Работа издателя — это большое искусство, чем-то схожее с профессией режиссера. Издатель должен столь грамотно организовать работу многих людей (от авторов до верстальщиков) и так искусно смонтировать результаты их труда, чтобы в итоге получился не набор сырых бессвязных текстов, а достойное внимания произведение. То же самое происходит и на съемочной площадке. Однако в любом искусстве необходимо и владение определенными навыками ремесла. Эта статья как раз поможет овладеть необходимыми умениями при работе с мини-типографиями.
Если взять в руки газету, журнал, учебник или методические указания для учащихся и проанализировать визуальный ряд, представленный на страницах этих изданий, то можно легко выделить три основные визуальные группы, присутствующие практически на каждой странице:

- Текст.
- Векторная графика: рисунки, чертежи, схемы, графики, логотипы.
- Фотографические изображения.
При подготовке публикации к печати эти три элемента готовят, как правило, разные люди: текст пишет автор, его правкой занимается редактор; рисунки, чертежи, схемы и логотипы готовит дизайнер, он же обрабатывает фотографии и полутоновые изображения. Общей компоновкой публикации (дизайн-макетом) занимается художник или арт-директор, а версткой публикации (наполнением дизайн-макета информацией и иллюстрациями) — верстальщик.
Таким образом, подготовка публикации разбивается на несколько этапов:
- Подготовка дизайн-макета (как правило, делается заранее).
- Подготовка текста автором.
- Правка текста редактором.
- Подготовка иллюстраций дизайнером.
- Верстка.
- Читка редактором и внесение правки в распечатку.
- Внесение правки в электронную версию.
- Проверка публикации на наличие шрифтов и иллюстраций.
- Подготовка к печати (спуск полос).
- Пробный вывод.
Дизайн-макет
Подготовка дизайн-макета — это творческий и в то же время технологичный процесс, дизайнер должен учесть не только пожелания в отношении фирменного стиля и оформления, но и характер публикуемых материалов, иллюстраций, а также особенности процесса печати (офсет, печать на цифровом дупликаторе или лазерном принтере). Как правило, дизайн-макет разрабатывается один раз и является своеобразной визиткой издания, меняясь сравнительно редко. Дизайн-макет любой публикации состоит из нескольких типовых элементов:
- логотип или «шапка» (например, название газеты, журнала или буклета);
- заголовки;
- подзаголовки;
- основной текст публикации;
- текст и оформление таблиц и графиков;
- разметка листа публикации;
- способ подачи иллюстраций и рисунков (на плашке или в тексте).
Если материал состоит из нескольких листов, то каждый из них имеет свой шаблон в зависимости от смыслового наполнения. Для журнала, к примеру, это первая страница, оглавление, основные разделы… В газете различаются макет первой и последней страниц, а также дизайн четных и нечетных полос. Для писем элементами оформления является «шапка», которая может содержать логотип, адрес, телефон, а также нижний колонтитул.
Шрифт каждого элемента макета, форматирование абзаца, цвет и его расположение записываются в таблицу стилей, что существенно ускоряет и упрощает верстку.
Использование платформы Macintosh позволяет получить гораздо более профессиональные результаты при работе с полноцветными публикациями, однако в условиях школьной редакции при подготовке черно-белых или цветных (запечатываемых несколькими цветами без их смешивания) изданий и последующей печати на цифровом дупликаторе в один или несколько цветов, платформа PC позволяет получать вполне качественные результаты. К тому же устраняются проблемы совместимости между различными компьютерными платформами.
Подготовка материалов
Для подготовки к печати материалов в условиях школьной редакции вполне достаточно практически любого офисного компьютера с установленной операционной системой Windows и набором программного обеспечения Microsoft Office. Текст статьи может быть набран в текстовом процессоре Word с минимальным форматированием. В принципе, форматирование текста, как таковое, не нужно, т. к. при верстке верстальщик все равно будет его переделывать заново в соответствии со стилями, применяемыми в отдельных элементах дизайн-макета. Однако наличие выделенных смысловых элементов (заголовков, подзаголовков) помогает редакторам при правке текста публикации.
Фотографии для статьи автор может подобрать самостоятельно. Однако желательно, чтобы перед вставкой в публикацию они прошли дополнительную обработку дизайнером.
Графики можно готовить с помощью встроенного приложения Microsoft Graph. В дальнейшем они переводятся верстальщиком в формат, пригодный для верстки. Более предпочтительный вариант подготовки графиков — создание их в Adobe Illustrator с последующим сохранением в формате *.eps (Encapsulated PostScript) с конвертацией используемых шрифтов в кривые. Один из наиболее сложных вопросов — подготовка таблиц. Наиболее удобно для автора статьи создавать их в программах Excel или Word, однако эти форматы категорически не могут быть использованы в стандартных программах верстки. Поэтому технология подготовки таблиц для верстки может выглядеть так:
- Подготовка таблиц в Excel или Word — делает автор материала.
- Конвертация в формат *.csv, который содержит данные из таблицы. При этом отдельные колонки таблицы разделяются табуляцией или пробелами. Данный вариант наиболее применим в случае верстки таблицы в общем тексте публикации. (Это тоже вполне по силам журналисту.)
Возможен и другой вариант:
- Подготовка таблицы в Adobe Table 3.0 (табличный редактор, входящий в комплект ПО Adobe PageMaker).
- Форматирование таблицы в соответствии с дизайн-макетом.
- Сохранение готовой таблицы в формате eps для последующей вставки в публикацию. При этом крайне желательно, чтобы используемые в таблице шрифты были переведены в кривые или использовались бы шрифты из основной публикации.
В данном варианте пункт 1 сможет сделать журналист после небольшой подготовки (технология работы с Table 3.0 очень похожа на работу в Excel, однако имеет свои нюансы). Пункты 2 × 3 выполняет верстальщик.
И, наконец, наиболее простым способом подготовки таблиц является создание отдельного дизайн-макета для таблицы в программе QuarkXPress и подготовка таблицы автором непосредственно в этой программе. Однако это может потребовать от журналиста дополнительных навыков работы с данной программой.
Поэтому при подготовке таблиц для публикации остро встает проблема выбора между технологичностью подготовки публикации и навыками пользования компьютером у журналистов и авторов статей.
Подготовка иллюстраций
Графики, подготовленные в Word или Excel, легко могут быть скопированы через буфер обмена Windows (с помощью команд «Копировать» и «Вставка») в программу Adobe Illustrator. Шрифты True Type или Open Type, используемые в графиках, должны быть заменены на шрифты Type1 и переведены в кривые. После этого иллюстрация должна быть сохранена в формате *.eps (Encapsulated PostScript). Не рекомендуется печатать графики на дупликаторе в несколько цветов — могут возникнуть проблемы с их совмещением на отпечатке. В случае ленточного графика вместо различных цветов рекомендуется использовать несколько вариантов штрихового заполнения для различных столбцов данных.

В векторных рисунках желательно использовать минимальное количество сплошных заливок или растр вместо них.

Логотипы для публикации должны быть подготовлены в виде векторных изображений, обрисованных по контуру. Они могут быть как черно-белыми, так и цветными (Pantone Spot Color).

Фотографии, используемые в публикации, желательно переводить в режим оттенков серого (grayscale) с разрешением не менее 300 точек на дюйм с использованием коррекции баланса яркости и контрастности. При этом желательно использовать различные варианты воспроизведения фотоизображений растром (стандартные фильтры Adobe Photoshop).
Можно также использовать фотографии в режиме duotone (двухцветная тонированная фотография). Основу составляет черно-белая фотография. В качестве второго цвета используется Pantone Spot Color (несмешиваемые цвета — красный, синий, зеленый, фиолетовый, желтый). Они печатаются в два прохода на дупликаторе с помощью сменных барабанов.
Верстка
Верстка — это наиболее рутинный, долгий и трудозатратный процесс при подготовке публикации к печати. Его суть сводится к заполнению готовой информацией дизайн-макета. С одной стороны, это может показаться не очень сложным делом, однако и тут встречается множество подводных камней. Основная проблема, как правило, состоит в том, что материала либо много, либо слишком мало, и верстальщику приходится думать над тем, каким образом расположить текст и изображения. После того, как публикация сверстана, она распечатывается и отдается корректорам, которые вносят необходимую правку. Затем правка вносится в электронную версию публикации. Этот процесс может продолжаться циклически несколько раз. Следующий этап — проверка публикации, подготовка к печати и пробный вывод. Проверка публикации — это полуавтоматический процесс, который выполняется средствами программы верстки. Его суть сводится к проверке наличия всех используемых в тексте шрифтов и правильности ссылок на иллюстрации. Это очень важный процесс, шрифты и иллюстрации хранятся отдельно от публикации и при печати с высоким разрешением, в случае их потери, может быть получен абсолютно непредсказуемый результат. Подготовка к печати не требуется, если публикация состоит из одной или двух страниц.
В случае многостраничных публикаций необходимо, в зависимости от формата публикации, сделать спуск полос (сортировку страниц публикации, учитывающую особенности печати и послепечатной обработки издания). Например, мы сделали буклет формата А5. Нумерация страниц выглядит следующим образом:
Если мы печатаем буклет на формате А4 с двух сторон, то спуск полос имеет такой вид:

Спуск полос в Adobe PageMaker осуществляется с помощью встроенных средств спуска полос. В QuarkXPress — с помощью утилиты Imposer. При этом возможности Imposer существенно шире, чем встроенные возможности PageMaker. Например, имеется возможность делать спуск полос формата А5 на формат А3, когда на одном листе выводится с двух сторон до 8 страниц публикации.

Пробный вывод. Цифровые дупликаторы имеют встроенный компьютерный интерфейс стандарта GDI. Для оптимизации вывода изображений рекомендуется выводить публикацию из Adobe PageMaker или QuarkXPress в формат *.pdf, используя в качестве виртуального принтера Acrobat Distiller. Печать на дупликаторе осуществляется из программы Acrobat Reader (pdf-файлы) с использованием стандартного драйвера печати. Настройки драйвера позволяют корректировать формат бумаги, яркость изображения и алгоритмы обработки изображения.
Печать
Выполнив пробный вывод и убедившись в том, что при печати не возникает проблем, можно приступать непосредственно к печати тиража вашего издания. Но этому посвящены уже другие статьи нашего цикла. |
|