Как создавались первые книги, первая бумага, из чего и как? Экскурсовод Ольга Олеговна из музея истории полиграфии и книгоиздания рассказала нам об этом с радостью, хотя мы чуть-чуть опоздали…
Музей находится в одном из исторических зданий Москвы, на территории Китай-города. В нем собраны первые и одни из первых станков для печати, фотоаппараты, книги и даже личные вещи некоторых писателей.
Первые книги были созданы в древности на глиняных или каменных табличках, которые писались с помощью резца или ручки из тростника. Они использовались в качестве учебников для обучения чтению и письму.
Позже была изобретена пергаментная книга, сделанная из кожи животных, обычно из кожи телят. Она была более гладкой и легче читалась, а еще можно было писать с двух сторон, что было в диковинку тогда. Но изготовление книг на пергаменте было очень дорогим, поэтому они использовались только в эксклюзивных манускриптах.
Первые книги на бумаге были созданы в Китае примерно за 150 лет до н. э. Бумага была сделана из различных растительных волокон, таких как: льняное волокно, хлопчатник и рисовая соломка. Только состав очень долго держался в тайне, китайцы даже готовы были умереть, но секрет не скажут. Впервые она использовалась для записи знаний, учения и распространилась по всему миру, благодаря бумаге люди стали образованнее. А книги стали доступнее.
Эта экскурсия была очень интересной и познавательной. Людям, которые интересуются полиграфией понравится, ведь на экскурсии можно попробовать поработать на станках.
Из этих стен вышли блестящие журналисты, ученые, государственные деятели. Факультет журналистики Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова расположился в самом центре столицы, в здании XVIII века, которое является историческим памятником. С особым миром знаменитого Дома на Моховой нас знакомил Сергей Владимирович Шахиджанян, преподаватель кафедры теории и практики медиакоммуникаций МГУ, член Союза журналистов России и Москвы, специальный корреспондент газеты «Вечерняя Москва»
Он подошел неожиданно, застав нас врасплох. Мы специально приехали на Моховую заранее, чтобы успеть осмотреться и сфотографироваться у памятника М.В. Ломоносову перед входом в легендарное здание журфака МГУ. Мы — это команды трех школьных редакций, приехавшие на Дни школьной прессы в Москве: новосибирский «Горностай», омская «СтильНО» и ростовский «Антирутин».
— Это вы из «НАШпресса»?
Услышав знакомый голос, все обернулись. Сергей Владимирович Шахиджанян стоял с телефоном в руках и улыбался. Совсем такой же, как на экране, когда ведет мастер-классы по арт-фототворчеству на портале «Школьная пресса». Мы, конечно, сразу его узнали.
— Ну что, готовы к экскурсии? Тогда — вперед! — устремившись за мастером, мы вошли под своды факультета журналистики МГУ, тот самый Дом на Моховой. Московскому Императорскому университету, как назывался МГУ с 1755 по 1917, он принадлежит с 1832 года.
Быстро спускаемся в гардероб, чтобы оставить там верхнюю одежду, и снова собираемся у парадной мраморной лестницы, вдыхая ароматы расположенного под ней буфета и с любопытством разглядывая все вокруг. Прямо перед нами огромный портрет Ломоносова — главного инициатора создания университета. Правда, его имя присвоено МГУ только в 1940 году, когда вузу исполнилось 185 лет. Михаил Васильевич наверху смотрит не на нас, а куда-то вдаль…
— А вы знаете, что это здание строилось как дворец? — спрашивает Сергей Владимирович. — По поручению императора Николая I архитектор Ефграф Дмитриевич Тюрин отремонтировал и реконструировал под учебный корпус недостроенный «Дворец для маскерадов» Петра Егоровича Пашкова, сына денщика императора Петра I.
В подтверждение своих слов Сергей Владимирович ведет нас в очень светлую, с высоким потолком и огромными окнами Елизаветинскую аудиторию. Вместо торжественных приемов и балов теперь в ней проходят лекции и семинары. На стене — потрет императрицы.
— Это подсказка; если вдруг вы забудете, когда, при какой из императриц был основан Московский университет, вспомните название аудитории 233 — шутит наш экскурсовод.
Сергей Владимирович знает студенческую жизнь университета не понаслышке — сам с 1985 по 1992 годы учился на фотоотделении МГУ. По пути в следующую аудиторию он показывает нам «потайную» дверь, за которой ему удавалось поспать, спрятавшись от любопытных глаз. Обращает внимание на интересную лестницу с черными перилами и окна, из которых открывается вид на Кремль.
— У этой аудитории очень интересная история, — продолжает он свой рассказ, когда мы входим в огромное, очень светлое помещение помещение с множеством окон под потолком. — До революции она называлась Большой Богословской, в годы СССР — Коммунистической, затем — Большой Академической, а сейчас — «Чехов-центр». Кстати, Антон Павлович тоже учился в МГУ, он выпускник медицинского факультета.
По скрипучему паркету С.В. Шахиджанян ведет нас на кафедру теории и практики медиакоммуникаций МГУ. Там мы отчаянно пытаемся угадать, чей бюст студенты-фотографы используют, когда учатся правильно выставлять свет. На помощь приходит заведующий кафедрой Олег Александрович Бакулин. Он объясняет, что это бюст неизвестного человека. После недолгой, но содержательной беседы о правилах поступления и особенностях обучения в университете, нам предлагают почувствовать себя студентами, расположившись в огромной аудитории. В ней потрясающая акустика! «Чем выше ты сидишь — тем громче звук» — говорит Сергей Владимирович и предлагает продолжить экскурсию.
Мы поднимаемся с ним наверх, чтобы полюбоваться огромным стеклянным куполом, который символизирует прозрачность и открытость журналистики. Как же красиво! Щелкают затворы фотоаппаратов, смартфоны в наших руках буквально раскалились. Хочется побольше узнать, запомнить, запечатлеть. Нет, одного посещения журфака МГУ явно недостаточно, мы обязательно вернемся сюда еще. И хочется надеяться, не только на экскурсию. Учиться здесь — заветная мечта многих из нас.
Ну а пока мы благодарим Сергея Владимировича Шахиджаняна за интересное путешествие и дарим ему небольшие ростовские сувениры в память о нашей встрече.
Центр драматургии и режиссуры, спектакль «Немец» по одноименной повести Леры Манович. История о жизни одной семьи, о госте, который приехал из Германии, о том, как его встречают. Театральный жанр — драма
Сначала совершенно непонятно, почему спектакль так называется. На сцене скромный школьный интерьер — серые парты, стулья, шкафы. Как только зрители начали аплодировать, на сцену вышли школьницы, одетые в коричневые платья с манжетами поверх которых надеты фартуки. В их в классе появляется подросток из Германии. Немец по имени Пиус. Он переехал в семью одной из учениц этого класса.
В этой семье ему пришлось несладко. Под одной крышей живут: Женя, её мама-писатель, её своенравная бабушка и прабабушка, которой сто лет. Как только немец въехал к ним в квартиру, все старались окружить мальчика заботой и вниманием. Тем не менее каждая имела свои взгляды на жизнь, которые не совпадали со взглядами остальных, поэтому между ними нередко возникали конфликты.
Чаще всего ссорились мать с дочерью. Девочка не чувствовала глубокой любви от своей матери. Мать никогда её не слушала, не понимала, не поддерживала. И только со стороны отца девочка получала должное внимание. Меня поразил эпизод, когда мама выбрасывает дорогую для дочери книгу, которую подарил девочке отец. Эта книга была дорога ей. И ещё один момент в спектакле, в котором мать девочки поступает неправильно по отношению к проживающим в квартире. Она начинает ремонт в доме ночью, под предлогом, что это делать необходимо. Конечно, это никому не нравилось. Гостю пришлось справляться с множеством проблем, которые ему предстояло решить.
Подросток-немец не является главным персонажем. Это всего лишь человек, вокруг которого вращаются действия, обстоятельства и люди. В спектакле много песен и танцев. Невероятно талантливые актёры подарили зрителям удовольствие. Несмотря на жёсткий поворот событий, спектакль воспринимается легко. Хочу отметить, что у актёров, помимо актёрской игры, сильные голоса и отточенные движения. Одновременно они могут и петь, и танцевать, а это, согласитесь, нелегко. Потому мир театра и драматургии завораживает зрителей и по сей день.
#ДетскиеНовости: экскурсия на радио ENERGY
Детская студия ТелеИдея, школа 1329 Москва
2. Игровая группа
Бергамот
3. Ссылка на видео на YouTube
5. Краткое описание (промотекст)
Где работают самын энергичные люди в Москве? Конечно же, на радио ENERGY. Мы побывали там на экскурсии вместе с другими участниками Дней школьной прессы в Москве.