кладбище. Над её могилой и похороненным рядом Петром Петровичем была возведена часовня во имя Воскрешения св. Лазаря, от которой кладбище получило имя. Через несколько лет их останки были перенесены в стоявшую там же Благовещенскую церковь и перезахоронены в самой почётной алтарной части. Над их могилами были положены плиты, получившие название царских, и Благовещенская церковь Александро-Невской лавры стала превращаться в первую царскую усыпальницу Петербурга.
|
|
|
< Предыдущая | Страница 2 из 30 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая | Последняя
Всего записей 448 Все в обратном порядке
Загрузка...
|
|