Зеленые слова — это сноски, комментарии, примечания, маленькие статьи в разъяснение понятий. Их миссия — помочь читателям лучше понять текст. На них интересно отвлекаться, когда вы читаете текст, но они не отрывают от чтения, а углубляют его. Создавайте маленькие шедевры, но ориентируйтесь на Правила! Начать чтение учебника и работу над ним
Комментарий: Фонограмма — это запись любых звуков — речи, музыки, шумов, которую сохранили на любом носителе (пластинке, пленке, кассете, диске, флешке)
Фонограммы бывают монофонические (с одним каналом записи), стереофонические (два канала) и многоканальные.
Источники:
Фундаментальная электронная библиотека
Википедия
«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (1935–1940)
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва
Наиля Кедрина, рук. #4197 Медиацентр «Инсайт»; Центр образования и спорта «Москва-98», Москва
Перебивка — палочка-выручалочка для тележурналистов. Это маленький фрагмент видео, которым перекрывают склейку двух других фрагментов. Например, в ваш сюжет нужно вставить синхрон. Но исходное интервью очень большое. А если его «порезать» и просто «склеить» кусочки, человек в кадре будет дергаться, как от удара током. Вот тогда нам и поможет перебивка. Это может быть кадр микрофона в руке корреспондента, платка в кармане говорящего, вазы за его спиной и т. д. Такие «заплатки» и называют «перебивками».
Перебивка — 1)кадр чего-то, чего нет в предыдущем и последующем кадрах, с помощью перебивки можно сделать переход между двумя кадрами, которые не «клеятся» друг с другом, 2)это вставка между двумя фрагментами, представляющими непрерывное действие.
Примеры перебивок, в первом случае — это статуэтка на столе у человека, с которым записывали интервью, или картина на стене. Во втором случае, если мы снимаем концерт, то перебивками будут кадры зрителей, сидящих в зале.
Под словом звук в телесюжете понимают все элементы, которые расположены на аудиодорожках. Это интершум, голос за кадром, голос человека в синхроне или стендапе, музыка.
Если говорить об особенностях работы с интершумом, то там звук имеет свою крупность. То есть на общем плане он должен быть слышен хуже, чем на крупном плане. Именно так он и записывается во время видеосъемки, поэтому при работе с интершумом не стоит все аудиофайлы убавлять на один и тот же процент. В среднем соотношение закадрового голоса и интершума должно быть — 1 к 6, то есть голос за кадром — 100%, интершум — 20%. Но нельзя везде одинаково уменьшать громкость, это необходимо делать в зависимости от крупности кадра, к которому относится фоновый звук.
Панорама или панорамирование — это прием съемки, когда камера не статична, а движется по горизонтали или вертикали от одной точки до другой. Обычно используется, если нужно показать масштаб какого-то здания, пространства, часто применяется, когда снимают какие-то архитектурные соружения снаружи или интерьер комнаты внутри. Важно, чтобы панорама начиналась и заканчивалась со статичного кадра, то есть первые три секунды вы держите план, не двигаясь, и когда приходите в финальную точку, то тоже не останаваливаете запись сразу, а держите статичный план 3–4 секунды.
Черное поле в телесюжете — это часть таймлинии, где нет видеоряда. Обычно такие фрагменты остаются в ролике, когда собирают так называемую «рыбу», то есть весь материал по звуку: имеется в виду закадровый текст, синхроны, лайфы и стендапы.
Если же черное поле осталось в сюжете после мастеринга, то это технический брак и частая ошибка новичков в монтаже. Заключается она в том, что между двумя фрагментами видео «проскакивает» микроплан с черным экраном. Обычно это случается из-за невнимательности монтажера, который оставляет между кадрами небольшое пространство.
Видеоряд — это один из элементов телесюжета, можно сказать, его главная составляющая. Видеоряд часто называют «картинкой» и говорят: «Нет картинки — нет сюжета». Видеоряд — это те видеокадры, видеофайлы, видеоматериалы, которые оператор снял во время съемки.
Хронометраж — это длительность видеоролика в секундах. Зачем считать так точно, спросите вы?! Ведь на YouTube сейчас можно загрузить любое видео с любым хронометражом. Но если речь идет о ТВ, то это крайне важно. Ведь есть эфирная сетка, в которой у каждой телепрограммы есть свое место, время выхода в эфир и хронометраж. Если, к примеру, сюжеты в новостях будут длиннее, чем нужно, то потом нарушится все расписание выхода передач в эфир. Поэтому, когда корреспондент едет на съемку, ему обычно говорят, сколько по времени ему могут дать в эфире на его телесюжет. В зависимости от хронометража итогового материала выстраивается и работа на съемке, оператор знает, сколько исходников необходимо снять для, к примеру, двухминутного репортажа или 10-минутного спецрепа.
Цветокоррекция — это исправление цветов изображения человека или предмета в кадре до естественных, то есть тех, которые видит глаз человека.
Чтобы не пришлось делать коррекцию цветов на монтаже, необходимо следить за балансом белого во время съемки. Перед тем, как оператор нажимает на кнопку запись, нужно не только выставить композицию кадра, но и взять баланс белого — для этого корреспондент должен подержать белый лист бумаги перед камерой, что поможет оператору снимать видео с правильным балансом белого, а монтажеру потом не придется делать цветокоррекцию.
Титры — это надписи или подписи, заголовки, в общем любая текстовая информация, которая появляется в видеоролике.
В телесюжете титры — это чаще всего имена, фамилии и должности тех, с кем корреспондент записал интервью. Непрофессионалы часто делают ошибку и пишут в титрах сначала фамилию, а потом имя. Так делать нельзя. Правильный вариант, если делать, к примеру, титр для меня: Егор Гуторов, ученик 8 класса школы 1329. Отчество в титрах не пишут, это тоже считается ошибкой. Кроме того, из титра обычно убирают все аббревиатуры и сокращения, как это сделали мы, написав не ГБОУ «Школа № 1329», а просто школа 1329. Держать титр на экране нужно 3-5 секунд, в зависимости от объема текстовой информации. Проверяют обычно, что называется на глаз, нужно успеть прочитать весь текст за то время, которое титр есть на экране.
Текст: *интершум* или музыка захлестываются на начало синхрона
Комментарий:
Интершум — это звук, который записывается в тот момент, когда вы снимаете видео. Проще говоря, это фоновый шум. Это может быть шум волн или крики чаек, если вы снимаете море, удары клюшкой по шайбе или скрип коньков по льду, если вы снимаете хоккейный матч. В отличие от синхрона или стендапа интершум записывается на накамерный микрофон, который еще называют «пушкой».
Оператор должен снимать не отдельные кадры. Необходимо создавать образ темы. То есть не должно быть ряда случайностей, не должны быть выхвачены из жизни нетипичные действия. Нужно снимать монтажными фразами или сценами, которые состоят из эпизодов, это должно быть маленькое кино внутри события.
Текст: На что стоит обращать внимание при *монтаже*?
Комментарий:
Монтаж — это способ выражения мысли, умение «картинками» рассказать историю. Почему вообще нужен монтаж, может быть, снимать все одним планом и одной крупностью? Дело в том, что человек, комгда смотрит на какой-то предмет или человека, одновременно видит три плана: общий, средний, крупный. Камера же видит только один план. Чтобы заинтересовать зрителя, важно снимать разные крупности.